Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Международные встречи, семинары, выставки
Система власти в России и мировой опыт

21-22 апреля под эгидой Межрегионального фонда информационных технологий прошел международный семинар на тему: Система власти в России и мировой опыт. Ведущие российские и зарубежные эксперты, ученые, политики федерального и регионального уровней, представители СМИ в течение двух дней обсуждали важнейшие проблемы функционирования политических институтов, а также проанализировали перспективы развития российской политической системы.

Первое заседание семинара Высшие органы власти России и российская Конституция открылось выступлением А.М.Салмина (президент фонда Российский общественно-политический центр) Система органов власти России: функции и дисфункции. В докладе было обращено внимание на особый характер исторической ситуации, сложившейся сегодня в России, которая знаменуется глубинными процессами по выявлению сущности, самоопределению политических субъектов и институтов, уточнению их статусов, ролей и позиций. По мнению А.М.Салмина, сейчас происходит выявление природы политических акторов и реальной политической структуры, как то: партий, федерализма, церкви, правоохранительных органов, армии, СМИ. Вместе с тем существуют некоторые неизжитые институты и реликты прошлого советского государства, которые мы пытаемся заставить работать в других условиях, с новой логикой и содержательной нагрузкой.

Во внешней политике государства одной из главных проблем А.М.Салмин считает неправильное понимания реальных национальных интересов, преобладание прежней парадигмы в подходах и сохранение старых якорей (ВПК, ядерное оружие). По сути, страна продолжает рассчитываться с прошлым, в то время как перед Россией стоят совершенно другие задачи (проблема обеспечения внешнего долга, дезинтеграции и интеграции, участия в процессах глобализации). Историческому, осознанному выбору страны препятствует отсутствие механизмов выработки долгосрочной политики и дееспособной политической элиты. Основная проблема представителей мыслящего слоя российского общества, по словам А.М.Салмина, заключается в том, что многие интеллектуалы идентифицируют себя с властью. Именно это обстоятельство явилось причиной раскола интеллектуальной элиты и краха попытки выработать общенациональную идею. Невозможно создать национальную идею для государства, но можно и нужно разработать государственную идею для нации. Именно последняя должна помочь реформировать государство.

Обсуждая доклад Салмина депутат Госдумы В.А.Рыжков указал на то, что, несмотря на противоречивость конституционного дизайна и институтов, которые вошли в противоречие с постоянно воспроизводящимися архетипами российского государства, не стоит менять сложившуюся конституционную конструкцию. В свою очередь, А.М.Салмин отметил, что изменения в конституцию необходимо вносить только в крайнем случае, хотя возможна ее частичная модификация путем толкования конституционных норм.

Последующий доклад А.С.Автономова (заведующий государственно-правовым отделом Фонда развития парламентаризма в России) Развитие парламентаризма: российский и зарубежный опыт был посвящен возрастающему значению парламентаризма во всемирном масштабе, который получил наибольшее распространение как раз в эпоху глобализации. Выступавший отметил, что повышение роли парламентаризма выражается в расширении властных полномочий национальных парламентов (например, во Франции, США), и Россия здесь не исключение. Парламентаризм отвечает интересам российского государства, однако отечественный парламент пока эффективно не использует все предоставленные ему полномочия. Одним из главных недостатков в функционировании российского парламента является то, что он не сформирован как единый орган. Касаясь вопроса о реформировании верхней палаты российского парламента Совета Федерации и его движении в сторону постоянно работающего органа, А.С.Автономов отметил положительный характер подобных преобразований, но при условии сохранении тесной связи сенаторов со своими регионами.

В ходе дискуссии выступающими были отмечены следующие недостатки в функционировании российского парламента. Так А.М.Салмин, считает, что существующий способ формирования Совета Федерации, а, следовательно, и определенный способ ответственности не соответствует набору его конституционных функций и полномочий. С.Н.Рябухин (Председатель Законодательного собрания Ульяновской области) убежден, что в сложный период формирования права, политики и экономики бывшая конструкция Совета Федерации была наиболее продуктивной, не только выполняла многие функции государства, но и удерживала палату от непоправимых ошибок. В.Б.Исаков (начальник правового управления Госдумы) назвал ошибкой инициативы Кремля по изменению системы формирования Совета Федерации. За необходимость последующей трансформации Совета Федерации высказался также депутат Госдумы Я.М.Швыряев, считающий, что члены Совета Федерации должны избираться. А депутат Госдумы И.Ю.Динес главную причину низкой степени ответственности политиков усматривает в отсутствии у них должного опыта, знаний и некой пассионарной зарядки. В свою очередь депутат Мосгордумы С.В.Орлов отметил недостатки существующей системы определения территориальных округов на выборах в Госдуму в соответствии с административно-территориальным делением, а не по количеству избирателей округа, как нарушающей принцип равного представительства.

А.С.Автономов разделил точку зрения А.М.Салмина и Я.М.Швыряева о том, что наибольшая степень легитимности палаты существует при избрании депутатского корпуса и именно последнее обстоятельство способно соответствовать уровню конституционной ответственности верхней палаты. Однако существующая система результат политического компромисса и основные игроки не заинтересованы в изменении сложившегося status quo.

Первое заседание завершилось докладом советника фракции ХДС/ХСС в Бундестаге Р. Штута (ФРГ) Проблемы мониторинга, контроля и влияния на принятие решений на уровне ЕС со стороны национальных парламентов стран-членов ЕС (законодательство ЕС по внутреннему рынку, переговоры по расширению союза, роль парламентов в области безопасности и обороны). Р.Штут изложил свое видение проблемы расширения взаимного сотрудничества Российской Федерации и ЕС; вопроса функционирования официальных структур и органов Европейского Союза и перспектив дальнейшего развития этого межгосударственного объединения. В выступлении перед участниками семинара Р.Штут особо подчеркнул, что ЕС должен стремиться решать, в первую очередь, вопросы содержательного характера, а страны-участники исходить из своих национальных интересов.

В обсуждении доклада приняли участие В.А.Рыжков и Ч. Пинелли (штатный профессор конституционного итальянского и сравнительного права, директор Отделения публичного права и теории управления Университета г.Мачерата), сосредоточившие внимание на возможных перспективах дальнейшей интеграции стран ЕС, и в частности, выработки и принятия единого конституционного акта, создания единого европейского правительства. Ч.Пинелли высказался за необходимость разграничения нормотворческого процесса по конституционализации ЕС и процесса принятия обычных решений, призванных обеспечивать выполнение конкретных задач, стоящих перед Союзом.

Второе заседание международного семинара было посвящено теме Система власти и политический процесс в России. В начале участникам был представлен блиц-доклад А.А.Кара-Мурзы, В.Г.Степанкова и В.В.Шлыкова Проблемы строительства президентской вертикали (правительство, Совет Безопасности, полномочные представители, Госсовет). Выступление А.А.Кара-Мурзы (директор Центра философских исследований российского реформаторства Института философии РАН) касалось общих закономерностей развития государственных органов в России. Главным лейтмотивом доклада профессора Кара-Мурзы стал анализ сегодняшнего исторического момента, заключающегося в особенностях политики, проводимой Президентом, которая имеет очевидную тенденцию к упрощению политической системы. Данная тенденция является новым вызовом для страны и несет в себе немалую опасность. Именно подход к всеобщему упрощению и является главной угрозой обеспечения общественного порядка, эффективного функционирования политической системы, ее действительной управляемости. А возможные плюсы такого подхода носят иллюзорный характер. В качестве определения понятия вертикаль власти А.А.Кара-Мурза считает ситуацию тотальной управляемости всех институтов и систем, в том числе парламента. И это относится не только к новому, промежуточному характеру Совета Федерации, но и к Госсовету, и к полномочным представителям Президента. А.А. Кара-Мурза высказался против превращения полпредов в особый орган с управленческими функциями, но выступил за использование экспертного, наблюдательного потенциала данного института, расширение его инспекторских функций.

Продолжая тему полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, В.Г.Степанков (заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе) обратил внимание собравшихся на то, что полпреды не просто заняли определенную нишу, они оказались действительно востребованными. Он не согласился с утверждением об усилении позиций полпредов в регионах, объяснив это ограничением их функций не только производным от президента характером власти, но конкретным перечнем полномочий.

Завершил блиц-доклад В.В.Шлыков (эксперт МФИТ, член СВОП), коснувшись актуальных сторон военного строительства. В частности, был приведен американский опыт реформирования вооруженных сил в качестве одного из образцов успешного решения задач современных преобразований в армии. Выступление В.В.Шлыкова было посвящено одной из основных проблем, возникающих при выстраивании эффективного механизма управления вооруженными силами. Речь идет о необходимости уточнения функций главы государства в военной сфере, конкретного определения его властных полномочий как верховного главнокомандующего. В условиях стремительного усложнения военной сферы и возрастающей ее дифференциации с политической деятельностью необходимо возложить собственно военное руководство на квалифицированных специалистов, профессиональных военных, в том числе в рамках главного военного ведомства. Такой подход соответствует мировой практике и задачам эффективного управления военной организацией общества.

Дискуссию о современном состоянии правоохранительной системы в России открыл доклад М.А.Краснова (вице-президент ФППИ ИНДЕМ) Прокурорская и судебная реформы. Описав основные трудности, с которыми пришлось столкнуться при проведении судебной реформы в России в начале 90-х, докладчик пришел к выводу, что в стране за прошедшие годы настоящей революции права не произошло. Сегодня данный пробел заполняется ручным управлением, посредством гипертрофированной роли исполнительной власти. За период реформы не было создано по-настоящему авторитетных, пользующихся у населения безупречной репутацией судов, а в обществе не выработалось высокого уважения и полного доверия к правосудию. Фактически, новой системы правовой защиты создано не было, но сохранились прежние элементы правоохранительной системы советского государства старые по духу органы милиции, юстиции, прокуратуры и адвокатуры. Поэтому реформа юстиции и изменение механизмов защиты права, по мнению М.А.Краснова, должны стать стержневыми в ближайшее время. Среди первостепенных задач реформы также были названы преобразование прокуратуры, лишение ее полицейских функций и обеспечение реальной независимости судей. Кроме того, среди важнейших аспектов судебных преобразований было названо изменение правосознания судейского корпуса, заключающееся в смене ценностных ориентаций. Существующий приоритет государственных интересов при вынесении судебных решений должен уступить место приоритету прав и законных интересов личности. Только в последнем случае поднимется авторитет российского суда в глазах общества.

Развивая мысль о реформе судебной системы А.С.Автономов отметил, что, к сожалению, сейчас рядовые граждане не представляют большого значения для судов и от судейского произвола никто не застрахован. А.С.Автономов выступил за наделение квалификационной коллегии судей правом привлечения к ответственности тех судей, которые прямо нарушают закон, в частности, отказывая гражданам в возбуждении дела. Многие участники разделили мнение В.М.Платонова (председатель Мосгордумы) о том, что большой скачок в судебной реформе готовится кулуарно, в тайне от общества. Вместе с тем, В.М.Платонов считает, что прокуратура является органом, не входящим в систему судебной власти и выступил за выделение в Конституции специальной главы, посвященной статусу этого органа.

Оппонентом критических замечаний о прокуратуре выступил В.Г. Степанков. Он объяснил собравшимся, что система российской прокуратуры имеет переходный характер. Сама же прокуратура последние годы, на его взгляд, хорошо справлялась с возложенными на нее задачами, в том числе и по осуществлению функции общего надзора. Выступая за проведение судебной реформы в атмосфере максимальной открытости, вместе с тем он считает опасным любой радикализм при ее реализации.

Следующая тема Федеральные округа и власть в регионах была раскрыта в докладе Л.В.Смирнягина (член Научного совета Московского Центра Карнеги). В нем были обрисованы противоречия в функционировании института полномочных представителей Президента, заключающиеся в неправильном восприятии обществом и СМИ роли полпредов. Общественность фактически заставляет полпредов заниматься несвойственными им делами, находиться в противостоянии с губернаторами, что может стать причиной серьезных проблем. Л.В.Смирнягин в целом положительно оценил работу полпредов за прошедший год по созданию в стране климата верховенства федерального законодательства над региональным. Вместе с тем он высказался против возможности создания на базе федеральных округов новых регионов, считая, что в условиях рыхлой страны это может привести к расколу государства. Докладчик также выразил свое понимание феномена властная вертикаль, определив ее как возможность пропускать какие-либо управляющие импульсы через всю властную пирамиду. Однако Л.В.Смирнягин убежден, что укрепление властной вертикали является процессом контрфедерализации отношений центра и регионов, а действия Президента фактически направлены на создание в России унитарного государства.

Обсуждая доклад, С.Н.Рябухин выступил за оптимизацию деятельности федеральных округов через полномочных представителей. В свою очередь Т.А.Штукина (начальник информационно-аналитического Управления аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе), согласилась, что ожидания населения в отношении полпредов превосходят реальные полномочия последних и считает, что данные ожидания должны быть более адекватными, соответствовать реальному статусу этих должностных лиц.

Проблемам местного самоуправления был посвящен доклад депутата Госдумы В.С.Мокрого. Выступающий обратил внимание на тот факт, что в большинстве современных демократий местное самоуправление (МСУ) складывалось снизу, до появления централизованного государства, а в России децентрализация власти и формирование гражданского общества осуществлялись сверху. Последнее обстоятельство, так же как и всего на всего пятилетний опыт существования МСУ в стране, не может не сказываться на эффективности функционирования этого нового института. Среди основных проблем МСУ были названы: несовершенство законодательства; отсутствие популярности в обществе и слабое понимание роли органов МСУ подавляющим количеством населения; противопоставление органов государственной власти органам МСУ, что противоречит единой природе публичной власти; неопределенность уровня полномочий и компетенции органов МСУ; низкая профессиональная подготовка муниципальных служащих.

По актуальным вопросам финансового и экономического обеспечения МСУ, формирования местных бюджетов высказались И.В. Ломакин-Румянцев (президент Фонда комплексных прикладных исследований), В.А.Рыжков, Я.М.Швыряев, А.М.Салмин и Л.И.Биндар (член Совета Федерации). Депутат Госдумы А.А.Климов считает, что в обществе отсутствует точное понимание сущности МСУ, и для примера привел точку зрения, согласно которой реальное МСУ может существовать только на том уровне, где люди знакомы друг с другом, где до органов власти можно дойти пешком. В докладе Переход ко Второй Республике в Италии: проблемы и перспективы Ч. Пинелли ознакомил российских участников семинара с опытом функционирования МСУ Италии, объяснил о разнице в политике, экономике, культуре, проблемах и противоречиях между развитым Севером и слабым Югом.

В рамках заседания В.М.Платонов выступил с докладом Устойчивое развитие России и регионов государственная политика и национальная идея. Выступление посвящалось необходимости разработки и принятия Россией национальной концепции, сценария устойчивого развития не только для выполнения своих международных обязательств, но и выработки стратегических приоритетов и мер по поддержанию стабильности в сфере экологии, экономики и политики.

Последним докладом семинара стало выступление В.А. Рыжкова Партийная система и избирательное законодательство. С привлечением большого социологического материала было проанализировано современное положение партий в российском обществе, выделены основные трудности в построении цивилизованной партийной структуры, соответствующей потребностям гражданского общества. Однако депутат посчитал недостижимыми основные цели президентского варианта закона о партиях (сокращение числа партий, укрупнение партийных организаций и появление массовых партий). Причины этого заключаются, по мнению В.А. Рыжкова, в отношении населения к политическим партиям, которое не считает их не только защитником своих интересов, но и существенной частью политической системы общества. Оратор заключил, что партийная идея и партийная система отсутствуют не только в восприятии со стороны общества, но и не существуют реально. По мнению А.В.Рыжкова, сегодня партии не выполняют свои главные функции. Они не формируют и не предлагают обществу оригинальные, отличные друг от друга программы развития страны; не являются механизмом отбора кадров; не формируют органы исполнительной власти. Российские партии периферийный элемент политической системы, носят скорее характер элитарных политических клубов. При сохранении такого положения страной будет продолжать править беспартийная бюрократия, а такие проблемы, как политическое участие граждан и общественный контроль за демократией не получат своего решения. До тех пор в стране будет по-прежнему существовать не демократия участия, а виртуальная демократия соцопросов.

Главным заинтересованным лицом в проводимой партийной реформе В.И. Алкснис (депутат Госдумы) и В.Б. Исаков назвали исполнительную власть, которая стремится удовлетворить, прежде всего, свои интересы. В.Б. Исаков высказал мнение, что современная партийная система является результатом деформированного развития экономической сферы и следствием объективной дифференциации экономических интересов. А значит без кардинального изменения данных условий, формирования новых экономических корней, мы не сможем создать ничего нового. Большинство участников дискуссии, и в частности Л.В. Смирнягин, В.Е. Коптев-Дворников (депутат Госдумы), высказалось против вмешательства исполнительной власти в процесс партобразования и насильственного его администрирования. В.Е.Коптев-Дворников усматривает отрицательное значение нового закона о партиях не в возрастающем цензе для потенциальных инициаторов создания тех или иных организаций, а в усилении репрессивных возможностей в отношении уже существующих структур.

В целом, участники международного семинара высоко оценили результаты экспертного обсуждения заявленных проблем. Выражая благодарность собравшимся, организаторы отметили, что многие актуальные вопросы, поставленные в качестве повестки дня заседаний, впервые получили такой всесторонний, качественный и полный анализ.

Список участников международного семинара Система власти в России и мировой опыт
21-22 апреля 2001г., пансионат БОР

АВТОНОМОВ
Алексей Станиславович

Заведующий, государственно-правовой отдел, Фонд развития парламентаризма в России

АЛКСНИС
Виктор Имантович

Член Комитета по делам Федерации и региональной политики Государственной Думы РФ

АМНУЭЛЬ
Григорий Маркович

Ответственный секретарь, Межфракционное депутатское Объединение Европейский клуб

БЕЛКИН
Александр Анатольевич

Заместитель исполнительного директора, Совет по внешней и оборонной политике (СВОП); директор политических программ, Межрегиональный Фонд информационных технологий (МФИТ)

БИНДАР
Леонид Иосифович

Член Совета Федерации

БЛИНОВ
Алексей Сергеевич

Аспирант, Российская Академия Государственной службы

БОРИСОВА
Татьяна Викторовна

Исполнительный директор СВОП, Исполнительный директор МФИТ

БУРКОВА
Аэлита Александровна

Комментатор, радио России

БЫКОВ
Михаил Юрьевич

Редактор отдела, Парламентская газета

ДИНЕС
Игорь Юрьевич

Член Комитета ГД по бюджету и налогам

ИСАКОВ
Владимир Борисович

Начальник правового управления ГД

ИЦКОВИЧ
Дмитрий Соломонович

Генеральный директор, ЗАО Polit.ru

КАРА-МУРЗА
Алексей Алексеевич

Директор Центра философских исследований российского реформаторства Института философии РАН

КЛИМОВ
Андрей Аркадьевич

Член Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике

КОПТЕВ-ДВОРНИКОВ
Владимир Евгеньевич

Заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы РФ; координатор, Межфракционное депутатское объединения Европейский клуб

КРАСНОВ
Михаил Александрович

Вице-президент, Фонд прикладных политических исследований ИНДЕМ

КУДЕНКО
Андрей Олегович

Комментатор, радиостанция Маяк

ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ
Илья Вадимович

Член Совета Федерации

МЕЖЕВИЧ
Валентин Ефимович

Член Совета Федерации

МОКРЫЙ
Владимир Семенович

Председатель Комитета ГД по вопросам местного самоуправления

НЕЛЮБИН
Василий Владимирович

Заместитель Главы города Красноярска; директор, Департамент общественных связей администрации города

НИКИТИН
Виктор Александрович

Руководитель, Центр политических программ ЗАО Новая информационная технология

ОГАНЯН
Оганес Арменакович

Член Совета Федерации

ОЛЕЙНИКОВ
Юрий Павлович

Глава администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа

ОРЛОВ
Степан Владимирович

Депутат Московской городской Думы

ПИНЕЛЛИ
Чезаре

Штатный профессор конституционного итальянского и сравнительного права, директор Отделения публичного права и теории управления Университета г. Мачерата

ПЛАТОНОВ
Владимир Михайлович

Председатель Московской городской Думы, заместитель Председателя Совета Федерации

РЫЖКОВ
Владимир Александрович

Депутат Государственной Думы

РЯБУХИН
Сергей Николаевич

Председатель Законодательного собрания Ульяновской области

САЛМИН
Алексей Михайлович

Президент, Фонд Российский общественно-политический центр

СМИРНЯГИН
Леонид Викторович

Член научного Совета Московского Центра Карнеги

СТЕПАНКОВ
Валентин Георгиевич

Заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе

СТЕПАНОВ
Андрей Владимирович

Обозреватель, газета Московские новости

ТОРШИН
Александр Порфирьевич

Член Комитета по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности Совета Федерации РФ; заместитель председателя Комиссии СФ по регламенту

ТРОПКИНА
Ольга Александровна

Обозреватель, Независимая газета

ШАВРОВСКИЙ
Алексей Геннадьевич

Редактор, отдел новостей, газета Известия

ШВЫРЯЕВ
Ярослав Михайлович

Заместитель председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы РФ

ШЛЫКОВ
Виталий Васильевич

Эксперт МФИТ, член СВОП

ШТУКИНА
Татьяна Алексеевна

Начальник информационно-аналитического Управления аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе

ШТУТ
Райнхард

Советник, фракция ХДС/ХСС в Бундестаге, Германия

Алексей Блинов
По итогам работы международного семинара


   TopList         



  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • История одной раскопки времен полиолита
  • Чем магазин военторг хорош для вложения капитала?

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки