Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
Россия и НАТО: заклятые друзья

Кокетливая фраза В.Путина относительно возможности вступления России в НАТО (интервью Би-би-си в марте 2000 г.) не может оказаться в одночасье забытой или дезавуированной. Как ее ни рассматривать и как бы к ней ни относиться, она возвращает нас к одной из наиболее важных проблем внешней политики России, к ее главному на сегодня нерву — отношениям с НАТО. Ведь в зависимости от того, как будут развиваться эти отношения, куда они повернут в будущем, будет определяться и дальнейшая судьба России, ее безопасность: загремят ли вновь чужие танки в подмосковных полях и не пройдет ли опять вал войны по России, или же все это останется в прошлом?

Проблема здесь состоит, как минимум, из двух частей:

  • отношение России к НАТО, как к агрессивной военной организации, способной, как показали югославские события, развязать войну против кого угодно, в том числе и против России и уже, поэтому представляющей собой угрозу в ее адрес;
  • и более широкий контекст, в рамках которого отношения с НАТО, хотя и занимают видное место, но все же остаются только частью чего-то более крупного.

Начнем с последнего. Тяготение России к Западу, частью которого и является НАТО, вполне объяснимо: это и более высокий жизненный уровень в странах Запада, опережающее Россию развитие технологии, неизмеримо лучшая организация производства и распределения продукта, состояние окружающей среды, причем как природной, так и антропогенной (города, дороги, мосты, аэропорты), в целом — более высокое качество жизни. И русские, как нормальные люди, хотят у себя того же, понимая, что с помощью Запада это можно сделать лучше и быстрее.

Это вовсе не фантазия и не попытка создать себе очередного кумира. В истории уже не раз бывало так, что именно Запад помогал России преодолеть отсталость, продвинуться вперед по пути модернизации. Можно вспомнить эпоху Петра, время первоначальной индустриализации после отмены крепостного права в 1861 г., период первых советских пятилеток. Именно западный опыт и западная технология каждый раз оказывали определенное воздействие на выбор стратегии экономического, социального и технологического развития России.

Вот и сейчас, в связи с обнаружившимся в очередной раз отставанием России от наиболее развитых стран в сферах экономики, технологии и социальных отношений, первой реакцией россиян стало желание, наряду со сломом старой системы отношений и старого режима, сблизиться с Западом, построить у себя аналогичную модель развития, открыть границы для свободного потока людей, идей и капиталов, создать своего рода сообщающиеся сосуды со странами Запада. Тем самым — вернуть страну в лоно христианской цивилизации, отказавшись от идеи «уникальности» России, которая, как элемент государственной философии правящего класса России (до революции и после нее), в свое время обусловила поддержку коммунистического эксперимента среди россиян.

С этой точки зрения понятно, почему отношения с Западом попали в число приоритетов внешней политики России. Причем не только и не столько приоритетов официальной политики Москвы, сколько интересов и приоритетов самых разных групп российского населения — деловых людей, ученых, деятелей культуры, общественных деятелей, наконец, просто рядовых граждан. Люди не просто удовлетворяли нормальный здоровый интерес к Западу, порожденный годами самоизоляции и пропаганды, а стремились научиться чему-то полезному для себя у Запада, понять механизм и процесс его процветания, заимствовать у него все то ценное, положительное и привлекательное, чего не было в советском обиходе, — лучший выбор товаров и услуг, возможность свободно передвигаться и путешествовать, право на выбор президента из нескольких претендентов, в депутаты Госдумы, в мэры, и многое другое.

Конечно же, все это сопровождалось и коренным изменением официальной внешней политики России, провозгласившей «стратегическое партнерство» со странами Запада своей главной задачей. И хотя у многих специалистов и политиков постановка такой задачи вызывала законные недоумения, она оставалась главной целью внешней политики Кремля. Законное же недоумение было вызвано элементарным здравым смыслом, пониманием простого факта, состоящего в том, что не может быть равноправного партнерства между богатством и бедностью, между страной, переживающей сложный период реформ, и странами, давно находящимися на стадии стабильного развития. Если близость между ними и возможна, то только в форме зависимости одной стороны, более бедной, от другой, более богатой.

Оставалось только ответить на вопросы типа: а может ли Россия в ее нынешней фазе развития согласиться на такую зависимость? Или: если все же зависимости не избежать, сумеет ли существующее правительство своим авторитетом, своей властью заставить россиян воспринять ее как должное и при этом сохранить видимость суверенитета великой державы? И, наконец, имеются ли гарантии того, что такая зависимость России от «стратегических партнеров» на самом деле приведет к процветанию и демо-кратии, как в свое время привела потерпевших поражение Германию и Японию к процветанию и демократии американская оккупация?

Ключевое значение для получения честных ответов на эти вопросы имела судьба блока НАТО. Этот блок благополучно пережил «холодную войну» и перешел в новое время в качестве важного элемента западной интеграции. Если все остальные элементы западного миропорядка ориентированы по отдельности на Западную Европу или на США, то блок НАТО — по сути единственное звено, объединяющее их и игра-ющее роль обеспечения безопасности всего западного мира. Но, вместе с тем, блок НАТО — это военный блок, что бы там не говорили его апологеты о его «мирном», «оборонительном» характере. Мало того, это — блок, вход в который России был заказан всегда — как в момент его создания в 1949 г., так и полвека спустя, когда формально Запад и Россия перестали быть соперниками.

Поэтому как элемент стратегии «сдерживания» России, во всяком случае в Европе, блок НАТО сохранил свое значение. И, с этой точки зрения, его роль и место во взаимоотношениях между странами Запада и Россией, во-первых, свидетельствует о том, как на самом деле Запад относится к России, кого он видит в ней сейчас и в перспективе; во-вторых, чем, какими инструментами намерен Запад воздействовать на Россию в случае возникновения и развития разногласий между ними.

Одно дело, когда речь может идти о финансовом давлении, об использовании зависимости России от кредитов Запада. Это общепринятый метод общения и обижаться на него, а, тем более, делать из него какие-то долговременные выводы, было бы неправильно. Но совсем иное дело, когда речь идет о возможных военных угрозах, типа угроз НАТО в адрес Югославии. Вот это уже совсем иное дело, это уже шаг в направлении войны.

Поэтому неспроста в России так внимательно следили как за дискуссиями на Западе относительно будущего НАТО, так и за эволюцией блока в первой половине 90-х годов. Трезвые политики в России понимали, что было бы наивно ожидать, будто НАТО последует в небытие вслед за Организацией Варшавского Договора, хотя такое решение в наибольшей степени подтвердило бы, что угроза войны в Европе исчезла. Но, отдавая себе отчет в том, насколько большую роль сыграл блок не только в уравновешивании советской военной мощи в Европе в годы «холодной войны», но и в содействии реальной интеграции стран континента и преодолении исторической вражды между ними, политики в Москве понимали, что в будущем жить придется вместе с НАТО. И главной задачей для Москвы будет поиск наиболее удобных и приемлемых путей построить такое сожительство.

В период 1992—1994 гг. внешнеполитическая мысль в Москве и в Брюсселе развивалась приблизительно одинаково: безопасность Европы могла бы быть обеспечена главным образом путем установившегося тесного и доверительного сотрудничества между Россией и НАТО. И такая схема вполне укладывалась в концепцию «стратегического партнерства» между Россией и Западом, в принципе не ущемляя почти ничьих интересов — ни в Европе, ни за ее пределами. Но события в Москве осени 1993 г. и последующая война в Чечне (1994—1996 гг.) показали, что в России начал укрепляться режим личной власти Президента Б.Ельцина, весьма далекий по духу и методам политики от того образа «демократической России», который начал формироваться на Западе после устранения КПСС от власти. И вот тут роль НАТО и схема обеспечения безопасности в Европе резко изменились.

Не вызывавшие до тех пор большого интереса разговоры о вступлении Польши, Венгрии, Чехии в НАТО вдруг стали чуть ли не стержневой линией укрепления безопасности в Европе. Россия, еще не объ-явленная источником угрозы, тем не менее, стала рассматриваться как возможный объект, а не субъект политики по обеспечению безопасности. Сама безопасность в Европе все более часто трактовалась как военная, а не политическая задача. С точки зрения интересов безопасности России ситуация в Европе резко изменилась в худшую сторону: выяснилось, что военная система НАТО приближается к границам России, что у Москвы практически не осталось союзников ни в Европе (за исключением Югославии), ни в СНГ (за исключением Белоруссии), что блок НАТО готов к использованию силы и, как показала его агрессия против Югославии, умеет это делать.

На какой-то момент опасность военного противостояния между Россией и блоком НАТО затмила интересы сближения с Западом и все блага, которые ожидались от этого. Резко активизировались военные круги, а также все те силы в России, которые связаны с военным производством и снабжением, организации ветеранов, патриотические группировки. Накал страстей дошел до такой степени, что даже факты огромной задолженности России перед Западом, зависимость ее продовольственного и потребительского рынков от импорта западной продукции, зависимость ее деловой жизни от западных инвестиций технологий (компьютеры) — все это вроде бы отступило перед готовностью противопоставить НАТО твердую позицию России, опирающуюся на остатки ее военной мощи.

В этом умонастроении прошли решения НАТО о расширении на Восток и война блока против Югославии. Но рядом с ними, параллельно с ними продолжали действовать и все те соображения, по которым России захотелось идти на сближение с Западом. Мало того, провалы «курса реформ» в стране, анемия экономики при растущей безработице сделали проблему сближения даже еще более актуальной и необходимой: выход России из кризиса теперь уже никем в стране не мыслится без активного участия западных правительств, финансовых институтов и западных инвестиций.

Вот и оказалась внешняя политика России в тисках неразрешимой дилеммы: с одной стороны, все более обостряющаяся зависимость от Запада в сохранении стабильности внутри страны за счет импорта продовольствия, товаров и услуг из западных стран за счет поступлений от продажи нефти на мировом рынке; а с другой — конфронтация с политикой НАТО, которая все больше обретает черты средства военного давления на Россию. Видимо, этой дилеммы не было бы и в помине, если бы Россия при Ельцине и после не-го пошла по пути развития демократических институтов и рыночных реформ. В этом случае и проблемы зависимости от Запада, и опасности со стороны НАТО решались бы по-другому, в духе приверженности общим ценностям и идеалам. Но победивший в России олигархический режим не может рассчитывать на мягкость и сочувствие Запада и должен готовиться к суровым испытаниям внутри страны и за рубежом.

Нынешнюю тональность Запада в отношении России прочитать довольно легко. Запад отдает должное международным позициям России, ее все еще сохраняющемуся весу в международной системе. Но он не рассматривает ее более как симпатичного и внушающего доверие партнера, которому можно простить какие-то грехи, помочь в преодолении трудностей, до бесконечности авансировать, надеясь на его конечную трансформацию в аналога западных образцов. Разочарование Запада по поводу провала «демократических» реформ в России (это при том, что конец демократическим преобразованиям в стране положил поддержанный Западом Б.Ельцин) достигло таких размеров, что на повестку дня западных институтов поставлен вопрос о разработке мер по ограничению международной роли России, по сокращению ее свободного доступа к рынку кредитов и источникам иностранной помощи.

Все это возвращает отношения между Россией и НАТО к довольно неустойчивой ситуации. Естественно, не может идти и речи о какой-либо перспективе членства России в НАТО. В равной степени бы-ло бы преждевременно говорить и о конфронтации между ними. Отношения становятся слабыми, уязвимыми и зависимыми от политической конъюнктуры. Удастся ли их вывести из этой зоны «турбулентности», покажет будущее.

В.Кременюк,
доктор исторических наук, профессор,
заместитель директора Института США и Канады РАН
15.08.2000


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки