Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Российско-Белорусский союз
Методика гармонизации законодательства

Общие положения

1. Данные методические рекомендации ориентированы на решение задач по созданию единого правового пространства в рамках Союза Беларуси и России.

В основу этих рекомендаций положены: Договор о создании Союзного государства, Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства, Концепция формирования единого информационного пространства Союза Беларуси и России (проект), Единый правовой классификатор Республики Беларусь (утвержден Указом Президента РБ от 04.01.1999), Классификатор правовых актов России (одобрен Указом Президента РФ 15 марта 2000), Регламент Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

2. В практике сотрудничества государств все более явно проступает необходимость ориентации права на реальные предметные сферы правовых отношений.

Отношения субъектов, формирующие однородную область жизненно важных интересов, не могут развиваться при расчленении их на слабо связанные части и при нарушении системоорганизующего влияния права. Требования гармонии возникают сразу в двух центрах: 1 - в структуре реальных отношений и организации управления ими и 2 - в системе правового регулирования этих отношений. "Музыка" (право) и "дирижер" (управляющая и правоприменительная системы) должны взаимодействовать.

Можно констатировать усиление значения гармонизации законодательства по признаку полноты регулирования предметной области реальных общественных отношений и целостности массива нормативного материала по методам и приемам правового регулирования.

Цели правового регулирования в настоящее время определены многозначно и представлены терминами: обеспечение "единой политики", единых характеристик определенной сферы ведения, "совместной политики", "совместной деятельности", "согласованной политики". Наряду с этим предусмотрена, большая научная работа по упорядочению терминов, понятий в правовых системах России и Беларуси.

Цель рекомендаций - обеспечить единообразие в подходах к согласованности, стройности, как минимум - непротиворечивости, в системах законодательства. Гармонизация законодательства - это комплексная система деятельности правоведов, включающая: выявление наличности правовой дозы каждого государства; проведение сравнительного анализа, выявление различий и противоречий, пробелов; оценку актуальности и преимуществ законодательства каждой из сторон; выработка прогноза относительно реализации конкретных, форм создания единой или унифицированной правовой системы Союза; организация работы по каждому объекту законодательства с учетом определенной формы его адекватности включения в единое правовое пространство.

От тщательности и глубины постановки вопроса по гармонизации в области важнейших узлов национального законодательства создания единых и общих актов Союза зависит успех решения всех последующих проблем в создании единого правового пространства.

На первый взгляд это деятельность, относящаяся к юридической технике. Но такой оценки этой деятельности недостаточно. Здесь не только чисто техническая работа. Но и выявление и сравнение состояния духа законов и всего законодательства. Необходимы и соответствующие критерии оценки по каждому участку работы, учитывающие соответствие каждого нормативного акта целям Союза, задачам каждого государства - участника Союза, соответствие наличных и прогнозируемых норм международным требованиям в области правовой защиты прав и интересов человека и гражданина.

Важное значение имеет и организационная сторона для успеха открывшегося нового поля правовой работы. Наличие мощных центров по правовой информации в России и в Республике Беларусь, внимание к этой работе всех заинтересованных органов власти является залогом се успеха.

Рекомендации первой очереди предполагают дать общую характеристику уровней и приемов по гармонизации национальных правовых систем, объединяемых союзными обязательствами; приемы гармонизации на международном уровне; этапы и приемы работы по созданию реальной правовой основы союзного государства.

При необходимости могут быть предложены методики работы по каждой из форм правовой работы в процессе гармонизации законодательства России и Белоруссии и формирования законодательства Союзного государства.

Уровни и приемы работы по гармонизации национальной правовой системы.

Следует различить несколько принципиально разных уровней гармонизации нормативно правового массива в действующем праве:

  • гармонизация в пределах правовой нормы и акта,
  • горизонтальная гармонизация,
  • вертикальная, иерархическая гармонизация законодательства,
  • гармонизация на межгосударственном уровне.

Гармонизация в пределах нормативного акта:

  • проектирование правовой нормы и согласование ее элементов
  • проектирование структуры правового акта и согласование норм между собой

Горизонтальная гармонизация.

  • уровень согласования нормативно-правовых актов в пределах блока (пакета) актов, связанных одним предметом регулирования;
  • согласование, норм в пределах разных отраслей права по одному предмету регулирования (так происходит согласование норм административного законодательства и норм уголовного права, которыми обеспечивается ответственность за правонарушения норм, предписанных административным, муниципальным и иными отраслями нормативного творчества, такую же связь, а равно и ее нарушения, можно проследить между конституционным, финансовым, налоговым законодательством и отраслями законодательства в области правоохранительной деятельности);
  • достаточно остро встают вопросы гармоничного взаимодействия отраслевого правового регулирования, представленных отраслями публичного и частного права. Системы публично-правового регулирования и регулирования частноправового характера все более глубоко переплетаются в правоотношениях общественной жизни. Предметные области и сферы отношений разных субъектов права не могут быть урегулированы без гибкого взаимодействия гражданского законодательства и законодательства конституционного, административного и т.д.

Вертикальная, иерархическая гармонизация законодательства.

Это достаточно проработанный прием в технике нормотворчества. В данном случае важно подчеркнуть, что состав уровней в системе законодательства определяется не только структуризацией нормативного материала самого права (норма, акт, отрасль, федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ, уровень законодательства и подзаконных и правоприменительных актов), но и построением системы государственного управления. Единство законодательной системы России в согласованности и иерархической зависимости законодательства федерального и субъектов Российской Федерации. Процесс гармонизации законодательства захватывает эти два организационных уровня нормотворчества и требует применения правил юридической техники в единых форматах и согласования законов по духу, целям и предметам ведения.

Только спустя десять лет после начала формирования правовой системы Российской Федерации на новой основе вопросы унификации, гармонизации, снятия противоречий между этими двумя уровнями законотворчества приобретают заслуженное внимание. Предстоит большая работа по приведению в соответствие федеральному уровню законодательства ряда субъектов РФ; по приведению в соответствие этих двух уровней законодательства требованиям жизни.

Проблемы гармонизации законодательства разных государственных систем в зависимости от целей и масштабов этой работы вызывают к жизни все механизмы юридической техники - согласование норм, актов, всей системы законодательства на основе реализации приемов по горизонтальной и вертикальной системе права.

Приемы гармонизации на межгосударственном уровне

Накоплен большой опыт гармонизации законодательства в пространстве СНГ. Здесь активно реализуется опыт рамочных, модельных законов и иных приемов, влияющих на состав и содержание правовых актов заинтересованных сторон.

История предложила еще один вариант гармонизации законодательства и правотворчества в рамках Союза Российской Федерации и Республики Беларусь. На этом примере возможно проследить не только подход к упорядочению, гармонизации законодательства государств, которые значительное время имели разные модели своих национальных экономик, решения социальных проблем, но и увидеть множество внутренних проблем гармонизации законодательства.

Договор о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь знаменует начало нового исторического этапа единения народов этих государств. Оценка значения этого документа для формирования Союзного государства, которое базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольного сотрудничества при выполнении взаимных обязательств, подлежит исторической проверке. Но фактом является то, что Договор закладывает легитимную основу для развития правовых механизмов взаимодействия всех видов субъектов в рамках единого правового пространства Союза, что означает более высокую степень интеграции, чем межгосударственная. Однако на первых этапах создания единой системы законодательства предстоит пройти значительный период гармонизации, сближения действующих систем законодательства.

При объединении большого объема своих полномочий для реализации целей Союзного государства каждый ее участник сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный герб, флаг и другие атрибуты государственности. Сохраняя членство каждого государства Союза в ООН и других международных организациях. Договор предусматривает и вариант реализации единого членства в международных объединениях. При этом заложена достаточно логичная основа развития правовой основы союзного сотрудничества России и Белоруссии. Термин "создание" предполагает процесс, а тексты Договора и Программы действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства, подписанные президентами России и Беларуси 8 декабря 1999 г., раскрывают основные этапы этого процесса. Договор и прилегающие к нему документы как акты нормативные, как часть законодательства этих государств, закрепляют правовые механизмы движения субъектов к более тесной и взаимно ответственной форме единения по самым важным параметрам развития России и Белоруссии.

Этапы и приемы работы по созданию реальной правовой основы Союзного государства

Процесс становления правового пространства Союза, как он просматривается через призму названных документов, имеет достаточно сложную структуру. Отражая многогранность реальных задач Союза Договор предусматривает разнообразие форм и средств для наиболее естественного пути формирования правовой основы. Фронт формирования правового пространства в данном случае имеет свои предметные, временные и пространственные характеристики. Договором и Программой предусмотрена работа по девятнадцати конкретным направлениям реализации исключительной компетенции Союза и в областях совместного ведения.

На первом месте проблемы прав граждан, гражданско-правовое законодательство. Особая область упорядочения нормативного материала - это область налогового законодательства. Здесь используются все формы правовой работы: от унификации до реализации единой налоговой политики. Не менее сложным участком работы является унификация законодательства в правоохранительной сфере. Здесь предполагается ориентация на концепцию безопасности Союза, международные договоры.

Стратегическая цель - создание единой Конституции Союза. Она не может быть достигнута без необходимых поправок в национальные Конституции государств-участников Союза. Однако следует понимать, что коррекция этих конституций имеет основанием не только наличие Союза, здесь действуют и иные факторы внутреннего и внешнего свойства. В их числе: назревшие внутринациональные для России и Белоруссии проблемы государственного устройства за период с момента принятия последних конституций; необходимость учета процессов в экономической, информационной, гуманитарной, правоохранительной сферах, продиктованные условиями подвижек от постиндустриального этапа развития к новым характеристикам мирового сообщества; учета развивающихся форм сотрудничества в рамках региональных мировых структур типа ЕС, других мировых ассоциаций регионального и функционального назначения. Именно на таком широком фоне происходит развитие демократических и правовых основ государственного и межгосударственного сотрудничества в рамках Союза. И если создание единой Конституции Союза Российской Федерации и Республики Беларусь можно рассматривать как завершающую акцию формирования правового пространства этого Союза, то на пути к этой вехе предстоит осуществить большую программу действий по совершенствованию правовых систем обоих государств.

Одновременно и, по возможности, синхронно в период предстоящего пятилетия будут развиваться различные формы правового строительства. В их числе:

1. Сближение национальных законодательств России и Белоруссии;

2. Принятие унифицированных национальных нормативно-правовых актов по предметам совместного ведения согласно ст. 18 и ст. 59 Договора. Унификация правовых решений России и Беларуси (принятие идентичных решений) по ряду общих проблем. Имеются в виду унифицированные законы "О транспортной деятельности". "Об автомобильных дорогах". Кроме законодательных актов, предусмотрено большое количество совместных, межгосударственных программ по таким проблемам как экология, научно-техническое развитие и др. Вопросы социальной защиты предполагается решить через унифицированные законы каждого государства: "О социальном страховании". "О страховании от несчастных случаев". "О занятости населения", "Об охране труда", Кодексов законов о труде, а также ряда методических документов.

Эта форма правовой работы предполагает принятие национальных законов по проблемам, которые требуют ответственных контактов. Например, Программой предусмотрена разработка и принятие только белорусских законов: "О рынке ценных бумаг" (и правила работы с различными ценными бумагами по образцу, установленному в России); "О естественных монополиях"; "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию"; "О газоснабжении" .

В планах предусмотрена разработка идентичных таможенных кодексов, законов о таможенных тарифах, унификации правовой базы в области связи и информатики. Упомянутая специальная программа в области социальной проблематики предусматривает разработку следующих унифицированных законов обоих государств: " О социальном страховании", "О страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О занятости населения", "Об охране труда", Кодексов законов о труде.

3. Принятие общих союзных актов в виде законов, декретов, постановлений и резолюций, определенных ст. 1 7 и ст. 59 Договора об исключительных предметах ведения Союзного государства.

Предполагается, что Высшим Государственным Советом будет учреждена Комиссия по правам человека и утверждено Положение о ней. Естественно, что консолидирующим актом по этому кругу вопросов должен быть закон Союза о правах граждан Союза.

4. Принятие основ законодательства, директив и резолюций, а также национальных нормативно-правовых актов по предметам совместного ведения согласно ст. 1 8 и ст. 59 Договора.

На первом плане работа по созданию законодательства в области гражданско-правовых отношений. Итогом начатой работы в этой области должны стать "Основы гражданского законодательства Союзного государства", Закон "О собственности Союзного государства". Эта работа ориентирована на 2001-2002 гг. Предусмотрен к разработке и Налоговый кодекс (2001-2002 гг.).

5. Общие и совместные акты предусматривают большой комплекс стандартов и методических материалов, единых форм учетных документов и статистической отчетности, а также разных перечней - например, перечни продукции и услуг, реестры и регистры, позволяющие унифицировать формы учета материальных, нематериальных ресурсов, население, юридических лиц и факты совершения различных сделок.

Временные рамки организации и проведения работ по гармонизации. Цели нормотворчества в Союзе. Пятилетний период формирования правового пространства по ключевым областям сотрудничества разделен на три этапа в периоде 2000-2005 гг., которые в своих границах подвижны и конкретизированы относительно предметных областей деятельности. На первом месте в программе, которая предусматривает конкретизацию всех форм правового сопровождения процесса формирования союзного государства, находится комплекс мер по единой структурной политике. Она сопровождается принятием организационных и нормативных мер "постоянно".

Гармонизация законодательства национального и союзного уровней с нормами права международного.

Здесь реализуется такой прием как рецепция позитивная и негативная. Это означает либо включение в национальное законодательство норм международного права без изменений, либо исключение норм, несоответствующих международным актам.

Гармонизация национального права с нормами международного права является весьма тонким и трудоемким процессом и не должна приводить к полному единству. Важно выявить как можно полнее расхождения и особенности регулирования в конкретных системах права и учитывать их в процессе применения, в контактах с нормами законодательства других государств. Отказ от специфики национальных традиций права, отражающих разнообразие и уникальность организации жизни в разных государствах не является целью гармонизации законодательства.

О юридической терминологии и классификаторах законодательства Гармонизация законодательства двух равноправных субъектов или связанных иерархической зависимостью и обязанностью обеспечить единство системы права, не сводится к реализация только требований юридической техники, если последнюю не трактовать весьма расширительно. Представляется, что процесс гармонизации нормативно-правовой основы как внутри одного государства, так и между самостоятельными государствами, действующими в едином правовом пространстве, затрагивает и проблемы духа законов и их содержание. Это предполагает оценку степени соответствия закона и его нормоустановлений состоянию реальных отношений, подлежащих регулированию на основе данного закона. Нельзя волевым порядком подправить закон, сблизить его по содержанию с другим аналогичным, взятым из иной социальной среды. Следовательно, гармонизация законодательства предполагает наличие объективных условий сближения отношений в той или иной сфере - наличие оснований для гармонизации. Право лишь создает либо стимул, либо оформляет уже имеющие место условия. При отсутствии этого никакая юридическая техника не обеспечит гармонизации.

Вместе с тем при наличии материальной основы сближения, согласования правового регулирования большая нагрузка ложится на механизмы юридической техники. Первые шаги в этом направлении связаны с установлением совместимости терминологии, правовых дефиниций. Важно понимать одинаково о чем идет речь. Затем легче выбирать механизмы достижения цели и определять способы их обеспечения.

В связи с проблемой унификации юридических терминов и понятий важное значение имеет не только определение терминов в структуре отдельных законодательных актов одной системы права, например, российской. Это необходимо для однозначного понимания предметов и областей регулирования в пределах всего законодательства Российской Федерации. Здесь большую роль выполняют классификаторы отраслей права и предметных областей правового регулирования. Составление классификаторов правовых актов по предметным областям регулируемых отношений идет достаточно трудно. Важным шагом к совершенствованию этой работы является одобрение указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N511 "Классификатора правовых актов". Нужно подчеркнуть, что работа в направлении развития классификатора правовых актов на основе предложений органов государственной власти, местного самоуправления будет продолжаться. Вместе с тем классификатор в представленном виде рекомендовано использовать в процессе формирования банков данных правовой информации и при автоматизированном обмене правовой информации. Это значительный шаг к унификации правовой работы в пределах России.

В Белоруссии 4 апреля 1999 г. был утвержден указом Президента "Единый классификатор Республики Беларусь". Наступил этап сравнительного изучения этих двух важных документов.

В работе по унификации законодательства в национальном и международном масштабе весьма полезен тезаурус - свод данных (словарь), охватывающий термины и понятия законодательства, разработанный в интересах Европейского Союза - EURO-VOC. Он выпущен на семи, а затем на девяти европейских языках, без учета русской версии. На русский язык этот тезаурус переведен и снабжен русскими эквивалентами на уровне названий его разделов, микротезаурусов и дескрипторов в машиночитаемой форме Парламентской библиотекой Федерального Собрания Российской Федерации. Одновременно подготовлено его представление на русском, английском и французском языках. Подготовленный с учетом этого европейского тезауруса Информационно-поисковый тезаурус Парламентской библиотеки России используется для индексации всех документов, поступающих в библиотеку и для поиска необходимой информации. Следует заметить, что такие справочные издания полезно использовать не только при классификации, индексации и поиске уже принятых правовых актов, но и на стадии подготовки их проектов, т.е. обеспечить их более активное применение в правотворческом процессе.

Нелишне остановить внимание и еще на одной стороне дела. Речь об организации нормотворческого процесса на стадии выбора проблемы, способа его нормативного решения и времени принятия акта. Как правило, отмечается опоздание с принятием нужных актов. Но одновременно нельзя забывать и о том, что даже в область законотворчества проникли современные методы не только соревнования, но и конкуренции. Кто раньше? И кто оригинальнее решит вопрос? Это приводит к спешке, к чисто формальному стремлению сделать "не как другие" (тут возникает основа "терминологической пестроты"), к созданию некачественных актов, которые очень скоро приходится изменять, дополнять при занятости определенной ниши в структуре законодательства поспешно подготовленным актом. Это же плодит и множество подзаконных актов, которые в свою очередь разрабатываются разными ведомствами и тоже с позиций субъективных подходов. Такая ситуация только усложняет процесс гармонизации, унификации законодательства, снижает эффективность правовой информации, делает достаточно уязвимым информационное пространство и затрудняет сотрудничество не только в пределах разных правовых систем, но и в пределах единой правовой системы.

Бачило И.Л.
зав. сектором информационного права
Института государства и права РАН,
доктор юридических наук
2001 г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки