В целом внутриполитическая ситуация в Республике Белоруссия остается стабильной.
Несмотря на социальные трудности и серьезные проблемы в отношениях с западными
странами, власти достаточно уверенно контролируют обстановку в стране. Влияние
оппозиции остается ограниченным. Ее попытки консолидировать свои ряды на платформе
противопоставления национальных интересов союзу с Россией успехов не имеют. Линия
президента А.Лукашенко на укрепление российско-белорусских связей пользуется поддержкой
подавляющей части белорусов.
В настоящее время в Белоруссии насчитывается более тридцати политических партий
и общественно-политических объединений, небольшая часть из которых стоит в оппозиции
к властям, однако большинство поддерживает президента или занимает нейтральную
позицию.
Социологические опросы, проведенные в октябре 1997 г., в том числе и независимыми
институтами, показали, что А.Лукашенко по-прежнему остается политиком номер один.
В случае президентских выборов сегодня за него проголосовали бы 41,2% опрошенных,
на втором месте — С.Шушкевич (5,1%), на третьем — З.Поздняк (2,8%).
С подписанием Договора и Устава Союза Белоруссии и России президент А.Лукашенко
значительно укрепил свои позиции. Объективности ради следует сказать, что принимаемые
им меры по обеспечению политической стабильности сопровождаются заметным усилением
авторитарного стиля в руководстве, некоторым ослаблением демократических элементов
в деятельности властных органов.
С целью достижения общественного согласия и выхода из международной изоляции
президент А.Лукашенко инициировал диалог с оппозицией с участием представителей
Евросоюза. Реакция оппозиции была деструктивной и содержала неприемлемые требования
возврата к ситуации до ноября 1996 г., что предусматривало аннулирование результатов
референдума, восстановление прежней Конституции и распущенного Верховного Совета.
Во многом с подачи оппозиции Совмин Евросоюза принял 15 сентября 1997 г. решение
о свертывании связей странами и органами ЕС с Белоруссией. В результате оказался
замороженным и диалог с оппозицией.
Таким образом, политическую ситуацию в Белоруссии можно оценить как непростую,
но и не следует драматизировать ее, понимая, что многие сложные моменты жизни
сегодняшней Белоруссии связаны с объективными обстоятельствами переходного периода,
процессами развития демократии. В мире по-разному относятся к конституционной
реформе в ноябре 1996 г., к нынешнему белорусскому парламенту. Однако при всех
«за» и «против» было бы недемократично закрывать глаза на то, что решения по этим
вопросам были приняты по воле белорусского народа, выраженной на референдуме,
который отличался высокой активностью избирателей (свыше 84%). Вопросы, поставленные
президентом, в том числе об изменениях и дополнениях Конституции, получили полную
поддержку более 70% участвовавших в голосовании. Это дает право руководству республики
заявлять о легитимности принятых в результате народного волеизъявления решений.
В настоящее время в Белоруссии отсутствуют этнические и религиозные конфликты,
нет политических заключенных, отсутствуют территориальные претензии к соседям,
ведется реформирование национального законодательства, в том числе в области борьбы
с терроризмом, наркобизнесом, организованной преступностью и коррупцией. Белоруссия
присоединилась практически ко всем международным соглашениям в области прав человека,
включая Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и
политических правах. Руководство Белоруссии демонстрирует приверженность курсу
на демократичес кие преобразования во всех сферах общества.
Сегодня, к сожалению, по-прежнему приходится слышать старые аргументы против
полно-правного участия Республики Белорусссия в структурах Большой Европы. Минск
обвиняют в медленном продвижении по пути экономических реформ, в централизации
исполнительной власти и введении жесткого президентского правления, в оказании
этой властью постоянного нажима на законодатель ные и исполнительные органы, а
также СМИ, наконец, в создании Союза Белоруссии с Россией в ущерб национальной
независимости.
Оценивая ситуацию в Белоруссии как «неблагополучную», Евросоюз прибегает к
двойным стандартам. Ведь, например, Латвия и Эстония, где положение национальных
меньшинств у объективных наблюдателей не может не вызывать тревоги, в докладе
КЕС «Повестка дня 2000» получили «сертификаты политической благонадежности».
В Белоруссии даже по оценкам независимых экспертов наметился экономический
подъем, а реформы проводятся с упором на поддержание социального баланса.
По темпам экономических реформ Белоруссия действительно отстает от России и
многих стран Центральной и Восточной Европы, но по большинству параметров идет
вровень, а по мнению американской организации «Херитидж фаундейшн», даже опережает
Украину, уже ставшую членом СЕ. Ныне 34% всего производства в Белоруссии приходится
на негосударственный сектор. За десять месяцев 1997 г. ВВП страны вырос на 10%
по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, инвестиции в основной капитал
выросли за это время на 24,3%. В рамках Союза Белоруссии и России принята программа
синхронизации экономичес ких реформ, выполнение которой уже начато.
Что касается тезиса о централизации президент ской власти, то в большей или
меньшей степени она также наблюдается во многих государствах СНГ, включая Россию.
Президент Белоруссии объясняет такое положение как вынужденное, связанное с переходным
периодом.
Требования аннулировать результаты референдума 1996 г., восстановить Верховный
Совет 13-го созыва и прежнюю Конституцию заключают в себе значительную долю инерции
действий. В них больше эмоций, чем здравого смысла. Они не учитывают политических
реалий. Ведь, по сути, белорусов призывают публично отречься от результатов общенационального
референдума, восстановить Конституцию, носившую противоречивый характер и послужившую
основой для противостояния ветвей власти в 1996 г.
Такой поворот таит в себе реальную угрозу дестабилизации обстановки в республике,
возникновения очагов напряженности в Восточной Европе. Ни России, ни Европе в
целом этого не надо.
Что же касается условий для деятельности конструктивной оппозиции, то здесь
необходимы встречные шаги. Президент А.Лукашенко демонстрирует готовность к диалогу
с оппозицией, в том числе при участии Евросоюза. Ответ сейчас за оппозицией. По
всему видно, что начало такого диалога способствовало бы развитию демократических
процессов в Белоруссии.
Надуманно звучит тезис о том, что, заключив Договор о Сообществе, а затем Договор
о Союзе с Россией, Белоруссия якобы утратила свой суверенитет. Те кто его продвигает,
видимо, не знаком ни с этими документами, ни с Уставом Союза, где четко зафиксировано,
что интеграция двух государств не содержит в себе угроз или вызовов суверенитету
и независимос ти каждого из них. Подписанные в апреле—мае 1997 г. российско-белорусские
интеграционные документы составлены на основе общепризнан ных международных норм.
С учетом глубоких интеграционных процессов, происходящих в Европе и других регионах,
такой подход к Союзу Белорусси и и России несет на себе печать двойных стандартов.
В Уставе этой организации записано, что одной из ее целей является превращение
ценностей демократии, включая права человека и свободу слова, в достояние Союза.
Н.БИНДЮКОВ,
член Комитета Государственной Думы
по делам СНГ
и связям с соотечественниками,
член Парламентского собрания
Союза Белоруссии и России,
член Комитета парламентского
cотрудничества Россия — Европейский Союз 15.03.1998
|