1. ОБЩИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Международное сообщество в любой сфере сотрудничества на основе двусторонних
или многосторонних соглашений представляет собой систему отношений (политических,
экономических, военных и др.), обусловленную принципами единства интересов
отдельного субъекта международных отношений и самой системы. К подобному
международному сообществу, как к системе середины 60-х годов, начали медленно
продвигаться две группы стран Европы, принадлежавших к различным политическим
системам: страны — члены СЭВ и ЕЭС. Первоначально эти две системы региональных
международных объединений формировались, прежде всего, на основе «набора»
элементов совместимости в области экономики и идеологии, наиболее общих
интересов развития и защитных барьеров.
В процессе исторического противоборства двух идеологических лагерей
наибольшего «успеха» достигло западноевропейское сообщество, в то время
как социалистический лагерь ушел с исторической арены. Однако вряд ли международное
сообщество выиграло с его утратой.
Достигнутые за последнее время определенные положительные политические,
экономические и, как следствие, — социальные результаты в странах — членах
Европейского Союза дают основание и часто повод к выводу об уникальности
и универсальности тех механизмов и принципов, на основе которых создано
западноевропейское сообщество. Нередко складывается иллюзорное представление
о магической силе этого западноевропейского союза и его возможностях для
каждого, вступившего в это объединение в надежде обеспечения высоких социальных
стандартов и стабильных гарантий процветания для своей страны. В то время
как в странах Европейского Союза в 1992—1996 гг. валовой внутренний продукт
рос на 1—2% в год, в странах СНГ — уменьшался в среднем на 10% в год.
И тем не менее если мы поставим ряд вопросов к относительно сложившейся
западноевропейской экономической, политической и военной ассоциации, соотнеся
ее реальное состояние, цели и задачи с научными основами принципов формирования
международной экономической интеграции, ее истинные цели с историческим
предназначением международных экономических сообществ, то вряд ли получим
в полной мере положительные ответы о ее действительных целях и назначении.
Следует отметить, что в условиях сосуществования с СЭВ Европейский Союз
больше решал и сегодня продолжает решать задачи военно-политического характера,
чем экономического. Руководство ЕС уже на начальной стадии своего становления
полностью игнорировало главную цель объединения — обеспечение стабилизации
в области экономического сотрудничества и политического доверия на основе
сбалансированности интересов всех заинтересованных в объединении стран.
Об этом свидетельствует целый ряд негативных тенденций, развивающихся в
странах Союза. Прежде всего это касается диспропорций в размещении производительных
сил, капиталов и рабочих мест в соответствии с интеграционной политикой
руководства ЕС, с одной стороны, и социально-экономическими интересами
— с другой. Это относится к таким странам, как Греция, Испания, Португалия,
Ирландия, частично юг Италии, в которых создаются предпосылки снижения
объемов производства и аннулирования отечественного промышленного производства.
Так, в Греции практически выведены из сферы экономики промышленные отрасли,
а сельскохозяйственное производство во многом зависит от объемов квот на
экспорт продукции, выделяемых органами ЕС. Если в начале 80-х годов, экспорт
сельскохозяйственной продукции из Греции в страны Сообщества составлял
более 90% от ее производства, то уже к началу 90-х годов он снизился до
70%.
Внутренний рынок Испании полностью принадлежит Германии и США. В результате,
например, национальная импортная политика в защиту автомобильной отрасли
в области ценовой политики (еще в 1986 г. тарифы были снижены с 36,5 до
22,5%) была вынуждена уступить крупным зарубежным монополиям. В целом уровень
производительности труда в промышленности Испании на 30% ниже среднего
показателя по странам Сообщества.
Сегодня в ряде стран Сообщества, составляющего примерно четверть населения,
валовой продукт на душу населения достигает около 70% от среднего уровня
ЕС.
Число безработных в странах ЕС возросло до 30%, а лиц, занятых в сельском
хозяйстве — до 36% и колеблется от 6 до 12% трудоспособного населения.
В настоящее время следует отметить тенденции обострения противоречий
в системе международных отношений, в том числе, в экономической сфере между
странами и группой стран, между Российской Федерацией и Западной Европой
и США. Поэтому важно учитывать необходимость разработки современной стратегической
политики России по отношению к формируемым интеграционным международным
объединениям, в которые российской экономике дорога практически закрыта,
если не считать отдельных «успехов» на поприще вступления в некоторые
международные организации (типа СБСЕ, участие в работе Европарламента,
приобщение к «семерке», обещание на прием в международную торговую организацию
и др.). Но эти «достижения» никоим образом не обеспечивают выравнивания
баланса и паритетов экономических интересов России и Западной Европы, ее
доступа на «общий рынок».
Политика экономического сотрудничества Европейского Союза со странами
Восточной Европы и тем более с Россией строится не на основе обеспечения
принципа баланса интересов и, как следствие, общеевропейской стабилизации,
а на принципе приоритетности собственного развития, ограничения выхода
России на европейские рынки и дисбаланса интересов России и стран Восточной
Европы. Именно этой стратегией отбрасывания России на Восток можно объяснить
политику «ассоциативных отношений» ЕС со странами Восточной Европы (прежде
всего — Чехия, Венгрия, Польша, Словакия), представления им технической
помощи и различного рода кредитов (программа «ФАРЕ»), распространения таможенных
преференций (льготных таможенных пошлин) по значительному списку товаров.
Расчет руководства ЕС прост: создав относительно благоприятные социально-экономические
условия и инфраструктуру рыночных механизмов в этих странах, принять их
в свой «союз» (а при балтийские страны вообще без всяких «условий» — учитывается
их военно-политическое положение) и на этой основе создать «Большую Европу».
Именно поэтому заметны значительные потоки инвестиций в страны Восточной
Европы (таблица 1).
Важно подчеркнуть, что наибольшие объемы были направлены в экономику
Польши, Чехии и Венгрии. В эти страны соответственно в 1995 г. чистый приток
иностранных средств составил: 11,3, 26,1 и 16,9 млрд. долл., значительно
ниже в Румынию — 3,4, Словакию — 4,0 и Болгарию — 3,4 млрд. долл.
Естественно, что эта политика ЕС разрабатывается и реализуется без учета
интересов, роли и места России и других стран СНГ в общеевропейском развитии.
Складывается парадоксальная ситуация в системе торговли России и стран
общего рынка. За последние годы страны ЕС резко увеличили свои экспортные
поставки в Россию, особенно машин, оборудования, продовольственных и текстильных
товаров (таблица 2).
Однако доля России в товарообороте в целом по Евросоюзу в 1995 г. составляла
всего лишь производство высокотехнологической, наукоемкой продукции, а
также военного потенциала. И именно со своих позиций и приоритетных интересов
эта группа стран пытается «подогнать» под сложившуюся систему межгосударственных
отношений страны и народы бывшего социалистического лагеря. Однако для
достижения этого необходимы два решающих условия:
во-первых, чтобы сама страна, ее общество хотели принять роль «придатка»
в таком деформированном мировом сообществе;
во-вторых, чтобы в этой стране были соответствующее общественно-политическое
устройство и адекватная ему государственная политика (служение международному
капиталу в ущерб собственным интересам), а также совместимость интересов
политики слабой страны с политикой сильных стран. Современная практика
российской политики показывает, что такая «совместимость» возможна, но,
видимо, до определенных пределов. А предел, практически, наступил.
Анализ показывает, что по уровню валового внутреннего продукта и валового
национального продукта на душу населения Россия сопоставима с Уругваем,
где соответствующие показатели составили 6070 и 3470 долл., Панамой — 5600
и 2470 долл., Бразилией — 5240 и 2810 долл. соответственно, а в России
6140 и 2820 долл.
Российское общество сегодня оказалось за критической чертой национальной
безопасности, которую в геополитическом плане можно охарактеризовать как
«закритическую»2 (таблица 3).
По объему внутреннего валового продукта как основному показателю экономического
развития Россия в 10 раз уступает США, в 5 раз — Китаю, вдвое — Германии
и Индии.
Навязывая другим странам модель построения миропорядка, в качестве устойчивой
системы современных межгосударственных отношений страны «семерки», МВФ,
ЕБРР, ГАТТ (ВТО) и другие международные организации требуют от руководства
других стран организации в их обществах таких общественно-политических
и социально-экономических устройств, системы законодательства, которые
бы способствовали созданию более благоприятных условий для беспрепятственного
завоевания внутреннего рынка этих стран, вывоза сырья и капиталов и др.
Формирование современной качественно целостной и действительно устойчивой
системы мирового сообщества требует двустороннего подхода:
с одной стороны, важно учитывать, что каждая страна в системе мирового
сообщества является относительно обособленной, что требует от мирового
сообщества уважения независимости каждой страны;
с другой стороны, эта же страна является одновременно частью более
широкой системы международных отношений, и значит должна подчиняться наиболее
общим законам международного сотрудничества.
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ (МЭИ)
Итак, современное развитие межгосударственных экономических и политических
отношений привело к проблеме глобального социального неравенства и противостояния
между богатыми и бедными странами.
Перспективу складывающихся отношений подтверждает и декларация международной
конференции ученых по проблемам философии, мировоззрения и социологии,
проходившая в апреле 1993 г. в Москве. В частности, в ней подчеркивается,
что при наличии тенденции ускорения научно-технического прогресса международное
сообщество стоит перед фактом того, что бедность, голод, гибель детей,
безработица, нищета и разрушение природы во всемирном масштабе не только
не отступили, а наоборот — приняли еще большие масштабы. Многим народам
грозит экономический крах, социальный хаос, политическая маргинализация
и национальная катастрофа.
Формировавшаяся в 60—80-х годах XX столетия международная система экономического
сотрудничества стран социалистического лагеря сделала первые шаги по нормализации
и выравниванию международных экономических отношений в странах, где господствовали
социалистические отношения собственности, а отечественная экономика каждой
из них была призвана служить на благо всех социальных слоев общества и
в целом — на социальное развитие всех стран — членов СЭВ.
Страны — участницы международной социалистической интеграции (СЭВ),
ее международные организации в основу своего международного экономического
сотрудничества закладывали принципы действительного реального равноправия,
экономических возможностей и обеспечения роста, принцип сбалансированности
интересов и др. на основе политики обеспечения всемерного роста производительности
труда и социального развития общества и каждого гражданина страны — участницы
международного разделения труда в рамках СЭВ.
Одновременно Совет Экономической Взаимопомощи в соответствии со своей
стратегией отношений с Западом шел на глобальное экономическое сотрудничество
(не уступая идеологических, мировоззренческих позиций) со странами ЕС,
США и Японии, другими странами мира. Однако именно такое экономическое
сотрудничество западноевропейское интегрированное сообщество десятилетиями
сознательно игнорировало. Причиной тому были не только и не столько страх
перед военной мощью Варшавского Договора, сколько стратегия военно-политического
руководства стран Западной Европы, США и Японии, направленная на уничтожение
не только Варшавского Договора, но и СССР. В результате, объективная экономическая
целесообразность и необходимость постепенного сближения экономических и
научно-технологических интересов двух блоков различных политических систем
пришли в противоречие с интересами крупного капитала и военно-промышленного
комплекса развитых капиталистических стран. В основе государственной политики
постиндустриальных государств заложены принципы эгоцентризма, в соответствии
с которыми они стремятся не только поддерживать, но и наращивать высокий
социальный уровень своего населения, закрепить выработанные стандарты высоких
норм жизнеобеспечения за счет дешевой рабочей силы, материальных и сырьевых
ресурсов всей остальной части международного сообщества. Россий-ские стратегические
интеллектуальные, материальные и сырьевые ресурсы являются одним из основных
перспективных источников обеспечения социальных стандартов для населения
Западной Европы и США. И именно поэтому Россия является главным предметом
в военно-политической и экономической стратегии руководства ЕС и США с
их военным инструментом НАТО. Это было причиной того, почему не осуществилось
сближение в 60—80-е годы двух интеграционных сообществ (ЕС и СЭВ) на основе
сбалансированных экономических интересов и научно-технологического сотрудничества.
Наоборот, проводилась государственная политика негативного отношения к
советскому строю и сдерживания экономического роста СССР. В современных
условиях, когда Российская Федерация приобрела новый общественно-политический
и государственный статус, когда разрушен ее экономический базис и снижен
военный потенциал, можно ли быть уверенным, что российская экономика может
быть допущена к западноевропейским технологиям и рынкам сбыта своей продукции?
Сможет ли она стать равноправным членом Европейского экономического сообщества,
не считая членства в отдельных «атрибутах» этого сообщества? При этом важно
подчеркнуть тот факт, что современная Российская Федерация — это уже не
социалистическая страна с ее общенародной собственностью, а капиталистическое
государство, значительная часть капитала которого находится в руках частных
банков, корпораций и акционерных обществ и свободно перемещается во всех
сферах бизнеса любой страны. Казалось бы, в новых условиях руководство
стран Западной Европы, США и Японии с переходом России в новое качественное
состояние должно было бы изменить свое отношение к российской экономике,
создать более благоприятные условия для равноправного участия ее в международном
экономическом сотрудничестве, проявить (вплоть до риска) заинтересованность
в инвестировании ее базовых отраслей. Однако произошло обратное: делается
максимум усилий для полного уничтожения российского производства, а средства
в основном выделяются под политические, конъюнктурно выгодные мероприятия.
Политика стран Западной Европы относительно российских интересов в системе
международного экономического сотрудничества, как и интересов стран — членов
бывшего СЭВ, подтверждает на-ше главное положение о необходимости пересмотра
российским руководством самой стратегии участия российской экономики в
системе международного сотрудничества с учетом политики изоляции, сдерживания,
а порой и откровенного вмешательства руководства Западной Европы и США
во внутренние дела России. В этой связи важно внимательно изучить саму
природу международной экономической интеграции, ее объективные и субъективные
факторы, оценить потенциальную роль российской экономики в ее системе,
а также возможности самой России выступить в качестве интегратора для других
стран, вне зависимости от состояния экономического сотрудничества с западноевропейским
экономическим сообществом.
В основе природы международной экономической интеграции всегда лежали
процессы международной специализации труда и производства. Но одно дело
— практика разделения труда и специализация внутри страны, регулируемые
системой государственной внутренней экономической политики (налоги, таможенные
пошлины, государственный заказ, цены и др. меры). И другое дело — относительно
стихийное развитие международного разделения труда в рамках международного
экономического сотрудничества, где властвуют сегодня законы не социальной
целесообразности или технологической необходимости, но прежде всего — законы
силы (любой формы ее проявления), с позиции которой и «планируется» перспектива
интегрированности в мировую систему. Именно такая политика (с позиции сильного)
сегодня и проводится ЕС и США по отношению к России. Отсюда важно выяснить:
что является современной изначальной предпосылкой международной экономической
интеграции: международное разделение труда (специализация производства)
или политические (экономические) интересы соответствующих групп стран?
Нам представляется, что последнее является более приоритетным для сильных
стран с целью поддержания высокого уровня своей социально-экономической
стабильности, конкурентоспособности и насыщенности рынка соответствующего
региона мира.
Вместе с тем объективный процесс организации и развития новых производств
(например, космос, авиастроение, добыча и переработка полиметаллов и другого
сырья глубоко под землей или на шельфах океана) связан с огромными расходами
на научные исследования, опытно-конструкторские разработки и т.д. (например,
строительство международной космической станции «Альфа» (США, Западная
Европа и Россия), строительство транспортного тоннеля через пролив Ла-Манш
(Франция и Англия) и др.). Все это заставляет по-новому взглянуть на целесообразность
и конструктивность международного сотрудничества.
Основное противоречие в сложившейся системе западноевропейского экономического
Сообщества заключается в несоответствии общественного характера производства,
достигшего наивысшей степени обобществления (вплоть до межгосударственного),
частному, корпоративному способу присвоения прибавочной стоимости. В данном
случае речь идет не только о работнике труда, лишенном средств производства
и получающем лишь частичную прибавочную стоимость, но и о возможном лишении
гарантий для государства, как субъекта международного экономического Сообщества,
в получении «естественной» прибыли. Это объясняется тем, что национальный
капитал (не говоря уже о транснациональном, корпоративном), подпадая под
контроль международных, финансовых, торговых, банковских организаций в
рамках ЕС, теряет свои права и полномочия на его целевое использование.
Таким образом, национальные интересы подпадают под контроль и интересы
международного Сообщества, членом которого является то или иное государство.
Пройдя длительный исторический путь экономического сотрудничества, страны
Западной Европы вышли на новый рубеж. Они объединились в высшую форму совместного
экономического сотрудничества — интеграцию своих экономик и рыночной инфраструктуры
в форме западноевропейского регионального Европейского Союза, регулируемого
и контролируемого как государственными органами власти каждого из субъектов
этого сообщества, так и межгосударственными (наднациональными) органами
управления на основе соответствующих уставов, договоров и соглашений в
рамках Союза о единой таможенной и валютной политике, едином законодательстве
в рамках Европарламента и других принципах интеграционного международного
сотрудничества.
Относительная экономическая стабилизация, высокий стандарт жизненного
уровня и социальные гарантии современного населения стран ЕС — это результат,
во-первых, весьма прибыльной для стран в прошлом колониальной политики
с жестокой эксплуатацией зависимых народов; эффективности транснациональных
монополий при диспаритете в стоимости между дешевой рабочей силой и сырья
в сырьевых и аграрных странах мира и прибыли от реализации готовой продукции.
Во-вторых, за счет высоких объемов инвестиций американского капитала в
послевоенный период. В-третьих, в результате реорганизации и реструктуризации
собственного производства в каждой стране на основе активного внедрения
науки и новейших технологий. И, наконец, в-четвертых, это результат поступлений
дешевого российского сырья и полуфабрикатов на западный рынок и полная
открытость внутреннего российского рынка при отсутствии протекционистской
политики для отечественного производителя и удушающей налоговой системе
в Российском государстве. Именно этот фактор спасает Западную Европу и
США от кризиса перепроизводства.
Приняв активное участие в разрушении сложившегося общественно-политического
строя и Совета Экономической Взаимопомощи, новое руководство стран Восточной
Европы рассчитывало в ответ на свои действия получить военную «крышу» и
социальное благополучие посредством приобретения статуса членов Европейского
Союза. Однако в ответ получили реальность экономических и социальных интересов
стран Европейского Союза, которые не заинтересованы в изменении структуры
перераспределения средств с учетом потребностей вновь вступающих государств.
И дело не только в том, что это — страны Восточной Европы, страны бывшего
социалистического лагеря, а в том, что любая страна (или группа стран),
вступающая в сложившийся экономический и финансовый союз, тем более интеграционный,
вызовет необходимость глубоких изменений в экономической и финансово-трансфертной
политике руководства ЕС, которые должны будут привести к снижению уровня
социальных благ и соответствующих льгот для стран — членов Союза. Например,
в случае принятия в ЕС новых стран из Восточной Европы, страны —
члены ЕС Испания, Португалия и Греция из статуса получателей средств из
фондов Союза ав-томатически превращаются в рядовых плательщиков в эти фонды
в пользу вновь вступивших членов.
Объективно мы подошли к выводу, что предпосылками становления и развития
международной экономической интеграции являются не только уровень и степень
международной специализации и разделения труда, характер комбинирования
и кооперирования производства и формирования общего рынка реализации, единство
границ и географического месторасположения, наличие единой инфраструктуры
рыночных отношений, но и достаточно схожие социально-экономические условия,
а также благоприятная законодательно-нормативная база организационно-экономического
оформления международного интеграционного объединения.
Исторически практика интегрирования национальных экономик, капитала
и внутренних рынков объединяющихся государств развивается преимущественно
на основе, прежде всего, усиления ведущих, наиболее сильных национальных
монополий, банков, играющих решающую роль в международных компаниях, других
экономических и финансовых объединениях и представляющих интересы своих
правительств. Отсюда именно правительства этих стран определяют стратегию
экономического и политического интеграционного объединения. Что касается
западноевропейского интеграционного объединения, то именно правительства
США, Германии и Англии сегодня определяют не только стратегию экономического
и политического развития Европы, но и ее судьбу.
Использование политики международной экономической интеграции в социально-экономических
интересах, прежде всего крупного капитала, обеспечение высоких социальных
стандартов для населения своих государств и защиты интегрированных стран,
их общего рынка от товаров высоких технологий из России или других стран
Восточной Европы будет способствовать развитию еще больших противоречий
на Европейском континенте.
В этой связи российское Правительство должно формировать свою стратегию
и тактику во внешнеэкономической деятельности со странами ЕС, прежде всего
в рамках двусторонних отношений, и укрепить собственный Союз с участием
заинтересованных стран Восточной Европы.
С.Глазьев «За критической чертой». Национальный
институт развития. Концепция макроэкономической политики в свете обеспечения
экономической безопасности страны. 1996 г.
Г.ЛЕСНИКОВ,
кандидат экономических наук
|