30 августа, 31 августа, 1 сентября - в эти три дня три
постсоветские центральноазиатские страны отмечали государственные
праздники. В Казахстане 30 августа - День Конституции, в Кыргызстане
31 августа - День независимости, в Узбекистане 1 сентября - День
независимости.
Из пяти постсоветских "станов" Туркменистан и Таджикистан стоят
особняком: в первой - культ бронзовой эпохи, во второй - хрупкий мир
после войны. Три оставшихся в контексте их государственных
праздников можно и должно сравнивать.
По всей логике оптимизма, этим трем странам необходимо
кооперироваться. Держаться вместе и взяться за руки, чтоб не
пропасть поодиночке. На практике создавать общее экономическое
пространство, унифицировать таможенное и налоговое законодательство,
выступать общим региональным рынком. Общий рынок, отсутствие
барьеров приводят к экономии на масштабах. Это классика экономики:
больше рынок - меньше издержки на единицу продукции. Как
региональное целое, как блок эти страны могут представлять нечто
существенное.
Географическая предрасположенность к интеграции включает в себя
множество факторов. Верховья рек в Кыргызстане, низовья - в
Узбекистане и Казахстане. Транзитные пути на западные рынки лежат из
Узбекистана и Кыргызстана через Казахстан. Для Казахстана выход на
Юг возможен через Узбекистан. Газ узбекский потребляется на юге
Казахстана и в Кыргызстане. Наконец, алматинцы, а их более миллиона,
любят отдыхать на Иссык-Куле в Кыргызстане, где население в общем
составляет около 4,8 млн человек.
Но реальная жизнь не следует логике оптимизма. Она сложней и
противоречивей чистых расчетов, основанных на рациональности и
целесообразности, т. е. фундаменте оптимизма.
Интеграции мешает даже не амбициозность лидеров региона. Она лишь
мелкий штрих к историческому конфликту степи и городов Туркестана.
Вольные кочевники нападали на землепашцев и, наоборот, землепашцы
организовывали походы вглубь степи, нанимая одних кочевников против
других. И этот конфликт был всегда.
Мир сюда принесла третья сила: регион сперва объединила Россия, а
потом ее наследник - Советский Союз. Присутствие России было
присутствием третьего лица в конфликте степи и города. Единое
пространство и мир принес тот, кто был над схваткой.
При первой же серьезной угрозе - Баткенской войне - обратно пошли
к России. Кыргызстан даже ввел русский язык на уровне
государственного, Узбекистан вошел в Шанхайскую организацию
сотрудничества, Казахстан активно участвовал в идее создания
коллективных сил быстрого реагирования.
Желание возродить военные связи - это просто частный случай
общего тяготения к России - экономического, политического,
культурного.
Поэтому попытки администрации США вытеснить Россию отсюда,
опасаясь ее имперских амбиций, наверняка недальновидны. Россия
всегда была объединяющим началом в этом регионе, но находилась вне и
над конфликтом. Вспомним аналогичные примеры. Россия успокоила
Кавказ. Армения и Азербайджан всегда воевали между собой. Россия
ушла, война началась опять. И таких примеров много.
Существование третьей силы иногда просто необходимо для решения
вековечного противостояния, особенно если стороны равны между собой
по весу, а третий - намного больше. То есть конфликтующие входят, на
уровне элементов, в более широкую систему. Поэтому и США, кстати,
навязывали турецкую модель - нечто третье, что объединяет всех.
Вероятная интеграция в Центральной Азии как политическая, так и
экономическая, произойдет через Россию. Она - это выход к морям,
рынок, источник технологий и интеллектуальных ресурсов, и
стратегический гарант.
Газета СНГ.Ru
2001 г.
|