Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
РОССИЯНЕ В БЛИЖНЕМ ЗАРУБЕЖЬЕ

С распадом СССР многие жители бывших союзных республик в подавляющем большинстве оказались в положении иностранных граждан на территориях новых суверенных государств. Им приходится испытывать моральное и правовое давление. В некоторых странах ближнего зарубежья со страниц республиканской и местной печати, по радио и телевидению нагнетается психологическая истерия, раздаются призывы депортировать русских, не давать гражданства, запретить выкуп квартир и т.п. От слов и призывов в ряде новых государств перешли к делу. Так, например, в Латвии и Эстонии под флагом защиты коренного населения стали вводить ограничения прав населения некоренного. Прежде всего, через законодательство о гражданстве.

Напомним, что около 40 процентов населения Латвии и Эстонии - русскоязычные, в Литве - 10 процентов, общая же численность русскоязычных, по преимуществу русских в Прибалтийских государствах приближается к 2,5 миллионам. Теперь все они - национальные меньшинства.

В Эстонии в настоящее время проживает около 950 тысяч эстонцев и не менее 600 тысяч иностранцев. Такой раздел был произведен на основе юридического акта, принятого парламентом, - Постановления о введении закона "О гражданстве" в редакции на 16 июня 1940 г., т.е. на день вступления в республику Красной Армии. Согласно этому закону, ценз оседлости охватывает два года и год дается на прошение о гражданстве (2+1). Таким образом, через два года каждый, кто приедет теперь в Эстонию, сможет ходатайствовать о статусе гражданина. А спустя год после подачи заявления предстоит сдать экзамены по языку, знанию истории, культуры республики.

Закон жестко подходит к тем представителям некоренного населения, кто уже живет и многие годы проработал на благо Эстонии. Теперь им также надо проходить и двухлетний ценз, и годовой испытательный срок, и сдавать экзамены. Правда, за точку отсчета взято 30 марта 1990 г. - день объявления парламентом переходного периода, реального восстановления независимости.

Еще жестче - подготовленный закон о гражданстве в Латвии: шестнадцатилетний ценз оседлости, знание языка и т.д. Но и в этой, и в другой республике проблема гражданства прямо затрагивает политические и экономические права огромных масс людей.

Единственная из республик Прибалтики, где был принят "нулевой" вариант гражданства, -это Литовская Республика. Но и при этом двадцать тысяч человек, которые поселились в Литве после 3 ноября 1989 г., не имеют права на него.

За то время, пока некоренные жители республик Прибалтики пытаются оформить свое гражданство, органы власти намерены провести ряд жизненно важных мероприятий в этих республиках: выборы в органы власти и приватизацию собственности. Согласно законам, более полутора миллионов людей, автоматически лишенных гражданства в этих республиках, могут оказаться за бортом политического процесса. Их интересы фактически никем не будут представлены. Так, в ближайшие месяцы пройдет референдум по Конституции в Эстонии. Затем -выборы в Государственное собрание. Почти все 600-тысячное русскоязычное население не примет в них участия, во всяком случае подавляющее большинство. Значит, не будет оно представлено ни в парламенте, ни в местных органах власти.

Уже на предыдущих выборах в Верховный Совет Латвии можно было наблюдать очевидное стремление политических деятелей радикального толка вытеснить русскоязычных из политического процесса. Нехитрыми манипуляциями по организации избирательных округов они добились того, что немногим более 50 процентов коренного латышского населения получили две трети мест в Верховном Совете. Пожалуй, в этом латышских радикалов превзошли лишь казахские, где 40 процентов казахов заняли две трети мест в парламенте Казахстана.

По новым законам о гражданстве, если выборы состоятся в 1993 г., ни в Латвии, ни в Эстонии русскоязычное население вообще не будет представлено в органах государственной власти.

Еще не решены многие экономические и социальные проблемы. Грядет приватизация, реорганизация высшей и средней школы. И естественно беспокойство: не поделится ли общегосударственный пирог только между гражданами?

Призывы политиков не путать права гражданина и права человека не успокаивают людей. Слишком переплетены они между собой. В принятом Законе о земле уже сказано прямо:

приобретать ее могут только граждане. Да и в рад других законов введено понятие "гражданин" Латвии, Литвы, Эстонии. Кто же защитит неграждан? Их собственные возможности крайне ограничены: они не вправе создавать политические организации.

Явственно обозначились тенденции вытеснения русских из многих сфер общественно-политической, культурной и экономической жизни. Происходит резкое сокращение телевизионных и радиопередач из России. Законодательно программируется лишение крупных русских общин Балтии прав на высшее образование на родном языке. Началось одностороннее сокращение сети русского среднего образования.

На тяжелом психологическом состоянии русских сказывается необъективное, предвзятое формирование негативного образа России и русского человека в бывших союзных республиках и попытка навязать самим русским комплекс вины за прежние перегибы и искажения в национальной политике.

При этом сознательно умалчивается о том, что усилиями всего бывшего Союза и при решающем вкладе Российской Федерации в союзных республиках были созданы современные отрасли народного хозяйства, порой с более передовой технологией, чем в самой Российской Федерации. Обеспечение более высоких темпов раз вития экономики бывших союзных республик создавало более благоприятные предпосылки для формирования производственной и социальной инфраструктуры, чем в Российской Федерации. Всемерная помощь со стороны России другим республикам позволила им создать мощный духовный и нравственный потенциал, сформировать национальные кадры культуры, высшей и средней школы, государственного управления, народного хозяйства.

Рост национального самосознания при таких социальных, политических и экономических условиях привел к переходу его из национального в националистическое. Наиболее отчетливо это стало проявляться в настроении и поведении, прежде всего, интеллигенции и молодежи. Стали культивироваться антирусские настроения, особенно это стало очевидным в период правления М.С. Горбачева, когда популистские политические лозунги не подкреплялись действенными политическими решениями. Все это усилило националистический угар, требования предоставить государственную независимость.

Особенно это стало очевидным после принятия первым съездом народных депутатов СССР постановления о предоставлении прибалтийским республикам экономической самостоятельности. Это было использовано не в целях решения действительных экономических проблем, а в интересах одной единственной задачи - выхода из состава Советского Союза.

Национальная интеллигенция, активно воздействующая на национальное самосознание своих народов, именно в русских увидела наиболее существенное препятствие суверенитету своих республик, а также проявлению националистических амбиций. В этих условиях и стал вопрос защиты русских, проживающих в бывших союзных республиках.

Значительная часть русского населения проживает на территории бывших союзных республик не в первом поколении, и они с полным основанием считали эти республики своей родиной. Так, более половины русских Балтии здесь и родились. К примеру, в Латвии примерно две трети - уроженцы республики или были привезены сюда маленькими детьми. Из оставшейся трети большинство приехало в Латвию не по своей воле, а были направлены по запросу республик теперешнего проживания как специалисты народного хозяйства или по приказу -офицеры. Они восстанавливали разрушенные войной города и селения, восстанавливали и вновь строили заводы и фабрики, выполняли воинский долг. Здесь же родились у них дети и внуки. Теперь им говорят: "Вы - не граждане, а хотите иметь права - возвращайтесь на Вашу историческую родину". Трудно вообразить такое, скажем, в Соединенных Штатах Америки, если бы коренные индейцы так же поставили вопрос относительно американцев - выходцев из Англии, Италии, Ирландии, Германии или той же Прибалтики.

Вне России, в ближнем зарубежье проживают: в славянских Беларуси и Украине - 13 миллионов русских, еще 12 миллионов русских - в других союзных республиках. Причем, в последних ныне - зачастую в качестве лиц второго сорта, на которых, правда, в решающей степени держится промышленность, транспорт, энергетика. Многие из них уже сейчас готовы переехать в Россию. И выезжает в основном квалифицированная часть населения: рабочие-специалисты, техническая, творческая и научная интеллигенция.

Страх за родных и близких, неуверенность в завтрашнем дне заставляют русских покидать республики Прибалтики, Молдову, где грубо попирается Декларация прав человека, откровенно дискриминируется русскоязычное население. Огромные массы людей в этих регионах считают себя. брошенными на произвол судьбы, а Россию - не способной отстоять их интересы.

В республиках Средней Азии и Закавказья миграционные процессы находятся в исключительной зависимости от общего состояния межнациональных проблем, и любое межэтническое столкновение не только внутри республики, но и происходящее в других сопредельных республиках может выступать фактором, определяющим выезд русского населения.

Все более не простая ситуация складывается для русских в ряде российских автономий, нынешних и бывших, а это затрагивает миллионы человек (11 млн. русских проживает во всех автономиях разного уровня). Только за 9 месяцев прошлого года (более полных данных нет, они не опубликованы) Чечню, например, покинуло 15 тысяч русских.

В настоящее время необходима тщательно разработанная государственная программа миграции русского населения из бывших союзных республик. Тем более, что положение усугубляется еще и сокращением занятости в народном хозяйстве Российской федерации: на 1992 г. прогнозировалось сокращение на 8 миллионов человек при ожидаемом притоке мигрантов более одного миллиона. Ввод жилья предварительно оценивался в 70 процентов к уровню 1991 г. Таким образом, проблема, о которой идет речь, затрагивает не только судьбу миллионов людей, но и состояние экономики Российской Федерации.

Требуются глубокие структурные преобразования экономики. И стабилизация политической обстановки является одним из главных условий для этого. И это тоже выносит на первый план в России национальный вопрос. Конфликты в некоторых регионах происходят только потому, что российский центр не смог выработать гибкую политику с продуманными мерами в области дипломатии.

Необходим комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые бы охватывали все сферы жизни. Решающее место принадлежит социально-экономическим факторам, совершенствованию всего комплекса экономических отношений, развитию взаимовыгодных связей между бывшими союзными республиками - ныне независимыми государствами.

Парламент России ведет переговорный процесс по этим вопросам. Российская Федерация имеет и соответствующие двухсторонние соглашения. Однако вся беда в том, что у некоторых государственных руководителей нет твердой приверженности к соблюдению общепризнанной нормы международного права: "Договоры должны выполняться". В связи с этим следовало бы российским депутатам. Министерству иностранных дел Российской Федерации прибегнуть к таким рычагам давления на национальных лидеров прибалтийских республик, как отказ от ратификации уже заключенных договоров, откладывание на неопределенное время вывода войск я т.д.

Без постоянного влияния России на политику государств, где проживают русские, не может быть решен вопрос о границах. Необходимо добиваться заключения таких договорных обязательств, которые бы обеспечивали равные экономические, социальные права русских, независимо от места проживания.

Защита юридических, экономических и социальных прав русского населения должна быть в поле зрения государственных структур России. Необходимо учредить специальный департамент, который занимался бы вопросами прав русскоязычного населения в бывших республиках Советского Союза.

Стабилизация положения во многом зависит от гуманизации духовной сферы, освобождения ее от национализма и шовинизма. Необходимо принять меры по гармонизации межнациональных отношений, решительно пресекать факты национализма, формировать у населения интернационалистское сознание, укреплять дружбу между людьми разных национальностей.

А. ХУТИН, доктор исторических наук


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки