Концепция военной безопасности государств-участников Сод-ружества Независимых Государств (далее по тексту - Концепция во-енной безопасности) представляет собой совокупность согласованных и официально принятых взглядов на защиту государств- его членов от внешних угроз, обеспечение независимости, их территориальной целостности и политической стабильности.
Концепция военной безопасности включает в себя основы во-енной политики, коллективной обороны государств-участников Содру-жества, в том числе и основные принципы их ядерной политики, строительства и развития Объединенных Вооруженных Сил Содружест-ва. Она отражает общность интернациональных военно-политических целей и основывается на принципиальных положениях документов по военным вопросам, принятых главами государств Содружества, и основополагающих установках их национальных военных доктрин.
Государства-участники Содружества считают военную безо-пасность Содружества и каждого его участника одной из главных по-литических целей. Недопущение войны рассматривается в качестве основного средства достижения этой цели. Они видят в лице всех государств мирового сообщества партнеров и строят свои отношения на общепризнанных принципах и нормах международного права, дружбы и сотрудничества. Государства-участники Содружества в полити-ческом и военном отношениях не считают своим противником ни одно государство или коалицию государств.
1. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУ-ЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Военная политика Содружества Независимых Государств - составная часть общей политики государств- участников Содружест-ва. Она основывается на положениях Соглашений о создании Содру-жества Независимых Государств от 8 и 21 декабря 1991 года и прин-ципиальных установках других документов по военным вопросам, при-нятых главами государств Содружества, и определяет основные цели и направления подготовки и применения Объединенных Вооруженных сил Содружества для защиты суверенитета и территориальной целост-ности государств-участников Содружества.
Основные факторы, определяющие военную политику СНГ
Военно-политическая обстановка в мире приобрела качест-венно новый характер и характеризуется спадом международной нап-ряженности и , вместе с тем, определенной сложностью и противоре-чивостью. Влияние на ее развитие оказывает большое количество внешних и внутренних факторов, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Внешнеполитические факторы. Мир вступил в период перехода от военного противостояния, двухполярной структуры "Запад-Восток" к демилитаризации и новым международным отношениям, к новому гло-бальному сообществу, которые открывают большие возможности для конструктивного международного сотрудничества, отказа от примене-ния силы и урегулирования спорных вопросов и конфликтов полити-ческими методами.
Состояние "холодной войны" в отношениях между Востоком и Западом уступает место конструктивному диалогу и сотрудничеству. Получил дальнейшее развитие переговорный процесс в области сокра-щения и ограничения ядерных и других видов оружия массового пора-жения, обычных вооруженных сил и вооружений, а также по мерам ук-репления доверия, безопасности и сотрудничеству.
Все это, а также всеобщая заинтересованность в устранении угрозы войны, укреплении взаимного доверия и создании надежных механизмов глобальной, европейской и национальной безопасности вызывают необходимость коренного пересмотра военной политики государств, разработки новых военных концепций и, в конечном ито-ге, разработки и принятии новых военных доктрин.
Официальный отказ западных держав от военно-политической конфронтации с государствами-участниками СНГ, их готовность стро-ить отношения на основе диалога, доверия, сотрудничества, призна-ние того, что война уже не может служить средством достижения по-литических целей для военной политики государств Содружества име-ют принципиальное значение.
В складывающейся новой системе международных отношений СНГ имеет все основания занять весомое место в мировом сообществе и разделить коллективную ответственность за международную безо-пасность. Осуществляя радикальные реформы государства-участники СНГ оказывают и будут оказывать значительное влияние на процессы, происходящие в системе международных отношений.
Однако в настоящее время нельзя полностью исключить воз-можных попыток со стороны отдельных стран или групп стран прово-дить курс на региональное или глобальное доминирование, занятие особого места в мировой системе за счет своего военно-стратеги-ческого, экономического или научно-технического потенциала, про-водя при этом политику с позиции силы.
Внутриполитические факторы. Наличие зон военных конфлик-тов, сложность переходного периода, причины, которых заключаются в нерешенности взаимных претензий независимых государств и новых национальных образований друг к другу, неоднозначность трактовки принадлежности некоторой части имущества бывшего Союза ССР, в том числе и военного, неопределенность статуса некоторых войск, нахо-дящихся под юрисдикцией России и временно дислоцирующихся на тер-риториях других государств Содружества, а также появление многих других неконституированных вооруженных формирований отрицательно влияют на внутриполитическую обстановку в этих государствах и яв-ляются главной причиной нестабильности.
Такая неустойчивость ситуаций в некоторых суверенных государствах, образовавшихся на территории бывшего Союза ССР, значительно осложняется экономическим кризисом и неразрешенностью многих серьезных социально-этнических проблем, а это, при опреде-ленных обстоятельствах, может привести к тому, что внутренняя нестабильность в одних государствах-участниках Содружества стано-вится источником нарушения безопасности для других государств.
Сохраняется значительный риск возникновения различного рода кризисов и непосредственной близости от внешних границ госу-дарств-участников Содружества.
В этой связи при определении политики в области военной безопасности государства-участники Содружества, отвергая устарев-шие представления о всемогуществе военной силы, не связывая свое будущее военным решением международных проблем, исходят из следу-ющего:
угроза возникновения мировой войны с применением ядерного оружия в настоящее время является маловероятной;
приобрела устойчивый характер тенденция к снижению веро-ятности возникновения крупномасштабной обычной войны;
сохраняется достаточно высокая опасность возникновения различных военных и иных конфликтов и на их базе локальных войн;
существует потенциальная опасность поддержки извне сил, действия которых могут быть направлены на подрыв сплоченности СНГ;
сохраняется опасность распространения ядерного и других видов оружия массового поражения, а также средств его доставки, актов международного терроризма, прежде всего связанных с торгов-лей оружием и наркотиками, что может послужить причиной вооружен-ных конфликтов;
определенную угрозу для коллективной безопасности
представляет решенность внутренних проблем, политическая и соци-альная нестабильность в некоторых государствах Содружества. Эта опасность может значительно усугубляться вероятностью вмеша-тельства извне во внутренние дела государств-участников содру-жества.
В качестве главных источников потенциальной военной опасности государства-участники Содружества рассматривают неста-бильность социально-экономической и военно-политической обстанов-ки в ряде регионов, наличие мощных военных потенциалов некоторых государств, превышающих потребности обороны, распространение ядерного и других видов оружия массового поражения.
Нестабильность военно-политической ситуации очевидно в течение ближайших лет сохранится. Развернутые в мирное время в непосредственной близости от внешних границ Содружества мощные боевые группировки стратегических наступательных вооружений, су-хопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил сопредель-ных и других государств скорее всего будут сокращаться незначи-тельно и по-прежнему представлять главную потенциальную военную угрозу безопасности Содружества.
Таким образом, в ближайшей перспективе вряд ли будет окончательно устранена военная опасность для Содружества. При лю-бом, прежде всего нежелательном, варианте развития военно-полити-ческой обстановки, перед государствами-участниками Содружества встает актуальный вопрос об обеспечении их военной безопасности.
Цели и взаимные обязательства государств-участников Сод-ружества в области обеспечения военной безопасности
Государства-участников Содружества объединяет не только историческая общность их народов, экономическая и политическая взаимозависимость, единое экономическое пространство, но и совпа-дающие по целям оборонительные задачи, единое военное наследие и сохраняющееся единое военно-стратегическое пространство всех государств-участников Содружества.
Главная цель военной политики - обеспечение гарантирован-ной защиты всех государств-участников Содружества Независимых Государств от внешних военных угроз и возможной агрессии.
В мирное время военная политика, как часть внешней и внутренней политики государств-участников Содружества, направляет свои усилия на обеспечение поэтапного снижения (ограничения) во-енных угроз и упрочения стабильности в Содружестве Независимых Государств и в мире, на принятие мер по предупреждению возникно-вения межгосударственных и гражданских войн, по повышению доверия и открытости в военной области. При достижении указанных целей военная политика государств-участников Содружества исходит из не-обходимости урегулирования спорных проблем, международных кри-зисов, региональных и межгосударственных локальных военных конф-ликтов исключительно мирными, согласительными средствами, исклю-чает из межгосударственной практики все формы дискриминации, эко-номические или любые другие методы давления. Она всячески способствует осуществлению эффективных мер борьбы с международным и внутренним терроризмом , обеспечению прав человека.
В военное время военная политика обеспечивает отражение агрессии извне и нанесение агрессору при защите свободы, сувере-нитета и территориальной целостности государств Содружества тако-го ущерба, который бы вынудил его прекратить военные действия.
В случае возникновения угрозы безопасности, территориаль-ной целостности и суверенитету одного или нескольких госу-дарств-участников Содружества, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники Содружества будут незамедли-тельно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы.
Как следует из изложенного, военно-политические цели государств-участников Содружества являются сугубо оборонительными по своему характеру, направлены на предотвращение агрессии, а в случае ее развязывания, на пресечение агрессии всеми имеющимися силами и средствами в целях обеспечения территориальной целост-ности и неприкосновенности государственных границ.
Принципы военной безопасности
Главной задачей военной политики в мирное время является предотвращение войны и укрепление международной безопасности. Государства-участники Содружества намерены развивать свои отноше-ния на основе взаимного признания и уважения государственного су-веренитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципа рав-ноправия и отвергают применение военной силы или угрозы силой как способа достижения политических, экономических и других целей. Они уделяют приоритетное внимание преодолению кризисных ситуаций, учитывая, что в современных условиях любой вооруженный локальный конфликт может привести к катастрофическим последствиям не только для вовлеченных в него стран, но и для государств содружества, всего окружающего мира.
Государства-участники Содружества:
взаимно полны решимости соблюдать принятые декларации о суверенитете и акты о независимости;
никогда, ни при каких обстоятельствах, не начнут первыми военные действия против какого-либо государства, если сами не станут объектами агрессии, вооруженного нападения;
подтверждают обязательство о неприменении ядерного или любого другого оружия массового поражения первым;
будут прилагать усилия к нераспространению ядерного ору-жия, других видов оружия массового поражения, а также средств их доставки;
гарантируют нерушимость существующих границ и невмеша-тельство по внутренние дела других государств;
провозглашают приоритетность коллективных решений и мер по обеспечению военной безопасности государств-участников Содру-жества;
намерены обеспечивать поддержание стратегической стабиль-ности в мире политическими и военными методами;
будут содействовать укреплению международных систем бе-зопасности;
намерены сотрудничать по политическим и военным вопросам с Североатлантическим и другими союзами и со всеми странами миро-вого сообщества;
принимать участие в международных акциях, осуществляемых в соответствии с Уставом ООН;
содержать вооруженные силы государств-участников Содру-жества и Объединенные Вооруженные Силы Содружества в пределах ра-зумной достаточности для обеспечения надежной обороноспособности государств-участников Содружества.
При этом государства-участники Содружества исходят из то-го, что их общая военная безопасность как и военная безопасность каждого из его участников обеспечивается:
ядерным сдерживанием, которое осуществляется минимально необходимым для этих целей потенциалом Стратегических ядерных сил Российской Федерации;
достаточным для обороны потенциалом сил по предотвращению локальных конфликтов на внешних границах Содружества и собствен-ных армий;
возможностью в короткие сроки обеспечивать локализацию любых проявлений нестабильности в регионах, связанных с действия-ми нелегальных вооруженных формирований, представляющих угрозу миру.
Государства-участники Содружества подтверждают, что в своих взаимоотношениях не допустят применение или угрозу примене-ния силы и все возможные между ними спорные проблемы будут решать исключительно мирными средствами, путем переговоров.
В области обеспечения внутренней безопасности госу-дарства-участники Содружества намерены продолжать на двусторонней и многосторонней основе выработку и реализацию согласованных практических мер, направленных на утверждение в рамках СНГ обста-новки мира, межгосударственной стабильности и доверия, локализа-ции внутренних угроз, а в случае возникновения на их основе воо-руженных конфликтов - на быстрое и бескровное их прекращение.
В целях оказания друг другу помощи в урегулировании и предотвращении на территории любого из государств Содружества конфликтов на межконфессиональной, межнациональной и политической основе, влекущих за собой нарушение прав человека, будут исполь-зоваться создаваемые по решению глав государств Группы военных наблюдателей и Коллективных Сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств.
2. ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Коллективная оборона государств-участников Содружества Независимых Государств является составной частью Концепции по обеспечению военной безопасности Содружества Независимых Госу-дарств и основывается на положениях документов по военным воп-росам, принятых главами государств-участников Содружества. Она содержит систему взглядов на предотвращение агрессии с применени-ем политических, экономических и военных мер, а в случае ее раз-вязывания - отражение всеми имеющимися у государств-участников Содружества средствами.
Коллективная оборона обеспечивает наиболее эффективную реализацию оборонительного потенциала государств-участников Сод-ружества с учетом политической обстановки, их военно-экономи-ческих и научно-технических возможностей и исходит из необходи-мости снижения военной угрозы, возможностей предотвращения войны и отражения агрессий, участие в акциях в составе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружества Независимых Государств. Она также предусматривает всесторонний анализ военно-политической и стратегической обстановки, источни-ков военных угроз, возможного характера будущей войны.
Коллективная оборона государств-участников Содружества базируется на принципах, обеспечивающих дальнейшее упрочение ста-бильности и безопасности, исключение вооруженных конфликтов, за-щиту суверенитета государств-участников Содружества и в целом придающих их военной политике оборонительную направленность:
отказ от развязывания военных действий первыми и от соз-дания крупномасштабных группировок войск в мирное время для веде-ния наступательных действий;
исключение принятия каких-либо военных мер и действий в превентивном порядке, направленных на достижение военного преиму-щества до совершения агрессии;
строгое соблюдение принципов ООН, прав человека, догово-ров, соглашений и других международных актов о нераспространении ядерного оружия, о разоружении, а также направленных на поддержа-ние мира и безопасности;
открытость содержания доктринальных документов; возмож-ность создания эффективных механизмов контроля за
военной деятельностью в мирное время. Определение содержания кол-лективной обороны государств-
участников Содружества Независимых Государств, а также ее принци-пов составляют задачи Объединенных вооруженных Сил и вооруженных сил государств-участников Содружества, формы и способы их приме-нения, а также организация руководства Объединенными Вооруженными Силами Содружества.
Задачи Объединенных Вооруженных Сил Содружества определя-ются с учетом признания необходимости сохранения мира, обяза-тельств неприменения первыми военной силы и ядерного оружия, сох-ранения права каждого государства-участника Содружества на приме-нение собственных вооруженных сил в соответствии с международными договорами и соглашениями для восстановления мира в различных ре-гионах, невмешательства во внутренние дела других стран, откры-тости военно-политической деятельности, заблаговременной подготов-ки войск (сил), территории и населения, единой технологии произ-водства вооружения и военной техники, создания группировок войск и единой системы противовоздушной и воздушно-космической обороны, поддержания постоянной готовности к применению ядерного оружия.
Задачи Объединенных Вооруженных Сил Содружества в области коллективной обороны включают:
предотвращение войны путем ядерного сдерживания потенци-ального противника от ее развязывания;
своевременную информацию о готовящейся агрессии, поддер-жание высокой боевой готовности дежурных сил и средств, систем боевого управления и обеспечения;
предупреждение о начале ракетного нападения на суше и на море, в воздухе и в космосе;
отражение внезапного воздушно-космического нападения и защита основных административно-политических, промышленных цент-ров и других важных объектов;
отражение нападения противника с суши, моря и воздуха, удержание важнейших районов территорий СНГ и разгром вторгшихся группировок противника;
принуждение противника к прекращению боевых действий и ликвидацию последствий агрессии;
ослабление военно-экономического потенциала противника;
поддержание и восстановление мира совместно с вооруженны-ми
силами других государств в соответствии с международными догово-рами и Уставом ООН;
оказание помощи населению при ликвидации последствий ка-тастроф и стихийных бедствий.
Задачи Вооруженных Сил государств-участников Содружества по участию в коллективной обороне определяются его военно-полити-ческим руководством на основе законодательства каждого госу-дарства и с учетом предложений Главнокомандующего Объединенных Вооруженных Сил Содружества.
Формы и способы применения Объединенных Вооруженных Сил СНГ
Основой планирования применения Объединенных Вооруженных Сил Содружества являются политические цели возможной войны, конк-ретные задачи вооруженных сил на ведение военных действий, прежде всего в начальный период войны. Принятие решения на применение Объединенных Вооруженных Сил Содружества относится к компетенции Совета глав государств-участников Содружества. Исходя из оборони-тельной направленности военной политики государств-участников Содружества, которая отвергает использование силы или угрозы си-лой для решения любых спорных международных проблем, в том числе и вооруженных конфликтов, до тех пор, пока территория любого из суверенных государств Содружества, не подвергнется прямой аг-рессии, Объединенные Вооруженные Силы Содружества прежде всего готовятся к применению борьбы. После совершения агрессии они ори-ентируются на выбор форм и способов вооруженной борьбы, которые должны соответствовать сложившейся обстановке, обеспечивать зах-ват стратегической инициативы и нанесение поражения агрессору. Поэтому Объединенные Вооруженные Силы Содружества должны быть го-товы к ведению оборонительных, наступательных и других видов бое-вых действий, при любом варианте развязывания и ведения войны, в условиях применения современных и перспективных средств пораже-ния.
Выполнение боевых задач Стратегическими Силами с примене-нием ядерного оружия предусматривается только в ответных действи-ях (Взгляды на роль и место ядерного оружия и Стратегических сил в системе обеспечения военной безопасности государств-участников Содружества отражаются в Основах ядерной политики госу-дарств-участников Содружества Независимых Государств).
Применение войск воздушно-космической обороны (ВКО) осу-ществляется в рамках объединенной системы воздушно-космической обороны государств-участников Содружества с целью своевременного оповещения о воздушном, ракетном и космическом нападении, охраны границ единого воздушного пространства и наиболее эффективного применения вооруженных сил государств-участников Содружества, прикрытия объектов государственного и военного управления, войск, резервов и наиболее важных административно-промышленных и других объектов.
В состав ВКО входят системы противовоздушной обороны, ра-кетно-космической обороны (РКО) и воздушно-космических сил (ВКС). Применение войск и сил ПВО и РКО организуется на всей территории СНГ по единому замыслу и плану. Система ПВО строится по террито-риальному принципу с четким разделением ее на зоны и районы.
Применение воздушно-космических сил осуществляется на до-говорных условиях с государствами-участниками Содружества, на территории которых они размещены.
Объединенные Вооруженные Силы Содружества и вооруженные силы государств-участников Содружества находятся в готовности к ведению всех видов боевых действий (оборонительных или наступа-тельных) при любом варианте развязывания войны (вооруженный конф-ликт, локальная война, крупномасштабная война с применением обыч-ных средств поражения, ядерная война). Они могут быть использова-ны полностью или частично.
Применение Объединенных Вооруженных Сил Содружества и во-оруженных сил государств-участников Содружества осуществляется для решения задач в едином военно-стратегическом пространстве государств-участников Содружества.
Организация руководства Объединенными Вооруженными Силами Содру-жества
Высшим органом Содружества по вопросам обороны является Совет глав государств-участников Содружества, который вырабатыва-ет и осуществляет военную политику, определяет основные направле-ния военного строительства, принимает военную доктрину, в том числе основы ядерной политики, устанавливает порядок принятия ре-шения на применение ядерного оружия и осуществления контроля над ними, устанавливает состав и структуру Объединенных Вооруженных Сил Содружества и рассматривает планы их развития и применения в военное время.
Координацию деятельности государств Содружества в области обеспечения коллективной безопасности осуществляет созданный Со-ветом коллективной безопасности постоянный рабочий орган, возг-лавляемый Генеральным секретарем, под руководством которого Глав-ное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества:
организует политические консультации и координирует пози-ции государств-членов Совета по военным вопросам;
готовит предложения и документы для принятия решений гла-вами государств-членов Совета в области безопасности и обороны;
организует представление Совета коллективной безопасности в отношениях с главами государств, международными организациями и средствами массовой информации, а также по уполномочию Совета осуществляет на основе общности интересов организацию взаимо-действия и сотрудничества с Организацией Североатлантического до-говора и другими военно-политическими группировками, блоками и союзами;
содействует и организует помощь в создании и укреплении собственных вооруженных сил государствам-членам Совета коллектив-ной безопасности;
Совет глав государств-участников Содружества принимает решение о вводе военного положения на всей территории Содружества в случае агрессии или угрозы ее совершения против Содружества, нескольких участвующих в нем государств, либо одного из них; об объявлении войны, на ведение военных действий, об отмене военного положения, о прекращении состояния войны и о заключении мира. Со-вет глав правительств государств-участников Содружества осущест-вляет координацию военно-экономической деятельности Содружества, представляет Совету глав государств проект оборонного бюджета, разрабатывает совместно с Главным командованием Объединенных Воо-руженных Сил Содружества программу развития войск (сил) и объем ее финансирования, мобилизационный план народного хозяйства и план накопления материальных ресурсов.
Совет министров (председателей комитетов) обороны госу-дарств-участников Содружеств является высшим коллегиальным орга-ном Совета глав государств по вопросам военной политики и военно-го строительства государств-участников Содружества. Он рассматри-вает концептуальные подходы к обеспечению оборонной достаточности регионов, проекты договоров и соглашений по вопросам обороны и военного строительства, разрабатывает предложения по организаци-онной структуре Объединенных Вооруженных Сил Содружества, общие требования по вопросам их боевой и мобилизационной готовности, организации оперативной и боевой подготовки, перспектив развития войск (сил), систем вооружения, военной техники и управления.
В состав Совета министров обороны входят министры (председатели комитетов) обороны, главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами Содружества, (председатель Совета министров обороны), Начальник штаба Объединенных Вооруженных Сил Содружест-ва.
Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содру-жества осуществляет руководство Объединенными Вооруженными Силами Содружества, организует и проводит свою деятельность в соот-ветствии с Положением о Главном командовании Объединенных Воору-женных Сил Содружества.
В интересах обеспечения коллективной обороны Главное ко-мандование Объединенных Вооруженных Сил Содружества постоянно поддерживает взаимодействие с военно-политическим руководством и органами управления вооруженных сил государств-участников Содру-жества.
В состав Главного командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества входят: Главнокомандующий Объединенных Вооружен-ных Сил Содружества и его заместители, Штаб Объединенных Воору-женных Сил Содружества, Центр общественной информации, Управление делами и другие органы Главного командования Объединенных Воору-женных Сил Содружества.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ГОСУДАРСТВУЧАСТНИКОВ СОД-РУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Строительство и развитие Объединенных Вооруженных Сил Содружества наряду с основами военной политики и положениями кол-лективной обороны являются составной частью Концепции военной бе-зопасности государств-участников Содружества Независимых Госу-дарств. Они отражают взгляды на принципы строительства, структуру Объединенных Вооруженных Сил Содружества, систему и направлен-ность их подготовки и материально-техническое обеспечение.
Принцип строительства Объединенных Вооруженных Сил Содру-жества.
Объединенные Вооруженные Силы Содружества строятся на принципах: добровольного выделения в оперативное подчинение Глав-ному командованию ОВС определенного контингента войск (сил) из состава собственных вооруженных сил государств-участников Содру-жества; подконтрольности военных структур и в целом Объединенных Вооруженных Сил Совету глав государств Содружества; коллективного руководства обороной государств-участников Содружества и единого оперативного управления Объединенными Вооруженными Силами Содру-жества, Силами по предотвращению локальных конфликтов на внешних границах СНГ, Группами военных наблюдателей и Коллективными сила-ми по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств.
Строительство Объединенных Вооруженных Сил Содружества осуществляется на основе коллегиальности руководства коллективной обороной государств-участников Содружества, выработке согласован-ных решений, организации и поддержании непрерывного управления Объединенными Вооруженными Силами Содружества, последовательном понижении ядерного потенциала, способности Объединенных Вооружен-ных Сил Содружества к адекватному наращиванию их боевой мощи при возникновении военной угрозы, а также на поддержании боевой и мо-билизационной готовности войск (сил) на должном уровне, прежде всего тех, которые предназначены для отражения агрессии.
Общая структура и боевой состав Объединенных Вооруженных Сил Содружества определяются решением Совета глав государств-у-частников Содружества по предложению Совета министров обороны государств-участников Содружества с учетом принятых принципов их строительства.
Организационно Объединенные Вооруженные Силы Содружества включают: Контингенты войск (сил), выделенных государствами-участ-никами Содружества из состава собственных вооруженных сил, Силы по предотвращению локальных конфликтов на внешних границах СНГ, выделенные из состава вооруженных сил государств-участников Сод-ружества, Группы военных наблюдателей и Коллективных сил по под-держанию мира в Содружестве Независимых Государств.
Силы по предотвращению локальных конфликтов на внешних границах Содружества включают воинские соединения, части, учреж-дения и другие воинские формирования, а также военные объекты ар-мий государств-участников Содружества, переданные в оперативное подчинение Главному командованию Объединенных Вооруженных Сил Содружества.
Группы военных наблюдателей и Коллективные силы по под-держанию мира в Содружестве Независимых Государств состоят из войск (сил) государств-участников Содружества, выделенных времен-но в согласованном между государствами-участниками Содружества количестве.
Подготовка Объединенных Вооруженных Сил Содружества нап-равлена на обеспечение безопасности и проводится в соответствии с планом подготовки Объединенных Вооруженных Сил Содружества на каждый текущий год, разрабатываемый Главным командованием ОВС Содружества с учетом предложений главных (генеральных) штабов во-оруженных сил государств-участников Содружества. План подготовки Объединенных Вооруженных Сил Содружества утверждается Советом ми-нистров обороны государств-участников Содружества. Подготовка войск и штабов Вооруженных Сил государств-участников Содружества проводятся в соответствии с постановленными перед ними задачами по обеспечению как национальной, так и коллективной военной безо-пасности государств-участников Содружества. Она организуется на основе ежегодных планов подготовки вооруженных сил государств-у-частников Содружества, разрабатываемых соответствующими главными (генеральными) штабами, с учетом организационно-методических ре-комендаций Главного командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества.
Система подготовки кадров для Объединенных Вооруженных Сил Содружества строится на основе существующей сети военно-учеб-ных заведений, расположенных на территории всех государств-участ-ников Содружества, с учетом взаимных интересов на договорных условиях между государствами-участниками Содружества. При этом, учитывая совпадение оборонных интересов, подготовка военных кад-ров на переходный период осуществляется со стороны государств, направляющих своих представителей в военно-учебные заведения дру-гих государств Содружества, бесплатно до 1993 года включительно, а в дальнейшем - на основе двусторонних соглашений.
Комплектование Объединенных Вооруженных Сил Содружества осуществляется на основе совмещения принципов экстерриториаль-ности и территориального комплектования, воинской обязанности и добровольности приема на службу по контракту. При этом учитыва-ется социальная справедливость и равенство всех граждан при вы-полнении воинской обязанности.
Обеспечение Объединенных Вооруженных Сил Содружества ма-териально-техническими средствами и их накопление осуществляются по согласованным между государствами-участниками Содружества еди-ным планам заказов и поставок военной продукции с сохранением ко-оперативных связей производства этой продукции, а также долговре-менных производственно-хозяйственных соглашений.
Координацию военно-экономической деятельности и матери-ально-технического обеспечения Объединенных Вооруженных Сил Сод-ружества осуществляет Совет глав правительств Содружества. Объ-единенные Вооруженные Силы Содружества в своем развитии основные усилия сосредотачивают на создании оптимальной организационно-штатной структуры войск (сил), предназначенных прежде всего для отражения вторжения агрессора, то есть для ведения оборонительных действий в начальном периоде войны (прежде всего общевойсковых соединений и частей, частей инженерных войск, РЭБ разведки), а также на обеспечение стандартизации вооружения и военной техники, развитие новых средств борьбы.
Учитывая принципиальные положения Концепции военной безо-пасности, приоритет в развитии Объединенных Вооруженных Сил отда-ется также силам и средствам, предназначенным для предупреждения о возможной агрессии, отражения воздушно-космического нападения и нанесения по противнику ответного удара. В планах развития
Объединенных Вооруженных Сил Содружества предусматриваются со-вершенствование существующей инфраструктуры, подготовка населения и территории всех государств-участников Содружества в интересах обеспечения коллективной обороны Содружества Независимых Госу-дарств.
За Республику Беларусь |
За РСФСР |
За Украину |
С.ШУШКЕВИЧ
В.КЕБИЧ |
Б.ЕЛЬЦИН
Г.БУРБУЛИС |
Л.КРАВЧУК
Ф.ФОКИН |
|