Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Международные экономические отношения
К чему привелп "теневизация" социальных отношений
ТРИБУНА СОЦИОЛОГА

Одна из главных задач социальных наук в современной России - анализ черт той социально-экономической системы, которая сформировалась в результате реформ 90-х годов. В прессе и в научной литературе эта система получила разные названия - "клановый капитализм", "олигархический капитализм" и др. Но те или иные ее наименования не раскрывают сущности сложившейся системы. Подойти же к пониманию этой сущности можно только через характеристику тех ее черт, которые к настоящему времени уже приобрели достаточную устойчивость и которые в силу этого можно считать системообразующими.

Одна из таких черт - значительные масштабы теневых отношений, которые вышли за рамки экономики и получили распространение по существу во всех неэкономических сферах общества.

Это - теневые договоренности в процессах функционирования институтов законодательной и исполнительной властей, включая органы правопорядка (милиция, суд, прокуратура, налоговые и таможенные службы и др.); теневые методы решения проблем в отраслях социальной сферы (в учебных заведениях всех уровней, в лечебных учреждениях, в НИИ), не говоря уже о теневой политике властей и теневых управленческих решениях. Теневые процессы стали неотъемлемой чертой уровня и образа жизни населения страны.

Достаточно напомнить про ставшие привычными теневые доходы (неформальную) занятость населения. Тот сектор экономики, который назван "неформальным"1, охватывает целый комплекс социальных сфер экономики - от труда и занятости до экономики домашних хозяйств. Все это позволяет считать, что российское общество начала XXI в. в немалой мере является теневой социально-экономической системой.

Это не означает его тотальной "теневизации", поскольку большая часть общественной жизни происходит "на свету". В той или иной мере теневые процессы наблюдаются не только в экономике, но и во множестве неэкономических сфер общества. Поэтому важно специально рассмотреть вопрос о социальной природе "теневизации" общества.

В целом социальная природа этого процесса ясна: расширение сферы теневых процессов означает постепенное превращение российского общества из открытого, которым оно, по замыслу реформаторов 90-х годов, должно было быть, во все более закрытое.

Но понятие "закрытость" используется в двух смыслах. Первый (и главный) смысл - внешнеполитический, когда речь идет о тех или иных ограничениях "въезда-выезда" из страны, внешних контактов с иностранцами и т.п.

Но для анализа ситуации внутри России полезно ввести еще одну трактовку понятия, понимая под нею закрытость тех или иных социальных отношений от наблюдения, от самого общества. Закрытость в этом смысле, как ненаблюдаемость тех или иных отношений, - важная характеристика того типа общества, которое сложилось в результате десятилетия реформ. Не будет преувеличением считать, что сложившееся общество в немалой мере является теневой социально-экономической системой.

В данной статье делается попытка, во-первых, обосновать этот тезис. Во-вторых, выявить новые научные задачи, возникающие в связи с ним, и очертить тем самым контуры нового научного направления - "социологии теневых отношений". В-третьих, назвать последствия, к которым привела "теневизация" российского общества. Начнем с характеристики самих теневых отношений, то есть с попытки уточнить их природу.

О ПРИРОДЕ ТЕНЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Разговорный смысл понятия "теневые отношения" самоочевиден. Это - отношения скрытые, неизвестные, информация о которых недоступна обществу, большинству населения страны. Однако для последующего рассмотрения нужен более детальный анализ, в частности сравнение теневых процессов с открытыми, которые "на свету".

Где бы они ни происходили (в экономике, политике, школе, армии, прокуратуре, СМИ), открытые процессы всегда проявляются в тех или иных конкретных показателях, оставляют те или иные следы. Например, безработица, миграция населения, рождаемость - в соответствующих количественных параметрах состава населения. Политическая напряженность - в том или ином поведении политических партий, в массовых митингах, забастовках, пикетах и других проявлениях активности определенных групп населения. Наличие таких показателей, таких следов открытых процессов образует информационную среду, являющуюся важнейшим элементом любого нормального общества.

Информационная среда позволяет населению страны так или иначе воспринимать происходящее вокруг, вырабатывать свое мнение, собственное отношение к событиям в стране. Тем самым люди становятся если не активными участниками, то по крайней мере сознательными наблюдателями происходящего.

К тому же ясно, что нормальная информационная среда облегчает адаптацию населения к меняющимся условиям жизни, решение многих практических проблем. Например, данные о безработице, публикуемые Комитетом по статистике РФ, ориентируют население на рынке труда.

Данные о дорожно-транспортных происшествиях предупреждают водителей и пешеходов об опасностях на дорогах. Во всех этих случаях общество в той или иной степени информируется о происходящих событиях -как кратко-, так и долгосрочных. Не случайно администрация президента возвела "информационную безопасность" в ранг одной из первоочередных проблем страны.

В отличие от информационно обеспеченных теневые процессы - это такие перемены в жизни общества, которые не оставляют видимых следов. О них не бывает ни документальных данных (таких, как официальные отчеты, которые Комитет по статистике получает от предприятий), ни финансовых документов (например, налоговых), ни массовых реакций людей (забастовки, демонстрации, митинги). Теневые процессы для общества как бы и не существуют. То есть это спектр событий, находящийся вне какой-либо информационной доступности для населения.

В этом отношении интересно интервью, данное начальником Комитета по статистике В. Соколиным телепрограмме "Дата". На вопрос, сколько в России бомжей, он ответил отрицательно, поскольку требуемой статистики нет. И обобщил, сказав, что статистики нет по многим проблемам, в связи с чем "приходится использовать весьма искусственные методы".

Он сослался на опыт Киргизии, где удалось собрать (и сосчитать) бомжей, запустив информацию о том, что им будут выдаваться бесплатно необходимые вещи - обувь и одежда. По оценке Соколина, статистика сегодня не знает многого, ибо ею не охвачены многие процессы, происходящие в стране. По его мнению, неизвестно, сколько проживает нелегальных мигрантов.

Список теневых процессов в социальной сфере, названных им, можно было бы продолжить. Простейший (и наиболее массовый) пример - неформальная занятость, суть которой именно в том, что трудовая деятельность работников нигде и никак официально не фиксируется. Поэтому для служб статистики и занятости, для Минтруда и милиции - эти люди не являются работающими, хотя фактически они работают. Единственный способ выяснения примерной доли таких людей в составе населения - социологические опросы. То же самое - беспризорные дети. Хотя некоторые цифры называются, но официальных данных об их числе, местах проживания, составе семей, состоянии здоровья - нет.

Из сказанного ясно, что теневые отношения -это взаимодействие людей в "теневом спектре событий", там, откуда никакая информация "вовне" (за рамки самих взаимодействий) не поступает, то есть в сфере информационной закрытости. Благодаря этому теневые отношения создают особый мир, отличный от мира, которым живет большинство населения.

Главное звено этого мира - субъекты теневых отношений. Это, как правило, узкий круг участников, узкая группа заинтересованных лиц, умеющих прятать не только от общества, но и от близкого окружения свои действия, поступки и намерения. Российские реформаторы 90-х годов породили немало таких личностей2, среди которых - многие олигархи и публичные политики.

Еще одна особенность теневых отношений -их многосферность. Возникнув в эпоху СССР в экономике, в последнее десятилетие XX в. они распространились практически на все неэкономические сферы общества. Возникли теневые политика, право, образование, медицина, культура, наука и др. Естественно, в разных сферах общества теневые отношения приобретают специфические черты. Причины этого понятны: названные сферы различаются и ролью в обществе, и составом действующих в них субъектов, и характером "продукции", которая в них производится. Например, субъекты сферы политики (чиновники, депутаты парламента и др.) отличаются от субъектов сферы культуры (писатели, художники, музыканты), сферы науки (директора НИИ, ученые) и т.д. Соответственно разными оказываются и теневые отношения: участвующие в них субъекты, цели которые они ставят, и достигнутые ими результаты.

При всех "межсферных" различиях всю совокупность теневых отношений можно разделить на две большие и принципиально разные группы:

теневые отношения в экономике и теневые отношения вне экономики, в неэкономических, то есть социальных сферах общества.

ОТЛИЧИЯ ТЕНЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СФЕРАХ ОТ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Первое отличие состоит в том, что рассматриваемые теневые отношения складываются за рамками экономики как таковой. Действительно, экономика - это лишь одна из сфер общества, причем весьма целостная. Соответственно теневая экономика достаточно компактна. Под нею понимается функционирование (производство, распределение, перераспределение) теневого капитала.

При любых трактовках общая черта теневой экономики - ее проявление в "экономическом пространстве", в ходе той или иной хозяйственной деятельности. Так, В. Исправников и В. Куликов считают, что "теневая экономика" -это "всякая экономическая активность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами. .. Это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам и формальным правилам хозяйственной жизни".

Наличие стандартного показателя, по которому экономисты судят о масштабах теневой экономики (ее доля в ВВП), означает, что множество разнокачественных видов теневой экономической активности сводимо к общему для них всех единому количественному показателю.

Действительно, в этом показателе отражаются такие разные экономические действия, как теневое производство продукции ("неучтенка"), нецелевое использование бюджетных средств (невыплаты заработной платы бюджетникам), манипулирование ценами на продукцию, расчеты с "крышами". Показатель "доля в ВВП" как бы уравнивает разработанные виды теневого экономического поведения, сводит их к единому знаменателю. Именно в этом смысле можно считать, что теневая экономика весьма компактное целое.

Что касается социальной сферы общества, то есть того, что остается за вычетом экономики, то она весьма разнородна. Действительно, мало общего между политикой и дошкольным воспитанием, между сферой правопорядка и наукой. А между тем теневые процессы идут и в политике, и в дошкольном воспитании, и в сфере науки.

Поэтому и теневые процессы в разных подразделениях социальной сферы тоже весьма разнородны. Второе отличие касается субъектов теневых отношений. В сфере экономики все они - субъекты экономики. В социальной же сфере субъекты теневых социальных отношений по играемым ими ролям более разнообразны. Например, роль теневых политиков резко отличается от поведения теневых преподавателей, теневых священников, теневых ученых и многих других теневиков, представляющих разнообразные социальные сферы общества.

Третье отличие касается целей теневого поведения. В сфере экономики они состоят в получении дополнительного дохода. Смысл же теневых отношений в социальных сферах - не деньги как таковые, не получение экономического эффекта, а те или иные социальные (политические, идеологические, религиозные, научные и т.д.) цели.

Например, теневой политический лоббизм направлен на завоевание дополнительных мест в той или иной структуре власти, на ее перераспределение.

Цель защиты заказных (купленных) научных диссертаций - вхождение в состав научной элиты. В том и другом случае цель теневого поведения (лоббизма, защиты заказных диссертаций) - достижение соответствующих социальных целей.

Таких целей, которые позволяют соответствующим индивидам получить дефицитное место, повысить свой социальный статус, приобрести полезные связи и т.п. То есть отличие теневых социальных отношений от теневой экономики в том, что в социальной сфере результатом теневой деятельности являются не сами по себе деньги или какая-то конвертируемая в деньги материально-вещественная продукция (техника, стройматериалы, оружие, продовольствие, сырье, наркотики), а те или иные изменения в социальных взаимоотношениях участников. Причем это верно и в случаях, когда в теневом процессе участвуют деньги. Вот несколько примеров.

Коррупция. Если некий бизнесмен дает взятку крупному чиновнику за то, что тот протащит во власть нужного ему человека, то тут взятка конвертируется не в деньги. Она дает не финансовую прибыль, а улучшает социальную среду данного бизнеса, потому что попав на нужное место, "свой человек" будет защищать интересы той корпорации, которая его "посадила".

Теневой институт репетиторства. Он возник в сфере образования и базируется на оплате труда педагогов. И все же главное в работе этого института не деньги, а социальные показатели - поступление обучавшихся в соответствующие учебные заведения, качество знаний, которое они получили от репетиторов.

Теневой рынок диссертаций. Хотя написание и даже прохождение диссертаций через соответствующие ученые советы оплачиваются, главный результат покупки здесь - вхождение соискателя в научную среду, приобретение им статуса ученого. Даже если и выразить масштабы теневого рынка диссертаций количественно, то есть подсчитать долю покупных диссертаций в общем объеме научного знания, все равно определить вред, наносимый фиктивными учеными науке, невозможно.

Теневые взаимоотношения власти и бизнеса.

Хотя в них, как правило, участвуют деньги, но главное не они, а то, что от характера этих взаимоотношений (конструктивные они или конфликтные, способствуют интеграция общества или углубляют его дезинтеграцию) зависит все состояние социальной системы. Именно поэтому Запад так остро реагирует на все происходящее в этой системе в России.

Эти примеры показывают, что теневые процессы в различных социальных сферах общества осуществляются не ради денег как таковых, а ради достижения тех или иных социальных целей -упрочения власти (или достижения близости к ней), получения образования (или диплома), приобретения научной степени и т.д. Еще одна особенность теневых процессов в социальной сфере в том, что в отличие от теневой экономики они могут реализовываться в ней вообще без участия денег.

Например, кадровые перестановки, осуществляемые путем неофициальных переговоров и договоренностей. При всей важности и частоте кадровых перестановок в верхних эшелонах власти, в постсоветской России они осуществляются келейно - в ходе неформальных и закрытых переговоров.

Об этом свидетельствует хотя бы то, что первой ласточкой любых серьезных перераспределений собственности и власти, как правило, является та или иная информация из неофициальных или анонимных источников. Многолетние наблюдения приводят к выводу: масштабы кадровых перестановок значительно шире части, сопровождаемой "проплатами". То есть огромный поток теневых кадровых перестановок осуществляется без участия денег.

Другой пример теневых отношений, не связанных с деньгами, - теневые сговоры представителей разных политических фракций Госдумы, губернаторов - членов Совета Федерации, других политиков при голосованиях по тем или иным вопросам. От исхода таких сговоров зависит само устройство государственной власти (о чем свидетельствует острота борьбы губернаторов вокруг проблемы "совершенствования управленческой вертикали").

Из этих примеров видно, что теневые отношения в политике, в правовой сфере, в сфере других неэкономических отношений осуществляются не только ради коммерческой выгоды. Даже если таковая и имеет место, то теневая активность людей подчинена не коммерческим, а тем или иным социальным (например, политическим) целям, то есть достижению того или иного социального эффекта.

Из сказанного понятно, почему "финансовое сопровождение" теневой политической или какой-то другой неэкономической активности тщательно скрывается. Оно скрывается не только потому, что наказуемо. Но и потому, что у соответствующих субъектов всегда есть своя социальная "сверхзадача", разглашение которой для них может оказаться губительным. Ведь там, где речь идет о политических и других неэкономических интересах, утечки информации о взятках, других финансовых "подпитках" часто оборачиваются для замешанных в таких делах трагическими для них последствиями.

Правда, в России даже доказанная теневая политическая деятельность практически ненаказуема, даже есть она и приобрела огласку. Яркий пример - история с коробкой из-под ксерокса накануне выборов в 1996 г. Хотя, судя по тогдашней версии СМИ, М. Лисовского, тащившего коробку с полумиллионом долларов, задержала охрана, А. Чубайс (руководивший избирательной кампанией Б. Ельцина) "отбрехался", и дело было замято. Но само внимание общества к этому факту показывает специфику теневых отношений в политической сфере. Хотя они часто сопровождаются финансовыми интересами, но за ними всегда стоят более крупные политические интересы.

Однако если говорить не только о политике, но и о всей сфере теневых отношений вне экономики, то наибольшую их долю все же составляют те, которые так или иначе связаны с получением "черного нала". Здесь за годы рыночных реформ произошел грандиозный скачок: теневые рынки сложились практически во всех отраслях социальной сферы российского общества - от образования и медицины до науки и культуры. Каков социальный смысл теневых рынков в сфере науки или образования? Каково отличие этих рынков, скажем, от теневых рынков продовольствия, бензина или одежды?

СПЕЦИФИКА ТЕНЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РЫНКОВ

С социологической точки зрения, рынки - это социальные отношения между теми или иными субъектами (партнерами), опосредуемые обменом ценимых ими благ. Или, по современной терминологии, отношения, где происходит "конвертация" благ, ценимых одними субъектами, в другие, ценимые их партнерами.

При всей специфике теневых отношений в неэкономических сферах общества, в политике, правовой сфере, науке, в сфере образования тоже складываются рынки. Об административном рынке экономисты писали еще в 80-е годы. Но тогда речь шла об административном рынке внутри экономики. Я же попытаюсь охарактеризовать рынки вне экономики, в системе социальных отношений. Наибольшее развитие они получили в политике. Самый распространенный из теневых политических рынков - рынок политических мест.

Как было показано выше, в отличие от рынков материальных благ, на теневых социальных рынках продаются и покупаются соответствующие нематериальные ценности. В приведенных примерах это - места в политической системе, голосование в пользу спонсора, научные диссертации, приобретение знаний или диплома. Наиболее значимая социальная ценность, оборачивающаяся на теневом политическом рынке России, - это .давление на принятие тех или иных государственных решений, от которых зависят судьбы людей.

В России политика - самая теневая (после экономики) сфера. Поэтому, естественно, и теневое лоббирование (прежде всего в парламенте) имеет значительные масштабы. Интересно, что в этой сфере деятельности уже есть свои профессионалы, хотя их имена не разглашаются. Так, пресса сообщает, что один из них "провел через госструктуры серьезное количество проектов, в том числе коммерческих". По признанию бывшего депутата Госдумы В. Семаго, "мы не имеем, к сожалению, белого, официального лоббизма, все делается негласно". Хотя позднее оказалось, что Семаго не совсем прав.

Ибо президент В. Путин во время его известной встречи с олигархами 28 июля 2000 г. по проблеме взаимоотношений бизнеса и власти, как раз продемонстрировал пример открытого лоббизма, заключив широко обсуждавшийся в СМИ контракт с ведущими бизнесменами страны о принципах соблюдения обоюдных интересов.

Особенность социальных теневых рынков в том, что оборачивающиеся на них "продукты" нельзя свести к какому-либо единому показателю, каким в экономике является доля в ВВП. Оборачивающиеся в социальной сфере ценности несводимы к какому-либо общему знаменателю, ибо объекты теневых социальных рынков чересчур разнокачественны, разнородны. Например, "продукт" политического рынка - принятие парламентариями каких-то политических решений; "продукт" теневого образования - полученные дипломы и т.д.

Понятно, все это разнообразие несводимо к какому-то одному, тем более количественному, показателю, аналогичному ВВП в экономике. Такого показателя не может быть в принципе.

Это приводит к важному выводу, касающемуся всей системы теневых отношений в целом: применительно к теневому обществу невозможен количественный, "объемный" подход. Здесь главный результат - достижение того или иного качественного эффекта. И появление в сфере высшего образования или в сфере науки денежного оборота не меняет ситуации. Этим объясняется особая сложность изучения теневых отношений.

Другая особенность социальных теневых рынков касается их правового статуса. С одной стороны, социальные рынки, как правило, возникают вне правового поля - в том смысле, что никаких запрещающих их законов нет. Однако чаще всего они противоречат так называемому обычному праву, проще говоря, принятым моральным нормам поведения. И именно этим (даже в случае законодательной неподсудности) объясняется их теневой характер.

Наиболее ярко это проявляется во внутрисемейных и межличностных отношениях. Так, множество женатых мужчин имеют "на стороне" не только постоянные сексуальные связи, но и детей. Хотя такие действия чаще всего осуществляются "в тени", но с правовой точки зрения они неподсудны, то есть никакие статьи УПК не нарушаются. Однако такое поведение повсеместно осуждается. Сходная правовая картина и в случае теневых связей власти и бизнеса, в частности в ситуациях, когда взяток, подкупа и т.п. нет.

Хотя использование отдельными олигархами власти в конкурентной борьбе многими политиками и бизнесменами осуждается, никаких законодательных запретов здесь не существует. Воздействовать на такого рода связи можно только с помощью тех или иных сугубо общественных мер. Еще одна особенность теневых социальных рынков касается их генезиса. Они возникают из необходимости решения тех или иных острых, актуальных для общества, социальных проблем.

Поэтому их расширение практически неостановимо. Ведь "тень" возникает там и именно там, где существуют актуальные для общества проблемы, не находящие открытого, "светового" (нормального) решения. Так, наличие теневых кадровых перестановок объясняется тем и только тем, что в обществе отсутствуют законы и не сложились обычные нормы, позволяющие регулировать перемещение кадров не "под ковром", а открыто. Аналогично сговоры политиков в Федеральном Собрании свидетельствуют, в первую очередь, об отсутствии правил формирования коалиций, заключения межпартийных и иных временных соглашений. А потребность в таких действиях имеется, поэтому она удовлетворяется теневыми способами.

Таким образом теневые отношения в социальных сферах общества воплощаются в теневые социальные рынки, складывающиеся внутри политической и правовой систем; внутри сфер образования и здравоохранения, науки и культуры; внутри межнациональных, межрегиональных, межсемейных, межличностных и других отношений.

ПРИЧИНЫ "ТЕНЕВИЗАЦИИ" РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Если не вдаваться в детали, к "теневизации" социальных сфер российского общества привели три группы причин, связанных с либерализацией экономики.

1. В условиях перехода к рынку все социальные сферы российского общества оказались в кризисной ситуации. Отсутствие финансирования бюджетных сфер толкало их на те или иные теневые действия, необходимые для выживания. Например, задержки в выплате заработной платы учителям в первой половине 90-х годов привели к возникновению теневых форм репетиторства. Бедственное положение врачей стимулировало распространение платности в государственных медучреждениях и т.п. То есть социальные сферы общества оказались заложниками экономики: криминализировавшаяся экономика породила теневую политику, "теневизировала" правовую сферу, а вслед за ними и все другие социальные сферы - школу, систему высшего образования, науку и др.

2. Бурный рост теневой экономики стимулировал теневые процессы за ее пределами, в социальной сфере и снабжал эту сферу алгоритмами теневого поведения. "Теневизация" социальных сфер оказалась исторически вторичной по отношению к теневой экономике. То есть будучи источником теневых процессов, экономика как бы "заражает" ими все другие сферы общества. В результате теневые процессы выходят за рамки экономики и проникают во все остальные сферы общественной жизни.

Естественно, происходит это через вовлечение в теневую сферу уже не только "субъектов" экономики, но и разнообразных социальных "игроков" - от политиков до спортсменов. Вследствие этого "теневое пространство" в стране непрерывно расширяется, захватывает новых социальных субъектов, новые социальные институты, новые социальные организации.

3. Либерализация экономики в начале 90-х годов происходила без какой-либо правовой и - шире - институциональной основы. Исторический опыт в развитии экономики, накопленный странами Европы и Америки, показал, что главное условие, обеспечивающее возникновение нормального рынка, - это институциональная среда. Конечно, здесь действует множество разных факторов - от размеров территории и природных ресурсов тех или иных стран и кончая качествами населения.

Но в рамках проблемы "экономика и общество" главным следует признать наличие и качество тех институтов, которые окружают экономику. Мировая экономическая наука установила, а практика развития капитализма в развитых странах доказала, что главный инструмент формирования эффективной экономики и цивилизованного общества - это нормально работающие социальные и экономические институты, определяющие правила игры. Совокупность социальных институтов с их'особыми ролями и образцами поведения образует гражданское общество, необходимое для развития нормальной (не теневой, не криминальной) экономики.

На формирование такого общества обычно уходят века. Россия этих веков не имела. Поэтому требуемые для нормальной экономики и цивилизованного общества институты (как экономические, так и социальные) возникнуть не успели. Естественно, российские реформы с самого начала пошли вне каких-либо общепринятых норм и правил экономического поведения. Естественным следствием и явился взрывной рост теневых процессов.

СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР "ТЕНЕВИЗАЦИИ"

Одним из лозунгов, с которым В. Путин пришел на должность и.о. президента РФ, была борьба с коррупцией. В связи с этим в стране началась соответствующая идеологическая кампания. О коррупции разом заговорили все: прошли семинар в Центре стратегических разработок, заседание Пресс-клуба, парламентские дебаты по проблемам коррупции и др.

Однако всеобщее внимание к коррупции тут же обернулось обычной для России "говорильней", очередной идеологической кампанией. Более того, конкретных действий не последовало: никакие ведомства и фамилии не названы, меры не приняты, а анализ не проведен. Если бы не журналистские расследования, проводимые известными газетами ("Новая газета" и др.), общество вообще ничего бы о коррупции не знало. Единственная деловая деталь всего потока информации о коррупции - претензии к государству, не принимающему закона о коррупции. Где бы и кто бы ни обсуждал эту проблему, все сводится к одному - нужен закон о коррупции. В сознании политиков, следователей, да и прессы широко распространено убеждение: если принять тот или иной закон или указ, то коррупции не будет. Поэтому на разного рода "круглых столах" и конференциях крупные политики (такие, как С. Степашин, С. Кириенко, И. Хакамада) ссылаются на те или иные законопроекты, внесенные ими в Думу или другие органы власти. Они искренне считают, что если законопроект будет доработан и принят - проблема исчезнет.

На самом деле все сложнее. Коррупция - это лишь небольшая часть более широкой системной болезни российского общества, которой поражены не отдельные чиновники, а многие слои населения, вся социальная система. Эта системная болезнь и есть та самая "теневизация общества", которая рассматривается в данной статье. Поскольку ею затронуты не только коррумпированные чиновники, но и значительная часть общества, то никаким отдельным законом, никаким самым умным указом излечить страну от нее невозможно.

Как невозможно это сделать и путем ловли тех или иных политиков на отдельных фактах нарушений ими финансовой дисциплины, скажем, в периоды избирательных кампаний или в других ситуациях. Даже если признать, что разбирательства поведения отдельных представителей элиты и полезны, то совершенно очевидно, что они работают не на выявление корней "теневизации", не на "осветление" сложившейся теневой системы, а лишь на то, чтобы убрать с "хлебного места" отдельных чиновников и заменить их другими.

В чем выражается системный характер "теневизации"? Во-первых, в ее сферу втянуты не отдельные индивиды, а взаимодействующие между собой социальные группы, образующие социальную стратификацию российского общества. По мере распространения теневых процессов все большая часть общества тоже становится теневой. Как это получается, каков механизм "теневизации"?

Механизм весьма простой. Как и любая теневая деятельность, "теневизация" осуществляется в процессе взаимодействия представителей разных социальных групп. Рабочие взаимодействуют с администрацией своих предприятий; чиновники высших уровней власти - с чиновниками средних и низших уровней; журналисты - с владельцами соответствующих СМИ и читателями; врачи - с больными, которых они лечат; преподаватели - с учащимися и т.д. И если одна группа начинает осуществлять теневое поведение, это значит, что и "группа-партнер" тоже втягивается "в тень".

Например, если врачи государственных медучреждений по своей инициативе (то есть теневым путем) начали брать с больных деньги, это значит, что и обращающиеся к этим врачам больные тоже начали лечиться теневым способом. А точнее - потребности больных в более качественном лечении втянули врачей в теневую деятельность.

Если так же повели себя родители учеников, автоматически в тени оказались и учителя школ, и преподаватели вузов.

То же самое происходит в политике. Если коррупция начала проявляться в верхних эшелон власти, постепенно она распространяется и нижние этажи. Эта закономерность выявилась проведенном нами исследовании коммерческой деятельности работников милиции. На вопрос почему они нарушают правовой запрет (указ президента от 20 июня 1993 г.) на эту деятельность для работников милиции, они мотивировали свои нарушения тем, что так поступает "высший cocтав" МВД.

Но для темы данной статьи важна не npaктическая, а теоретическая сторона дела: теневые отношения в политической системе охватывают все взаимодействующие социальные группы, то есть носят системный характер.

Аналогична ситуация во всех других сфера общества. Во всех случаях теневая деятельность той или иной "группы-инициатора" вольно ил невольно распространяется на "группу-партнера". Ведь без наличия последней теневая деятельность лишается смысла. Поэтому цепочка теневых отношений неизбежно удлиняется, масштабы теневой активности расширяются.

НЕКОТОРЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ "ТЕНЕВИЗАЦИИ" ОБЩЕСТВА

Уточнив природу теневых отношений в социальной сфере, можно вернуться к вопросу об их последствиях.

1. Усиление внутренней закрытости государства, а также общества в целом. Хотя по отношению к другим странам закрытость общества уменьшилась, по отношению к самому себе, своему населению она значительно возросла.

Люди постсоветской России не только не знают многого о деятельности государства, о проводимой им политике, о происходящих переменах, но и не особенно стремятся узнать это. Известный феномен 90-х годов, деполитизация, в немалой мере следствие "теневизации" политической системы страны. Ибо чем более распространены теневые отношения, тем меньше люди информированы и тем меньше хотят знать о том обществе, в котором живут. "Пространство известного" все более сжимается, а "пространство неизвестного" расширяется.

2. Усиливается отчуждение людей от государства и от всего того, что называют "общественным интересом" (в современной редакции - "национальный интерес"). Действительно, чем более теневой является окружающая людей среда, чем больше они чувствуют, что в стране все происходит помимо них и от них не зависит, тем сильнее они деполитизируются. И тем меньше они стремятся участвовать в каких-либо акциях "верхов". Эта зависимость отчетливо проявилась, когда отмечалось десятилетие российских реформ.

Если в начале 90-х годов страну сотрясали многолюдные митинги и демонстрации, то сегодня ничего этого нет. Независимо от того, хорошо это или плохо, бесспорно, что в 2000 г. население страны куда меньше идентифицировало себя с политическими акциями государства, с теми или иными политическими лозунгами и программами, чем 10 лет назад.

Конечно, главная причина этой динамики - разочарование общества во всех и всяческих реформах, во всех и всяческих политических партиях, во всех и всяческих лидерах. Но несомненно и то, что одним из факторов этого разочарования является рост закрытости государства и общества. Бесспорно, что к 2000 г. российское государство и общество стали намного более теневыми, чем они были в начале 90-х. Чтобы люди интересовались общественными делами, нужны соответствующая политика и соответствующее управление страной, базирующиеся на свободе СМИ. Именно поэтому с приходом В. Путина к власти, когда он продекларировал свою главную цель - "диктатуру закона", обострился вопрос о свободе прессы, усилилось давление на СМИ.

3. Ослабление действенности права, законов. Смысл этого понятен: поскольку уход "в тень" осуществляется для того, чтобы уйти от законов, то чем больше "тень", тем больше внеправового поведения в обществе. С ростом "тени" растет сфера криминального поведения.

Об этом свидетельствуют данные Главного информационного управления МВД РФ о состоянии преступности в России за 1999 г.: общее число зарегистрированных преступлений по состоянию на конец года превысило 3 млн. (рост по отношению к соответствующему периоду 1998 г. 16.3%). В том числе прирост по отдельным видам преступлений составил (%): тяжкие и особо тяжкие преступления -18.4; причинившие особо крупный ущерб или совершенные в особо крупных размерах - 27.7; убийства и покушения на убийства - 5.4; грабежи -13.6; кражи - 23.7; мошенничество - 9.

Связи между "теневизацией" общества и преступностью - двусторонние: "тень" создает благоприятную среду для преступлений, а преступления нуждаются в "тени" и, соответственно, усиливают ее.

* * *

"Теневизация" российского общества - это новая социально-экономическая проблема, которая, бесспорно, заслуживает проведения специальных исследований. Хотя понятно, что сбор эмпирического материала по этой проблеме представляет особые трудности. Первым шагом в этом направлении должно быть проведение серии экспертных интервью с представителями разных сфер, затронутых "теневизацией", - политиками, представителями правоохранительных органов, юристами и др.

мировая экономика
и международные отношения,
2001г.
№4
Р.Рывкин



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки