Дипломатические отношения с Грузией установлены 1 июля 1992 г.
Грузия, находясь на пересечении стратегических транспортных магистралей
между Европой и Азией, занимает важное место в системе российских национально-государ
ственных интересов в Закавказье.
Основополагающее значение для налаживания тесного взаимодей ствия
между Россией и Грузией имел состоявшийся в феврале 1994 г. официальный
визит Президента Российской Федерации Б.Ельцина в Тбилиси, во время которого
был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.
В июле 1995 г. состоялся визит в Грузию Председателя Совета Федерации
Федерального Собрания РФ, в резульате которого было подписано Соглашение
о межпарламентском сотрудничестве.
Очередным этапом в укреплении двусторонних связей стал визит в Тбилиси
15 сентября 1995 г. Председателя Правительства России В.Черномырдина, в
ходе которого были подписаны принципиально важные договоры о российских
военных базах в Грузии и о правовом статусе российских и грузинских граждан,
проживающих на территории соответственно Грузии и России.
Дальнейшее развитие российско -грузинские отношения получили в результате
официального визита в Россию 18—19 марта 1996 г. Президента Грузии Э.Шеварднадзе.
В ходе визита были подписаны Совместная декларация, соглашения о двустороннем
торгово-экономичес ком сотрудничестве на 1996—1997 гг., о торговом судоходстве
и другие договорные документы.
В октябре 1992 г. была сформирована государственная делегация Российской
Федерации на переговорах с Грузией. 27—29 ноября 1996 г. на ее десятом
заседании в Тбилиси грузинская сторона обратилась с просьбой ускорить ратификацию
Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве и Договора о передаче
осужденных для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они
являются.
На поставленный российской делегацией вопрос о заключении Соглашения,
связанного с восстанов лением прав депортированных народов, грузинская
сторона дала отрицательный ответ, сославшись на нерешенность проблемы беженцев
из Абхазии и Южной Осетии.
Практическое выполнение достигнутых договоренностей, — а в настоящее
время подписано более 80 договоров и соглашений, — сталкивается с серьезными
трудностями, вызванными, с одной стороны, разрывом после распада СССР традиционных
хозяйственных связей, а с другой — неурегулирован ностью межнациональных
конфликтов на территории Грузии.
В последнее время в сотрудничестве наших стран наметился определенный
прогресс — оно вступает в новый этап — этап развития взаимовыгодных связей
стратегических партнеров. Реальным шагом на этом пути явилась поездка в
Грузию российской делегации во главе с В.Серовым и первое заседание 10—12
января 1997 г. в Тбилиси российско -грузинской комиссии по вопросам экономического
сотрудничества. По итогам заседания Комиссии был подписан Протокол и другие
документы. В развитие принятых ею решений 17 января 1997 г. в Москве было
подписано Соглашение между правительствами России и Грузии о реструктуризации
задолженности Грузии по государствен ным кредитам, предоставленным Российской
Федерацией.
Регулярно проводятся встречи министров иностранных дел, политические
консультации по линии МИД.
Руководство Грузии во главе с Э.А.Шеварднадзе заявляет о приоритетном
значении сотрудниче ства с Россией, разделяет выраженную Президентом России
готовность "иметь с Грузией не просто дружеские, а союзнические отношения,
естественно, с взаимным учетом их законных государствен ных и национальных
интересов", признает наличие стратегических и геополитических интересов
и целей России в Грузии и в целом в Закавказье.
В то же время оно предприни мает активные усилия по налаживанию более
тесных отношений с Западом, стремится придать новый импульс процессу интеграции
страны в европейские и натовские структуры.
С начала 1996 г. наблюдалось нарастающее ужесточение подхода Грузии
к военно-политическим аспектам взаимоотношений с Россией. От официальных
лиц Грузии, в том числе в Парламенте Грузии, исходили заявления, в которых
в негативном плане оценивались различные аспекты российско-грузинских отношений,
в том числе деятельность наших миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта.
Принятые Парламентом 2 октября 1996 г. решения по абхазскому вопросу
содержат целый ряд неприемлемых положений и разного рода увязок. Ратификация
Договора о российских военных базах на территории Грузии поставлена в непосредственную
зависимость от урегулирования конфликта в Абхазии и обеспечения российской
стороной "восстановления суверенитета Грузии над всей ее территорией".
В противном случае не исключается возможность вывода российских войск из
Грузии.
Ставится под вопрос дальнейшее пребывание российских миротворцев
в зоне конфликта и способность России продолжать посредническую миссию.
Президенту предлагается сформировать "чрезвычайную государственную делегацию"
для своего рода ревизии двусторонних отношений. Фактически она была вскоре
создана в довольно представитель ном составе.
При этом необоснованные обвинения в адрес России и ее миро-творческих
сил в затягивании решения конфликта, в пособничестве абхазскому сепаратизму
носили характер и тональность, выходящие за рамки нормальных отношений
между государствами.
Затягивает Тбилиси и с ратификацией "Соглашения между Российской
Федерацией и Республикой Грузия о статусе и условиях функциони рования
Пограничных войск Российской Федерации, находящих ся на территории Республики
Грузия" от 3 февраля 1994 г. Во время рабочей поездки в Тбилиси директора
ФПС России А.Николаева (25—26 ноября 1996 г.) стороны договорились пересмотреть
его для приведения в соответствие с законодатель ством Грузии, как этого
добивается грузинская сторона.
Отсутствие должного международно-правового обоснования пребывания
российских войск и пограничников в Грузии побуждает ряд стран, в первую
очередь Турцию, ставить вопрос о правомерности нынешней ситуации, в том
числе в контексте Договора об ОВСЕ.
Грузинская делегация на Конференции в Вене в июне 1996 г. по рассмотрению
действия Договора об ОВСЕ, вместе с Азербайджа ном и Украиной, поддержала
натовскую позицию противодействия намерениям России реализовать те возможности,
которые предостав ляются ей решениями по фланговой проблеме и особенно
по временному развертыванию и перерас-пределению квот на вооружения, ограничиваемые
по ДОВСЕ. Свою позицию грузинская делегация в Вене мотивировала также и
"абхазским фактором".
Позиция Тбилиси в российско -грузинских отношениях подвержена влиянию
США и Турции, которые уделяют повышенное внимание Грузии и с помощью экономичес
ких рычагов воздействия, включая строительство нефтепровода по грузинской
территории для перекачки каспийской нефти, добиваются ее изменения.
Россия продолжает предприни мать усилия для интенсификации сотрудничества
с этой страной в экономической, политической, военной, культурной и других
сферах, наполнения конкретным содержанием уже имеющихся договоренностей,
поиска дополнительных, незатратных путей оказания ей помощи в преодолении
социально -экономического кризиса, установления тесного взаимодействия
как в рамках СНГ, так и на международной арене.
Эта линия России проводилась в ходе визитов в Россию в 1996 г. председателя
парламента Грузии З.Жвании (12—14 ноября), министра иностранных дел Грузии
И.Менагаришвили (5—6 декабря), в Грузию — директора ФПС России А.Николаева
(25—26 ноября), председателя Госдумы России Г.Селезнева (9—12 декабря).
В итоге удалось приглушить остроту некоторых проблем двусторонних отношений,
в том числе в вопросах урегулирования конфликтов, сотрудничества в сфере
охраны границ. Был подтвержден курс на развитие стратегических, союзничес
ких отношений между Россией и Грузией, выражено обоюдное стремление снять
препятствия, которые тормозят двустороннее сотрудничество.
(Информация МИД России)
|