Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Россия и страны Балтии
Экономическое положение государства на июнь 2000 года

Макроэкономическое развитие.

В Латвии, после восстановления независимости в 1991 году, произошли кардинальные изменения. В результате последовательной экономической политики в Латвии в относительно короткое время создана основа рыночной экономики и хорошие макроэкономические основополагающие правила росту народного хозяйства.
Проводимые реформы начали давать плоды. За последние годы в Латвии увеличился внутренний валовый продукт, улучшается материальное положение жителей. Особенно успешное развитие наблюдалось в период с 1996 до середины 1998 гг., когда средняя скорость прироста ВВП составляла 6 %. Но все-таки в результате банковского и российского финансового кризисов средние ежегодные темпы прироста с 1995 по 1999 гг. были скромные - 3,9 % в год.
Следует отметить, что в годы независимости Латвия смогла переориентировать свою экономику.На данный момент уже примерно 60 % Латвийского импорта и экспорта связано со странами ЕС, хотя до восстановления независимости у Латвии почти не было внешней торговли вне бывшего блока социалистических стран. За три месяца 2000 года самый большой удельный вес во внешнеторговом обороте Латвии был у Германии ( 16 % от общего объема), Швеции (9,5 %), Великобритании (8,3 %), России (7,9 %) и Литвы (7,2 %).
10 февраля 1999 года Латвия первая из стран Балтии стала полноправной участницей Всемирной торговой организации. Это открывает возможности для Латвии расширить на условиях наиболее благоприятного режима внешнеторговое сотрудничество с 135 странами-участницами ВТО.
На темпы развития народного хозяйства Латвии повлияло также, как и во многих странах и особенно в России во второй половине 1998 и начале 1999 годов, сложное мировое экономическое положение. Из-за российского экономического кризиса в этот период времени уменьшились объемы латвийского экспорта и промышленного производства, ухудшились показатели банковской деятельности, объем поступлений в бюджет отстал от запланированного, увеличилась безработица.
Начиная с середины 1999 года, создавшееся негативное влияние в результате российского экономического кризиса на развитие народного хозяйства постепенно преодолевается, возобновился прирост ВВП. В 4 квартале 1999 года, сравнивая с аналогичным периодом прошлого года, наблюдалось увеличение экономической активности почти во всех основных отраслях народного хозяйства, обеспечивая в этом квартале прирост ВВП на 2,8 % и на 0,1 % в целом за год. В 1999 году вызванный российским кризисом спад промышленного и сельскохозяйственного производства компенсировал существенный рост активности в строительстве и некоторых отраслях обслуживания. Особенно стремительный рост наблюдался в ремонте и строительстве магистральных труб, коммуникаций и силовых линий, ремонте административных зданий, улиц и дорог, а также в услугах, связанных с вычислительной техникой, архитектурных услугах, торговле машин, и оборудования, строительных материалов и расходного материала сельского хозяйства.
Хотя и объемы обрабатывающей промышленности в 1999 году упали существенно (почти на 10 %, больше всего в пищевой и химической промышленности), все-таки в отдельных отраслях, которые в основном ориентированы на рынок Запада, активность увеличилась в таких, как производство метала и одежды, древесины и изделий из нее. Из отраслей производства товаров в 1999 году увеличились выработки добывающей промышленности и карьер, а также рабочие объемы лесного и рыбного хозяйств. Правда, удельный вес в ВВП этих отраслей небольшой.
Существенное уменьшение было в сельском хозяйстве, удельный вес которого в общей добавочной стоимости падает с каждым годом, и в 1999 году составил 2,4 %. В тоже время работающие в сельском хозяйстве составляют примерно 15 % от общего числа занятых в народном хозяйстве. Низкая продуктивность работающих и возрастающая внешняя конкуренция являются основными преградами для развития отрасли.
Значительное место в народном хозяйстве Латвии занимает отрасль транспорта и связи. Большую часть поступлений этой отрасли составляет транзитные услуги. Хотя и в 1999 году под влиянием российского кризиса снизился оборот грузов в портах и объем железнодорожных перевозок, все-таки в целом удельный вес в ВВП этой отрасли остался на уровне прошлого года, что обеспечила успешная деятельность автотранспорта, почты, связи и аэропорта.
Результаты первых месяцев 2000 года свидетельствуют, что продолжает улучшаться ситуация в народном хозяйстве. Увеличивается объем промышленности и экспорт, высокий уровень оборота грузов в портах. Сравнивая с аналогичным периодом 1999 года, за три месяца этого года увеличился на 3,8 % реальный объем промышленной продукции, экспорт товаров - на 11,8 %, оборот грузов в портах - на 7,1 %. Возобновилась активность в бирже. Бюджетные поступления выше запланированных. В банковской системе достигнуты хорошие показатели прибыли. Кредитные процентные ставки самые низкие с восстановления независимости. Данные CSP показывают, что ВВП в 1 квартале 2000 года, по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года, увеличился на 5,3 %.
Это создает надежду, что прирост ВВП в этом году может достигнут 4-5 %.


Латвия: основные показатели развития экономики
  1996 1997 1998 1999о 2000р
(Увеличение , сравнивая с прошлым годом , в процентах )
ВВП (в сравниваемых ценах) 3,3 8,6 3,9 0,1 4,5
частное потребление 10,3 5 6,2 0,8 4
государственное потребление 1,8 0,3 6,1 -6,7 0,5
образование общего уставного капитала 22,3 20,7 44 -10,4 10
потребительские цены 17,6 8,4 4,7 2,4 3,5
( в процентах от ВВП , если не указано другое )
фискальное сальдо совокупного бюджета -1,4 0,6 -0,9 -4,4 -2
внешний долг страны 14,4 12 10,4 13,9 15
внутренний и внешний долг страны 14,4 12,0 9,9 12,9 14,0
баланс внешней торговли -15,6 -15,1 -18,5 -16,3 -15
текущий счет платежного баланса -5,5 -6,1 -10,6 -10,2 -9,5
регистрированный уровень безработицы (в % в конце периода ) 7,2 7 9,2 9,1 8
курс лата по отношению к SDR ( в конце периода ) 0,8 0,8 0,8 0,8 0,7997

О - оценка П - прогноз

 

В Латвии для роста созданы хорошие макроэкономические основополагающие правила. Инфляция в Латвии уже несколько лет одна из самых низких среди стран с переходной экономикой ( средняя годовая инфляция в 1999 году была 2,4 %). Низкий государственный долг (на сегодня примерно 14 % от ВВП). Фискальный дефицит государственного сводного бюджета с 1996 года, кроме прошлого года, когда из-за кризиса в России составлял 4,4 % от ВВП, был ниже допустимого критерия Мастрихтского договора. Бюджет 2000 года принят с дефицитом в размере 2 % от ВВП.
С 1994 года лат по отношению к валютной корзине SDR является стабильным. Это уменьшает неопределенность, предотвращает валютный риск и дает предпринимателям стабильную основу для планирования и определения цен. Надо отметить, что чистые внешние резервы Банка Латвии полностью покрывают денежную базу.
Следующим шагом для Латвии, присоединившись к Европейскому Союзу, будет вступление в Европейский монетарный союз. Поэтому, привязка латов к евро неизбежна. Уже на данный момент не существует никаких технических преград для привязки латов к евро. Все-таки изменение привязки латов в ближайшем будущем не предполагается. Банк Латвии решил сохранить привязку национальной валюты к валютной корзине SDR до принятия Латвии в ЕС.
Одной из основных экономических проблем в Латвии является относительно высокий дефицит текущего счета, который последние два года составлял немного выше 10 % от ВВП. Но следует отметить, что дефицит текущего счета в основном покрывается за счет иностранных прямых инвестиций и долгосрочных займов, поэтому, в данное время этот уровень нельзя рассматривать как критический. В 1999 году дефицит текущего счета удалось немного снизить. Правительство обязалось делать все возможное, чтобы в период среднего времени этот объем продолжал снижаться. Это будет достигнуто жесткой фискальной политикой, по сравнению с приростом импорта резким увеличением экспорта, обеспеченным структурными реформами.
Актуальной проблемой является также высокий уровень безработицы. Во второй половине 1998 года и первой половине 1999 года под влиянием кризиса в России на многих предприятиях Латвии пришлось уволить работающих. Самый высокий уровень безработицы был в апреле 1999 года, но, начиная с мая, безработица уменьшается. В конце мая 2000 года регистрированный уровень безработицы был 8,6 % от экономически активных жителей, все-таки реальный уровень безработицы был намного выше (по проведенным подсчетам Методологического CSP Международной рабочей организации, которые основываются на обследованиях рабочей силы, в 1 квартале 2000 года - 14,6 %).
На таком уровне - примерно 14 % реальный уровень безработицы держится уже несколько лет. Каждый четвертый из неработающих представитель рабочих профессий, но меньше всего безработица наблюдается среди представителей профессий с высокой квалификацией.
Уровень безработицы сильно отличается в городах и районах страны. Самая трудная ситуация до сих пор в Латгалии, где он в некоторых районах превышает 20 % от экономически активных жителей. В Латгалии также самый низкий объем ВВП на одного жителя - в два раза меньше, чем в Рижском регионе. Статистика свидетельствует, что региональные различия - экономические и доходы жителей увеличиваются.
Потенциал экономического роста лучше всего характеризует прирост инвестиций. В 1996 и 1997 годах в Латвии прирост составлял 20 % в год, а в 1998 году - даже на 44 %. Такому стремительному росту инвестиций способствовали несколько факторов: приход иностранных инвестиций, главным образом в связи с ходом процесса приватизации, признанный высокий кредитный рейтинг Латвии независимыми международными организациями, уменьшение процентных ставок и стабилизация банковского сектора, общий рост экономических активностей во всех отраслях и формирование положительных предсказаний будущего и др.
Из-за кризиса в России в 1999 году в целом инвестиции были ниже уровня 1998 года. В тоже время иностранцы в виде прямых инвестиций в Латвии вложили 214 млн лат (6 % от ВВП), что больше, чем в 1998 году, когда были инвестированы 210 млн лат. Активнее всех в 1999 году вкладывали инвесторы Финляндии (17 % от вкладов в основной капитал) и Эстонии (13 %). Доверию вкладывать в Латвию способствует также установленные независимыми международными агентствами "Standard & Poor's", "Moody's" и "Fitch IBCA" кредитные рейтинги Латвии, которые являются одними из самых высоких в государствах Центральной и Восточной Европы. Присвоенные кредитные рейтинги соответствуют так называемой степени инвестиций.
Считая на одного жителя, Латвия приблизилась уже к тем странам Центральной и Восточной Европы с переходной экономикой, которые являются лидерами в привязке прямых иностранных инвестиций. По этому показателю Латвия между странами Центральной и Восточной Европы на сегодня занимает 4 место. С восстановления независимости большие инвестиции в Латвии вложили Дания, Германия, Финляндия, Великобритания, Россия. Три приоритетные отрасли, в которые главным образом вкладывают инвестиции: транспорт и связь, финансовая сфера и промышленность.
Ожидается, что в 2000 году в результате приватизации больших государственных предприятий в страну может прийти существенный объем иностранных инвестиций. Но все-таки основным привлекающим фактором иностранных инвестиций будет способность правительства проводить мероприятия в создании стабильной и для предпринимательства благоприятной среды.
Предполагается, что в дальнейших годах самые большие иностранные инвестиции будут привлечены в секторы, где у Латвии значительные преимущества, а именно, с выгодным географическим положением, в отраслях связанных с доступными природными ресурсами и в которых используется дешевая, но относительно образованная рабочая сила.
Постепенно увеличиваются также объемы государственных инвестиций, в основном для финансирования инфраструктуры. В 1999 году общие финансовые ресурсы по программам государственных инвестиций из госбюджета, государством гарантированным кредитам и др. источникам составляли примерно 3,8 % от ВВП (в 1998 году - 3 %, в 1997 году - 2,7 %), а в 2000 году их объем планируется в размере 5 % от ВВП. Проекты государственных инвестиционных программ в энергетике предусматривают реконструировать каскад Даугавас ГЭС и модернизировать системы теплового обеспечения. В транспортных проектах предусмотрено восстановить покрытие главных дорог Латвии, а также инфраструктуру железных дорог и портов. Проекты по защите окружающей среды в основном предусматривают строительство очистительных сооружений водосточных вод, наведение в порядок хозяйств по отходам. Самое большое бюджетное финансирование получают проекты по информатике и инфраструктура государственной границы.
Растет роль Латвийских банков в обеспечении финансовыми ресурсами народного хозяйства. Кредиты отечественных предприятий и частных лиц ( в 1997 году они увеличились на 77 %, в 1998 году - на 52 %, в 1999 году - на 15 %) увеличиваются на много быстрее, чем ВВП. Приросту кредитных объемов способствовала активизация как экономической деятельности, так и уменьшение кредитного риска, так как улучшилась предпринимательская среда. Хотя и упал объем вкладов под влиянием российского кризиса, уменьшились общие активы банковского сектора, кредиты продолжают все время расти.
В целом оценивая экономическое положение в стране, надо отметить, что Латвия может достаточно оптимистически смотреть в будущее. Хотя и существует целый ряд нерешенных проблем, фискальная и монетарная политика страны, а также структурные реформы способствуют инвестиции в частном секторе и экономический рост государства.

Цель и приоритеты экономической политики правительства.

В Латвии с восстановления независимости в 1991 году, хотя правительства меняются, последовательно осуществляется переход от плановой на рыночную модель экономики.
Также и правительство премьер-министра Андриса Берзиньша, которое работу начало в мае сего года, в Декларации о запланированной работе Кабинета министров обязуется продолжать начатое предыдущими правительствами. Одной из важнейших задач Кабинет министров считает создание условий для стремительного роста экономики в Латвии, расширяя базу роста, способствуя участию в народном хозяйстве более широких слоев общества и регионов, уменьшая неблагоприятные различия в важностях благосостояния, одновременно укрепляя ответственность каждого члена общества за уровень материального благополучия, образования и здоровья себя и членов своей семьи.
Цель правительства в последующих годах - обеспечить прирост ВВП на 5-7 % в год. Чтобы этого достичь, предусмотрено продолжать укрепление макроэкономической среды, как основного условия роста. Правительство планирует это достичь:
- Поддерживая стабильный курс обмена лата;
- Удержав инфляцию на уровне 2-4 % в год;
- Не допустив, чтобы фискальный дефицит бюджета был больше, чем 2 % от ВВП в 2000 и 1 % в 2001 годах, а для последующих лет разработать бездефицитный и избыточный бюджет;
- Уменьшить дефицит текущего счета до 5 % в 2002 году.

Правительство повышенное внимание уделяет приватизации государственной собственности, которая находится на заключительной стадии, потому, что не приватизированы только большие государственные предприятия-монополисты. Приватизация этих предприятий является как политически, так и экономически значима и сложна. Проблема приватизации больших предприятий состоит в том, что они слишком большие по объему, по сравнению с народным хозяйством Латвии в целом, поэтому процесс приватизации сильно политизируется. Самое существенное - правильно найти стратегических инвесторов и обеспечить, чтобы естественный монополь не превратился из государственного в частный. Поэтому, приватизация больших государственных предприятий проводится одновременно с демонополизацией соответствующего сектора (например, энергетики, пароходства, фиксированной телекоммуникационной сети).
Правительство обязалось закончить приватизацию предприятий в течении года и доверить приватизацию Latvijas Kugnieciba, Latvenergo, Venspils nafta, Lattelekom лучшим международным инвестиционным банкам, руководствуясь мировой практикой для их отбора.
В стране многое делается для того, чтобы улучшить предпринимательскую среду, предотвращая бюрократические преграды предпринимательства и совершенствуя законодательство. Правительство в данный момент осуществляет несколько мероприятий по улучшению предпринимательской среды, такие, как упрощение таможенных процедур и налоговое администрирование, совершенствование рынка земли и упрощение процесса строительных разрешений, наведение порядка в деятельности инспекций, влияющих на предпринимательство и др., которые могли бы положительно повлиять на решения об инвестировании в Латвию.
Предпринимательство также может способствовать уменьшение ставок недвижимого имущества и социальных налогов с 1 января 2000 года. Правительство предусматривает продолжить уменьшение этих налогов, а также определить пониженную ставку налога на доход поступлениям от прав на использование технологий. Предусматривается согласовать нормы акцизы и НДС и ставки в странах Балтии.
Обращая внимание на то, что конкуренция за прямыми иностранными инвестициями в странах Центральной и Восточной Европы увеличивается все больше, Кабинет министров в марте 2000 года утвердил концепцию "О поддержке значимых для народного хозяйства инвестиционных проектов". Эта концепция предусматривает совершенствование значимых инвестиционных проектов (обучение рабочей силы и повышение квалификации, подготовка инфраструктуры, в том числе и для развития бизнес парков, применение фискальных стимулов для отраслей высоких технологий), не нарушая правила государственной поддержки ЕС.
Правительство также предусматривает продолжить обращаться против выражений нечестной конкуренции и другими нарушениями норм законов конкуренции, совершенствуя надзор за монополами, а также упорядочить систему поддержки государства. Это мероприятия, без реализации которых немыслим экономический рост.
В присуждении государственной поддержки правительство предполагает давать преимущество исследованиям внешнего рынка, участию в международных выставках и ярмарках, получению патентов и введению прогрессивных технологий, введению экономических технологий импортируемых энергических ресурсов.
Несомненно, что дальнейшее развитие страны рассматриваемое через призму интеграции Европы, так, как только вступление в Европейский Союз может обеспечить дальнейшее и невозвратимое укрепление и развитие государства.
В декабре 1999 года начался новый этап в отношениях Латвии и ЕС, так как Совет ЕС пригласил Латвию начать вступительные переговоры в ЕС. Правительство выдвинуло цель закончить переговоры с ЕС до 2003 года. Интеграция в Европейский Союз протекает соответственно национальной программы Латвии, которая включает методы и порядок согласования законодательства включению Латвии в Европу и ее внутренний рынок.
Предполагается до 1 сентября 2000 года разработать План национального развития, который определит приоритеты развития Латвии, привязывая их к доступным финансовым ресурсами Латвийской Республики и Европейского Союза.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки