Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Российско-Белорусский союз
Регионы России в 1999 г.

Ориентация официального Минска на сотрудничество с регионами России как наиболее перспективное и плодотворное направление российско-белорусской интеграции является отражением противоречивого опыта его взаимодействия с высшим руководством России. Несмотря на готовность Кремля получать дивиденды от популярной в массах идеи объединения с Белоруссией, неопределенность политических перспектив интеграции долгое время подкреплялась фактическим провалом экономических программ. Главной причиной этого А. Лукашенко и его окружение считали отсутствие финансирования российской части проектов, усугублявшееся безынициативностью, бюрократизацией, незаинтересованностью московского чиновничества в развитии российско-белорусских связей. Известная фраза белорусского президента о том, что в условиях бездействия центральных российских властей "интеграцию надо буквально проламывать через московские кабинеты", демонстрирует вынужденность обращения А. Лукашенко к регионам РФ как к субъектам политического процесса.

Во время первого после подписания договора о союзе Белоруссии и России визита А. Лукашенко в российский регион (в Краснодарский край, июнь 1997 г.) белорусский руководитель заявил: "Мы слишком много работаем с центром России, с Москвой, с правительством, с президентом, с федеральными структурами. Подписали много соглашений. Но, к сожалению, эти соглашения в полной мере не реализуются. И не по нашей вине. Мы поняли, что если будем стучать только в московские двери, то ничего не добьемся. Поэтому приняли решение работать с регионами". Если это не приведет к успеху, сказал далее А. Лукашенко, идея интеграции будет загублена окончательно. Оглушительный успех поездки белорусского лидера на Кубань, оказанный ему восторженный прием (сообщалось, что его выступление 29 раз прерывалось овациями [1]) были замечены российскими и зарубежными СМИ.

В ходе переговоров с краснодарским губернатором Н. Кондратенко был подписан пакет соглашений, который позднее стал стандартным для поездок А. Лукашенко в российские регионы. Он содержит соглашения об экономическом, научно-техническом, культурном сотрудничестве, о взаимных поставках товаров. Довольно часто параллельно подписываются договоры о прямых связях субъектов РФ и областей Белоруссии. А. Лукашенко обязательно проводит также встречи с трудовыми коллективами, на которых демонстрируется, что народ поддерживает восстановление прямых хозяйственных связей и российско-белорусскую интеграцию. Заинтересованность руководителей российских регионов в развитии контактов с Белоруссией проявилась сразу, и уже летом 1997 г. белорусский президент получил многочисленные приглашения посетить области и края России.

Однако вскоре внимание российской общественности приковало к себе известное "дело Шеремета", на фоне которого любые политические акции белорусского руководства воспринимались Москвой весьма настороженно. В августе 1997 г. губернатор Калининградской области Л. Горбенко счел за лучшее просить А. Лукашенко об отмене запланированного визита, а отказ российской стороны принять самолет белорусского президента сорвал в октябре его поездку в Липецк и Ярославль, что вызвало настоящий скандал. Оппонируя Центру, главы Ярославской и Липецкой областей выразили сожаление, что "аспекты политического свойства" встают на пути регионального экономического сотрудничества, и подтвердили готовность выполнить договоренности в сфере торгово-хозяйственных связей. "Самолетный кризис" имел, однако, и скрытую подоплеку: почти одновременно с Днями Белоруссии в Липецке проходил визит российского президента в Нижний Новгород, и стремление многих губернаторов посетить Липецк и Ярославль выглядело ударом по престижу Б. Ельцина.

Некоторые аналитики считали тогда, что российско-белорусская интеграция встретилась с непреодолимыми препятствиями. Однако вскоре положение выправилось. В декабре 1997 г. прошло заседание Исполнительного комитета Союза Белоруссии и России, состоялась поездка в Минск, Гомель и Витебск делегации Ленинградской области, имевшая целью подготовку ряда межрегиональных соглашений; российские власти разрешили открыть представительства Белоруссии в Калининграде, С.-Петербурге, Мурманске, Краснодаре и Тюмени [2]; были определены параметры союзного бюджета на 1998 г., причем с ориентацией на программы, прямо связанные с интересами регионов (дизельное автомобилестроение, лазерные технологии, оптика, производство и переработка льна, картофеля и др.). Неоднократно отмечалось, что в активизации российско-белорусских связей важную роль сыграл нажим на Кремль региональных руководителей, заинтересованных в сотрудничестве с Минском.

В начале декабря Белоруссию посетил мэр Москвы Ю. Лужков, затем делегация Республики Коми во главе с Ю. Спиридоновым. Заключенные соглашения имели не только экономическое значение, но и несомненный политический смысл. Принимая Ю. Спиридонова, белорусский президент заявил, что встречи с руководителями российских регионов все более убеждают его в правильности избранного курса на интеграцию. Насколько "дело Шеремета" было малозначимо само по себе, показывает тот факт, что одновременно с началом слушаний по нему Б. Ельцин направил А. Лукашенко приглашение посетить Ярославскую область в любое удобное время.

Стимулирование прямых контактов Белоруссии с российскими регионами дало плоды довольно скоро. Достигнутый в 1997 г. по сравнению с 1996 г. прирост взаимного товарооборота более чем на треть был на 65% обеспечен за счет расширения связей с краями и областями РФ. Это сотрудничество позволило Белоруссии активно продвигать на российский рынок изделия машиностроения, мебель, текстиль, продукты питания, получая взамен (преимущественно по бартеру) топливо и сырье. При недостатке у Белоруссии валютных средств эта система открывала перед ее хозяйственными структурами серьезные перспективы. В 1997 г. было подписано восемь соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между правительством Белоруссии и российскими регионами. Торговые отношения были установлены практически со всеми субъектами РФ, имелось 90 соглашений российских регионов с белорусскими областями. Тридцать российских территорий увеличили по сравнению с 1996 г. товарооборот с Белоруссией вдвое, Москва - в 2,5 раза [3].

Тенденции взаимовыгодного встречного движения белорусской экономики и российских регионов получили развитие в 1998 г. Россия заняла главное место во внешнеторговом обороте Белоруссии, на нее приходится почти 60% его объема. Белоруссия стала третьим по значению торговым партнером России (после ФРГ и США), а товарооборот между двумя странами в 1996-1998 гг. неуклонно возрастал, составив в 1998 г. 9,18 млрд долл. [4] На тот момент уже имелось 25 белорусско-российских совместных экономических программ, многие из которых были ориентированы на регионы. Среди них выделялись по масштабам "Автодизель", "Лен", "Лазерные технологии. ХХI век", проекты производства сверхбольших интегральных схем, бытовой техники, автокорда. Поступательно, при активном участии Ю. Лужкова [5] развивались экономические связи Белоруссии с Москвой (торговый оборот составил в 1998 г. 2 млрд долл.). Немало способствовали сближению экономик двух стран продолжавшиеся поездки А. Лукашенко по российским регионам. Большой резонанс в центральной и местной прессе получили посещения им Новосибирска и Владивостока. Толчок развитию промышленного сектора дало подписание соглашений с Оренбургской областью, откуда в Белоруссию поступают газ, электроэнергия, металл, электродвигатели и радиаторы. В свою очередь, область заинтересована в белорусских тракторах, автомобилях, стройматериалах, химических волокнах.

Региональные лидеры проявляли внимание к стратегии развития хозяйства союзного государства. Так, оренбургский губернатор В. Елагин прямо заявил, что во многом поддерживает экономическую политику, проводимую Белоруссией, и считает, что именно на ее основе необходимо корректировать российские реформы. Серьезными событиями стали визит в Минск в июле 1998 г. делегации Владимирской области (его итог - объединение усилий в разработке новых технологий производства льняных тканей, сотрудничество Минского и Владимирского тракторного заводов, расширение поставок приборов для автотранспортного и сельскохозяйственного машиностроения), а также соглашение с Воронежской областью, поднявшее на новый уровень взаимодействие российских и белорусских машиностроителей и производителей радиоэлектроники. Укрупнило масштабы регионального сотрудничества соглашение Белоруссии с Ассоциацией экономического взаимодействия "Центральная Россия", подписанное в июне 1998 г. в Ярославле.

Экономический кризис, разразившийся в августе 1998 г., ударил не только по России, но и по довольно динамично развивавшейся белорусской экономике. Однако, как отмечал белорусский вице-премьер В. Долголев, характерно, что в 1998 г. взаимный товарооборот, несмотря на кризис, вырос в 1,7 раза (пусть и на бартерной основе), причем прежде всего за счет наиболее активных в области интеграции 22 регионов. Одновременно произошло резкое снижение масштабов сотрудничества с Белоруссией 20 других регионов.

Весьма своеобразно на этом фоне выглядела сентябрьская встреча А. Лукашенко в Вискулях с группой российских губернаторов. В России ей не уделили достаточного внимания из-за политических неурядиц и правительственного кризиса того времени, хотя некоторые аналитики расценили это событие как демарш оппозиционных губернаторов. Среди участников встречи были не только краснодарский губернатор Н. Кондратенко, тульский глава В. Стародубцев, руководители Ставропольской, Владимирской и Брянской областей А. Черногоров, Н. Виноградов, Ю. Лодкин, но и более умеренные, но сотрудничавшие с левыми главы Липецкой и Смоленской областей А. Прохоров и О. Королев, псковский губернатор член ЛДПР Е. Михайлов, а также никогда до этого не замеченные во фронде ярославский и тверской губернаторы А. Лисицын и В. Платов, глава Удмуртии А. Волков и губернатор Таймырского автономного округа Г. Неделин. Поскольку серьезных экономических результатов совещание не достигло, можно предположить, что сам факт его проведения в обстановке политического кризиса в России лишний раз демонстрировал растущее влияние А. Лукашенко на региональных лидеров.

Во второй половине сентября - начале октября 1998 г. белорусский президент принял в Минске делегации Удмуртии, Курганской и Смоленской областей, а затем совершил поездку в Омск и Кемерово. Во время переговоров с омским губернатором Л. Полежаевым белорусский лидер помимо соглашений о торгово-экономическим, научно-техническом и культурном сотрудничестве достиг договоренности о поставках в Белоруссию пшеницы и нефтепродуктов. Ради расширения связей с угольщиками Кузбасса, подчеркнул А. Лукашенко, Белоруссия готова свернуть закупку угля в Польше. Губернатор А. Тулеев, в свою очередь, отметил, что Кемеровская область заинтересована в получении от союзного государства автомобильной техники (прежде всего большегрузных самосвалов БелАЗ), автошин, минеральных удобрений, химических волокон, продукции легкой промышленности [6]. Президент сумел воспользоваться визитом в Сибирь, чтобы озвучить идею совместного создания "народного телевизора" на основе "Витязя" и "Горизонта" и очередной раз подтвердить свою приверженность курсу на интеграцию с Россией.

Поездка в Сибирь, встречи с трудовыми коллективами в очередной раз продемонстрировали популярность белорусского президента среди населения российской глубинки. Характерно, однако, что констатация торможения интеграции именно первыми лицами в руководстве России не помешала ему призвать сибиряков не допустить отставки Б. Ельцина, а глав регионов - воспрепятствовать урезанию его властных полномочий [7]. Видимо, в условиях падения авторитета верховной власти и массовых манифестаций осени 1998 г., участники которых требовали отставки Б. Ельцина, эти заявления А. Лукашенко были должным образом оценены в Кремле. Всего лишь через год после "самолетного кризиса" неблагожелательное отношение Москвы к разъездам белорусского лидера по российским регионам сменилось на противоположное. В частности, тогдашний руководитель администрации президента В. Юмашев передал А. Лукашенко искреннюю благодарность Б. Ельцина за его поездки в Омск и Кемерово. Было заявлено, что российское руководство приветствует и одобряет инициативы и практические шаги президента Белоруссии по расширению регионального сотрудничества и укреплению Союза России и Белоруссии в целом [8]. Однако вынужденность этих заявлений Кремля в адрес укреплявшего свои позиции белорусского лидера была очевидна. П. Шеремет писал, оценивая итоги его поездки в Сибирь: "Паблисити А. Лукашенко в российских регионах приобретает широкий масштаб без всякой оглядки на Кремль. Минск превратился для большинства губернаторов РФ чуть ли не во вторую столицу"[9].

Закрепляя контакты с регионами, зимой 1998-1999 гг. А. Лукашенко совершил еще несколько поездок по российским территориям, в частности, в Смоленскую область, Республику Коми и Удмуртию. Здесь он, как сообщала пресса, активно интересовался состоянием дел на предприятиях ВПК, в частности, на "Ижмаше", подчеркивал необходимость развития интеграции на основе взаимовыгодной торговли и производственной кооперации. В очередной раз было отмечено, что для белорусского руководства взаимопонимание с регионами России является одним из главных лозунгов. В известном выступлении в Смоленске А. Лукашенко прямо заявил: "Именно сотрудничество Белоруссии с российскими регионами спасло в свое время Союз, когда наблюдалось некоторое похолодание в отношениях между Москвой и Минском"[10]. Региональные лидеры подчеркивали безусловную поддержку населением идеи российско-белорусского единства и растущую заинтересованность хозяйственных структур в контактах с Белоруссией, которые уже достигли широких масштабов.

Существовала и оппозиция некоторым важным аспектам российско-белорусского сближения со стороны части субъектов РФ. Еще весной 1997 г. во время подготовки договора о союзе наиболее влиятельные лидеры национальных республик в составе России выступили против скорого объединения двух стран. Президент Татарстана М. Шаймиев заявил тогда, что считает союз "несозревшим и форсированным", вызванным к жизни осложнением политической ситуации в Европе и расширением НАТО. Он также высказался о необходимости проведения референдума в обеих странах по вопросу об объединении [11]. Довольно резко отозвался также президент Башкирии М. Рахимов, который, признав значимость интеграции, подчеркнул необходимость предварительного информирования о ходе подготовки договора руководителей субъектов РФ. Все это контрастировало с безоговорочной поддержкой интеграционных процессов лидерами "русских" регионов, из которых, пожалуй, только Э. Россель присоединился в 1997 г. к опасениям относительно невольного содействия российско-белорусских соглашений дезинтеграционным процессам в самой России [12].

Новым рубежом в российско-белорусском сближении стала Декларация о дальнейшем единении России и Белоруссии от 25 декабря 1998 г., предусматривавшая вынесение договора о создании единого государства на всенародное обсуждение к середине следующего года. Она вызвала резкие заявления лидеров национальных республик. Так, президент Ингушетии Р. Аушев отметил, что союз Белоруссии и России можно приветствовать, если под ним понимается экономическая интеграция с определенной политической окраской, как в странах Евросоюза. Если же речь идет о новом государственном образовании, то многие национальные республики РФ обязаны ставить вопрос о новом статусе, так как потенциал Татарстана или Башкирии не меньше, чем у Белоруссии. М. Шаймиев и М. Рахимов, в свою очередь, прямо выступили против преобразования России и Белоруссии в единое государство на том основании, что это изменит структуру субъектов Федерации, и потребовали в этой связи расширения суверенитета своих республик [13].

Тем не менее, несмотря на откровенную оппозицию ряда региональных лидеров и торможение интеграционных процессов в результате перетасовки федеральных исполнительных структур, А. Лукашенко продолжал реализовывать свою стратегию прямых связей с регионами. Весной - летом 1999 г. белорусский президент совершил новые поездки - в Нижнее Поволжье, Оренбург и Уфу. Его переговоры с М. Рахимовым и договор о сотрудничестве с Башкирией дают надежду на перелом тенденции в отношениях с национальными республиками. Особые связи сложились у А. Лукашенко с губернаторами регионов юга России - он даже высказывал мысль о возможности введения какой-либо "общей валюты" для взиаморасчетов Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей, Ставропольского, Краснодарского краев и Белоруссии. Симптоматично прозвучали его слова после встречи с главой Астраханской области А. Гужвиным: "Россия восстановит былое могущество благодаря губерниям, которые реально управляют государством. Именно российские губернаторы, развивая торгово-экономические отношения с Беларусью, позволили укрепить союз двух государств и сейчас наполняют его реальным содержанием"[14].

Резкие заявления А. Лукашенко в адрес Кремля, из-за политических игр которого Белоруссия не один год находится в "подвешенном состоянии", участившиеся в последнее время, показывают, что, по мнению белорусской стороны, она уже прошла свою часть интеграционного пути. Здесь надо иметь в виду и определенное недовольство Минска стратегией интеграции, принятой под давлением российских властей. Белорусское руководство, как известно, предлагало на первом этапе уладить политические разногласия и подписать объединительный договор, а затем уже на этой основе развивать экономический союз. Российский подход состоял в ориентации преимущественно на экономическую интеграцию, которая на межгосударственном уровне просто не состоялась.

Известно, в частности, что союзный бюджет 1998 г. был провален, причем по вине российской стороны, которая выполнила свои обязательства на 27% (Белоруссия - на 99%), что не позволило реализовать намеченные программы, в том числе чернобыльскую. Этот факт показателен, особенно если учесть, что абсолютная величина доли союзного бюджета в полтора раза меньше объема средств, которые предполагалось выделить в 1998 г. для Московского университета, и составляет 0,08% федерального бюджета. Российские СМИ активно обсуждали летом 1998 г. положение, в котором оказалась межгосударственная программа дизельного моторостроения. Она была разработана на пике российско-белорусских интеграционных процессов в первой половине 1997 г. "Мотор интеграции", созданный на Ярославском моторном заводе для белорусского МАЗа в соответствии со стандартом "Евро-2", должен был стать примером восстановления разорванных связей и выхода на новый перспективный уровень. Однако хроническое невыполнение российской стороной финансовых обязательств привело к остановкам конвейера на МАЗе, забастовкам из-за невыплаты зарплаты на ЯМЗ и поставило под угрозу провала всю программу создания международной финансово-промышленной группы "БелРусАвто". Положение удалось спасти только благодаря личному вмешательству А. Лукашенко, "пробившему" государственный кредит для ЯМЗ - не случайно на российском заводе президента соседнего государства называют кормильцем [15].

С другой стороны, региональное сотрудничество, инициатором которого выступил белорусский президент, достигло в 1997-1999 гг. действительно серьезных масштабов. Общеизвестно, что уровень хозяйственных связей и взаимной торговли многих субъектов РФ между собой серьезно уступает аналогичным показателям их контактов с белорусскими регионами. Таким образом, благодаря активности А. Лукашенко и российских региональных руководителей эти связи скорее соответствуют уже федеративному уровню.

Если мотивы расширения экономических контактов естественны и понятны, а результаты - вполне осязаемы, то политическое значение деятельности А. Лукашенко в отношении российских регионов весьма неочевидно. Оппоненты белорусского президента (а их достаточно среди российской элиты) подчеркивают, что его главная цель - получить пропуск на российскую арену, и поэтому поездки А. Лукашенко в российскую провинцию являются необъявленной предвыборной кампанией. Не случайно белорусский президент стремится общаться с народом, причем на встречах с трудовыми коллективами его высказывания в адрес Москвы гораздо резче, чем в официальных выступлениях. По мнению противников А. Лукашенко, те же цели преследуют позитивные публикации о Белоруссии в региональных СМИ, аналогичные функции выполняют и белорусские представительства в российских городах. Высказывалось даже предположение, что тайная цель поездок белорусского лидера - замкнуть на себя губернаторов в обход Кремля, выстроить треугольник "А. Лукашенко - Е. Строев - губернаторы"[16].

Сторонники белорусского президента, в свою очередь, подчеркивают закономерность превращения яркого и искреннего поборника возрождения единого государства в полюс притяжения российских политических сил. В соответствии с логикой эволюции общественной жизни России и интегративных процессов визиты руководителей субъектов РФ в Белоруссию, поездки А. Лукашенко по России, акции в его поддержку естественно вплелись в региональный политический контекст. Как отмечал ответственный секретарь Парламентского собрания Союза Белоруссии и России В. Аксенов, "...в условиях деградации российской государственности, распада федерального "гравитационного поля" Минск объективно становится новым притягательным центром для значительной части регионов России, особенно для русских краев и областей. Кризис российского государства привел к тому, что "белорусская карта" вновь становится козырной во внутриполитической борьбе за власть в России. При этом отношение к Союзу Белоруссии и России оказывается своеобразной лакмусовой бумажкой для российских политических элит"[17].

Некоторые российские аналитики считают, что А. Лукашенко заинтересован в приоритетном развитии связей с экономически сильными, самодостаточными регионами, возглавляемыми яркими губернаторами (вовсе не обязательно активно противостоящими федеральному Центру). Завязывая с ними особые отношения через развитие экономического сотрудничества, белорусский президент одновременно оценивает региональных лидеров как возможных союзников или конкурентов. Характерно и то воодушевление, с которым субъекты Федерации встречают сам факт активного участия А. Лукашенко в "непрезидентском" деле налаживания двусторонних связей между предприятиями. Симпатии населения провинций к белорусскому президенту выглядят вполне естественными, однако теплый прием со стороны элиты демонстрирует значение, придаваемое ею самому факту переговоров с руководителем суверенного государства. С этой точки зрения расширение контактов с Белоруссией не только дает регионам экономические выгоды, но и означает повышение статуса местных лидеров [18]. С другой стороны, белорусская оппозиция иногда упрекает А. Лукашенко в том, что он, занимаясь расширением связей с российскими регионами, вольно или невольно низводит международные связи государства до регионального уровня (тем самым реализуя "тайную цель" Кремля) и низводит Белоруссию к положению 90-го субъекта Российской Федерации. Тем не менее белорусское руководство упорно следует региональной модели развития интеграции, подчеркивая ее оправданность в условиях перманентного политического кризиса в России. По мнению В. Долголева, только перенесение центра тяжести на регионы дало толчок развитию межгосударственного сотрудничества в условиях, когда "не удавалось проводить системные решения на федеральном уровне"19.

Противоречия, которые порождаются растущим несоответствием между региональной и межгосударственной составляющими российско-белорусской интеграции, приводят к парадоксальным и беспрецедентным событиям. Так, в июле 1999 г. в ассоциацию "Центральная Россия", включающую 12 областей и Москву, вошли четыре белорусские области - Минская, Гомельская, Витебская и Могилевская. Поскольку такие объединения обычно не ограничиваются обсуждением сугубо хозяйственных проблем, участие белорусских территорий в российской ассоциации способствует еще большему включению союзной страны в российскую политическую жизнь.

Характерно, что свыше трети общего объема российско-белорусской торговли приходится на предприятия Центра России, причем Ярославская область входит в число немногих российских территорий, в экспорте которых доля продукции машиностроения превышает 50%. К ноябрю 1999 г. 70 субъектов РФ имели совместные экономические проекты с Белоруссией, за 1996-1998 гг. российские регионы подписали 115 договоров и соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с правительством Белоруссии и администрациями ее областей, около 40 - с ее министерствами и ведомствами. В течение 1998-1999 гг. 13 белорусских правительственных делегаций посетили регионы РФ, 34 раза в Минск приезжали российские региональные руководители [20].

Последние из таких встреч состоялись осенью 1999 г. на фоне затянувшегося процесса согласования позиций центральных властей относительно договора о создании союзного государства. А. Лукашенко еще в апреле предложил Кремлю его радикальный вариант, предполагавший в том числе введение поста единого президента, формирование союзных правительства, парламента, бюджета и армии. Последующие инвективы белорусского президента в адрес Москвы, настаивавшей на более мягком варианте сближения, диктовались среди прочего уверенностью А. Лукашенко в необратимом характере связей Белоруссии с российскими регионами. В середине октября белорусский лидер посетил Калининградскую область, где подписал с губернатором Л. Горбенко соглашение о долгосрочном сотрудничестве этого российского эксклава с областями и органами государственного управления Белоруссии. В начале декабря в Минск приезжали делегации Оренбургской области во главе с губернатором В. Елагиным и Москвы во главе с одним из первых лиц столичной администрации В. Ресиным. Показательно, что наряду с обсуждением вопросов торгово-экономического взаимодействия (вроде поставок энергоресурсов из Оренбурга или импорта белорусского продовольствия в Москву) А. Лукашенко, как следует из его заявлений для прессы, постоянно подчеркивал политическую и даже геополитическую необходимость формирования государственной надстройки союза.

Реальный договор, прошедший путь от публикации проекта в "Российской газете" и "Советской Белоруссии" через всенародное обсуждение в обеих странах (по официальным данным, в нем участвовало 1,5 млн граждан, внесших более 1300 поправок и уточнений), последующее рассмотрение Исполкомом Союза, отмену согласованной даты подписания его президентами (что дало основания для многочисленных толкований), последовавший затем визит А. Лукашенко в Москву и подписание договора, беспроблемное прохождение этого акта через процедуру ратификации в Госдуме и Совете Федерации, - в принципе не так уж значительно отличается от договора 1997 г. Существенной новацией являются разве что прямые выборы нижней палаты союзного парламента, расширение его функций и более точные формулировки в отношении бюджета [21].

Возможно, поэтому реакция на создание союзного государства региональных лидеров, которые зарекомендовали себя его оппонентами, оказалась довольно вялой. Повторив сначала традиционные заявления о необходимости повышения статуса своих территорий в союзном государстве (характерно, что это произошло в день подписания договора, а потому выглядело как своеобразное ритуальное действо), буквально назавтра М. Шаймиев и М. Рахимов скорректировали свои позиции. Первый подчеркнул, что подписанный договор носит скорее экономический характер, а потому поднимать статус Татарстана до союзного нет необходимости. М. Рахимов заявил даже, что никогда не выступал против создания российско-белорусского союза, и в контексте данного договора вопрос о месте в нем Башкирии подниматься не будет [22]. Единогласное голосование в Совете Федерации подтвердило, что лидеры национальных республик не увидели для себя угроз в союзном государстве. Поскольку политическая составляющая договора не выглядит (по крайней мере, пока) значительным продвижением вперед по пути интеграции, региональный вектор сотрудничества будет оставаться важнейшей заботой белорусского руководства. Не случайно уже после подписания акта А. Лукашенко заявил, что будущее союзного государства зависит от того, как будут развиваться торгово-экономические отношения Минска с российскими регионами. По его мнению, именно за счет этого "удалось не заморозить интеграционные процессы, наполнить реальным содержанием Союз".

С другой стороны, российско-белорусская интеграция на протяжении 1999 г. приобрела иное звучание в контексте политического процесса в России, и прежде всего в свете электоральных интересов российских политиков, партий и движений. Противники воссоединения восточно-славянских государств отдают себе отчет в том, что, выступая с откровенной критикой этой популярной среди населения идеи, они значительно снижают свои шансы. Однако именно вследствие мощной поддержки, которая существует в массах сближению России и Белоруссии, и бесспорности линии на продолжение интеграции этот момент оказалось сложно использовать для мобилизации электората [23]. В российской глубинке данная особенность выборов 1999 г. проявилась, видимо, еще более отчетливо, чем на федеральном уровне.

Примечания

[1] Содружество-НГ. - 1997. - Дек.

[2] Рос. газ. - 1998. - 14 янв.

[3] Трибуна. - 1998. - 18 февр. Наибольший масштаб имели связи Белоруссии с Москвой, С.-Петербургом, Татарстаном, Тюменской, Курской, Московской, Кемеровской, Волгоградской и Свердловской областями. На них приходилось около 50% межгосударственного товарооборота (Содружество-НГ. - 1998. - Апр.).

[4] Независимая газ. - 1999. - 2 апр.

[5] Белорусская оппозиция подчеркивала, что именно "лужковская Москва стала первым субъектом РФ, положившим начало победоносному хождению А. Лукашенко по российским регионам, минуя Кремль" (Белорус. газ. - 1998. - 9 окт.).

[6] Трибуна. - 1998. - 22 окт.; Новые Известия. - 1998. - 24 окт.

[7] Независимая газ. - 1998. - 24 окт.

[8] Независимая газ. - 1998. - 31 окт.

[9] Белорус. деловая газ. - 1998. - 2 нояб.

[10] Новые Известия. - 1998. - 31 дек.

[11] Независимая газ. - 1997. - 19 апр.

[12] В дальнейшем экономическое сотрудничество Белоруссии и Свердловской области развивалось довольно успешно. Э. Россель совершил плодотворный визит в Минск, а взаимный товарооборот составил в 1998 г. 144 млн дол.

[13] Сегодня. - 1998. - 29 дек.; Век. - 1998. - 30 дек.; Независимая газ. - 1998. - 30 дек.

[14] Независимая газ. - 1999. - 28 мая.

[15] Общая газ. - 1998. - 29 окт.-4 нояб. В "БелРусАвто" входят МАЗ, БелАЗ, Пинский завод колесных тягачей, Могилевский автозавод, с российской стороны - Ярославский завод дизельной аппаратуры, "Автодизель" и Тутаевский моторный завод.

[16] Новые Известия. - 1998. - 2 апр.

[17] Независимая газ. - 1998. - 31 окт.

[18] Дракохруст Ю., Фурман Д. Перипетии интеграции (развитие процесса белорусско-российского объединения) // Белоруссия и Россия: общества и государства. - М., 1997.

[19] Независимая газ. - 1999. - 7 апр.

[20] Союз: Беларусь - Россия. - 1999. - 25 нояб.; Независимая газ. - 1999. - 27 окт.

[21] Одновременно предполагается реализация интеграционной программы, в которой на срок до 2005 г. прописаны механизмы и формы создания единого экономического пространства России и Белоруссии.

[22] Независимая газ. - 1999. - 10 дек.

[23] Показательным примером стали неудачи на губернаторских выборах в Оренбургской области действующего главы администрации В. Елагина и на выборах в Госдуму по Тверскому округу депутата Госдумы второго созыва А. Тягунова. Оба эти политика ставили в центр своей кампании именно поддержку российско-белорусской интеграции.

А. Лукашенко и российские регионы



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки