После распада СССР и образования на его месте новых независимых государств
десятки миллионов граждан оказались “иностранцами”, никуда не эмигрируя. Как известно,
за пределами исторической Родины оказались не только русские, но и представители
практически всех народов, населяющих Российскую Федерацию, что и предопределило
многонациональный состав новой российской диаспоры.
Сегодня существуют различные методики оценки численности российской диаспоры
в странах СНГ и Балтии, которая в работах отдельных авторов варьируется от 30
до 70 млн. человек. Однако, на наш взгляд, в еще большей степени и этот показатель,
и человеческое измерение данной проблемы характеризует следующая деталь — 80 млн.
жителей современной России (а это почти две трети общей численности ее населения)
имеют родственников в республиках, прежде входивших в состав Союза ССР. Следовательно,
положение этнических россиян в ближнем зарубежье, успехи или просчеты в государственной
политике по их поддержке отражаются не только на международном авторитете Российской
Федерации, но и на настроении значительной части ее жителей, отношении к властным
структурам. Более того, полагаем, что наряду с другими объективными и субъективными
факторами, вызвавшими стойкую кризисную ситуацию в социально-экономической сфере,
свою немалую роль играют становящиеся достоянием гласности все новые факты дискриминации
российских соотечественников в большинстве стран СНГ и Балтии.
Таким образом, можно утверждать, что сильная и эффективная политика России
в отношении своей диаспоры имеет гораздо большую основу, чем это принято считать,
и отвечает не только геополитическим интересам государства, но и жизненным интересам
и чаяниям простых россиян. Следует подчеркнуть, что все эти годы проблемам своей
диаспоры в ближнем зарубежье Россия уделяет особое внимание, ее поддержка становится
постоянным элементом внешней политики, принята правительственная программа заботы
об интересах и правах соотечественников, выделяются значительные средства на эти
цели.
Между тем, учитывая ставшее традиционным запаздывание политиков, ученых и специалистов
с осмыслением и реакцией на происходящие в общественной жизни события, по-прежнему
не позволяет своевременно отслеживать некоторые тенденции и в сложных процессах,
протекающих в российской диаспоре ближнего зарубежья.
Так, до сих пор остаются неразработанными некоторые теоретико-методологические
аспекты самого понятия “российская диаспора”. Дезинтеграция СССР, разрыв единого
полиэтнического пространства повлекли за собой потребность в национальной и социальной
самоидентификации его населения, резко выявили проблемы диаспор, которые в советский
период по ряду объективных и субъективных причин не были столь актуальными. Как
известно, необходимость поддержания двойной лояльности — нынешней стране проживания
и культуре страны выхода, а это значит России для наших соотечественников, заставляют
их искать основы новой этнокультурной идентичности, вобравшей в себя социальные
представления их родителей.
И если приоритеты титульных наций в большей или меньшей мере нашли свое отражение
в законодательстве и практике большинства новых независимых стран, то целый пласт
их населения, ранее объединенного институтом советского гражданства, поставлен
перед необходимостью поиска собственной ниши в социокультурной среде таких государств.
Этим людям предстоит осознать себя меньшинством по сравнению с коренным этносом,
пройти нелегкие этапы социальной и психологической адаптации для того, чтобы вписаться
в новую социально-этническую и политическую реальность, сберечь свою национальную
самобытность, сохранить духовные связи с исторической Родиной. В этой связи возрастает
значение консолидации диаспор, российской в частности, для осуществления упомянутых
функций, сохранения себя как особой этнической общности.
Отличительной особенностью современной этнокультурной ситуации в постсоветском
пространстве является то, что эти институты не только не исчезают, но их число
постоянно растет. Более того, в последнее время и в самой России отмечается своего
рода социальное и политическое возрождение даже тех этнических диаспор, которые
почти растворились в иноэтнической среде.
Современная общественная наука пока не может представить обществу итоги обстоятельных
исследований данной проблемы. Между тем, ее значимость от этого ни в коей мере
не уменьшается — не трудно заметить, что реальное влияние диаспор на жизнь принявшего
их государства неуклонно увеличивается, они постепенно превращаются во влиятельный
фактор решения не только социально-культурных, но и экономических, и политических
проблем, важный объект и активно действующий субъект контактов “стран-родителей”.
Следует подчеркнуть, что в нынешней практике наиболее распространенным пока
остается употребление термина “российские соотечественники за рубежом”, что, на
наш взгляд, не способно в полной мере заместить смысловую нагрузку понятия “российская
диаспора”. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Как известно, термин “диаспора” в
переводе с греческого языка означает рассеяние, пребывание определенной части
народа вне страны его происхождения. Появление диаспор в истории человеческой
цивилизации восходит к VI в. до нашей эры, когда было осуществлено насильственное
переселение евреев. Это понятие, употребленное к конкретному народу, в дальнейшем
стало применяться ко всем этническим группам, которые по тем или иным причинам
были оторваны от своего народа и продолжали не просто жить, но и сохраняться как
особые этнические общности.
Новую страницу внесли новая и новейшая история, когда поводом для образования
диаспор вне своей исторической Родины для ряда наций стали аграрное перенаселение,
потребность в иной сфере приложения рабочей силы, притеснения и ограничения в
общественной жизни, квалифицируемые как этническое преследование. Вот и теперь,
в результате распада некогда единого государства, также образовался целый ряд
новых диаспор. Анализируя феномен диаспоры, надо подчеркнуть, что в нашей научной
литературе до сих пор нет ясности в употреблении этого термина. Нередко диаспора
отождествляется с понятием “малочисленные народы”, перед которыми хотя и стоит
ряд задач, аналогичных диаспорам, но они имеют свой конкретный исторический ареал
расселения и в обозримом отрезке времени не покидали свою Родину.
На наш взгляд, рассматривая понятие “диаспора”, следует исходить из того, что
одним из основных его факторов становится пребывание этнической общности людей
в иноэтническом окружении за пределами страны (территории) их происхождения. При
этом важно исходить из того, что диаспора — это не часть одного народа, живущего
среди другого, а такая этническая об-щность, которая имеет, сохраняет, поддерживает
и развивает такие отличительные черты национальной самобытности, как язык, культуру,
сознание. Более того, диаспора обязательно имеет некоторые организационные формы
своего функционирования, наделена внутренним импульсом, потребностью к самосохранению.
Особую роль в истории диаспор имеет религиозный фактор, который, в большей или
меньшей мере способствует формированию и функционированию диаспор, пронизывает
всю их культуру.
Отдельные ученые полагают, что способностью создавать диаспору обладает не
каждый этнос, а только тот, который устойчив к ассимиляции. С этими доводами трудно
согласиться — ведь процесс ассимиляции (если она не насильственная) длится не
одно поколение и трудно предвидеть судьбу того или иного народа, оказавшегося
в результате распада СССР в иноэтническом окружении нового независимого государства.
С другой стороны, известны многочисленные факты, когда в постсоветских странах
очень жестко ставятся вопросы ускоренного перевода всех сфер общественного бытия
на государственные языки, искусственно сужается информационное пространство и
искореняется образование на русском языке, предпринимаются и другие дискриминационные
меры по отношению к нетитульному населению, которые становятся серьезным испытанием
для диаспоры Поэтому объективно устойчивость диаспор достигается посредством ее
внутренней организации (органы самоуправления, образовательные, культурно-просветительские,
политические и другие общественные объединения и организации).
Субъективным фактором устойчивости, на наш взгляд, следует считать существование
некого психологического стержня, будь то национальная идея, историческая память,
религиозные убеждения и все другое, что позволяет сохранить этническую общность,
не дает возможности раствориться в иноэтнической среде. Таким образом, именно
внутреннее, не всегда осознанное стремление и способность к самоорганизации является
наиболее отличительным признаком диаспоры, что и позволяет ей функционировать,
длительное время оставаясь относительно самодостаточным организмом.
В этой связи нет никаких оснований рассматривать диаспоры в качестве переходных
образований, исчезающих по мере интеграции в новую культурную среду. Напротив,
как свидетельствует опыт дальнего зарубежья, они сохраняют значительное влияние
на индивида и после его социальной адаптации в стране проживания. Поэтому при
изучении новых российских диаспор имеет смысл обратиться к богатейшему опыту тех
российских общин, которые прошли долгий путь развития, а их представители обрели
опыт существования в иноэтнической среде.
Теперь, когда более или менее подробно уяснены некоторые теоретические аспекты,
функции диаспоры, становится очевидным, на наш взгляд, что в государственной политике
по отношению к российским соотечественникам отдельные приоритеты должны претерпеть
существенное изменение. Полагаем, что декларирование заботы о соотечественниках
в целом несколько размывает самую суть проблемы — эти люди, оказавшись в трудном
положении, апеллируют непосредственно к российскому государству. Тысячи и тысячи
душераздирающих писем, получаемых руководящими органами страны, отдельными политиками,
российскими посольствами, редакциями влиятельных газет, других средств массовой
информации, — яркое подтверждение тому.
Но если взглянуть на данную ситуацию беспристрастно, то становится очевидным,
что иметь сильную и влиятельную диаспору, строящую свою деятельность в соответствии
с законодательством страны проживания, опирающуюся на поддержку России, очень
выгодно по целому ряду причин.
Во-первых, это международный престиж и показатель демократичности государственного
устройства.
Во-вторых, и это наиболее важно для государств постсоветской Центральной Азии,
— именно так обеспечивается равновесие и устойчивость общественного развития,
когда пришли в движение и ведут отчаянную борьбу за власть различные политические
силы и течения внутри титульного этноса. Во многом под влиянием этого фактора,
например, более трех лет назад в рамках движения “Кыргызстан — наш общий дом”,
была создана Ассамблея народа Кыргызстана (АНК), объединившая усилия всех национально-культурных
центров и общественных объединений некоренных народов. Наделенная консультативно-координационными
функциями, АНК предпринимает достаточно эффективные меры по установлению в республике
гражданского мира и межнационального согласия, ее решения постоянно вызывают высокий
общественный резонанс, к ним прислушивается руководство в Центре и регионах.
В-третьих, такой подход гарантирует лояльность и поддержку новым независимым
государствам со стороны Российской Федерации, как бы ни стремилось руководство
некоторых из них дистанцироваться от нее сегодня. Геополитический расклад и историческая
практика свидетельствуют, что именно Россия, ее культура, трудовой и товарный
рынки не потеряют своей притягательности даже в отдаленной перспективе. И наконец,
если будет достигнута договоренность о взаимности, то и России будет выгодно иметь
на своей территории сильные и жизнеспособные диаспоры казахов, узбеков, армян,
молдаван и других народов республик, прежде входивших в состав СССР.
Тем самым, на наш взгляд, проблема российских соотечественников в ближнем зарубежье
и выходцев из новых независимых стран в самой России выходит на качественно новый,
более цивилизованный уровень решения. Полагаем, что для этого в целом уже создались
благоприятные предпосылки. Это связано еще и с тем, что “романтический этап” в
национально-государственном устройстве бывших союзных республик, с характерными
для него всплеском национального самосознания титульных наций, “лихорадкой суверенизации”,
эмоциональными антирусскими и антироссийскими акциями по любому поводу, очевидно,
в основном завершился. Известно, что в свое время реакцией российских соотечественников
на такой поворот в жизни стала обвальная миграция на историческую Родину — в Россию,
основательно подорвавшая не только экономический потенциал и социальную инфраструктуру
целого ряда новых государств, но и негативно сказавшегося, в ряде случаев, на
качестве жизни их граждан.
На смену первому этапу пришел новый, уже с законодательно оформленной политикой
обеспечения приоритета титульных наций во всех сферах общественной и социально-экономической
жизни, которая уже начинает вызывать сомнение у демократически настроенных слоев
коренного населения. У русских и русскоязычных граждан, тем не менее, наступило
осознание, что суверенитет и независимость бывших союзных республик — это не игра
воображения национально озабоченной политической элиты, а суровая повседневная
реальность, гарантия их пожизненной “второсортности”, необходимости приспособления
к ранее немыслимой обстановке этнокультурного дискомфорта. Некоторое ослабление
перегибов в переходе на государственные языки, снижение накала бытового национализма
в ряде случаев, создают иллюзию возврата к прежней атмосфере, тем более, что от
последствий экономического кризиса, инфляции, роста цен, безработицы, невыплат
зарплаты, пенсий, пособий, стипендий страдает и коренное население. Но неуклонное
сужение информационного пространства и образования на русском языке, трудности,
порой неразрешимые, в поддержании связей с родственниками в России, невозможность
влиять на принятие решений о своей дальнейшей судьбе постепенно “додавливают”
соотечественников и тогда потребность в объединении, отстаивании своих законных
прав и интересов становится во главу угла.
Следует подчеркнуть, что в большинстве стран СНГ и Балтии недостатка в общественных
объединениях этнических россиян нет. Как нет и, к сожалению, в большинстве случаев
стремления к консолидации своих позиций и действий. Проведенный анализ показывает,
что по-настоящему авторитетных, сплоченных и способных решительно отстаивать интересы
русского и русскоязычного населения организаций пока еще очень мало. В этой связи
определенный практический интерес представляет опыт трех так называемых “русских”
общественных объединений в Киргизии, которые сумели найти общий язык и организовали
Координационный совет для решения всех общезначимых вопросов. Поочередно, в течение
квартала, председательствуя в нем, лидеры этих организаций сделали, на наш взгляд,
весьма важный шаг на пути консолидации своих сил в решении проблем статуса русского
языка, отстаивании прав на пропорциональное представительство в выборных и руководящих
органах государственной власти всех уровней, скоординированной культурно-просветительской,
образовательной и правозащитной деятельности.
Однако такой пример сегодня еще единичен, и объясняется это слишком многими
объективными и субъективными причинами. Во-первых, организационной и финансовой
слабостью таких объединений, их импульсивной работой, нацеленной, как правило,
на проведение разовых крупных мероприятий. Во-вторых, нельзя не учитывать жесткого
прессинга со стороны властей, которые могут в любой момент прекратить деятельность
неугодных объединений по надуманным поводам. В-третьих, ощущается слабая координация
их работы в пределах республики, региона, Содружества в целом. Созданный при Госдуме
России Совет соотечественников еще только делает первые шаги, а целенаправленная
деятельность Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом,
пользующейся большим авторитетом и влиянием среди общественных объединений российской
диаспоры, пробуксовывает из-за перебоев в бюджетном финансировании.
Выходом из замкнутого круга может стать уже упоминавшееся предложение о корректировке
представлений о проблеме соотечественников и путях ее разрешения через признание
новой роли российской диаспоры. Конкретной практической мерой в этом направлении
могло бы стать введение в переговорный процесс на уровне государств — участников
СНГ и стран Балтии проекта соглашения о наделении всех диаспор, их официально
зарегистрированных общественных объединений новыми функциями для организованного
решения проблем этнокультурного воспроизводства соотечественников. Такой шаг способен
наглядно продемонстрировать добрую политическую волю сторон, будет означать новый
уровень в установлении обстановки доверия в отношениях между ними, создаст благоприятные
условия комплексного и всеобъемлющего решения вопросов социально-экономической
и этнокультурной адаптации российских соотечественников за пределами Российской
Федерации и проживающих на ее территории выходцев из других республик бывшего
СССР.
Есть основания полагать, что в этом случае уйдут в историю стихийные потоки
вынужденной миграции, процесс переселения войдет в нормальное цивилизованное русло
репатриации.
Однако, чтобы избежать непростительных ошибок уже на начальном этапе, важно
своевременно начать анализ и глубокое изучение всех аспектов современных диаспор
российских соотечественников за рубежом и диаспор других народов на территории
России. То есть, требуется объективная информация, с помощью которой можно составить
социально-психологический портрет современных диаспор, прогнозировать развитие
ситуации в сфере межнациональных отношений, разработать в рамках Концепции государственной
национальной политики новые подходы к решению данной проблемы, которые бы отвечали
актуальному требованию времени — построению социально ориентированного мультикультурного
общества.
А.НАЗАРОВ,
доктор исторических наук,
Е.НАЗАРОВА,
аспирант 15.05.1998
|