Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Международные финансовые отношения
Проблемы международной экономической интеграции

1. ОБЩИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Международное сообщество в любой сфере сотрудничества на основе двусторонних или многосторонних соглашений представляет собой систему отношений (политических, экономических, военных и др.), обусловленную принципами единства интересов отдельного субъекта международных отношений и самой системы. К подобному международному сообществу, как к системе середины 60-х годов, начали медленно продвигаться две группы стран Европы, принадлежавших к различным политическим системам: страны — члены СЭВ и ЕЭС. Первоначально эти две системы региональных международных объединений формировались, прежде всего, на основе «набора» элементов совместимости в области экономики и идеологии, наиболее общих интересов развития и защитных барьеров.

В процессе исторического противоборства двух идеологических лагерей наибольшего «успеха» достигло западноевропейское сообщество, в то время как социалистический лагерь ушел с исторической арены. Однако вряд ли международное сообщество выиграло с его утратой.

Достигнутые за последнее время определенные положительные политические, экономические и, как следствие, — социальные результаты в странах — членах Европейского Союза дают основание и часто повод к выводу об уникальности и универсальности тех механизмов и принципов, на основе которых создано западноевропейское сообщество. Нередко складывается иллюзорное представление о магической силе этого западноевропейского союза и его возможностях для каждого, вступившего в это объединение в надежде обеспечения высоких социальных стандартов и стабильных гарантий процветания для своей страны. В то время как в странах Европейского Союза в 1992—1996 гг. валовой внутренний продукт рос на 1—2% в год, в странах СНГ — уменьшался в среднем на 10% в год.

И тем не менее если мы поставим ряд вопросов к относительно сложившейся западноевропейской экономической, политической и военной ассоциации, соотнеся ее реальное состояние, цели и задачи с научными основами принципов формирования международной экономической интеграции, ее истинные цели с историческим предназначением международных экономических сообществ, то вряд ли получим в полной мере положительные ответы о ее действительных целях и назначении. Следует отметить, что в условиях сосуществования с СЭВ Европейский Союз больше решал и сегодня продолжает решать задачи военно-политического характера, чем экономического. Руководство ЕС уже на начальной стадии своего становления полностью игнорировало главную цель объединения — обеспечение стабилизации в области экономического сотрудничества и политического доверия на основе сбалансированности интересов всех заинтересованных в объединении стран. Об этом свидетельствует целый ряд негативных тенденций, развивающихся в странах Союза. Прежде всего это касается диспропорций в размещении производительных сил, капиталов и рабочих мест в соответствии с интеграционной политикой руководства ЕС, с одной стороны, и социально-экономическими интересами — с другой. Это относится к таким странам, как Греция, Испания, Португалия, Ирландия, частично юг Италии, в которых создаются предпосылки снижения объемов производства и аннулирования отечественного промышленного производства.

Так, в Греции практически выведены из сферы экономики промышленные отрасли, а сельскохозяйственное производство во многом зависит от объемов квот на экспорт продукции, выделяемых органами ЕС. Если в начале 80-х годов, экспорт сельскохозяйственной продукции из Греции в страны Сообщества составлял более 90% от ее производства, то уже к началу 90-х годов он снизился до 70%. Внутренний рынок Испании полностью принадлежит Германии и США. В результате, например, национальная импортная политика в защиту автомобильной отрасли в области ценовой политики (еще в 1986 г. тарифы были снижены с 36,5 до 22,5%) была вынуждена уступить крупным зарубежным монополиям. В целом уровень производительности труда в промышленности Испании на 30% ниже среднего показателя по странам Сообщества.

Сегодня в ряде стран Сообщества, составляющего примерно четверть населения, валовой продукт на душу населения достигает около 70% от среднего уровня ЕС. Число безработных в странах ЕС возросло до 30%, а лиц, занятых в сельском хозяйстве — до 36% и колеблется от 6 до 12% трудоспособного населения. В настоящее время следует отметить тенденции обострения противоречий в системе международных отношений, в том числе, в экономической сфере между странами и группой стран, между Российской Федерацией и Западной Европой и США. Поэтому важно учитывать необходимость разработки современной стратегической политики России по отношению к формируемым интеграционным международным объединениям, в которые российской экономике дорога практически закрыта, если не считать отдельных «успехов» на поприще вступления в некоторые международные организации (типа СБСЕ, участие в работе Европарламента, приобщение к «семерке», обещание на прием в международную торговую организацию и др.). Но эти «достижения» никоим образом не обеспечивают выравнивания баланса и паритетов экономических интересов России и Западной Европы, ее доступа на «общий рынок».

Политика экономического сотрудничества Европейского Союза со странами Восточной Европы и тем более с Россией строится не на основе обеспечения принципа баланса интересов и, как следствие, общеевропейской стабилизации, а на принципе приоритетности собственного развития, ограничения выхода России на европейские рынки и дисбаланса интересов России и стран Восточной Европы. Именно этой стратегией отбрасывания России на Восток можно объяснить политику «ассоциативных отношений» ЕС со странами Восточной Европы (прежде всего — Чехия, Венгрия, Польша, Словакия), представления им технической помощи и различного рода кредитов (программа «ФАРЕ»), распространения таможенных преференций (льготных таможенных пошлин) по значительному списку товаров.

Расчет руководства ЕС прост: создав относительно благоприятные социально-экономические условия и инфраструктуру рыночных механизмов в этих странах, принять их в свой «союз» (а при балтийские страны вообще без всяких «условий» — учитывается их военно-политическое положение) и на этой основе создать «Большую Европу». Именно поэтому заметны значительные потоки инвестиций в страны Восточной Европы (таблица 1).

Важно подчеркнуть, что наибольшие объемы были направлены в экономику Польши, Чехии и Венгрии. В эти страны соответственно в 1995 г. чистый приток иностранных средств составил: 11,3, 26,1 и 16,9 млрд. долл., значительно ниже в Румынию — 3,4, Словакию — 4,0 и Болгарию — 3,4 млрд. долл.

Естественно, что эта политика ЕС разрабатывается и реализуется без учета интересов, роли и места России и других стран СНГ в общеевропейском развитии. Складывается парадоксальная ситуация в системе торговли России и стран общего рынка. За последние годы страны ЕС резко увеличили свои экспортные поставки в Россию, особенно машин, оборудования, продовольственных и текстильных товаров (таблица 2).

Однако доля России в товарообороте в целом по Евросоюзу в 1995 г. составляла всего лишь производство высокотехнологической, наукоемкой продукции, а также военного потенциала. И именно со своих позиций и приоритетных интересов эта группа стран пытается «подогнать» под сложившуюся систему межгосударственных отношений страны и народы бывшего социалистического лагеря. Однако для достижения этого необходимы два решающих условия:

  • во-первых, чтобы сама страна, ее общество хотели принять роль «придатка» в таком деформированном мировом сообществе;
  • во-вторых, чтобы в этой стране были соответствующее общественно-политическое устройство и адекватная ему государственная политика (служение международному капиталу в ущерб собственным интересам), а также совместимость интересов политики слабой страны с политикой сильных стран. Современная практика российской политики показывает, что такая «совместимость» возможна, но, видимо, до определенных пределов. А предел, практически, наступил.

Анализ показывает, что по уровню валового внутреннего продукта и валового национального продукта на душу населения Россия сопоставима с Уругваем, где соответствующие показатели составили 6070 и 3470 долл., Панамой — 5600 и 2470 долл., Бразилией — 5240 и 2810 долл. соответственно, а в России 6140 и 2820 долл. Российское общество сегодня оказалось за критической чертой национальной безопасности, которую в геополитическом плане можно охарактеризовать как «закритическую»2 (таблица 3).

По объему внутреннего валового продукта как основному показателю экономического развития Россия в 10 раз уступает США, в 5 раз — Китаю, вдвое — Германии и Индии.

Навязывая другим странам модель построения миропорядка, в качестве устойчивой системы современных межгосударственных отношений страны «семерки», МВФ, ЕБРР, ГАТТ (ВТО) и другие международные организации требуют от руководства других стран организации в их обществах таких общественно-политических и социально-экономических устройств, системы законодательства, которые бы способствовали созданию более благоприятных условий для беспрепятственного завоевания внутреннего рынка этих стран, вывоза сырья и капиталов и др.

Формирование современной качественно целостной и действительно устойчивой системы мирового сообщества требует двустороннего подхода:

  • с одной стороны, важно учитывать, что каждая страна в системе мирового сообщества является относительно обособленной, что требует от мирового сообщества уважения независимости каждой страны;
  • с другой стороны, эта же страна является одновременно частью более широкой системы международных отношений, и значит должна подчиняться наиболее общим законам международного сотрудничества.

2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ (МЭИ)

Итак, современное развитие межгосударственных экономических и политических отношений привело к проблеме глобального социального неравенства и противостояния между богатыми и бедными странами.

Перспективу складывающихся отношений подтверждает и декларация международной конференции ученых по проблемам философии, мировоззрения и социологии, проходившая в апреле 1993 г. в Москве. В частности, в ней подчеркивается, что при наличии тенденции ускорения научно-технического прогресса международное сообщество стоит перед фактом того, что бедность, голод, гибель детей, безработица, нищета и разрушение природы во всемирном масштабе не только не отступили, а наоборот — приняли еще большие масштабы. Многим народам грозит экономический крах, социальный хаос, политическая маргинализация и национальная катастрофа.

Формировавшаяся в 60—80-х годах XX столетия международная система экономического сотрудничества стран социалистического лагеря сделала первые шаги по нормализации и выравниванию международных экономических отношений в странах, где господствовали социалистические отношения собственности, а отечественная экономика каждой из них была призвана служить на благо всех социальных слоев общества и в целом — на социальное развитие всех стран — членов СЭВ.

Страны — участницы международной социалистической интеграции (СЭВ), ее международные организации в основу своего международного экономического сотрудничества закладывали принципы действительного реального равноправия, экономических возможностей и обеспечения роста, принцип сбалансированности интересов и др. на основе политики обеспечения всемерного роста производительности труда и социального развития общества и каждого гражданина страны — участницы международного разделения труда в рамках СЭВ. Одновременно Совет Экономической Взаимопомощи в соответствии со своей стратегией отношений с Западом шел на глобальное экономическое сотрудничество (не уступая идеологических, мировоззренческих позиций) со странами ЕС, США и Японии, другими странами мира. Однако именно такое экономическое сотрудничество западноевропейское интегрированное сообщество десятилетиями сознательно игнорировало. Причиной тому были не только и не столько страх перед военной мощью Варшавского Договора, сколько стратегия военно-политического руководства стран Западной Европы, США и Японии, направленная на уничтожение не только Варшавского Договора, но и СССР. В результате, объективная экономическая целесообразность и необходимость постепенного сближения экономических и научно-технологических интересов двух блоков различных политических систем пришли в противоречие с интересами крупного капитала и военно-промышленного комплекса развитых капиталистических стран. В основе государственной политики постиндустриальных государств заложены принципы эгоцентризма, в соответствии с которыми они стремятся не только поддерживать, но и наращивать высокий социальный уровень своего населения, закрепить выработанные стандарты высоких норм жизнеобеспечения за счет дешевой рабочей силы, материальных и сырьевых ресурсов всей остальной части международного сообщества. Россий-ские стратегические интеллектуальные, материальные и сырьевые ресурсы являются одним из основных перспективных источников обеспечения социальных стандартов для населения Западной Европы и США. И именно поэтому Россия является главным предметом в военно-политической и экономической стратегии руководства ЕС и США с их военным инструментом НАТО. Это было причиной того, почему не осуществилось сближение в 60—80-е годы двух интеграционных сообществ (ЕС и СЭВ) на основе сбалансированных экономических интересов и научно-технологического сотрудничества. Наоборот, проводилась государственная политика негативного отношения к советскому строю и сдерживания экономического роста СССР. В современных условиях, когда Российская Федерация приобрела новый общественно-политический и государственный статус, когда разрушен ее экономический базис и снижен военный потенциал, можно ли быть уверенным, что российская экономика может быть допущена к западноевропейским технологиям и рынкам сбыта своей продукции? Сможет ли она стать равноправным членом Европейского экономического сообщества, не считая членства в отдельных «атрибутах» этого сообщества? При этом важно подчеркнуть тот факт, что современная Российская Федерация — это уже не социалистическая страна с ее общенародной собственностью, а капиталистическое государство, значительная часть капитала которого находится в руках частных банков, корпораций и акционерных обществ и свободно перемещается во всех сферах бизнеса любой страны. Казалось бы, в новых условиях руководство стран Западной Европы, США и Японии с переходом России в новое качественное состояние должно было бы изменить свое отношение к российской экономике, создать более благоприятные условия для равноправного участия ее в международном экономическом сотрудничестве, проявить (вплоть до риска) заинтересованность в инвестировании ее базовых отраслей. Однако произошло обратное: делается максимум усилий для полного уничтожения российского производства, а средства в основном выделяются под политические, конъюнктурно выгодные мероприятия.

Политика стран Западной Европы относительно российских интересов в системе международного экономического сотрудничества, как и интересов стран — членов бывшего СЭВ, подтверждает на-ше главное положение о необходимости пересмотра российским руководством самой стратегии участия российской экономики в системе международного сотрудничества с учетом политики изоляции, сдерживания, а порой и откровенного вмешательства руководства Западной Европы и США во внутренние дела России. В этой связи важно внимательно изучить саму природу международной экономической интеграции, ее объективные и субъективные факторы, оценить потенциальную роль российской экономики в ее системе, а также возможности самой России выступить в качестве интегратора для других стран, вне зависимости от состояния экономического сотрудничества с западноевропейским экономическим сообществом.

В основе природы международной экономической интеграции всегда лежали процессы международной специализации труда и производства. Но одно дело — практика разделения труда и специализация внутри страны, регулируемые системой государственной внутренней экономической политики (налоги, таможенные пошлины, государственный заказ, цены и др. меры). И другое дело — относительно стихийное развитие международного разделения труда в рамках международного экономического сотрудничества, где властвуют сегодня законы не социальной целесообразности или технологической необходимости, но прежде всего — законы силы (любой формы ее проявления), с позиции которой и «планируется» перспектива интегрированности в мировую систему. Именно такая политика (с позиции сильного) сегодня и проводится ЕС и США по отношению к России. Отсюда важно выяснить: что является современной изначальной предпосылкой международной экономической интеграции: международное разделение труда (специализация производства) или политические (экономические) интересы соответствующих групп стран? Нам представляется, что последнее является более приоритетным для сильных стран с целью поддержания высокого уровня своей социально-экономической стабильности, конкурентоспособности и насыщенности рынка соответствующего региона мира.

Вместе с тем объективный процесс организации и развития новых производств (например, космос, авиастроение, добыча и переработка полиметаллов и другого сырья глубоко под землей или на шельфах океана) связан с огромными расходами на научные исследования, опытно-конструкторские разработки и т.д. (например, строительство международной космической станции «Альфа» (США, Западная Европа и Россия), строительство транспортного тоннеля через пролив Ла-Манш (Франция и Англия) и др.). Все это заставляет по-новому взглянуть на целесообразность и конструктивность международного сотрудничества.

Основное противоречие в сложившейся системе западноевропейского экономического Сообщества заключается в несоответствии общественного характера производства, достигшего наивысшей степени обобществления (вплоть до межгосударственного), частному, корпоративному способу присвоения прибавочной стоимости. В данном случае речь идет не только о работнике труда, лишенном средств производства и получающем лишь частичную прибавочную стоимость, но и о возможном лишении гарантий для государства, как субъекта международного экономического Сообщества, в получении «естественной» прибыли. Это объясняется тем, что национальный капитал (не говоря уже о транснациональном, корпоративном), подпадая под контроль международных, финансовых, торговых, банковских организаций в рамках ЕС, теряет свои права и полномочия на его целевое использование. Таким образом, национальные интересы подпадают под контроль и интересы международного Сообщества, членом которого является то или иное государство.

Пройдя длительный исторический путь экономического сотрудничества, страны Западной Европы вышли на новый рубеж. Они объединились в высшую форму совместного экономического сотрудничества — интеграцию своих экономик и рыночной инфраструктуры в форме западноевропейского регионального Европейского Союза, регулируемого и контролируемого как государственными органами власти каждого из субъектов этого сообщества, так и межгосударственными (наднациональными) органами управления на основе соответствующих уставов, договоров и соглашений в рамках Союза о единой таможенной и валютной политике, едином законодательстве в рамках Европарламента и других принципах интеграционного международного сотрудничества.

Относительная экономическая стабилизация, высокий стандарт жизненного уровня и социальные гарантии современного населения стран ЕС — это результат, во-первых, весьма прибыльной для стран в прошлом колониальной политики с жестокой эксплуатацией зависимых народов; эффективности транснациональных монополий при диспаритете в стоимости между дешевой рабочей силой и сырья в сырьевых и аграрных странах мира и прибыли от реализации готовой продукции. Во-вторых, за счет высоких объемов инвестиций американского капитала в послевоенный период. В-третьих, в результате реорганизации и реструктуризации собственного производства в каждой стране на основе активного внедрения науки и новейших технологий. И, наконец, в-четвертых, это результат поступлений дешевого российского сырья и полуфабрикатов на западный рынок и полная открытость внутреннего российского рынка при отсутствии протекционистской политики для отечественного производителя и удушающей налоговой системе в Российском государстве. Именно этот фактор спасает Западную Европу и США от кризиса перепроизводства.

Приняв активное участие в разрушении сложившегося общественно-политического строя и Совета Экономической Взаимопомощи, новое руководство стран Восточной Европы рассчитывало в ответ на свои действия получить военную «крышу» и социальное благополучие посредством приобретения статуса членов Европейского Союза. Однако в ответ получили реальность экономических и социальных интересов стран Европейского Союза, которые не заинтересованы в изменении структуры перераспределения средств с учетом потребностей вновь вступающих государств. И дело не только в том, что это — страны Восточной Европы, страны бывшего социалистического лагеря, а в том, что любая страна (или группа стран), вступающая в сложившийся экономический и финансовый союз, тем более интеграционный, вызовет необходимость глубоких изменений в экономической и финансово-трансфертной политике руководства ЕС, которые должны будут привести к снижению уровня социальных благ и соответствующих льгот для стран — членов Союза. Например, в случае принятия в ЕС новых стран из Восточной Европы, страны — члены ЕС Испания, Португалия и Греция из статуса получателей средств из фондов Союза ав-томатически превращаются в рядовых плательщиков в эти фонды в пользу вновь вступивших членов.

Объективно мы подошли к выводу, что предпосылками становления и развития международной экономической интеграции являются не только уровень и степень международной специализации и разделения труда, характер комбинирования и кооперирования производства и формирования общего рынка реализации, единство границ и географического месторасположения, наличие единой инфраструктуры рыночных отношений, но и достаточно схожие социально-экономические условия, а также благоприятная законодательно-нормативная база организационно-экономического оформления международного интеграционного объединения.

Исторически практика интегрирования национальных экономик, капитала и внутренних рынков объединяющихся государств развивается преимущественно на основе, прежде всего, усиления ведущих, наиболее сильных национальных монополий, банков, играющих решающую роль в международных компаниях, других экономических и финансовых объединениях и представляющих интересы своих правительств. Отсюда именно правительства этих стран определяют стратегию экономического и политического интеграционного объединения. Что касается западноевропейского интеграционного объединения, то именно правительства США, Германии и Англии сегодня определяют не только стратегию экономического и политического развития Европы, но и ее судьбу.

Использование политики международной экономической интеграции в социально-экономических интересах, прежде всего крупного капитала, обеспечение высоких социальных стандартов для населения своих государств и защиты интегрированных стран, их общего рынка от товаров высоких технологий из России или других стран Восточной Европы будет способствовать развитию еще больших противоречий на Европейском континенте.

В этой связи российское Правительство должно формировать свою стратегию и тактику во внешнеэкономической деятельности со странами ЕС, прежде всего в рамках двусторонних отношений, и укрепить собственный Союз с участием заинтересованных стран Восточной Европы.

2 С.Глазьев «За критической чертой». Национальный институт развития. Концепция макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. 1996 г.

Обозреватель - Observer Наука
Г.ЛЕСНИКОВ,
кандидат экономических наук


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    интернет-магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    интернет-магазин "Все Стулья.ру"