Макроэкономическое развитие.
В Латвии, после восстановления независимости в 1991 году, произошли
кардинальные изменения. В результате последовательной экономической
политики в Латвии в относительно короткое время создана основа рыночной
экономики и хорошие макроэкономические основополагающие правила
росту народного хозяйства.
Проводимые реформы начали давать плоды. За последние годы в Латвии
увеличился внутренний валовый продукт, улучшается материальное положение
жителей. Особенно успешное развитие наблюдалось в период с 1996
до середины 1998 гг., когда средняя скорость прироста ВВП составляла
6 %. Но все-таки в результате банковского и российского финансового
кризисов средние ежегодные темпы прироста с 1995 по 1999 гг. были
скромные - 3,9 % в год.
Следует отметить, что в годы независимости Латвия смогла переориентировать
свою экономику.На данный момент уже примерно 60 % Латвийского
импорта и экспорта связано со странами ЕС, хотя до восстановления
независимости у Латвии почти не было внешней торговли вне бывшего
блока социалистических стран. За три месяца 2000 года самый большой
удельный вес во внешнеторговом обороте Латвии был у Германии ( 16
% от общего объема), Швеции (9,5 %), Великобритании (8,3 %), России
(7,9 %) и Литвы (7,2 %).
10 февраля 1999 года Латвия первая из стран Балтии стала полноправной
участницей Всемирной торговой организации. Это открывает возможности
для Латвии расширить на условиях наиболее благоприятного режима
внешнеторговое сотрудничество с 135 странами-участницами ВТО.
На темпы развития народного хозяйства Латвии повлияло также, как
и во многих странах и особенно в России во второй половине 1998
и начале 1999 годов, сложное мировое экономическое положение. Из-за
российского экономического кризиса в этот период времени уменьшились
объемы латвийского экспорта и промышленного производства, ухудшились
показатели банковской деятельности, объем поступлений в бюджет отстал
от запланированного, увеличилась безработица.
Начиная с середины 1999 года, создавшееся негативное влияние
в результате российского экономического кризиса на развитие народного
хозяйства постепенно преодолевается, возобновился прирост ВВП.
В 4 квартале 1999 года, сравнивая с аналогичным периодом прошлого
года, наблюдалось увеличение экономической активности почти во всех
основных отраслях народного хозяйства, обеспечивая в этом квартале
прирост ВВП на 2,8 % и на 0,1 % в целом за год. В 1999 году вызванный
российским кризисом спад промышленного и сельскохозяйственного производства
компенсировал существенный рост активности в строительстве и некоторых
отраслях обслуживания. Особенно стремительный рост наблюдался в
ремонте и строительстве магистральных труб, коммуникаций и силовых
линий, ремонте административных зданий, улиц и дорог, а также в
услугах, связанных с вычислительной техникой, архитектурных услугах,
торговле машин, и оборудования, строительных материалов и расходного
материала сельского хозяйства.
Хотя и объемы обрабатывающей промышленности в 1999 году упали существенно
(почти на 10 %, больше всего в пищевой и химической промышленности),
все-таки в отдельных отраслях, которые в основном ориентированы
на рынок Запада, активность увеличилась в таких, как производство
метала и одежды, древесины и изделий из нее. Из отраслей производства
товаров в 1999 году увеличились выработки добывающей промышленности
и карьер, а также рабочие объемы лесного и рыбного хозяйств. Правда,
удельный вес в ВВП этих отраслей небольшой.
Существенное уменьшение было в сельском хозяйстве, удельный вес
которого в общей добавочной стоимости падает с каждым годом, и в
1999 году составил 2,4 %. В тоже время работающие в сельском хозяйстве
составляют примерно 15 % от общего числа занятых в народном хозяйстве.
Низкая продуктивность работающих и возрастающая внешняя конкуренция
являются основными преградами для развития отрасли.
Значительное место в народном хозяйстве Латвии занимает отрасль
транспорта и связи. Большую часть поступлений этой отрасли составляет
транзитные услуги. Хотя и в 1999 году под влиянием российского кризиса
снизился оборот грузов в портах и объем железнодорожных перевозок,
все-таки в целом удельный вес в ВВП этой отрасли остался на уровне
прошлого года, что обеспечила успешная деятельность автотранспорта,
почты, связи и аэропорта.
Результаты первых месяцев 2000 года свидетельствуют, что продолжает
улучшаться ситуация в народном хозяйстве. Увеличивается объем
промышленности и экспорт, высокий уровень оборота грузов в портах.
Сравнивая с аналогичным периодом 1999 года, за три месяца этого
года увеличился на 3,8 % реальный объем промышленной продукции,
экспорт товаров - на 11,8 %, оборот грузов в портах - на 7,1 %.
Возобновилась активность в бирже. Бюджетные поступления выше запланированных.
В банковской системе достигнуты хорошие показатели прибыли. Кредитные
процентные ставки самые низкие с восстановления независимости. Данные
CSP показывают, что ВВП в 1 квартале 2000 года, по сравнению
с аналогичным периодом прошедшего года, увеличился на 5,3 %.
Это создает надежду, что прирост ВВП в этом году может достигнут
4-5 %.
Латвия: основные показатели развития экономики
|
1996 |
1997 |
1998 |
1999о |
2000р |
(Увеличение , сравнивая с прошлым годом , в процентах
) |
ВВП (в сравниваемых ценах) |
3,3 |
8,6 |
3,9 |
0,1 |
4,5 |
частное потребление |
10,3 |
5 |
6,2 |
0,8 |
4 |
государственное потребление |
1,8 |
0,3 |
6,1 |
-6,7 |
0,5 |
образование общего уставного капитала |
22,3 |
20,7 |
44 |
-10,4 |
10 |
потребительские цены |
17,6 |
8,4 |
4,7 |
2,4 |
3,5 |
( в процентах от ВВП , если не указано
другое )
|
фискальное сальдо совокупного бюджета |
-1,4 |
0,6 |
-0,9 |
-4,4 |
-2 |
внешний долг страны |
14,4 |
12 |
10,4 |
13,9 |
15 |
внутренний и внешний долг страны |
14,4 |
12,0 |
9,9 |
12,9 |
14,0 |
баланс внешней торговли |
-15,6 |
-15,1 |
-18,5 |
-16,3 |
-15 |
текущий счет платежного баланса |
-5,5 |
-6,1 |
-10,6 |
-10,2 |
-9,5 |
регистрированный уровень безработицы (в % в конце периода
) |
7,2 |
7 |
9,2 |
9,1 |
8 |
курс лата по отношению к SDR ( в конце периода ) |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,7997 |
О - оценка П - прогноз
В Латвии для роста созданы хорошие макроэкономические основополагающие
правила. Инфляция в Латвии уже несколько лет одна из самых низких
среди стран с переходной экономикой ( средняя годовая инфляция в
1999 году была 2,4 %). Низкий государственный долг (на сегодня примерно
14 % от ВВП). Фискальный дефицит государственного сводного бюджета
с 1996 года, кроме прошлого года, когда из-за кризиса в России составлял
4,4 % от ВВП, был ниже допустимого критерия Мастрихтского договора.
Бюджет 2000 года принят с дефицитом в размере 2 % от ВВП.
С 1994 года лат по отношению к валютной корзине SDR является
стабильным. Это уменьшает неопределенность, предотвращает валютный
риск и дает предпринимателям стабильную основу для планирования
и определения цен. Надо отметить, что чистые внешние резервы Банка
Латвии полностью покрывают денежную базу.
Следующим шагом для Латвии, присоединившись к Европейскому Союзу,
будет вступление в Европейский монетарный союз. Поэтому, привязка
латов к евро неизбежна. Уже на данный момент не существует никаких
технических преград для привязки латов к евро. Все-таки изменение
привязки латов в ближайшем будущем не предполагается. Банк Латвии
решил сохранить привязку национальной валюты к валютной корзине
SDR до принятия Латвии в ЕС.
Одной из основных экономических проблем в Латвии является относительно
высокий дефицит текущего счета, который последние два года составлял
немного выше 10 % от ВВП. Но следует отметить, что дефицит текущего
счета в основном покрывается за счет иностранных прямых инвестиций
и долгосрочных займов, поэтому, в данное время этот уровень нельзя
рассматривать как критический. В 1999 году дефицит текущего счета
удалось немного снизить. Правительство обязалось делать все возможное,
чтобы в период среднего времени этот объем продолжал снижаться.
Это будет достигнуто жесткой фискальной политикой, по сравнению
с приростом импорта резким увеличением экспорта, обеспеченным структурными
реформами.
Актуальной проблемой является также высокий уровень безработицы.
Во второй половине 1998 года и первой половине 1999 года под влиянием
кризиса в России на многих предприятиях Латвии пришлось уволить
работающих. Самый высокий уровень безработицы был в апреле 1999
года, но, начиная с мая, безработица уменьшается. В конце мая 2000
года регистрированный уровень безработицы был 8,6 % от экономически
активных жителей, все-таки реальный уровень безработицы был намного
выше (по проведенным подсчетам Методологического CSP Международной
рабочей организации, которые основываются на обследованиях рабочей
силы, в 1 квартале 2000 года - 14,6 %).
На таком уровне - примерно 14 % реальный уровень безработицы держится
уже несколько лет. Каждый четвертый из неработающих представитель
рабочих профессий, но меньше всего безработица наблюдается среди
представителей профессий с высокой квалификацией.
Уровень безработицы сильно отличается в городах и районах страны.
Самая трудная ситуация до сих пор в Латгалии, где он в некоторых
районах превышает 20 % от экономически активных жителей. В Латгалии
также самый низкий объем ВВП на одного жителя - в два раза меньше,
чем в Рижском регионе. Статистика свидетельствует, что региональные
различия - экономические и доходы жителей увеличиваются.
Потенциал экономического роста лучше всего характеризует прирост
инвестиций. В 1996 и 1997 годах в Латвии прирост составлял 20
% в год, а в 1998 году - даже на 44 %. Такому стремительному росту
инвестиций способствовали несколько факторов: приход иностранных
инвестиций, главным образом в связи с ходом процесса приватизации,
признанный высокий кредитный рейтинг Латвии независимыми международными
организациями, уменьшение процентных ставок и стабилизация банковского
сектора, общий рост экономических активностей во всех отраслях и
формирование положительных предсказаний будущего и др.
Из-за кризиса в России в 1999 году в целом инвестиции были ниже
уровня 1998 года. В тоже время иностранцы в виде прямых инвестиций
в Латвии вложили 214 млн лат (6 % от ВВП), что больше, чем в 1998
году, когда были инвестированы 210 млн лат. Активнее всех в 1999
году вкладывали инвесторы Финляндии (17 % от вкладов в основной
капитал) и Эстонии (13 %). Доверию вкладывать в Латвию способствует
также установленные независимыми международными агентствами "Standard
& Poor's", "Moody's" и "Fitch IBCA" кредитные рейтинги Латвии,
которые являются одними из самых высоких в государствах Центральной
и Восточной Европы. Присвоенные кредитные рейтинги соответствуют
так называемой степени инвестиций.
Считая на одного жителя, Латвия приблизилась уже к тем странам Центральной
и Восточной Европы с переходной экономикой, которые являются лидерами
в привязке прямых иностранных инвестиций. По этому показателю Латвия
между странами Центральной и Восточной Европы на сегодня занимает
4 место. С восстановления независимости большие инвестиции в Латвии
вложили Дания, Германия, Финляндия, Великобритания, Россия. Три
приоритетные отрасли, в которые главным образом вкладывают инвестиции:
транспорт и связь, финансовая сфера и промышленность.
Ожидается, что в 2000 году в результате приватизации больших государственных
предприятий в страну может прийти существенный объем иностранных
инвестиций. Но все-таки основным привлекающим фактором иностранных
инвестиций будет способность правительства проводить мероприятия
в создании стабильной и для предпринимательства благоприятной среды.
Предполагается, что в дальнейших годах самые большие иностранные
инвестиции будут привлечены в секторы, где у Латвии значительные
преимущества, а именно, с выгодным географическим положением, в
отраслях связанных с доступными природными ресурсами и в которых
используется дешевая, но относительно образованная рабочая сила.
Постепенно увеличиваются также объемы государственных инвестиций,
в основном для финансирования инфраструктуры. В 1999 году общие
финансовые ресурсы по программам государственных инвестиций из госбюджета,
государством гарантированным кредитам и др. источникам составляли
примерно 3,8 % от ВВП (в 1998 году - 3 %, в 1997 году - 2,7 %),
а в 2000 году их объем планируется в размере 5 % от ВВП. Проекты
государственных инвестиционных программ в энергетике предусматривают
реконструировать каскад Даугавас ГЭС и модернизировать системы теплового
обеспечения. В транспортных проектах предусмотрено восстановить
покрытие главных дорог Латвии, а также инфраструктуру железных дорог
и портов. Проекты по защите окружающей среды в основном предусматривают
строительство очистительных сооружений водосточных вод, наведение
в порядок хозяйств по отходам. Самое большое бюджетное финансирование
получают проекты по информатике и инфраструктура государственной
границы.
Растет роль Латвийских банков в обеспечении финансовыми ресурсами
народного хозяйства. Кредиты отечественных предприятий и частных
лиц ( в 1997 году они увеличились на 77 %, в 1998 году - на 52 %,
в 1999 году - на 15 %) увеличиваются на много быстрее, чем ВВП.
Приросту кредитных объемов способствовала активизация как экономической
деятельности, так и уменьшение кредитного риска, так как улучшилась
предпринимательская среда. Хотя и упал объем вкладов под влиянием
российского кризиса, уменьшились общие активы банковского сектора,
кредиты продолжают все время расти.
В целом оценивая экономическое положение в стране, надо отметить,
что Латвия может достаточно оптимистически смотреть в будущее. Хотя
и существует целый ряд нерешенных проблем, фискальная и монетарная
политика страны, а также структурные реформы способствуют инвестиции
в частном секторе и экономический рост государства.
Цель и приоритеты экономической политики правительства.
В Латвии с восстановления независимости в 1991 году, хотя правительства
меняются, последовательно осуществляется переход от плановой на
рыночную модель экономики.
Также и правительство премьер-министра Андриса Берзиньша, которое
работу начало в мае сего года, в Декларации о запланированной работе
Кабинета министров обязуется продолжать начатое предыдущими правительствами.
Одной из важнейших задач Кабинет министров считает создание условий
для стремительного роста экономики в Латвии, расширяя базу роста,
способствуя участию в народном хозяйстве более широких слоев общества
и регионов, уменьшая неблагоприятные различия в важностях благосостояния,
одновременно укрепляя ответственность каждого члена общества за
уровень материального благополучия, образования и здоровья себя
и членов своей семьи.
Цель правительства в последующих годах - обеспечить прирост ВВП
на 5-7 % в год. Чтобы этого достичь, предусмотрено продолжать
укрепление макроэкономической среды, как основного условия роста.
Правительство планирует это достичь:
- Поддерживая стабильный курс обмена лата;
- Удержав инфляцию на уровне 2-4 % в год;
- Не допустив, чтобы фискальный дефицит бюджета был больше, чем
2 % от ВВП в 2000 и 1 % в 2001 годах, а для последующих лет разработать
бездефицитный и избыточный бюджет;
- Уменьшить дефицит текущего счета до 5 % в 2002 году.
Правительство повышенное внимание уделяет приватизации государственной
собственности, которая находится на заключительной стадии, потому,
что не приватизированы только большие государственные предприятия-монополисты.
Приватизация этих предприятий является как политически, так и экономически
значима и сложна. Проблема приватизации больших предприятий состоит
в том, что они слишком большие по объему, по сравнению с народным
хозяйством Латвии в целом, поэтому процесс приватизации сильно политизируется.
Самое существенное - правильно найти стратегических инвесторов и
обеспечить, чтобы естественный монополь не превратился из государственного
в частный. Поэтому, приватизация больших государственных предприятий
проводится одновременно с демонополизацией соответствующего сектора
(например, энергетики, пароходства, фиксированной телекоммуникационной
сети).
Правительство обязалось закончить приватизацию предприятий в течении
года и доверить приватизацию Latvijas Kugnieciba, Latvenergo,
Venspils nafta, Lattelekom лучшим международным инвестиционным
банкам, руководствуясь мировой практикой для их отбора.
В стране многое делается для того, чтобы улучшить предпринимательскую
среду, предотвращая бюрократические преграды предпринимательства
и совершенствуя законодательство. Правительство в данный момент
осуществляет несколько мероприятий по улучшению предпринимательской
среды, такие, как упрощение таможенных процедур и налоговое администрирование,
совершенствование рынка земли и упрощение процесса строительных
разрешений, наведение порядка в деятельности инспекций, влияющих
на предпринимательство и др., которые могли бы положительно повлиять
на решения об инвестировании в Латвию.
Предпринимательство также может способствовать уменьшение ставок
недвижимого имущества и социальных налогов с 1 января 2000 года.
Правительство предусматривает продолжить уменьшение этих налогов,
а также определить пониженную ставку налога на доход поступлениям
от прав на использование технологий. Предусматривается согласовать
нормы акцизы и НДС и ставки в странах Балтии.
Обращая внимание на то, что конкуренция за прямыми иностранными
инвестициями в странах Центральной и Восточной Европы увеличивается
все больше, Кабинет министров в марте 2000 года утвердил концепцию
"О поддержке значимых для народного хозяйства инвестиционных проектов".
Эта концепция предусматривает совершенствование значимых инвестиционных
проектов (обучение рабочей силы и повышение квалификации, подготовка
инфраструктуры, в том числе и для развития бизнес парков, применение
фискальных стимулов для отраслей высоких технологий), не нарушая
правила государственной поддержки ЕС.
Правительство также предусматривает продолжить обращаться против
выражений нечестной конкуренции и другими нарушениями норм законов
конкуренции, совершенствуя надзор за монополами, а также упорядочить
систему поддержки государства. Это мероприятия, без реализации которых
немыслим экономический рост.
В присуждении государственной поддержки правительство предполагает
давать преимущество исследованиям внешнего рынка, участию в международных
выставках и ярмарках, получению патентов и введению прогрессивных
технологий, введению экономических технологий импортируемых энергических
ресурсов.
Несомненно, что дальнейшее развитие страны рассматриваемое через
призму интеграции Европы, так, как только вступление в Европейский
Союз может обеспечить дальнейшее и невозвратимое укрепление и развитие
государства.
В декабре 1999 года начался новый этап в отношениях Латвии и
ЕС, так как Совет ЕС пригласил Латвию начать вступительные переговоры
в ЕС. Правительство выдвинуло цель закончить переговоры с ЕС до
2003 года. Интеграция в Европейский Союз протекает соответственно
национальной программы Латвии, которая включает методы и порядок
согласования законодательства включению Латвии в Европу и ее внутренний
рынок.
Предполагается до 1 сентября 2000 года разработать План национального
развития, который определит приоритеты развития Латвии, привязывая
их к доступным финансовым ресурсами Латвийской Республики и Европейского
Союза.
|