Настоящий федеральный закон устанавливает особенности государственного регулирования, разработки и реализации специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом.
Статья 1. Разработка специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом
1. Разработка специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом, осуществляется в соответствии с законодательством в области использования атомной энергии, охраны окружающей природной среды и программами социально-экономического развития Российской Федерации с учетом:
- необходимости реабилитации территорий и охраны окружающей среды в указанных регионах;
- задач социально-экономического развития регионов, охватываемых в каждой конкретной программе;
- уровней радиационного загрязнения регионов и объема задач по их реабилитации;
- необходимости демонтажа или утилизации выведенных из эксплуатации радиационно опасных объектов;
- обязательного включения в программы мер по социальной защите и охране здоровья населения регионов;
- возможностей финансового обеспечения программ за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом.
Статья 2. Основные цели и содержание специальных экологических
программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом
1. Специальные экологические программы реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемые за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом, направлены на обеспечение радиационной безопасности населения Российской Федерации, общее снижение радиационного риска и улучшение экологической ситуации в радиационно-загрязненных регионах Российской Федерации путем проведения мероприятий по реабилитации радиационно-загрязненных территорий, демонтажу или утилизации выведенных из эксплуатации радиационно-опасных объектов.
2. Специальные экологические программы реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемые за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом, должны содержать следующие основные положения:
- цели, основные мероприятия программ, этапы и срок" их реализации;
- критерии отнесения территорий к радиационно-загрязненным;
- информацию о состоянии окружающей природной среды и здоровья населения;
- оценку воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
- требуемые мероприятия по реабилитации территорий;
- наличие или необходимость создания систем экологического контроля и экологического мониторинга;
- результаты выполнения отдельных этапов и программ в целом, в том числе прогноз изменения состояния окружающей природной среды и здоровья населения;
- требуемые объемы финансирования по программам в целом и по отдельным годам.
3. Контроль за реализацией специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом, осуществляют специально уполномоченный орган в области охраны окружающей природной среды и уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление использованием атомной энергии в Российской Федерации.
Статья 3. Финансирование специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации
1. Финансирование специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации производится из средств Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии, образующихся за счет валютных поступлений от отдельных внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом, в том числе операций, связанных со сдачей в аренду (лизинг) тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, а также ввозом на территорию Российской Федерации облученного ядерного топлива для его временного хранения и (или) переработки.
2. Перечень внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом, отчисления от которых используются на финансирование специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Порядок и объем финансирования специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации из средств Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Государственное регулирование внешнеторговых операций
с облученным ядерным топливом часть валютных поступлений от которых идет на финансирование специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных территорий Российской Федерации
1. Финансирование специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом осуществляется в соответствии с единым проектом, разрабатываемым по каждой конкретной программе и объединяющим программу с планом ее финансирования на основе предполагаемой внешнеторговой операции с ядерным топливом (далее - "проект").
Ввоз на территорию Российской Федерации облученного ядерного топлива с целью временного хранения и (или) переработки осуществляется по лицензиям, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти, на который возложено регулирование внешнеторговой деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии.
2. Порядок и условия осуществления внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
3. Внешнеторговые сделки, относящиеся к операциям с облученным ядерным топливом, в том числе сделки, связанные с ввозом облученного ядерного топлива на временное хранение и (или) переработку и осуществлением лизинговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов, заключаются между иностранными контрагентами и российскими контрагентами, специально уполномоченными на то федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии.
Статья 5. Обеспечение экологической безопасности
1. Предусмотренные ст. 4 настоящего Федерального закона проекты подлежат государственной экологической экспертизе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
2. Порядок реализации проекта устанавливается Правительством Российской Федерации. Лимит ежегодно ввозимого топлива определяется Правительством Российской Федерации исходя из административных и технических возможностей, в том числе возможностей предприятий, осуществляющих хранение и переработку облученного ядерного топлива, а также состояния окружающей природной среды в районе размещения предприятий.
Статья 6. Контроль за выполнением требований настоящего Федерального закона
Контроль за выполнением требований настоящего Федерального закона, в том числе за поступлением и целевым использованием средств образующихся в порядке, предусмотренным статьей 3 настоящего Федерального закона, осуществляется межведомственной комиссией, назначаемой Правительством Российской Федерации по согласованию с Федеральным Собранием Российской Федерации.
Статья 7. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
3. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
|