Туре Хаммар, Датское Агентство Энергетики, Лидер проекта BALTI-CHAIN
1. Создание информационной сети Балтийского региона по малым энергоэффективным проектам
Число обзоров, исследований, планов, баз данных и по энергетическим проектам в Балтийском регионе довольно впечатляюще, и лишь очень немногие имеют к ним доступ. Информация во все большей степени превращается в коммерческую или частную собственность, что делает энергетичесий сектор менее прозрачным. Крупные энергетические компании имеют свои собственные крупные стратегические подразделения, которые обладают огромным объемом делового интеллекта, данных и информации. Компании и частный сектор функционируют по всему региону, если не в мировых масштабах. Ноу-хау к тому же аккумулируются в фирмах-консультантах, энергосервисных компаниях и в международных банках. В противовес этому правительственные органы и органы местного самоуправления также создают свои потенциалы, но их ресурсы зачастую ограничены и для них время от времени возникают препятствия.
2. Создание механизма «клиаринг хауз» (банка проектов)
- технологиям
- осуществимости, экономическому и экологическому воздействию
- стратегической основе и текущим условиям
- финансовой и другим видам информации, включая бизнес-план
- возможные спецификации по сокращению выбросов.
Содействие распространению этой авторизованной информации можно оказывать по стандартному пути как в национальном масштабе, так и по региону Балтийского моря. Балтийский регион находится в процессе создания большей "согласованности" региона в том, что касается энергетики, путем обмена представлениями, выработки национальных стратегий, сотрудничества по информационной сети и разработки совместных экономических механизмов содействия.
3. КПТЭЭ, ЦО и энергоэффективность в последних политических заявлениях
КПТЭЭ и ЦО заняли центральное место в политике недавно.
В 1998 г. была рассмотрена и согласована на уровне министров национальная и международная политика в области КПТЭЭ и ЦО. В сценарии в рамках "Baltic 21-Energy" КПТЭЭ и ЦО рассматриваются как высокоприоритетные задачи. В заключение, в "Baltic-21" предложены меры в ряде областей - таких, как сотрудничество между городами, деятельность по поставкам и финансированию и по разработке гибких механизмов в соответствии с Киото Протоколом. Важная роль КПТЭЭ и ЦО также подчеркивается в Аархуской Декларации "Окружающая среда для Европы". В рамках политического заявления по энергоэффективности в данной декларации КПТЭЭ и ЦО приняты как предмет дальнейшего международного сотрудничества. Политическое заявление включает обязательства по содействию мерам в области финансовых механизмов (например, создание "клиаринг хауз"). В ходе встречи в Ставангере (декабрь 1998 г.) министры стран Балтийского региона и Европейской Комиссии приняли решение о создании нескольких целевых групп, в том числе рабочей группы по КПТЭЭ и ЦО, о подготовке семинара и вклада для новой встреч министров энергетики, которая состоится в Хельсинки в октябре 1999 г. Сопредседателями этой Балтийской Группы по Энергоэффективности являются Польша и Дания. В то же время, роль КПТЭЭ и ЦО четко определена в рамках решения Совета Министров энергетики Евросоюза. К Еврокомиссии обратились с просьбой выработать План действий по энергоэффективности, который будет в течение этого года передан в Совет Министров. Подводя итоги, можно сказать, что министрами уже принят ряд решений и теперь за ними последуют другие решения.
4. Взгляд на устойчивую энергетику Балтийского региона на долгосрочную перспективу
Одна из задач заключается в выработке взгляда на долгосрочную перспективу. К счастью, роль, которую КПТЭЭ и ЦО предстоит сыграть в Балтийском регионе в будущем, уже хорошо проиллюстрирована. В течение нескольких последних лет правительства сотрудничали и обсуждали вопрос о долгосрочной перспективе для Балтийского региона. В Повестке дня на XXI век - "Baltic 21" c 1998 г. обрисован взгляд на комплексное устойчивое развитие. При этом рассматриваются цели социального, экономического и экологического характера и признается тот факт, что страны региона могут выиграть от сотрудничества и взаимодействия. Эти взгляды нашли отражение в случае энергетического сектора в рамках документа "Baltic 21 - Energy", разработанном при сотрудничестве между органами управления в области энергетики стран Балтийского региона при ведущей роли Эстония и Дании. В рамках этого исследования понятие устойчивой энергетики получило конкретное определение в сценарии. Этот сценарий показывает возможность комплексного экономического развития региона при одновременном контроле выбросов СО2. В рамках сценария высказано стремление к сближению экономического роста в странах Восточной и Западной Европы; центральное место в сценарии занимают энергосбережение, энергоэффективность и использование более [экологически] чистых видов топлива и возобновляемых источников энергии. Сценарий предполагает вывод из эксплуатации АЭС. Центральное место в развитии не период до 2030 г. занимают:
Интересный аспект данного сценария заключается в том, что ежегодный объем выбросов СО2 должен быть сокращен на 30%, с 9 тонн на душу населения до 6 тонн. В рассматриваемом сценарии КПТЭЭ и ЦО отводится решающая роль, особенно в части использования биотоплива и природного газа и сокращения потерь в энергоснабжении. Работа по сценарию даст еще одну возможность конкретизации роли КПТЭЭ и ЦО на долгосрочную перспективу. Особый интерес будет представляь использование био- и геотермальной энергии, а также соображения по поводу электрической и газовой систем Балтийского региона, включая взаимодействие между КПТЭЭ, с одной стороны, и гидроэнергии и энергии ветра, с другой.
5. Национальные стратегии содействия КПТЭЭ и ЦО
Страны Балтийского региона осуществляют очень разные стратегии в области энергетики, и в результате доли проникновения ЦО и КПТЭЭ различаются достаточно существенно. Эти различия в осуществляемой политике объясняются многими факторами. Вот лишь некоторые из них: городская структура, строительные традиции, климатические условия, источники электро- и теплоэнергии (гидро и ядерные), имеющиеся виды топлива, экономическая и технологическая ситуации. Система центрального отопления хорошо развита в 9 странах Балтийского региона, где ЦО удовлетворяет более или менее половины общего спроса на тепловую энергию. Однако две страны характеризуются довольно низким уровнем удовлетворения спроса за счет центрального отопления - это Германия (13%) и Норвегия (ЦО практически отсутствует). Доля КПТЭЭ варьирует в значительных пределах. По сравнению с общим производством электроэнергии оно изменяется от 4% до почти 100%. Потенциал КПТЭЭ - при использовании всего объема ЦО - очень высок (более 100% общего объема электроэнергии) во всех странах Восточной Европы, но относительны низки (19 %) в Швеции, для которой характерна большая доля электроэнерги в общем объеме используемой энергии. Неиспользуемый потенциал варьирует от нескольких процентов (в Дании и Финляндии) до величины, в несколько раз превышающей сегодняшний уровень использования КПТЭЭ (Российская Федерация и Беларусь). В ряде стран разработаны или разрабатываются стратегии содействия КПТЭЭ и ЦО. Финляндия и Дания далеко продвинулись в развитии КПТЭЭ. В нескольких странах стратегии КПТЭЭ и ЦО представляют собой более или менее явный элемент их национальных стратегий в области энергетики. В некоторых случаях было указано, что национальные стратегии и программы действий должны разорвать возможные замкнутые круги и дать новый позитивный импульс компаниям по ЦО за счет подготовки так называемых "планов выживания". Такой путь проиллюстрирован на примере ряда демонстрационных проектов, например, в Пярну в Эстонии. Этому могут способствовать такие предпосылки, как справедливые цены, устранение перекрестного субсидирования, разумные потоки наличных средств, гибкие займы, достаточная ответственность и совершенствование человеческого потенциала и знаний и опыта. Такие "планы выживания" могут также обеспечить существенное снижение энергопотерь, что создаст доходы и приведет к сокращению выбросов СО2. Что касается строительства и функционирования новых мощностей по КПТЭЭ, при рассмотрении национальных стратегий важными представляется ряд элементов. Так, для ряда старых ТЭЦ, на которых используются уголь, тяжелые виды топлив или лигнит и которые являются неэффективными и загрязняющими окружающую среду, по-прежнему требуются обновление или замена. Такие станции можно заменить современными, [экологичски] чистыми и эффективными, также если принять во внимание выгоды от сокращения выбросов СО2, NOx и серы. Переориентация инвестиций и ресурсов в направлении КПТЭЭ - это не только задача правительства, но и обязанность муниципалитетов, коммунальных предприятий, электрических компаний, частного сектора и финансовых организаций. Правительство может очертить соответствующие рамки в целенаправленных национальных стратегиях. Одним из элементов такой национальной стратегии должно стать выполнение обязательств в соответствии с Киото Протоколом. Ряд стран в настоящее время занимаются выработкой отдельных стратегий по климату. При этом неизбежно будут затронуты те же самые вопросы - стратегия КПТЭЭ и ЦО. В конечном итоге Балтийский регион может сыграть роль "полигона" для [отработки] этих механизмов.
Экологическая Безопасность No 1(12) 1999 г.
|