Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Российско-Белорусский союз

Концепция государственной демографической политики

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Концепция государственной демографической политики

Введение Сложившаяся в республике демографическая ситуация характеризуется тенденциями депопуляции, снижения рождаемости, увеличения смертности во всех возрастных группах, сокращения ожидаемой продолжительности жизни, изменением характера миграционных процессов. Перспективы ее дальнейшего развития вызывают необходимость проведения целенаправленной и эффективной государственной демографической политики.

Включение вопросов народонаселения в экономические стратегии и стратегии развития должно способствовать ускорению темпов устойчивого развития, а также достижению целей государства в области народонаселения и повышению качества жизни населения.

Основные тенденции современного демографического развития Беларуси

Кризисные явления в социально-экономическом и экологическом развитии страны в 90-е годы существенно осложнили развитие демографических процессов.

Темпы роста населения стали снижаться еще в 70-е годы, но особенно интенсивно это происходит в 90-е годы. В стране началась депопуляция и этот процесс прогрессирует: если в 1993 году родилось на 11 тыс. человек меньше, чем умерло; в 1994 году – на 19 тыс., то в 1995 году – на 32,6 тыс., а в 1996 году – уже на 37,6 тыс. человек.

Современный уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения и имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Суммарный коэффициент рождаемости снизился с 2,3 ребенка на одну женщину в 1970 году до 1,3 в 1996 году. Тенденцию снижения имеет также средняя продолжительность жизни населения. Этот показатель у мужчин снизился с 68 лет в 1970 году до 63 в 1996 году, у женщин – с 76 до 74 лет соответственно.

Сложилась высокая дифференциация показателей смертности по полу, а также между городом и селом, наблюдается рост показателей смертности во всех возрастах и от всех причин.

Среди причин смертности населения ведущее место занимают болезни системы кровообращения, новообразования, несчастные случаи, отравления и травмы. На общую тенденцию повышения смертности наибольшее воздействие оказывает ее рост среди населения среднего и старшего трудоспособного возраста и, в первую очередь, среди мужчин. Усиливается распространение алкоголизма, СПИДа и наркомании, в особенности среди молодежи.

С сокращением рождаемости и ростом смертности в трудоспособном возрасте, характерной чертой демографического развития республики стала тенденция старения населения.

Пагубное воздействие на рождаемость и здоровье населения оказывает деградация окружающей среды вследствие хозяйственной деятельности, а также последствия радиационного загрязнения после аварии на Чернобыльской АЭС.

Все отчетливее проявляются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях. Ослабевают семейные связи, растет число разводов, неполных семей и количество детей, рожденных вне брака или воспитывающихся без одного из родителей. Получает распространение совместное проживание без официального оформления брака.

Основные социально-экономические последствия существующих и прогнозируемых демографических тенденций в Республике Беларусь заключаются в следующем:

  • необходимости совершенствования государственного финансирования на социальное обеспечение и охрану здоровья вследствие роста заболеваемости населения и количества людей, нуждающихся в социальной и медицинской помощи;
  • снижении территориальной и профессионально-квалификационной мобильности населения в связи с прогрессирующим старением населения и сокращением его социально активных групп;
  • затрудненной реализации репродуктивных установок населения, что в обозримом будущем повлияет на результативность мер демографической политики в области рождаемости.

Цель и задачи государственной демографической политики

Целью государственной демографической политики является создание на основе повышения уровня и качества жизни условий, обеспечивающих реализацию национальных демографических интересов в сочетании с интересами человека.

Национальным демографическим интересам государства в целях устойчивого развития соответствует формирование типа воспроизводства населения со следующими характерными чертами:

  • устойчиво снижающаяся смертность и увеличивающаяся продолжительность ожидаемой жизни;
  • сознательно регулируемая рождаемость, обеспечивающая простой режим воспроизводства;
  • прогрессивная половозрастная структура населения, обеспечивающая полное замещение поколений;
  • здоровое детское поколение, как базис воспроизводства населения;
  • оптимальные внутренние и внешние миграционные процессы.

Исходя из вышеуказанной цели государственной демографической политики, ее основными задачами являются:

  • улучшение состояния здоровья населения;
  • повышение демографического сознания и ответственности за здоровье населения на уровне общества и человека;
  • уменьшение смертности и, как следствие увеличение средней продолжительности жизни;
  • укрепление семейно-брачных отношений;
  • улучшение условий жизнедеятельности семьи;
  • стабилизация рождаемости и ее увеличение в будущем до уровня, обеспечивающего замещение одного поколения последующим поколением;
  • улучшение положения женщин;
  • решение проблем маргинальных групп населения;
  • преодоление негативных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • совершенствование регулирования миграционных потоков;
  • развитие международного сотрудничества государства в сфере народонаcеления.

Предпосылки для реализации государственной демографической политики

Для успешной реализации государственной демографической политики необходимо обеспечить создание следующих предпосылок:

  • устойчивое развитие национальной экономики, обеспечивающее рост благосостояния населения;
  • возможности реализации гражданами республики своих конституционных прав;
  • доступность медицинского обслуживания, в том числе услуг, связанных с планированием семьи;
  • доступность образования для всех слоев населения;
  • осуществление государством постоянного социально-экономического и демографического мониторинга;
  • разработка и реализация соответствующих национальных и международных программ в сфере демографии.

Приоритетные направления государственной демографической политики

Основными направлениями государственной демографической политики в сфере укрепления здоровья, снижения смертности населения являются:

  • осуществление мер по совершенствованию здравоохранения и достижение на этой основе более высокого качества медицинского обслуживания населения;
  • укрепление материальной базы учреждений здравоохранения, и их обеспечение квалифицированными кадрами;
  • просветительская и образовательная деятельность по формированию и распространению знаний о профилактике заболеваний и укреплению здоровья, предупреждению и искоренению вредных для здоровья привычек, ориентированная как на все население, так и на отдельные его категории, в особенности на группы повышенного риска;
  • обеспечение необходимыми ресурсами специализированных медицинских служб, обеспечивающих сохранение и восстановление здоровья населения республики;
  • обеспечение безопасных условий труда, предупреждение несчастных случаев на производстве и в быту;
  • обеспечение доступности всех видов медицинской помощи населению, пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения;
  • решение медико-генетических проблем с использованием современных технологий.

С учетом складывающейся ситуации и перспектив дальнейшего развития, основными направлениями государственной демографической политики в сфере рождаемости являются:

  • обеспечение условий, способствующих реализации существующих репродуктивных установок супружеских пар и личностей;
  • формирование предпосылок, способствующих повышению репродуктивных установок женщин в долгосрочной демографической перспективе;
  • воспитание у родителей чувства ответственности за рождение здорового ребенка;
  • создание реальных предпосылок для гармоничного сочетания женщинами материнства и профессиональной деятельности;
  • повышение качества, расширение форм и видов медицинского обслуживания женщин репродуктивного возраста;
  • обеспечение охраны труда женщин;
  • приоритетность охраны материнства и детства при разработке и реализации программ развития здравоохранения и других социальных программ.

Основными направлениями государственной демографической политики в сфере улучшения положения женщин и социальной поддержки семей являются следующие:

  • создание благоприятных условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи;
  • повышение престижа семьи, укрепление ее нравственных основ;
  • создание условий родителям для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
  • обеспечение равенства прав и ответственности мужчин и женщин в воспитании детей;
  • создание реальных предпосылок для реализации права супругов и личностей принимать свободные и ответственные решения в части рождения детей;
  • совершенствование механизма оказания адресной помощи женщинам и семьям, имеющим детей, в первую очередь, отнесенным к категории малоимущих;
  • создание системы социального обслуживания семьи;
  • оказание профессиональной медицинской и социальной помощи в вопросах планирования семьи;
  • совершенствование полового воспитания подростков и молодежи, улучшение подготовки к вступлению в брак и семейной жизни;
  • улучшение положения женщин на рынке труда.

Основными направлениями государственной демографической политики в отношении пожилых людей являются следующие:

  • достижение социального равенства и солидарности между поколениями и в рамках поколений;
  • поэтапное повышение минимального размера пенсии до уровня бюджета прожиточного минимума, а в перспективе, по мере создания экономических возможностей – до уровня минимального потребительского бюджета пенсионера;
  • обеспечение условий, способствующих продлению активной жизнедеятельности пожилых людей.

Основными направлениями государственной демографической политики в сфере улучшения качества жизни являются следующие:

  • удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей людей, обеспечение экономической и политической свободы личности
  • всестороннее развитие национальной экономики и социальной сферы;
  • обеспечение реальной возможности реализации гражданами республики своих прав на труд, образование, охрану здоровья, отдых;
  • обеспечение доступности культуры, искусства и спорта всем слоям населения;
  • социальное обеспечение граждан в старости, при потере трудоспособности, болезни, безработицы и в других критических ситуациях;
  • создание условий, обеспечивающих здоровую среду обитания;
  • улучшение качества жилья, благоустройства населенных пунктов.

Основными направлениями государственной демографической политики в сфере миграции населения являются:

  • регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономических условий, демографической структуры регионов республики и национальных особенностей мигрантов;
  • смягчение ситуации на национальном рынке труда за счет трудоустройства граждан Республики Беларусь за границей и защита его от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы;
  • повышение эффективности воздействия на процессы внутренней миграции , рационализация направлений миграционных потоков;
  • защита прав и интересов мигрантов.

Основными направлениями государственной демографической политики в сфере образования являются:

  • доступность и разновариативность образования, предоставление гражданам республики равных возможностей для получения качественного образования;
  • сохранение и развитие системы дошкольного воспитания;
  • обеспечение рационального сочетания семейного и общественного воспитания детей;
  • обеспечение подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе;
  • обеспечение профессиональной ориентации и равной доступности молодежи к профессиональному образованию;
  • обеспечение экологического и правового образования подрастающего поколения.

Основными направлениями государственной демографической политики в сфере международного сотрудничества color="#008040"> являются:

  • обмен демографической информацией на основе ее унификации и компьютеризации;
  • обмен опытом в разработке целевых проектов и содействие в их реализации;
  • привлечение международных организаций и стран-доноров к участию в реализации национальных программ и планов в области демографии;
  • активное участие в международных исследованиях, программах, форумах по вопросам народонаселения.

Механизм реализации государственной демографической политики

Государственная демографическая политика реализуется, в первую очередь, посредством разработки и реализации соответствующих краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных и ведомственных программ по проблемам народонаселения.

Проекты государственных программ по проблемам народонаселения до их утверждения представляются разработчиками на согласование в Национальный комитет по народонаселению.

Национальный комитет по народонаселению осуществляет:

  • планирование и координацию работ в республике по проблемам народонаселения, периодическую актуализацию действующей концепции Государственной демографической политики;
  • экспертизу проектов государственных программ по проблемам народонаселения;
  • планирование и координацию международного сотрудничества республики по проблемам народонаселения;
  • контроль выполнения государственных программ по проблемам народонаселения;
  • выработку и представление в Совет Министров Республики Беларусь предложений по содержанию и реализации государственной демографической политики.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки