Сразу по завершении в Кремле заседания Президиума
Государственного совета с участием президента Владимира Путина на вопросы
корреспондента Страны.Ru любезно согласился ответить глава рабочей группы по
оценке влияния событий 11 сентября на внешнюю политику России президент Северной
Осетии Александр Дзасохов.
- Какие предложения по изменению внешней политики
России выдвигались участниками Президиума Госсовета? - Нам очень важно
было услышать позицию президента по всем аспектам представленного нашей рабочей
группой доклада. Впечатление такое: президент держит в поле зрения все
разнообразие вопросов как геополитического, так и хронологического характера.
Свои акценты он расставлял таким образом, чтобы, с одной стороны, не разрушать
конструкции нашего доклада, а с другой стороны, он вмонтировал очень важные
идеи. Он говорил, в частности, о предстоящих крупных многосторонних встречах и
сделал вывод, что после их успешного проведения будет создана основа, каркас для
новой внешней политики России. Мы почувствовали заинтересованность президента
в продолжении дела, которым мы сегодня занимались. Это может выразиться,
во-первых, в сохранении такой мощной аналитической экспертной группы, где будут
люди разных поколений и школ, и которые будут работать на высшее государственное
руководство. Президент, как я понял, за это. И второе: он увидел в Госсовете ту
аудиторию, где можно обсуждать такие крупные стратегические вопросы и наилучшим
образом сближать взгляды общества, элиты, власти. Это имеет колоссальное
значение, когда речь идет о внешней политике. Перед лицом новых вызовов мы
почувствовали своевременность в увеличении информированности общественности о
том, что делает государственное руководство в области внешней политики. Все
участники дискуссии говорили о существенном увеличении масштаба нашего
информационного присутствия на всем постсоветском пространстве. Я сторонник
того, чтобы на данном этапе развития государства разделить вопросы обеспечения
безопасности с международной точки зрения и вопросы внутренней безопасности. С
такой позицией мы выходили на Президиум вместе с Андреем Кокошиным, и у нас не
было оппонентов. Многократно прозвучала мысль, что при всем множестве
приоритетов самым главным остается выстраивание наших экономических, торговых,
научных, образовательных и всех остальных связей с государствами СНГ и другими
странами по периметру границ России. На заседании Президиума Госсовета был
редчайший на моей памяти случай в истории этого органа, когда был консенсус. На
заседания по образованию, энергоносителям приходили люди с довольно
дистанцированными взглядами. А здесь произошло очень важное единение. - Не
обсуждался ли вопрос о необходимости внести изменения в утвержденную президентом
в 2000 году Концепцию внешней политики страны? - Необходимость этого
упоминалась сегодня не раз. Концепция, конечно, по многим положениям сохраняет
свою актуальность. Но после 11 сентября даже свежие, вчерашние представления
меняются. Есть новые вызовы, непредсказуемые тенденции развития. Вопрос о
ревизии концепции не ставится. Скорее речь идет о том, чтобы насытить ее новыми
понятиями. Поэтому президент поставил задачу МИДу вместе с нами рассмотреть
вопрос о модификации концепции. - Что говорилось о сотрудничестве с Китаем
в рамках Шанхайской организации сотрудничества, с Индией? -
Санкт-Петербургская встреча Шанхайской группы будет важным этапом выстраивания
внешней политики в отношении стран восточнее России. Мы говорили об
исключительной значимости наших постоянных связей с Китаем и Индией, даже в
контексте минимизации конфликта между этими двумя очень динамично развивающимися
странами. Необходимо постоянно подчеркивать нашу заинтересованность в развитии
сотрудничества с этими государствами, которые играют очень важную роль, и
одновременно доказывать ущербность и контрпродуктивность конфронтации их между
собой. Речь идет даже не о военной конфронтации, а об их нездоровой конкуренции.
Мы предлагаем себя в качестве партнера, равноудаленного и от Пекина, и от
Дели. - Велась ли речь о возможном участии в совместных военных операциях
в рамках новых партнерских отношений России с НАТО и США, например, в ходе
борьбы с терроризмом? - Договор с НАТО - это качественно новый уровень
сотрудничества, но при понимании, что каждый в "двадцатке" участвует от имени
своего государства, а не от девятнадцати и одного. С нашей стороны будет
действовать право абсолютного вето, если какое-то решение для нас окажется
неприемлемым. Планов проведения совместных военных операций в
антитеррористической борьбе пока нет.
|