Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Другие государства. Отношения России с другими государствами
Реформа тюремной системы в Эстонии

1940-1990

После оккупации Эстонии Советским Союзом новая власть захватила контроль и над местами лишения свободы. Они были переименованы в исправительно-трудовые колонии и подчинены Министерству внутренних дел ЭстССР. Однако фактически система исправительно-трудовых учрежде-ний подчинялась Управлению исправительно-трудовых учреждений МВД СССР и вся их деятельность была приведена в соответствие с внутренними инструкциями МВД СССР. Они нередко противоречили Уголовно-исправительному кодексу ЭстССР, хотя этот кодекс не слишком отличался от соответствующего кодекса РСФСР, из которого осуществлялось управление всем Советским Союзом. Места заключения в Эстонии охранялись военизированным конвойным полком МВД № 7519, и порядки в них регулировались не эстонским законодательством, а исключительно внутренними инструкциями и другими подзаконными актами СССР. На территории Эстонии не было колоний для заключенных 8-й категории, например, колоний особого режима для содержания особо опасных рецидивистов, колоний для приговоренных к лишению свободы сотрудников милиции и других представителей органов власти, и т.п. Кроме того, из Эстонии заключенные направлялись в колонии, расположенные в тайге в северной части России, для выполнения разного рода строительных работ, лесозаготовок, для работы на рудниках и в шахтах. Отрицательные последствия такого рода практики полностью проявились лишь позднее. В восьмидесятые годы число заключенных в местах лишения свободы на территории самой Эстонии превысило 10 тыс. человек. Занятость заключенных обеспечивалась созданием в колониях крупных производственных объединений, работавших на привозном сырье, поступавшем из других союзных республик, и выполнявших крупные государственные заказы министерств и ведомств СССР.

Исправительная работа была принесена в жертву интересам крупномасштабного производства, поэтому систему лагерей предпочитали тюремной системе камерного типа. В интересах выполнения производственного плана на должности бригадиров и ответственных нередко назначались самые закоренелые и жестокие преступники. Они обеспечивали "порядок" на производстве, за что собственные нарушения режима нередко сходили им с рук. Это укрепляло остальных заключенных в их нежелании исполнять законы, что в середине восьмидесятых годов обернулось ростом рецидивной преступности.

Все это не позволяло использовать существовавшие в Эстонии традиции и способы исправления и перевоспитания заключенных. Фактически, 95-97% всего персонала колоний даже не говорили по-эстонски.

1991-1993

В течение 1991-1993 годов места заключения Эстонии лишились значительного количества опытных работников. Причины этого были различны: отъезд из республики, переход на работу в коммерческие структуры, недостаточное знание эстонского языка и т.п. Это существенно ослабило надзор за заключенными. К тому же 5 марта 1992 г. воинская часть № 7559 внутренних войск России, осуществлявшая караульную службу в колониях, была почти без предупреждения выведена из Эстонии (согласно предварительно существовавшим планам, она должна была осуществлять охрану колоний до конца полугодия).

В очень сжатые сроки были созданы и укомплектованы кадрами караульная служба и служба надзора Совета по местам лишения свободы, которые уже с 5 марта были в состоянии осуществлять наружную охрану пяти колоний и конвоирование заключенных. Но из-за вынужденной спешки качество набранного персонала было невысоко. В течение года по различным причинам были уволены 487 сотрудников - 42,2% всего персонала данных служб.

Из-за частой смены директоров Совета по местам лишения свободы, происходившей с каждой сменой правительства, проводить последовательную политику в исправительных учреждениях было невозможно. Подавляющее большинство остававшегося в исправительных учреждениях персонала по существующему законодательству практически не имело перспектив получить эстонское гражданство. Как показали результаты обследования, по состоянию на 1 ноября 1992 г. только 36,5% персонала системы Совета по местам лишения свободы владели эстонским языком, в 1993 г. - 39,7%. Лишь 19,9% от общего числа сотрудников были гражданами Эстонии.

В этих условиях формирование профессиональной караульной службы, службы режимного надзора и других необходимых служб мест заключения было весьма проблематичным.

Теперь о реформах в системе применения и исполнения уголовных наказаний в 1990-1993 годах.

Реформирование системы применения и исполнения уголовных наказаний в период 1990-1993 выразилось в следующих шагах:

  • Формирование независимого Совета по местам лишения свободы при министре внутренних дел;
  • Формирование Эстонского Совета по исполнению наказаний и по исправительным учрежде-ни-ям и передача мест лишения свободы из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства Юстиции;
  • Начало работы над проектом нового Уголовного кодекса с целью привести карательную политику в соответствие с европейскими стандартами, т.е. усилить роль наказаний, не связанных с лишением свободы и, главное, сократить применение длительных сроков лишения свободы;
  • Разработка и принятие Уголовно-испра-ви-тель-ного кодекса
  • Начало разработки и введение системы реабилитации для лиц, освобождаемых из мест заключения или готовящихся к освобождению;
  • Начало разработки механизма пробации для лиц, переведенных на режим пробации или условно-досрочно освобожденных из мест заключения по решению суда.

Государственный Совет по местам лишения свободы Эстонской республики был создан 16 августа 1991 г. по Указу Правительства № 191 в рамках административной системы Министерства внутренних дел. В качестве главной задачи Совету было поручено организовать работу мест лишения свободы. В 1993 г. вступил в силу Уголовно-испра-ви-тельный кодекс и началось реформирование мест лишения свободы. Были также определены цели наказания, предусматривающего лишение свободы. В качестве основных принципов было принято, что социально полезные контакты осужденного лица не должны прерываться и что мотивация для исправления осужденного должна усиливаться. Пред-полагается создать новый тип тюремного учреж-дения, в котором будут действовать три режима: карантинный, общий и облегченный.

С принятием Уголовно-исправительного кодекса Совет по местам лишения свободы был переведен из системы Министерства внутренних дел в систему Министерства юстиции (Указ Правительства № 268 от 30 августа 1993) и в 1994 г. Указом Правительства № 123 от 30 августа 1993 г. был реорганизован в Эстонский Совет по исполнению наказаний и исправительным учреждениям. В его ведение помимо исполнения уголовных наказаний было передано также исполнение приговоров по гражданским делам.

Началось улучшение условий содержания в местах лишения свободы и подготовка к реконструкции имевшихся мест лишения свободы. В центре внимания оказалось также сокращение сроков предварительного заключения. Непременным условием этого было безотлагательное проведение судебной реформы и назначение новых судей, что должно было ускорить рассмотрение уголовных дел в судах.

Еще одно из условий реформы мест лишения свободы - профессиональная подготовка персонала. В 1992 г. начал работать учебный центр при Совете по местам лишения свободы и примерно тогда же колледж по исправительным учреждениям при Академии общественной безопасности.

В начале 90-х годов началась разработка и введение системы реабилитации. В 1992 г. церковью при Центре работы с преступниками были основаны первые "дома социальной поддержки", где людям, освободившимся из мест заключения, помогали адаптироваться в обществе. К настоящему времени многие покинувшие места лишения свободы получили в таких домах в Тарту и Таллинне консультации и материальную помощь.

Сотрудничество как лучшая модель развития Проект "Норд-Балт"

Пенитенциарный проект "Норд-Балт" - это рабочее название европейского регионального проекта сотрудничества между Латвией, Литвой и Эстонией, с одной стороны, и Данией, Норвегией, Финляндией и Швецией, - с другой.

Цель проекта - развитие и улучшение системы мест лишения свободы в странах Балтии. Проект основан на докладах экспертов Совета Европы, содержащих оценку состояния тюремных систем Латвии (Доклад Lakes-Rostald, 1994), Литвы (Доклад Lakes-Golliander, 1995) и Эстонии (Доклад Lakes-Taylor, 1993 и Lakes-GrOnholm, 1997).

Совет Европы выступил с инициативой проекта "Норд-Балт" в 1996 году с целью стимулировать сотрудничество в регионе. Цель проекта - собирать и обрабатывать информацию о действующих двусторонних проектах сотрудничества стран Балтии и Скандинавских стран, содействовать развитию таких проектов и оказывать им консультационную помощь, выявлять и помогать заполнять лакуны в подобном сотрудничестве, в том числе и привлекая дополнительные европейские средства и экспертов.

Первая встреча руководящего комитета, вклю-чающего по одному представителю от каждой страны и двух основных докладчиков, назначенных Советом Европы, прошла в Совете Европы в Страс-бурге 19-20 февраля 1996 г. На встрече, в част-ности, были намечены важнейшие мероприятия, которые предстоит осуществить в рамках проекта. Вторая встреча прошла 9-10 января 1997 г., а третья - 15-16 декабря 1997.

Пенитенциарный проект "Норд-Балт" финансируется Советом Европы из бюджета программ сотрудничества между Советом Европы и странами Центральной и Восточной Европы (план "Фемида" [Themis plan] и Программа "Демосфен" (Demo-sthenes Programme). Дополнительное финансирование поступило в результате добровольных пожертвований от нескольких скандинавских государств, а в 1997 г. финансовую поддержку предоставила Комиссия Европейских сообществ. Основная работа по проекту, однако, финансируется скандинавскими странами в рамках соответствующих программ двустороннего сотрудничества с Латвией, Литвой и Эстонией.

В настоящий момент эстонские тюрьмы установили прочное двустороннее сотрудничество с аналогичными учреждениями в скандинавских странах:

  • Центральная тюрьма - Следственная тюрьма в Стокгольме, Швеция
  • Тюрьма в Харку - Центральная тюрьма Hameenlnna, Финляндия
  • Тюрьма в Румму - Тюрьма в Norrkopping, Швеция
  • Тюрьма в Мурру - Государственная тюрьма Herstedvester, Дания
  • Тюрьма в Эмари - Государственная тюрьма Vridsluselille, Дания
  • Таллинская тюрьма - Тюрьма Hall, Швеции
  • Пярнуская тюрьма - Государственная тюрьма Jyderup, Дания
  • Тюрьма в Маарду - Открытая тюрьма Naarajarve, Финляндия
  • Тюрьма в Вильянди - Государственная тюрьма Ringe, Дания

Этот проект позволяет тюрьмам, участвующим в двустороннем сотрудничестве, учиться и перенимать опыт друг у друга. Первые шаги в этом направлении были предприняты в таллиннской тюрь-ме где, по примеру шведских коллег, был начат новый проект "Представитель для контактов" и внесены соответствующие изменения в структуру штата и процедуры тюрьмы. Цель проекта - улучшить контакты между заключенными и персоналом тюрь-мы. Будет назначен сотрудник, которому будет поручено разбираться с проблемами определенных заключенных. Пробация

Политика и практика уголовных наказаний диктуется требованиями и ограничениями Европейского Союза и ограниченностью социальных и финансовых ресурсов. Справиться с обеими ограничениями можно, лишь перестроив систему уголовных наказаний. Это означает, что необходимо определить, какое максимальное число заклю-ченных общество способно выдержать экономи-чески и социально. Такой подход означает реформу уголовного правосудия и системы наказаний.

В уголовном правосудии акцент постоянно делается на неотвратимости наказания, а не на его жестокости. В то же время обращают больше внимания на альтернативные формы наказания, не связанные с лишением свободы. В конце этого-начале следующего века планируется провести реформу уголовного правосудия (вступление в силу нового Уголовного кодекса, Уголовно-испол-ни-тель-ного кодекса, Кодекс тюремного заключения и других необходимых стандартных нормативных актов).

Развитие концепции пенитенциарной системы Эстонии до 2000 года

В 1993 г. вступил в силу Уголовно-испол-ни-тельный кодекс, и перед местами лишения свободы и Эстонским Советом по исполнению наказаний и исправительных учреждений встала задача провести реконструкцию имеющихся мест заключения, построить новые, обеспечить занятость заклю-чен-ных и привести условия повседневной жизни в тюрьмах в соответствие с европейскими стандартами. С решением этой задачи улучшатся и условия труда персонала мест заключения.

Для постепенного выполнения этих задач в соответствии с планами Совет разработал концепцию развития мест заключения и их производственной деятельности до 2000 года. Были разработаны годовые планы, поставлены и выполнены конкретные задания.

В соответствии с постановлением правительства № 41 от 23 мая 1996 г., были разработаны "Основы построения системы мест лишения свободы, отвечающей современным требованиям". Концепция развития мест лишения свободы в Эстонии ставит следующие основные задачи:

  • Сдвиг центра тяжести с перегруженных мест лишения свободы Таллиннского района на региональные тюрьмы;
  • Переход от системы лагерей (колоний) к тюрьмам, построенным по системе камер;
  • Создание условий жизни, достойных челове-ка, и возможностей для работы и получения образования;
  • Организация эффективной системы надзора за заключенными и проведение в жизнь программ их интеграции в общество;
  • Повышение квалификации персонала.

Для достижения намеченных целей концепцию целесообразно разбить на следующие подпрограммы:

  • организационные перемены в системе назначения и исполнения наказаний;
  • обращение с заключенными;
  • реконструкция мест заключения, строительство новых мест заключения, инвестиции;
  • перестройка и развитие системы производства;
  • профессиональная подготовка персонала (инструктирование по месту работы, дополнительное и стационарное образование);
  • адаптация актов, регулирующих назначение и исполнение наказаний, к эстонским и международным стандартам.

Мы уже указывали на некоторые шаги, предпринятые для достижения ряда из указанных целей (перечисленные и в Концепции развития). Охарактеризуем наиболее интересные проекты, которые реализуются в настоящее время.

Тюрьма в Тарту

В рамках программы строительства региональных тюрем, предусмотренной Концепцией, начата подготовка к строительству Тартуской тюрьмы на 500 заключенных. Туда предполагается перевести заключенных из Центральной тюрьмы. Там же будут отбывать наказание заключенные, приговоренные к длительным срокам и к пожизненному заключению. Тюрьма будет служить и в качес-т-ве следственной тюрьмы для юго-восточной Эстонии.

В настоящее время сформирована рабочая группа, подготовившая необходимую для строительства тюрьмы документацию, а также:

  • согласовано с местными властями местоположение будущей тюрьмы;
  • участок земли для строительства тюрьмы оставлен в государственной собственности;
  • проведена повторно детальная геодезическая съемка участка;
  • проведено строительно-геологическое обследование участка;
  • разработано техническое задание на проектирование здания тюрьмы;
  • налажен экологический контроль за проектированием и строительством;
  • проведен сравнительный анализ затрат на реконструкцию Центральной тюрьмы и сооружение тюрьмы в Тарту.
  • определены условия государственного субсидирования и снабжения строительства тюрьмы.

По расчетам, стоимость строительства должна составить 400 млн. эстонских крон. Поскольку выделить такие средства из государственного бюджета невозможно, Эстонский совет по тюрьмам планирует провести строительство на основе лизинга. Подрядчик и источники финансирования будут определены в ходе открытого конкурса после окон-чательного решения правительства, которое еще не принято. Строительство, согласно планам, должно занять два с половиной года.

Согласно проекту, в разработке которого участвовали специалисты из США, Финляндии и Германии, в здании планируются одиночные камеры площадью 10 кв.м. с туалетом и другими санитарными удобствами. На территории тюрьмы предусмотрены также цеха.

Передача пенитенциарных учреждений из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции
Olavi Israel
Генеральный директор Эстонский совет по тюрьмам
Доклад на международном семинаре
"Реформа систем наказания в Восточной и Центральной Европе и Центральной Азии".
12-13 июня 1998 года. Попово, Польша


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    vsestulya
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    vsestulya