(Текст действителен для Европейской экономической зоны)
I. ВВЕДЕНИЕ
Цель настоящего Уведомления —разъяснение того, как Комиссия применяет концепцию соответствующего товарного и географического рынка для текущего применения законодательства Сообщества о конкуренции, и, в частности, применения Положения Совета № 17 и (ЕЭС) № 4064/89, а также их аналогов в таких других отраслях, как транспорт, угольной и сталелитейной отраслях, сельском хозяйстве и соответствующих положений Соглашения о Европейской экономической зоне (1). Ссылки на Статьи 85 и 86 Договора и на контроль за слиянием следует понимать как ссылки на эквивалентные положения Соглашения о Европейской экономической зоне и Договора ЕСSС.
Определение рынка является средством выявления и установления границ конкуренции между фирмами. Оно используется для установления границ, в которых Комиссия применяет свою политику в отношении конкуренции. Главной задачей определения рынка является систематическое установление факторов, сдерживающих конкуренцию, с которыми сталкиваются участвующие в конкуренции предприятия (2). Цель определения рынка в его товарном и географическом измерениях —выявление фактических конкурентов участвующих в конкуренции предприятий, которые способны затруднить поведение таких предприятий и не позволить им вести себя независимо от эффективного давления со стороны конкурентов. Именно с этой точки зрения определение рынка позволяет, помимо прочего, рассчитывать удельный вес в обороте рынка, что предоставляет содержательные сведения о влиянии на рынке для целей оценки господствующего положения или для целей применения Статьи 85.
Из пункта 2 следует, что концепция “соответствующего рынка” отличается от других определений рынка, которые часто используются в другом контексте. Например, компании зачастую используют термин “рынок” для указания на область, в которой они продают свою продукцию, или в более широком смысле для указания на отрасль или сектор, к которым они относятся.
Определение соответствующего рынка как в его товарном, так и в географическом изменениях часто оказывает решающее влияние на оценку дел о конкуренции. Придавая широкой гласности процессуальные действия, которые Комиссия осуществляет при рассмотрении определения рынка, и указывая критерии и доказательства, на которые она полагается для достижения своих решений, Комиссия рассчитывает увеличить степень прозрачности своей политики и процесса принятия решений в сфере конкуренции.
Повышенная степень прозрачности также приведет к тому, что компании и их консультанты смогут в большей точностью предвидеть возможность предъявления Комиссией претензий в каких-то конкретных случаях. Компании, в связи с этим, могли бы учитывать такую возможность в процессе принятия внутренних решений, планируя, например, поглощение, создание совместных предприятий или заключение некоторых договоров. Предполагается также, что у компаний будет больше возможностей понять, какого рода информацию Комиссия рассматривает в качестве необходимой для целей определения рынка.
Толкование Комиссией “соответствующего рынка” не наносит ущерба толкованию, которое может быть сформулировано Судом или Судом первой инстанции Европейских сообществ.
II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО РЫНКА
Определение соответствующего товарного рынка и соответствующего географического рынка
Положения, основанные на Статьях 85 и 86 Договора, в частности, в разделе 6 Формы А/В в отношении Положения № 17, а также в разделе 6 Формы СО в отношении Положения (ЕЭС) № 4064/89 по контролю за концентрацией на уровне Сообщества, наметили следующие определения. “Соответствующие товарные рынки” определяются следующим образом: “Соответствующий товарный рынок объединяет все те товары и/или услуги, которые потребитель рассматривает как равноценные или взаимозаменяемые на основании их характеристик, цены и предполагаемого использования”.
“Соответствующие географические рынки” определяются следующим образом:
“Соответствующий географический рынок объединяет территорию, на которой соответствующие предприятия занимаются обеспечением спроса и предложения товарами и услугами, на которой условия конкуренции в достаточной степени однородны, и которую можно выделить среди соседних территорий, поскольку ее условия конкуренции в значительной степени отличны от условий на этих территориях”.
Ввиду вышесказанного соответствующий рынок, в пределах которого необходимо оценить тот или иной вопрос конкуренции, устанавливается сочетанием товарного и географического рынков. Комиссия истолковывает определения, приведенные в пунктах 7 и 8 (которые отражают прецедентное право Суда и Суда первой инстанции Европейских сообществ, а также ее собственную практику принятия решений), в соответствии с ориентирами, определенными в настоящем Уведомлении.
Концепция соответствующего рынка и цели политики Сообщества в отношении конкуренции
Концепция соответствующего рынка тесно связана с целями, которые Сообщество преследует в своей политике в отношении конкуренции. Например, согласно концепции Сообщества в отношении контроля за слиянием, при осуществлении контроля за структурными изменениями в предложении товаров/услуг задача заключается в предотвращении создания или укрепления господствующего положения, в результате которого реальная конкуренция на большей части общего рынка была бы в значительной степени затруднена. Согласно правилам Сообщества в отношении конкуренции, господствующее положение — это положение, при котором фирма или группа фирм имеет возможность вести себя в значительной степени независимо от своих конкурентов, заказчиков, а в конченом итоге — и от своих потребителей (3). Такая возможность возникает, как правило, когда на такую фирму или группу фирм приходится большая доля предложения на любом данном рынке, при условии, что другие факторы, анализируемые при оценке (как, например, условия, затрудняющие проникновение товара на рынок, возможности заказчиков реагировать и т.д.), свидетельствуют о том же.
Аналогичный подход Комиссия использует и в применении Статьи 86 Договора к фирмам, пользующимся единоличным или коллективным господствующим положением. В рамках значения Положения № 17 Комиссия обладает полномочиями расследовать и устранять случаи злоупотребления таким господствующим положением, которое также должно определяться ссылкой на соответствующий рынок. Рынки также бывает необходимо применять и при применении Статьи 85 Договора, в частности, при определении наличия ощутимых ограничений конкуренции или при установлении соблюдения условия для освобождения от применения Статьи 85 (1) в соответствии со Статьей 85 (3) (b).
Критерии для определения соответствующего рынка, как правило, применяются для анализа некоторых видов рыночного поведения, а также для анализа структурных изменений в товарных поставках. Такая методология, однако, может привести к различным результатам в зависимости от характера исследуемого вопроса конкуренции. Например, размеры географического рынка могут быть разными при анализе концентрации, если анализ носит перспективный характер, и при анализе поведения в прошлом. Различные временные аспекты, рассматриваемые в каждом из случаев, могут привести к тому, что разные географические рынки будут определены для одних и тех же товаров в зависимости от того, изучается ли Комиссией изменение в структуре поставок (например, концентрация или кооперативное совместное предприятие), или изучаются вопросы, связанные в поведением в прошлом.
Факторы, ограничивающие конкуренцию
Фирмы находятся под воздействием трех главных источников ограничения конкуренции: заменяемость спроса, заменяемость предложения и потенциальная конкуренция. С экономической точки зрения, для определения соответствующего рынка заменяемость спроса представляет собой самую быстродействующую и эффективную дисциплинарную силу, которая воздействует на поставщиков определенного товара особенно в отношении решений по ценообразованию. Фирма или группа фирм не может оказывать существенного воздействия на преобладающие условия торговли (например, цены), если ее клиенты имеют возможность легко переключиться на доступные заменители ее товара или на поставщиков, которые расположены в другом месте. В принципе, процесс определения рынка заключается в выявлении эффективных альтернативных источников поставки для клиентов соответствующих предприятий с точки зрения как товаров/услуг, так и географического местонахождения поставщиков.
Ограничения конкуренции, возникающие в результате поставки дополнительных заменителей помимо тех, которые описаны в пунктах с 20 по 23, и в результате потенциальной конкуренции, в принципе в меньшей степени быстродейственны и в любом случае требуют анализа дополнительных факторов. В результате такие ограничения принимаются во внимание на этапе оценки при проведении анализа конкуренции.
Заменяемость спроса
Оценка заменяемости спроса влечет за собой определение круга товаров, которые потребитель признает в качестве заменителей. Один из способов такого определения можно рассматривать как умозрительный эксперимент, предполагающий гипотетическое небольшое, но постоянное изменение относительных цен и оценку возможной реакции покупателей на такое повышение. Процесс определения рынка рассматривает цены в оперативных и практических целях и более точно заменяемость спроса, возникающую в результате небольших постоянных перемен в относительных ценах. Эта концепция предоставляет четкие показатели в отношении того, какие данные имеют значение при определении рынков.
Концептуально данный подход означает, что исходя из вида товаров, который соответствующие предприятия продают, и территории, на которой они их продают, дополнительные товары и территории будут включаться в определение рынка и исключаться из него в зависимости от того, влияет ли на или ограничивает ли в достаточной степени конкуренция со стороны этих других товаров и территорий цены на товары сторон в краткосрочной перспективе.
Вопрос, на который предстоит ответить, заключается в том, переключатся ли покупатели сторон на свободно доступные заменители или на поставщиков, расположенных в другом месте, в ответ на гипотетическое небольшое (в пределах 5-10%), но постоянное повышение относительной цены на рассматриваемые товары в пределах рассматриваемой территории. Если замены достаточно, чтобы сделать повышение цены невыгодным ввиду снижения уровня продаж, в отношении соответствующего рынка вводятся дополнительные заменители и территории. Это делается до тех пор, пока набор товаров и географических областей не становится таким, что небольшие постоянные повышения относительных цен делаются выгодным. Аналогичный анализ применяется в случаях, касающихся концентрации покупательной способности, когда тестирование поставщика и цены служит отправной точкой для установления альтернативных каналов или точек распространения товаров этого поставщика. В применении этих принципов следует обратить особое внимание на некоторые частные обстоятельства, изложенные в пунктах 56 и 58.
Практический пример такого теста может заключаться в применении последнего к слиянию, например, компаний по производству безалкогольных напитков. В этом случае предстояло бы решить вопрос, относятся ли различные сорта безалкогольных напитков к одному и тому же рынку. На практике же вопрос состоял бы том, переключатся ли потребители сорта А на другие сорта, если столкнутся с постоянным повышение цены на сорта А в пределах 5-10%. Если достаточное число потребителей переключится, скажем, на сорт В в такой степени, что увеличение цены на сорт А станет невыгодным из-за сокращения продаж, тогда этот рынок охватывает по крайней мере сорта А и В. Этот процесс может расширяться дополнением других доступных сортов до тех пор, пока не определится набор товаров, повышение цены на которые не будет вызывать достаточного замещения в спросе.
Как правило и, в частности, для анализа случаев слияния во внимание следует принимать преобладающую рыночную цену. Хотя это может быть и не так, когда преобладающая цена устанавливалась при отсутствии конкуренции достаточно высокого уровня. В частности, при расследовании случаев злоупотребления господствующим положением тот факт, что преобладающая цена могла быть существенно завышена ранее, будет приниматься во внимание.
Заменяемость предложения
Заменяемость предложения также может приниматься во внимание при определении рынков в тех ситуациях, когда ее последствия эквивалентны результатам заменяемости спроса с точки зрения эффективности и быстродействия. Это означает, что поставщики способны переключить производство на соответствующие товары и продать их за короткий срок (4) без существенных дополнительных затрат или рисков в ответ на небольшие, но постоянные изменения относительных цен. Если эти условия удовлетворяются, дополнительная продукция, поставленная на рынок, окажет дисциплинирующее воздействие на конкурентное поведение соответствующих компаний. С точки зрения эффективности и быстродействия такое влияние эквивалентно воздействию заменяемости спроса.
Эти ситуации, как правило, возникают, когда компании продают широкий по качеству и наименованиям ассортимент одного товара. Даже если для какого-то конкретного покупателя или группы потребителей различные уровни качества не являются заменяемыми, эти разные уровни качества будут группироваться в один товарный рынок при условии, что большинство поставщиков способны предложить и продать товар разного качества незамедлительно и без существенного увеличения затрат, о которых говорилось выше. В этих случаях соответствующий товарный рынок будет охватывать все товары, которые являются заменяемыми по спросу и предложению, и текущие продажи этих товаров будут складываться для определения общей стоимости и размеров рынка. Аналогичные рассуждения могут привести к группированию различных географических областей.
Бумагу можно привести в качестве практического примера данного подхода к заменяемости предложения при определении товарных рынков. Бумага, как правило, поставляется самого разного качества — от обычной писчей бумаги до высококачественной бумаги, предназначенной, к примеру, для публикации альбомов по искусству. С точки зрения спроса бумага разного качества не может быть использована для каждого конкретного случая применения, т.е. альбомы по искусству или высококачественные издания невозможно печатать на бумаге низкого качества. Однако бумажные фабрики готовы производить бумагу различного качества, и производство может быть переналажено с незначительными затратами и в кратчайшие сроки. Поэтому при отсутствии конкретных затруднений с распределением производители бумаги способны выполнять заказы на продукцию разного качества, в особенности, если заказы размещаются в достаточной степени заблаговременно, чтобы скорректировать производственные планы. В этих условиях Комиссия не стала бы выделять отдельный рынок для каждого сорта бумаги и ее соответствующего применения. Различные уровни качества бумаги включаются в соответствующий рынок, и их продажи складываются для расчета общей стоимости и размеров рынка.
В тех случаях, когда заменяемость предложения предполагает необходимость существенной корректировки материальных и нематериальных активов, дополнительных капиталовложений, стратегических решений или отсрочек по времени, она не рассматривается на этапе определения рынка. Примеры случаев, когда заменяемость предложения не вынуждала Комиссию увеличивать рынок, отобраны из сферы потребительских товаров, в частности, фирменных напитков. Хотя заводы, которые занимаются разливом напитков, в принципе могут разливать разные напитки, предполагаются некоторые затраты и сроки на разработку (что включает рекламу, тестирование и распространение), прежде чем товары будут фактически проданы. В этом случае влияние заменяемости предложения и других форм потенциальной конкуренции должно рассматриваться на более позднем этапе.
Потенциальная конкуренция
Третий источник ограничения конкуренции — потенциальная конкуренция —при определении рынков во внимание не принимается, поскольку условия, при которых потенциальная конкуренция фактически создает реальные затруднения для конкуренции, зависят от анализа специфических факторов и обстоятельств, связанных с условиями проникновения на рынок. При необходимости такой анализ выполняется только на одном из последующих этапов, как правило, когда положение компаний, осуществляющих деятельность на соответствующем рынке, уже установлено, и когда это положение вызывает беспокойство с точки зрения конкуренции.
III. ДАННЫЕ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ РЫНКОВ
Товарное измерение
Существует рад показателей, позволяющих оценить ту степень, в которой может произойти замещение товара. В отдельных случаях некоторые виды данных будут определяющими в значительной степени в зависимости от характеристик и специфических особенностей рассматриваемой отрасли и товаров или услуг. И те же виды данных могут не представлять никакого значения в других случаях. В большинстве случаев решение должно быть основано на ряде критериев и разных видах данных. Комиссия придерживается открытого подхода к фактическим данным, который направлен на эффективное использование всей доступной информации, имеющей отношение к каждому конкретному случаю. Комиссия не руководствуется строгой иерархией различных источников информации или видов доказательств.
Процесс определения соответствующих рынков можно свести к следующему: на основе предварительных сведений, имеющихся у Комиссии, или информации, представленной соответствующими предприятиями, Комиссия, как правило, способна установить в общих чертах возможные соответствующие рынки, в рамках которых предстоит выяснить наличие, скажем, концентрации или ограничения конкуренции. Как правило и во всех практических целях при рассмотрении конкретных случаев это предполагает принятие решения в отношении нескольких альтернативных соответствующих рынков. Например, в отношении товарного рынка вопрос зачастую будет заключаться в установлении того, относятся ли товар А и товар В к одному и тому же товарному рынку. При этом очень часто включения товара В достаточно для устранения любой обеспокоенности в отношении конкуренции.
В подобной ситуации нет необходимости рассматривать вопрос о том, включает ли рынок дополнительные товары, или делать окончательное заключение относительно точного товарного рынка. Если в соответствии с понятными альтернативными определениями рынка соответствующая операция не вызывает обеспокоенности в отношении конкуренции, вопрос определения рынка будет оставлен открытым, что облегчит компаниям задачу по предоставлению информации.
Географическое измерение
Подход Комиссии к определению географического рынка можно изложить следующим образом: она предварительно рассматривает охват географического рынка на основе общих показателей в отношении распределения удельного веса в обороте рынка между сторонами и их конкурентами, а также предварительно проанализирует ценообразование и разницу цен на уровнях страны и Сообщества или Европейской экономической зоны. Это первоначальное рассмотрение используется, в основном, как рабочая гипотеза для того, чтобы направить обследование Комиссии, осуществляемое для целей достижения определения точного географического рынка.
Причины любой конкретной структуры цен и удельного веса в обороте рынка необходимо исследовать. Компании могут иметь высокий удельный вес в обороте рынка на своих внутренних рынках просто в силу сложившихся обстоятельств, и наоборот однородное присутствие компаний на всей территории Европейской экономической зоны может соответствовать национальным или региональным географическим рынкам. Поэтому первоначальная рабочая гипотеза будет проверяться анализом характеристик спроса (важность национальных или местных предпочтений, текущие модели клиентских закупок, дифференциация товаров/марок и проч.) с тем, чтобы установить, действительно ли компании в различных областях представляют собой реальный альтернативный источник поставки для потребителей. Теоретический эксперимент вновь основан на замещении, вытекающем из изменения относительных цен, и вопрос, на который предстоит ответить, вновь заключается в том, переключат ли клиенты сторон свои заказы на компании, имеющие другое местонахождение, в кратчайшие сроки и при незначительных затратах.
Если необходимо, осуществляется дальнейшая проверка факторов предложения в целях обеспечения такого положения, чтобы компании, расположенные в разных областях, не сталкивались с затруднениями при расширении продаж на конкурентных условиях на всей территории географического рынка. Такой анализ будет включать изучение требований для местного присутствия в целях осуществления продаж в этой области, условий доступа к каналам распределения, затрат, связанных с организацией сбытовой сети, а также присутствия или отсутствия регулятивных барьеров, являющихся следствием государственных закупок, регулирования цен, квот и тарифов, ограничивающих торговлю или производство, технических нормативов, монополий, свободы учреждения, требований в отношении административных разрешений, правил упаковки и т.д. Иными словами, Комиссия будет устанавливать возможные препятствия и затруднения, изолирующие компании, расположенные в данном районе, от воздействия конкуренции со стороны компаний, расположенных за пределами данного района, с тем, чтобы определить точную степень толкования рынка на национальном, европейском или мировом уровне.
Фактическая модель и эволюция торговых потоков предлагают полезные дополнительные показатели экономической важности вышеуказанных факторов спроса и предложения, а также той степени, в которой они способны или неспособны представлять собой фактические барьеры, создающие разные географические рынки. Анализ торговых потоков, как правило, концентрируется на вопросе транспортных расходов и той степени, в которой они могут затруднять торговлю между разными регионами с учетом расположения заводов, производственных расходов относительных уровней цены.
Рыночная интеграция в Сообществе
И, наконец, при определении географических рынков (в особенности, в сфере концентрации и структурированных совместных предприятий) Комиссия также принимает во внимание продолжающий процесс рыночной интеграции, в том числе, в Сообществе. Меры, предпринимаемые и реализуемые в рамках программы внутреннего рынка для устранения препятствий в торговле и дальнейшей интеграции Сообщества, не следует игнорировать при оценке воздействия концентрации или структурированных совместных предприятий на конкуренцию. Ситуация, при которой национальные рынки были искусственно изолированы друг от друга в силу законодательных барьеров, и которая теперь устранена, в принципе приведет к осторожной оценке данных минувшего времени в отношении цен, удельного веса в обороте рынка или моделей торговли. Процесс рыночной интеграции, который вскоре приведет к более широким географическим рынкам можно, в связи с этим, принимать во внимание при определении географического рынка для целей оценки концентрации и совместных предприятий.
Процесс сбора данных
Когда возникает необходимость в точном определении рынка, Комиссия зачастую связывается с основными заказчиками и основными компаниями отрасли для выяснения их мнений о границах распространения товара и географических рынков и для получения требуемых фактических данных, чтобы придти к тому или иному выводу. Комиссия может также связаться с соответствующими профессиональными объединениями и компаниями, ведущими активную деятельность на рынках конечной продукции для того, чтобы определить (в необходимых пределах) отдельные товарные и географические рынки для разных уровней производства и сбыта соответствующих товаров/услуг. Она также может потребовать от соответствующих предприятий предоставить дополнительную информацию.
В соответствующих случаях Комиссия направляет вышеуказанным игрокам рынка письменные запросы на предоставление данных. Такие запросы, как правило, включают вопросы, касающиеся восприятия компаниями реакции на гипотетическое повышение цен и их мнений о границах соответствующего рынка. В них также выражается пожелание относительно предоставления фактических сведений, которые Комиссия считает необходимыми для того, чтобы придти к выводу о размерах соответствующего рынка. Комиссия также может обсуждать с директорами по сбыту или другими должностными лицами этих компаний, чтобы добиться более глубокого понимания того, как проводятся переговоры между поставщиками и заказчиками, а также вопросов, относящихся к определению соответствующего рынка. В тех случаях, когда это уместно, члены Комиссии могут организовывать посещения представительств сторон, их заказчиков и/или их конкурентов с тем, чтобы глубже понять, как осуществляется производство и сбыт товаров.
Сведения, имеющие значение для выводов в отношении товарного рынка, подразделяются на следующие категории:
Сведения для определения рынков — товарное измерение
Анализ характеристик товара и его предполагаемого назначения позволяет Комиссии в качестве первого шага ограничить сферу поисков возможных заменителей. Вместе с тем, характеристик товара и предполагаемого назначения недостаточно для выяснение того, являются ли два товара заменяемыми по спросу. Функциональная взаимозаменяемость или сходство сами по себе могут не предоставлять достаточных критериев, поскольку ответная реакция клиентов на изменения относительной цены может определяться и другими соображениями. Например, могут существовать различные ограничения конкуренции на первичном рынке оборудования автомобильных комплектующих и запчастей, которые ведут к разделению его на два разных рынка. И наоборот, различия в характеристиках товара не являются достаточными для того, чтобы исключить заменимость спроса, поскольку в большей степени это зависит от того, как заказчики оценивают различные характеристики.
Сведения, которые Комиссия считает важными для оценки того, являются ли два товара заменимыми по спросу, могут подразделяться на следующие категории.
Сведения о замене товаров в прошлом. В некоторых случаях можно проанализировать сведения, касающиеся недавних событий или потрясений на рынке, которые предоставляют фактические примеры взаимной замене двух товаров. Если такая информация имеется, она, как правило, является главной для определения рынка. Если в прошлом имели место изменения относительных цен (при остальных равных), реакция в виде востребованного количества будет определяющей при установлении взаимозаменяемости. Запуск новых товаров в производство также предлагает полезную информацию, когда имеется возможность точно проанализировать, продажи каких товаров сократились ввиду появления этого нового товара.
Существует ряд количественных тестов, которые разработаны специально для намечающихся рынков. Эти тесты состоят из различных эконометрических и статистических подходов, оценок эластичности и перекрестной эластичности цен (5) для спроса на какой-нибудь товар, тестов, основанных на сходстве движения цен с течением времени, анализа причинной связи между группами цен и сходством уровней цен и/или их конвергенцией. Комиссия принимает во внимание доступные количественные данные, пригодные для скрупулезного изучения для целей установления моделей взаимозаменяемости в прошлом.
Мнения клиентов и конкурентов. При проведении обследований Комиссия зачастую вступает в контакт с основными клиентами и конкурентами соответствующих компаний, чтобы узнать их мнения о границах товарного рынка, в также получить основную часть фактических данных, которые необходимы ей, чтобы сделать вывод о размерах рынка. Обоснованные ответы клиентов и конкурентов в отношении того, что произойдет, если относительные цены на указанные товары повысятся в указанной географической области на незначительную сумму (например, в пределах 5-10%), принимаются во внимание, когда они в достаточной степени подкреплены фактическими данными.
Предпочтения потребителей. В случае потребительских товаров для Комиссии может быть сложно напрямую собирать мнения конечных потребителей о взаимозаменяемых товарах. Маркетинговые исследования, которые компании проводили в прошлом, и которые используются самими компаниями в процессе принятия решений в отношении установления и/или в отношении деятельности в сфере маркетинга, могут предоставлять полезную информацию для разметки Комиссией соответствующего ранка. Исследования потребителей на предмет моделей применения и отношения, данные моделей потребительских закупок, мнения, выраженные розничными торговцами и в более общих чертах исследования рынка, представленные сторонами и их конкурентами, принимаются во внимание для выяснения того, считает ли взаимозаменяемыми два товара экономически значимая доля потребителей, также с учетом сорта соответствующих товаров. Методология, которой придерживаются соответствующие предприятия и их конкуренты при проведении целенаправленного исследования мнения потребителей для целей процедуры слияния или процедуры в соответствии с Положением № 17, обычно изучается самым тщательным образом. В отличие от ранее проводившихся исследований эти исследования готовятся не в порядке осуществления обычной деятельности для принятия коммерческих решений.
Барьеры и затраты, связанные с переключением спроса на потенциальные заменители. Существует ряд барьеров и затрат, которые могут не позволить Комиссии посчитать два на первый взгляд взаимозаменяемые товара относящимися к одному и тому же товарному рынку. Невозможно представить исчерпывающий список всех возможных барьеров взаимозаменяемости и затрат на переключение. У таких барьеров или препятствий может быть совершенно разное происхождение, и в своих решениях Комиссии приходилось сталкиваться с регулятивными барьерами или другими формами вмешательства государства, ограничениями, возникающими на рынках сырья, необходимостью осуществлять специальные капиталовложения или нести убытки в текущем объеме производства для переключения на альтернативное сырье, с местонахождением заказчиков, специальными капиталовложениями в производственные процессы, обучение и капиталовложениями в персонал, с затратами на переоснащение и другими капиталовложениями, неуверенностью в качестве и репутации неизвестных поставщиков и проч.
Различные категории заказчиков и ценовая дискриминация. Размеры товарного рынка можно сократить при наличии четно выраженных групп заказчиков. Четко выраженная группа заказчиков может представлять собой более узкий, четко выраженный рынок, если такая группа подвержена ценовой дискриминации. Как правило, это бывает в тех случаях, когда соблюдаются два условия: (а) можно четко установить, к какой группе принадлежит отдельный заказчик на момент продажи ему соответствующих товаров, и (b) торговля между заказчиками или арбитражное разбирательство третьими сторонами не должны осуществляться.
Сведения для определения рынков — географическое измерение
Сведения, которые Комиссия считает важными для заключения в отношении географического рынка, могут подразделяться на следующие категории:
Сведения минувшего времени об отвлечении заказов другие области. В некоторых случаях в наличии могут быть сведения об изменении цен между различными областями и о последующей реакции заказчиков. В принципе, для определения географического рынка используются такие же количественные тесты, как и для определения товарного рынка, однако с учетом того, что сравнение цен на международном уровне может быть более сложным ввиду целого ряда таких факторов, как движение обменных курсов, налогообложение и дифференциация товаров.
Основные характеристики спроса. Характер спроса на соответствующий товар сам по себе может определять размеры географического рынка. Мощным потенциалом для ограничения географического аспекта конкуренции обладают такие факторы, как национальные предпочтения и предпочтения национальных марок, язык, культура и стиль жизни, а также необходимость в местном присутствии.
Мнения заказчиков и конкурентов. В соответствующих случаях при проведении обследования Комиссия связывается с основными заказчиками и конкурентами сторон для выяснения их мнений о границах географического рынка, а также получения большей части фактических данных, необходимых ей для того, чтобы придти к заключению относительно размеров рынка, если эти данные подкреплены фактическими доказательствами.
Текущая географическая модель закупок. Изучение текущей географической модели закупок заказчиков предоставляет полезные сведения в отношении возможных размеров географического рынка. Если заказчики осуществляют закупки у компаний, расположенных в других точках Сообщества или Европейской экономической зоны на аналогичных условиях, или они осуществляют закупки на основе действующих тендерных процедур, в которых участвую компании, расположенные в различных точках Сообщества или Европейской экономической зоны, считается, как правило, что географический рынок охватывает всю территорию Сообщества.
Товарные потоки/модели отгрузки. Если число клиентов настолько велико, что получить четкое представление о географических моделях закупок невозможно, информация о товарных потоках может использоваться в качестве альтернативы при условии, что имеющаяся статистика по торговле содержит в достаточной степени подробные сведения о соответствующих товарах. Товарные потоки и, главное, логическое обоснование этих товарных потоков предоставляют полезные данные и информацию для целей установления размеров географического рынка, однако сами по себе не являются исчерпывающими.
Барьеры и затраты на переключение, связанные с отвлечением заказов другим компания, расположенным в других областях. Отсутствие трансграничных закупок или товарных потоков отнюдь не означат, что рынок в основном является национальным. И все же барьеры, разделяющие национальный рынок следует выявить, прежде чем будет сделан вывод, что соответствующий географический рынок в данном случае является национальным. Возможно, наиболее явным препятствием для заказчика при отвлечении его заказов в другие области является влияние транспортных расходов и транспортных ограничений, вытекающих из законодательства или характера соответствующих товаров. Влияние транспортных расходов, как правило, ограничивает размеры географического рынка для крупногабаритных, малоценных товаров с учетом того, что транспортные недостатки могут компенсироваться сравнительными преимуществами в других расходах (стоимость рабочей силы или сырье). Доступ к распределению в определенной области, регулятивные барьеры, все еще существующие в отдельных отраслях, квоты и таможенные тарифы также могут представлять собой барьеры, отделяющие ту или иную географическую область от конкурентного давления со стороны компаний, расположенных за пределами этой области. Значительные затраты на переключение при осуществлении закупок у компаний, расположенных в других странах представляют собой дополнительные источники таких барьеров.
На основе собранных сведений Комиссия определит географический рынок, который может иметь размеры от местного до мирового уровня, в предыдущих решениях Комиссии существуют примеры как местных, так и мировых рынков.
В предшествующих параграфах описываются различные факторы, которые могут играть важную роль для определения рынков. Это не предполагает, однако, что в каждом отдельном случае следует собирать сведения и оценивать каждый из этих факторов. Как показывает предшествующая практика принятия Комиссией решений, зачастую на практике сведений, предоставленных в отношении нескольких таких факторов, бывает достаточно для вынесения заключения.
IV. РАСЧЕТ УДЕЛЬНОГО ВЕСА В ОБОРОТЕ РЫНКА
Определение соответствующего рынка в его товарном и географическом измерениях позволяет идентифицировать поставщиков и заказчиков/потребителей, активно действующих на этом рынке. Исходя из этого, на основе их продаж соответствующих товаров в соответствующей области могут быть рассчитаны общий размер рынка и удельный вес в обороте рынка для каждого поставщика. На практике общий размер рынка и удельный вес в обороте рынка часто имеются в рыночных источниках, т.е. оценках компаний, исследованиях, выполненных по заказу промышленными консультантами и/или торговыми ассоциациями. Если таких сведений нет, или имеющиеся сведения являются ненадежными, Комиссия обычно просит каждого поставщика на соответствующем рынке предоставить данные о своих продажах с тем, чтобы рассчитать общий размер рынка и удельный вес в обороте рынка.
Если продажи, как правило, предпочтительны для расчета удельного веса в обороте рынка, существуют и другие показатели, которые в зависимости от конкретных товаров или соответствующей отрасли могут предоставить такие полезные сведения, как, например, в отношении мощности, количества игроков на рынке покупателя, единиц парка в аэрокосмической отрасли или имеющихся запасов в случае таких отраслей, как горнодобывающая промышленность.
Полезную информацию для приблизительных подсчетов предоставляют сведения о продажах больших объемов товара и продажах ценных товаров. В случае дифференцированных товаров считается, что продажи ценных товаров и связанный с ними удельный вес в обороте рынка лучше отражают относительные позиции и прочность положения каждого поставщика.
V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ
Существуют области, в которых применение вышеизложенных принципов должно осуществляться с осмотрительностью. Это касается рассмотрения первичного и вторичного рынков, в частности, когда поведение предприятий в какой-то момент должно анализироваться в соответствии со Статей 86. Методы определения рынков в этих случаях такие же, т.е. оценка реакции заказчиков на изменения относительных цен на основе их решений по закупкам, однако с учетом ограничений взаимозаменяемости, которые вводятся условиями смежных рынков. Узкое определение рынка вторичных товаров (например, запчастей) может последовать, если важную роль играет совместимость в с первичным товаром. Проблемы нахождения совместимых вторичных товаров вместе с существованием высоких цен и длительным сроком службы первичных товаров могут сделать повышение относительных цен на вторичные товары выгодным. Иное определение рынка может последовать, если в значительной степени возможна взаимозаменяемость между вторичными товарами, или если характеристики первичных товаров вызывают быструю и прямую реакцию потребителя на повешение относительных цен на вторичные товары.
В некоторых случаях наличие звеньев заменяемости может привести к определению соответствующего рынка, хотя товары и области на границах этого рынка не являются напрямую заменяемыми. Примером может служить географическое измерение товара, предусматривающего значительные транспортные расходы. В таких случаях поставки с того или иного завода будут ограничены определенным районом вокруг данного завода ввиду воздействия транспортных расходов. В принципе, такой район будет представлять собой соответствующий географический рынок. Вместе с тем, если сбыт заводов таков, что наблюдается значительное наложение между районами различных заводов, возможно, что цены на их продукцию будут сдерживаться цепной реакцией замещения , что приводит к определению более широкого географического рынка. Аналогичный ход рассуждений может применяться, если товар В является замещающим по спросу в отношении товаров А и С. Даже если товары А и С не являются прямыми заменителями по спросу, их можно найти га том же соответствующем товарном рынке, поскольку соответствующие цены будут сдерживаться возможность замены на товар В.
С практической точки зрения концепция звеньев замены должна подтверждаться фактическими сведениями, например, в отношении ценовой взаимозависимости на границах звеньев заменяемости, чтобы вести к расширению соответствующего рынка в каком-либо конкретном случае. Уровни цен на границах звеньев также должны быть аналогичными по своим масштабам.
В случаях предоставления помощи со стороны государства объектом оценки является получатель этой помощи и/или соответствующая отрасль/сектор, а не выявление факторов ограничения конкуренции, с которыми сталкивается получатель помощи. Когда в любом конкретном случае возникают соображения влияния на рынке, а значит и соответствующего рынка, составляющие излагаемого в настоящем Уведомлении подхода могут служить основой для оценки случаев предоставления помощи со стороны государства.
Для целей настоящего Уведомления соответствующие предприятия являются сторонами концентрации (в случаях концентрации), при обследованиях в рамках значения Статьи 86 Договора — обследуемыми предприятиями или жалобщиками, а при обследованиях в рамках значения Статьи 85 — Сторонами Соглашения.
|