Ниже прилагается План действий по реализации Стратегии. В реализацию плана вовлечены все партнеры по развитию - государство, общественные организации и доноры Кыргызстана. Разумеется, План не включает все меры и шаги, а также не объемлет все ресурсы. Главный акцент сделан именно на реализацию основных положений Стратегии по смягчению бедности в предстоящий трехлетний период.
Направления |
Цели |
Показатели |
Потенциал государственных органов в разработке политики в интересах бедных |
Координация процесса законопроектной деятельности по направлениям Стратегии |
- Создание Комиссии по координации законопроектной деятельности из представителей палат ЖК, Администрации Президента, Правительства и судебных органов
|
Количество вопросов, рассмотренных Комиссией |
Система предоставления государственных услуг: ориентация на бедных |
Механизм социальной защиты пенсионеров |
- Расширение базы социального страхования
- Присвоение идентификационных кодов населению
- Индексация общего размера пенсии и вкладов на личных страховых счетах
- Система накопительных пенсионных фондов
- Пересмотр списка льгот по выходу на пенсию
- Принятие законопроекта "О государственных социальных льготах в Кыргызской Республике"
|
Ставки отчислений от заработной платы
Объемы социального страхования
Размер пенсии и объемов личных страховых вкладов
Закон о накопительных пенсионных фондах
|
Доступ к социальным услугам детей-сирот, инвалидов, беженцев и других уязвимых детей |
- Создание социальных служб (реабилитационные центры) на региональном уровне
|
Количество созданных реабилитационных центров в регионах |
Повышение эффективности системы оказания государственных социальных услуг |
- Развитие единой информационной сети и баз данных для оценки доходов и выявления степени нуждаемости семей и граждан
|
Число точек подключения к информационной сети
Наличие портала Социального фонда и МТСЗ
|
Занятость населения - ключевой фактор социальной устойчивости |
Использовать потенциал занятости местного населения при реализации проектов |
- Завершить инвентаризацию совместных с донорами и МНПО проектов в контексте использования местных трудовых ресурсов
- Организовать информационную поддержку районам по процедурам участия МСУ и НПО в реализации ПСЭР
- Предусматривать квотируемые рабочие места при освоении проектов ПИИ
- Разработать механизмы передачи части общественных услуг и контроля в управление частному сектору и НПО
|
Проектный мониторинг на уровне районов
Количество обучающих семинаров по регионам
Разработаны дополнения в налоговое, трудовое и инвестиционное законодательство
|
Финансовая децентрализация и сокращение бедности |
Рациональное администрирование государственных расходов по предоставлению общественных и коммунальных услуг |
- Функциональный анализ органов государственного управления для оптимизации взаимодействия с местными государственными администрациями и МСУ
- Составление Реестра общественных услуг
|
Количество контрактов с НПО по оказанию услуг в разрезе регионов и министерств |
Усиление местных органов власти по планированию и управлению бюджетами, коммунальной собственностью и ресурсами местного сообщества |
- Разработать практические механизмы для поэтапного перехода на программную основу при составлении и выполнении местных бюджетов
- Провести инвентаризацию местных бюджетов с учетом особенностей регионов и приоритетов Стратегии по индексам бюджетных расходов, нормативам бюджетной обеспеченности: расчет по наличию социальной сети и по численности бедного населения
- Долевое финансирование программ по занятости
- Организация общественных работ через местные бюджеты в увязке с ПГИ и проектами международных НПО
- Внедрить прозрачные механизмы для поощрительной (конкурсной) системы, стимулирующей местные власти к мобилизации ресурсов
|
Механизмы программного финансирования используются для проектов ПГИ
Динамика объема привлеченных средств для реализации Стратегии (по регионам)
Численность крайне бедного населения (по регионам)
Численность безработных, привлеченных к общественным работам через ПСЭР, ПГИ и международные НПО
Разработана система реализации долевых грантов
|
Стимулирование собираемости налогов в областях |
- Проведение оценки налогового потенциала регионов и уровня его использования для определения доли средств, которые должны оставаться в местном бюджете
- Определение районов, которые не могут самостоятельно обеспечить минимальные социальные гарантии населению
- Проводить расчет доходной базы по последним трем годам, с учетом уровня инфляции и дефлятора
|
Доля средств, оставшихся в местном бюджете для реализации Стратегии
Перечень районов, которые не могут обеспечивать минимальные социальные гарантии
Объем доходной базы в реальном значении, с коррекцией на инфляцию
|
Местное самоуправление |
- Пересмотр системы расщепления республиканских налогов в пользу территорий
- Разработка региональных программ социальной защиты на уровне айыл окмоту
|
Доля налоговых и неналоговых поступлений в местных бюджетах |
Поддержка общинных организаций |
- Стимулировать создание групп самопомощи и их ассоциаций
|
Количество членов групп самопомощи (по регионам) |
Борьба с коррупцией в органах власти |
Обеспечение транспарентности административной деятельности |
- Разработка Национальной программы по борьбе с коррупцией с привлечением гражданского общества
- Освещение в средствах массовой информации (СМИ) мероприятий государственных органов, направленных на борьбу с коррупцией
- Проведение обследований среди населения по доверию к власти
|
Принята Программа по борьбе с коррупцией
Количество репрезентативных социологических опросов
|
Направления |
Цели |
Показатели |
Повышение производительности труда |
- Повышение квалификации работников
|
Количество прошедших переобучение/повышение квалификации |
Доступность базовой инфраструктуры |
|
См. Приложение 1 |
Целевое распределение ресурсов |
- Провести корректировку макроэкономической политики с учетом интересов бедных
- Обеспечить целевое выделение грантовых средств на основании мониторинга карт нищеты и проектов
|
Количество ресурсов, мобилизованных в рамках ПСЭР районов |
Государственная политика доходов и расходов |
Бюджетная реформа |
- Завершить реформу бухгалтерского учета
- Переход министерств на программный принцип составления и расходования бюджета
- Финансовое планирование на среднесрочный период
- Реформировать систему Казначейства
- Децентрализация бюджета
- Механизм долевых грантов - отдельной строкой в республиканском бюджете
|
Сметы расходов министерств увязаны с проектными расходами
Объем долевых грантов по областям
|
Налоги |
- Упорядочить практику налогообложения, принять новую нормативную базу налогообложения на основе международных стандартов бухучета
- Введение норм по защите прав налогоплательщика, потребительских налогов, сократить ставку подоходного налога с физических лиц и налога на прибыльЗамена местных налогов системой налогов на землю и имущество
|
Изменения в налоговом законодательстве по приоритетам Стратегии |
Банковская система |
- Расширение сберегательно-накопительных функций банков через систему страхования
- Меры по укреплению системы банковского надзора и финансовой прозрачности функционирования коммерческих банков
- Анализ структуры и стоимости государственных активов, потребностей рынка финансовых услуг (особенно в регионах республики)
- Рационализация использования государственных активов в банковском секторе в интересах бедных
- Условия для создания вторичного рынка банковских долгов, использования специализированных компаний по управлению проблемными активами банков
|
Объем депозитной базы банковских учреждений
Разработать концепцию устойчивого финансового обслуживания населения через организацию системообразующих банков на базе Кыргызпочтасы и филиальной сети РСК
|
Повышение гибкости инструментов денежно-кредитной политики |
- Механизм переучета векселей заемщиков
|
Объем вторичного рынка долгов |
Устойчивость финансовых учреждений |
- Активизация комиссии по структурной перестройке финансовой и банковской системы
- Расширить функции Агентства по реорганизации банков в отношении проблемных банков
- Внедрение системы страхования депозитов
|
Публикация решений Комиссии |
Развитие небанковских финансовых институтов |
- Превентивное развитие накопительных пенсионных фондов, страховых компаний
- Стимулирование развития и организации управления по надзору за небанковскими институтами
|
Разработана нормативная база
Капитализация и оборот небанковских институтов
|
Целевое использование средств, мобилизуемых на реализацию Стратегии |
- Включение статей расходов для выполнения мероприятий Стратегии в программные бюджеты министерств и регионов
- Определение на прозрачной основе приоритетных программ и ответственных исполнителей
- Определить виды деятельности, которые будут направлены непосредственно на сокращение бедности от запланированных социальных расходов
|
Министерство финансов - осуществление оперативного контроля и ведение отчетности |
Инструменты долговой политики |
- Разработка стратегии обслуживания долга
- Меры по возврату долгов, бюджетных ссуд и кредитов выданных под гарантию Правительства и по внутренним заимствованиям
- Публичная отчётность об использовании программных бюджетных средств
|
Объем реструктурированных средств
Регулярные публикации в СМИ
|
Вложения в интересах бедных: социальное планирование и экономическое регулирование |
Определение ресурсного потенциала для реализации Стратегии |
- Провести разграничение мер, непосредственно направленных на сокращение бедности и косвенно способствующих этому процессу
|
Ассигнования на реализацию Стратегии утверждены по годам |
Повышение эффективности использования внешних заемных ресурсов |
- Произвести ревизию действующих проектов в рамках ПГИ с оценкой их эффективности с целью переориентации в соответствии с основными положениями Стратегии
- Привлеченные финансовые средства отразить в системе государственных программ
|
Результаты оценки эффективности действующих проектов опубликованы
Объем привлеченных займов на поддержку государственных программ
Методика анализа Проектов для пересмотра ПГИ
|
Повышение эффективности социального сектора |
- Привлекать дополнительные ресурсы на безвозмездной основе
- Формирование единого процесса разработки социальных подпрограмм, ориентированных на конкретные результаты
- Переход на конкурентные основы в социальной сфере
- Разработать механизмы конкурентного распределения общественных услуг
|
Количество созданных социальных учреждений разных форм собственности
Разработан механизм конкурентного распределения
|
Повышение качества и доступности услуг здравоохранения |
- Разработка механизмов доступа бедных слоев населения к первичной медицинской помощи и вакцинации
- Внедрить новые методы оплаты поставщиков медицинских услуг из средств государственного бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС)
- Реструктуризация госпитальной службы в целях повышения доступности медицинских услуг и оптимизации коммунальных затрат
- Внедрение системы поощрения активных ГСВ на основе программного подхода
- Обеспечить население адекватной информацией о системе медицинского страхования
|
% доступа бедных к услугам здравоохранения
Эффективность ФОМС в социологических опросах
Информированность населения о системе медицинского страхования
|
Повышение доступности образования |
- Внедрение системы подушевого финансирования в начальном и среднем образовании
|
См. Приложение 1 |
Создание благоприятных условий для развития частного сектора |
- Завершить приватизацию курортно - рекреационного комплекса
- Внесение изменений и дополнений в налоговый кодекс, с целью кардинального снижения и упрощения налогообложения
- Сократить количество регистрирующих и лицензирующих организаций
|
Изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс
Количество регистрирующих и лицензирующих предприятий
|
Внедрение механизмов борьбы с бюрократизмом и коррупцией |
- Разработка механизмов борьбы с бюрократизмом и коррупцией
|
Количество созданных и действующих малых и средних предприятий (отслеживать ежегодно) |
Направления |
Цели |
Показатели |
Взаимодействие государства и общественных организаций |
Стимулирование партнерства путем привлечения негосударственных организаций к поставкам социальных и общественных услуг |
- Разработать механизм обмена информацией между государственными и негосударственными организациями
- Реализация услуг на контрактной основе между МСУ и НПО
|
Разработана законодательная и нормативная база |
Развитие информационно-коммуникационных технологий |
- Пакет мероприятий законодательно-нормативного характера, ориентированный на предпринимателей и общественные организации, гарантирующий доступность к информационным ресурсам государства
|
Количество обращений в центры общественного доступа/ ресурсные центры
Количество посещений сайтов ведомств
|
Институционализация системы микрокредитования |
Развитие системы микрокредитования |
- Разработать Концепцию развития системы микрофинансирования в Кыргызской Республике
- Внести изменения в Закон о кредитных союзах
- Дополнить механизмы обеспечения залога, с учетом введения рынка земли и социального залога
- Мониторинг устойчивости кредитных учреждений в целях сохранности сбережений получателей
|
Разработана и утверждена Концепция
Определен статус кредитных союзов
Налогообложение для микрокредитных организаций
Объем сбережений, внесенных получателями кредитов (ввести статистическую отчетность)
|
Институционализация системы организаций по микрофинансированию |
- Создать Агентство по микрокредитным программам
- Учебно-консультативный и информационный Центр при Агентстве по микрокредитным программам
|
Полная информация по микрофинансированию доступна для населения
Созданы Агентство и Центр
|