Каждая страна, имеющая армию, оказывыается перед небходимостью иметь также военную контрразведку, которая представляет собой систему специальных органов безопасности. В одних странах, как, например, в США и Швеции, военная контрразведка находится в составе военной разведки Вооружeнных Сил (ВС) и подчинена военному руководству, в других -- выведена из состава ВС, как было, например, в СССР.
Деятельность военной контрразведки направлена на обеспечение высокой боеготовности ВС государства, ограждение его от подрывной деятельности спецслужб противника, используемых ими антигосударственных организаций и враждебных элементов.
Ее тактика и стратегия определяются в строгом соответствии с политикой государства, непосредственно вытекают из задач, поставленных перед органами безопасности в целом.
В Финляндии функции контрразведки в довоенные годы возлагались на отдел надзора военной разведки Генерального штаба Оборонительных Сил (ОС) Финляндии с подчинением военному руководству страны.
Ее деятельность за этот период в исторической литературе, в специальных работах финских авторов практически не освещалась. В отдельных трудах (Тигерстедт, Хиетаниеми, Хейсканен, Косонен), а также в работах о центральной сыскной полиции (ЦСП) упоминается о существовании контрразведки, но, естественно, не говорится о еe роли, формах, методах работы и результатах практической деятельности. В советской и российской историографии эта тема не рассматривалась. Однако анализ разных источников позволяет хотя бы частично осветить деятельность финской военной контрразведки в период 1918--1939 годов.
Отдел надзора -- орган военной контрразведки и политического сыска -- в составе военной разведки был создан 1 января 1920 года, первоначально в форме отделения. Он стал правопреемником отделения надзора N 1 третьего отдела Генштаба, которое до реорганизации штаба (летом 1919 года) выполняло функции военной контрразведки. Уже в тот период отделение надзора N 1 имело свои аппараты и представителей в некоторых населeнных пунктах Финляндии, в частности, в Турку, Торнио, Сортавале, Выборге, Раяйоки.
Отдел надзора работал под руководством Генштаба. Его деятельность развивалась вместе с развитием военного законодательства.
До 1918 года финская армия пользовалась уголовным законодательством для военнослужащих Российской империи от 1886 года. В мае 1919 года был подготовлен собственный военный уголовный закон, на следующий год -- закон о военном суде и судопроизводстве. В 1920 году -- дисциплинарный устав, который использовался до 1972 года. Военный уголовный закон касался не только военнослужащих, но и гражданских лиц, имеющих отношение к военной службе.
В уголовном законе стремились предусмотреть всe: государственную и военную измену, измену родине, предательство во время военных действии, трусость и незаконную связь с врагом, дезертирство, мятеж, восстание, бунт, а также незаконную политическую деятельность.
Дисциплину и порядок стремились поддерживать с самого начала создания армии. После гражданской войныне редки были случаи бегства из воинских частей, воровство. Имели место выступления солдат, которые рассматривались как восстание. Так, 27 октября 1918 года в 5-м пехотном полку "Восточной Финляндии" в связи с недовольством солдат началась стрельба во дворе казарм Миккели. Волнения были подавлены несколькими пулеметными очередями поверх голов. В ходе расследования выяснилось, что недовольство было связано с плохим питанием. Каждым подобным случаем занимался отдел надзора, выясняя, не стоят ли за ними иностранное государство или коммунистические организаторы?
В довоенные годы вся деятельность отдела надзора Генштаба была ориентирована на два важнейших равнозначных направления: противодействие иностранным спецслужбам и коммунистическим идеям в национальных ОС. И оба они были связаны с Советским Союзом. В 1939 году отделу надзора были окончательно определены его задачи, которые он и выполнял в войну.
В рамках этих направлении отдел занимался контрразведывательным обеспечением частей и подразделений ОС, объектов военно-промышленного комплекса страны и выполнял следующие задачи:
- планировал и проводил превентивные мероприятия, направленные на своевременное вскрытие и пресечение деятельности, наносящей ущерб гсударству в военной области со стороны учреждений и отдельных лиц; выявлял агентов спецслужб иностранных государств и осуществлял их проверку и разработку;
- обеспечивал выявление и оперативную разработку связей военнослужащих с иностранными гражданами, главным образом советскими, а также с коммунистами. В ходе работы сотрудники отдела и подразделении на местах осуществляли тесное взаимодействие с подразделениями центральной сыскной полиции Финляндии. При этом, как правило, отдел задействовал оперативные силы и средства последней;
- осуществлял защиту объектов и учреждении ВПК от саботажников и других преступных элементов;
- осуществлял расследование государственных преступлений в ОС страны и объектах военно-промышленного комплекса;
- осуществлял контроль за печатными изданиями, почтовыми, телеграфными, радио и иными информационными службами, то есть выполнял функции цензуры;
- проводил проверку благонадежности лиц, поступающих на службу в ОС и устраивающихся на работу на объекты военного назначения;
- совместно с иностранным отделением организовывал взаимодействие с полицейскими органами, подразделениями ЦСП, на местном уровне при осуществлении контроля за пребыванием в стране иностранных военных представителей;
- осуществлял учет, анализ, систематизацию и хранение материалов, касающихся контрразведывательной работы в войсках;
- выявлял в армейской среде антифинские настроения, коммунистическую пропаганду, случаи дезертирства.
Работу вели как среди военнослужащих, так и среди вольнонаемных, независимо от рода войск, на военном производстве и транспорте, а также среди русской эмиграции в Хельсинки.
Приоритетным направлением деятельности отдела надзора и подчиненных ему подразделений являлась организация превентивной работы. В частности, проводилась разъяснительная работа среди военнослужащих и вольнонаeмных, которым предписывалось докладывать о любых контактах с иностранцами и коммунистами и обстоятельствах знакомства с ними.
Важное место в работе отдела занимало также обеспечение защиты ВПК. С этой целью сотрудники отдела осуществляли тщательный контроль за порядком приeма на работу на предприятия оборонного ведомства.
В интересах обеспечения эффективной контрразведывательной деятельности отдел надзора имел в оперативном подчинении территориальные подразделения, которые организовывали непосредственную работу в гарнизонах войск, на объектах и в учреждениях ВПК, расположенных в соответствующих губерниях.
Наряду с выполнением вышеуказанных задач на отдел возлагалось также ведение контрразведки за рубежом "в тех странах, где этого требуют интересы государства". Это не что иное, как разведывательная деятельность в интересах контрразведки.
В 1920--1930-е годы отдел надзора неоднократно увеличивался количественно и менял название: с 1920 года это отделение надзора, с 1928 года (в связи с новой реорганизацией Генерального штаба) контрразведку стали называть отделением VI, в середине 1930-х -- отделением U3 или иностранным отделением n 3.
В 1939 году военная контрразведка была преобразована в отдел надзора. Он состоял из трeх отделений: надзора, информационного и цензуры. Начальник отдела -- в звании полковника, начальники отделений -- подполковники. В центральном аппарате в июне 1939 г. работало 26 человек.
Отделение надзора -- основное подразделение военной контрразведки. Его штат -- 11 человек: начальник отделения -- подполковник, один старший офицер -- майор, два офицера -- капитан и старший лейтенант, 7 гражданских чиновников. Отделение занималось выявлением, разработкой и пресечением деятельности агентов спецслужб иностранных государств; разработкой связей военнослужащих с иностранными гражданами и коммунистами; проводило проверку благонадежности лиц, поступающих на службу в ОС и устраивающихся на работу на объекты военного назначения; совместно с иностранным отделением осуществляло контроль за пребыванием в стране иностранных военных представителей; выявляло в армейской среде антифинские настроения, коммунистическую пропаганду, случаи дезертирства и так далее. Вело накопление информации и картотечный учeт негласных источников отдела надзора.
Отделение надзора руководило деятельностью периферийных подразделении по всей стране, которые находились при гарнизонах в Хельсинки, Тампере, Турку, Вааса, Оулу, Рованиеми, Миккели, Йоэнсуу, Коувола, Выборге, Сортавале, Лаппеенранта, а также группой радиоконтрразведки. Самые большие периферийные отделы надзора находились во 2-й и 3-й дивизиях (в Выборге и Сортавале).
В штате информационного, или юридического, отделения -- 7 человек: начальник -- подполковник, один старший офицер -- майор, два офицера -- капитаны или старшие лейтенанты, 3 гражданских чиновника. Это отделение осуществляло расследование государственных преступлений в ОС страны и на объектах военно-промышленного комплекса; занималось просмотром следственных дел, которые вели отделение надзора и периферийные подразделения, и давало своe заключение по делам с юридической точки зрения. Здесь служили опытные юристы, они владели русским языком, являлись знатоками советской жизни, читали много советских книг.
Отделение цензуры -- 7 человек: начальник -- подполковник, по одному старшему офицеру и офицеру (майор, капитан) и 4 гражданских чиновника. Оно осуществляло контроль за печатными изданиями, почтовыми, телеграфными, радио и иными информационными службами. Финляндия была разделена на 7 цензурных округов.
Финская военная контрразведка Эйнар Лайдинен
|