Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ БОЛГАРИИ к блоку НАТО

Позитивные изменения, вызванные концом «холодной войны», не привели, однако, к желаемому резкому укреплению международной безопасности. На сегодняшний день сильно возросла возможность дестабилизации военно-политической обстановки на региональном уровне. В этих условиях активизировались поиски путей формирования новой эффективной системы европейской и мировой безопасности.

Среди западных, а также и среди многих политиков бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и в Болгарии, бытует убеждение, что сегодня НАТО нужнее европейцам, чем когда-либо прежде. 6 июня 1994 г. в своем выступлении перед Атлантическим клубом в Софии бывший президент Болгарии Желев несколько раз подчеркнул особое значение развития взаимоотношений Болгарии с Североатлантическим блоком. Годом позже — 8 мая 1995 г. в интервью, данном журналисту Би Би Си в Лондоне, Желев заявил: «Отказ от присоединения к НАТО... для меня лично равнозначен национальному предательству». Его преемник — нынешний болгарский президент Стоянов, проигнорировав необходимость референдума по такому роковому для страны вопросу, как вступление в военно-политический союз, объявил присоединение к НАТО вопросом «цивилизационного выбора».

В то же время уместно напомнить, что десятый пункт Североатлантического договора звучит так: «Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Любое государство, получившиее подобное приглашение, может стать Договаривающейся стороной путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки документа о своем присоединении к настоящему Договору».

Приглашение для присоединения в соответствии с вышеуказанным текстом Североатлантического договора Болгария не получила и вряд ли получит в обозримом будущем. Возникает законный вопрос: не является ли спор относительно возможного присоединения Болгарии к НАТО обычным стремлением выиграть у определенных кругов политические дивиденды?

Серьезный анализ проблем, связанных с последствиями вероятного присоединения Болгарии к НАТО, требует однозначно ответить на три вопроса:

1. Какую пользу следует ожидать от присоединения Болгарии к НАТО?
2. Какую цену должна заплатить страна за свое членство в этом военно-политическом союзе?
3. Существует ли реальная необходимость вступать в военно-политический союз и нет ли более эффективных
способов гарантировать национальную безопасность страны?

Основные факторы, определяющие ответы на указанные вопросы, следующие:

  • у политиков и военных руководителей НАТО до сих пор не существует ясной концепции относительно будущего развития Североатлантического блока;
  • расширение пакта на Восток неизбежно вовлекает его в необходимость разрешить огромное множество проблем и конфликтов, к которым он не подготовлен;
  • все политические силы России, несмотря на свои идейные различия, единодушны в том, что расширение НАТО на Восток неизбежно приведет к новому типу конфронтации с Россией;
  • внутри самой Болгарии идея присоединения страны к блоку НАТО не пользуется широкой популярностью, что, между прочим, и заставляет руководство настаивать на решении этого вопроса Парламентом, а не всенародным референдумом;
  • экономическое состояние Болгарии не дает возможность выделить финансовые средства на перевооружение и модернизацию Болгарской армии в соответствии со стандартами НАТО.
Последствия вероятного присоединения Болгарии к НАТО целесообразно рассматривать в четырех направлениях: политическом, экономическом, финансовом и военном. Все они взаимосвязаны, определяют, дополняют и влияют друг на друга.

С точки зрения перечисленных выше факторов, в политическом плане вероятное присоединение Болгарии к блоку НАТО не только не будет гарантировать в желаемой степени национальную безопасность страны, но и наложит множество политических ограничений, подвергнет ее новым опасностям, а также лишит ее возможности проводить самостоятельную внешнюю политику.

Во-первых, в НАТО существуют разные критерии военно-политической интеграции. Военно-политическую интеграцию можно осуществлять разными путями и на разных уровнях, но в любом случае государство, желающее вступить в Североатлантический блок, должно сознавать, что вступление в НАТО исключительно односторонний процесс. Союз не должен искать никакую общую основу для интеграции. Государсто, желающее присоединиться, обязано приспособиться полностью к нормам и требованиям блока. При этом пакет требований зависит от конкретных специфических для любого государства политических, экономических, географических и даже исторических особенностей.

Во-вторых, в военно-политических кругах НАТО существует определенный взгляд на роль Болгарии как на придаток, призванный способствовать осуществлению великотурецкой политики на Балканах.

Болгария уже имеет горький опыт участия в подобном союзе, когда в первой мировой войне (1915—1918 гг.) воевала вместе с Османской империей на стороне Тройственного союза против остальных балканских государств и против России. Роковой результат этого — трагический Ньойский договор, разорвавший навсегда страну, как и жестокие, но справедливые комментарии Черчилля, что «это заслуженная участь страны, поднявшей руку на своих освободителей».

В-третьих, если Болгария вступит в блок НАТО, то она будет вынуждена отказаться от такого традиционного для болгарской внешней политики приоритета, как стремление превратить Балканы в регион безопасности, без ядерного оружия и иностранных военных баз.

На своем совещании летом 1995 г. в Брюсселе главы государств — членов НАТО восприняли как условие для расширения блока на Восток, что не будут располагать войска на территориях новых членов, если не существует прямая военная угроза. Но решение, существует ли такая угроза, будут принимать все члены блока. В то же время будущие члены НАТО были лишены права выбрать форму военной интеграции, каким правом располагала, например, Испания.

В-четвертых, вступая в НАТО Болгария потеряет старейшего друга и надежнейшего партнера — Россию.
Всем здравомыслящим политикам ясно, что Россия ни при каких обстоятельствах не примет, а тем более не одобрит расширения НАТО на Восток.

Игнорирование факта непринятия расширения НАТО на Восток Россией будет катастрофой для болгарской экономики и прежде всего для предприятий болгарского военно-промышленного комплекса.
При этом, заплатив такую высокую политическую цену за свое членство в НАТО, Болгария получит исключительно ненадежные гарантии своей национальной безопасности, ибо  членство в НАТО не дает автоматических гарантий безопасности данного государства.

Опыт однозначно свидетельствует, что когда затронуты определенные стратегические интересы более сильного члена блока НАТО и особенно если это интересы более сильного союзника, то национальная безопасность слабого союзника приносится в жертву более сильному. При этом НАТО не обладает эффективными средствами и механизмами урегулирования региональных конфликтов, особенно если эти конфликты внутри структуры самого блока. Яркий пример этого — оккупация Северного Кипра турецкой армией.

В экономическом плане вероятное присоединение Болгарии к НАТО, как уже было сказано выше, будет иметь катастрофические последствия для страны и прежде всего для ее военно-промышленного комплекса.
Основания такого вывода дает внимательный анализ внешнеэкономических и технологических связей Болгарии и прежде всего ее сырьевые балансы. Неоспоримым фактом  являентся то, что экономика Болгарии находится в очень тесной связи и зависимости от российского сырья, технологической и технической помощи и не на последнем месте от неограниченного российского рынка. Категорическая, бескомпромиссная позиция России по отношению к расширению НАТО на Восток, не может не оказать существенного влияния на оживление российско-болгарских взаимоотношений.

Особенно чувствительны к состоянию российско-болгарского сотрудничества предприятия болгарского военно-промышленного комплекса. Безответственная политика, проводимая болгарскими правительствами после 1990 г., лишила ВПК завоеванных упорным трудом на международном рынке позиций и сильно уменьшила количество комплектующих узлов и деталей, поставляемых болгарским предприятиям Россией.
Все это привело оборонную промышленность Болгарии к нынешнему состоянию коллапса. Если в 1989 г. на предприятиях ВПК работало 136 тыс. рабочих и служащих, в начале 1995 г. их оставалось немного более 30 тыс., а с 1996 г. по сей день в ВПК проводятся ежегодные 6%-ные сокращения. Было приостановлено производство ряда основных изделий, как стрелковые боеприпасы всех калибров, противотанковые системы и т.д. До 1989 г. ВПК обеспечивал Болгарскому государству ежегодно 900 млн. долл. США и 2,5 млрд. инвалютных рублей чистой прибыли. Из этой прибыли Болгарская народная армия осваивала лишь 500 млн. инвалютных рублей. В то же время в период «самого демократического» управления Болгарии с 1991 по 1992 г. прибыли от продаж оборонной продукции составили всего лишь 50 млн. долл. США.

Присоединение Болгарии к НАТО неизбежно приведет к полному разрыву технологических связей болгарских оборонных предприятий с ВПК России, что положит конец остаткам болгарской военной промышленности. Неотвратимость этого процесса обусловлена тем, что 95% выпускаемых в Болгарии изделий зависимы от российских комплектующих узлов и деталей. Факт, что из России поступают даже 5,45-миллиметровые стволы, выпускаемых болгарским заводом «Арсенал» автоматов Калашникова АК-74М-1 и т.д.

ВПК Болгарии не может рассчитывать на создание новых технологических связей с предприятиями стран — членов НАТО. Основанием такого категорического утверждения неоспоримым образом служит динамика изменения оружейного рынка за последние 10 лет. За 5 лет с конца 1989 до конца 1994 г. страны Западной Европы, США и Канада увеличили объемы своего экспорта вооружения и военной техники с 20 до 85% всех продаж в районах Ближнего Вос-тока, Азии и Африки. Следовательно, они не могут быть заинтересованы в оказании содействия своим основным конкурентам вернуть себе утерянные рынки.

Не менее катастрофическими окажутся последствия потери партнерства с Россией и для остальных отраслей болгарской экономики.

Достаточно учесть вероятные потери, если будет приостановлен проект строительства нефтепровода Новороссийск — Бургас — Александропулис, который должен превратить к концу века болгарский порт Бургас в нефтяную столицу Балканского полуострова. Однако если по какой-либо причине Болгария потеряет поддержку со стороны России, она неизбежно потеряет все возможности провести трассу нефтепровода через Бургас, так как позиция США в этом плане однозначно отстаивает экономические интересы Турции. В то же время необходимо подчеркнуть, что даже возможность обеспечить полную загрузку Бургаского нефтеперерабатывающего комбината — крупнейшего на Балканах, уже оправдывает все усилия для осуществления проекта.

Позиция западноевропейских держав относительно болгарской атомной энергетики не должна оставлять ни у кого напрасных иллюзий, что существует альтернатива российского партнерства в этой области.
Финансовые последствия возможного присоединения Болгарии к Североатлантическому блоку непосредственно связаны с экономическими последствиями. Решение о присоединении страны к НАТО, объявленное нынешним правительством Болгарии, по сути дела непосильно, исходя из реальных финансовых возможностей государства.

Наряду с военно-политическими критериями интегрирования стран Центральной и Восточной Европы в НАТО, существуют и военно-технические критерии, которые окажутся для них труднопреодолимой преградой. В документе относительно возможного расширения НАТО, аналитики блока недвусмысленно указывают:
«Важным элементом военного вклада новых членов союза будет их добросовестное стремление к стандартизации, являющейся основой стратегии союза и его оперативной эффективности. Новым членам следует сконцентрировать свои усилия в первую очередь на обеспечение совместимости их вооружения с вооружением НАТО.»

Этот документ, принятый на совещании руководителей стран Североатлантического блока летом 1995 г., подтверждает, что военная интеграция Болгарии в НАТО возможна лишь после того, как болгарская армия осуществит реструктурирование и перевооружение, чтобы стать совместимой со своими западными партнерами. Офицеры обязаны выучить английский язык и освоить процедуры и правила планирования боевых действий и управления войск, принятых вооруженными силами стран — членов НАТО. Военная доктрина и в первую очередь ее оперативно-тактическая часть должна быть адаптирована к доктринам стран НАТО.

На модернизацию военной техники и перевооружение болгарской армии потребуется общая сумма расходов в 27 329,45 млн. долл. США, что более чем в 58 раз превышает бюджет министерства обороны Болгарии. Можно спорить, что перевооружение можно осуществлять поэтапно, модернизируя все те системы, которые можно совместить со стандартами НАТО. Однако абсолютно неизбежно придется заменить всю систему связи, разведки и управления войсками и оружием. Иначе будет невозможно совместить эту систему с соответствующими системами Вооруженных Сил стран НАТО. Расходы только на ее модернизацию составят 10 455,5 млн. долл. США.

Немалые финансовые расходы потребует и реорганизация военной промышленности, тем более что возможное присоединение Болгарии к блоку НАТО немедленно приведет к прекращению любых поставок запасных частей и военной помощи со стороны России.

Учитывая все расходы, необходимые для военно-технической и структурной перестройки болгарской армии, а также реальные возможности военного бюджета страны, на присоединение Болгарии к НАТО понадобится период от 70 до 100 лет.

Наивно считать, что Болгария сможет рассчитывать на какую-либо финансовую помощь Запада для проведения военной реформы. Бывший заместитель министра обороны США, ныне сотрудник Центра стратегических международных исследований в Вашингтоне Фрэд Икле подчеркивает, что если в 1952 г., когда Греция и Турция были приглашены вступить в блок НАТО, они получали уже более пяти лет американскую военную помощь, то странам Центральной и Восточной Европы США не будут предоставлять такую помощь.

Членство Болгарии в НАТО дополнительно наложит на государственный бюджет тяжесть обязательного финансового участия для всех стран-членов в коллективных мероприятиях. В упомянутом выше документе говорится: «Вопреки того, что финансирование обеспечения совместимости военных систем новых членов является их обязанностью, оно все же серьезный вызов к союзу в целом. Существует и политическая необходимость продемонстрировать внутрисоюзное единство, чтобы новые члены сознавали, что участвуют полноценно в союзе. Им надо обеспечить возможность внести подобающий вклад в коллективную защиту с самого начала. В принципе обе цели следует достигать в рамках существующих договоренностей о финансировании развития инфраструктуры и других расходов союзников (то есть используя подобающе национальные ресурсы, а также программу об инвестировании безопасности)».

В противовес всех изложенных выше отрицательных последствий последователи атлантической идеи в Болгарии приводят довод, что на сегодняшний день только блок НАТО способен предотвратить серьезную крупномасштабную войну. Бесспорно, Североатлантический блок является теперь единственной боеспособной военно-политической организацией в мире. Поэтому естественно стремление ряда стран получить у блока военные гарантии своей национальной безопасности. Однако являются ли подобные гарантии достаточно надежными?

Анализ фактов приводит к выводу, что возможное присоединение Болгарии к НАТО и в военной области принесет стране только отрицательные последствия.

Во-первых, членство в НАТО не сможет гарантировать стабильность и безопасность Болгарии в конкретных балканских условиях.

После конца «холодной войны» и двухполюсной модели мира почти автоматически вспыхнули сдерживаемые очень долгое время конфликтные противоречия этнического, религиозного, экономического и даже криминального характера. Балканы превратились в район постоянных кровопролитий и неразрешимых конфликтов.

Безусловно, что как бы ни расширялась и не модифицировалась военно-политическая организация НАТО, она не в состоянии противостоять, а тем более нейтрализовать подобные угрозы. Применять военные структуры в целях разрешения конфликтов невоенного характера это все равно, что использовать боевую саблю вместо скальпеля в хирургической операции.

Во-вторых, присоединение Болгарии к НАТО не обеспечит и военную безопасность страны.
Анализ характера военных угроз современности однозначно показывает, что наиболее вероятной причиной военного конфликта могут оказаться этнические споры в приграничных районах, как и стремление соседних балканских государств воспользоваться существующими военными дисбалансами для решения этих споров. Все это неизбежно приведет к военному конфликту, являющемуся внутренним для структуры блока. Как уже было сказано, у блока НАТО не существуют эффективные механизмы для разрешения подобных конфликтов.

В-третьих, возможность присоединить Болгарию к общему ядерному, противоракетному и противовоздушному зонту НАТО ни в коем случае не сможет компенсировать те угрозы для национальной безопасности, которые будут возникать всякий раз, когда ее территория будет использована для размещения союзнических войск, вооружения и военной техники.

При этом атомные электростанции и предприятия химической промышленности превращают Болгарию в ядерного заложника, независимо от того, будут ли расположены на ее территории войска НАТО и будут ли они оснащены оружием массового поражения или нет.

В-четвертых, серьезной проблемой для Болгарии в случае ее вступления в НАТО окажутся и ее взаимоотношения с Россией.

Утверждение сторонников расширения блока, что этот процесс не ущемит интересы и военную безопасность России, не является однозначным.

Факт, что в результате расширения НАТО на Восток его сильнейшая группировка, располагающая колоссальным наступательным потенциалом, выйдет непосредственно к государственной границе России, потребует переосмыслить все оборонительные концепции, передислоцировать крупные войсковые формирования, создать дополнительную инфраструктуру и пересмотреть оперативные планы, как и программы учебно-боевой подготовки Российских Вооруженных Сил.

Следует учитывать и тот факт, что расширение НАТО на Восток приведет к тому, что в зону ответственности блока будет включена та часть Европы, где межгосударственные границы были изменены в результате второй мировой войны. К тому же этот процесс будет происходить в условиях, когда возникают новые национальные государства и Хельсинкские договоренности либо перестают действовать, либо их действие сильно ослабевает.

Необходимо иметь в виду и то, что изменение состава Североатлантического блока НАТО неизбежно взорвет ряд межгосударственных соглашений и в первую очередь — Парижский договор об обычных вооруженных силах в Европе. Это нарушит принципы сбалансированности сил и в конечном счете увеличит и без того значительные военные дисбалансы на Балканах, что несомненно ущемит национальную безопасность Болгарии.

Нельзя пренебрегать и то неблагоприятное воздействие, которое может оказать присоединение Болгарии к блоку НАТО на внутриполитическую обстановку в стране, как и на психологическое состояние болгарского народа.

Общественное мнение довольно долго формировалось в антинатовском духе. Это неизбежно приводит к выводу, что присоединение Болгарии к НАТО возможно только если за него проголосует болгарский народ, а не в результате политического решения той или иной правящей партии.
При этом нельзя забывать, что существуют реальные предпосылки обеспечить надежные гарантии национальной безопасности Болгарии и без вступления в НАТО. Это может быть сделано на принципах нейтралитета, как обеспечивают свою безопасность ряд таких европейских государств, как Австрия, Финляндия, Швеция, Швейцария.

* * *
Безумство правит на Руси
И ужасы рождает тьма.
И я шепчу: «Господь, спаси!
Дай людям силы и ума».
Уже горит звезда Полынь
Идем по лезвию ножа.
Над прахом попранных святынь
Тревожно мечется душа.
* * *
Нараспашку душа открыта,
Это русскому ставят в вину.
Мы без боя космополитам
Уступили свою страну.
Смерть невинных взывает к мщенью,
Пробуждает от спячки нас.
И не будет нам век прощенья,
Если мы промолчим сейчас.

Александр ГРЕБЕНКИН

Я.Генов,
директор Научного центра
исследований в области обороны,
председатель Российско-болгарского
клуба боевой дружбы им. генерала Н.Столетова
15.10.1998


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки