Первым и основным свидетельством нацеленности государства на обладание ОМУ является принятие руководством страны соответствующего политического решения, без наличия которого реализация программы создания ОМУ в конкретной стране невозможна. Для организации производства любого вида "сверхоружия" требуется задействование столь широкого спектра различных областей промышленного и научного комплексов, что представить себе это вне государственного финансирования и руководства можно лишь гипотетически.
Между тем, как правило, политическое решение о создании ОМУ держится в секрете, и факт его принятия можно зафиксировать либо непосредственно — средствами разведки, либо по косвенным данным.
О наличии такого решения могут сигнализировать:
-
Неприсоединение к договорам, нацеленным на ограничение или отказ от производства и обладания ОМУ, а также — в более широком плане — неучастие в международных переговорах и форумах по данной проблеме.
-
Отказ ставить свои объекты под международный контроль, попытки не допускать соответствующие инспекции международных организаций или лимитировать их деятельность.
-
Создание управленческой структуры, непосредственно подчиняющейся высшему политическому руководству или армейскому командованию и наделенной особыми полномочиями, при функциях, явно не соответствующих заявленным для этого органа.
- Создание в государственных внешнеэкономических органах или в разведслужбах специальных подразделений, наделенных особыми правами и обладающих большими финансовыми возможностями для закупок за рубежом сырья, оборудования, образцов техники. Образование с этой же целью "частных фирм", связанных со спецорганами.
- Активная лоббистская деятельность в пользу создания ОМУ влиятельных политических сил, партий или группировок, близких к высшим эшелонам власти.
- Психологическая подготовка общественности к принятию военной доктрины, предусматривающей использование ОМУ (использование рассмотренных в первой части доклада мотивов "страха", "сдерживания", "победы", "крайней меры" и др.).
- Отсутствие официальной реакции на обвинение данного государства в намерениях создать ОМУ и (или) "нагнетание страстей" в правительственных, так же как и в близких к властям, средствах массовой информации вокруг проблемы владения ОМУ странами, вовлеченными в конфликтную ситуацию с данным государством.
- Открытая или скрытая поддержка стран, которые практически встали на путь создания ОМУ.
Новый вызов после "холодной войны": распространение оружия массового уничтожения
|