Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Концепция внешней политики
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Введение

Превращение международного научно-технического сотрудничества (МНТС) в реальный инструмент стабилизации и подъема отечественной экономики и наращивания научно-технического потенциала России в условиях формирования рыночной экономики и демократизации общества требует целенаправленного и действенного государственного регулирования сферы международных связей.

Концепция государственной политики Российской Федерации в области МНТС разработана в рамках комплекса мероприятий по реформированию российской науки (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.98 № 573-р, п. 34). В условиях глобализации мировой экономики, реформирования российской науки и создания рыночной инфраструктуры и механизмов в сфере науки и технологий гражданского назначения концепция определяет долгосрочные стратегические цели, основные направления и задачи государственной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях в области МНТС, не затрагивающие специфику военно-технического сотрудничества.

Концепция предусматривает набор мер, направленных на повышение эффективности использования возможностей МНТС для роста конкурентоспособности отечественной экономики, перевода ее на инновационный путь развития и на обеспечение социально-экономической и научно-технологической безопасности страны. В концепции выделяются два основных приоритета государственной политики России в области МНТС: повышение роли и удельного веса инновационно-технологической составляющей в общей структуре МНТС России и создание рыночных механизмов и инфраструктуры международного сотрудничества, отвечающих мировым стандартам. В рамках этих приоритетов важное место должно занять повышение роли и заинтересованности ученого и изобретателя при выборе направлений и реализации проектов МНТС.

Концепция охватывает период 2000-2005 гг. и намечает долгосрочные ориентиры.

1. Долгосрочные стратегические цели государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества

Государственная политика Российской Федерации в области МНТС является составной частью государственной научно-технической политики. Она призвана обеспечить соответствие международного научно-технического сотрудничества задачам развития и реформирования российской науки в условиях формирующейся рыночной экономики с учетом интересов национальной безопасности, внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны.

На структуру целей и задач государственной политики Российской Федерации в области МНТС прямо или косвенно влияют современные геополитические и геоэкономические процессы. Они характеризуются тенденциями глобализации и интеграции мировой экономики, широким использованием информационных технологий, формированием нового типа экономики XXI века - "экономики знаний", или инновационной экономики, интернационализацией исследований, разработок и наукоемкого производства, обострением глобальной конкуренции на мировых рынках инвестиций, наукоемких товаров и услуг. Изменяются традиционные формы и механизмы международного взаимодействия в сфере науки и технологий, а также роль государства в регулировании этих процессов. Намечается тесная взаимосвязь научно-технологической, внешней и торгово-экономической политики в сфере МНТС.

Эти факторы определяют следующие долгосрочные стратегические цели государственной политики Российской Федерации в области МНТС:

  • содействие переходу России на инновационный путь развития и формированию российской инновационно-технологической составляющей многополярного мира;
  • полноправное и экономически эффективное участие России в глобальных интеграционных процессах в сфере науки, технологий и наукоемкого производства;
  • повышение уровня конкурентоспособности отечественной науки и технологий, выход России на мировой рынок интеллектуальных продуктов, наукоемких товаров и услуг;
  • развитие новых форм международного сотрудничества, усиление роли инновационно-технологической составляющей в МНТС России;
  • гармонизация инфраструктуры МНТС России и ее адаптация к мировой практике;
  • обеспечение научно-технологической безопасности России.

2. Основные направления и задачи государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества

Стратегические цели государственной политики Российской Федерации в области МНТС реализуются в рамках межгосударственного научно-технического сотрудничества (МГНТС) и международного инновационно-технологического сотрудничества (МИНТС).

2.1. Межгосударственное научно-техническое сотрудничество

Межгосударственное научно-техническое сотрудничество (МГНТС) - совместная научная и научно-техническая деятельность, преимущественно некоммерческого характера, в рамках межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений о научно-техническом сотрудничестве. Осуществляется научными организациями, общественными объединениями научных работников, отдельными научными работниками и специалистами Российской Федерации и зарубежных стран при финансовой поддержке из средств государственного бюджета стран-партнеров и грантов, пр едоставляемых благотворительными и общественными фондами. К сфере МГНТС относится также международная научная и научно-техническая деятельность, осуществляемая в рамках международных организаций научно-технического профиля.

Основные формы МГНТС включают обмен научно-технической информацией и данными, совместные фундаментальные исследования и прикладные разработки, работы в научно-технической сфере по контрактам и грантам, а также оказание технической помощи.

Направления политики в области МГНТС

Мировая практика показывает, что опора только на отечественный опыт в области внешней торговли высокими технологиями, наукоемкими товарами и услугами является недостаточной для принятия эффективных решений во внешнеторговой деятельности. Возникает реальная потребность в организации МГНТС по стратегическим направлениям реализации внешнеторговой политики.

Важным направлением политики в сфере МГНТС должно стать обеспечение благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для полноправного участия России на мировых рынках интеллектуальной продукции. Особый акцент должен быть сделан на расширении и повышении эффективности участия России в международном разделении труда, закреплении российской наукоемкой продукции на новых перспективных рынках.

В целях международной интеграции российской фундаментальной и прикладной науки следует продвигать идею создания межстрановой интегрированной информационной сети академических институтов, виртуальных лабораторий, библиотек и баз данных на территории России, учитывая зарубежный опыт развития подобных сетей.

Приоритетное направление политики МГНТС - разработка межгосударственных программ сотрудничества в области фундаментальных и прикладных наук, учреждение международных научных центров и организаций с государствами - участниками СНГ. Особое внимание следует при этом уделять восстановлению имевших место в бывшем СССР кооперационных связей с учетом современных реалий, сохранению и развитию научных школ, совместному использованию уникальных научных объектов и сооружений.

Политика в области МГНТС со странами СНГ должна быть направлена на постоянное совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества, формирование правовых основ общего научно-технологического пространства Содружества, а также двустороннего научно-технического сотрудничества. Развитие интеграционных связей в сфере науки и техники с государствами - участниками СНГ на первом этапе должно осуществляться на базе координации совместных действий, а в последующем - в рамках согласованной научно-технической политики заинтересованных государств. Согласование научно-технической политики в рамках СНГ должно предусматривать определение приоритетных направлений сотрудничества в ключевых областях науки и техники; достижение единых стандартов и методологии организации научных исследований; гармонизацию национальных законодательств в области экспортного контроля; исключение дублирования в проведении исследований и разработок и наиболее полное использование имеющейся инфраструктуры и ресурсов.

В развитие идеи многополярного мира приоритетным направлением политики должно стать содействие в формировании на территории России на базе ведущих отечественных научных учреждений и наукоградов "центров международной интеграции" российской фундаментальной науки (совместные исследовательские институты, центры, лаборатории и пр.).

Важнейшее направление политики России - развитие МГНТС с промышленно развитыми государствами, реализация имеющегося потенциала отечественной фундаментальной науки для занятия достойного положения в международной интеграции, кооперации и разделения труда в области фундаментальной науки; участие в решении общечеловеческих задач, осуществление глобальных проектов и программ. Особый акцент следует сделать на сотрудничестве по проблемам отношений между человеком и природой, резкого сокращения использования невоспроизводимых ресурсов, расширения потребления информационных продуктов и других нематериальных благ. МГНТС России необходимо ориентировать на практическое использование достижений российской науки в решении проблем глобального характера и устойчивого развития современной цивилизации (экология, энергетика и транспорт ХХI века, изменение мирового климата, СПИД, глобальная информационная инфраструктура и др.), а также проблем глобальной безопасности (международный терроризм, наркобизнес, информационные войны).

В отношении прикладных исследований государственная политика в первую очередь должна быть направлена на развитие сотрудничества в приоритетных областях науки и технологий, осуществляемого с ведущими международными и национальными научными центрами Западной Европы, США, Японии, КНР, стран Юго-Восточной Азии (ЮВА), в особенности Республики Корея.

Соответствие приоритетам развития отечественной науки, международное признание результатов, активное участие в международных контактах должны стать главными критериями выбора направлений МГНТС. При этом необходимо учитывать складывающееся разделение труда между учеными различных государств, интенсификацию междисциплинарных работ.

Необходимо всемерно способствовать распространению за рубежом информации о достижениях отечественной научной мысли. При этом целесообразно активно использовать имеющуюся для этих целей инфраструктуру. МГНТС в ближайшие годы будет важным фактором поддержки российской науки. Следует способствовать широкому участию российских ученых и коллективов в конкурсах на гранты, стипендии и т.п. из зарубежных источников, выравниванию условий доступа к грантам в различных регионах России. Необходимо нацелить политику в области МГНТС на обеспечение адресного поступления средств и их эффективное применение.

Задачи многостороннего и двустороннего МГНТС

Международные организации и программы:

  • Использование возможностей ООН (ЮНИДО, ЮНЕСКО, ПРООН и пр.) и других международных организаций для формирования глобальной системы международного научно-технического и инновационного сотрудничества, партнерства и кооперации, отвечающей геополитическим и экономическим интересам России.
  • Применение международной договорно-правовой базы и мирового опыта в области охраны прав интеллектуальной собственности на основе Соглашения Всемирной торговой организации (ВТО) по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также соответствующих документов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
  • Выработка в рамках отношений со странами - членами "восьмерки" и Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) стратегии регулирования глобальных интеграционных процессов в области науки, технологий и инноваций.
  • Активизация взаимодействия с Европейским Союзом (ЕС) в рамках межгосударственного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС и Соглашения между Правительством Российской Федерации и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий. Интенсификация сотрудничества по линии европейских научно-технических программ.
  • Расширение взаимодействия с международными организациями Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), форумом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по созданию условий для развития партнерства в области разработки и совместной коммерциализации высоких технологий, наукоемких товаров и услуг.
  • Использование возможностей правительственных и неправительственных международных организаций для привлечения иностранных инвестиций и зарубежного венчурного капитала в научную и инновационно-технологическую сферу России. Государства - участники СНГ
  • Создание общего научно-технологического пространства в рамках СНГ как приоритетного направления МГНТС Российской Федерации.
  • Активизация двусторонних отношений в сфере науки и техники с государствами - участниками СНГ.
  • Активизация межгосударственного обмена научно-технической информацией с государствами - участниками СНГ.
  • Всемерная поддержка процессов формирования единого научно-технологического пространства России и Белоруссии.

Промышленно развитые страны

Наращивание сотрудничества с ведущими в научно-технологическом отношении государствами (США, ФРГ, Япония, Франция, Великобритания и др.) с целью получения новых знаний по актуальным проблемам фундаментальных и прикладных наук, укрепления позиций отечественных научных школ в мировой системе разделения труда в области науки, участия в решении глобальных проблем современности и осуществления проектов меганауки, применения зарубежного опыта для реформирования российской науки.

Использование механизмов научно-технического сотрудничества с промышленно развитыми странами - членами ЕС и ОЭСР в целях диверсификации источников финансирования отечественных исследований и разработок, привлечения зарубежных инвестиций в интересах совершенствования инфраструктуры и экспериментальной базы отечественной науки, роста наукоемкости российской экономики.

Новые индустриальные государства и развивающиеся страны

Расширение сотрудничества с Индией и КНР по фундаментальным и прикладным проблемам (физика высоких энергий, материаловедение, лазерная техника, средства вычислительной техники и программные продукты, биотехнология, океанология и др.).

Активизация сотрудничества с Бразилией, Египтом, Республикой Корея, Малайзией, Сингапуром, Таиландом, Филиппинами, ЮАР и др. в области прикладных исследований и разработок с использованием научно-технических достижений и опытно-экспериментальной базы российской науки.

Содействие созданию в России международных научно-технических организаций на базе отечественных научно-исследовательских центров с привлечением материальных и финансовых ресурсов новых индустриальных государств, подготовке научных кадров этих стран в России.

Страны с переходной экономикой

Использование накопленного опыта и традиций взаимодействия со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) для расширения совместных исследований и разработок, развития научной инфраструктуры и совместного с этими странами вхождения России в европейские научно-технологические программы.

Проведение работы, направленной на осуществление экспортных поставок российских технологий, научно-технологического оборудования и оказание услуг в сфере науки и технологий в счет погашения государственного долга Российской Федерации отдельным странам ЦВЕ.

2.2. Международное инновационно-технологическое сотрудничество.

Международное инновационно-технологическое сотрудничество (МИНТС) государственного и частного секторов России и зарубежных стран - международная инновационная деятельность на двух- и многосторонней основе, нацеленная на получение коммерческого эффекта.

Роль государства в стимулировании международного сотрудничества в инновационно-технологической сфере заключается в создании механизмов и обеспечении благоприятных условий для международной коммерциализации результатов научно-технической деятельности, отвечающих взаимным интересам российских и зарубежных партнеров, адаптации российской нормативно-правовой базы в сфере инновационной дея тельности к мировой практике.

Направления политики в области МИНТС

Ключевой аспект государственной политики в области международного инновационно-технологического сотрудничества государственного и частного секторов России и зарубежных стран - рациональное сочетание поддержки продвижения российской наукоемкой продукции на мировые рынки с созданием благоприятного климата для роста инновационной активности зарубежных структур в России и использования в российской промышленности передовых зарубежных технологий, в том числе на основе иностранных лицензий.

С учетом ограниченности ресурсов стратегическая модель интеграции России в мировое инновационно-технологическое пространство должна строиться на основе избранных приоритетных "интеграционных ядер роста". Государственная политика России в области МИНТС должна быть ориентирована на стимулирование привлечения зарубежных фирм и иностранных инвесторов для коммерциализации российских гражданских технологий на мировом рынке технологий, наукоемких товаров и услуг. Это предполагает создание для них равных с российскими фирмами льготных инвестиционных, налоговых и других условий в тех научно-технологических и инновационных областях, которые определены как "интеграционные ядра роста".

Потенциал отечественной науки позволяет России участвовать в международном инновационно-технологическом взаимодействии путем создания свободных экономических зон или зон коммерциализации российских технологий. Они включают технопарки, технологические инкубаторы и научно-производственные комплексы наукоградов, ориентированные на привлечение иностранных инвестиций.

Государство на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации должно содействовать формированию на территории России совместных с зарубежными фирмами научно-исследовательских и инновационно-технологических структур, в том числе с участием венчурного капитала и частных инвесторов. Следует также поддерживать создание за рубежом филиалов российских научно-технологических и инновационных фирм.

Для продвижения российских технологий на зарубежные рынки важно разработать механизм оценки с использованием мировых классификаторов конкурентоспособности разработок и технологий, наукоемких товаров и услуг, а также уровня конкурентоспособности наукоемких отраслей российской экономики в целом.

Необходима разработка конкретных организационно-правовых механизмов, создающих условия для совместной с зарубежными партнерами коммерциализации технологий. Возможными партнерами по коммерциализации могут быть организации-грантодатели, частные и государственные фонды промышленно развитых стран. Для поиска зарубежных партнеров по коммерциализации российских технологий и совместного выхода с ними на рынки промышленно развитых стран требуется активизировать сотрудничество с сетями их инновационных инфраструктур.

В целях успешной коммерциализации отечественных технологий за рубежом российским организациям следует принимать во внимание платежеспособность рынка страны-реципиента. Перспективными являются рынки платежеспособных стран нетто-реципиентов (КНР, Иран, страны АТР с быстро развивающейся экономикой и т.д.). Одним из эффективных механизмов трансфера российских технологий на их рынки может быть использование свободных зон в данных странах как демонстрационного полигона наших возможностей наряду с созданием с местными компаниями или администрациями совместных предприятий (пример - зона г. Яньтай, КНР). Российским вкладом могут выступать инновации, техпомощь и "ноу-хау", а зарубежным - инфраструктура, инвестиции.

Важным направлением МИНТС России должно стать развитие контактов с инновационно-технологическими структурами, инновационными сетями и программами высокоразвитых стран. Оно может осуществляться как по линии двустороннего сотрудничества, так и в рамках программ общеевропейского сотрудничества и партнерства. Особую роль в формировании инновационной инфраструктуры России XXI века призваны сыграть российские наукограды, государственные научные центры (ГНЦ), федеральные центры науки и высоких технологий (ФЦНВТ), инновационно-технологические центры (ИТЦ), инновационно-промышленные комплексы (ИПК), профессиональные ассоциации, союзы и партнерства в области высоких технологий. В качестве инструмента сотрудничества между ними и зарубежными партнерами можно использовать рамки уже имеющихся международных организаций и программ (Международный научно-технический центр в г. Москве (МНТЦ), программа ТАСИС и др.).

Россия должна активизировать использование трансфера технологий из промышленно развитых стран для их внедрения в отечественную промышленность в целях развития импортозамещающих производств, повышения конкурентоспособности российской экономики.

Необходимо совершенствовать еще недостаточно разработанные в России правовые, организационные и финансовые механизмы функционирования государственно-частных партнерств в сфере науки и технологий, технологических альянсов, консорциумов и пр.

Следует активизировать контакты с аккредитованными в России зарубежными фирмами с целью выявления иностранных партнеров для организации в стране совместных предприятий, консорциумов и других интеграционных структур в области науки, технологий и инноваций.

Особое внимание следует уделить созданию условий, обеспечивающих заинтересованность российских и зарубежных участников международного инновационного взаимодействия в эффективном партнерстве с государственными структурами.

Необходимо принимать во внимание широкую дифференциацию уровня развития и организации научно-инновационного потенциала регионов России, а также наблюдаемое в мире возрастание роли регионального фактора, территориальных научно-производственных кластеров в формировании национальных конкурентных преимуществ. В связи с этим следует создать в стране эффективную систему государственной научно -технической экспертизы.

Целесообразно наладить мониторинг сотрудничества в региональном разрезе и выявление возможностей подключения субъектов Российской Федерации к международным научно-техническим программам и проектам в целях оперативного информирования и стимулирования региональных структур.

Задачи международного инновационно-технологического сотрудничества государственного и частного секторов

Увеличение удельного веса инновационно-технологического сотрудничества в общей структуре МНТС, объемов коммерциализации российских технологий на мировом рынке. Привлечение зарубежного капитала, в том числе венчурного, для инвестирования в наукоемкие проекты, направленные на развитие отечественной производственной сферы.

Переход России в международном инновационно-технологическом сотрудничестве к использованию мировой практики коммерциализации технологий, охватывающей весь инновационный цикл - от фундаментальных исследований до реализации конечной продукции на мировом рынке, включая маркетинг наукоемких товаров и услуг. Формирование международных "интеграционных ядер роста" посредством создания на российской территории технологических альянсов, совместных предприятий, научно-производственных консорциумов для совместной деятельности зарубежных и российских инновационно-технологических фирм, в том числе малого и среднего бизнеса, ГНЦ, ФЦНВТ, ИТЦ и ИПК в области высоких технологий.

Выявление и устранение препятствий для развития международного научно-технического и инновационного партнерства и межфирменной кооперации в области высоких технологий, наукоемких товаров и услуг.

Государства - участники СНГ

Развитие и углубление взаимовыгодного инновационного сотрудничества в рамках общего научно-технологического и экономического пространства государств - участников СНГ.

Активизация совместной инновационной деятельности с каждым отдельным государством Содружества.

Промышленно развитые страны

Организация сотрудничества в области развития инновационной инфраструктуры России с сетями инновационных инфраструктур (в частности, с информационными релей-центрами ЕС) и инновационными инфраструктурами и программами Европы и промышленно развитых стран (в частности, Пятая Рамочная программа ЕС, программа ТАСИС, МНТЦ). Привлечение прямых и портфельных иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли российской экономики, а также для развития отечественной инновационной системы, приближающейся к мировым стандартам. Подготовка управленческих кадров для инновационного предпринимательства и создание эффективных механизмов коммерциализации технологий.

Развитие контактов с Европейским банком реконструкции и развития, Европейской ассоциацией венчурного капитала, а также венчурными фирмами зарубежных стран и частными инвесторами в целях их привлечения к финансированию рисковых проектов на территории Российской Федерации и ее отдельных субъектов, в том числе с участием российских малых и средних фирм.

Новые индустриальные государства и развивающиеся страны

Развитие сотрудничества с новыми индустриальными странами, в первую очередь с Республикой Корея, Таиландом, Индонезией, Малайзией, Филиппинами и др., для коммерциализации российских технологий и привлечения необходимых для этого инвестиций, совместного выхода на мировой рынок наукоемких товаров и услуг.

Отработка пилотных моделей международного партнерства и кооперации с новыми индустриальными странами в области коммерциализации технологий и межфирменного сотрудничества путем организации совместных наукоемких производств, в том числе в свободных экономических зонах этих стран.

Стимулирование российского экспорта высоких технологий, наукоемких товаров и услуг, включая инжиниринговые услуги, в Бразилию, Египет, Индию, Иран, Мексику, ЮАР и другие развивающиеся страны.

Страны с переходной экономикой

Восстановление научно-производственных связей со странами Центральной и Восточной Европы на основе модернизации производственных объектов, созданных при содействии СССР, на базе новейших достижений науки и техники. Расширение присутствия Российской Федерации в этих странах, занятие российской "ниши" на рынках высоких технологий, наукоемких товаров и услуг этих стран, в частности Польши, Венгрии, Чехии и Слов акии.

3. Совершенствование механизмов государственного урегулирования международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации

Направления совершенствования механизмов государственного регулирования МНТС учитывают стратегические цели государственной политики, а также задачи МНТС на период 2000-2005 гг.

3.1. Организационная структура

Повышение эффективности координации действий федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации в области МНТС вызывает необходимость создания при Правительственной комиссии по научно-инновационной политике межведомственной и межрегиональной организационно-управленческой структуры в области международного научно-технического сотрудничества. Особое внимание тре буется уделить координации МНТС субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований зарубежных стран.

Для уточнения и актуализации целей и задач государственной политики в области МНТС требуется проведение периодической оценки (не реже одного раза в 4 года) ее реализации на межведомственном и межрегиональном уровнях.

Необходимо повысить роль загранучреждений России, в частности, атташатов по науке и технике и представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам, в реализации целей и задач МНТС, содействии международной интеграции российской науки, привлечении в научно-техническую сферу России иностранных инвестиций, усилении взаимодействия с российской диаспорой.

Следует усовершенствовать механизм обязательной государственной регистрации договоров о МНТС, заключаемых государственными научными организациями, включив в него учет контрактных работ, грантов и иных соглашений.

Необходимо предусмотреть повышение квалификации государственных служащих, переподготовку научно-технического персонала (в том числе высвобождаемого) и подготовку менеджеров в области международного инновационно-технологического сотрудничества.

3.2. Нормативно-правовые механизмы

Требуется осуществить меры по гармонизации с мировой практикой нормативной и договорно-правовой базы двустороннего и многостороннего МНТС.

Особое внимание следует уделить формированию договорно-правовой базы в области коммерциализации технологий, в частности, разработке набора типовых соглашений (договоров, контрактов) о проведении совместных с зарубежными партнерами НИОКР, лицензионных и иных соглашений (о коммерческой тайне, использовании товарных знаков и пр.), в том числе в сфере биотехнологий, биоматерилов, компьютерных программ и интегральных схем, имеющих свою специфику.

Необходимо уточнить порядок и механизмы правовой охраны и патентования объектов интеллектуальной собственности Российской Федерации за рубежом, лицензирования незапатентованных технологий, получаемых в результате МНТС.

Важным правовым механизмом государственного регулирования международного трансфера технологий должен стать федеральный закон о регулировании передачи за рубеж объектов интеллектуальной собственности.

В целях дальнейшего развития правовой базы требуется разработка нормативных документов по учету и контролю за передачей технологий гражданского назначения, создаваемых с привлечением средств государственного бюджета.

3.3. Инвестиционные, кредитно-финансовые и налоговые механизмы

Для повышения эффективности финансирования и косвенного стимулирования МНТС необходимо:

  • разработать порядок госбюджетного финансирования проектов МНТС;
  • совершенствовать с учетом зарубежного опыта порядок и механизмы совместного с зарубежными партнерами финансирования проектов, исходя из того, что проекты международного партнерства государства и частного сектора должны финансироваться из средств госбюджета только в рамках национальных приоритетных направлений развития науки и технологий и только в случае дальнейшей коммерциализации технологий и их промышленного освоения зарубежным партнером преимущественно на территории России.

Предусматривать в этой связи использование средств Бюджета развития для финансирования наиболее важных проектов такого рода;

  • разработать организационно-правовые механизмы, стимулирующие привлечение средств российских и зарубежных частнопромышленных и банковско-кредитных структур для финансирования международных инновационных проектов и предусматривающие предоставление для этого государственных гарантий и страхование рисков российских и зарубежных инвесторов и венчурных фондов, осуществляющих в рамках МНТС инвестиции в высокотехнологичные секторы отечественной экономики;
  • сформировать механизм консультаций с зарубежными некоммерческими фондами-грантодателями в целях ориентации грантовых потоков для оказания поддержки российской науке в приоритетных областях;
  • разработать механизмы привлечения иностранных инвестиций в сферу науки и технологий, в частности, посредством создания бирж инноваций, открытых торгов ценными бумагами наукоемких фирм, участвующих в МНТС;
  • усовершенствовать налоговое законодательство в целях стимулирования процессов международной коммерциализации и экспорта высоких технологий, наукоемких товаров и услуг и обеспечить оперативное информирование российских и зарубежных партнеров по МНТС о предоставляемых льготах.

3.4. Информационное обеспечение

В целях повышения информированности участников сотрудничества и общественности о направлениях и задачах государственной политики в области МНТС, стимулирования процессов коммерциализации технологий осуществлять на постоянной основе сбор и обработку необходимой информации для формирования единой федеральной базы данных открытого доступа, включающей информацию по проектам МНТС в области науки и инноваций, ресурсам отечественных и зарубежных венчурных фондов, условиям участия в МНТС, включая необходимую документацию, критерии конкурсного отбора проектов и пр. Обеспечить ее эффективное использование на базе современных информационных технологий, систем и сетей.

Осуществить интеграцию государственных ресурсов научно-технической информации в мировое информационное пространство, способствовать созданию информационной инфраструктуры государств - участников СНГ в области науки и технологий.

Активно использовать возможности Государственной системы научно-технической информации для информационного обеспечения участников МНТС, оказания им маркетинговых и консультационных услуг, в том числе посредством использования интернет-технологий.

В целях усиления координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и других заинтересованных организаций создать распределенную информационную систему МНТС Российской Федерации.

Расширить государственную поддержку представления отечественных демонстрационных проектов передовых технологий на международных выставках и ярмарках.

Для обеспечения федеральных и региональных органов исполнительной власти полной и достоверной информацией о состоянии МНТС осуществить мероприятия по совершенствованию государственной статистики в этой области.

3.5. Экспорт и импорт интеллектуальной собственности, наукоемких товаров и услуг

В целях создания благоприятных условий для продвижения на мировые рынки российских технологий и наукоемких товаров, повышения уровня коммерциализации отечественных технологий и производства в России на их основе конкурентоспособной высокотехнологичной продукции для экспорта необходимо в рамках МНТС осуществить комплекс мер, направленных на стимулирование экспортно-импортных операций с объектами интеллектуальной собственности, наукоемкими товарами и услугами, в частности, предусматривающих:

  • возрастание доли наукоемкой продукции и услуг в структуре российского экспорта;
  • рационализацию импорта Россией высоких технологий, наукоемких товаров и услуг, в том числе для проведения разработок и производства аналогичных или усовершенствованных, в сравнении с импортируемыми, товаров и услуг;
  • предоставление консалтинговых и инжиниринговых услуг в области экспорта и импорта наукоемкой продукции российским научно-техническим организациям и промышленным предприятиям, а также малым наукоемким фирмам, разработку экспортного каталога высоких технологий и наукоемкой продукции;
  • государственный контроль и лицензирование экспорта высоких технологий, наукоемких товаров и услуг, в том числе получаемых в результате международной коммерциализации технологий;
  • лицензирование импорта высоких технологий, не допускающих проникновение в Россию устаревших и экологически деструктивных технологий;
  • проведение при заключении контрактов экспертной оценки возможных последствий для Российской Федерации экспорта услуг и полученной в результате МНТС продукции, подпадающей под режим экспортного контроля;
  • гармонизацию российской системы сертификации и стандартизации с международными нормами и правилами и обеспечение соответствия экспортируемой и импортируемой высокотехнологичной продукции российским и международным стандартам;
  • расширение государственной поддержки патентования за рубежом отечественных технологий.

3.6. Научно-технологическая безопасность

Реализация государственной политики Российской Федерации в области МНТС должна предусматривать обеспечение интересов национальной научно-технологической безопасности - неотъемлемого компонента национальной безопасности. В целях предотвращения угроз научно-технологической безопасности государственная политика в области МНТС должна быть направлена на решение следующих задач:

  • сохранение и развитие научного и инновационного потенциала и защита прав на результаты научно-технической деятельности;
  • создание экономических условий востребованности науки;
  • регулирование процесса миграции научных кадров;
  • развитие территорий с высоким научно-техническим потенциалом;
  • участие российской науки в решении глобальных проблем человечества.

С целью минимизации ущерба, нанесенного миграцией научных кадров за рубеж, необходимо всемерно поддерживать осуществление научных контактов с эмигрировавшими российскими учеными, приобщая их к решению задач отечественной науки.

Для обеспечения технологической безопасности страны необходимо сформировать систему государственного учета и контроля передачи технологий гражданского назначения, созданных с привлечением средств федерального бюджета. При этом основное внимание должно быть уделено вопросам защиты интеллектуальной собственности от утечки и неправомерного использования за рубежом, в том числе в судебном поря дке. В интересах решения задач технологической безопасности необходимо осуществлять строгий государственный контроль иностранной поддержки российских ученых и организаций, ранее работавших в области обеспечения обороноспособности России, при их переходе на разработку и выпуск наукоемкой продукции гражданского назначения.

Требуют решения вопросы обеспечения информационной безопасности при создании национальной сети компьютерных телекоммуникаций в сфере науки и образования с выходом на международные информационные сети, государственного контроля международного обмена научно-технической информацией.

Необходимо развивать взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности.

Соблюдение национальных интересов и обеспечение научно-технологической безопасности нашей страны требуют также создания благоприятных для этого внешнеполитических и международно-правовых условий путем разработки международной научно-технической стратегии Российской Федерации в области глобальной безопасности в ХХI веке для использования в документах Генеральной Ассамблеи и других органов си стемы ООН, в работе многосторонних и двусторонних комиссий по научно-техническому сотрудничеству в целях закрепления на договорно-правовой основе вопросов обеспечения безопасности, в частности при использовании технологий двойного назначения, полученных в результате совместных НИОКР, порядка их международной коммерциализации, взаимного информирования об "утечке умов", особенно в военно-т ехнологической сфере, и пр.

Основные положения Концепции должны быть интегрированы в формирующуюся систему общенациональных целей и приоритетов социально-экономического развития. При этом следует иметь в виду, что разработка и реализация основных направлений государственной политики в области МНТС в ближайшие годы будут осуществляться параллельно со становлением самого института государственной научно-технической и инновационной политики. Результативность содержащихся в концепции мер будет во многом зависеть от того, какое конкретное отражение они найдут в практической деятельности государственных структур, планах международного сотрудничества научно-технических организаций, международных контактах российских ученых и специалистов.

Одобрена Правительством Российской Федерации
20 января 2000 г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    интернет-магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    интернет-магазин "Все Стулья.ру"