Сегодня Госдума приняла закон и законопроект, которые выстраивают "законодательную вертикаль" и одновременно ущемляют интересы губернаторов.
Вопрос, останется ли Селезнев спикером Госдумы, так занимал сегодня парламентских журналистов, что как-то без особого интереса они отнеслись к принятию в третьем чтении закона, по которому руководители муниципальных образований не смогут больше избираться в региональные парламенты, и во втором - законопроекта, обязывающего избирать по партийным спискам половину депутатов региональных законодательных собраний. Нам кажется, что эти законодательные акты могут весьма значительно изменить российский политический ландшафт.
Законопроект о 50%-ной партийной квоте в региональных парламентах был внесен членом СПС Борисом Надеждиным и аграрием Игорем Игошным. Уже это - сочетание "коня и трепетной лани" в одной упряжке - говорило о том, что по данному вопросу у Госдумы существует единство взглядов. Это подтверждает и результат голосования: "за" проголосовало 82% от списочного состава нижней палаты, и только "Регионы России" не поддержали законопроект (77% просто не стали голосовать).
Так что мы имеем? Теперь 50% депутатов региональных органов законодательной власти, а в тех регионах, где эти органы имеют две палаты, - 50% одной из палат избираются по партийным спискам. Закон вступает в действие с момента официального опубликования, и если Совет Федерации не "зарубит" его, то с июня все выборы в региональные парламенты будут проводиться по этому закону.
Конечно, с принятием этого закона усилят свои позиции в регионах федеральные партии (региональных, в соответствии с законом о партиях, у нас быть не может). Туда "рядами и колоннами" пойдут те представители региональной элиты, которым из-за ряда соображений необходимо присутствие в региональном законодательном собрании. Сейчас, чтобы быть избранным депутатом, мэром или губернатором, принадлежать к какой-либо партии желательно, но не обязательно.
Выстроится "партийная вертикаль", и у федеральных партий появится возможность активно влиять на ситуацию в регионах - ведь половина состава регионального парламента будет отдана им. В то же время вероятен и обратный процесс: влиятельные, богатые региональные функционеры (да еще и "при портфелях") заставят считаться с собой федеральные структуры своих партий.
Все это укладывается в рамки политики Кремля по выстраиванию властной вертикали - к вертикали исполнительной прибавляется вертикаль законодательная. Расчет, видимо, в краткосрочной перспективе на то, что, имея большинство в законодательном собрании, "партия власти" (а именно ей прочат победу на выборах любого уровня) сумеет провести линию Кремля в таких субъектах федерации, как Тыва и Татарстан, известных своим незатухающим сепаратизмом (заставить их окончательно привести свое законодательство в соответствие с федеральными законами Дмитрию Козаку так и не удалось).
В долгосрочной перспективе Кремль хочет, чтобы "Единое Отечество" превратится в некую глобальную партийную структуру, которая займет все партийное пространство и окончательно "выжмет" как партии-союзницы, так и партии-оппоненты. Разговоры о том, что Кремль готовит "Единому Отечеству" альтернативу, вряд ли имеют под собой серьезное основание. Может быть, и готовит что-то, но времени уже нет: избирательная кампания началась, придется обходиться тем, что каждый имеет.
Кто проиграл, так это губернаторы, которых обидели дважды: принятием закона о запрете совмещения руководящих муниципальных постов с членством в региональных парламентах и рассматриваемым законопроектом о 50%-ной партийной квоте. Мало того, что губернаторы лишаются надежных и зависимых от них людей в законодательных собраниях, половина депутатов будет избираться по партспискам, что открывает возможности для ведения антигубернаторской политики, ежели таковую закажет Центр. И увольнять неугодного губернатора не потребуется - обложат по всем правилам и вынудят уйти.
Поправка Владимира Рыжкова, который предлагал оставить за региональными парламентами право решать, какую часть депутатов можно избирать по партийным спискам, не прошла (кстати, Рыжков голосовал против законопроекта, считая, что он в таком виде противоречит принципам федерализма, в чем с ним можно полностью согласиться).
Не прошла поправка Бориса Надеждина, который хотел "перекроить" Московскую областную Думу и МГД. Это случилось бы, если б депутаты согласились с его предложением, чтобы все законодательные собрания были сформированы в соответствии с новым законом до 1 января 2004 года. Как сказал Надеждин нашему корреспонденту: "Меня попросили "ущипнуть" Лужкова, я и сделал. Не прошла поправка - мне же и лучше".
Кто попросил, понятно. Тот, с кем была согласована его другая поправка: чтобы в субъектах федерации, где не существует более трех региональных отделений федеральных партий, выборы по предлагаемому закону не проводились. "Уж я так кричал всем, что все согласовано и с ЦИКом, и с администрацией президента, а ребята просто не поняли. На момент голосования лидеров фракций просто не было, а депутаты, видимо, не получили четких указаний", - оправдывался Борис Борисович.
Можно предположить, что ошибка будет исправлена при третьем чтении. Как стало модно в последнее время, вернут законопроект во второе чтение, примут, что нужно, и потом проголосуют окончательно единогласно.
То, что Госдума так дружно поддержала оба закона, говорит лишь о том, что депутаты-партийцы поняли свои выгоды: без борьбы, без слез и крови они получили для своих партий половину депутатских мандатов в регионах, а себе - благодарность начальства. Причем выгодно сложившееся положение как "левым", так и "правым".
Ольга Михайлова
СМИ.ru
10/04/02
|