Проект
27.03.2001 состоялось заседание Правительства, посвященное обсуждению этого документа. В подготовке документа кроме государственных структур активное участие принимали представители бизнеса, НПО, а также независимые эксперты.
Вашему вниманию предлагается проект документа, структура и содержание которого отличаются от варианта, рассмотренного Правительством. Позиция авторов данного проекта - не предлагать альтернативный текст, а более строго расставить акценты Стратегии. Поскольку документ официально называется Национальной Стратегией, при его подготовке и реализации важная роль отводится действительному участию гражданского общества. Именно на выстраивании механизмов взаимодействия государства и общества нужно сконцентрировать особенное внимание. С другой стороны, документ будет внимательно анализироваться донорами - для соотнесения своих программ с приоритетами, обозначенными ССБ. Поэтому структура Стратегии должна соответствовать международным форматам.
В республике накоплен определенный (в том числе негативный) опыт концептуальной проработки программ. Во Введении отмечается, что ССБ учитывает уроки ранее принятых документов, а также опирается на результаты исследований состояния бедности в республике - "Мониторинг бедности в КР" и "Исследования с участием бедных", а также опыт реализации Национальной программы "Аракет" и замечания, высказанные во время широкого обсуждения документа в процессе разработки. Текст документа предваряется разделом Глоссарий и Определения, в котором выделены основные аспекты многогранного понятия бедность. Первый раздел документа Современное состояние проблемы бедности в Кыргызской Республике - представляет собой анализ структуры бедности и очерчивает масштабы необходимых мер.
Важным отличием Стратегии является то, что ее подготовка велась в контексте разработки Комплексной Основы Развития Кыргызстана на период до 2010 года (КОР). ССБ на трехлетний период конкретизирует долгосрочные структурные реформы, запланированные в КОР, и концентрируется на выработке мер и механизмов непосредственной помощи бедным.
При всех объективных и субъективных условиях, проблема бедности в Кыргызстане усугубляется - и это показатель прежде всего неоптимальности управления и взаимодействия государства и общества. В разделе Эффективное управление и социальное развитие раскрываются основные составляющие такого взаимодействия, через параграфы: Потенциал государственных органов в разработке политики в интересах бедных; Система предоставления государственных услуг: ориентация на бедных; Занятость населения - ключевой фактор социальной устойчивости; Финансовая децентрализация и сокращение бедности. Действительно, существующий уровень бедности в республике ставит под сомнение саму возможность реализации долгосрочных программ устойчивого развития. Однако потенциал страны - человеческий, ресурсный и управленческий - при активной поддержке международных организаций и финансовых институтов, и, самое важное, эффективном партнерстве сторон, позволяет вглядываться в будущее с осторожным оптимизмом.
Правительство намерено строить экономическую политику с позиций КОР, а не только ежегодного балансирования бюджета. Вместе с тем, учитывая инерционность административных реформ, необходимо в рамках Стратегии сосредоточить усилия на модернизации механизмов управления и контроля. Эти вопросы освещаются в разделе Экономический рост в интересах бедных, где предпринят анализ государственной политики доходов и расходов, а также вложений в интересах бедных через социальное планирование и экономическое регулирование.
За последние годы подготовлено несколько национальных программ, донорами поддерживаются десятки проектов. Практика показала, что наиболее успешными становятся проекты, в которых на деле осуществляется партнерство между государством, общественными организациями и МСУ. Развитию этих взаимоотношений посвящен раздел Институционализация партнерства, который раскрывается через взаимодействие государства и общественных организаций, а также проблемы системы микрофинансирования. Можно констатировать, что основой для эффективности партнерства может служить программный принцип: совместное обсуждение проблем и их корпоративное выполнение с четкими осязаемыми результатами. Однако наша собственная управленческая машина не перестроена на программный подход. К примеру, трудно корректно провести анализ ресурсов, которые специально обособляются для реализации Стратегии - поскольку источники средств различны, а государственный бюджет построен по административной классификации. В дополнение к ССБ подготовлены Приложения, в которых приводятся данные по имеющимся ресурсам, а также проведен анализ оптимизации их использования для Стратегии. Именно качество распоряжения ресурсами станет индикатором учета общенациональных интересов в процессе реализации ССБ. Регулярное отслеживание выполнения Плана действий должно быть организовано в прозрачной и публичной форме. Для этого нужна Система мониторинга и оценки реализации Стратегии. В этом разделе отражены индикаторы Стратегии, базовые группы для мониторинга и координационный механизм.
Таким образом, основное отличие предлагаемого проекта Стратегии - комплексный характер, акцент на сокращение крайней бедности, настройка механизмов и институтов на программные принципы, мониторинг законодательной и нормативной обеспеченности.
"Бедность в странах "третьего мира" царит потому, что институциональные ограничения в этих странах вознаграждают такие политические и экономические решения, которые не благоприятствуют продуктивной деятельности".
Акаев А. А.
Стратегия сокращения бедности разрабатывалась прежде всего как национальный, а не донорский документ. Без такой организованной общественной акции сама по себе рыночная экономика никогда не сможет содействовать установлению социальной справедливости. Политика в области управления оказывает на бедность не меньшее влияние, чем экономика. Учет в рамках этой политики интересов неимущего населения и формирование потенциала по управлению соответствующими программами являются основой ССБ, а развитие системы социального планирования и партнерства, инвестиции в человеческий капитал, а также экономический рост в интересах бедных - ее главные направления.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
II. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Потенциал государственных органов в разработке политики в интересах бедных
Система предоставления государственных услуг: ориентация на бедных
Занятость населения - ключевой фактор социальной устойчивости
Финансовая децентрализация и сокращение бедности.
III. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В ИНТЕРЕСАХ БЕДНЫХ
Государственная политика доходов и расходов
Вложения в интересах бедных: социальное планирование и экономическое регулирование
IV. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПАРТНЕРСТВА
Взаимодействие государства и общественных организаций
Институционализация системы микрофинансирования
V. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Индикаторы Стратегии
Базовые группы для мониторинга
Координационный механизм
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Эффективное управление и социальное развитие
Экономический рост в интересах бедных
Институционализация партнерства
Система мониторинга и оценки реализации Стратегии
ПРИЛОЖЕНИЯ
|