Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
Проблемы российской диаспоры в странах СНГ

После распада СССР и образования на его месте новых независимых государств десятки миллионов граждан оказались “иностранцами”, никуда не эмигрируя. Как известно, за пределами исторической Родины оказались не только русские, но и представители практически всех народов, населяющих Российскую Федерацию, что и предопределило многонациональный состав новой российской диаспоры.

Сегодня существуют различные методики оценки численности российской диаспоры в странах СНГ и Балтии, которая в работах отдельных авторов варьируется от 30 до 70 млн. человек. Однако, на наш взгляд, в еще большей степени и этот показатель, и человеческое измерение данной проблемы характеризует следующая деталь — 80 млн. жителей современной России (а это почти две трети общей численности ее населения) имеют родственников в республиках, прежде входивших в состав Союза ССР. Следовательно, положение этнических россиян в ближнем зарубежье, успехи или просчеты в государственной политике по их поддержке отражаются не только на международном авторитете Российской Федерации, но и на настроении значительной части ее жителей, отношении к властным структурам. Более того, полагаем, что наряду с другими объективными и субъективными факторами, вызвавшими стойкую кризисную ситуацию в социально-экономической сфере, свою немалую роль играют становящиеся достоянием гласности все новые факты дискриминации российских соотечественников в большинстве стран СНГ и Балтии.

Таким образом, можно утверждать, что сильная и эффективная политика России в отношении своей диаспоры имеет гораздо большую основу, чем это принято считать, и отвечает не только геополитическим интересам государства, но и жизненным интересам и чаяниям простых россиян. Следует подчеркнуть, что все эти годы проблемам своей диаспоры в ближнем зарубежье Россия уделяет особое внимание, ее поддержка становится постоянным элементом внешней политики, принята правительственная программа заботы об интересах и правах соотечественников, выделяются значительные средства на эти цели.

Между тем, учитывая ставшее традиционным запаздывание политиков, ученых и специалистов с осмыслением и реакцией на происходящие в общественной жизни события, по-прежнему не позволяет своевременно отслеживать некоторые тенденции и в сложных процессах, протекающих в российской диаспоре ближнего зарубежья.

Так, до сих пор остаются неразработанными некоторые теоретико-методологические аспекты самого понятия “российская диаспора”. Дезинтеграция СССР, разрыв единого полиэтнического пространства повлекли за собой потребность в национальной и социальной самоидентификации его населения, резко выявили проблемы диаспор, которые в советский период по ряду объективных и субъективных причин не были столь актуальными. Как известно, необходимость поддержания двойной лояльности — нынешней стране проживания и культуре страны выхода, а это значит России для наших соотечественников, заставляют их искать основы новой этнокультурной идентичности, вобравшей в себя социальные представления их родителей.

И если приоритеты титульных наций в большей или меньшей мере нашли свое отражение в законодательстве и практике большинства новых независимых стран, то целый пласт их населения, ранее объединенного институтом советского гражданства, поставлен перед необходимостью поиска собственной ниши в социокультурной среде таких государств. Этим людям предстоит осознать себя меньшинством по сравнению с коренным этносом, пройти нелегкие этапы социальной и психологической адаптации для того, чтобы вписаться в новую социально-этническую и политическую реальность, сберечь свою национальную самобытность, сохранить духовные связи с исторической Родиной. В этой связи возрастает значение консолидации диаспор, российской в частности, для осуществления упомянутых функций, сохранения себя как особой этнической общности.

Отличительной особенностью современной этнокультурной ситуации в постсоветском пространстве является то, что эти институты не только не исчезают, но их число постоянно растет. Более того, в последнее время и в самой России отмечается своего рода социальное и политическое возрождение даже тех этнических диаспор, которые почти растворились в иноэтнической среде.

Современная общественная наука пока не может представить обществу итоги обстоятельных исследований данной проблемы. Между тем, ее значимость от этого ни в коей мере не уменьшается — не трудно заметить, что реальное влияние диаспор на жизнь принявшего их государства неуклонно увеличивается, они постепенно превращаются во влиятельный фактор решения не только социально-культурных, но и экономических, и политических проблем, важный объект и активно действующий субъект контактов “стран-родителей”.

Следует подчеркнуть, что в нынешней практике наиболее распространенным пока остается употребление термина “российские соотечественники за рубежом”, что, на наш взгляд, не способно в полной мере заместить смысловую нагрузку понятия “российская диаспора”. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Как известно, термин “диаспора” в переводе с греческого языка означает рассеяние, пребывание определенной части народа вне страны его происхождения. Появление диаспор в истории человеческой цивилизации восходит к VI в. до нашей эры, когда было осуществлено насильственное переселение евреев. Это понятие, употребленное к конкретному народу, в дальнейшем стало применяться ко всем этническим группам, которые по тем или иным причинам были оторваны от своего народа и продолжали не просто жить, но и сохраняться как особые этнические общности.

Новую страницу внесли новая и новейшая история, когда поводом для образования диаспор вне своей исторической Родины для ряда наций стали аграрное перенаселение, потребность в иной сфере приложения рабочей силы, притеснения и ограничения в общественной жизни, квалифицируемые как этническое преследование. Вот и теперь, в результате распада некогда единого государства, также образовался целый ряд новых диаспор. Анализируя феномен диаспоры, надо подчеркнуть, что в нашей научной литературе до сих пор нет ясности в употреблении этого термина. Нередко диаспора отождествляется с понятием “малочисленные народы”, перед которыми хотя и стоит ряд задач, аналогичных диаспорам, но они имеют свой конкретный исторический ареал расселения и в обозримом отрезке времени не покидали свою Родину.

На наш взгляд, рассматривая понятие “диаспора”, следует исходить из того, что одним из основных его факторов становится пребывание этнической общности людей в иноэтническом окружении за пределами страны (территории) их происхождения. При этом важно исходить из того, что диаспора — это не часть одного народа, живущего среди другого, а такая этническая об-щность, которая имеет, сохраняет, поддерживает и развивает такие отличительные черты национальной самобытности, как язык, культуру, сознание. Более того, диаспора обязательно имеет некоторые организационные формы своего функционирования, наделена внутренним импульсом, потребностью к самосохранению. Особую роль в истории диаспор имеет религиозный фактор, который, в большей или меньшей мере способствует формированию и функционированию диаспор, пронизывает всю их культуру.

Отдельные ученые полагают, что способностью создавать диаспору обладает не каждый этнос, а только тот, который устойчив к ассимиляции. С этими доводами трудно согласиться — ведь процесс ассимиляции (если она не насильственная) длится не одно поколение и трудно предвидеть судьбу того или иного народа, оказавшегося в результате распада СССР в иноэтническом окружении нового независимого государства. С другой стороны, известны многочисленные факты, когда в постсоветских странах очень жестко ставятся вопросы ускоренного перевода всех сфер общественного бытия на государственные языки, искусственно сужается информационное пространство и искореняется образование на русском языке, предпринимаются и другие дискриминационные меры по отношению к нетитульному населению, которые становятся серьезным испытанием для диаспоры Поэтому объективно устойчивость диаспор достигается посредством ее внутренней организации (органы самоуправления, образовательные, культурно-просветительские, политические и другие общественные объединения и организации).

Субъективным фактором устойчивости, на наш взгляд, следует считать существование некого психологического стержня, будь то национальная идея, историческая память, религиозные убеждения и все другое, что позволяет сохранить этническую общность, не дает возможности раствориться в иноэтнической среде. Таким образом, именно внутреннее, не всегда осознанное стремление и способность к самоорганизации является наиболее отличительным признаком диаспоры, что и позволяет ей функционировать, длительное время оставаясь относительно самодостаточным организмом.

В этой связи нет никаких оснований рассматривать диаспоры в качестве переходных образований, исчезающих по мере интеграции в новую культурную среду. Напротив, как свидетельствует опыт дальнего зарубежья, они сохраняют значительное влияние на индивида и после его социальной адаптации в стране проживания. Поэтому при изучении новых российских диаспор имеет смысл обратиться к богатейшему опыту тех российских общин, которые прошли долгий путь развития, а их представители обрели опыт существования в иноэтнической среде.

Теперь, когда более или менее подробно уяснены некоторые теоретические аспекты, функции диаспоры, становится очевидным, на наш взгляд, что в государственной политике по отношению к российским соотечественникам отдельные приоритеты должны претерпеть существенное изменение. Полагаем, что декларирование заботы о соотечественниках в целом несколько размывает самую суть проблемы — эти люди, оказавшись в трудном положении, апеллируют непосредственно к российскому государству. Тысячи и тысячи душераздирающих писем, получаемых руководящими органами страны, отдельными политиками, российскими посольствами, редакциями влиятельных газет, других средств массовой информации, — яркое подтверждение тому.

Но если взглянуть на данную ситуацию беспристрастно, то становится очевидным, что иметь сильную и влиятельную диаспору, строящую свою деятельность в соответствии с законодательством страны проживания, опирающуюся на поддержку России, очень выгодно по целому ряду причин.

Во-первых, это международный престиж и показатель демократичности государственного устройства.

Во-вторых, и это наиболее важно для государств постсоветской Центральной Азии, — именно так обеспечивается равновесие и устойчивость общественного развития, когда пришли в движение и ведут отчаянную борьбу за власть различные политические силы и течения внутри титульного этноса. Во многом под влиянием этого фактора, например, более трех лет назад в рамках движения “Кыргызстан — наш общий дом”, была создана Ассамблея народа Кыргызстана (АНК), объединившая усилия всех национально-культурных центров и общественных объединений некоренных народов. Наделенная консультативно-координационными функциями, АНК предпринимает достаточно эффективные меры по установлению в республике гражданского мира и межнационального согласия, ее решения постоянно вызывают высокий общественный резонанс, к ним прислушивается руководство в Центре и регионах.

В-третьих, такой подход гарантирует лояльность и поддержку новым независимым государствам со стороны Российской Федерации, как бы ни стремилось руководство некоторых из них дистанцироваться от нее сегодня. Геополитический расклад и историческая практика свидетельствуют, что именно Россия, ее культура, трудовой и товарный рынки не потеряют своей притягательности даже в отдаленной перспективе. И наконец, если будет достигнута договоренность о взаимности, то и России будет выгодно иметь на своей территории сильные и жизнеспособные диаспоры казахов, узбеков, армян, молдаван и других народов республик, прежде входивших в состав СССР.

Тем самым, на наш взгляд, проблема российских соотечественников в ближнем зарубежье и выходцев из новых независимых стран в самой России выходит на качественно новый, более цивилизованный уровень решения. Полагаем, что для этого в целом уже создались благоприятные предпосылки. Это связано еще и с тем, что “романтический этап” в национально-государственном устройстве бывших союзных республик, с характерными для него всплеском национального самосознания титульных наций, “лихорадкой суверенизации”, эмоциональными антирусскими и антироссийскими акциями по любому поводу, очевидно, в основном завершился. Известно, что в свое время реакцией российских соотечественников на такой поворот в жизни стала обвальная миграция на историческую Родину — в Россию, основательно подорвавшая не только экономический потенциал и социальную инфраструктуру целого ряда новых государств, но и негативно сказавшегося, в ряде случаев, на качестве жизни их граждан.

На смену первому этапу пришел новый, уже с законодательно оформленной политикой обеспечения приоритета титульных наций во всех сферах общественной и социально-экономической жизни, которая уже начинает вызывать сомнение у демократически настроенных слоев коренного населения. У русских и русскоязычных граждан, тем не менее, наступило осознание, что суверенитет и независимость бывших союзных республик — это не игра воображения национально озабоченной политической элиты, а суровая повседневная реальность, гарантия их пожизненной “второсортности”, необходимости приспособления к ранее немыслимой обстановке этнокультурного дискомфорта. Некоторое ослабление перегибов в переходе на государственные языки, снижение накала бытового национализма в ряде случаев, создают иллюзию возврата к прежней атмосфере, тем более, что от последствий экономического кризиса, инфляции, роста цен, безработицы, невыплат зарплаты, пенсий, пособий, стипендий страдает и коренное население. Но неуклонное сужение информационного пространства и образования на русском языке, трудности, порой неразрешимые, в поддержании связей с родственниками в России, невозможность влиять на принятие решений о своей дальнейшей судьбе постепенно “додавливают” соотечественников и тогда потребность в объединении, отстаивании своих законных прав и интересов становится во главу угла.

Следует подчеркнуть, что в большинстве стран СНГ и Балтии недостатка в общественных объединениях этнических россиян нет. Как нет и, к сожалению, в большинстве случаев стремления к консолидации своих позиций и действий. Проведенный анализ показывает, что по-настоящему авторитетных, сплоченных и способных решительно отстаивать интересы русского и русскоязычного населения организаций пока еще очень мало. В этой связи определенный практический интерес представляет опыт трех так называемых “русских” общественных объединений в Киргизии, которые сумели найти общий язык и организовали Координационный совет для решения всех общезначимых вопросов. Поочередно, в течение квартала, председательствуя в нем, лидеры этих организаций сделали, на наш взгляд, весьма важный шаг на пути консолидации своих сил в решении проблем статуса русского языка, отстаивании прав на пропорциональное представительство в выборных и руководящих органах государственной власти всех уровней, скоординированной культурно-просветительской, образовательной и правозащитной деятельности.

Однако такой пример сегодня еще единичен, и объясняется это слишком многими объективными и субъективными причинами. Во-первых, организационной и финансовой слабостью таких объединений, их импульсивной работой, нацеленной, как правило, на проведение разовых крупных мероприятий. Во-вторых, нельзя не учитывать жесткого прессинга со стороны властей, которые могут в любой момент прекратить деятельность неугодных объединений по надуманным поводам. В-третьих, ощущается слабая координация их работы в пределах республики, региона, Содружества в целом. Созданный при Госдуме России Совет соотечественников еще только делает первые шаги, а целенаправленная деятельность Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, пользующейся большим авторитетом и влиянием среди общественных объединений российской диаспоры, пробуксовывает из-за перебоев в бюджетном финансировании.

Выходом из замкнутого круга может стать уже упоминавшееся предложение о корректировке представлений о проблеме соотечественников и путях ее разрешения через признание новой роли российской диаспоры. Конкретной практической мерой в этом направлении могло бы стать введение в переговорный процесс на уровне государств — участников СНГ и стран Балтии проекта соглашения о наделении всех диаспор, их официально зарегистрированных общественных объединений новыми функциями для организованного решения проблем этнокультурного воспроизводства соотечественников. Такой шаг способен наглядно продемонстрировать добрую политическую волю сторон, будет означать новый уровень в установлении обстановки доверия в отношениях между ними, создаст благоприятные условия комплексного и всеобъемлющего решения вопросов социально-экономической и этнокультурной адаптации российских соотечественников за пределами Российской Федерации и проживающих на ее территории выходцев из других республик бывшего СССР.

Есть основания полагать, что в этом случае уйдут в историю стихийные потоки вынужденной миграции, процесс переселения войдет в нормальное цивилизованное русло репатриации.

Однако, чтобы избежать непростительных ошибок уже на начальном этапе, важно своевременно начать анализ и глубокое изучение всех аспектов современных диаспор российских соотечественников за рубежом и диаспор других народов на территории России. То есть, требуется объективная информация, с помощью которой можно составить социально-психологический портрет современных диаспор, прогнозировать развитие ситуации в сфере межнациональных отношений, разработать в рамках Концепции государственной национальной политики новые подходы к решению данной проблемы, которые бы отвечали актуальному требованию времени — построению социально ориентированного мультикультурного общества.

А.НАЗАРОВ,
доктор исторических наук,
Е.НАЗАРОВА,
аспирант
15.05.1998


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки