ВЫПИСКА
из протокола заседания Рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации
от 27 июля 2000 г.
3. Об основных методических подходах к распределению финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в 2001 году
3.1 Одобрить основные подходы к формированию методик распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и Фонда компенсаций на 2001 год.
3.2 Минфину России при доработке проектов методик распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и Фонда компенсаций на 2001 год рассмотреть следующие замечания и предложения:
- учесть численность вынужденных переселенцев и беженцев в субъектах Российской Федерации;
- исходить из создания стимулов для повышения собственных доходов бюджетов субъектов Федерации;
- учесть международный опыт представления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам других уровней.
3.3 Членам Рабочей группы до 15 августа 2000 года представить в Минфин России замечания и предложения по данному вопросу.
Об учете численности вынужденных переселенцев и беженцев при распределении трансфертов ФФПР
Согласно разъяснениям Госкомстата России (копия письма прилагается) основная часть зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке вынужденных переселенцев и беженцев включена в численность и постоянного и наличного населения на соответствующие даты.
Однако при оценке наличного населения на 01.01.2000 г. Госкомстатом России было перераспределено 198,4 тысяч человек, покинувших территорию Чеченской Республики, между субъектами Российской Федерации. Как следует из таблицы 1, основная их часть (более 170 тыс. чел.) была условно включена в численность наличного населения Республики Ингушетия. В настоящее время невозможно определить какая часть этого населения остается на постоянном месте жительства в Республике Ингушетия. Включение же дополнительного числа лиц в базу расчета трансфертов ФФПР приведет к увеличению нормативных расходов бюджета Республики Ингушетия в 1,5 раза.
В связи с вышеизложенным Минфин России считает нецелесообразным использование в расчетах трансфертов ФФПР численности наличного населения. Решение вопросов, связанных с жизнеообеспечением категорий вынужденных переселенцев и беженцев, следует решать в рамках федеральной миграционной программы, а также по линии МЧС и других федеральных ведомств.
Таблица 1
Субъекты Российской Федерации |
Численность постоянного населения на 01.01.1999,
тыс.чел. |
Численность наличного населения в среднем за 1999
г., тыс.чел. |
Численность постоянного населения на 01.01.2000,
тыс.чел. |
Численность наличного населения на 01.01.2000,
тыс.чел. |
Численность вынужденных переселенцев и беженцев (на
01.01.2000), тыс.чел. |
Наличное население к постоянному (на
01.01.2000) |
Республика Карелия |
771,1 |
769,4 |
765,1 |
766,4 |
1,71 |
1,002 |
Республика Коми |
1151,4 |
1141,9 |
1136,6 |
1134,5 |
2,07 |
0,998 |
Архангельская область |
1432,5 |
1423,0 |
1414,0 |
1413,8 |
0,93 |
1,000 |
Ненецкий авт.округ |
45,5 |
46,2 |
45,2 |
46,1 |
0,04 |
1,020 |
Вологодская область |
1328,1 |
1328,4 |
1319,2 |
1324,0 |
4,08 |
1,004 |
Мурманская область |
1018,1 |
991,8 |
1001,2 |
983,3 |
1,99 |
0,982 |
|
|
|
|
|
|
|
г. Санкт-Петербург |
4695,4 |
4711,1 |
4660,8 |
4694,0 |
6,60 |
1,007 |
Ленинградская область |
1673,7 |
1677,6 |
1666,5 |
1674,0 |
17,00 |
1,005 |
Новгородская область |
733,9 |
732,0 |
727,1 |
728,7 |
14,18 |
1,002 |
Псковская область |
811,1 |
806,9 |
800,3 |
801,5 |
7,89 |
1,001 |
|
|
|
|
|
|
|
Брянская область |
1451,0 |
1449,3 |
1438,1 |
1442,9 |
7,65 |
1,003 |
Владимирская область |
1617,7 |
1615,9 |
1603,7 |
1608,9 |
16,97 |
1,003 |
Ивановская область |
1232,3 |
1229,1 |
1218,5 |
1222,3 |
6,16 |
1,003 |
Калужская область |
1087,5 |
1085,7 |
1078,5 |
1081,2 |
13,43 |
1,003 |
Костромская область |
786,9 |
789,4 |
780,7 |
786,3 |
3,79 |
1,007 |
г. Москва |
8538,2 |
8630,3 |
8537,2 |
8630,4 |
14,77 |
1,011 |
Московская область |
6500,5 |
6529,4 |
6464,5 |
6511,4 |
6,06 |
1,007 |
Орловская область |
902,6 |
901,6 |
897,0 |
898,9 |
12,48 |
1,002 |
Рязанская область |
1298,3 |
1290,0 |
1285,3 |
1283,6 |
9,11 |
0,999 |
Смоленская область |
1142,7 |
1140,2 |
1128,2 |
1133,0 |
12,80 |
1,004 |
Субъекты Российской Федерации |
Численность постоянного населения на 01.01.1999,
тыс.чел. |
Численность наличного населения в среднем за 1999
г., тыс.чел. |
Численность постоянного населения на 01.01.2000,
тыс.чел. |
Численность наличного населения на 01.01.2000,
тыс.чел. |
Численность вынужденных переселенцев и беженцев (на
01.01.2000), тыс.чел. |
Наличное население к постоянному (на
01.01.2000) |
|
|
|
|
|
|
|
Тверская область |
1613,5 |
1611,3 |
1594,9 |
1602,2 |
20,60 |
1,005 |
Тульская область |
1763,4 |
1757,5 |
1740,4 |
1746,1 |
11,77 |
1,003 |
Ярославская область |
1425,1 |
1420,2 |
1412,3 |
1413,9 |
4,45 |
1,001 |
|
|
|
|
|
|
|
Республика Марий Эл |
761,2 |
760,1 |
758,7 |
758,9 |
2,06 |
1,000 |
Республика Мордовия |
937,1 |
933,7 |
929,0 |
929,6 |
3,25 |
1,001 |
Чувашская Республика |
1361,8 |
1358,2 |
1358,6 |
1356,7 |
2,37 |
0,999 |
Кировская область |
1603,2 |
1595,8 |
1590,4 |
1589,4 |
6,58 |
0,999 |
Нижегородская область |
3687,7 |
3669,8 |
3663,4 |
3657,7 |
17,00 |
0,998 |
|
|
|
|
|
|
|
Белгородская область |
1489,5 |
1494,8 |
1495,1 |
1497,7 |
30,02 |
1,002 |
Воронежская область |
2471,7 |
2466,8 |
2455,5 |
2458,8 |
26,73 |
1,001 |
Курская область |
1323,5 |
1321,6 |
1311,5 |
1315,6 |
6,84 |
1,003 |
Липецкая область |
1244,9 |
1242,4 |
1239,9 |
1239,9 |
10,76 |
1,000 |
Тамбовская область |
1283,7 |
1275,6 |
1270,5 |
1269,2 |
9,19 |
0,999 |
|
|
|
|
|
|
|
Республика Калмыкия |
316,1 |
315,9 |
314,6 |
315,7 |
1,09 |
1,003 |
Республика Татарстан |
3784,0 |
3779,3 |
3782,4 |
3778,6 |
25,00 |
0,999 |
Астраханская область |
1019,5 |
1025,1 |
1015,8 |
1024,1 |
7,90 |
1,008 |
Волгоградская область |
2693,0 |
2686,4 |
2676,5 |
2678,6 |
23,44 |
1,001 |
Пензенская область |
1541,8 |
1536,0 |
1530,6 |
1530,5 |
11,35 |
1,000 |
Самарская область |
3305,3 |
3302,7 |
3294,6 |
3297,4 |
36,70 |
1,001 |
Саратовская область |
2719,0 |
2716,6 |
2709,0 |
2712,1 |
27,33 |
1,001 |
Ульяновская область |
1472,1 |
1472,3 |
1463,2 |
1467,9 |
8,99 |
1,003 |
|
|
|
|
|
|
|
Республика Адыгея |
449,3 |
449,3 |
447,9 |
448,9 |
1,39 |
1,002 |
Республика Дагестан |
2120,1 |
2134,7 |
2142,7 |
2148,8 |
8,91 |
1,003 |
Республика Ингушетия |
317,0 |
402,9 |
314,9 |
488,2 |
39,70 |
1,550 |
Кабардино-Балкарская Республика |
786,3 |
792,0 |
785,5 |
791,6 |
1,09 |
1,008 |
Карачаево-Черкесская Республика |
433,5 |
435,4 |
431,3 |
434,7 |
4,44 |
1,008 |
Республика Северная Осетия-Алания |
662,7 |
669,0 |
670,1 |
673,8 |
41,69 |
1,006 |
Чеченская Республика |
|
679,4 |
|
573,9 |
|
|
Краснодарский край |
5009,9 |
5068,6 |
5006,7 |
5067,5 |
40,66 |
1,012 |
Ставропольский край |
2659,9 |
2690,1 |
2659,8 |
2691,0 |
35,37 |
1,012 |
Ростовская область |
4367,9 |
4371,1 |
4340,8 |
4357,9 |
33,44 |
1,004 |
|
|
|
|
|
|
|
Республика Башкортостан |
4110,3 |
4117,4 |
4109,6 |
4117,1 |
16,56 |
1,002 |
Удмуртская Республика |
1632,6 |
1634,2 |
1629,0 |
1632,5 |
7,52 |
1,002 |
Курганская область |
1102,1 |
1100,4 |
1096,2 |
1097,5 |
14,50 |
1,001 |
Оренбургская область |
2225,5 |
2226,7 |
2219,5 |
2223,8 |
35,26 |
1,002 |
Пермская область |
2818,3 |
2820,0 |
2806,1 |
2814,0 |
8,95 |
1,003 |
Коми-Пермяцкий АО |
151,4 |
152,1 |
150,4 |
151,6 |
0,29 |
1,008 |
Свердловская область |
4631,0 |
4626,4 |
4602,6 |
4612,3 |
16,21 |
1,002 |
Челябинская область |
3678,2 |
3678,0 |
3666,8 |
3672,4 |
14,02 |
1,002 |
|
|
|
|
|
|
|
Республика Алтай |
203,1 |
204,3 |
204,0 |
204,8 |
1,24 |
1,004 |
Алтайский край |
2664,8 |
2658,6 |
2653,6 |
2653,0 |
40,07 |
1,000 |
Кемеровская область |
3002,1 |
2997,5 |
2981,6 |
2987,3 |
22,44 |
1,002 |
Субъекты Российской Федерации |
Численность постоянного населения на 01.01.1999,
тыс.чел. |
Численность наличного населения в среднем за 1999
г., тыс.чел. |
Численность постоянного населения на 01.01.2000,
тыс.чел. |
Численность наличного населения на 01.01.2000,
тыс.чел. |
Численность вынужденных переселенцев и беженцев (на
01.01.2000), тыс.чел. |
Наличное население к постоянному (на
01.01.2000) |
|
|
|
|
|
|
|
Новосибирская область |
2748,2 |
2747,8 |
2740,4 |
2744,0 |
31,57 |
1,001 |
Омская область |
2179,7 |
2170,4 |
2164,0 |
2162,5 |
22,12 |
0,999 |
Томская область |
1072,2 |
1069,7 |
1068,0 |
1067,6 |
7,17 |
1,000 |
Тюменская область |
1353,2 |
1358,1 |
1351,3 |
1357,5 |
9,44 |
1,005 |
Ханты-Мансийский АО |
1383,5 |
1368,9 |
1381,7 |
1368,3 |
4,42 |
0,990 |
Ямало-Ненецкий АО |
506,8 |
496,7 |
503,9 |
495,2 |
1,15 |
0,983 |
|
|
|
|
|
|
|
Республика Бурятия |
1038,2 |
1037,9 |
1031,9 |
1034,8 |
2,09 |
1,003 |
Республика Тыва |
310,7 |
311,3 |
310,9 |
311,4 |
0,20 |
1,002 |
Республика Хакасия |
581,4 |
582,2 |
579,4 |
581,2 |
0,85 |
1,003 |
Красноярский край |
3011,9 |
2989,0 |
2988,5 |
2977,4 |
15,79 |
0,996 |
Таймырский авт.округ |
44,3 |
43,3 |
43,7 |
43,0 |
0,00 |
0,984 |
Эвенкийский авт.округ |
19,4 |
18,8 |
18,9 |
18,5 |
0,08 |
0,979 |
Иркутская область |
2615,0 |
2612,4 |
2598,7 |
2604,2 |
9,18 |
1,002 |
Усть-Ордынский Бурятский АО |
143,2 |
143,7 |
143,4 |
143,8 |
0,23 |
1,003 |
Читинская область |
1186,8 |
1184,8 |
1176,9 |
1179,9 |
1,20 |
1,003 |
Агинский Бурятский АО |
79,1 |
79,0 |
79,3 |
79,1 |
0,04 |
0,997 |
|
|
|
|
|
|
|
Республика Саха (Якутия) |
1000,7 |
982,4 |
988,6 |
976,4 |
0,04 |
0,988 |
Еврейская авт.область |
200,9 |
201,0 |
197,2 |
199,1 |
0,37 |
1,010 |
Чукотский авт.округ |
83,1 |
74,4 |
78,6 |
72,2 |
0,01 |
0,919 |
Приморский край |
2194,2 |
2185,5 |
2172,1 |
2174,4 |
3,72 |
1,001 |
Хабаровский край |
1523,3 |
1525,7 |
1506,6 |
1517,4 |
0,98 |
1,007 |
Амурская область |
1007,7 |
1010,6 |
998,3 |
1005,9 |
1,26 |
1,008 |
Камчатская область |
365,3 |
356,9 |
359,2 |
353,9 |
0,50 |
0,985 |
Корякский авт.округ |
30,8 |
29,8 |
29,9 |
29,3 |
0,01 |
0,980 |
Магаданская область |
246,1 |
236,3 |
239,1 |
232,8 |
0,19 |
0,974 |
Сахалинская область |
608,5 |
603,0 |
598,6 |
598,0 |
0,73 |
0,999 |
|
|
|
|
|
|
|
Калининградская область |
951,3 |
950,1 |
948,5 |
948,7 |
10,11 |
1,000 |
|
|
|
|
|
|
|
Российская Федерация |
145 547 |
146 309,1 |
145 547 |
145 924,9 |
960,30 |
1,003 |
О создании стимулов для субъектов Российской Федерации повышать собственные бюджетные доходы
Основная цель распределения финансовой помощи - выравнивание объективно сложившихся различий в бюджетной обеспеченности регионов. Создание стимулов для экономического развития и наращивания собственных бюджетных доходов является лишь одним из дополнительных условий формирования соответствующей методики. В ее рамках могут быть сведены к минимуму возможные негативные последствия бюджетного выравнивания, однако собственно создание стимулов для саморазвития регионов в основном должно обеспечиваться путем четкого и стабильного закрепления за бюджетами разных уровней доходных источников, разграничения расходных обязательств и расширения налоговых полномочий региональных и местных органов власти и управления.
Предлагаемая на 2001 год методика распределения средств ФФПР содержит 3 ключевых механизма, направленных на минимизацию "иждивенческих тенденций".
Во-первых, после распределения трансфертов уровень реальной бюджетной обеспеченности недотационных регионов остается более высоким, чем у регионов, получающих трансферты.
Во-вторых, большая часть ФФПР распределяется пропорционально отставанию бюджетной обеспеченности от среднероссийского уровня. В результате дотационные регионы, имевшие до распределения трансфертов более высокий уровень бюджетной обеспеченности, сохраняют преимущество и после распределения трансфертов.
В-третьих, оценка бюджетных доходов субъектов Федерации проводится не по отчетным данным, а по налоговому потенциалу (на основе ВРП), что повышает заинтересованность в собираемости налогов и более эффективном использовании сложившегося на территории в базовом году налогового потенциала. Динамика ВРП после базового года и связанное с этим изменение (в ту или иную сторону) налоговых поступлений в бюджеты конкретных регионов не влияет на размер трансферта и, следовательно, не приводит ни к его сокращению в случае относительного увеличения собственных налоговых доходов, ни к компенсации сокращающихся доходов.
После завершения реформы ФФПР методика и базовые параметры (индексы налогового потенциала и бюджетных расходов) и/или результаты распределения трансфертов ФФПР должны будут утверждаться на среднесрочную (до 3-х лет) перспективу, что будет способствовать повышению заинтересованности субъектов Федерации в развитии налогового потенциала.
О международном опыте регулирования межбюджетных отношений
Аналитическая записка Центра фискальной политики по данному вопросу, подготовленная по запросу Департамента межбюджетных отношений Минфина России, прилагается (приложение 1).
О замечаниях и предложениях к проектам методик распределения средств ФФПР и Фонда компенсаций
Сводная таблица замечаний и предложений к проектам методик (по состоянию на 18.08.2000) прилагается (приложение 2)
Министерство финансов Российской Федерации
Департамент межбюджетных отношений
К заседанию Рабочей группы по
совершенствованию межбюджетных
отношений в Российской Федерации
21 августа 2000 г.
|