О формировании общего аграрного рынка Союза Беларуси и России
(протокол заседания Исполнительного Комитета от 18 декабря 1996 г.
№ 6, раздел XII, пункт 1)
1. Придавая важное значение стабилизации и дальнейшему развитию аграрно-промышленных комплексов Республики Беларусь и Российской Федерации, одобрить подготовленную Белорусской сельскохозяйственной академией и Российской академией сельскохозяйственных наук Концепцию формирования общего аграрного рынка Союза Беларуси и России.
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации с участием Белорусской сельскохозяйственной академии, Российской академии сельскохозяйственных наук и заинтересованных министерств и ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации на основе положений Концепции формирования общего аграрного рынка Союза Беларуси и России и с учетом состоявшегося обсуждения разработать проект совместной программы формирования общего аграрного рынка Союза Беларуси и России и в 2-месячный срок представить её в Исполнительный Комитет Союза Беларуси и России.
В.Густов В.Долголев ОДОБРЕНА
решением Исполнительного Комитета
Союза Беларуси и России от 9 декабря 1998 г.
(протокол заседания № 3, р. III, п. 1)
Концепция формирования общего аграрного рынка Союза Беларуси и России
Концепция разработана во исполнение решения Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России (протокол заседания Исполнительного Комитета Сообщества Беларуси и России от 8 декабря 1996 г.№ 6, раздел XII, пункт 1). В ней изложены основные цели, направления, принципы и организационные основы создания и функционирования общего аграрного рынка Союза Беларуси и России.
Аграрный рынок Союза представляет собой систему межгосударственных отношений, обеспечивающих свободное движение сельскохозяйственной продукции и продовольствия, техники и технологии, услуг для АПК в рамках двух государств на основе совместно выработанных правил и принципов
Основными целями формирования принципов общего аграрного рынка Союза являются:
восстановление и развитие сельскохозяйственного производства и рациональное разделение труда исходя из природно-экономических возможностей и интересов двух государств;
стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей и повышение эффективности функционирования аграрных секторов экономики;
создание государствами-участниками Союза условий для продовольственного обеспечения и поддержания приемлемого для населения уровня цен;
повышение уровня функционирования внутренних и межнациональных рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия с учетом обеспечения продовольственной безопасности Союза;
ускорение научно-технического прогресса и усиление технико-технологического оснащения АПК, повышение конкурентоспособности продукции.
Для формирования союзного общего аграрного рынка необходимо:
определить внутренние потребности каждой страны в импорте агропромышленной продукции;
определить общий баланс экспорта и импорта каждой страной по основным видам агропромышленной продукции.
Возможно также по согласованию установление квот на производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции и на ее поставки на совместные специализированные товарные рынки.
На первом этапе создаются правовые основы и институциональная структура общего аграрного рынка, в рамках формирования общего таможенного пространства осуществляется координация национальных аграрных политик.
На последующих этапах формируются принципы функционирования механизмов общего аграрного рынка. Вырабатывается вначале согласованная, а затем единая аграрная политика, осуществляется переход к беспошлинному движению агропромышленной продукции в границах общего рынка Союза, разрабатываются и реализуются отдельные совместные программы развития агропромышленных комплексов, могут создаваться необходимые совместные фонды.
Формирование общего аграрного рынка Союза осуществляется на основе последовательной интеграции рынков отдельных видов товаров и услуг.
Создание общего аграрного рынка предполагает:
поэтапное формирование согласованной таможенной политики при перемещении агропромышленной продукции;
создание условий, способствующих развитию сельскохозяйственных предприятий и организаций, способствующих эффективному функционированию товарных рынков и защите прав потребителей;
развитие производственной кооперации и иных форм сотрудничества, в том числе по производству сельскохозяйственных машин и оборудования;
комбинированных, капсулированных, обогащенных микроэлементами и других видов минеральных удобрений, а также иных материально-технических ресурсов для нужд агропромышленных комплексов государств-участников Союза;
стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей и других субъектов рыночных отношений в развитии производства и инфраструктуры рынка;
организацию совместной работы в селекционно-племенном деле;
правовое и экономическое содействие образованию совместных предприятий, смешанных обществ и организаций в агропромышленном комплексе;
разработку и реализацию совместных программ;
функционирование регулируемого экономического механизма движения товаров и услуг;
создание инженерно-технического сервиса и переход к фирменному обслуживанию сельскохозяйственной техники заводами-изготовителями;
координацию аграрного законодательства;
защиту сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и мировых рынках.
Сферами общего аграрного рынка Союза являются:
условия торговли и межгосударственного обмена сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, технологиями и материально-техническими ресурсами;
механизм регулирования импорта продукции из стран, не входящих в общий аграрный рынок Союза, и экспорта продукции в эти страны, правила таможенного контроля, размеры пошлин;
единые системы стандартизации продукции, калькуляции затрат, статистики и информационного обслуживания общего агропромышленного комплекса Союза;
программы поддержки цен и доходов производителей;сельскохозяйственной продукции в рамках общего аграрного рынка;
порядок создания и функционирования органов общего аграрного рынка Союза;
порядок формирования и использования совместных финансовых средств.
Координация деятельности по созданию и функционированию общего аграрного рынка Союза Беларуси и России возлагается на Межправительственный совет по вопросам агропромышленного комплекса (далее — Совет). Совет при необходимости может формировать комиссии и экспертные группы из числа уполномоченных экспертов и специалистов государств-участников Союза.
Свободное движение товаров и услуг на общем аграрном рынке союза
Свободное движение товаров и услуг обеспечивается системой договоров об отмене таможенных ограничений во взаимной торговле, а также поэтапным отказом от лицензирования и квотирования в торговле, снятием административных ограничений на ввоз или вывоз продукции агропромышленного комплекса Союза. Совет участвует в работе по отмене указанных тарифных и нетарифных ограничений. При этом отрабатываются и применяются согласованные меры санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля во взаимной торговле.
Государства-участники общего аграрного рынка Союза содействуют:
формированию региональных зон свободной торговли, в том числе в приграничных территориях;
развитию биржевой торговли;
формированию системы оптовых продовольственных рынков;
созданию других условий для свободного движения товаров.
Государства-участники общего аграрного рынка Союза берут на себя обязательства:
проводить антимонопольную политику в отношении к товаропроизводителям и торговым посредникам;
воздерживаться от несогласованного предоставления режима наибольшего благоприятствования в торговле товарами и услугами государствам, не являющимся участниками общего аграрного рынка Союза;
осуществлять скоординированную политику поддержки сельского хозяйства, повышения доли сельхозпроизводителей в конечной цене продукции и выравнивания условий для конкуренции товаропроизводителей в интересах потребителей товаров и услуг.
Взаимные расчеты хозяйствующих субъектов государств-участников общего аграрного рынка Союза осуществляются в соответствии с нормами и правилами, установленными в сфере денежно-финансовых отношений в Союзе Беларуси и России, другими соглашениями и нормативными актами, действующими в государствах-участниках Союза.
При разработке системы правового обеспечения свободного движения товаров и услуг государства-участники общего аграрного рынка принимают во внимание рекомендации Всемирной торговой организации (ВТО) для стран, имеющих намерение вступить в эту организацию.
Финансовая и ценовая политика
Государства-участники Союза могут осуществлять совместное финансирование мероприятия по формированию и функционированию общего аграрного рынка Союза в целях поддержки цен и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализации программ развития агропромышленного комплекса и других, связанных с ним сфер деятельности.
В этих целях может быть создан фонд ориентации и развития общего аграрного рынка Союза.
Государства-участники общего аграрного рынка осуществляются меры по:
координации ценовой политики на продукцию и услуги агропромышленного комплекса;
поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей и поставщиков отдельных видов продукции и услуг;
согласованию форм, методов и размеров государственной поддержки цен на продукцию и услуги агропромышленного комплекса, применяемых в государствах;
проведению согласованной антимонопольной политики;
сближению и координации налоговых систем.
В целях поддержки доходов и стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей государства-участники Союза могут устанавливать по согласованным критериям и видам продукции минимальные гарантированные цены, по которым осуществляется закупка стандартной продукции, предъявляемой для реализации.
В рамках общего аграрного рынка Союза может применяться совместное рассмотрение вопросов, связанных с изменением ценовых отношений в одном или обоих государствах-участниках Союза.
Государства-участники Союза совместно определяют свои действия на рынках сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров и материально-технических ресурсов в отношениях с другими странами и в международных организациях.
В целях стимулирования структурных изменений в сельском хозяйстве и регулирования объемов производства государства-участники Союза координируют свои действия по установлению в своих странах согласованных целевых цен поддержки и целевых платежей, гарантированных и иных видов цен.
Закупленная за счет совместных средств продукция является общей собственностью и реализуется по решению органов управления общим аграрным рынком Союза предприятиям и организациям для продажи внутри общего аграрного рынка или странам, не входящим в этот рынок.
Расходы по транспортировке, возмещение затрат за хранение и реализацию продукции и услуг на территориях государств-участников Союза производятся непосредственно между покупателями и продавцами по ценам и тарифам, действующим для отечественных предприятий и организаций.
В необходимых случаях принимаются согласованные решения о финансовой поддержке возмещения расходов и затрат.
Аналогичный порядок действует в отношении транзитного перемещения продукции через территории государств-участников Союза.
В рамках общего аграрного рынка Союза создаются условия для беспрепятственного и своевременного осуществления приемки, перевалки и отправки продукции потребителям других государств силами и средствами расположенных на территории Союза железных дорог, морских и речных портов, аэропортов.
Информационная система общего аграрного рынка
Государства Союза принимают меры по созданию совместной системы информационного обеспечения общего аграрного рынка.
Информационная система включает в себя единый банк данных, систему сбора, обработки, хранения и выдачи информации об объемах производства товаров и услуг, конъюнктуре мирового и внутреннего рынков, о движении всех видов цен, резервах, взаимных поставках продукции.
В совместную систему информационного обеспечения представляется информация по согласованному списку показателей и используется единая методология расчета показателей сельскохозяйственной и продовольственной статистики.
Перечень статистических показателей о состоянии аграрного рынка каждого государства и общего аграрного рынка Союза определяется Советом по согласованию со статистическими службами государств-участников Союза с учетом международной практики. Эти органы устанавливают сроки предоставления данных в совместную систему информационного обеспечения и порядок выдачи информации по запросам заинтересованных организаций.
Данные совместной системы информационного обеспечения используются в интересах государств-участников Союза при решении перспективных и текущих вопросов формирования и развития общего аграрного рынка. Затраты на ее содержание несут государства-участники Союза на основе достигнутых договоренностей.
Система информационного обеспечения предполагает свободный доступ к ней представителей государств-участников Союза. Право бесплатного пользования услугами совместной системы информационного обеспечения предоставляется правительственным органам, министерствам и ведомствам государств-участников Союза. Для государственных органов других стран, а также частных организаций информация предоставляется за плату.
* * *
Формирование общего аграрного рынка Союза Беларуси и России является необходимым в целях быстрейшего достижения сбалансированности потребительского спроса и предложения, стабилизации и устойчивого развития производства, а также защиты национальных производителей от конкурентов из других стран.
Создание общего аграрного рынка Союза создает необходимые благоприятные условия для функционирования товарно-денежных отношений, предпринимательской деятельности самостоятельных товаропроизводителей, осуществления эквивалентного межотраслевого и межрегионального товарообмена. Оно будет способствовать преодолению кризисной ситуации в АПК, насыщению, рынков продовольствием и удовлетворению потребительского спроса в высококачественных товарах, прежде всего за счет стимулирования сельскохозяйственного производства, роста объемов и качества продукции, а также увеличению доходов от реализации и созданию устойчивых воспроизводственных возможностей в рамках общего аграрного комплекса Союза.
На основе Концепции намечено разработать программу формирования общего аграрного рынка Союза Беларуси и России, предусматривающую комплекс согласованных мер и направленную на улучшение использования имеющегося потенциала агропромышленного сектора экономики государств-участников Союза.
Дальнейшее развитие интеграционных процессов в сфере агропромышленного производства будет также способствовать расширению хозяйственных связей, наполнит их новым содержанием, адекватным системе рыночных отношений, что должно стать надежным гарантом вхождения государств-участников Союза в мировое хозяйство, каждый на белорусском и русском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
г.Минск 9 декабря 1998 г. № 3
|