Как и любой другой продукт консалтинговые услуги имеют свой жизненный цикл: стадии проектирования и разработок, апробирования, выпуска на рынок, роста, зрелости, насыщения и упадка. Этот процесс имеет также и временное измерение, так как некоторые услуги устаревают, и их следует заменять, а некоторые услуги появляются, и их следует внедрять. Поэтому классификация консалтинговых услуг необходима, особенно при идентификации каждого нового вида консалтинга. Системность характеристик, даваемых каждому новому виду консалтинга, позволяет сравнить его возможности и оценить его эффективность по отношению к другим. Оценивая соотношение видов консалтинга в хозяйственной практике, можно наблюдать тенденции этих наблюдений в динамике, что позволяет вносить соответствующие коррективы в развитие консалтинговой деятельности.
Существует множество классификаторов консалтинговой деятельности. Ниже приведены некоторые из них и сделана попытка классифицировать консалтинговые услуги с учетом специфики экономики Украины. Современный набор консалтинговых услуг на Западе сложился в 1950-60-е годы, которые называют “золотым веком консалтинга”. В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту [1] в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп. Классификация видов консалтинговых услуг приведена ниже.
1. Общее управление.
- Определение эффективности системы управления.
- Оценка бизнеса.
- Управление нововведениями.
- Определение конкурентоспособности / изучение конъюнктуры рынка.
- Диверсификация или становление нового бизнеса.
- Международное управление.
- Оценка управления.
- Слияние и приобретение.
- Организационная структура и развитие.
- Приватизация.
- Управление проектом.
- Управление качеством.
- Реорганизация инженерных служб.
- Исследование и развитие.
- Стратегическое планирование.
2. Администрирование.
- Анализ работы канцелярии.
- Размещение и перемещение отделов.
- Управление офисом.
- Организация и методы управления.
- Регулирование риска.
- Гарантии безопасности.
- Планирование рабочих помещений и их оснащение.
3. Финансовое управление.
- Системы учета.
- Оценка капитальных затрат.
- Оборот фирмы.
- Снижение себестоимости.
- Неплатежеспособность (банкротство).
- Увеличение прибыли.
- Увеличение доходов.
- Налогообложение.
- Финансовые резервы.
4. Управление кадрами.
- Профессиональное движение и сокращение штатов.
- Культура корпорации.
- Равные возможности.
- Поиск кадров.
- Отбор кадров.
- Здоровье и безопасность.
- Программы поощрение.
- Внутренние связи.
- Оценка работ.
- Трудовые соглашения и занятость.
- Обучение менеджменту.
- Планирование рабочей силы.
- Мотивация.
- Пенсии.
- Анализ функционирования.
- Психологическая оценка.
- Вознаграждение.
- Повышение квалификации работников.
5. Маркетинг.
- Реклама и содействие сбыту.
- Корпоративный образ и отношения с общественностью.
- Послепродажное обслуживание заказчиков.
- Дизайн.
- Прямой маркетинг.
- Международный маркетинг.
- Исследование рынка.
- Стратегия маркетинга.
- Разработка новой продукции.
- Ценообразование.
- Розничная продажа и дилерство.
- Управление сбытом.
- Обучение сбыту.
- Социально-экономические исследования и прогнозирование.
6. Производство.
- Автоматизация.
- Использование оборудования и его техническое обслуживание.
- Промышленный инжиниринг.
- Переработка материалов.
- Регулирование внутреннего распределения материалов.
- Упаковка.
- Схема организации работ на предприятии.
- Конструирование и совершенствование продукции.
- Управление производством.
- Планирование и контроль за производством.
- Повышение производительности.
- Закупки.
- Контроль качества.
- Контроль за поставкой узлов и деталей.
7. Информационная технология.
- САПР/АСУ.
- Применение компьютеров в аудите и оценке.
- Электронная издательская деятельность.
- Информационно-поисковые системы.
- Административные информационные системы.
- Проектирование и разработка систем.
- Выбор и установка систем.
8. Специализированные услуги.
- Обучающее консультирование.
- Консалтинг по управлению электроэнергетикой.
- Инженерный консалтинг.
- Экологический консалтинг.
- Информационный консалтинг.
- Юридический консалтинг.
- Консалтинг по управлению распределением материалов и материально-техническому снабжению.
- Консалтинг в государственном секторе.
- Консалтинг по телекоммуникациям.
Приведенная классификация является предметной. Консультанты вырабатывают рекомендации по выполнению вышеперечисленных функций менеджеров. Они советуют им как осуществлять общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами и т.д.
Рассмотрим основные задачи, которые выполняют консультанты по вышеперечисленной классификации.
- Консультанты по общему управлению решают проблемы, связанные с самим существованием бизнеса и его перспективами.
- Консультанты по административному управлению решают проблемы, связанные с ведением бизнеса, т.е. помогают оптимизировать управление организацией.
- Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач:
- поиск источников финансирования и эффективного его использования;
- анализ финансовой деятельности организации и повышение ее эффективности;
- перспективное укрепление финансового положения организации.
Консультанты по управлению кадрами содействуют менеджерам в оптимизации привлечения и использования человеческого ресурса.
- Консультанты по маркетингу содействуют такому функционированию организации, при котором производимая продукция будет куплена потребителем.
- Консультанты по организации производства решают задачи, связанные с инжинирингом, аудитом и контролем качества и т.д.
- Консультанты по информационным технологиям решают задачи, связанные с проектированием и внедрением информационных технологий на предприятии.
- Консультанты по специализированным услугам решают специализированные задачи, не связанные ни с одним из перечисленных видов услуг, и отличающиеся от них по методам, по объектам или по характеру внедряемых знаний.
Американский консультант J.H.Fuchs определяет 100 областей, входящих в компетенцию управленческого консультирования, которые он группирует в десять крупных разделов [6]. Ассоциация консультантов Великобритании выделяет 63 области консультационной активности, сгруппированные под семью следующими заголовками [6]:
- Развитие организации и разработка политики.
- Управление производством.
- Маркетинг, сбыт и распределение.
- Финансы и управление.
- Управление персоналом и его отбор.
- Экономический анализ.
- Управленческие информационные системы и электронная обработка данных.
Учитывая основные особенности классификации западных консалтинговых услуг, составим классификацию консалтинговых услуг в Украине.
Литература
European Directory of Management Consultants. 1995. London: FEACO-AP Information services, 1995.
Guidelines for the Use of Consultants by World Bank Borrowers and by the World Bank as Executing Agency. Washington (D.C.): The World Bank, 1992.
Hurley N. Management Consultancy Manual: Operating a Successful Management Consultancy Assignment. Ankara: SMIDO, 1990.
Kubr M. How to select and use consultants: A client’s guide. Geneva: ILO, 1993.
Maister D. Professional Service Firm Management. Boston: Maister Associates. Inc., 1990.
Кудинов А. О рынке консалтинговых услуг. // www.bcg.ru.
Монахова Е. Управленческое консультирование конца ХХ века. // www.pcweek.ru/kis.
Посадский А.П., Хайниш С.В. Консультационные услуги в России. - М.: Финстатинформ, 1995, - 171 с.
Уткин Э.А. Консалтинг. – М.: ЭКМОС, 1998, - 256 с.
Интернет-сервер Гарвардской школы бизнеса: www.hbs.edu
BS7799: Информационная безопасность начинается с менеджмента. // Банковские технологии. №8, 1998, - С. 73-75.
Трофимова О.К.,
Украинская ассоциация менеджмент-консультантов
|