Американские и западноевропейские эксперты обеспокоены намерением России создать зону своего влияния на просторах бывшего Союза. По их мнению, сегодня Кремль на международном уровне активно проталкивает идею о том, что постсоветская территория должна находиться в сфере российских интересов, не обращая внимания на то, что имперские замашки России вызывают напряжение в ее двухсторонних отношениях с государствами СНГ.
Если при Ельцине Москва заворачивала свои намерения в красивую обертку, то при Путине она перестала скрывать истинные стратегические цели на пространстве бывшего СССР. На одной из встреч с ведущими российскими специалистами в сфере внешней политики президент Путин подчеркнул, что Россия, с одной стороны, должна избавиться от имперских намерений, но, с другой, четко определить национальные интересы и отстаивать их. На высказывание Путина немедленно отреагировали США. Стефан Сестанович, специальный представитель американского госдепартамента по странам СНГ, подчеркнул, что первую часть заявления можно одобрить. Что касается второй, то Америка хотела бы получить разъяснения, что имел в виду российский президент.
Подтверждением тому, что Кремль намерен изменить внешнеполитические подходы к независимым государствам бывшего Союза является заявление одного из высокопоставленных чиновников российского МИДа на заседании ОБСЕ в ноябре 2000 года о том, что Москва будет противодействовать любому вмешательству западных стран во внутренние дела стран Содружества.
Некоторые из государств СНГ уже почувствовали на себе твердую руку Кремля, который не просто угрожает им, используя дипломатический язык, но если надо — принимает санкции, пока ограниченного характера. А что будет дальше?
К примеру, Украине постоянно угрожают сокращением поставок газа. Чтобы сильнее привязать украинскую экономику к «российской колеснице», Москва настойчиво предлагает нам конвертировать газовые долги (по российским данным, они составляют $2,2 млрд) в ценные бумаги, а затем вкладывать их в украинские предприятия, которые будут приватизироваться. Россия особенно заинтересована в установлении контроля над газопроводами, по которым газ северного соседа поступает в Европу.
А Грузии в момент обострения взаимоотношений напоминают о необходимости рассчитаться с Россией по внешним долгам. Не случайно два независимых государства стали объектом жесткой, порой агрессивной линии, практикуемой время от времени Москвой. Они единственные в СНГ, не признающие за Кремлем права распоряжаться заграничной собственностью, золотовалютными запасами и ценными бумагами бывшего Союза по своему усмотрению. По данным зарубежных экспертов, стоимость советских объектов недвижимости бывшего Союза за границей — $350 — 400 млрд. И Москва не намерена ни с кем делиться.
Совсем недавно Россия объявила Каспийское море и его нефтяные ресурсы зоной своих стратегических интересов. По мнению высокопоставленных западных и некоторых российских дипломатов, такая внешнеполитическая направленность России связана с ее намерением создать зоны своего влияния в отдельных регионах мира, как, например, Соединенные Штаты в Латинской Америке — согласно доктрине Монро. Анализируя военные аспекты политики России на просторах СНГ, западные аналитики указывают на то, что Москва не собирается закрывать в Грузии две военные базы (это планировалось сделать в конце прошлого года), а также выводить войска из Приднестровья в 2002 году. По свидетельству экспертов, подписанный между Украиной и Россией договор о военном сотрудничестве ставит под сомнение развитие контактов между Киевом и НАТО, зафиксированное в документах 1997 — 1998 гг. на в ближайшую перспективу.
Москва ускоряет процесс объединения с Белоруссией и создание системы коллективной безопасности с участием нескольких среднеазиатских государств (Казахстан, Киргизстан, Таджикистан) — «Евроазиатское НАТО».
Многие украинские аналитики, анализируя отношения Украины и России, утверждают, что поворот в сторону северного соседа является естественным, поскольку, во-первых, на это государство приходится большая часть торгового оборота Украины, во-вторых, расширяющееся военное сотрудничество может принести двум государствам существенные дивиденды. Но не окажется ли Украина в пасти прожорливого крокодила?
Президент Кучма, чувствуя нарастание определенного недовольства со стороны политической элиты и местных олигархов, пытается рассеять слухи о том, что укрепление российско-украинского сотрудничества является базисом для восстановления бывшего СССР. Может ли сегодня Украина противодействовать усилению позиций российского капитала в своей стране, который только за один год скупил самые лакомые индустриальные куски?
Вряд ли президент и его окружение, которым все равно, кто будет хозяйничать в Украине, смогут внятно ответить на этот вопрос. Главное — удержаться у власти и продолжать латиноамериканскую политику обогащения за счет обнищания других.
|