Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Власть

Куда качнется маятник? (Еще раз о российско-белорусской интеграции)

   Маятник российско-белорусской интеграции продолжает мерно раскачиваться. Вот рука президента Белоруссии А.Лукашенко заводит пружину интеграции новой объединительной инициативой — и маятник, стремительно набирая скорость, мчит общественное мнение к главной цели — образованию единого союзного государства2 . Но проходит время и невидимое земное притяжение (читай — отсутствие политической воли, или убежденности в целесооборазности этого шага) останавливает маятник и возвращает в исходное положение. Так было 2 апреля 1996 г., когда в Москве подписывался Договор об образовании Сообщества, так произошло год спустя, когда был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, похоже, что так случилось и 25 декабря 1998 г., когда в результате нескольких напористых визитов А.Лукашенко в Москву президентами двух стран была подписана декларация о дальнейшем единении Белоруссии и России и ряд других интеграционных соглашений.
   Терпение и настойчивость, с которой А.Лукашенко отстаивает идеи единения России и Белоруссии достойны уважения и восхищения. Но что или кто стоит на его пути?
   Вот и недавний апрельский визит белорусского лидера в Москву предполагал окончательное согласование текста Договора об объединении России и Белоруссии в союзное государство3 . Однако и на этот раз достичь согласия и прорыва к объединению не удалось. В интервью журналистам Президент Белоруссии пояснил, что возникли разногласия по вопросу о введении постов Президента и вице-президента союзного государства. Российский президент высказался за сохранение коллективного органа управления Союзом — Высшего Совета.
«За» и «Против» объединения
   Думаю, истинные причины разногласий все же значительно глубже и серьезнее. Полемика между сторонниками и противниками объединения двух государств давно выявила основные аргументы оппонентов. В вопросе объединения России и Белоруссии наиболее рельефно обозначились две концепции: государственно-политического объединения и создания экономического союза. Сторонники государственно-политического объединения первоосновой успешной интеграции считают объединение двух стран на федеративной или конфедеративной основе. Сторонники экономического союза полагают, что без установления эффективного торгово-экономического сотрудничества, сближения курса реформ, унификации законодательств преждевременно и бесперспективно ставить вопрос об объединении государственном.
   Более откровенные оппоненты российско-белорусской интеграции аргументируют свою позицию так:
  • тесный союз с недемократической Белоруссией может оказать негативное воздействие на неустоявшуюся российскую демократию;
  • слабая, не до конца реформированная экономика России не в состоянии вынести тяжести нереформированной белорусской экономики;
  • союз с Белоруссией может создать серьезные проблемы во взаимоотношениях федерального центра и некоторых национальных российских регионов.
   У сторонников объединения аргументов поболее.
   В геополитическом плане Россия и Белоруссия связаны единством исторических корней, родственными узами, единством веры, близостью языка и культуры, стратегическими, экономическими, политическими и оборонными интересами. Более двухсот лет (на протяжении десяти поколений) русские и белорусы были гражданами единого государства. Именно в эти два столетия складывался единый и общий для двух народов рынок идей, труда, капиталов, товаров, единая, объединяющая народы православная церковь, единая система ценностей и нравственных стандартов поведения.
   На долю России в 1997 г. приходилось 58,7% общего внешнеторгового оборота Белоруссии. В свою очередь Белоруссия — второй по значению (после Украины) торговый партнер России в рамках СНГ. На ее долю в 1997 г. приходилось почти 30% товарооборота РФ со странами Содружества и более 6% общего объема товарооборота.
   Общий экономический интерес обусловлен особенностью белорусской экономики, где в структуре промышленности преобладают обрабатывающие производства, использование которых освобождает российскую промышленность от больших затрат на развитие дублирующих предприятий. Добавим к этому, что потребности белорусской экономики обеспечиваются за счет поставок из России нефти — на 86%, природного газа — на 90%, угля — на 76%, электроэнергии — на 15%. Через территорию Белоруссии осуществляется свыше 70% российского экспорта в Центральную и Западную Европу. В условиях расширения НАТО на Восток роль Белоруссии как важного стратегического партнера России еще более возросла.
   Результативность российско-белорусской интеграции очевидна. Растут показатели торгово-экономического сотрудничества, ликвидированы пограничные и таможенные барьеры, установлены широкие межрегиональные связи, решаются вопросы уравнивания граждан двух стран в правах на труд и оплату труда, получение образования, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, реализуются совместные производственные, научные, военно-технические прграммы, координируются действия в области оборонной и пограничной политики. И все же темпы сближения не отвечают реальным возможностям.
Что препятствует объединению?
   Что-то и сегодня сдерживает российское руководство, не дает ему сделать «последний и решительный» шаг к объединению. Что?
   На наш взгляд, главная причина кроется в неготовности Кремля признать провал прозападной либеральной политики и отказаться от нее. Финансовая долговая удавка западных кредиторов, интересы влиятельных доморощенных олигархов, коррумпированность власти и ее нежелание поступиться принципами, ряд других обстоятельств не позволяют сегодня это сделать. Объединение с Белоруссией, идущей по пути государственного регулирования и социальной ориентации экономики (пусть даже в аморфное в правовом значении конфедеративное государство), явится важным событием, свидетельствующим о завершении эпохи реформ по западным рецептам.
   Сторонникам либерализма даже уроки унизительного поражения России в вопросе о расширении НАТО на Восток и в Балканском кризисе не раскрыли глаза на истинные цели и задачи США и НАТО в отношении России. Белоруссия — это, пожалуй, единственный проигрыш, досадная промашка западной стратегии постсоветского периода. И единственное реальное приобретение России. Во времена правления С.Шушкевича, ориентировавшего республику в западном направлении, Евросоюз, ведущие европейские державы и США недооценили стратегическое значение бедной на ресурсы республики. Затянули согласование условий выделения кредитов, затем диалог перевели на язык ультиматумов, в конце концов, прибегли к политической и экономической блокаде республики, чем в немалой степени способствовали формированию пророссийской политики Белоруссии, получившей окончальное оформление с избранием А.Лукашенко первым президентом Белоруссии (на майском референдуме 1995 г. 82,4% белорусов поддержали предложение об экономической интеграции с Россией, 83,1% — согласились, что русский язык должен стать вторым государственным языком в Белоруссии).
   Другая причина кроется во внутрироссийской политической нестабильности. Процедура отрешения Б.Ельцина от должности президента РФ наглядно продемонстрировала, что согласия между ветвями власти в их нынешнем кадровом раскладе достичь не удастся. Разве что временное перемирие до очередных выборов. Образование союзного государства по сути своей означало бы перераспределение властных полномочий в России и Белоруссии.
   Проектом Договора об образовании союзного государства (как вариант предложено название Союз Суверенных Республик) предусматривается наделение парламента Союза законодательными функциями. В ведение органов Союза передаются вопросы безопасности и обороны, налоговая и тарифные политики и другие. Предположу, что Кремль пойдет на эти шаги только будучи абсолютно уверенным, что в результате объединения президентская власть не только не ослабнет, но и укрепится.
   Политологами в ряде публикаций высказывалась мысль о том, что пост президента союзного государства — хороший вариант продления жизни на политическом олимпе для Б.Ельцина. Однако отказ российского Президента от предложения ввести такую должность в проект Договора об образовании союзного государства свидетельствует об иных его планах и замыслах. Это может означать и то, что Б.Ельцин сегодня еще не принял принципиального решения по вопросу объединения и вопросу своего президентства на третий срок. Может быть, играет свою роль и одна из страшилок правых о том, что к власти в России рвется А.Лукашенко, а уж тогда-то... И далее известный набор о диктатуре, плановой экономике и т.п.
Интеграция и политическая конъюнктура
   Качание интеграционного маятника удивительным образом совпадает с политическими событиями в России. Да и само образование Сообщества Беларуси и России пришлось на пик предвыборной президентской гонки в России. Так что же? Российско-белорусская интеграция — разменная политическая монета? В том-то и дело что нет.
   Ни один здравомыслящий политический или государственный деятель не позволит себе роскошь игнорировать мнение населения (а все социологические исследования показывают позитивное отношение и белорусов, и россиян к идее сближения двух стран) и тем более — фундаментальные выгоды интеграции. Но на скорость объединительных процессов, глубину интеграции и форму объединения значительное влияние оказывает субъективный политический фактор. Следуя этой логике, можно смело прогнозировать нарастание интеграционных настроений российского истеблишмента по мере приближения к очередным выборам: сначала думским, а затем и президентским.
   Выглядит все это по отношению к искренним стремлениям двух братских народов если не лицемерно, то уж неуважительно — точно. Как результат — появление скептицизма и нигилизма в настроениях простых людей, не понимающих политической коньюнктуры «верхов» в интеграции. Эксплуатировать идею российско-белорусской инте- грации в политических целях становится опасно для интересов России.
   Совсем недавно возникло еще одно обстоятельство, подвигающее на более тщательное осмысление государственно-правового устройства будущего союзного государства — о вступлении в Союз Беларуси и России заявила Югославия. Государственная Дума, палаты Национального собрания Белоруссии одобрили это решение, хотя юридически оно еще не оформлено. Таким образом из теоретической в практическую плоскость перешло положение ст. 7 Договора о Союзе Беларуси и России, в которой в частности говорится: «Настоящий договор открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права...». Теперь, решая проблему объединения России и Белоруссии, предстоит учитывать и весьма сложный югославский фактор.
   Четвертая причина менее заметна, но также оказывает влияние на процесс сближения. Она заключается в опасении белорусов утратить свой государственный суверенитет и независимость. Реальная перспектива попасть под диктат Москвы (политически нестабильной, криминальной, с непонятным экономическим курсом) порождает настороженность и осмотрительность белорусского руководства в вопросах объединения.
   На мой взгляд, у российских сторонников интеграции проявляется упрощенное понимание подходов белорусской стороны к интеграции с Россией. Главная угроза интеграции, как это ни покажется читателю парадоксально, исходит не от белорусских одиозных оппозиционеров, выступающих с откровенно антироссийских позиций и не пользующихся сегодня сколь нибудь значимой поддержкой населения, не от Запада, мягко говоря, настороженно относящегося к российско-белорусскому союзу, а от... России. Политическая элита Минска очень болезненно реагирует на факты неуважительного отношения к своей суверенной республике, к случаям бесцеремонного нарушения российской стороной договоренностей и соглашений, несоюзническим подходом к разрешению возникающих в двусторонних отношениях проблем. Неоднократные, в одностороннем порядке без предварительного согласования изменения российскими министерствами и ведомствами пошлин, тарифов на грузоперевозки, электроэнергию и т.д. вызывают не только законное возмущение белорусов, но и заставляют их настороженно относиться к процессу объединения с Россией. Или чего стоит история с российско-белорусской телерадиокомпанией, которая и через полтора года со дня образования так и не получила ни средств, ни эфира. Хочется верить, что все это естественные трудности роста.
   В ходе переговоров о будущей форме союзного государства белорусские представители главными принципами его построения выдвигают сохранение национального суверенитета, полное равенство в управлении и взамовыгодность. Очень важно, чтобы и россияне неуклонно руководствовались ими.
   Не все помнят, но в апреле 1994 г. Россия и Белоруссия стояли на пороге объединения. Тогда В.Кебичем и В.Черномырдиным уже был подписан Договор об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации и условиях функционирования общей денежной системы. Но камнем преткновения стала ст. 5 Договора, предоставлявшая право ЦБ России выступать в качестве единого эмиссионного центра и органа денежно-кредитного и валютного регулирования в объединенной денежной системе, что фактически ставило под сомнение государственный суверенитет Белоруссии.
   Позволю себе весьма актуальную и сегодня цитату из давнего выступления А.Лукашенко: «Я свою политику в отношении России никогда не изменю. Я убежден, что мы будем вместе, как бы кто-то этому не противостоял. Но для меня есть также вопросы, через которые я переступить не имею права. Это прежде всего государство — государственность и суверенитет нашей республики. Мы не можем войти в состав того или иного государства на правах района или губернии. Мы хотим равноправного сотрудничества»4 . И хотя это было сказано более двух лет назад, такая позиция остается принципиальной для белорусского руководства и сегодня.
* * *
   Настойчивость, с которой Президент Белоруссии отстаивает идею единения двух славянских государств, не должна порождать у российских лидеров рецидивы великодержавности, ложное представление о безальтернативности для Белоруссии пророссийской политики. В распространенном среди делегаций на сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (февраль 1999 г.) Окончательном Отчете о первом визите в г. Минск Рабочей Группы по Беларуси Парламентской Ассамблеи говорится: «Недостаток политических альтернатив и недостаточное присутствие Европейского Союза в стране способствует Союзу Беларуси и России» и далее «члены Группы считают, что международные организации и ЕС должны пытаться вновь вовлечь Белоруссию в сферу международной политики и устранить изоляцию страны».
   Сегодня мы уверены в будущем союзного российско-белорусского государства. Но бег на месте не приближает к цели. Завтра маятник интеграции снова качнется. Куда?

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки