Существует много причин, по которым Болгария не может служить Европе примером положительного опыта в исполнении наказаний лишением свободы. И будучи пока в состоянии демократических преобразований, мы имеем лишь положительный опыт по передаче тюремной системы под управление Министерства юстиции. Важные шаги были сделаны в направлении демилитаризации тюремного персонала и введению гражданского управления местами заключения. Был заложен фундамент для долговременного сотрудничеством тюремной администрации с различными неправительственными организациями.
По моему мнению, самое значительное отставание болгарской пенитенциарной практики от деятельности современных европейских систем исполнения наказания относится к мерам по регулированию количества тюремного населения. В нашей стране закон не устанавливает размеры того минимального жилого пространства для каждого заключенного, на которое он имеет право, поэтому уровень переполненности в тюрьмах не может быть определен. Если применить Европейские стандарты, касающиеся жилого пространства на одного заключенного, то окажется, что население в закрытых пенитенциарных заведениях превышает лимит наполняемости в 4-5 раз.
Гораздо лучше ситуация в открытых и полуоткрытых тюремных общежитиях, где жилищные условия являются более благоприятными и расширение возможностей для перевода заключенных из строгого в более мягкий тип учреждения является одной из мер регулирования количества тюремного населения. Однако, тюрем подобного типа явно недостаточно по сравнению с ожидаемым увеличе-нием количества заключенных.
Этот неблагоприятный прогноз является результатом неизменно высокого уровня преступности в нашей стране. Исследования пенитенциарного центра показывают, что если уровень раскрываемости преступлений увеличится и работа судов станет нормальной, то количество заключенных достигнет 20 тысяч человек, которых мы не сможем обеспечить надлежащими условиями. Следовательно, напрашивается вывод, что изменения необходимы в двух направлениях: в законодательстве и в увеличении вместимости мест заключения.
Предыдущие попытки регулирования количества населения в тюрьмах носили спонтанный характер и не были результатом долговременной и хорошо разработанной стратегии. Мы допустили несколько серьезных ошибок, которые негативно повлияют на нашу будущую работу.
На 01.01.1990 количество заключенных составляло 11030 человек. В следствие серии законов об амнистии и помиловании были освобождены около 4000 заключенных. На 01.01.1991 количество заключенных в тюрьмах было 7264 человек.
Механически и независимо от поведения, вместе с действительными жертвами тоталитарного режима, были освобождены и рецидивисты, и люди с высокой криминальной активностью.
Рост преступности, который последовал после этого, способствовал потере веры в амнистию и помилование как инструментов регулирования количества тюремного населения. За период с 1987 по 1991 год общее количество людей, которые были освобождены составило 36327, из них 8950 человек, т.е. 24,6% - посредством амнистии и помилования. За период с 1992 по 1996 год количество помилованных было всего 15,3, что составило менее чем 1% от общего числа освобожденных. Под давлением общественного мнения количество условно освобождаемых также резко снизилось.
Достаточно трудно сейчас вернуть доверие общества к помилованию и амнистии. С начала прошлого года некоторые частичные положительные изменения в этом направлении уже имели место и связаны с мандатом новой президентской команды. И главным образом, благодаря деятельности вице-президента Тодора Кавалджиева, которому было передано право на помилование специальным указом.
В области законодательства большинство сделанных поправок способствовали скорее увеличению количества тюремного населения, нежели его уменьшению. Были криминализированы новые деяния, а продолжительность наказаний за уже ранее существовавшие преступления была увеличена.
Система наказаний, не связанная с лишением свободы осталась без изменений. Большинство этих наказаний неприемлемы в условиях рыночной экономики и гражданского общества. Сейчас тюремные приговоры практически являются единственной мерой, применяемой против преступников. Количество людей, лишенных свободы, превысило уровень 1990 года и на 01.05.1998 составило 11856 человек, из которых 8919 - осуждены и 2937 - находятся под следствием.
В следствие недостатка средств, предложения о строительстве двух новых тюрем были оставлены без внимания. Тем не менее, это имело свою положительную сторону, поскольку, если бы эти две тюрьмы были построены, они скоро бы заполнились, а уровень перенаселения не уменьшился бы.
Все чаще эксперты в нашей стране выражают сомнения в пользе строительства новых тюрем как привычного инструмента для регулирования количества тюремного населения.
Я остановлюсь кратко на положительных тенденциях в решении вопроса о перенаселенности в тюрьмах.
Сначала мы направили наши усилия на ограничение количества новых заключенных. Эта задача может быть более полно решена путем переделки и обогащения системы наказаний альтернативными видами наказания. Однако, на настоящий момент, изменения в законодательстве коснулись, в основном, подследственных.
В начале августа 1997 года вступил в силу Закон о поправках и дополнениях к Уголовно-процессуальному кодексу. Там говорилось о так называемом ограниченном содержании под стражей для подследственных. Срок содержания под стражей не может превышать один год, а для людей, обвиняемых в совершении серьезных преступлений - 2 года. Были также предусмотрены некоторые другие поправки, такие как, основание для ареста, которые обеспечили снижение количества подследственных в местах заключения. В результате, менее чем за год количество подследственных упало от 3962 до 2973 человек.
В конце 1997 года был введен новый вид тюремных общежитий переходного типа, в которых жили заключенные, отличившиеся хорошим поведением и отбывшие часть своего срока наказания в условиях изоляции. Эти общежития работали на экспериментальной основе с начала 1993 года, и результаты их работы довольно убедительны.
Закон предусматривает значительное повышение правового статуса людей, размещенных в учреждениях переходного типа. Это включает: работу без охраны, отпуска, возможность пользоваться медицинским обслуживанием в общественных учреждениях здравоохранения, возможности для повышения своего уровня образования в обычных школах или путем обучения на курсах повышения квалификации, и т.д. Подходящей работой были обеспечены все заключенные. Общежития располагаются в бывших рабочих помещениях, которые были переданы в распоряжение тюремной системы решением правительства. В настоящее время в подобных переходных общежитиях содержатся 600 человек и ожидается, что к концу года их число составит 1000 человек. Эта идея лежит в основе модели будущих центров пробации для работы с заключенными, ожидающими освобождения. Такие переходные тюремные общежития вносят определенный вклад в ограничение переполненности в учреждениях закрытого типа.
Ведется работа по созданию законопроектов новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов и Закона об исполнении наказаний. Ряд научных работников, судей и прокуроров поддерживают предложение по введению системы пробации как альтернативы тюремному заключению.
После того как новые законопроекты будут готовы, вопрос о введении в Болгарии системы пробации будет обсуждаться в парламенте. Главное Управление исполнения наказаний, Фонд "Синие камни" в городе Сливен и Свободный университет Бургаса обсуждают возможность обращения в Демократическую программу ФАР Европейского Союза за финансовой поддержкой проекта, который предусматривает введение экспериментальных пробационных мер для работы с обвиняемыми, содержащимися под стражей (но пока не осужденными), приговоренными к условным срокам и условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы. В работу по данному проекту будут вовлечены различные категории людей : студенты, волонтеры, общественные деятели.
Петр Василев
Доклад на международном семинаре "Реформа систем наказания
в Восточной и Центральной Европе и Центральной Азии"
12-13 июня 1998 года, Попово, Польша
|