Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ДЛЯ XXI ВЕКА: традиционные ценности и новые вызовы

ИТОГИ ДВУХВЕКОВОЙ ИСТОРИИ

Социалистическая идея существует вовсе не извечно, как утверждают иные идеологи - и объявляющие себя ее сторонниками, и откровенные противники любого социализма. Социализм - главным конституирующим признаком которого является позитивная антибуржуазность (А.Володин, Б.Шахматов) - родился и мог родиться только в ответ на достаточно развитые буржуазные отношения. При рождении и развитии сложных и внутренне неоднородных идейных течений невозможно давать точные, хотя бы до года, даты. Однако с учетом этой оговорки можно сказать, что первым веком развития социалистической идеи был "долгий" XIX век (1789-1914 гг.), а вторым - "укороченный" ХХ (начался в 1917, а дату его окончания мы определим лишь некоторое время спустя, может быть, ей окажется вовсе не 1989 г.).

Народные чаяния и социальные утопии, развивавшиеся до Великой французской революции накапливали материал для социалистической идеи (как накапливала его и вся общественная мысль - Аристотель или, к примеру, Марсилий Падуанский важнее для развития социалистической мысли, чем легенда о стране Кокрейн и даже чем "Утопия" Мора), и относятся в лучшем случае к ее предыстории.

Можно отметить, что с момента рождения социалистическая идея отличалась несколькими характеристиками, важными для ее дальнейшего развития. Прежде всего это ее интернациональный характер, связанный с развитием капитализма как изначально мировой системы. Подавляющее большинство мыслителей-социалистов, в поисках ответа даже на специфические проблемы своих стран делали это в контексте мирового опыта. Не случайно многие выдающиеся социалисты происходили из стран (пользуясь термином И.Уоллерстайна) "периферии" и особенно "полупериферии" капиталистической миросистемы, взгляд из которых мог отличаться особой стереоскопичностью (для первого века социалистической идеи это прежде всего Германия, Россия и Польша).

Во-вторых, социалистическая идея родилась и развивалась как философия практики, если использовать в несколько расширенном и переосмысленном значении то определение, которое А.Грамши (вслед А.Лабриоле, Б.Кроче и Р.Мондольфо и в полемике с ними) давал марксизму. Философия практики как идея, непосредственно вплетенная в деятельность по преобразованию мира, и как практика, осмысленная и одухотворенная постоянно осмысливающей и критикующей себя идеей. Даже при немалом количестве "мечтателей" центральными фигурами в социализме всегда были люди, стремящиеся претворить идею в действительность.

Особенно символична с точки зрения этих двух характеристик фигура Томаса Пэйна. Фигура мыслителя, который одним из первых сформулировал в "Правах человека" (1791) идею социальной ответственности государства, и деятеля трех революций (американской, французской и промышленной), англичанина и гражданина мира, заявившего: "Где нет свободы - там мой дом!".

Наконец, социалистическая идея была изначально плюралистична, включая в себя широкий спектр позиций и подходов.

С этим плюрализмом связано все развитие социалистической идеи в первый век своего существования. Разнообразные мысленные эксперименты, результаты которых в полной мере не освоены и не осмыслены до сих пор, дали едва ли не весь возможный спектр вариантов общественного устройства, преодолевающего капитализм. Мировоззренческое обоснование социализма различными философскими, этическими и религиозными концепциями. Этатистские (как демократические, так и авторитарные) и либертаристские модели политического устройства. Революционные, реформистские и смешанные (например, у О.Бланки - революционный переворот и диктатура как пролог длительного периода медленных и постепенных социальных и культурных преобразований) методики перехода. И даже разные формы организации быта и повседневной жизни. А на фоне этого богатства - удивительная скудость собственно экономических идей (не считая критики существующего). Среди идейных россыпей не потерялись и пророчества-предупреждения, чем могут грозить преждевременные и насильственные попытки внедрения социализма "железной дланью администрации" (М.Салтыков-Щедрин) и разрушения буржуазного мира, если тот еще "внутри не кончен" (А.Герцен). Правда, как и подавляющее большинство пророчеств, восприняты они были лишь после того, как сбылись.

Второй аспект развития в XIX в. - поиск идеей своего воплощения, материализации в общественном движении. Почти все организационные формы современных движений, так или иначе связанных с социалистической идеей, коренятся в прошлом веке - от профсоюзов и массовых политических партий до альтернативистских коммун.

ХХ столетие стало временем практической проверки идеи. И тут-то обнаружилось, что та достаточно хрупка и в процессе реализации слишком часто превращается в свою противоположность, приходит к самоотрицанию. Критическим моментом оказалось отношение к "формальной" демократии, к "либеральным свободам" (об этом подробнее будет сказано в следующем параграфе). По этому же водоразделу произошел великий раскол рабочего социалистического движения.

Выделившееся из него коммунистическое движение в тех странах, где оно пришло к власти (включая прокоммунистические режимы третьего мира, получившие в официальной советской идеологии и науке наименование "режимов социалистической ориентации"), продемонстрировало довольно парадоксальный результат. В ряде таких стран были достигнуты бесспорные успехи во внешней, формальной модернизации общества (индустриализация, урбанизация, массовое образование и др.). Вместе с тем возникшие в них новые общественные структуры оказались своеобразными репликами традиционных, феодальных (иногда даже с элементами рабовладения - массовое использование подневольного труда заключенных). К произошедшему в известной мере применима плехановская формула: "К азиатскому туловищу Московской Руси "царь-плотник" приделал европейские руки".

С коммунистическим экспериментом связаны глубокие инволюционные процессы в значительной части человечества. Вновь стали актуальными слова раннего Маркса о коммунизме как учении людей, отрицающих частную собственность, поскольку они до нее еще не доросли. Вместе с тем для стран "центра" миросистемы страх перед "коммунистической угрозой" наряду с внутренними социально-экономическими и культурными потребностями сыграл роль серьезного стимула (особенно после Второй мировой войны) для расширения прав трудящихся и повышения уровня их жизни, для социального прогресса в целом. Здесь ради самосохранения капитализм вынужден был пойти на прививку себе элементов социализма.

В произошедшей мутации капитализма выдающуюся роль сыграла социал-демократия, избравшая стратегию и тактику постепенного реформирования общества не просто при сохранении демократии, но при восприятии последней в качестве ключевой ценности и условия социализма (не случайно Р.Дарендорф признал ХХ столетие веком социал-демократии). Практическая деятельность по текущему управлению и реформированию развитого капитализма, по его "социализированию" заставили всерьез пересмотреть и теоретические представления о социализме.

Среди главных теоретических подвижек следует упомянуть перенос центра тяжести на ценностное обоснование социализма, отказ от проектов относительно быстрого и всеохватывающего изменения общества, отказ от представления об отношениях собственности как центральной проблеме перехода. Кроме того, социалистическая идея в социал-демократическом варианте стала более инструментальной - большую роль стали играть конкретные социальные проекты и технологии, в связи с чем изменились и функции социалистической интеллигенции - центральной фигурой стал не идеолог-теоретик, а интеллектуал-эксперт, интеллектуал-социальный и политический технолог.

До начала "неоконсервативной волны" проблемы и потенциальные трудности, связанные с реформистской эволюцией социалистической идеи, не привлекали особого внимания. Однако "монетаристская революция", а в еще большей мере начало ее отката в сочетании с крахом коммунистических режимов в СССР и Центрально-Восточной Европе и третьей мировой волной демократизации сделали очевидными слабости и противоречия социал-демократической концепции в том виде, как она сложилась к концу ХХ в. Оказалось, что социал-демократия не может пока что предложить действительно новых подходов к решению проблем общества, в том числе глобальных, в значительной мере утратила качество альтернативности по отношению к существующему обществу.

Нельзя не сказать несколько слов о маргинальных политически, но подчас весьма продуктивных интеллектуально группах, остававшихся вне коммунизма и социал-демократии. Они играли и играют роль интеллектуальной лаборатории, вырабатывающей идеи, которые первоначально могут казаться экстравагантными, но зачастую с ходом времени воспринимаются магистральными политическими течениями. Но и в этих группах до сих пор критическая составляющая куда богаче, чем позитивные и при этом доведенные до уровня инструментального использования идеи.

ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ

На рубеже нового столетия вновь становится актуален вопрос о самом определении, о критериях социалистической идеи. Он особенно важен для нашей страны, где до сих пор восприятие социализма искажено и отягощено коммунистическим наследием, связано как с добросовестными мифами, так и с прямыми фальсификациями.

Прежде всего хотелось бы оспорить распространенное представление, что характерной чертой социализма, и даже "левых" вообще является этатизм, стремление к расширенному государственному регулированию. Такое представление обходит проблему природы государства и качества регулирования. С этим, между прочим, связана и оценка коммунистического эксперимента, где тотальное огосударствление выдавалось за создание общественной собственности. Между тем как минимум "идейно вредным", а порой и прямо преступным воспринимался вопрос: "А кому принадлежит само государство?" Даже если исходить из традиционного представления о социализме как строе общественной собственности, очевидно, что государственная собственность может считаться общественной лишь при подконтрольности государства обществу. А такой контроль невозможен без демократии, то есть прежде всего политического плюрализма и элементарных демократических свобод.

Даже с этой точки зрения демократия оказывается важнейшим условием самой возможности реализовать социалистические принципы. Без демократии любой этатизм оказывается антисоциалистическим.

Квазитрадиционалистский характер порожденных коммунизмом обществ заставляет подчеркнуть еще одну принципиальную характеристику социализма - прогрессизм. Вряд ли могут считаться социалистическими идеи и движения, направленные на отрицание капитализма с позиций патриархальности, иерархий феодального типа, крепостнического социального патернализма, монополий, связанных с абсолютистским государством. Важен этот критерий и в анализе текущей политики в России, для оценки как "коммунистической" части спектра, так и значительной части сил, претендующих на "центризм" и "левоцентризм".

Мы вновь возвращаемся к пониманию социализма как явления, детерминированного целью (на что обращал внимание В.Айхлер, оспаривая известную формулу Э.Бернштейна). И эта цель состоит в максимизации свободы человека, человека как родового существа и каждого отдельно взятого индивида. Такая свобода не может быть достигнута и реализована без признания равного права на свободу, и социальных механизмов, материально обеспечивающих справедливость как равенство возможностей для свободной самореализации. В условиях свободы механизмы достижения справедливости являются механизмами общественной солидарности. Таким образом, и в XXI веке остается в силе формула, восходящая к "свободе, равенству и братству" Великой французской революции.

Все прочее, включая формы государственного регулирования и само его наличие относится к проблеме инструментов, а не сути. Но именно проблема инструментов оказывается во многом центральной для будущего идеи социализма в наступающем веке. Идея социализма сможет быть успешной в той мере, в какой ее носители смогут предложить методы действий, удовлетворяющих предложенным выше критериям и в то же время направленных на решение все новых проблем, встающих перед обществом.

КОНСЕРВАТИЗМ И ЛИБЕРАЛИЗМ В СОЦИАЛИЗМЕ

Что отличает ту эпоху, в которую мы вступаем, от времен, в которых социализму приходилось действовать прежде? В первую очередь это глобальный характер экономических и информационных в первую очередь, социальных и политических, во вторую очередь, процессов и связанные с этим кризисы национального государства, национального общества и национальной культуры, нарастание системных напряжений разного рода в мире в целом. Между тем до сих пор, несмотря на отмеченный нами изначально интернациональный характер социалистической идеи, основной ареной деятельности социалистического движения оставались и остаются именно национальные государства или в лучшем случае их интеграционные объединения (Европейский Союз).

Это противоречие грозит нарастанием в практической деятельности социалистических движений консервативных черт, сосредоточением на защите прежних завоеваний. Эта тенденция находит поддержку и в настроениях традиционной массовой опоры социалистических движений. Между тем оборонительная и консервирующая стратегия по определению проигрышна, а изменения в социальной структуре и культурных установках, которые ярче всего выражены в наиболее развитой части мира (но проявляются повсеместно), размывают и модифицируют слои, традиционно поддерживавшие социализм. Выходом может быть только бегство вперед, навстречу проблемам.

Навстречу проблемам и навстречу (в очередной раз) либерализму (социалистически-либеральному синтезу). Общественная мысль и общественно-политические движения постоянно находились в процессе интенсивного взаимодействия и обмена, и наиболее продуктивные исторически результаты рождались именно на их стыке. В истории социализма и либерализма было по меньшей мере три волны синтеза идей, и, судя по всему, мы стоим накануне четвертой.

Потребность новой волны синтеза социализма именно с либерализмом связана прежде всего с такими социально-культурными сдвигами, как изменения в характере труда и его места в жизнедеятельности человека, процесс индивидуализации и замены "принудительных" общественных связей добровольными. С другой стороны, неолиберальные подходы в целом доказали свою экономическую (но не социальную!) эффективность, и социалисты, приходя к власти, пока что не могут предложить им реальной альтернативы в экономической политике. Да и в социальной политике необходимо переходить от привычных форм государственной опеки и перераспределения к опоре на самостоятельного гражданина, способного к самоорганизации вместе с другими ради отстаивания общих интересов.

Необходимо обновление механизмов солидарности и коллективизма (в том числе межстрановых) в рамках либеральной глобализирующейся экономики и поиск новых методов социально-экономического регулирования на глобальном, региональном межстрановом, национальном и региональном внутристрановом уровнях.

Следует подчеркнуть, что в отличие от прежних синтезов социализма и либерализма, новый будет носить менее глобальный и идеологический характер, поиск его осуществления будет идти на уровне конкретных решений, технологий, инструментов. На идеологическом же уровне, напротив, скорее необходимо говорить о потребности в возврате к элементам утопического мышления, к большей смелости идейного конструирования и экспериментирования, к возрождению альтернативности социализма.

АКТУАЛЬНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Восприятие социалистической традиции в нашей стране, как уже говорилось, замутнено коммунистической традицией. Некоммунистический социализм был не только истреблен физически или изгнан (в эмиграцию и спецхраны), но и оболган или в лучшем случае мифологизирован. Между тем обращение к традиции демократического и либерального социализма в России может оказаться на удивление актуальным и продуктивным.

Но актуальна в России, и порой парадоксальным образом, не только социалистическая традиция, и это важно для понимания структуры и координат современного политического спектра. Если мы посмотрим программы сил, относимых у нас к "левым" (прежде всего КПРФ) и "левоцентристским" (главным образом "Отечество - Вся Россия") и попробуем соотнести их с идеями и программами общественно-политических сил прошлого, мы обнаружим неожиданные вещи. Прямым предшественником наших "левых" оказываются вовсе не А.Герцен, Н.Чернышевский, П.Лавров, Г.Плеханов и даже не В.Ленин, а… К.Победоносцев, М.Катков и кружок "Московских ведомостей". Последние противопоставляли либеральной программе укрепление основ "народного самодержавия" путем развития промышленности (ныне - "государственная поддержка отечественного товаропроизводителя") в сочетании с упрочением общинного землевладения в деревне (поддержка бывших колхозов и совхозов, выступления против частной собственности на землю), проповедовали создание "национальной" экономики, отгороженной от Запада высокими таможенными барьерами, выступали за усиление государственного вмешательства - ужесточение контроля за биржевыми операциями и частным предпринимательством, введение табачной и винной монополий, выкуп железных дорог в казну, требовали финансовой поддержки поместного дворянства ("Родина должна кормить своих аграриев, заявлял не так давно бывший вице-премьер Заверюха), противопоставляли сохранение бумажно-денежного обращения планам перехода к золотой валюте (аналог сегодняшней "контролируемой эмиссии").

В условиях ухода от квазифеодального общества, не завершенной, да и не начавшейся толком, буржуазно-демократической революции для российских демократических социалистов актуальной является совсем другая традиция. Персонализм и свободолюбие А.Герцена. Политический реализм Н.Чернышевского (и его идея, на которую обратил внимание Е.Плимак, о парламентаризме как выходе из порочного цикла революций и реакций). Нащупанный "Народной волей" на практике, но не отрефлексированный до конца вывод, что политическая свобода первична по отношению к социализму. Обоснование В.Соловьевым права на достойное человеческое существование. Критический антиавторитаризм и антибольшевизм Ю.Мартова, Г.Плеханова и их соратников. Анализ созидательных и разрушительных сторон капитализма В.Черновым и его же теория конструктивного социализма, эсеровское этическое обоснование демократического социализма. Религиозно-нравственные и политические поиски "новоградцев", Н.Бердяева и С.Булгакова. Либеральный правовой социализм С.Гессена. Наконец, не реализованное пока что политические завещание "старого" русского социализма - Обращение 14 социалистов разных фракций, опубликованное 18 марта 1952 г., о необходимости создания единой социалистической партии для создания освобожденной от тоталитаризма России.

П.М.Кудюкин


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки