Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Трагические события
Израиль и палестинцы: самый длительный конфликт

АМЕРИКАНСКОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО, ОСЛО И ДАЛЕЕ

Выступая на пресс-конференции 12 мая 1977 г., президент Картер заявил: "У нас особые взаимоотношения с Израилем. Жизненно важно, чтобы ни один человек в нашей стране и вообще в мире никогда даже не усомнился в том, что наше обязательство номер один на Ближнем Востоке - защищать право Израиля на существование... Это особый тип отношений". В различных вариациях этот тезис многократно подтверждали практически все американские лидеры. Притом интересно отметить, что между США и Израилем нет договора о взаимопомощи, обычно связывающего союзные государства. Израиль не входит в какой-либо военный блок, и вообще не существует документа, обязывающего Соединенные Штаты выступить в защиту Израиля. Американские обязательства по отношению к еврейскому государству подразумеваются сами собой, автоматически.

Некоторые полагают, что все дело в том влиянии, которое оказывает на администрацию США 6-миллионное еврейское население этой страны. Однако, если говорить об экономике, то в тех двух могущественных группировках, которые всегда считались оплотами американского капитализма - военно-промышленном комплексе и нефтяных монополиях, - роль "еврейского капитала" никогда не была преобладающей. Евреи достаточно широко представлены в администрации, однако в сенате из сотни его членов евреев наберется в данное время не больше десятка. Но дело не только в цифрах или пропорции евреев в тех или иных сферах хозяйственной и общественной жизни, а в том, что американское общественное мнение в целом, безусловно, симпатизирует Израилю и готово его поддерживать; конгрессмены от тех штатов, где численность еврейского населения ничтожна, голосуют по вопросам, связанным с Израилем, так же, как представители Нью-Йорка, Калифорнии, Флориды и Нью-Джерси. Здесь мы имеем дело скорее с проблемой психологии.

Американцев можно считать "религиозным народом" независимо от того, какой процент населения в частной жизни действительно руководствуется заповедями религиозной морали. Ни в одной другой стране нет такого уважения к Библии. Евреи - при том, что и в Америке можно найти немало проявлений антисемитизма, - признаются "библейским народом", народом Ветхого Завета, и связь христианства с древнееврейской историей очевидна для всех. Далее, в Соединенных Штатах, как и в других странах с англосаксонским культурным ядром, всегда было распространено такое явление, как симпатия и сочувствие к тому, что называется "underdog" (если перевести буквально - к "более слабой собаке"). Израиль с момента своего образования считался таким "андердогом", крошечным Давидом, противостоящим могучему Голиафу, стомиллионному арабскому миру, хотя фактически в военном отношении это было далеко не так.

Наконец, огромное значение имеет тот факт, что в Соединенных Штатах больше, чем в любой другой стране, распространялась информация о Холокосте, и еврейское государство естественным образом рисуется как очаг, в котором наконец-то нашли прибежище потомки вечно гонимого и истребляемого народа. Арабы же выглядят как сила, стремящаяся лишить евреев этого единственного и последнего шанса обрести свою родину. К тому же арабы ассоциируются с двумя "темными силами", враждебными Западу: советским коммунизмом (до недавнего времени) и "исламской угрозой". Все эти представления влияют на то, что американская общественность оказывается на стороне Израиля.

Дело также и в исключительно энергичной, целеустремленной, превосходно организованной пропагандистской деятельности таких организаций, как АЙПАК (Американо-израильский комитет общественных дел), СИАИПАК (Христианская кампания общественных действий в поддержку Израиля), Сионистская организация Америки, Американцы за безопасность Израиля. Что касается военно-стратегического значения Израиля как союзника, то после окончания холодной войны оно резко уменьшилось. Тем не менее его поддержка остается такой же, как прежде, и обеспечение безопасности еврейского государства относится к категории общенациональных двухпартийных приоритетов. Это вопрос стратегии.

ИЗРАИЛЬ И ПАЛЕСТИНЦЫ: САМЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Если же говорить о тактике, то та из двух партий, которая в данный момент стоит у власти в Вашингтоне, старается набрать очки, сочетая традиционный произраильский крен с демонстрацией максимальной заботы о национальных интересах Соединенных Штатов (необязательно совпадающих с конкретными интересами Израиля, и поэтому бывает даже полезно обозначить разногласия с израильтянами, чтобы избежать обвинений в том, что израильский "хвост" виляет американской "собакой").

Не было ни одного американского президента за несколько последних десятилетий, который бы не стремился войти в историю как миротворец, сумевший добиться мира на Ближнем Востоке и прекратить самый длительный конфликт современности. Ближе всех подошел к этому Картер, достигший в Кэмп-Дэвиде соглашения между Израилем и Египтом, в результате чего в марте 1979 г. при его посредничестве был подписан мирный договор между двумя странами. Справедливости ради надо сказать, что ему было легче, чем Клинтону спустя полтора десятка лет: и Садат и Бегин по разным причинам были заинтересованы в том, чтобы обменять территорию (Синай) на мир, и речь шла лишь об условиях и деталях.

Когда Соединенные Штаты в начале 90-х годов взялись за решение двух оставшихся конфликтных ситуаций на Ближнем Востоке - израильско-палестинской и израильско-сирийской, -для этого уже созрели серьезные основания. Во-первых, в течение предшествующего десятилетия у Америки появились два новых мощных врага в регионе - Иран и Ирак, и одолеть их оказалось невозможно, даже несмотря на то, что один из них - Ирак - был существенно ослаблен в результате "Бури в пустыне" в 1991 г. К тому же на горизонте замаячила угроза террористического исламского радикализма. Все это диктовало необходимость укрепления союза США с их региональными партнерами - странами Аравийского полуострова, прежде всего с Саудовской Аравией и Египтом. Но ведь все эти страны - арабские, и их общественное мнение никогда не оставалось равнодушным к судьбе палестинцев. Вот здесь и сыграла свою роль интифада: зрелище народного восстания против израильской оккупации, показываемое всему арабскому миру по телевидению, вызвало такой подъем симпатий к палестинцам, которого прежде не было.

В этой обстановке Вашингтон, чтобы не потерять авторитет в арабском мире, просто обязан был продемонстрировать свою готовность оказать давление на Израиль с целью подтолкнуть его к уступкам - ведь арабы всегда были убеждены: Америка может заставить израильское правительство сделать все, что захочет, и неуступчивость Израиля в глазах арабов объяснялась тем, что американцы не желают поддерживать арабов. От такого целиком произраильского имиджа Соединенным Штатам надо было срочно избавляться, дабы предотвратить рост антиамериканских настроений в умеренных арабских странах, рассматриваемых в Вашингтоне как противовес "непримиримым" радикальным режимам на Ближнем Востоке.

Во-вторых, сами палестинцы двинулись навстречу урегулированию. На сессии 1988 г. ООП документально зафиксировала свою готовность признать существование еврейского государства, и отныне ее требования - создать наряду с ним палестинское арабское государство - вполне укладывались в давнишнюю законную схему ООН. Отпал традиционный аргумент насчет "непримиримости палестинских террористов". ООП становилась легитимным партнером на переговорах.

В-третьих, происходили определенные перемены и в настроении израильтян. Фрустрация, вызванная злополучной экспедицией в Ливан в 1982 г., а затем интифадой, породила чувства, которые все большее число израильских евреев выражали примерно таким образом: "Времена больших войн с арабскими государствами кончились, Египет вышел из конфронтации, никто больше не в силах угрожать существованию Израиля, и наша безопасность может быть обеспечена, даже если мы отдадим часть занятой в 1967 г. территории на условиях окончательного урегулирования, то есть в обмен на мир. Альтернативой может быть только нескончаемый хаос и "малая война" с арабским населением, к которой регулярная израильская армия не подготовлена и которая только вредит международной репутации нашей страны". Важно при этом отметить, что такие настроения все шире распространялись и среди американского еврейства, что не могло не влиять на политику администрации США.

Все эти факторы позволяют понять, почему Америка в начале 90-х годов стала фактически инициатором или по крайней мере движущей силой процесса мирного урегулирования. Его основные вехи еще свежи в памяти, и достаточно их просто перечислить.

1991 г. - Мадридская конференция, утвердившая принцип "земля в обмен на мир". Советский Союз становится наряду с Соединенными Штатами со-спонсором мирного процесса, хотя его роль является символической. 1993 г. - соглашения в Осло: Израиль и ООП взаимно признают друг друга в качестве партнеров по переговорам. Начало переговоров о промежуточном урегулировании. В дальнейшем в соответствии с соглашениями в Осло ООП исключает из Палестинской национальной хартии формулу о непризнании еврейского государства, а Израиль соглашается в качестве первого шага вывести войска из сектора Газа и из города Иерихон.

1993 г. - встреча Арафата и израильского премьера Рабина в присутствии президента Клинтона; "историческое рукопожатие" на лужайке перед Белым домом.

1994 г. - соглашение о пунктах прохода через разграничительные линии и об обеспечении безопасности еврейских поселенцев в Газе; соглашение о первой фазе установления палестинского самоуправления в Газе и Иерихоне.

1994 г. - подписание мирного договора между Израилем и Иорданией.

1995 г. - Осло-2: соглашение о принципах организации временного самоуправления в секторе Газа и на Западном берегу; Израиль обязуется вывести войска еще из шести городов на Западном берегу. В конце того же года - убийство Рабина еврейским экстремистом. На следующий год власть в Израиле меняется, блок Ликуд побеждает, премьером становится Натаньяху и мирный процесс замораживается.

1999 г. - после прихода к власти Барака достигнута договоренность "о поэтапном выполнении невыполненных обязательств по подписанным ранее палестинско-арабским соглашениям, а также о возобновлении переговоров об окончательном статусе Палестинской национальной автономии".

Надо признать, что за эти годы достигнуто было все же немало: ООП согласилась с существованием еврейского государства и отказалась от концепции "единой арабской Палестины". Израиль официально признал необходимость территориального компромисса и согласился на учреждение ПНА (Палестинской национальной автономии). Это еще не согласие на создание палестинского государства, но уже реальный шаг в этом направлении. Арафат вернулся в Палестину и обосновался со своей администрацией в городе Газа.

Был создан вооруженный корпус палестинской полиции. Западный берег разделили на три зоны: зона А (примерно 1/4 всей территории) - в ней палестинцы ответственны за жизнеобеспечение, порядок и безопасность; зона В (тоже 1/4 часть) - палестинцы отвечают за жизнеобеспечение и порядок, а безопасность контролируют израильтяне; зона С (почти половина всего Западного берега) - там контроль осуществляет израильская армия. Таким образом, под полным контролем палестинцев находится приблизительно четверть Западного берега (правда, сюда входят важнейшие города - Наблус, Иерихон, Хеврон, Вифлеем, Рамаллах), там нет израильской армии, на улицах видны только арабские полицейские.

По израильским подсчетам, к лету 2000 г. 98% палестинских арабов проживали под юрисдикцией властей автономии (сюда не входят более миллиона арабов - граждан Израиля). Все это, конечно, далеко от господствовавшей среди палестинцев на. протяжении почти полувека идеи образования "большого" арабского государства, включавшего западный берег и сектор Газа, вместе взятые, т.е. ту территорию, которая сейчас в основном составляет Палестинскую автономию и по идее должна стать независимым государством, - это всего лишь 23% общей площади исторической Палестины. Но и для достижения такого компромисса, базирующегося на принципе "территория в обмен на мир", понадобились огромные усилия. К лету 2000 г. казалось, что осталось сделать один последний шаг, и он выглядел тем более реальным, что в 1999 г. власть в Израиле опять переменилась - "ястреб" Натаньяху уступил должность премьера Эхуду Бараку, который, судя по всему, был готов пойти на серьезные уступки. В этих условиях и начался в июле 2000 г. "саммит" в Кэмп-Дэвиде.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СЦЕНА В ИЗРАИЛЕ

В американском политическом лексиконе есть широко известное выражение: "All politics is local" (всякая политика - это политика локальная, внутренняя). Партийный или государственный лидер даже в своих внешнеполитических действиях неизбежно прежде всего думает о том, как они отразятся на его положении среди сторонников внутри страны, укрепят или ослабят его позицию, как будут восприняты теми, кто составляет его социальную и политическую базу. Это - главное.

Когда Арафат выдвигает требования, заведомо не приемлемые для его партнеров по переговорам, можно подумать: "Зачем же он это делает? Ведь он заранее обрекает переговоры на провал". Но все становится понятно, если учесть, что Арафат - не всемогущий диктатор, не Гитлер, Сталин, Мао или Саддам Хусейн, а лишь глава политического движения, и с мнением других ведущих его участников он вынужден считаться. В частности, Арафат всегда находится под давлением экстремистской группировки Хамас, которая толкает его к крайней позиции; если он будет выглядеть чересчур уступчивым, недостаточно жестким и непримиримым в отстаивании интересов палестинцев, его долгая политическая жизнь закончится крахом.

Это же относится и к Бараку. Он представляет партию Авода (Партия труда), ту самую, которая под другим названием (Мапай) составила костяк движения, приведшего к образованию Израиля. Как руководящие кадры, так и массовую опору партии всегда составляли евреи-ашкенази, выходцы из Восточной и Центральной Европы, преимущественно из бывшей Российской империи, сыновья и дочери говоривших на идише евреев из гетто и черты оседлости.

В партии сочетались сионистские идеи и концепции европейской социал-демократии. Она возглавляла блок, находившийся у власти с момента создания государства до 70-х годов, когда впервые проиграла на выборах блоку Ликуд. Социальная база этого блока во многом была иной: его поддерживали в первую очередь сефарды (раньше так называли средиземноморских евреев, но впоследствии сефардами стали именовать вообще "восточных", неевропейских евреев, включая стремительно росшую по численности общину выходцев из арабских стран). Как правило, это были люди, по своему социальному статусу и материальному положению стоявшие ниже ашкенази; идеология Ликуда была правой и более националистической, чем взгляды "лейбористов"-ашкенази.

Оба блока поочередно сменяют друг друга у власти, но ни у одного не хватает сил, чтобы получить абсолютное большинство в кнессете, состоящем из 120 депутатов. В условиях принятой в Израиле пропорциональной системы голосования более мелкие партии получают возможность играть роль арбитра, обеспечивать баланс, примыкая к одному из двух основных блоков. Обычно такую роль играют религиозные партии, и без них ни одно правительство не может быть устойчивым. Роль религиозных партий в Израиле исключительно велика и все время возрастает, создавая серьезнейшую общенациональную проблему. Несколько лет тому назад автор этих строк слышал в Израиле, что, по мнению все большего числа людей, главной проблемой страны становится даже не конфронтация с палестинцами и вообще с арабским миром, а фундаментальный вопрос: будет Израиль светским или же религиозным государством?

В иудейской религии существуют три основных направления (называть их церквями неправильно: в иудаизме, как и в исламе, церкви нет): консервативное, реформистское и ортодоксальное. В Соединенных Штатах большинство верующих евреев исповедуют реформистский либо консервативный иудаизм, приверженцев его ортодоксального толка - наиболее крайнего, воинственного, часто граничащего с религиозным мракобесием и в принципе стремящегося к теократии, - там немного, но в самом Израиле их число и активность растет. (Иногда основную общину ортодоксов - харидим - путают с хасидами, что совершенно неверно. Хасидизм появился на западе Украины менее трехсот лет тому назад, и хасиды враждуют с харидим, хотя их объединяет неприятие сионизма; ультраортодоксы вообще не признают законность государства, в котором они живут, так как оно создано по воле людей, а не Мессии, и их сыновья освобождены от службы в армии.)

Религиозные партии в обмен на поддержку правительства требуют проведения законодательства, резко усиливающего позиции крайне реакционных, экстремистских сил; они настаивают, в частности, на том, чтобы евреем считался лишь тот, кто обращен в иудаизм ортодоксальным раввином. Значение этого можно проиллюстрировать такими примерами: считается, что по меньшей мере 200 тыс. из миллиона иммигрантов, прибывших из России, являются не евреями, а их родственниками (супругами и т.д.), и их обращение в веру необходимо для существования полноценной семьи. Прибывшая из России девушка не может выйти замуж за местного еврея, если она не обращена в иудаизм; известны случаи, когда погибших солдат отказывались хоронить на еврейском кладбище, поскольку они не прошли церемонию обращения, и т.д.

И ортодоксы настаивают, что обращение в веру действительно только в том случае, если данный ритуал совершен ортодоксальным, а не реформистским или консервативным раввином. С этими и другими требованиями ортодоксов вынуждено считаться любое правительство, даже если во главе его стоит такой далекий от ортодоксии человек, как, например, Барак, иначе он может утратить большинство в кнессете, получить вотум недоверия, и правящая коалиция развалится.

Среди религиозных партий на первое место вышла Шас, оттеснив традиционную Национально-религиозную партию. Ее главной опорой являются сефарды - выходцы из Марокко. На выборах 17 мая 1999 г. Барак победил Натаньяху, набрав 56% голосов. В кнессете места распределились следующим образом (в скобках приводится число мест, полученных партиями на предыдущих выборах):

Единый Израиль (блок, возглавляемый Партией труда) - 26 (34); Ликуд - 19 (32); Шас -17 (10); Меретц (леволиберальная) - 10 (9); Шинуи (антиортодоксальная) - 6 (-); Исраэль б'Алия (партия русских иммигрантов Натана Щаранско-го) - 6 (7); Арабская демократическая партия -5 (4); Национально-религиозная партия - 5 (9); Объединенный фронт Торы (религиозная) - 5 (4); Исраэль Бейтену (партия русских иммигрантов Авигдора Либермана) - 4 (-); Национально-демократический альянс (арабская) - 2 (-); Партия центра - 6 (-); Хадаш (арабско-еврейская) - 3 (5); "Одна Нация" - 2 (-).

Из этого перечня видно, что наряду с тремя религиозными партиями большую роль внутри "третьей силы" (то есть тех, кто не входит ни в Единый Израиль, ни в Ликуд) стали играть две "русские" партии. Их сторонники занимают весьма жесткие националистические позиции. Не вдаваясь в анализ вопроса о том, почему именно выходцы из России отличаются антиарабскими настроениями (это, видимо, связано с некоторыми особенностями советского и постсоветского менталитета), отметим лишь, что, как только Барак выразил готовность пойти на территориальные уступки, касающиеся Иерусалима, его коалицию покинула, наряду с Шас и Национально-религиозной партией, также и партия Щаранского, который до этого имел в правительстве важный пост министра внутренних дел.

Таким образом, существенным ограничителем для Барака всегда была позиция религиозных ортодоксов и "русских", не позволявших ему идти на сколько-нибудь серьезные уступки Арафату. Чтобы задобрить ортодоксов, он должен был согласиться, пусть даже частично, на их требования во внутренних вопросах, в частности в сфере народного образования (проблема государственного финансирования религиозных учебных заведений, освобождения от воинской службы и пр.), что, в свою очередь, лишает его поддержки Меретца и Шинуи. Без тех или других правительство теряет большинство в кнессете. Барак оказался между двух огней. Пытаясь усидеть сразу на двух стульях, он привел правительственную коалицию к распаду. Поэтому, стараясь изо всех сил предотвратить падение своего кабинета, Барак не мог не провести некую "красную черту" в отношении тех уступок, на которые он был согласен пойти в вопросе об Иерусалиме. Это неизбежно обрекало июльские переговоры в Кэмп-Дэвиде на провал.

ИЕРУСАЛИМ. АРАБСКИЕ БЕЖЕНЦЫ И ЕВРЕЙСКИЕ ПОСЕЛЕНЦЫ

Иерусалим - святой город трех мировых религий, причем для двух из них это не просто святое место, а главная религиозная святыня. Церковь Гроба Господня, могила Богородицы и другие святыни - для христиан, остатки храма, земля, связанная с древней историей еврейского народа, могила царя Давида и другие святые места - для иудеев. Но и для мусульман Иерусалим - третий из священных городов после Мекки и Медины. По-арабски он называется аль-Кудс, "священный". Полное официальное название - аль-Кудс аш-Шариф ("шариф" означает "благородный").

В центре Иерусалима расположен обнесенный стеной Старый Город, или Цитадель. Он состоит из четырех кварталов - христианского, армянского, мусульманского и еврейского. На одном из углов его находится Храмовая Гора, которую арабы называют аль-Харам аш-Шариф (это можно перевести как "благородное и неприкосновенное святилище"). На земном шаре нет куска земли аналогичных размеров (площадь Храмовой Горы всего около 12 гектаров), который бы имел столь колоссальное символическое значение.

Именно здесь находятся две мечети, почитаемые мусульманами как величайшие святыни, ибо обе они связаны с преданием о путешествии Пророка Мухаммеда в Иерусалим.

Аль-исра ва-ль-мирадж ("ночное путешествие и вознесение") - один из основных сюжетов мусульманского религиозного предания. В Коране говорится о том, что Аллах однажды ночью перенес Пророка к "отдаленнейшей мечети", вокруг которой место, благословенное Аллахом. В преданиях это описано подробно: к Мухаммеду в Мекку явился ангел Джибрил и позвал его в Иерусалим. Верхом на крылатом животном аль-Бу-раке Мухаммед отправился сначала в Хеброн и Вифлеем, а затем на гору Мориа в Иерусалиме, где встретился и совместно молился с древними пророками - Ибрахимом (Авраамом), Исой (Иисусом) и Мусой (Моисеем), после чего был вознесен на небо для встречи с Аллахом. Так вот, "отдаленнейшая мечеть" (аль-масджид аль-акса) -это и есть одна из двух великих святынь ислама.

Другая - Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы, Dome of the Rock), иногда называемая мечетью Омара, -построена на той скале, с которой Пророк, согласно преданию, начал свое вознесение на небо. Считалось, что скала тоже рванулась вслед за Мухаммедом на небо, но ангел Джибрил удержал ее, и на ней остался отпечаток его ладони. Так или иначе грандиозный золотой купол этой мечети, видный на всех изображениях великого города, равно как и более скромный сине-серебристый купол мечети аль-Акса, символизируют для мусульман неразрывную связь Иерусалима с их религией.

Но так вышло, что эта скала находится на том самом месте, где, согласно иудейским верованиям, Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака и где хранился Ковчег Завета; затем там же был построен Храм Соломона, уничтоженный впоследствии вавилонскими завоевателями. Таким образом, гора Мориа - это также и иудейская святыня. Более того: совсем неподалеку находится Западная стена, или Стена плача (Стена слез) - единственная сохранившаяся часть второго храма, разрушенного римлянами. Другого такого святого места у иудеев нет на земле.

Судьба Храмовой Горы, статус этого небольшого клочка земли, равно священного для мусульман и иудеев, - это один из главных камней преткновения между израильтянами, с одной стороны, и палестинскими арабами, вообще арабами и мусульманами - с другой. Именно из-за того, что Иерусалим является уникальным городом, священным для трех религий, Генеральная Ассамблея ООН, как уже было отмечено выше, при решении вопроса о разделе Палестины в 1947 г.

предоставила ему особый статус города под международным контролем. Раздел Иерусалима между Израилем и Иорданией никогда не признавался международным сообществом. После аннексии Израилем арабской части города в июне 1967 г. Генеральная Ассамблея вынесла решение о том, что аннексия является незаконной, и призвала Израиль не предпринимать никаких шагов с целью изменения статуса Иерусалима. 99 членов Ассамблеи проголосовали "за", "против" - ни одного. Через десять дней была принята вторая резолюция, подтверждавшая первую и выражавшая сожаление по поводу того, что Израиль отказывается ее выполнять.

Совет Безопасности в июле 1969 г. в сильных выражениях единогласно осудил Израиль за предпринятые им шаги, которые вели к изменению статуса Иерусалима де-факто (это последовало за экспроприацией жилищ арабов и строительством новых еврейских кварталов в арабской части города). Впоследствии принимались и другие подобные резолюции, но Израиль неизменно отказывался выполнять требования ООН. Иерусалим, провозглашенный кнессетом в 1950 г. столицей Израиля, фактически стал таковой после войны 1967 г. Там находится резиденция президента, работают министерства и парламент. Лишь иностранные посольства, за исключением нескольких, размещены в Тель-Авиве, дабы не оскорблять чувств арабского населения.

За последние полвека, а особенно после объединения Иерусалима в 1967 г., было выдвинуто неимоверное количество предложений, планов, вариантов решения проблемы "святого города", начиная от передачи его под юрисдикцию саудовского короля и кончая провозглашением Иерусалима столицей мира. Ни малейшего влияния на ход событий все эти проекты не оказали.

Сейчас в Иерусалиме проживает 633 тыс. евреев и 210 тыс. палестинцев, в том числе в Старом Городе из общего числа его жителей - около 32 тыс. человек, население мусульманского квартала составляет более 22 тыс., христианского -5 тыс., армянского - около 2.3 тыс., еврейского -2.3 тыс. (по другим данным, общая численность населения Старого Города достигает 40 тыс. человек, из которых от 35 до 37 тыс. - палестинцы).

Как предполагалось решить судьбу Иерусалима к моменту встречи Арафата, Барака и Клинтона в Кэ мп-Дэвиде в июле 2000 г.? Согласно плану, разработанному израильским министром Йосси Бейлином и представителем Арафата Абу Мазеном, а затем одобренному Бараком, предполагалось сделать ключом для решения проблемы путь расширения площади Иерусалима с тем, чтобы сделать существующие границы города как бы "иррелевантными", не имеющими существенного значения. В варианте, предложенном Бараком во время встречи, по просочившимся сведениям, планировалось, что Израиль дает палестинцам право учредить свою столицу в пригороде Абу Дис, которая, будучи объявленной частью Иерусалима, могла как бы компенсировать палестинцам отказ Израиля передать под их контроль остальные арабские кварталы Восточного Иерусалима и Храмовую Гору.

Впрочем, и в Восточном Иерусалиме предполагался некий "обмен территориями": Израиль получал право включить в "свою" часть города находящиеся в восточной (арабской) его части пригороды - недавно построенные еврейские поселения Маале Эдумим, Гиват Зеев и Гуш Этцион, взамен отдавая палестинцам три других спорных пригорода. Что касается Старого Города, то предусматривалось предоставление палестинцам "широкой гражданской и административной автономии" в пределах мусульманского и христианского кварталов, равно как некоторые "знаки суверенитета" в районе Купола Скалы при сохранении общего суверенитета Израиля.

В отношении Западного берега сообщалось, что Барак готов был удовлетвориться территорией, составляющей от 5 до 8% его общей площади (в настоящее время под контролем администрации Палестинской автономии находится 40% территории Западного берега и сектора Газа, но контролируемые ею земли не везде граничат одна с другой, а являются разорванными). Зато Барак настаивал на том, чтобы Израиль сохранил юрисдикцию над тремя большими блоками еврейских поселений на Западном берегу - один к северу и востоку от Иерусалима, другой - к югу от города и третий, самый большой - в северо-западной части территории. Для того чтобы пояснить суть дела, следует привести некоторые цифры.

Площадь Израиля составляет 21920 кв. км, площадь Западного берега - 5879 кв. км, сектора Газа - 363 кв. км. Население Израиля (включая обе части Иерусалима) достигает 6 млн. человек (4.9 млн. евреев и 1.1 млн. арабов); на Западном берегу проживают: 1895683 палестинцев, 170 тыс. евреев, а в секторе Газа - 1022200 палестинцев, 6.4 тыс. евреев. Всего палестинских арабов на земле насчитывается 5323 тыс. Из них более двух третей - беженцы.

Уже в 1950 г., после первой войны, число арабов, бежавших из той части Палестины, которая вошла в состав Израиля, достигло почти 1 млн. человек. Их разместили в лагерях беженцев и стали содержать за счет ООН. Треть из них обосновалась на Западном берегу, треть - в секторе Газа . Поле войны 1967 г. к ним прибавилось еще 300 тысяч. К середине 2000 г. зарегистрированных палестинских беженцев насчитывалось: в Иордании - 1288197 человек, на Западном берегу -517412, в Газе - 683560, в Ливане - 346164, в Сирии - 337308. Всего - 3 172641 человек. Эти люди содержатся до сих пор в лагерях и живут на пособия, выдаваемые им специальной ооновской организацией.

Согласно резолюции 194 Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1948 г., беженцам должно быть обеспечено "право на возвращение", которое Израиль никогда не признавал. Барак, судя по имеющейся информации, согласен на возвращение примерно 100 тыс. беженцев, но не в рамках "права на возвращение", а на основе принципа воссоединения семей. Естественно, это никак не может устроить палестинцев; наряду с проблемой Иерусалима это - второй камень преткновения.

Третий - еврейские поселенцы на оккупированных территориях. Их насчитывается примерно 200 тыс. человек; более трех четвертей из них проживают именно в тех трех больших "блоках" поселений, которые Барак предлагал палестинцам узаконить в качестве территорий, остающихся под израильской юрисдикцией. Всего в этих блоках насчитывается примерно 80 поселений. Еще в 50 изолированных, далеко разбросанных поселениях, отходящих под власть палестинцев, живут около 40 тыс. еврейских поселенцев; в общей сложности площадь еврейских поселений составляет от 6 до 8% территории Западного берега.

Решить проблему поселенцев крайне сложно: как правило, это сильные, невероятно упорные и фанатично настроенные люди, обладающие большой идейной мотивацией - другие просто не рискнули бы добровольно отправиться жить на изолированных "островках" среди арабского моря. Правда, с арабами они соприкасаются мало: шоссейные дороги от израильских городов к еврейским поселениям проложены так, чтобы миновать арабские города и деревни. Поселенцы убеждены, что они призваны сохранять еврейское присутствие в Иудее и Самарии (так в Израиле называют Западный берег). В случае крупных беспорядков они станут мишенью для атак арабских боевиков, и армия может защищать их далеко не везде, у нее нет возможности охранять почти 130 населенных пунктов.

Особое положение в Хеброне, в свое время бывшем столицей царства Давида, одном из самых святых (наряду с Иерусалимом) городов иудеев: там находятся могилы Авраама и других патриархов, и живущие в Хеброне несколько сотен еврейских семей, для охраны которых там постоянно дислоцирована целая воинская часть, поклялись умереть, но не уйти из священного города. Большинство жителей этого города составляют, однако, ненавидящие их арабы.

Для палестинцев еврейские поселения на земле являются символом оккупации и колон ального господства.

Итак, Иерусалим, палестинские беженцы и еврейские поселенцы: три проблемы, которые выглядят неразрешимыми. Есть и другие - экономческие. Природные ресурсы распределены неравномерно: например, водоснабжение устроено та что суточное потребление воды еврейского насления составляет 282 литра, а арабского - 70 ли ров. Тяжелейшая проблема связана с трудоусройством арабов - значительная часть населени особенно в Газе, существует только благодаря тому, что люди работают в Израиле. С самого paннего утра они отправляются на контрольно-пропускные пункты и вечером возвращаются домой. Только таким путем они могут заработать себе на жизнь - ведь на территории автономии экономика находится в удручающем состоянии, а в Газе уровень безработицы просто катастрофический. В результате экономической блокады, введение Израилем с начала "новой интифады", и общего упадка бизнеса Палестинская автономия теряет до 8 млн. долл. в день.

ЧАС ИСТИНЫ

"Не родился еще такой арабский лидер, который мог бы отказаться от Иерусалима", - сказал недавно Арафат, и он был совершенно прав. Точно так же и Барак мог заявить, что не родился израильский лидер, который мог бы отказаться о незыблемого принципа, гласящего: "Иерусалим вечная столица Израиля и никогда больше не будет разделен".

Понимая это, оба лидера вряд ли могли испытывать оптимизм, отправляясь по приглашении Клинтона в Кэмп-Дэвид в июле 2000 г. Можно да же рискнуть утверждать, что провал переговоров был для них лучшим исходом, чем соглашение как ни парадоксально это может звучать. Ведь каждый из них великолепно знал ту черту, которую его оппонент не может переступить без ката строфической потери лица и утраты власти. Барак пошел на беспрецедентный шаг, на который не осмеливался пойти ни один из его предшественников: его предложения, изложенные выше фактически означали согласие на раздел Иерусалима путем хитроумного маневра с изменением границ города.

Как только об этом стало известно, Щаранский и религиозные партии вышли из правящей коалиции; более того, возмущены были многие в собственной партии Барака, и вдова Рабина заявила, что ее муж перевернулся бы в гробу, если бы узнал, на что согласен пойти Барак. И если бы Арафат принял его план и встреча в Кэмп-Дэвиде закончилась подписанием соглашения, по возвращении домой Барака ждал бы грандиозный скандал, вотум недоверия в кнессете и падение кабинета. Но не лучше пришлось бы и Арафату: не только экстремисты из организации Хамас, но и многие деятели его собственного ФАТХ объявили бы его предателем, пошедшим под давлением Клинтона на отказ от главного требования палестинцев - суверенитета над аль-Харам аш-Шариф, а также от справедливого решения проблемы беженцев путем предоставления всем им права на возвращение.

Ни Барак, ни Арафат не могут игнорировать общественное мнение своих народов. Но дело в том, что каждый из этих народов, если говорить не о политиках, а о рядовых гражданах, обычных людях, почти ничего не знает и не хочет знать о тонкостях политического положения в противостоящем лагере, о расстановке политических сил, "группах давления" и пр. Точка зрения "человека с улицы" элементарно проста: евреи убеждены, что все дело в том, что Арафат и его люди в глубине души желают полного арабского господства на всей территории Палестины, что они проводят политику поэтапного, шаг за шагом, возвращения всех утерянных ими земель и поэтому "нельзя отдавать им палец - завтра они потребуют всю руку"; что Арафат специально манипулирует арабскими толпами и, если бы захотел, мог бы хоть завтра одним мановением руки прекратить "новую интифаду". Они не понимают, что компромиссные решения, на которые Арафат соглашался в течение всего последнего десятилетия, уже серьезно повредили его авторитету в глазах палестинских масс, что растет влияние Хамаса, с которым Арафат не может не считаться.

А палестинская "улица" на сто процентов убеждена в том, что евреи ни за что не захотят отказаться от оккупации арабских земель, и все предлагаемые ими компромиссы - всего лишь уловка и обман; что Соединенные Штаты, если бы у них было такое желание, могли бы моментально заставить Израиль пойти на такие уступки, каких требуют арабы; что единственный способ добиться чего-либо от израильтян - это силовое давление (при этом ссылаются на опыт Южного Ливана, где многолетняя партизанская и террористическая деятельность организации Хизбалла, в принципе родственной Хамасу, вынудила Израиль в мае 2000 г. вывести свои войска; хамасовцы прямо призывают к "ливанизации" ситуации).

Несколько лет с момента начавшегося мирного процесса палестинцы верили Арафату (хотя сильно при этом сомневались), надеясь, что он, в конце концов, двигаясь медленно и постепенно, добьется от Израиля того, что он всегда обещал своему народу - создания независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме. Но вот наступило лето 2000 г. - и оказалось, что максимум, на что можно рассчитывать в результате этих многолетних переговоров и поэтапного продвижения к желанной цели - это милостивое разрешение Израиля на строительство резиденции Арафата и здания парламента в деревушке Абу Дис, пригороде Иерусалима. А Харам аш-Шариф, а возвращение беженцев, а ликвидация еврейских поселений? Обо всем этом придется забыть раз и навсегда, как только соглашение будет подписано. Все стало ясно, пробил час истины. И вот тут-то и началось возмущение, массовый протест. Все забурлило, не хватало только спички, чтобы разжечь пламя. И спичка нашлась: генерал Ари-эль Шарон, имя которого ассоциируется с резней в Сабре и Шатиле, совершил прогулку по Храмовой горе, прошелся около мечети аль-Акса. Что началось после этого - хорошо известно.

Мир сразу встревожился - не пахнет ли новой большой войной на Ближнем Востоке? Нет, это нереально. Ни Египет, ни Сирия воевать не могут и не хотят, а угрозы со стороны Ирака и Ливии не имеют серьезного значения. Арабский "саммит" в октябре 2000 г. показал, что ни одному из тех арабских государств, которые могут действительно играть какую-то роль в конфликте, новый большой пожар в регионе не нужен. Но ясно и другое: игнорировать настроения общественности не могут правители даже таких союзных с Вашингтоном стран, как Египет, Саудовская Аравия и Иордания. Сообщения о ежедневно убиваемых палестинских мальчишках потрясли весь арабский мир. Когда на экранах телевизоров показывают толпы в Аммане, скандирующие "Нам не надо хлеба, дайте нам Калашниковы!" - очевидно, что арабские правительства, если они не хотят серьезнейших внутренних потрясений, должны как-то реагировать. Прорвалась, вышла наружу накапливавшаяся полвека ненависть арабов к тем, кто создал свое государство в самом сердце арабских земель, кто в пяти войнах побеждал, разбивал, гнал, брал в плен войска арабских государств.

Комплекс неполноценности, возникший у арабов в результате этой серии катастроф, не мог исчезнуть сам по себе; рано или поздно взрыв должен был произойти. И ошибаются те обозреватели (в том числе и многие российские знатоки международной политики), которые все сводят к интригам и маневрам Арафата, к свирепости израильских властей или же к желанию Клинтона повлиять на исход американских выборов. Конфликт имеет гораздо более глубокий, фундаментальный характер. Это конфликт цивилизаций. Видимо, мирный процесс прерван, если не похоронен вообще. Ряды "голубей" с обеих сторон резко поредели. "Непримиримые" в Израиле торжествуют и со злорадством твердят: "А что мы говорили? Все это с самого начала было ошибкой, арабам нельзя уступать".

Трудно сейчас найти в Иерусалиме евреев, которые были бы готовы к тому, чтобы в нескольких километрах от еврейской части города расположилась бы арафатов-ская "столица" и на улицах появились бы палестинские полицейские. Но все понимают, что в любом случае никак не избавишься от двухсот тысяч арабов, которые живут рядом, в восточной части города. Это граждане Израиля, и до сих пор они считались относительно лояльными, но теперь на них все чаще смотрят как на "пятую колонну". Согласно опросам, лишь один из пяти израильтян верит сейчас в возможность мирного урегулирования. Неудивительно, что Барак, символизировавший в глазах израильтян политику уступок, оказавшихся безрезультатными, потерпел поражение на выборах 6 февраля 2001 г.

И точно такая же картина на палестинской стороне. Стирается грань между позициями духовного лидера Хамаса шейха Ахмеда Ясина, заявившего недавно: "Иерусалим - это не предмет для переговоров", и Арафата, вновь провозглашающего лозунг: "Борьба до тех пор, пока палестинское знамя не будет поднято над Иерусалимом".

И может быть, опаснее всего то, что конфликт грозит принять характер религиозной конфронтации. До сих пор шла борьба двух национализмов. Но когда дело доходит до религиозных факторов, до духовных символов, ради которых люди готовы пойти на смерть, - найти компромисс становится неимоверно трудно.

Тупик? Да, вне всякого сомнения. Невозможно предложить рецепт решения, удовлетворительного для обеих сторон. Ясно лишь одно: в любом случае на многострадальной земле Палестины всегда будут жить оба народа. Ни изгнать, ни уничтожить друг друга они не в состоянии, хотя крови могут пролить немало. И в конце концов им придется как-то договариваться. Исторический, неизбежный диалог лишь отложен на время. На какое время? Вот этого не знает никто.

Г.Мирский
Мировая экономика и международные отношения,№4,с.66-74, 2001г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки