Привычка - вторая натура
Долги - "любимая тема" премьера Михаила Касьянова. Даже правительство он возглавил, успешно (как принято было считать) проведя реструктуризацию долга Лондонскому клубу. Критикам касьяновской схемы урегулирования внушали, что за "малую уступку" - признание корпоративного долга государственным - мы получили рассрочку и льготные условия погашения. И что это необходимо для того, чтобы на аналогичных условиях реструктурировать долг Парижскому клубу. Государства-кредиторы, впрочем, так не считали и в реструктуризации, несмотря на зимний демарш России с отказом платить, отказали.
В качестве представителя кредитора Касьянову пришлось несколько раз вести переговоры по украинскому долгу за газ. И к немалому изумлению публики Михаил Михалыч в качестве кредитора применил все те же самые навыки, которые приобрел в качестве должника. Сначала Украине примерно вдвое скостили сумму долга - сейчас "выверено" всего $1.4 млрд, и едва ли итоговая сумма долга превысит $1.6-1.8 млрд. Интересно, что полтора года назад, когда Касьянов переговаривался на эту же тему с Виктором Ющенко, выверенными считались все те же $1.4 млрд (http://www.polit.ru/documents/183695.html). То есть с зимы-весны 2000 дело не сдвинулось ни на йоту, и Касьянов летит в Киев подписывать долговое соглашение (уже третье по счету) с Анатолием Кинахом.
Параметры нового соглашения поражают воображение. Во-первых, долг за газ остается корпоративным и будет оформлен облигациями НАК "Нафтогаз", не обеспеченными гарантиями государства. Только в случае банкротства компании, говорят украинские чиновники, мы начнем рассмотрение вопроса об оказании ей помощи. Во-вторых, долг будет реструктурирован на условиях, близких к реструктуризации украинского долга Парижским клубом. Само по себе такое решение могло бы выглядеть хотя и вполне нормально, если бы ... не первый пункт. А вот почему Россия на условиях Парижского клуба реструктурирует негосударственный долг, объяснить уже совершенно невозможно. Наконец, третье - Россия перестает настаивать на введении Украиной запретительной пошлины на экспорт газа. Это означает, что Украина сможет легально продавать на Запад добываемый в стране и "пропавший" из газпромовский трубы газ. При этом украинские компании будут покупать его у "Газпрома" по цене $80 за 1000 кубометров, а продавать по европейским - $100-120.
Вместо государственных Россия получит весьма своеобразные гарантии выплаты газового долга. Гарантиями должны стать газпромовские платежи за транзит газа в Европу. То есть в случае прекращения "Нафтогазом" выплат "Газпром" может уменьшить поставки на Украину. Но это схема изначально двусмысленная: поскольку Украина периодически "забирает" из трубы не предназначенный ей газ, "Газпром" не сможет уменьшать поставки, не ставя под угрозу выполнение экспортных контрактов.
Никакого объяснения беспрецедентным уступкам Касьянова аналитики не находят. Премьерам тем временем осталось 4 октября только договориться о проценте. Кинах настаивает на 3-4% годовых, Касьянов - на 10%. Плюс-минус два процента, и сторонам, по словам Кинаха, удастся придти "к взаимовыгодному соглашению". В общем, создается стойкое ощущение, что Михаил Касьянов просто перепутал и по привычке идентифицировался с интересами должника.
Геополитика двух карманов
Итак, Россия фактически отказалась от каких-либо гарантий по газовому долгу, который, как известно, Украина не платит. В обеспечение хоть каких-то выплат Россия предоставила Украине схему, по которой за российский газ можно расплачиваться самим этим газом, продавая часть его в Европу по ценам на 30-40% выше тех, по которым он поставляется на Украину. В принципе, подготовленная схема "урегулирования" в нормальной стране вполне тянет не только на парламентское расследование, но и на пристальный интерес спецслужб к тем, кто его готовил. В России не так: как пишут "Ведомости", на вопросы относительно откровенно диких и прямо ущемляющих интересы России договоренностей в Кремле кратко отвечают - "геополитика".
Приходится заметить, что этой геополитике, однако, уже 10 лет. Все эти 10 лет Россия никак не может урегулировать газовую проблему со своим славянским собратом: собрат газ ворует и за него не платит. Правда, в ту пору, когда путинская команда выдавливала из "Газпрома" команду Вяхирева, выяснилось, что "дружба" была отнюдь не пустым звуком, а имела вполне вещественную основу: украинская газовая дыра, которую во имя дружбы и стратегического партнерства никак невозможно было заткнуть, вполне эффективно использовалась умельцами крана по обе стороны российско-украинской границы.
Теперь не то. Если раньше Украина в моменты обострения государственнических настроений в российских верхах намекала на свой выход из СНГ, после чего кран немедленно снова открывался, то теперь она в подобных случаях недвусмысленно намекает на свое стремление в НАТО. Такова геополитика по-украински. Геополитика по-русски подразумевает, что ситуация декоративного суверенитета, так сказать - суверенитета с дырками (ибо газовая дыра является одной из несущих опор украинской экономики), является оптимальной для сохранения своего влияния. Даже несмотря на то, что 10 лет работы в этом направлении привели к исключительно отрицательным результатам: перманентная нечестность газовых сделок воспринимается на Украине не как результат и свидетельство партнерства, а напротив - именно как имперский реликт, как стремление России удержать Украину на газовом поводке и ограничить ее суверенитет. Однако российская геополитика не верит в общественное мнение, а верит в чиновника, который готов выставлять суверенитет на торги.
По всей видимости, диковатое соглашение, по мысли российских геополитиков, должно также решить проблему туркменского газа и предотвратить угрозу туркмено-украинского газового альянса. Видимо, именно туркменский газ будет возмещать проданный Украиной на Запад российский газ, а Туркмения таким образом станет участником российско-украинского газового трансферта. И все же достаточно очевидно, что истинной пружиной этой постсоветской геополитики является то, что правящие элиты во всех странах вышли из одной и той же шинели постсоветских суверенитетов. Главный признак этой шинели, что у нее два кармана - один как бы государственный, другой - как бы нет. И вот как бы негосударственная компания "Газпром" будет как бы по собственному почину поставлять газ как бы негосударственной компании "Нафтогаз" (или "Единым энергетическим системам Украины", которыми руководили Павел Лазаренко и Юлия Тимошенко, или "уполномоченному" трейдеру от нового украинского премьера), а та как бы будет использовать его для нужд украинской экономики и как бы за него платить. И вот такое неординарное соглашение как бы премьер-министры двух стран завтра под стрекот камер будут подписывать в Киеве. А потом - выпьют горилки. Потому что в основе всего на свете лежит дружба!
Мы не успеваем за премьером Касьяновым. Сегодня, когда эта статья уже была подготовлена к печати, "Ведомости" сообщили, что в чешском правительстве рассчитывают на подписание Михаилом Касьяновым 9 октября в Праге соглашения о переуступке фирме Falkon российского долга перед Чехией на $2,5 млрд. Правительство Чехии сделку уже одобрило, однако очевидно, что она еще более "мутная", чем реструктуризация газового долга и даже чем пресловутые "долги в обмен на инвестиции".
Два с половиной миллиарда - это почти 70% признанного нами долга Чехии. Договора об урегулировании задолженности нет. Но год назад два минфина заключили соглашение, по которому РАО "ЕЭС" поставляет электроэнергию пражской фирме Falkon, а та продает ее в Европе и выплачивает Чехии российский долг с 80%-ным дисконтом. РАО, в свою очередь, получало деньги от российского Минфина. Falkon - "засекреченная" непрозрачная фирма, которой владеют "люди с кавказскими фамилиями", - уже получил энергии на $80 млн - свыше 40% годового экспорта РАО.
Теперь должен быть подписан договор об урегулировании долга и соглашения минфинов с Falkon и РАО ЕЭС. Falkon, узнали "Ведомости" в чешском Минфине, не будет иметь права перепродавать российские долги на рынке или требовать с нашей страны деньги через суд. Долг можно будет использовать лишь для транзакций с РАО ЕЭС. Чехия предоставляет дисконт в 78,2%.
Вся сделка кажется решительно "кривой" и "мутной". Если чешский Минфин готов уступить долг за 22%, то он бы мог продать его напрямую российскому Минфину - это была бы очень выгодная для нас сделка. Теперь же РАО ЕЭС будет выкупать у Falkon этот долг с дисконтом уже 45-50%, примерно по рыночным котировкам. Тогда даже без учета "премии" РАО ЕЭС российский Минфин должен будет заплатить не $545 млн, а $1,1-1,2 млрд. Особенно замечательно ограничение возможностей Falkon в праве перепродавать долг и обращаться в суд. Значит, долг вообще можно не платить...
"Кривизна" сделки выглядит чрезмерной даже для столь искушенной в долговых играх страны, как Россия. У Касьянова еще есть возможность отказаться от подписания соглашения. Но показателен сам факт появления подобных проектов, на конструирование которых, видимо, расходуются изрядные интелектуальные ресурсы Минфина. Все-таки долги - "любимая тема" премьера Михаила Касьянова.
Кирилл Рогов, Борис Грозовский
|