Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Россия и страны Балтии
Литва вступает в НАТО
Этот шаг окажется полезным и для России, считает официальный Вильнюс

Менее чем через год блок НАТО готов открыть двери для своих новых членов, в основном из числа стран ранее входивших в Советский Союз и бывших союзников по Варшавскому договору. По мнению наблюдателей, среди первоочередных кандидатов окажутся страны Балтии и прежде всего Литва, не имеющая, как Латвия и Эстония, пограничных проблем. В целом же, приготовления Североатлантического союза к расширению состава участников вызывают резкую негативную оценку в Москве. Ситуацию, связанную с возможным вступлением Литвы в НАТО, сегодня комментирует глава военного ведомства этой страны.

Сегодня положение Литвы в системе международной безопасности несомненно является самым лучшим за всю ее историю. В настоящее время нет прямой угрозы безопасности Литвы, и наша страна живет мирно, стабильно растет ее экономика и уровень благосостояния, успешно осуществляется всестороннее сотрудничество с зарубежными партнерами. Поэтому в своей деятельности правительство стремится упрочить стабильность и сделать необратимыми те положительные сдвиги, которые произошли в сфере международной безопасности в балтийском регионе за последнее десятилетие. Мы убеждены, что такой стабилизации исторических достижений можно добиться путем расширения НАТО и Европейского союза, принимая в них, по мере готовности, все страны-кандидаты.

Уже сегодня мы солидаризируемся с политикой альянса и делаем свой посильный вклад в ее осуществление. Поэтому естественно наше стремление стать полноправными участниками процесса формирования этой политики, приобрести право голоса в принятии коллективных решений альянса - а этого можно достичь лишь путем полноправного членства.

Такая наша политика носит совершенно открытый и неконфронтационный характер - она не направлена против законных интересов каких бы то ни было иностранных государств. Иначе говоря, мы вступаем в НАТО не для того, чтобы кому-то угрожать, а, напротив, чтобы всегда жить в мире со всеми государствами.

Когда спрашивают, против кого же Литве нужны те гарантии безопасности, которые она получит, став членом НАТО, вопрос приходится уточнить - не против кого, а против чего. Ни одно из граничащих с Литвой государств не рассматривается нами в качестве источника угрозы нашей безопасности. Потенциальная угроза и нам, и нашим соседям общая - это социальная, политическая, военная или иная нестабильность, чреватая появлением на наших границах потоков беженцев или неконтролируемых вооруженных формирований, или приходом к власти агрессивных тоталитарных режимов, делающих ставку на военную мощь, притязающих на нашу территорию и не уважающих наш суверенитет. К сожалению, исключить возможность такого развития сегодня нельзя. О том свидетельствуют и многие события в бывшей Югославии, положение в Чечне и вокруг нее, экономическое отставание или кризисы, поражающие время от времени экономику ряда наших торговых партнеров, антидемократические тенденции в политических процессах некоторых государств. Вот от чего нам нужны гарантии безопасности.

Ведь НАТО - это не только система институций в Брюсселе, не только танки и истребители союзников, но и (и это намного важнее) - общность исповедуемых ценностей и применяемых критериев. Это - рыночная экономика, свобода личности и права человека, демократический контроль над вооруженными силами, права национальных меньшинств.

Стремление попасть под зонт НАТО - это не тактический маневр горстки политиков. На протяжении многих лет эту цель декларируют основные политические силы независимо от занимаемого ими места в литовском политическом спектре. Эта идея переходит из программы одного правительства в программу следующего, отражая жизненно важные чаяния и стратегические интересы страны. Судя по результатам опросов общественного мнения, сегодня около 64% населения высказываются за вступление Литвы в Североатлантический альянс. 51% опрошенных считают, что членство в НАТО гарантирует безопасность и стабильность, поощряет зарубежные инвестиции, способствует экономическому развитию страны.

В мае нынешнего года двенадцать политических партий - как входящих в правительство, так и оппозиционных - заключили межпартийное соглашение по политике в области обороны. Курс на членство в НАТО - одно из основных принципиальных положений этого соглашения.

Другая важная содержащаяся в нем установка - обязательство ежегодно выделять на нужды обороны адекватную долю общественных ресурсов - 2% валового внутреннего продукта страны.

Благодаря этому соглашению политические ориентиры в сфере обороны и безопасности не изменились, когда в июле на основе нового парламентского большинства был сформирован новый кабинет министров. Соглашение делает приоритеты политики безопасности устойчивыми, независимыми от сиюминутной политической "погоды", позволяет осуществлять долговременное планирование.

Не выдерживают критики упреки некоторых иностранных наблюдателей в том, что Литва наращивает военный потенциал, создавая угрозу соседям. Да, мы постепенно, по мере роста национальной экономики, увеличиваем расходы на оборону и уделяем много внимания развитию вооруженных сил и укреплению их боеспособности. Но в 1990 г. мы начали воссоздавать свои вооруженные силы с нуля и теперь намерены наращивать свой оборонный потенциал до общепринятого в Европе уровня. Это делается с целью укрепления обороноспособности страны и военно-политической стабильности в регионе, а не по требованию или наущению НАТО. Мы бы не избежали необходимости проводить ту же политику создания и укрепления обороноспособности, даже если бы не выбрали курс на членство в НАТО. Но в таком случае эта политика потребовала бы еще больше усилий, была бы намного более дорогостоящая и давала бы нашей стране и всему региону более низкий стандарт безопасности.

Партнерство между Литвой и НАТО было не последним среди факторов, побудивших литовский парламент и правительство принять решение о внесении активного вклада в усилия международного сообщества по поддержанию мира в кризисных регионах Европы. В 1994-1995 гг. литовские "голубые каски" в составе датского батальона принимали участие в операции ООН "UNPROFOR II" в Хорватии. С 1996 г. Литва направляет небольшие военные подразделения участвовать в руководимых НАТО по мандату Совета Безопасности ООН операциях в Боснии и Герцеговине (в составе датского контингента), с 1999 г. - в Косове (в составе польского контингента). В 1999 г. группа наших военных медиков в составе персонала чешского военно-полевого госпиталя участвовала в руководимой НАТО операции по оказанию гуманитарной помощи в Албании. Уже в течение полугода Литва предоставляет НАТО грузовой самолет своих ВВС в поддержку транспортных операций сил КФОР в Косове и СФОР в Боснии. И в будущем участие в операциях по поддержанию мира, в соответствии со Стратегической концепцией Североатлантического альянса являющееся одной из его основных функций, останется в числе наших приоритетов.

Благодаря нашей активной политике нам удалось убедить правительства некоторых восточно-европейских государств, что членство Литвы в НАТО способствовало бы укреплению безопасности в Европе. Прошлой осенью мы заключили соглашение о военном сотрудничестве с Украиной. В документе Украина приветствует стремление Литвы к членству в НАТО, а Литва в свою очередь - успешное развитие особого партнерства между Украиной и альянсом. В начале нынешнего года соглашение аналогичного содержания было подписано и с Грузией.

Мы придаем огромное значение поддержанию стабильных хороших отношений с соседями. Сегодня у нас нет нерешенных проблем ни с нашими границами, ни с проживающими в Литве национальными меньшинствами. Такая политика добрососедских отношений в полной мере относится и к России.

Мы всегда подчеркиваем свое деловое сотрудничество с Калининградской областью Российской Федерации. По нашему мнению, благосостояние региона зависит не от милитаризации, а от новых импульсов экономического развития. Новые проекты сотрудничества, расширение экономических связей с областью полезны и российским, и литовским предпринимателям, фермерам, рядовым гражданам. Так давайте работать вместе.

Говоря о российском военном транзите через Литву, мы в целом довольны тем, как функционирует его режим и как Россия соблюдает установленные литовской стороной правила такого транзита.

В диалоге с Россией по военно-политическим вопросам мы подчеркиваем открытость и меры укрепления доверия и безопасности. Общеизвестно, что наши взгляды по вопросу расширения НАТО в балтийском регионе сильно расходятся с официальной позицией России. Разница подходов для нас означает необходимость стараться лучше понять позицию друг друга.

В этом духе мы ведем диалог, который на высшем политическом уровне состоялся между президентом Литвы Валдасом Адамкусом и президентом России Владимиром Путиным весной этого года. На месяц позже в Литву прибыл заместитель начальника Главного управления международных связей российского Министерства обороны генерал-полковник Валентин Богданчиков. Недавно мы имели плодотворную встречу с командующим Балтийским флотом вице-адмиралом Владимиром Валуевым.

Литва поддерживает позицию НАТО, заключающуюся в том, что ни одна страна, не входящая в альянс, не имеет ни де юре, ни де факто права вето в решениях по приему новых членов. Вопрос вступления может решаться только между страной-кандидатом и альянсом. Сущность процесса приема новых членов в НАТО - не экспансия альянса в близлежащие государства, а сознательный и добровольный приход заинтересованных стран в международную организацию. Это коренным образом отличается от "рекрутирования" в свое время участников в Советский Союз или в Организацию Варшавского договора.

Стремясь к открытости в политике обороны, мы уже много лет приглашаем российских наблюдателей на наши крупнейшие военные учения, проводящиеся в сотрудничестве с вооруженными силами стран НАТО. Так, в этом году российские военные наблюдатели были приглашены на учения "Amber Hope 2001" ("Янтарная надежда 2001"). Кстати, "самые большие учения" (около 3000 военнослужащих, что по масштабу трудно даже сравнивать с учениями в некоторых соседних странах) имели сугубо миротворческую направленность. На "Amber Hope 2001" отрабатывались элементы, характерные для операций по поддержанию мира.

В прошлом году мы на двусторонней основе договорились с Россией о дополнительных взаимных мерах укрепления безопасности и доверия. В нынешнем году российские военные приняли участие в международных курсах повышения квалификации в Литве по вопросам охраны окружающей среды на военных объектах и гражданской обороне.

Нам не нужно спрашивать у России разрешения на вступление в НАТО. Как соседям и партнерам Российской Федерации по сотрудничеству нам важно, чтобы политики этой страны понимали те мотивы, которыми мы руководствуемся, стремясь к членству в НАТО, и не расценивали бы их как препятствие к дальнейшему сотрудничеству в созидании общеевропейской системы безопасности.

Мы часто задаем себе вопрос, почему наши русские соседи отрицательно оценивают уже начавшийся процесс приема новых членов в НАТО и его перспективы. Видимо, часть ответа заключается в том, что российские политики все еще в какой-то мере находятся в плену стереотипного "образа врага", сформировавшегося в годы холодной войны, видят в НАТО прежде всего военную организацию и недооценивают или просто проглядели ту эволюцию, которую альянс проделал за последнее десятилетие.

В действительности НАТО даже во время холодной войны было противником не России, а господствовавшего в Советском Союзе антидемократического тоталитарного коммунистического режима, которому были свойственны экспансионистские устремления. По мере того, как Россия отказалась от такой политической модели и начала демократизацию и либерализацию норм своей общественно-политической жизни, в корне изменилось и отношение к ней альянса, который стал в ней видеть партнера, а не врага. К примеру, в прошлом году НАТО выделило около 20 млн. долл. в поддержку научных программ. В научных проектах приняли участие около 200 тыс. специалистов, в том числе и из России.

Именно этот новый взгляд на отношения с Россией лежит в основе обеих последних редакций Стратегической концепции НАТО, в основе предложенного России диалога и сотрудничества сначала в рамках Североатлантического совета по сотрудничеству (NACC), затем - Партнерства ради мира (PfP), Евро-Атлантического совета по партнерству (EAPC) и - на двусторонней основе - Постоянного объединенного совета (PJC). Этот же подход составляет неотъемлемый компонент сотрудничества между НАТО и Россией в операциях по поддержанию мира в Боснии и Косово.

Североатлантический альянс уже давно свободен от "образа врага", и нам следовало бы искать способы окончательно избавить от такого образа и Россию. Безусловно, большую роль в этом призваны сыграть уже упомянутые форумы, а также открытое в Москве Информационное бюро НАТО и двусторонний диалог по вопросам политики безопасности между Россией и отдельными странами НАТО и кандидатами, в том числе и диалог между Москвой и Вильнюсом.

Важно подчеркнуть, что имеющаяся в распоряжении альянса и в продолжение десятилетий создававшаяся военная структура всегда находилась под полным политическим контролем демократически сформированного политического руководства и общественности стран-участниц.

Нельзя забывать и об эволюции НАТО после холодной войны. В отсутствие былого противника, агрессивность которого сдерживалась наращиванием военной мощи, на первый план наряду с основной функцией альянса - коллективной обороной - выступили другие задачи, такие как поддержание мира и безопасности в кризисных регионах и развитие добрососедских отношений партнерства и сотрудничества со всеми демократическими государствами Евро-Атлантического пространства. Литва стремится к членству именно в этом, обновленном и соответствующем сегодняшним задачам, альянсе, а не в НАТО вчерашнего дня, большинство задач которого решено еще десять лет назад.

Как и все мы, российские политики извлекли определенные уроки из уже осуществившегося этапа приема новых членов в НАТО.

Один из этих уроков - то, что, несмотря на свою предшествовавшую риторику, Россия не предприняла никаких политических, а тем более военных, мер в ответ на вступление Польши, Чехии и Венгрии в НАТО. И не предприняла не потому, что это было за пределами ее возможностей, а - хочется верить - потому что осознала, что такие шаги ничьим интересам безопасности не соответствовали бы, в том числе и российским.

Другой положительный урок - это то, что вопреки выражавшимся российской стороной предостережениям и опасениям отношения между Россией и новыми членами НАТО после их вступления не только не ухудшились, но в определенных областях даже упрочились.

По нашему мнению, принятие Литвы в НАТО упрочит международную безопасность и стабильность в непосредственной близости от российских границ и, таким образом, будет полезно не только самой Литве и альянсу, но также и России. В конечном счете членство Литвы в НАТО предоставит нашей стране еще более прочную, чем до сих пор, основу для полноценного сотрудничества с Россией во всех областях. Такого же, какое Россия имеет с обеими другими граничащими с ней на суше странами НАТО - Норвегией и Польшей.

Линас Линкявичюс



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки