Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Международное гуманитарное сотрудничество
Международная гуманитарная деятельность: кризис идеологии

Цифры и факты

В 1997 году число и масштабы операций международных гуманитарных организаций системы ООН практически не изменились. В то же время продолжалось уменьшение объемов финансирования международной гуманитарной деятельности. Так, по состоянию на 20 декабря 1997 года на реализацию 13 Межучрежденческих программ ООН по оказанию гуманитарной помощи странам и регионам было получено 882 млн американских долларов (лишь 60% от запрошенной суммы).

Соответствующие цифры в 1994 году составляли 75,8% (из запрошенных 2,8 млрд долларов получено 2,2 млрд); в 1995 году - 72,7% (из 2,3 млрд долларов получено 1,9 млрд); и наконец, в 1996 году - 67,6% (из 2,4 млрд долларов получено 1,6 млрд).

Львиную долю гуманитарной помощи по-прежнему получают африканские страны региона Великих озер, Ангола, Либерия, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне и др. (около 480 млн долларов). Существенная помощь оказана странам бывшей Югославии (305 млн долларов), КНДР (154 млн долларов) и Афганистану (44 млн долларов).

Объемы международной помощи России и странам СНГ (за исключением Таджикистана) неуклонно сокращались. В 1997 году на программы международных организаций ООН на Северном Кавказе получено около 6 млн долларов (12,5 млн в 1996 году). Налицо общее снижение активности стран и организаций-доноров в России и государствах СНГ, объяснимое, в частности, слабой идеологической мотивацией их деятельности и отсутствием, к счастью, на пространстве СНГ, за исключением Таджикистана, кризисных гуманитарных ситуаций.

Реформа гуманитарного сектора ООН

Несмотря на утверждение, что реформа гуманитарного сектора ООН проводилась под диктовку США и группы крупнейших стран-доноров, а также преследовала цель улучшения работы Организации в этом направлении, анализ ее итогов свидетельствует, что реформа - это "детище" бюрократии ООН и отвечает бюрократическим интересам ООН. Предложенная Генеральным секретарем и реализованная на практике схема реформ в первую очередь отражает расстановку сил страновых и региональных групп влияния внутри Организации, противоречия семейных кланов бюрократии ООН.

Сокращение штатов (прежде всего низших должностей), замораживание расходов, изменение названий подразделений Секретариата ООН, принятие мер по улучшению "координации работы координаторов" и т. д. не сопровождалось существенными изменениями приоритетов и методов работы в штаб-квартире и на местах; не произошло "перетряски" высшего эшелона бюрократии; не изменилась идеология международной гуманитарной деятельности. При разработке плана реформы женевская бюрократия оказалась в целом слабее коллег из Нью-Йорка. В итоге такой опытный руководитель женевской организации, как С. Вьера де Мелло, фактически приступил к воссозданию потенциала ликвидированного Департамента ООН по гуманитарным вопросам (ДГВ) в рамках вверенного ему Управления по координации гуманитарных вопросов (УКГВ). Вопреки непродуманным действиям по выполнению плана реформы из Нью-Йорка в Женеву переводятся оперативные подразделения бывшего ДГВ. Таким образом, произошла лишь смена вывески. Причем результаты реформы, очевидно, не будут удовлетворять и крупные агентства ООН (УВКБ, ЮНИСЕФ, ВПП), приложившие максимум усилий к роспуску ДГВ как конкурента в оперативной деятельности.

В сложившихся условиях для максимального использования потенциала международных организаций системы ООН в интересах России, обеспечения учета наших приоритетов целесообразно, вероятно, "ставить" не на организации или программы системы ООН, а на отдельных бюрократов высшего и среднего звена, обладающих реальной властью внутри организаций и пользующихся авторитетом в международном гуманитарном сообществе в целом.

Кризис идеологии и практики гуманитаризма

По общему признанию, за последние 3-4 года международная гуманитарная деятельность претерпела серьезные изменения. Глубокий кризис охватил практически все составляющие гуманитарного сообщества, отразился на идеологии и методах его работы. Многие догмы, на которых ранее основывался гуманитаризм, обнаружили свою несостоятельность.

Прежде всего в Сомали, Либерии, Конго, Руанде, Бурунди, других странах был развенчан миф о новой особой миссии "культурного героя" - белого человека, продолжающего традиции миссионеров и несущего "дикарям" свет разума и плоды цивилизации в виде гуманитарной помощи и брошюр Центра ООН по правам человека. На "языке ООН" этот миф укладывается в магическую формулу: предупреждение конфликтов (помощь во время кризиса, включая политические, миротворческие и гуманитарные усилия, которые в реформированной ООН должны быть строго скоординированы), посткризисная реабилитация, восстановление и дальнейшее развитие обществ по светлому пути демократии и прав человека. На самом же деле, и это уже не раз повторялось в истории, "столкновение цивилизаций" часто приводит к парадоксальному результату - "одичанию" учителей и озлобленности учеников. Отсюда и многочисленные нападения на персонал гуманитарных организаций, которые нередко провоцируются его пренебрежительным отношением к местным нравам и обычаям.

В самом деле, действия международных гуманитарных организаций порой столь нелепы и вредны, что напоминают борьбу с тем, что ранее было принято называть историей (войны, миграция народов и т. д.). Неумелое и несвоевременное вмешательство "гуманитарщиков и правозащитников" в урегулирование религиозных, межэтнических и межплеменных противоречий в Азии и Африке зачастую оборачивается их обострением, так как даже незначительная (по западным меркам) материальная помощь или политическая поддержка одной из сторон конфликта приводит к нарушению хрупкого баланса сил, сдерживающего в традиционных обществах всплески насилия.

Как показала практика реализации многих гуманитарных операций в Европе и Азии, для большинства неправительственных организаций бизнес служит одним из основных мотивов деятельности, а успешная конкуренция за деньги доноров и внимание СМИ - условием существования. В этой связи руководство гуманитарных учреждений ООН и движения Красного Креста и Красного Полумесяца стремится максимально упорядочить конкуренцию на рынке гуманитарных товаров и услуг, ввести жесткие требования к соблюдению этики гуманитаризма и в конечном счете сохранить за собой ведущие позиции в международном гуманитарном сообществе.

Однако и крупные агентства грешат забвением этических принципов, которое, очевидно, вызвано коммерциализацией и политизацией международной гуманитарной деятельности. В конечном счете и НПО, и агентства ООН оказались вовлеченными в мировой рынок гуманитарных товаров и услуг. Этот рынок, как представляется, структурирован по образу и подобию других сегментов мирового рынка и включает в себя, помимо классических ТНК, своеобразные "гуманитарные ТНК", не преследующие "низменные" цели получения прибыли, т. е. агентства ООН, а также мелкий и средний "гуманитарный бизнес" (национальные специализированные ведомства, НПО и т. д.), которые "хотели бы в рай, да грехи не пускают". Данному рынку присущи и конкуренция, и соглашения по ее снятию в форме, в частности, определения "ведущего агентства" или координации усилий в ходе гуманитарной операции.

Здесь нельзя также не сказать о "плохом" влиянии на гуманитарщиков "улицы", толпы и СМИ как выразителей ее интересов. В итоге конфликты и страдания людей, чтобы быть "признанными" и заслужить внимание международного сообщества, должны были представляться как умело поставленные телевизионные спектакли.

Россия и международная гуманитарная деятельность

Как уже отмечалось выше, Россия постепенно избавляется от статуса государства - получателя международной гуманитарной помощи. Международным гуманитарным сообществом все больше признается наша особая роль в координации усилий стран СНГ в данной области, а значительный потенциал МЧС России - как крупнейший в регионе специализированный механизм реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

При этом очевидно, что для нас остается актуальной международная помощь бедным слоям населения, а также чернобыльская проблема и Чечня. В этой связи одним из печальных итогов 1997 года стал фактический срыв по вине США и Украины проведения в Нью-Йорке во время Генассамблеи ООН донорской конференции по чернобыльским программам ООН. В результате работа специальной миссии гуманитарных агентств ООН в пострадавших регионах и национальных ведомств, составивших приоритетные программы помощи, оказалась равна нулю.

Хотя и запоздалая, но успешная реализация программы по созданию на Сахалине двух реабилитационных центров для детей, пострадавших от землетрясения 1995 года, доказала эффективность совместных действий МИД и МЧС России по "доведению до ума" конкретных проектов помощи российским регионам.

Опыт работы российских властей с гуманитарными организациями на Северном Кавказе, особенно в Чечне, показал незаинтересованность большинства организаций в оказании полноценной помощи русским, окончательно покинувшим Чечню. Объяснений этому много, но прежде всего очевидно, что сложившаяся ситуация обусловлена политизацией взаимоотношений агентств как с получателями помощи, так и с государствами-донорами соответствующих программ (США, Нидерландами, Швейцарией, ЕС и др.).

На сегодня место России в "клубе доноров" не заказано; за него, как показывает практика взаимоотношений с Группой по координации помощи Афганистану, необходимо бороться. Страны Запада, активно использующие гуманитарную деятельность в качестве механизма внешней политики, пока не считают Россию серьезным конкурентом в этой области. В то же время в зонах особых интересов (Закавказье, Средняя Азия, Афганистан, Югославия и др.) нам в целом предлагается играть по правилам, заранее установленным узким кругом стран и организаций-доноров. В будущем России, вероятно, потребуется определить собственное видение методов и задач гуманитарной деятельности и с учетом наших экономических возможностей сосредоточиться на помощи приоритетным регионам и группам населения, что уже фактически делается, например, в отношении стран СНГ. При этом следует помнить, что в России в отличие от "цивилизованных стран Запада" не принято требовать сдачу от принимающего милостыню.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца

Международное краснокрестное движение в целом и его составляющие (национальные общества, Международный комитет Красного Креста - МККК, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца - МФОКК) продолжают играть ключевую роль в международной гуманитарной деятельности и во многом испытывают те же проблемы, что и гуманитарный сектор ООН. Так, руководители многих национальных обществ, включая российский Красный Крест, лидеры МККК и МФОКК приступили к реформированию своих организаций. Причем намеченные преобразования в Федерации и Комитете нацелены скорее всего на максимальное приближение этих организаций к гуманитарному сектору ООН.

Инициаторы реформы МККК, по-видимому, приняли решение избавить Комитет от имиджа элитарного клуба "богатых швейцарских филантропов" и отказаться от политики самоизоляции по отношению к международному гуманитарному сообществу. МККК заинтересован в тесном сотрудничестве с женевскими гуманитарными агентствами и проявляет интерес к повышению отдачи от механизма консультаций с ними под эгидой УКГВ ООН. Изменения происходят и в идеологии этого Комитета. Поэтому многие ранее применявшиеся методы работы будут формализованы и синхронизированы с общепринятой практикой ООН. Обычным делом станет использование военных для охраны персонала МККК. Установление же контактов со всеми участниками конфликтов, включая незаконные формирования, террористов, организованную преступность и т. д., останется, как и прежде, "изюминкой" миротворчества Комитета. Руководству МККК в целом удалось замять скандал, разразившийся в 1996 году в связи с раскрытием факта сотрудничества ряда делегатов Комитета со спецслужбами нацистской Германии. При этом очевидно, что МККК преследует цель всеобщего и "тотального" соблюдения норм международного гуманитарного права и в будущем будет удивлять нас "неожиданными ходами", например строительством тюрем в Руанде.

В 1996-1997 годах МККК продолжал использовать свой особый статус "нейтральной гуманитарной" организации для прикрытия работы, в целом трудносовместимой с принципами гуманитарной деятельности. Так, наряду с большим объемом действительно гуманитарной работы продолжалась косвенная поддержка сепаратистских, антиправительственных сил, групп террористов и организованной преступности в России (Чечне), на юге Судана, в ДРК, Конго-Браззавиль, Перу, Колумбии и других странах. В условиях недостаточного развития спецслужб, которые сами швейцарцы называют "любительскими", Комитет является одним из ценнейших институтов сбора и анализа специальной и секретной информации, а также механизмом промышленного шпионажа в районах особых политических, экономических и финансовых интересов Швейцарии, включающих Россию, Кавказ, Среднюю Азию, Ближний Восток, Балканы, богатые природными ресурсами страны Африки и Азии. Являясь на деле швейцарским государственным ведомством, своеобразным филиалом МИД, МККК остается организацией, закрытой для влияния большинства стран; Россия - не исключение. Несмотря на предпринимаемые меры по реформированию Комитета, его мандат и статус, вероятно, не изменятся. В то же время реформа, возможно, сделает Комитет более открытым для сотрудничества со всеми заинтересованными странами, включая Россию, по совместному определению приоритетов работы.

Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца по сравнению с "акулами гуманитаризма", такими, как УВКБ, ЮНИСЕФ, МОМ, МККК и др., являет собой пример по нынешним временам "наивного" восприятия реалий международной гуманитарной деятельности. Поэтому не удивительно, что с 1993 года финансовое положение Федерации постоянно ухудшается; она теряет доноров, но упорно продолжает расширять программы помощи. Потенциально МФОКК может задействовать крупнейшую гуманитарную инфраструктуру - сеть национальных обществ. Однако большинство из них нуждается в помощи, развитии и не способно самостоятельно проводить значительные гуманитарные операции.

В середине 90-х годов руководство МФОКК, обеспокоенное массовыми нарушениями принципов Движения со стороны участников гуманитарных операций, совместно с МККК выступило с инициативой разработки и принятия Кодекса поведения для членов Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и НПО при оказании помощи. Позднее, в 1997 году, Федерация предложила дополнить Кодекс минимальными стандартами гуманитарной деятельности. Кодекс в качестве механизма повышения ответственности членов гуманитарного сообщества на сегодня получил поддержку 140 гуманитарных агентств и НПО из примерно 2000 международных и национальных организаций, участвующих в гуманитарных операциях под эгидой ООН. Федерация, очевидно, и в будущем сохранит роль основного хранителя и, может быть, гаранта соблюдения принципов гуманитаризма.

В отношениях МФОКК с российским национальным обществом основной остается проблема задолженности. Здесь сложилась парадоксальная ситуация, так как с 1996 года задолженность России по уставным взносам в бюджет Федерации (около 2 млн швейцарских франков) стала сопоставимой с объемом получаемой Россией помощи от МФОКК. При этом в 1997 году сотрудничество российского Красного Креста и Федерации вышло, очевидно, на новый качественный уровень. Впервые после многолетнего перерыва президент российского общества был избран одним из девяти вице-президентов МФОКК. Федерация приступила к реализации специальной программы помощи наиболее бедным слоям российского общества. Установлены тесные контакты руководства Федерации с МИД и МЧС России. Представляется, что дальнейшее развитие нашего сотрудничества с МФОКК станет существенным дополнением национальных мер по созданию юридической и финансовой основы деятельности Российского общества Красного Креста как крупнейшей гуманитарной организации страны.

(Материал публикуется в авторской редакции)
Сергей ЧУМАРЕВ,
сотрудник Постоянного представительства
России при отделении ООН в Женеве


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    магазин "Все Стулья.ру"