Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Взаимоотношение России с Европейским Сообществом
Директивы Европейского Сообщества

Глава: Безопасность и гигиена труда - Инициативы Сообщества, имевшие место после Общеевропейского закона 1987 г.

Издано: Европейская Комиссия, Генеральный Директорат 5 по вопросам занятости, производственных отношений и социальных вопросов. Люксембург 1994г.

Глава: Рамочная Директива 89/391/ЕЕС от 12 июня 1989г.

Безопасность и гигиена труда - Инициативы Сообщества, имевшие место после Общеевропейского закона 1987 г.

Почему нам нужны правила безопасности и гигиены труда? В то время как повсюду в Европейском Сообществе люди ведут борьбу за получение или сохранение имеющейся работы, имеем ли мы право не посвятить все предпринимаемые в этом направлении инициативы сдерживания масштабов безработицы?

Фактом остается то, что в целях сохранения рабочих мест фирмы должны быть конкурирующими.

Занятость, а также ее масштабы тесно связаны с мерами по безопасности и гигиене труда. Затраты, связанные с производственными несчастными случаями и профессиональными заболеваниями, угрожают конкурентности компании. Пособия, выплачиваемые в этой связи только в рамках ЕС, оцениваются в 26 млн. ЭКЮ в год. В эту сумму не входят косвенные расходы, возникающие впоследствии потери времени, увеличения административных расходов, повреждения оборудования и т.д., что должно оцениваться значительно большей суммой.

Это только экономические потери. Но существуют еще и человеческие аспекты: ежегодно из, приблизительно, 120 млн. работающих в ЕС, 10 млн. страдают в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний, и 8000 - умирают .* Насколько мы можем вспомнить, работа всегда была частью нашей жизни. И весьма прискорбно, что в нашем современном организованном обществе, в котором работа постоянно играет столь важную роль, ее результатом является такая человеческая плата - увечья, заболевания, смерть. И это печальный жизненный факт, что многие, если не большинство производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний могли бы быть предвращены. Тем не менее, они имеют место, поскольку не были предприняты соответствующие меры предосторожности, что зачастую является прямым результатом погони за прибылью. В современном обществе нельзя более считать оправданным, что получение богатств за счет риска допускает подвергание опасности качество жизни.

Наша обязанность - сделать проблему создания благоприятной производственной среды делом первостепенной важности.

Общее законодательство

С созданием Европейского Сообщества стала очевидной необходимость в глобальном подходе к вопросам безопасности и гигиены труда рабочих. Начиная с последнего столетия, в государтсвах-членах получила развитие социальная политика, а в области охраны и гигиены труда были достигнуты значительные улучшения. Однако, темпы изменений в различных государствах-членах были различными, большие различия отличали также и принимаемые меры по безопасности и гигиене труда. Стало понятным, что безопасность и гигиена труда нуждаются в получении внимания Сообщества, поэтому улучшения и качество в этой области должны впоследствии стать главными целями его инициатив. Начиная с 1978 года и первой программы действий Сообщества, произошли качественные изменения от полной зависимости от национальных законодательств к широко распространившемуся признанию роли Европейского Сообщества. В 1991 году Евробарометр показал, что 94% работников высказалось в пользу общего законодательства для всех государств-членов.

Общие рамки деятельности Комиссии Европейского Сообщества в области безопасности, гигиены и охраны труда -1994-2000, СОМ (93)560.

Стремление завершить создание единого Европейского рынка также усиливает необходимость в более высоких стандартах государств-членов в отношении социальной политики. Для обеспечения конкуренции, производительности и защиты работников на равных основаниях, единый рынок должен дополняться минимумом требований к безопасности и гигиене труда. Кроме того, директивы, связанные с разработкой, производством и продажей продукции должны быть приведены в соответствие с директивами, касающимися использования и технического обслуживания машин и оборудования; таким образом, начали устанавливаться дополнительные взаимосвязи между директивами на основе статьи 100а Договора ЕЭС и директивами на основе статьи 118а.

Настоящие и будущие стратегии

Несмотря на колоссальные усилия, предпринимаемые в последние три-четыре десятилетия теми, кто занимается безопасностью и гигиеной труда, производственные несчастные случаи и профессиональные заболевания встречаются все еще слишком часто и затраты общества и предприятий на пострадавших при этом работников и их семей очень высоки.

Поэтому в рамках действий Комиссии, в соответствии с программой ее работы на 1994-2000 гг., необходимо предусмотреть цель защиты рабочих от рисков производственных несчастных случаев и заболеваний, а также обеспечение охраны здоровья и труда рабочих, и их защиту от опасности при свободном перемещении товаров.

Рамки деятельности должны рассматриваться в контексте предыдущих лет работы Сообщества в области безопасности и охраны труда: в последние несколько лет инициативы предпринимались с необыкновенной быстротой. На основе этих усилий Комиссия должна была выработать стратегию, которая позволяла бы охватить максимальное число опасных видов работ с помощью минимального количества законодательных механизмов.

Всего в ЕС от последствий несчастных случаев на рабочих местах умирает ежегодно 8 000 человек

Предшествующая программа действий

В 1988 г. Комиссия приняла свою третью программу действий, которую Совет признал в качестве полезной основы для начала внедрения Статьи 118а на уровне Сообщества. В программе был сделан упор на социальную важность окончательного формирования внутреннего рынка и связанного с ним внедрений Социальной Хартии. Программа действий включала ряд предложений по законодательным актам в тех областях, в которых вопросы безопасности и гигиены труда представляют основные проблемы.

Подход Комиссии, намеченный в третьей программе действий, основывался на трех основных целях: постоянное улучшение охраны труда и здоровья работников по широкому фронту, защита работников от рисков, производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний и, наконец, обеспечение завершения формирования единого рынка, способствующего лучшей защите здоровья и безопасности работников. Имея в виду эти цели, Комиссия приняла метод, предусматривающий:

  • охват максимального количества опасностей с помощью минимального числа директив, с целью избежания дробления (фрагментирования) нормативных актов;
  • охват специфических требований для некоторых видов работ или секторов промышленности, связанных с повышенным риском, а также определенных категорий рабочих, в особенности уязвимых;
  • В данной программе Комиссия, в целях безопасности и гигиены труда, заявила о своем намерении подготовить директивы по различным аспектам, включая: организацию охраны труда; соответствующее использование установок, оборудования и веществ;
  • указатели безопасности;
  • предельные значения подверженности воздействию;
  • производственные канцерогены.

Большая часть директивы, запланированных данной программой уже приняты, другие же предложения в отношении директив находятся на обсуждении Совета Министров.

Продолжение усилий

Комиссия подготовила Зеленый документ о выборе социальной политики Союза, включающий краткий раздел по безопасности и охране труда.

Более того, она предложила структуру своего плана действий в следующие пять лет под официальным названием "Общие рамки деятельности Комиссии Европейского Сообщества в области безопасности, гигиены и охраны здоровья на 1994-2000 гг." (рамки деятельности). После их изучения Советом Министров Европы, Комитетом по экономике и социальным вопросам, Европарламентом, социальными партнерами и т.д. Комиссия решит, какие действия должны выполняться в будущем. В соответствии с разработками последних лет Комиссия продолжит свои усилия по улучшению безопасности и гигиены труда в Европейском Сообществе; в центре внимания по прежнему будут оставаться сферы деятельности и работы с повышенным риском.

В качестве целей, требующих специального внимания, на предстоящие годы определены некоторые вопросы. Среди наиболее важных это:

  • перенос принятых директив в национальное законодательство;
  • малые и средние предприятия;
  • социальный диалог.

Директива по конструированию, производству и маркетингу продукции должна соответствовать директиве по использованию и обследованию технического оборудования

Перенос принятых Директив

Наиболее важной основой усилий Сообщества в области безопасности и гигиены труда будет продолжать оставаться Статья 118а, в которой определена соответствующая роль государств-членов и Сообщества с учетом принципа дополнения.

После установления минимума требований, общих для всех государств-членов, Сообщество обеспечило соблюдение этого принципа. Комиссия должна руководствоваться принципом дополнения при оценке необходимости новых законодательных актов или других форм инициатив Сообщества. Поэтому Сообщество не должно вмешиваться в тех случаях, когда цель достигается лучшим образом, если ответственность за действия возлагается на государства-члены или на коллективные соглашения между социальными партнерами.

Комиссия считает, что термин "минимум требований", заявленный в Статье 118а Договора ЕС, помогает уменьшить различия в уровнях развития государств-членов. Минимум требований в директивах должен содействовать гармонизации, в то же время поддерживая имеющиеся улучшения. Государства-члены могут ввести или поддерживать более строгие меры защиты, чем предусмотренные в директивах; такое соглашение защищает различный характер национальных систем, культур и установившихся правил. Директивы определяют результат, который должен быть достигнут, но оставляют за государствами-членами право решения, как это сделать.

Сейчас принят ряд директив в области безопасности и гигиены труда. Все они должны быть перенесены в национальные законодательства государств-членов. Поэтому органы власти многих государств-членов должны решать, каким образом должно измениться или обновиться национальное законодательство для того, чтобы оно отражало требование данных директив. Более того, они должны обеспечить практическое соблюдение перенесенных положений. Одной из самых важных задач Сообщества должно стать нахождение жизненно важных путей, позволяющих обеспечить, чтобы минимум установленных директивных требований по безопасности и гигиене труда не только правильно переносился в национальное законодательство, но и чтобы государства-члены внедряли и впоследствии содействовали их соблюдению.

Охват максимального числа опасностей путем использования минимального количества директив

Малые и средние предприятия

Затраты, связанных с производственными несчастными случаями и заболеваниями, становятся значительным бременем, влияющим на конкурентоспособность фирм. И наоборот, улучшение производственной среды, как известно, имеет положительное среднесрочное влияние на развитие фирм: увеличивается производительность труда и сокращаются невыходы на работу. Ведение успешного бизнеса означает не только поддержание финансово устойчивого предприятия, но также обеспечение безопасной и здоровой производственной среды.

Комитет старших инспекторов труда

По инициативе Комиссии, начиная с 1982 г., Комитет старших инспекторов труда дважды в год проводит встречи, которые позволяют представителям государств-членов обмениваться информацией об изменениях в национальных системах контроля за соблюдением законодательных актов.

Широкое распространение основных законов Сообщества, применимых в настоящее время по отношению к безопасности и гигиене труда, придает вес той же роли, которую играет Комитет старших инспекторов в обеспечении эффективного и единообразного внедрения подзаконных актов Сообщества. Соответственно намечается, что такая структура должна быть установлена в качестве официальной основы в 1994 г.

Комитет является не просто форумом для диалога между государствами; он может также предпринять на уровне Сообщества, инициативу по созданию рабочих механизмов, которыми могли бы пользоваться все инспекторы труда в данной области. Вот некоторые последние примеры:

  • между 1985 и 1993 гг. государствами-членами и Комиссией были организованы около ста обменов инспекторами труда, которые помогли улучшить оценку проблем, связанных с внедрением законодательных актов;
  • было выпущено несколько документов, представляющих информацию об инспекциях труда, в частности, о национальных структурах и законодательных системах;
  • была внедрена система, позволяющая осуществлять быстрый обмен информацией между инспекциями по вопросу безопасности и гигиены труда;
  • создана сеть национальных корреспондентов по обучению, выпущен и предлагается для изучения законодательства Сообщества учебник на 9 языках, на которых проходят обучение инспекторы труда;
  • были организованы две "Европейские сессии", на которых присутствовали инспекторы труда и промышленности, целью которых было изучить условия, при которых проводились инспекции в сельском хозяйстве и в строительной промышленности, а также деятельность в области обучения, организованную для португальских и греческих инспекторов труда.

Комиссия продолжит деятельность по обучению специальной информации, подготовки и обучения для малых и средних предприятий (МСП).

После начала внедрения Статьи 118а Сообщество проявляет большую заботу о том, чтобы избежать возложения административного, финансового или юридического бремени на МПС. Цель этого - избежать затруднений в их создании и развитии и, одновременно, обеспечить охрану здоровья и труда работников. МСП рассматриваются как ключевой элемент в социально-экономическом развитии государств-членов. Будут также предприняты усилия для того, чтобы помочь МПС в получении информации о том, как должны внедряться национальные законодательные акты, принятые как следствие директив Сообщества.

Социальный диалог

Другой вопрос, который будет и дальше иметь существенное влияние, это - социальный диалог. Начиная свою деятельность, Комиссия должна интенсифицировать консультации с представителями правительств государств-членов и с социальными партнерами. Консультативный комитет по безопасности, гигиене и охране здоровья. Комиссия по безопасности и гигиене труда в горной промышленности и других добывающих отраслях будут играть основную роль в этих консультациях.

Консультативный комитет был учрежден Указом Совета Министров 27 июня 1974 г. Он включает 72 члена; каждое государство-член представлено в нем двумя правительственными официальными лицами; двумя членами профсоюза и двумя представителями ассоциации работодателей. Кроме того, на встречах присутствуют также представители ЕКП (Европейской Конфедерации Профсоюзов) и ЕАР (Европейской Ассоциации Работодателей). Единый закон помог усилить политическую роль Консультативного Комитета в инициативах Сообщества по вопросам безопасности и гигиены труда, а на основе резолюции 1988 г Совет установил, что Комитет должен получить консультации при подготовке программ работ Комиссии, а также директив.

Привлечение обеих сторон представляется важным для удовлетворения основных требований по согласованию и улучшению условий охраны здоровья и безопасности.

Консультативный Комитет признан Комиссией в качестве весьма подходящего форума для консультаций между двумя сторонами, представляющими промышленности.

Комиссия продолжит предоставление специальной информации, подготовки и обучения для МСП.

Как следствие этого, а также по просьбе Комиссии Консультативный Комитет подготовил предложение для следующей программы действий. Кроме того, он консультировал по вопросам установления приоритетов в работе Комиссии в 1994 г. и далее.

Комиссия по безопасности и гигиене и охране труда была создана в 1957 г., после серьезного пожара в 1956 году в шахте Буа дю Казьер в Марсинели (Бельгия), когда погибло 264 рабочих. Совет Министров Европейского Объединения угля и стали отреагировал немедленно и созвал трехстороннюю конференцию по улучшению мер защиты. После этой конференции для помощи Комиссии в подготовке законодательных инициатив в данной области была создана Комиссия по безопасности и гигиене труда в горной и других добывающих отраслях промышленности (Комиссия по безопасности и гигиене труда).

Комиссия по безопасности и гигиене труда включает в себя членов от каждого государства-члена, два из которых представляют правительство, и по одному от рабочих и работодателей. Данная Комиссия представила предложения по улучшению безопасности и здоровья непосредственно правительствам государств-членов, в частности, после того как произошли основные аварии. Кроме того, она играет роль в оказании помощи Комиссии Сообщества, представляя свои замечания в отношении предложений о новых директивах, участвует в подготовке проектов предложений по директивам, связанным с добывающими отраслями промышленности. При сохранении усиливающейся будущей роли этих двух Комиссий связь между ними станет также более тесной.

Информация и обучение

Комиссия считает, наиболее важной целью обеспечение информацией рабочих и работодателей. Информация должна представляться в том случае, когда технологические изменения предполагают большие изменения на рабочих местах, а также во все те сферы, на которые распространяются существующие директивы.

Важно обеспечить очевидность и прозрачность действий Сообщества. Комиссия намерена этой цели путем предоставления информации, позволяющей Сообществу, государствам-членам, социальным партнерам и рабочим улучшить безопасность и гигиену труда на рабочих местах. Журнал JANUS - хороший пример организации информационной сети в рамках Сообщества и государств-членов. Его цель - содействовать потоку информации о безопасности и гигиене труда между государствами-членами. Такая линия поддерживается Комиссией в целях содействия совместной деятельности и сотрудничеству. Для обеспечения информации на регулярной основе с помощью проведения тематических кампаний в форме, например, Европейской недели или дня, с использованием аудио-визуальных средств и других новых технологий, предназначены также и другие сети. Должны быть рассмотрены новые методы распространения информации о производственной среде для неспециалистов.

Что касается вопросов обучения, то поддерживаются инициативы, отвечающие за безопасность и охрану здоровья, а также за общее профессиональное обучение молодежи и взрослых. Обучение специалистов по безопасности и гигиене труда должно быть уделено такое же внимание, возможно, одновременно с созданием сети Центров и организаций Сообщества для обучения рабочих и руководящего персонала различным дисциплинам на национальном уровне. Обязательное обучение должно включать преподавание безопасности и гигиены труда в Европейских школах.

Хотя на стр.43 данного издания Социальная Европа (Social Europe) это описывается подробно, тем не менее, Европейский Год заслуживает специального упоминания в связи с распространением информации. Решение сделать 1992 год Европейским годом безопасности, гигиены и охраны здоровья было принято в целях продумывания и оценки третьей программы действий и привлечения как можно большего числа граждан Сообщества в связи с вопросами безопасности и гигиены труда. Фактически, с помощью многочисленных мероприятий и кампаний, проведенных в течение года, были установлены контакты, приблизительно, с 60 млн. жителей. Малые и средние предприятия представляют в этом вопросе особую цель.

Европейский Год, несомненно, усилил понимание важности безопасности и гигиены труда и мог бы рассматриваться в качестве отправной точки в отношении целей прежних программ действий, а также будущей политики Сообщества.

Европейское агентство безопасности и гигиены труда

В качестве еще одного источника подготовки и распространения технической и научной информации Комиссия предложила создать Европейское агентство безопасности и гигиены труда. Совет принял нормативный акт о создании такого Агентства , задачей которого должны стать сбор и распространение информации. Более того, оно должно содействовать обмену и распространению информации о результатах исследований и оказывать техническую и научную помощь организациям Сообщества и государствам-членам в области безопасности и гигиены труда. Между Агентством и соответствующими службами Сообщества должны существовать тесные связи, а также сотрудничество с другими органами Европейского Союза.

Европейская Комиссия

Информационная система ЕС по безопасности и гигиене труда JANUS

Лучшее распространение информации

Совет в своей резолюции о действиях, которые должны быть предприняты для охраны физического и психического здоровья рабочих предложил Комиссии рассмотреть вопрос о том, каким образом можно было бы улучшить обмен информацией и опытом в Сообществе, в частности, в отношении сбора и передачи данных. С этой целью в 1989 году Комиссия начала выпуск ежеквартальной публикации под названием JANUS. Это издание переводится на все официальные языки Европейского Союза; 14 тысяч экземпляров распространяются в 12 государствах-членах; он имеет также подписчиков по всему миру (странах ЕАСТ - Европейской Ассоциации свободной торговли, США., Японии, Канаде, Гонг-Конге, Египте и т.д.). Он имеет успех благодаря качеству и надежности информации, представленной государствами-членами. Планируется разработать систему обмена информацией между государствами-членами для того, чтобы предоставить читателям то, в чем они заинтересованы.

Поэтому предполагается включить в JANUS больше данных от организаций Сообщества, обеспечив, таким образом, лучший поток информации по законодательству в области безопасности и гигиены труда. Планируется также расширить в ближайшем будущем ее распространение, с целью включения в сферу действия соседей Центральной и Восточной Европы, заинтересованных в периодическом издании. В то время как торговля между Западной, Центральной и Восточной Европой постоянно расширяется, Европейский Союз хочет играть роль в улучшении условий труда в этих странах.

И, наконец, JANUS должен также включать статьи и интервью, которые, в дополнение к традиционной форме представления, должны предложить более привлекательное изложение новостей о совершенствовании условий труда в Европе.

Дирекция по безопасности и гигиене труда

Генеральная Дирекция по занятости, производственным отношениям и социальным вопросам.

Международное сотрудничество

В предстоящие годы еще более широко должно развиваться международное сотрудничество. Комиссия намерена интенсифицировать работу с международными организациями, такими как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Международная организация труда (МОТ). Кроме того, Комиссия должна способствовать работе Сообщества в странах третьего мира и выполнению соглашений Ассоциации, заключенных со странами Центральной и Восточной Европы. Что касается последних, то цели предусматривают приближение их законодательств в области безопасности и гигиены труда к соответствующим законодательствам Европейского Союза. Комиссия должна работать над улучшением условий производственной среды в этих странах.

Незаконодательные меры

Важной основой для разработки законодательных мер являются ноу-хау и опыт. Поэтому Комиссии и Сообществу необходим постоянный поток информации о результатах различных исследований, проводимых в государствах-членах. Одной из основных целей является выполнение совместных исследований и работ с целью нахождения методов, позволяющих обеспечить сопоставимость статистических данных по безопасности и гигиене труда государств-членов. Цель указанной работы - обеспечить действенность профилактических мер и облегчить выбор областей приоритетов.

Более того, важно установить в рамках Сообщества критерий оценки риска, что является ключевым вопросом ограничения рисков на производстве. Комиссия намерена интенсифицировать работы и начать исследования в следующих сферах:

  • определенные сектора экономики, характеризующиеся повышенным риском;
  • подверженность воздействию химических веществ;
  • специфические группы людей, например, молодежь или работающие не по найму;
  • устойчивость здоровья в отношении физических и психических стрессов;
  • этические, социальные, психо-медицинские и юридические последствия определенных форм контроля за здоровьем.
Приоритеты

Комиссия должна установить определенные области приоритетов и представить подробные предложения для дальнейшей работы. Она должна сделать это на основе консультаций с Советом Министров и Европейским Парламентом, Комитетом по экономике и социальным вопросам, Консультативным Комитетом, Комиссией по безопасности и охране труда, социальными партнерами и т.д. Таким образом, рассмотрение должно учесть вновь возникающие требования. Кроме того, должны учитываться имеющиеся экономические и человеческие ресурсы, в целях включения в программу Сообщества новых мероприятий. Таким образом, цели общей схемы действий и программы работ Комиссии должны выбираться с учетом новых знаний, современной техники и развития социально-экономической

Безопасность и гигиена труда Основные шаги

Начальные этапы Европейского Сообщества: добывающая промышленность

В течение последних 50 лет в угольных шахтах Европы произошло большое количество взрывов и пожаров, унесших более 1000 человеческих жизней. С 1951 г. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) начало предпринимать усилия по сокращению таких несчастных случаев, имеющих место, главным образом, в угольных шахтах. В последние годы эта деятельность была расширена на другие добывающие отрасли, например, добычу полезных ископаемых на открытых и подземных выработках, а также на буровые вышки как на суше, так и в море. В 1957 г была создана Комиссия по безопасности и гигиене труда в угольной и других добывающих отраслях, в целях содействия Комиссии Сообщества в подготовке законодательных инициатив для предотвращения основных несчастных случаев в этом секторе.

Комиссия внимательно следит за защитой рабочих в добывающей промышленности. Одна из причин этого заключается в том, что количество несчастных случаев в этих отраслях выше, чем в любых других, отчасти ввиду риска взрывов, обвалов и завалов людей. Частыми являются респираторные заболевания, такие как пневмокониоз, а также заболевания, связанные с ослаблением слуха. В добывающей промышленности Европейского Союза занято около 800 тыс. рабочих, из которых 200 тысяч работает в подземных угольных шахтах и 25 тысяч - на установках в открытом море.

Респираторные заболевания, такие как: пневмоконисис и заболевания, снижающие слух, очень распространены

Однако до недавнего времени не существовало никакой специальной директивы, предусматривающей защиту здоровья и безопасность работы этого сектора. Директива о рабочих местах 89/654/ЕЕС не включала рабочие места в добывающей промышленности и такие вопросы, как организация и наблюдение за выполнением работы, защита от пожаров, организация неотложных мер и спасательных работ, являющиеся вопросами первостепенной важности в данном секторе.

В Хартии Сообщества об основных социальных правах рабочих было заявлено (1989 г), что должна быть предложена директива о безопасности и гигиене труда в добывающей отрасли. Однако, ввиду разнообразия природы рассматриваемого сектора, было принято две директивы для добывающих отраслей промышленности. Они были приняты в ноябре и декабре 1992 года согласно Статье 118а Договора ЕЭС, в целях охраны здоровья и безопасности рабочих, причем подготовка первой из них была начата после катастрофы на буровой вышке нефтегазового месторождения Пипер Альфа в Северном море в 1988 году, когда погибло свыше 150 человек:

  • Директива Совета 92/93ЕЕС о минимуме требований по улучшению безопасности и охраны здоровья рабочих в отраслях по добыче полезных ископаемых на основе бурения;
  • Директива Совета 92/104/ЕЕС о минимуме требований по улучшению безопасности охраны здоровья рабочих в отраслях по добыче полезных ископаемых на открытых и подземных выработках.
Единый Европейский закон

Принятие в 1986 году Единого Европейского закона дало новый импульс для организации Сообществом мер по безопасности и гигиене труда. Закон вступил в действие 1 июля 1987 года. Это было впервые, чтобы безопасность и гигиена труда непосредственно включались в Договор ЕЭС от 1957 года, и это было сделано на основе новой Статьи 118а. В то же самое время Единым законом изменилась процедура голосования в Совете Министров с целью принятия предложений в этой области. Прежнее требование общего согласия было заменено квалифицированным большинством голосов, результатом чего стало ускорение процесса принятия в Совете.

Большое значение для уровня защиты в государствах-членах имеет тот факт, что принятые согласно Статье 118а директивы, установили минимум требований к безопасности и гигиене труда. Согласно данному положению государства-члены должны повысить уровень защиты, если он находится ниже минимальных требований, регламентированных директивами. Кроме того, они обязаны поддерживать, а также вводить более строгие меры защиты, чем этого требуют директивы.

Статья 100а требует согласования национального законодательства. Цель этого - устранить все барьеры в торговле на едином рынке и позволить свободному перемещению через границы товаров и людей. В принципе, Статья 100а не позволяет государствам-членам устанавливать к своим продуктам более высокие требования, чем те, что установлены директивами. Она позволяет также принимать меры на основании голосования по принципу квалифицированного большинства. Статьи 100а и 118а содействуют улучшению производственной среды в государствах-членах, а также лучшей защите работников. Директивы согласно Статье 100а направлены на обеспечение поставок на рынки безопасной продукции, а директивы в развитие Статьи 118 имеют целью обеспечить безопасность и охрану здоровья при использовании такой продукции на рабочем месте.

В результате автоматизации и внедрения новой технологии возникают новые проблемы в отношении производственной среды

Рамочная Директива

Как дополнение к третьей программе действий 12 июня 1989 года была принята первая, и, возможно, наиболее важная директива, устанавливающая минимум требований в отношении безопасности и гигиены труда согласно Статье 118а; а именно рамочная Директива 89/391/ЕЕС с введением мер, способствующих улучшению безопасности и гигиене труда. Ключевым моментом стратегии Сообщества, связанной с директивами по безопасности и гигиене труда, является наличие рамочной директивы, на основе которой должны строится все последующие директивы. Рамочная директива должна дополняться отдельными директивами, охватывающими особые сферы, а также быть основой для директив, с нею связанных.

До принятия данной рамочной Директивы государства-члены должны были соблюдать особые директивы, например, в отношении шума или асбестов. Однако введение рамочной директивы требует намного более активного подхода к безопасности и гигиене труда и больших изменений, направленных на расширение объема национального законодательства государств-членов. Как пример, для многих государств-членов это должно стать новостью, что требования по защите рабочих должны соблюдаться и в государственном секторе. Кроме того, по мере модернизации наших рабочих мест, в центре внимания должны оказаться другие особые сферы. В результате автоматизации и внедрения новой технологии возникают новые проблемы в отношении производственной среды (переутомления в связи с повторяющимися движениями, проблемы со зрением при использовании устройств визуального отображения и т.д.)

Одна из целей рамочной директивы - содействовать улучшению и равной защите всех рабочих в 12 государствах-членах, Это означает, что расхождения в законодательствах государств-членов должны быть существенно уменьшены.

Рамочная директива охватывает всех рабочих Европейского Сообщества, занятых как в государственном, так и в частном секторах, исключая работающих не по найму и домашние работы. Таким образом, ее границы намечены достаточно широко. Она предусматривает охват всех аспектов безопасности и гигиены труда рабочих и обеспечение равной защиты всех рабочих в 12 государствах-членах. Статья 2(1) гласит: "Данная директива должна распространяться на оба сектора деятельности, как государственный, так и частный (промышленный, сельскохозяйственный, коммерческий, административный, услуг, образования, культуры, отдыха и развлечений и т.д.)

На общем рынке компании должны работать на основе одного и того же минимума привилегий и прав

Социальная Хартия

В декабре 1989 года одиннадцатью главами государств и правительств была принята Социальная Хартия. Официально она называется "Хартия Сообщества по основным социальным правам рабочих", принятая 11 государствами-членами, Преамбула гласит, что на едином рынке "социальные аспекты должны иметь такое же важное значение, как и экономические". Для этого имеются две основные причины. Во-первых, в отношении социальной справедливости считается закономерным, что внутренний рынок должен привести к улучшению в области социальных прав граждан, а также преимуществ для бизнеса, Во-вторых, если определенные права гарантированы, то должны сокращаться экономические различия в условиях труда в государствах-членах. На общем рынке компании должны работать на основе одного и того же минимума привилегий и прав, иначе нормальному функционированию рынка будут препятствовать перекосы в конкуренции.

Хартия не имеет обязательной силы, это-декларация о намерениях, равносильная совокупности принципов и стандартов, установленных Комиссией на основе ввода программы действий. Законодательство Сообщества ограничено условиями, и лучшим способом достижения цели могли быть действия на уровне Сообщества.

Социальная Хартия 1989 года

1. Свобода перемещения в Сообществе, включая равные условия в отношении получения работы, условий труда и социальных льгот.

2. Свобода работать в должности, которая должна оплачиваться "соответствующим образом".

3. Улучшение условий жизни и труда, неполный рабочий день, временная работа, включая право на еженедельные дни отдыха и ежегодный оплачиваемый отпуск.

4. Право на соответствующую социальную защиту.

5. Право на объединение и свободу коллективных договоров.

6. Право на профессиональное обучение

7. равные права мужчины и женщины при найме на работу, оплаты, условий труда, обучения и подготовки, продвижения по службе.

8. Право на информацию, консультацию и участие, в частности, в процессах, связанных с технологическими изменениями, перестройкой, выявлением избыточности рабочей силы, а также для рабочих на многонациональных предприятиях.

9. Право работников на защиту рабочего места и безопасность, включая обучение, информацию, консультации.

10. Права детей и взрослых, включая право на минимальную зарплату.

11. Право пожилых и ушедших на пенсию рабочих на приличный уровень жизни.

12. Право людей, имеющих физические недостатки, на доступ к программам помощи.

Безопасность и гигиена труда: важные шаги

1951 г Европейское объединение угля и стали.

Парижский договор.

1957 г Европейское Экономическое Сообщество и Европейское Сообщество по атомной энергии.

Римский договор.

Комиссия по безопасности и гигиене труда в угольной и других добывающих отраслях промышленности.

1974 г Консультативный Комитет по безопасности, гигиене и охране здоровья.

1978 г Первая программа действий по безопасности и гигиене труда.

1984 г Вторая программа действий по безопасности и гигиене труда.

1987 г Единый Европейский Закон.

1988 г Третья программа действий по безопасности и гигиене труда.

1989 г Рамочная Директива.

Социальная Хартия и программа действий, связанная с введением Хартии Сообщества об основных социальных правах рабочих.

1992 г Европейский Год безопасности, гигиены и охраны здоровья.

1993 г Европейский Союз

Маахстрихтское соглашение о Европейском Союзе.

Главное Управление (штаб-квартира) Европейского Агентства по безопасности и гигиене труда.

1994 г Общая схема действий Европейской Комиссии по безопасности, гигиене и охране здоровья в 1994 - 2000 гг.

2000 г

Краткий обзор Директив, принятых начиная с 1987 г.

Обзор ограничивается теми Директивами, которые основаны на Статье 118а и которые содействуют практическому вкладу в создание социально значимого единого рынка. Важное значение Рамочной Директивы 89/391/ЕЕС от 1989 года заключается в том, что она создала основу для последующих директив, Она требует, чтобы государства-члены внесли кардинальные изменения в свои законодательства в отношении обязанности работодателей по охране здоровья и принятия решения о мерах защиты; например, работодатель должен адаптировать работу применительно к ее исполнителям, избегать монотонной работы в заданном рабочем темпе. В обязанности работодателя входит также замена опасных компонентов на безопасные или менее безопасные; например, при выборе химических веществ некоторые работодатели могут соблазниться краткосрочным экономическим критерием и купить дешевое и опасное вещество, вместо более дорогого и менее опасного. Это, однако, не соответствует констатирующей части Директивы, указывающей, что "улучшение безопасности и гигиены труда рабочих является целью, которая не может быть поставлена в зависимости от экономических соображений".

Особо важное значение имеют положения, касающиеся информации и обучения работников, что также входит в обязанности работодателя. В целях улучшения степени защиты, необходимо информировать работников о рисках, угрожающих их безопасности и здоровью, а также о том, как можно их уменьшить или исключить. Более того, работодатель должен обеспечить консультирование и участие рабочих и/или их представителей в обсуждении вопросов, связанных с безопасностью и гигиеной труда.

С другой стороны, работник обязан незамедлительно информировать работодателя и других работников о любой производственной ситуации, которая может угрожать безопасности и здоровью на рабочих участках.

Обязанностью работодателя является замена опасных компонентов на безопасные или менее опасные

Рамочная Директива

Название

Директива Совета 89/391/ЕЕС от 12 июня 1989 года

О введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда работников.

Цель

Содействовать улучшению в области безопасности и гигиены труда работников.

Сфера действия

Все сектора деятельности за редким исключением.

Общее положение

Работодатель несет ответственность за обеспечение безопасности и гигиены труда работников во всех вопросах, связанных с работой.

Основные положения

Работодатель должен обеспечить проведение оценки рисков безопасности и гигиены труда.

Работодатель должен обеспечить предоставление работникам предприятия информации, в том числе: по безопасности и гигиене труда, профилактическим мерам, первой помощи, борьбе с пожаром, оценке риска.

Работодатель должен консультировать работников и /или их представителей по вопросам, связанный с безопасностью и гигиеной труда.

Работодатель должен обеспечить, чтобы каждый работник прошел соответствующую подготовку в области безопасности и гигиены труда, связанную со спецификой выполняемой работы.

Каждый работник обязан заботиться о собственной безопасности и охране здоровья и надлежащим образом использовать оборудование, опасные вещества, индивидуальные защитные приспособления и т.д.

Отдельные Директивы

Статья 16(1) указывает, что вслед за данной директивой должны быть приняты отдельные директивы. В приложении приводится перечень соответствующих сфер: рабочие места, рабочее оборудование, индивидуальные защитные приспособления, работа с устройствами визуального отображения, обработка тяжелых грузов, влекущая за собой риск повреждения позвоночника, временные рабочие площадки или рабочие площадки на средствах передвижения, рыболовство и сельское хозяйство.

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перенести данную Директиву в свои национальные законодательства к 31 декабря 1992 года.

Производственное оборудование: его использование

Название

Директива Совета 89/655/ЕЕС от 30 ноября 1989 года.

О минимуме требований к безопасности и гигиене труда при использовании работниками производственного оборудования (вторая отдельная Директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЕС).

Цель

Гарантировать лучший уровень безопасности и гигиены труда работников при использовании производственного оборудования.

Основные положения

Работодатель должен производить выбор производственного оборудования с учетом особых условий труда и существующих для работников опасностей, в целях исключения или сведения к минимуму. Там, где необходимо использовать такое производственное оборудование, которое не подвергало бы опасности здоровье и труд, работодатель обязан свести к минимуму возможный риск.

Работодатель должен обеспечить соответствующий инструктаж и подготовку работников к использованию производственного оборудования.

Если использование, техническое обслуживание и ремонт оборудования сопровождаются определенным риском, то оно может выполняться только специально назначенными для этих целей работниками.

Работодатель должен обеспечить соответствующий инструктаж и подготовку работников к использованию производственного оборудования

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перенести данную Директиву в свои национальные законодательства к 31 декабря 1992 года. Оборудование, предоставляемое работникам впервые после указания даты, должно соответствовать требованиям, изложенным в Приложении; производственное оборудование, уже находящееся в использовании к 31 декабря 1992 года, должно быть приведено в соответствие с требованиями в срок, не превышающий 4 года.

Использование индивидуальных защитных приспособлений

Все индивидуальные защитные приспособления должны предохранять от соответствующих рисков, не приводя к большому риску

Название

Директива Совета 89/656/ЕЕС от 30 ноября 1989 года.

О минимуме требований к безопасности и гигиене труда при использовании работниками индивидуальных защитных приспособлений на рабочих местах (третья отдельная Директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЕС).

Цель

Гарантировать большую степень безопасности и гигиены труда работников за счет использования индивидуальных защитных приспособлений.

Определение

Под индивидуальными защитными приспособлениями понимаются все приспособления, включая любые дополнения или вспомогательные средства, которыми должен пользоваться или одевать работник в целях защиты от одной и более опасностей, которым он подвергается

Основные положения

Использование индивидуальных защитных приспособлений необходимо в тех случаях, когда нельзя избежать или ограничить риск путем использования технических средств, методов и процедур при организации работы.

Индивидуальные защитные приспособления должны соответствовать требованиям Сообщества по их разработке и изготовлению.

Все индивидуальные приспособления должны предохранять от соответствующих рисков, не приводя к большему риску. Они должны соответствовать условиям применения на рабочих местах и быть соответственно пригнаны для их правильного ношения.

Работодатель должен предоставлять индивидуальные защитные приспособления и в связи с этим нести любые расходы; он должен обеспечить также, чтобы их использование стало хорошим рабочим порядком и условием гигиены труда.

На работодателе лежит также обязанность по подготовке работников и организации демонстрации использования индивидуальных защитных приспособлений.

Типы индивидуальных защитных приспособлений

В дополнение к общей таблице использования индивидуальных защитных приспособлений Приложение к Директиве содержит перечень образцов таких приспособлений, предусмотренных для защиты головы, слуха, глаз, лица, органов дыхания, рук (кистей и полностью руки). Ног (ступней и полностью ноги), кожи и т.д. Кроме того, в Приложении приводятся примеры видов деятельности и секторов, требующих использование таких приспособлений, например, строительные работы, работа с пневматическими сверлами, сварочные работы.

Информация

Для введения Директивы в действие Комиссия опубликовала информацию*, связанную с вопросами оценки безопасности индивидуальных защитных приспособлений. С точки зрения их выбора и использования.

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перенести данную Директиву в свои национальные законодательства к 31 декабря 1992 года.

Экранные устройства отображения

Название

Директива Совета 90/270/ЕЕС от 29 мая 1990 года.

О минимуме требований к безопасности и гигиене труда при работе с экранными устройствами отображения (пятая отдельная Директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЕС).

Экранные устройства отображения включают алфавитно-цифровые и графические экраны

Цель

Защитить работников от рисков, связанных с использованием в работе экранных устройств отображения.

Определения

Экранные устройства отображения алфавитно-цифровые и графические экраны в зависимости от изображаемого процесса; рабочая станция-это совокупность экранных устройств с клавиатурой или устройство для ввода данных и /или программное обеспечение, дополнительные приспособления, телефон, модем, печатающее устройство, держатель документов, рабочее кресло, рабочая доска и средства для выполнения срочных работ.

Основные положения

Работодатель должен провести анализ рабочих станций с целью оценки условий безопасности и гигиены труда работников.

Следующим условием является то, что работодатель должен планировать деятельность сотрудников таким образом, чтобы ежедневная работа у экрана периодически прерывалась на перерывы или на выполнение другой работы. Прежде чем начать работу с экранными устройствами, а также с регулярной периодичностью впоследствии, либо при испытании трудностей со зрением, работники имеют право пройти соответствующие обследования глаз и зрения.

В Приложении приводится минимум требований, предъявляемых к компонентам рабочей станции. Так, изображение на экране должно быть стабильным, клавиатура должна быть выполнена отдельно от экрана, так чтобы работник мог найти для себя удобное рабочее положение, излучение экрана должно быть сведено до незначительного уровня и т.д.

Выполнение Директивы.

Государства-члены должны перенести данную Директиву в свои национальные законодательства к 31 декабря 1992 года.

Рабочие станции, вводимые в действие впервые, должны отвечать требованиям, указанным в Приложении; рабочие станции, уже находящиеся в работе к 31 декабря 1992 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями к 31 декабря 1996 года.

Ручная обработка грузов

Название

Директива Совета 90/269/ЕЕС от 29 мая 1990 года.

О минимуме требований к безопасности и гигиене труда при ручной обработке грузов, при которой существует особый риск повреждения позвоночника у работника (четвертая отдельная директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЕС).

Цель

Установить минимум требований к безопасности и гигиене труда при ручной обработке грузов, при которой существует риск, в особенности, повреждения позвоночника у работника.

Определение

Ручная обработка грузов означает их транспортировку, включая подъем, опускание, толкание, подтягивание, перенос или перевозку, что влечет за собой риск повреждения позвоночника у работника.

Основные положения

Работодатель должен пытаться избежать необходимости ручной обработки грузов работниками. Поэтому он должен принять соответствующие организационные меры или использовать, например, механическое оборудование. Там, где невозможно избежать ручных операций, работодатель должен попытаться уменьшить риск, связанный с ними. В обязанность работника входит также информирование рабочих о весе переносимого груза и центре тяжести с наиболее тяжелой стороны груза, а также о риске, которому подвергается рабочий при неправильном обращении с грузом.

Вид риска

В Приложении перечислены факторы, которые при оценке существования общего или особого риска для рабочего. Груз, например, если его трудно ухватить или он обладает неустойчивостью, а работа связана с риском, если она слишком интенсивная или не позволяет иметь достаточный отдых от физической нагрузки.

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перенести данную Директиву в свои национальные законодательства к 31 декабря 1992 года.

Груз может представлять особый риск для травмы позвоночника, если его трудно ухватить ил он обладает неустойчивым равновесием

Рабочая обстановка

Рабочие места

Название

Директива Совета 89/64/ЕЕС от 30 ноября 1989 года.

О минимуме требований к безопасности и гигиене труда на рабочем месте (первая отдельная Директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЕС).*

Цель

Принять минимум требований к безопасности и гигиене труда с целью гарантии лучшего уровня охраны труда рабочих.

Сфера действия

Та же, что и Рамочной Директивы, за исключением некоторых средств транспорта, временных рабочих площадок или площадок на средствах передвижения, добывающих отраслей промышленности, рыболовных судов, предприятий сельского хозяйства и лесоводства.

Основные положения

В двух приложениях приведены требования к вновь создаваемым и существующим рабочим местам более специфические и более строгие. Требования затрагивают такие вопросы, как обеспечение простых отходных путей, соответствующее противопожарное оборудование, безопасные транспортные маршруты, комнаты отдыха, а также поддержание соответствующей комнатной температуры и дневное освещение.

Требования включают, например, обеспечение соответствующей комнатной температуры и дневного света

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перенести данную Директиву в свои национальные законодательства к 31 декабря 1992 года (Греция - к 31 декабря 1994 года). Рабочие места, которые вводятся впервые к указанному сроку, должны удовлетворять требованиям, изложенным в Приложении 1; рабочие места, которые уже использовались до 1 января 1993 года, должны удовлетворять требованиям, изложенным в Приложении 2, самое позднее, через 3 года после указанных дат (для Португалии - через 4 года).

Временные рабочие площадки или рабочие площадки на средствах передвижения

Название

Директива Совета 95/57/ЕЕС от 24 июня 1992 года.

О введении минимума требований к безопасности и гигиене труда на временных строительных площадках или подвижных площадках на строительстве (восьмая отдельная Директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЕС)

Цель

Поскольку рабочие этого сектора подвергаются повышенному риску, поощряется улучшение условий труда. Меры по безопасности и гигиене труда должны приниматься уже на стадии подготовки проекта и организации работ. Более того, цель данной Директивы - предотвратить риски путем установления цепочки ответственности, соединяющей все участвующие стороны. Добывающие отрасли промышленности не охватываются данной Директивой.

Основные положения

Обязанности распределяются между заказчиком, руководителем проекта, нанимающимся работником и координатором (определения приводятся в Директиве).

План по безопасности и гигиене труда должен составляться до начала работ на площадке.

Если предполагается, что работы на площадке не будут завершены в срок, превышающий 30 рабочих дней, и на ней будут заняты свыше 20 рабочих одновременно - либо, что требуемый объем работ превышает 500 человеко-дней - то в соответствующие органы должно быть представлено предварительное уведомление, информирующие их о том, что строительная площадка готова к проведению работ.

Для обеспечения требований безопасности и гигиены труда на рабочем месте должны быть назначены один или более координаторов. Они должны обеспечить выполнение общих принципов защиты.

Работодатель несет ответственность за обеспечение, организацию и обслуживание транспортных и аварийных путей, необходимые санитарные установки и т.д., а также за устранение замечаний координатора по безопасности и гигиене труда.

План по безопасности и гигиене труда должен составляться до начала работ на площадке

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перенести данную Директиву в свои национальные законодательства к 31 декабря 1993 года.

Добыча с помощью бурения

Буровые скважины

Директива Совета 92/91/ЕЕС от 3 ноября 1992 года.

О минимуме требований по улучшению безопасности и охраны здоровья работников, занятых на работах по бурению в добывающих отраслях промышленности (11-ая отдельная Директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЕС).

Цель

Улучшить охрану и гигиену труда рабочих в добывающих отраслях промышленности, связанных с разведочными работами и разработкой полезных ископаемых на основе буровых скважин (на суше или в открытом море), где риск намного выше среднего

Основные положения

Работодатель обязан рассмотреть вопросы охраны труда непосредственно на этапе проектных работ. Он должен принять необходимые меры для обеспечения безопасности и гигиены труда.

Работодатель должен обеспечить подготовку и ведение документа о безопасности и гигиене труда, Этот документ должен, среди прочего, показать, что спроектированное рабочее место и установленное оборудование являются безопасными для работы. Работы. Он должен также включать оценку возможных рисков для работников.

Работодатель должен принять соответствующие меры, чтобы избежать, обнаружить и бороться с возникновением и распространением пожаров и взрывов

Работодатель должен принять соответствующие меры, чтобы избежать, обнаружить и бороться с возникновением и распространением пожаров и взрывов.

Кроме того, работодатель должен обеспечить средства, необходимые для эвакуации и спасения, для того, чтобы, в случае угрозы, работники могли бы быстро и, не подвергаясь опасности, покинуть рабочие места.

Каждый работник имеет право пройти медицинское обследование, а на рабочем месте должны регулярно проводиться занятия по безопасности труда.

Основным требованием является наличие в штате достаточного количества работников, обладающих необходимой квалификацией, опытом и знаниями для выполнения порученной работы.

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перенести данную Директиву в свои национальные законодательства к 3 ноября 1994 года.

Рабочие места, вводимые впервые после указанного срока, должны отвечать требованиям, изложенным в Приложении; рабочие места, уже существовавшие до 3 ноября 1994 года, могут действовать в течение 5 лет от указанной даты.

Открытая и подземная добыча

Название

Директива Совета 92/104/ЕЕС от 3 декабря 1992 года.

О минимуме требований по улучшению безопасности и гигиены труда работников, занятых на открытых и подземных выработках в добывающих отраслях (12-ая отдельная Директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЕС).

Цель

Улучшить безопасность и гигиену труда рабочих на открытых и подземных выработках в добывающих отраслях промышленности. Директива охватывает все отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых, как открытым способом, так и в недрах земли. Она не включает транспортировку рабочих и грузов за пределами рабочего места.

Должны проводиться анализы устойчивости почв, а также предусматриваться меры вывода рабочих

Основные положения

Работодатель должен гарантировать создание и функционирование рабочих мест, обеспечивающих защиту рабочих, безопасность и гигиену труда.

В процессе функционирования рабочих участков, на которых используется человеческий труд, работодатель должен предусмотреть контроль за ходом работ, а также обеспечить выполнение работ, связанных с особым риском, только квалифицированными рабочими.

Владелец должен обеспечить приспособленность судна к использованию, и всегда в условиях, не подвергающих риску безопасность и здоровье

Работодатель обязан обеспечить предоставление понятных для всех рабочих инструкций по безопасности, средствам первой помощи, а также проведение занятий по безопасности труда.

До начала проведения работ, работодатель должен обеспечить подготовку документа по безопасности и гигиене труда, включающего оценку риска для работников на рабочих местах.

Работодатель должен предотвращать пожары и обеспечить соответствующие средства эвакуации и спасения.

В Приложении приводятся требования, связанные с открытой и подземной выработкой в добывающих отраслях. Для отраслей, связанных с подземной выработкой, должны подготавливаться планы подземных разработок и газоносных шахт, проводиться анализы устойчивости почв, а также предусматриваться меры экстренного вывода рабочих.

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перенести данную Директиву в свои национальные законодательства к 3 декабря 1994 года.

Рабочие места, вводимые впервые после 31 декабря 1993 года, должны удовлетворять требованиям, изложенным в Приложении; для рабочих мест, уже действующих ранее, вводится переходный период в течение девяти лет, для того, чтобы принять во внимание положение с малыми и средними предприятиями.

Рабочее время

Название

Директива Совета 93/104/ЕЕС от 23 ноября 1993 года относительно некоторых аспектов организации рабочего времени.

Цель

Установить минимум требований в отношении ежедневных и еженедельных периодов отдыха, ежегодных отпусков, максимального еженедельного рабочего времени и определенных видов ночных работ.

Основные положения

В Социальной Хартии сделана специальная ссылка на необходимость улучшения и согласования положений государств-членов и практики организации продолжительности рабочего времени. Более того, она поддерживает еженедельный период отдыха, а также ежегодный оплачиваемый отпуск.

Как многим хорошо известно, рабочее время включает также ночные работы, которые предполагается регулировать с помощью данной Директивы. Исследования показали, что человеческий организм проявляет особую чувствительность к влиянию окружающей обстановки и к тому, как организована ночная работа. Продолжительные периоды ночной работы могут нанести вред здоровью и безопасности рабочих.

Основные положения

Директива не распространяется на автодорожный, железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт.

Для каждых 24 часов установлен ежедневный период отдыха, составляющий минимум 11 последовательных часов.

Если ежедневное рабочее время превышает 6 часов, то работники имеют право на перерыв.

Государства-члены могут более подробно записать данное положение с помощью коллективных соглашений.

За каждые 7 дней (в рамках установленного стандартного периода) рабочие должны иметь минимальный непрерывный период отдыха продолжительностью 24 часа.

Статьей 6 установлена максимальная продолжительность рабочего времени за неделю (стандартный период), составляющая 48 часов. Государства-члены должны выполнять данное требование в соответствии с законом, административными актами, либо коллективными соглашениями между социальными партнерами. Однако, в особых условиях, Директива позволяет государствам-членам не применять данную Статью.

Согласно Статье 7 работники должны иметь оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 4-х недель. Однако государствам-членам дается переходный период в течение трех лет для введения в действие данной Статьи. В Директиве приведены подробные требования, которые должны быть выполнены в течение этого периода.

Обычное рабочее время для ночных работ не должно превышать восьми часов в сутки, и работники, работающие в ночную смену, имеют право на бесплатное обследование своего здоровья.

Как более общее положение, Директивой предусматривается необходимость адаптации работы к ее исполнителям, в особенности, в целях ограничения пагубных последствий монотонной работы.

Выполнение Директивы

Государства-члены могут допустить отклонения от ряда Статей данной Директивы в своих национальных законодательствах, положениях или коллективных соглашениях между социальными партнерами. Это допускается при условии, что работники соответствующим образом защищены.

Данная Директива должна быть перенесена в национальные законодательства государств-членов, либо требования должны быть удовлетворены на основе соглашений между социальными партнерами.

Если ежедневное рабочее время превышает шесть часов, то работники имеют право на перерыв

На морских судах

Название

Директива Совета 93/103/ЕЕС от 23 ноября 1993 года, касающаяся минимума требований по безопасности и гигиене труда при работе на рыболовных судах (13-ая отдельная Директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЕС).

Цель

Возможности иметь на судне необходимое оборудование и средства, весьма ограничены. Поэтому в целях защиты охраны и гигиены труда на судах, необходимо предусмотреть необходимые меры.

Основные положения

Данная Директива распространяется на рыболовные суда свыше 15 м длины, построенные после 23 ноября 1995 года и свыше 18 м длины, существовавшие до указанного срока.

Владелец должен обеспечит приспособляемость судна к использованию, и всегда в условиях, не подвергающих риску безопасность и здоровье.

Владелец судна обязан обеспечить регулярную уборку на судне, а также, чтобы аварийное и спасательное оборудование, индивидуальные защитные средства были бы в полном порядке.

Все происшествия на море должны быть описаны в подробном отчете, высылаемом соответствующим морским ведомствам.

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перенести данную Директиву в свои национальные законодательства к 23 ноября 1995 года.

Что касается выполнения требований к рыболовным судам свыше 18 м, существующих до 23 ноября 1995 года, то для них установлен семилетний переходной период, начиная с указанной даты.

Работа с химическими, физическими и биологическими веществами

Уже давно причиной беспокойства Европейского Сообщества является наличие в производственной среде опасных веществ и препаратов. Начиная с 1978 года, когда была принята первая Директива в отношении повышенного риска, в этой области уже принято несколько Директив. Особый случай в этом вопросе представляет озабоченность во всем мире в отношении возникновения редко встречающегося рака печени у работников пластмассовой промышленности. Последующий анализ и исследования показали, что виновником является химическое вещество винилохлоридный мономер (ВХМ). Это привело к принятию Директивы 78/610/ЕЕС о ВХМ и Директивы 80/!!)?/ЕЕС о вредных веществах, (заменена Директивой Совета 88/642\ЕЕС), что отражено также в Рамочной Директиве по безопасности и гигиене труда на производстве.

Стратегия, сформулированная Директивой 1980 года, дополняется следующими тремя отдельными Директивами: О металлических проводниках и ионных соединениях (82/605/ЕЕС), об асбестах (83/477/ЕЕС) и о шумах (86/188/ЕЕС)

Аналогично, Директива 91/322/ЕЕС была принята Комиссией в целях установления рекомендуемых пределов химических веществ, влиянию которых подвергаются работники. Как это очевидно, некоторые Директивы с тех пор подлежали совершенствованию, путем внесения изменений или на основе адаптации к технологическим процессам.

В течение длительного времени причиной беспокойства Европейского Сообщества является наличие в производственной среде опасных веществ и препаратов

Преамбула к новой рамочной Директиве констатирует, что в ней учитываются все риски и, в частности, возникающие при использовании в работе элементов, указанных в Директиве 80/1107/ЕЕС "О рисках, связанных с воздействием химических, физических и биологических веществ. Это весьма важный аспект охраны труда работников. Первая запрещающая Директива вступила в силу в 1988 году, и были запрещены определенные вещества и виды работ.

Запрещение

Название

Директива Совета 88/364/ЕЕС от 9 июня 1988 года.

О защите работников на основе запрета определенных специфических веществ и /или определенных видов работ (четвертая отдельная Директива в рамках толкования Статьи 8 Директивы 80/1107/ЕЕС).

Цель

В тех случаях, когда недостаточно обеспечить удовлетворительный уровень безопасности и охраны здоровья, признано необходимым, в целях обеспечения соответствующей защиты работников, закрепить определенные зарегистрированные вещества и /или виды производственной деятельности.

Сфера действия

Директива распространяется на все сектора деятельности, исключая морской и воздушный транспорт.

Основные положения

Эта Директива явилась первой запрещающей Директивой в отношении производства, а Приложение содержит перечень определенных веществ, которые не могут производиться или использоваться, а также отступления, которые могут быть разрешены. Если такие отступления имеют место, то работодатель должен принять соответствующие меры предосторожности для защиты работников.

Работодатель должен информировать соответствующие национальные органы о количествах ежегодно использованных таких веществ, работе с ними, количестве людей, которые подверглись их воздействию, а также технических и организационных мерах, которые были приняты в целях защиты рабочих от воздействия этих веществ.

Рабочие должны иметь возможность ознакомиться с этой информацией.

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перенести данную Директиву в свои национальные законодательства к 1 января 1990 года.

Канцерогенные вещества

Название

Директива Совета 90/394/ЕЕС от 28 июня 1990 года.

О защите работников от риска воздействия канцерогенов (шестая отдельная Директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЕС).

Цель

Обеспечить защиту здоровья и безопасности работников от риска, связанного или, вероятно, связанного с воздействием канцерогенов.

Обеспечить последовательное выполнение программы 1987-92 годов "Европа против рака" и поддержку Европейских исследований о возможных рисках заболевания раком от воздействия определенных химических веществ.

Установить минимум требований, касающихся канцерогенов, включая предельные значения.

Сфера действия

Директива распространяется на те виды деятельности, в процессе которых рабочие подвергаются, или, возможно, могут находиться под воздействием канцерогенов.

Основные положения
Если существует риск воздействия канцерогенов, то для принятия соответствующих мер защиты необходимо определить источник, степень и продолжительность воздействия, а также риск для безопасности и здоровья работников.

Работодатель обязан сократить использование канцерогенов, путем их замены веществом, препаратом или процессом менее опасным или безопасным.

Для обеспечения соответствующей защиты работников необходимо запретить использование на производстве определенных зарегистрированных веществ

Если невозможно произвести такую замену, то работодатель должен обеспечить производство и использование такого канцерогена в закрытой системе.

В случае если ни одна из указанных мер предосторожности невозможна, работодатель обязан сократить уровень воздействия канцерогена до минимума.

Кроме того, в Директиве перечислен ряд мер, которые должен соблюдать работодатель при использовании канцерогенов.

Цель Приложения 4 - установить предельные значения на основе научных и технических данных, полученных в процессе научных исследований.

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перенести данную Директиву в национальные законодательства к 31 декабря 1992 года.

Установка предельных значений на основе научных и технических данных, полученных в процессе научных исследований

Биологические вещества

Название

Директива Совета 90/679/ЕЕС от 26 ноября 19990 года.

О защите работников от рисков, связанных с воздействием используемых в работе биологических веществ (седьмая отдельная Директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЕС).

Цель

Гарантировать лучший уровень безопасности и гигиены труда работников, подвергающихся в процессе работы воздействию биологических веществ.

Определение

Биологическое вещество - это микроорганизм, который может возбудить инфекцию, аллергию или токсические явления.

Основные положения

Биологические вещества классифицируются по 4-м группам риска в соответствии с уровнем риска инфекции.

В случае если какая-либо работа может повлечь за собой риск воздействия биологических веществ, то необходимо определить природу, степень и продолжительность воздействия для того, чтобы иметь возможность оценить риск для безопасности и здоровья работников и определить меры, которые следует принять.

Если по результатам выполненной оценки был выявлен риск для здоровья или безопасности работающих, то необходимо не допустить воздействие этих веществ на работников. Если, применительно к работе, это технически не осуществимо, то риск воздействия должен быть уменьшен до минимально возможного уровня для того, чтобы должным образом обеспечить безопасность и охрану здоровья работников.

В Директиве перечислено несколько возможных способов сделать это: коллективные и /или индивидуальные меры защиты; методы безопасного сбора работниками отходов производства и т.д.

Если по результатам оценки, согласно Статье 3, выявлен риск для безопасности и здоровья, то работодатель должен, по требованию, представить в соответствующие органы подробную информацию о:

  • результатах оценки;
  • видах работ, при которых работники подвергались или могли подвергнуться воздействию биологических веществ;
  • количестве работников, подвергшихся воздействию; Биологическое вещество - это микроорганизм, который может возбудить инфекцию, аллергию или токсические явления
  • принятых защитных и профилактических мерах, включая рабочие процедуры и методы.

Работники имеют право на получение защитной одежды, в их распоряжение должны быть предоставлены соответствующие помещения для личной гигиены.

Работники, подвергающиеся риску, должны иметь право на медицинское обследование в соответствии с существующей национальной практикой.

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перенести данную Директиву в свои национальные законодательства к 28 ноября 1993 года. Однако для Португалии установлен предельный срок 28 ноября 1995 года.

Изменения

Директива Совета 93/88/ЕЕС, принятая 12 октября 1993 года, вводит классификацию биологических веществ и дополняет Приложение 3 к Директиве 90/679/ЕЕС о биологических веществах, которая классифицирует биологические вещества по группам 1,2,3, в соответствии со степенью опасности. Изменение включает примерно 300 организмов.

Кроме того, изменение вводит систему сывороточных кодов с требованиями, касающимися вакцинации. Однако вакцинация должна продолжать регулироваться национальным законодательством и практикой.

Сокращение риска языковых и местных бытовых различий, который возникает в результате свободного перемещения работников

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перенести данную Директиву в свои национальные законодательства к 30 апреля 1994 года.

Информация

Производственные указатели безопасности и гигиены труда

Название

Директива Совета 92/58/ЕЕС от 24 июня 1992 года.

О минимуме требований по обеспечению производственных указателей безопасности и/или гигиены труда (девятая отдельная Директива в рамках толкования Директивы 89/391/ЕЕС)

Цель

Переделать Директиву 77/576/ЕЕС, расширить сферу ее действия, усилить некоторые ее положения. Кроме того, ввести новые указательные доски и другие типы указателей безопасности. Дополнительная цель - сократить риск, возникающий впоследствии языковых и местных бытовых различий, при свободном перемещении работников.

Основные положения

При определенных условиях обязательно использование указателей.

Указатели необходимо обеспечить в тех случаях, когда существуют риски или опасности, которые невозможно исключить, или, соответственно, ограничить за счет предупредительных мер. Там, где это необходимо, указатели, используемые для автодорожного, железнодорожного, внутриводного, морского и авиационного транспорта, должны устанавливаться на территории или предприятии.

Директива включает указатели размещения и идентификации контейнеров, трубопроводов, противопожарного оборудования, обозначение транспортных маршрутов, световых и звуковых сигналов, словесных сообщений и сигнализации с помощью языка жестов.

В Приложении к Директиве приведен перечень типов указателей и условий их использования.

В некоторых случаях государства-члены могут быть освобождены от обязанности использования определенных указателей.

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перенести данную Директиву в свои законодательства к 24 июня 1994 года.

Особые группы работников

Беременные и кормящие матери

Название

Директива Совета 92/85/ЕЕС от 19 октября 1992 года.

О введении мер с целью содействия улучшению безопасности и охраны труда и здоровья беременных, недавно родивших или кормящих работниц (десятая отдельная Директива в рамках толкования Статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЕС).

Цель

Необходимость принятых мер для улучшения безопасности и охраны здоровья беременных, недавно родивших и кормящих работниц, поскольку они составляют особую группу риска.

Основные положения

Работодатель должен оценить все виды деятельности, связанные с особым риском воздействия веществ, процессов и условий труда, перечисленных в Приложениях. На основе оценки он должен решить, какие меры необходимо принять для защиты беременных или кормящих работниц. Работодатель должен это сделать путем регулирования времени работы, чтобы избежать риска воздействия, перемещения работницы на другую работу или предоставления отпуска.

Беременные не обязаны выполнять ночные работы.

Отпуск по беременности продолжительностью не менее двух недель является обязательным на время родов, и, на основе имеющегося права, может быть взят отпуск на 14 недель с оплатой или соответствующим пособием согласно национальному законодательству и/или практике. Однако, защита работниц, предусмотренная данной Директивой, не должна быть использована для дискриминации женщин на рынке труда.

Увольнение работниц по причине их беременности или отпуска по рождению ребенка запрещено.

Увольнение работниц по причине их беременности или отпуска в связи с рождением ребенка запрещено

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перенести данную Директиву в свои национальные законодательства к 19 октября 1994 года.

Временные рабочие

Название

Директива Совета 91/383/ЕЕС от 25 июня 1991 года., дополняющая меры, способствующие улучшению безопасности и гигиены труда работников, принятых на постоянную и временную работу.

Цель

Прием рабочих на временную работу значительно возрастает. Кроме того, в определенных секторах временные рабочие подвергаются более высокому риску несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Поэтому необходимо иметь дополнительные положения по их защите.

Работники этой категории должны иметь такой же уровень защиты, что и другие работники.

Определения

Постоянная работа (занятость)- это взаимоотношение о найме, согласованное непосредственно между работодателем и работником, при котором окончание контракта устанавливается объективными условиями.

При временной работе (занятости) работодателем является агентство по найму, а рабочий предоставляется в распоряжение предприятия-заказчика.

В определенных секторах временные рабочие подвергаются более высокому риску несчастных случаев и профессиональных заболеваний

Основные положения

Очень важно, чтобы временный рабочий был проинформирован и обучен тому виду работы, которую он должен выполнять. В случае временной работы эта задача агентства по вопросам занятости - предоставить работнику соответствующую информацию.

Государства-члены могут запретить выполнение определенных видов работ временными рабочими / если они являются особо опасными или требуют специального медицинского наблюдения

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перенести данную Директиву в свои национальные законодательства к 31 декабря 1992 года.

Медицинская помощь на судах

Название

Директива Совета 92/29/ЕЕС от 31 марта 1992 года.

О минимуме требований по безопасности и гигиене труда в целях улучшенного медицинского обслуживания на судах.

Цель

Обеспечить суда соответствующими медицинскими принадлежностями и их содержание в хорошем состоянии. Осуществлять периодическую проверку для того, чтобы работники могли бы получить необходимое медицинское лечение, находясь в море.

Основные положения

На судах должны иметься медицинские принадлежности, указанные в Приложении 2.

На кораблях должны иметься соответствующие медицинские принадлежности, которые должны находиться в хорошем состоянии и периодически проверяться

Содержание медицинских препаратов и оборудования должно быть подробно изложено в контрольном перечне в соответствии с Приложением 4.

На судне должны быть водонепроницаемые аптечки на каждый спасательный плот и лодку.

Суда водоизмещением более 500 тонн, плавающие в море более трех дней и имеющие команду 15 человек и более, должны иметь корабельный лазарет.

Профессиональные заболевания: Комиссия рекомендует Государствам-членам разрабатывать превентивные меры

Суда, находящиеся в плавании в международных водах в течение более трех дней с командой 100 и более человек, должны иметь на борту врача.

Владелец судна обязан обеспечить все необходимые медицинские принадлежности, а капитан должен следить за их состоянием и использованием.

Выполнение Директивы

Государства-члены должны перевести данную Директиву в свои национальные законодательства к 31 декабря 1994 года.

Рекомендации в отношении профессиональных заболеваний

Комиссия подготовила рекомендации в отношении профессиональных заболеваний с целью определения типа заболевания, которое может быть отнесено за счет вида деятельности Рекомендации предназначены для того, чтобы нацелить государства-члены на продумывание единого Европейского перечня профессиональных заболеваний. Кроме того, они предназначены содействовать формированию положений, дающих право на компенсацию. В соответствии с уточненным в 1966 году перечнем заболеваний последующие рекомендации будут учитывать достижения в области диагностики профессиональных заболеваний.

Молодые люди рассматриваются как "особо чувствительная группа риска"

Название

Рекомендации Комиссии 90/326/ЕЕС от 22 мая 1990 года в отношении принятия Европейского перечня профессиональных заболеваний.

Цель

Разработать перечень, который мог бы быть использован в качестве справочного документа, позволяющего предупредить профессиональные заболевания и производственные несчастные случаи, а также установить компенсации.

Основные положения

Комиссия рекомендует государствам-членам ввести Европейский перечень в целях:

  • обеспечения сопоставимости статистических данных о профессиональных заболеваниях;
  • разработки профилактических мер;
  • принятия мер по обеспечению компенсации работникам в связи с профессиональными заболеваниями;
  • предоставление другим государствам-членам информации о заболеваниях и веществах.

Выполнение Директивы

Рекомендация предназначена в качестве совета государствам-членам и не обязывает их вводить указанные положения в свои национальные законодательства.

Предложенные Директивы

Кроме уже принятых Директив имеется много проектов директив согласно Статье 118а Договора ЕС, которые предстоит принять. В момент написания данного документа были представлены следующие предложения в отношении Директив.

В ноябре 1993 года была принята общая позиция в отношении проекта директивы о молодых людях, занятых на производстве.* Молодые люди рассматриваются как "наиболее чувствительная группа риска". Цель проекта этой директивы - избежать эксплуатации детской рабочей силы и быть уверенными, что небольшой опыт рынка труда молодых людей не подвергает их риску. Поэтому предложение запрещает работать молодым людям в возрасте менее 15 или 16 лет. Однако в определенных случаях допускается снижение этого порога до 14 и 13 лет для легких работ и 14-для профессионального обучения.

Была предложена и представлена в Совет директива о физических явлениях*, имеющая целью постепенное улучшение защиты работников от рисков, возникающих при воздействии физических явлений. Конечная цель - улучшить качество жизни работников, подвергающихся воздействию, и сократить экономические расходы, связанные с производственными несчастными случаями и профессиональными заболеваниями. Введены защитные меры против рисков, возникающих в результате влияния физических явлений: шума, механических вибраций, оптического излучения, магнитных полей и волн. Предложение включает весь диапазон работ, при которых рабочие подвергаются риску. Для каждого вида физического явления в Приложениях указаны: характер риска, предельные значения, характер опасных работ, средства измерения и оценки, пути сокращения уровня риска и т.д.

Введение мер защиты против рисков, возникающих в связи с физическими явлениями: шумом, механической вибрацией, оптическим излучением, магнитными полями и волнами

В Совет Министров представлено предложение в отношении директивы о химических веществах. Разработка новых химических веществ и новые виды использования существующих привели к серьезным результатам в обществе. Выгоды от многих химических веществ неоспоримы.

Однако при определенных обстоятельствах они могут оказывать неблагоприятные воздействия на здоровье человека или окружающую среду. Для того чтобы защитить работников, необходимо контролировать химические вещества на всех стадиях, начиная от их разработки и использования и кончая утилизацией. Новое предложение подготовлено в целях обеспечения возможности объединения и улучшения старых нормативных актов о химических веществах, а также усовершенствования существующих мер. Среди прочего, проект директивы направлен на обеспечение всех возможных мер защиты на основе соответствующей оценки рисков, возникающих в результате подверженности работников воздействию химических веществ.

Для защиты работников необходим контроль за химическими веществами на всех стадиях

В предложение включены запреты и ограничения, содержащиеся в Директиве 88/364/ЕЕС запрещении особых веществ и видов работ. В предложения рассматривается роль Сообщества в установлении уровней воздействия этих веществ.

Еще одно недавнее предложение связано с действием транспортных средств и рабочими местами на средствах транспорта. Проект Директивы имеет целью защиту здоровья и безопасности работников в области автодорожного, железнодорожного, воздушного, морского и водного транспорта. Однако, все вопросы, связанные с регулированием движения транспорта, находятся вне рамок данной директивы. "Работа на транспорте" определяется как весь комплекс работ, выполняемых на средствах транспорта, а "средства транспорта" определяются как рабочее оборудование, предназначенное для всех видов транспортировки по воздуху, авто - или железным дорогам или по воде.

Охрана здоровья и труда работников автодорожного, железнодорожного, воздушного, морского и водного транспорта

На работодателя должна быть возложена ответственность за обеспечение технического обслуживания, регулярную уборку средств транспорта, и регулярную проверку аварийного оборудования, оборудования защиты, контроля и сигнализации, а также за разработку соответствующих организационных мер и выбор средств, предназначенных для защиты здоровья и безопасности работников во время проведения работ на транспорте.

Данное предложение было представлено в Совет Министров, который в настоящее время обследует также предложение в отношении директивы о транспортировке работников, обслуживающих транспорт.

В. Хантер
Люксембург
12 июня 1989 г. Д-р Вильям Хунтер, Директор
Дирекция охраны
и гигиены труда
Европейская Комиссия


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки