Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
История российско-белорусских отношений в 1917—1922 годах

Одним из основных вопросов российской внешней политики сегодня является реализация подписанного 8 декабря 1999 г. Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства. Процесс интеграции двух государств подошел к этапу, за которым либо качественный прорыв, либо дискредитация самой идеи единства. Значение развития российско-белорусских отношений в последние годы трудно переоценить как для понимания интеграционных процессов на постсоветском пространстве, так и для самого существования российской государственности.

Однажды в истории российской государственности Белоруссия уже сыграла подобную роль.

После распада в 1917 г. единого Российского государства и образования на территории прежней Российской Империи целого ряда новых государств процессу их интеграции предшествовало поэтапное укрепление связей между Россией и Белоруссией. Поэтому при наблюдении за происходящими в современных российско-белорусских связях процессами формирования союзной государственности представляется важным понимание того, как это уже было в отношениях между двумя государствами.

*    *    *

В качестве исходных юридических документов, конституирующих два государства, Россию и Белоруссию, в качестве новых субъ-ектов международного права, следует считать принятую V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 г. Конституцию РСФСР и принятый временным рабоче-крестьянским правительством Белоруссии 1 января 1919 г. Манифест об образовании БССР.

После Февральской революции 1917 г. в Минске была образована «Белорусская рада», провозгласившая своей целью достижение автономии в рамках Российской Республики.

После Октябрьской революции 1917 г. и установления Советской власти на незанятой немецкими войсками территории современной Белоруссии была образована Западная область РСФСР, в которую вошли земли Минской, Могилевской, Витебской и Виленской губерний.

Следует отметить, что вопрос об образовании БССР предполагалось первоначально решить на Съезде Советов Белоруссии в конце февраля 1918 г., но созыв съезда был сорван начавшимся 18 февраля 1918 г. наступлением германской армии.

Однако в августе 1918 г. германское командование было вынуждено подписать дополнительный договор с Россией, по которому обязалось в конце декабря того же года освободить территорию Белоруссии восточнее Березины. После того как в ноябре 1918 г. в Германии произошла революция, 13 ноября 1918 г. Совнарком РСФСР аннулировал Брестский договор. 10 декабря 1918 г. был освобожден г. Минск, и уже 21—23 декабря 1918 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд белорусских секций РКП (б), принявший воззвание к трудящимся Белоруссии.

Принятию Манифеста от 1 января 1919 г. об образовании БССР предшествовало заседание ЦК РКП(б) от 23 декабря 1918 г., принявшее постановление об образовании БССР, и открытие 30 декабря 1918 г. в г. Смоленске I Съезда Коммунистической пар-тии (большевиков) Белоруссии, на котором было принято решение об образовании БССР, утверждено временное рабоче-крестьян-ское правительство Белоруссии и организационно оформлена КП(б) Белоруссии как составная часть РКП(б).

Состоявшийся вслед за этим 2—4 февраля 1919 г. I Всебелорусский съезд Советов принял Декларацию о провозглашении Белоруссии Советской Социалистической Республикой и Конституцию БССР. На съезде было подчеркнуто, что Белоруссия признает необходимость установления тесных экономических и политических отношений с Советской Россией.

В соответствии с принятой Кон-ституцией Белоруссии, высшей государственной властью в республике объявлялся Всебелорусский Съезд Советов, а в период между съездами вся полнота власти закреплялась за ЦИК Белоруссии как высшим законодательным, распорядительным и контролирую-щим органом республики, всецело ответственным перед Съездом Советов.

При том, что правовой статус, компетенция и положение этих органов в системе органов власти и управления по Конституции определялись практически по аналогии с механизмами государственной власти и управления, принятыми в РСФСР, построение высших органов власти Белоруссии обладало рядом отличий.

*    *    *

Заключению союзного рабоче-крестьянского договора между РСФСР и Белоруссией предшествовало заключение 27 февраля 1919 г. договора об объединении БССР и Литовской ССР в единую Литовско-Белорусскую Советскую Социалистическую Республику.

28 февраля 1919 г. правительство Литовско-Белорусской республики назначает своего постоянного представителя в РСФСР. В марте 1919 г. ЦИК объединенной республики обратился ко всем народам и правительствам с предложением признать Литовско-Белорусскую ССР.

Население объединенной республики составляло более четырех млн. чел.

Сложнее было с определением границ объединенной республики: с запада и юга республика ограничивалась линией фронта, а на востоке граница подлежала установлению специальным соглашением с РСФСР. ЦИК объединенного государства поручил избранному им правительству немедленно снестись с правительствами Антанты о проведении мирных переговоров и потребовал от правительства принятия самых решительных мер для обороны республик.

3 мая 1919 г. представительст-вом Правительства Литовско-Белорусской республики в Москве бы-ло опубликовано воззвание, призывающее к тесному сплочению трудящихся Белоруссии и Литвы с трудящимися РСФСР. 31 мая 1919 года Совет Обороны Литвы и Белоруссии направил во ВЦИК РСФСР телеграмму с предложением установить всем советским республикам тесный военный со-юз с единым военным командованием и делением всех объединенных военных сил на армии по оперативным задачам, а не по национально-государственному принципу.

Считаясь с необходимостью срочного проведения в жизнь этого принципа во имя более успешной борьбы с международным империализмом, Совет Обороны просил в срочном порядке обсудить данное предложение во ВЦИК.

*    *    *

1 июня 1919 г. состоялось заседание Всероссийского ЦИК, в работе которого участвовали представители Литовско-Белорусской, Украинской и Латвийской совет-ских республик, основным итогом которого стало принятие декрета «Об объединении советских республик — России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом».

По сути, речь шла об образовании военного союза. Но с приходом к власти в Литве буржуазных сил существование Литов-ско-Белорусской республики стало невозможным, и 31 июля 1920 г. в Минске принимается Декларация об образовании независимой Белорусской Советской Социалистической Республики, которая подтвердила положения Манифеста Временного рабоче-крестьян-ского правительства Белоруссии от 1 января 1919 г.

16 января 1921 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Белорусская Советская Социалистическая Республика заключают между собой союзный рабоче-крестьянский договор, который юридически оформил военно-хозяйственный союз двух республик. Этот договор впоследствии был ратифицирован высшими представительными органами государственной власти обоих государств.

В сфере управления для координации исполнительной деятельности и обеспечения военно-хозяйственного сотрудничества договор предусматривал объединение народных комиссариатов военных и морских дел, ВСНХ, внешней торговли, финансов, труда, путей сообщения, почты и телеграфа.

Тем самым в соответствии со статьей III договора объединялись 7 важнейших для обеспечения обороноспособности и экономического развития ведомств.

Устанавливалась следующая управленческая структура: объединенные народные комиссариаты России и Белоруссии входили в состав Совнаркома РСФСР, а в Белоруссии находились их уполномоченные. Уполномоченные утверждались и были подконтрольны Белорусскому ЦИК и Съезду Советов БССР (ст. IV).

Руководство и контроль за объ-единенными наркоматами в соответствии со ст. VI Союзного договора осуществлялось через всероссийские съезды Советов и через ВЦИК, в которые Белоруссия посылала своих представителей.

Приведенный в договоре перечень объединенных министерств постепенно расширялся. Со стороны высших государственных органов Белоруссии в тот период отчетливо проявилась тенденция к укреплению федеративных связей с Российской Федерацией путем объединения, кроме военных и хозяйственных органов, предусмотренных в Союзном договоре от 16 января 1921 г., других органов и учреждений.

В качестве примеров реализации заключенного договора в управленческой сфере можно привести факты взаимодействия структур государственной власти и управления двух республик по на-иболее важным вопросам. В течение 1921—1922 гг. Президиум ВЦИК России неоднократно рассматривал вопросы, имеющие прямое отношение к полномочиям органов власти и управления Белоруссии.

Федеративный характер отношений между Российской Федерацией и Белоруссией нашел отражение и в том, что в отдельных случаях государственные органы России предварительно рассматривали некоторые значимые вопросы до того, как они решались белорусскими государственными органами.

В качестве федеративных в то время действовали и органы государственного управления Россий-ской Федерации, в частности — народные комиссариаты. Высшие органы государственной власти и управления Белорусской Республики всячески содействовали им в этом, о чем свидетельствует, к примеру, рассмотрение Президиумом ЦИК Белоруссии 1 июля 1922 г. вопроса о посылке белорусскими комиссариатами соответствующим российским наркоматам копий всех постановлений Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Белоруссии.

Объединенные народные комиссариаты России как федеративные органы управления осуществляли постоянное руководство и контроль за деятельностью соответствующих комиссариатов Белорусской Республики.

Федеративные отношения между двумя республиками развивались и в области финансов.

Так, 9 апреля 1921 г. Центральный Исполнительный Комитет Белоруссии постановил поручить секретарю ЦИК Ашмарину и наркому финансов Шагалю при переговорах в Совете Народных Комиссаров России использовать представленные Наркоматом финансов Белоруссии материалы для всестороннего освещения перед Сов-наркомом Российской СФСР вопроса об увеличении количества отпускаемых для нужд Белорусской Республики денежных знаков.

На следующий день — 10 апреля 1921 г. ЦИК Белоруссии решил срочно наделить необходимыми полномочиями Представителя Белорусской Республики в России Мороза для возбуждения ходатайства об удовлетворении потребностей Белоруссии в денежных знаках, мотивировав это соответствующим образом.

21 апреля 1921 г. Совет Народных Комиссаров Белоруссии рассмотрел отношение Народного Комиссариата продовольствия о финансировании его в размере 50% сметы на период до открытия ему кредитов Наркомпродом Российской Федерации. 25 июня 1921 г. Совнарком Белоруссии представил в Народный Комиссариат финансов России доклад по вопросу увеличения нормы снабжения Белорусской Республики денежными знаками до четырех млрд. руб. в месяц.

4 июля 1922 г. Совет Народных Комиссаров Белоруссии принял Постановление о главных основаниях составления и рассмотрения финансовых смет, в соответствии с которым сметные исчисления доходов и расходов по объединенным наркоматам должны бы-ли представляться белорусскими комиссариатами в соответствующий Народный Комиссариат Российской Федерации для объединения в общих сметах, составляемых в Москве, и одновременно — в Совнарком Белорусской Республики, который сообщал свое за-ключение по этим сметам Совету Народных Комиссаров России. Сметы необъединенных наркоматов утверждались Совнаркомом Белоруссии и затем доставлялись в Наркомат финансов Российской Федерации.

На федеративных принципах строились и экономические взаимоотношения между республиками.

16 сентября 1922 г. Президиум ЦИК Белорусской Республики рассмотрел представленный Наркоматом земледелия Белоруссии проект Постановления об образовании специального (резервного) семенного фонда и постановил: «О создании резервного семфонда Белорусской Республики договориться с Президиумом ВЦИК».

Развитие экономических и культурных связей между Российской Федерацией и Белоруссией в соответствии с Союзным договором от 16 января 1921 г. характеризовалось централизацией во всех областях государственно-правовых отношений между ними.

Об этом свидетельствуют многочисленные акты органов государственной власти и управления Российской Федерации и Белоруссии, регулировавшие данные отношения.

В дипломатической и внешнеполитической сферах можно говорить о том, что заключение союзного договора стало основой и дипломатического союза России и Белоруссии. Если пользоваться языком того времени, был «образован единый дипломатический фронт советских республик».

Наиболее заметную роль в дипломатическом союзе республик сыграли представление и защита Российской Федерацией прав и интересов Белоруссии на общеевропейской финансово-экономической конференции в Генуе. В соответствии с подписанным сторонами Протоколом от 22 января 1922 г. РСФСР и Белоруссия предпринимали совместные действия на международной арене и на основании других соглашений между ними.

Этот дипломатический союз действовал и в период Лозанской конференции (1922—1923 гг.), где российская делегация также отстаивала интересы Белоруссии.

Кроме того, имело место присоединение Белоруссии к договорам и соглашениям, ранее заключенным Российской Федерацией с другими государствами.

Так, 10 ноября 1922 г. Совет Народных Комиссаров Белорусской Республики постановил санкционировать подписанный председателем Совнаркома А.Г.Червяковым документ о распространении на Белоруссию Раппальского соглашения между Россией и Германией.

Тогда же Совет Народных Комиссаров Белорусской Республики принял Постановление о присоединении к соглашению между Российской Федерацией и Дальневосточной Республикой по паспортному вопросу.

Союзный договор между Россией и Белоруссией был ратифицирован высшими представительными органами государственной власти обеих республик и стал правовым оформлением их военно-хозяйственного союза.

Обе стороны в дальнейшем стремились к неуклонному проведению Союзного договора в жизнь.

В рамках Союзного договора 1921 г. федеративные государст-венно-правовые отношения между Белоруссией и Россией продолжали развиваться по многим направлениям. Договор стал юридической базой для различных соглашений, заключавшихся как между высшими органами государственной власти, так и между органами государственного управления обеих республик. В условиях военно-хозяйственного союза республик органы государственной власти и управления России все в большей степени становились органами формировавшейся в тот период федерации.

Особый интерес и актуальность для современного развития интеграции России и Белоруссии представляет анализ процесса формирования общей правовой си-стемы и единого правового пространства союза двух республик. Важным моментом в развитии федеративных государственно-правовых отношений между Российской Федерацией и Белорусской Республикой было широкое использование (заимствование) последней законодательных и иных нормативных актов России.

С точки зрения юридической формы этот процесс использовал различные механизмы и процедуры, среди которых можно выделить:

  1. Прямое заимствование Белоруссией нормативно-правовых актов РСФСР. Речь идет о том, что значительное количество нормативных актов РСФСР вводилось в действие на территории Белоруссии без каких-либо изменений и дополнений со стороны высших органов государственной власти и управления Белоруссии. Среди актов РСФСР, введенных в действие на территории Белоруссии специальным решением сессии ЦИК Белоруссии, особо следует отметить Уголовный кодекс РСФСР. Президиумом ЦИК Белорусской Республики было подтверждено Постановление Сов-наркома России о взносах на страхование по временной нетрудоспособности и на дополнительные виды обеспечения.

  2. Устранение противоречий и коллизий между российскими и белорусскими законами, особенно в том случае, если российский закон принимался после издания соответствующего акта Белоруссией.

  3. Другим механизмом формирования единого правового пространства было использование Белоруссией нормативно-правовых актов России в качестве, если воспользоваться современным юридическим языком, «модельных законов». В подобных случаях нормативно-правовые акты России использовались в качестве основы соответствующих актов Белоруссии, изданных по аналогичному вопросу правового регулирования.

*    *    *

Следует особо отметить, что первая белорусская Конституция — Конституция БССР 1919 г. — построена по модели Конституции РСФСР 1918 г.

Таковы были правовые механизмы, позволившие на основе исторических возможностей и, чтобы там ни говорили, стремления народов к единению в тяжелейшую историческую эпоху начала 20-х годов поэтапно подойти к объ-единению России и Белоруссии вместе с другими народами прежней Российской Империи в единое союзное федеративное государство.

Своеобразие развития нормотворческого процесса в Белорусской Республике свидетельствовало об укреплении и дальнейшем развитии юридической базы федеративных государственно-правовых отношений между Российской Федерацией и Белоруссией.

Экономическое объединение завершило в основном процесс развития многосторонних государственно-правовых связей между Россией и Белорусской Республикой. К середине 1922 г. на повестку дня встал вопрос о дополнении военного, экономического и дипломатического союза республик союзом политическим.

30 декабря 1922 г. открылся I Всесоюзный съезд Советов, утвердивший Декларацию и Союзный договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Белоруссия вместе с Россией, Украиной и Закавказьем выступила в качестве государства — учредителя Союза ССР. Образование Союза ССР стало логическим завершением развития федеративных государственно-правовых отношений между Российской Федерацией, Белоруссией и другими республиками. В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов завершил оформление Союзного государства как Федерации совет-ских республик, приняв Конституцию Союза ССР, составной частью которой выступил Договор об образовании Союза ССР.

Таковы были правовые механизмы, учитывавшие стремление народов к единению в тяжелейшую историческую эпоху начала 20-х годов поэтапно подойти к объединению России и Белоруссии вместе с другими народами прежней Российской Империи в единое союзное федеративное государство.

Естественно, в одну и ту же реку нельзя войти дважды, и трудно не согласиться с французским поэтом и академиком Полем Валери, утверждавшим, что «история — самый опасный из всех продуктов, вырабатываемых в химической лаборатории нашего ума. Она побуждает к мечтаниям, она опьяняет народы, она порождает у них ложные воспоминания, преувеличивает их рефлексы, растравляет старые их раны, лишает их покоя и ввергает их в мании — величия или преследования». Но что делать, ведь если речь идет о народах России и Белоруссии, то это наша общая история, а следовательно, наши общие мечтания, наши общие воспоминания и, возможно, наше общее будущее.

И.Барциц,
кандидат юридических наук,
действительный государственный советник РФ 3 класса


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки