То же говорят и о российском рынке. Остается только выяснить: куда же приземлится российская экономика, завершив полет реформ?
В Минэкономразвития РФ утверждают, что пора форсировать вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это нельзя делать любой ценой. Однако если реформы в России сегодня отойдут от норм ВТО, то рано или поздно придется возвращаться назад.
Членами ВТО являются 140 стран мира. ВТО в рамках 56 правовых документов регулирует 90% вопросов мировой торговли, объем которой оценивается в $1,3 трлн. Возможно, что через 2-3 месяца в их число войдет Китай. По мнению экспертов Минэкономразвития России, активное сопротивление представителей крупного и среднего бизнеса в российских регионах форсированному вступлению нашей страны в ВТО основано на недопонимании сложившейся ситуации.
По подсчетам заместителя руководителя департамента торговой политики Минэкономразвития РФ Александра Ананьева, ущерб от принятых странами ВТО 100 решений, дискриминирующих права России, оценивается в $3-4 млрд. В сумме это гораздо больше, чем могут быть потери национальных производителей после присоединения России к ВТО.
Вхождение в международное сообщество особенно выгодно российским экспортерам, потому что заставит установить на 5-7 лет пределы таможенных пошлин и взять обязательство их снижать до принятого в мире уровня. Появятся предсказуемые правила игры на международном рынке, а также единые подходы в применении тарифов.
Противники реформ утверждают, что это ограничит суверенитет нашей страны. Однако Россия заключила многие международные соглашения, тем самым фактически ратифицировав многие нормы ВТО. Ведутся тарифные переговоры с 47 государствами, в том числе по транспортным тарифам - с 27 странами.
Россия обязалась соблюдать, в частности, положения GATS (The General Agreement on Trade Services), которое лежит в основе принципов ВТО. Именно в этом соглашении упоминается о недискриминационной торговле и свободном рынке, предоставлении странам - участницам соглашения режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле, зонах свободной торговли или таможенных союзах. Положения GATS определяют и порядок предоставления послаблений, объем которых после образования ВТО с 1 января 1995 года, правда, был значительно сокращен.
Вступление в ВТО не означает и отказа России от защиты внутреннего рынка: как сказал А. Ананьев, член ВТО имеет право на селективные (точечные) меры по защите своего рынка (антидемпинг). И вот об этом подробнее.
Переложим субсидии из "красной корзины" в "зеленую"
Основной причиной ограничений поставок российских товаров на мировой рынок считается то, что их производители получают субсидии, искажающие рыночные цены. А это подрывает международную торговлю: бедные страны страдают, потому что их товары не могут пробиться на рынок, а богатые - потому что вынуждены тратиться на компенсации своим производителям.
Впрочем, если внимательно присмотреться к международному законодательству, то субсидии бывают разные. Скажем, предоставление льготных транспортных тарифов на экспортную продукцию некоторым предприятиям, как и непропорциональные доли льгот производителям, эксперты ВТО признают специфическими или нецелевыми (так называемая -красная корзина?).
Однако некоторые обстоятельства могут служить оправданием для субсидий. В частности, к неспецифическим субсидиям (так называемая -зеленая корзина?) относится помощь на НИОКР, но не более 70% от общей стоимости исследовательских работ, или 50% от нее на доконкурентной стадии (то есть промышленной разработки изделий). В них входят затраты на персонал, управление, использование земли, оборудования, консалтинг, приобретение научных знаний и расходных материалов...
Разрешенными субсидиями считается и социальная помощь неблагополучным районам. А ведь многие отрасли российской промышленности получают дотации. Если грамотно воспользоваться правами, которые предоставляет ВТО, то значительная часть субсидий и дотаций может быть отнесена если не к -зеленой?, то к -желтой корзине? - когда о дотациях можно спорить. Только было бы где спорить! Чтобы запустить процедуры урегулирования конфликтов, Россия, по мнению А. Ананьева, должна вступить в ВТО, иначе до международной общественности не достучишься.
Продолжим либерализацию экономики
Для форсирования процесса присоединения к ВТО планируется дальнейшая либерализация российской торговли.
Во-первых, предполагается постепенное выравнивание тарифных ставок на товары и услуги, за счет которых идет перекрестное финансирование экономики.
Во-вторых, в Минэкономразвития РФ нацелились ликвидировать все количественные ограничения (квоты), которые служат, по сути, для уклонения от тарифной либерализации.
Самым сложным считается вывести из-под международных санкций (принципы свободной торговли) два сектора - сельское хозяйство и производство текстиля. Потребуется ввести хотя бы минимальные стандарты защиты прав на интеллектуальную собственность - законодательные и процедурные для разрешения споров согласно требованиям TRIP (The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights), состыковать национальную экономическую систему со сферой международных торговых отношений. Все это облегчит товарообмен с другими странами, но затруднит управление экономикой внутри России.
Предстоит откорректировать таможенное законодательство: сбор за таможенное оформление товаров равен 0,15% от таможенной стоимости товара и взимается как при ввозе, так и при вывозе товаров за пределы таможенной территории России, а это не соответствует требованиям ВТО, как, впрочем, и Закон -О соглашениях о разделе продукции?. Придется пройтись по региональному законодательству, которое изобилует местными нормами, противоречащими международным правилам...
Часть пути уже пройдена
Основу для сближения России с ГАТТ положило постановление Правительства РФ N 328 от 18.05.92 -О развитии отношений между РФ и Генеральным соглашением по тарифам и торговле?. В середине 1992 года Россия получила статус наблюдателя в ГАТТ, однако вступить в эту организацию не успела в связи с преобразованием ее в 1994 году в ВТО.
При секретариате ВТО в Женеве была образована рабочая группа по присоединению России к ВТО. Первым шагом к этому стал Меморандум о внешнеторговом режиме, утвержденный постановлением Правительства РФ N 144 от 19.02.94.
С июля 1995-го по март 2000-го в Женеве прошло 13 заседаний рабочей группы. В результате должны появиться документы, где будет изложен весь пакет обязательств, которые готова принять на себя Россия, протокол о присоединении, списки обязательств по тарифным уступкам и по доступу на рынок услуг.
Во что обойдутся дальнейшие уступки?
Присоединение к ВТО - это комплекс взаимных уступок. Пока еще не определена черта, за которой компромиссы недопустимы из-за угрозы безопасности России.
На переговорах А. Ананьев советует отстаивать право нашей страны на разумный протекционизм в отношении фундаментальных отраслей национальной экономики. Это можно мотивировать серьезным технологическим отставанием отечественной промышленности от мирового уровня (отсюда неконкурентоспособность большинства предприятий в области обработки сырья), низкой долей наукоемкой и высокотехнологичной экспортной продукции, отсутствием инфраструктуры и навыков сбыта товаров и услуг, слабым управлением финансовыми ресурсами, неразвитостью малых предприятий (негибкостью рынка) и дефицитом денежных ресурсов (он сказывается прежде всего на инвестиционной активности в реальном секторе экономики).
Следует попытаться убедить международную общественность в том, что перераспределение ресурсов может болезненно отразиться на благосостоянии населения. Для предотвращения этого понадобятся дополнительные затраты, в том числе на модернизацию предприятий, на развитие альтернативных производств, на восстановление занятости населения, на социальное обеспечение безработных, на программы обучения.
В любом случае адаптация российских предприятий окажется нелегкой, и не исключена волна банкротств. Однако переговоры, считает А. Ананьев, будут нелегкими: условия присоединения для России, которые выдвигаются ВТО, жестче, чем для Киргизии или Китая.
Экономика и Время No 14(351)
Андрей ЛАЗАРЕВ
|