Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
Китайские реформы: пример, вызов или угроза России?

I

РАЗИТЕЛЬНЫЙ КОНТРАСТ между ходом и результатами реформ в России и Китае побуждает нас к серьезным размышлениям о "секретах" успеха преобразований в Китае на фоне угрожающего упадка экономики нашей страны. Вышеназванное обстоятельство не может не влиять на атмосферу и развитие двусторонних отношений между КНР и РФ. Этот вопрос и является предметом рассмотрения в настоящей статье.

Вряд ли есть необходимость что-либо добавить к тому, что уже сейчас по объему ВВП Россия впервые в истории пропустила вперед такие страны, как Китай и Индию. Уже в 1993 г. по размерам ВВП (в текущих ценах) Китай занимал 11-е место среди всех стран мира, а Россия — 23.

Если исходить из подготовленного Министерством экономики РФ прогноза социально -экономического развития России на период до 2005 г., то по наиболее вероятному варианту в 2005 г. Россия будет производить электроэнер гии столько же, сколько Китай производил ее в 1996 г., угля — в 4 с лишним раза меньше, чем Китай, цемента — в 9,6 раза меньше, зерна — в 5,5 раз меньше. Учитывая, что после 1996 г. темпы развития Китая будут не менее 8—10% в год, разрыв между уровнями экономики РФ и КНР в 2005 г. станет еще более разительным.

Зато уже сегодня Россия значительно обогнала Китай по размеру своего внешнего долга. В 1996 г. он достиг 130 млрд. долл., что на 15 млрд. долл. превышает внешний долг КНР.

Однако необходимо отметить, что заемные средства в Китае вкладываются в развитие экономики. Об эффективности использования внешних займов говорит такой показатель, как соотношение заявленных и реализованных инвестиций, с одной стороны (соответственно 469 млрд. долл. и 177 млрд. долл.), реальным объемом внешнего долга страны (115 млрд. долл. на конец 1996 г.), количеством созданных на зарубежные инвестиции и кредиты совместных предприятий (более 283 тыс.) и объемов запасов СКВ в Центральном Банке Китая (в 1996 г. они составили более 100 млрд. долл.) — с другой.

Привлечение иностранного предпринимательского капитала в КНР в 1990-е годы
ПОКАЗАТЕЛИ
1993 г.
1994 г.
1995 г.
1996 г.
Всего за 1979-1996 гг.
Количество созданных совместных предприятий, ед.*
83437
47549
37011
24529
283793
Объем привлеченного иностранного капитала по соглашениям, млрд. долл.
111,97
83,09
91,92
73,21
469,33
Объем фактически использованных инвестиций
27,77
33,95
37,81
42,35
177,2

* Включая совместные и кооперационные предприятия с участием иностранного капитала; предприятия, полностью основанные на иностранном капитале; предприятия по совместной разработке и освоению нефтяных ресурсов и пр.

Источники:

  1. Статистический ежегодник Китая — 1995. Пекин, 1995. С. 554.
  2. Краткий статистический справочник Китая — 1996. Пекин, 1996. С. 110.
  3. Гоцзи шанбао, 21.01.1997.
На этом фоне в последнее время не только в научных, но и в широких общественных слоях все чаще возникают дискуссии. В центре находятся вопросы, касающиеся перспектив Китая и России и отношений между ними.

Первое. Почему в Китае экономические реформы привели к крупному подъему страны, росту благосостояния населения, упрочили обороноспособность, укрепили ее внутриполитичес кую стабильность и международные позиции?

Второе. Не является ли это "китайское чудо" временным явлением, не закончится ли оно в ближайшее время, вслед за кончиной его вдохновителя — Дэн Сяопина? Не постигнет ли Китай в связи с этим та же участь, что и Советский Союз?

Третье. Если успешное развитие Китая продолжится и впредь и КНР превратится в сильнейшую в экономическом и военном отношении державу, то не будет ли это чревато в XXI в. серьезными разнообразными угрозами для России и других его соседей?

Институт Дальнего Востока рассматривает названные проблемы как действительно имеющие первостепенное значение для настоящего и будущего нашей страны и систематически занимается их всесторонним анализом. Ниже кратко излагаются некоторые соображения и выводы по этим проблемам.

Назовем важнейшие моменты, обеспечившие успех китайских реформ.

Главным условием успеха явилась сама цель предпринятых в Китае реформ, которая была понятна, близка всем слоям населения страны, взывала к глубинным патриотическим и национальным чувствам китайцев — поднять страну, поднять народ, возродить величие Китая.

Сформулированная в общем виде цель превращения Китая в могучую и процветающую державу, которая стала подлинной общенациональной мобилизующей идеей, впоследствии была конкретизирована в программе "Четырех модернизаций" — промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки, техники и образования. Осуществление программы разбивалось на три этапа, которые охватывают период до середины XXI в.

Важнейшим фактором, обеспечивающим успех экономических реформ в Китае, является их последовательная социальная ориентирован ность. Разумеется, не в равной мере, но благотворность реформы ощущает лично на себе каждый китаец, что и делает его активным сторонником реформ.

Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям.

Еще одним залогом успешности китайских экономических реформ служит то, что руководство КНР, широко перенимая иностранный опыт, не допускает того, чтобы его применение шло вразрез с национальными особенностями Китая, ослабляло национальную самоидентич ность, подрывало стабильность в стране.

Китайская экономическая реформа специфически решает задачу перехода от администра тивно-командной системы к рыночной. Эта специфика состоит в осуществлении концепции регулируемого государством и обществом рынка. Сам же регулируемый рынок создается в условиях многоукладной и многослойной экономики при сохранении доминирующего положения общественной (государственной) собственности.

Изменения структуры собственности, основных фондов и занятости в промышленности Китая в %
Тип собственности Стоимость основных фондов  Занятость  Стоимость продукции промышленности
1985 г. 1995 г. 1985 г. 1995 г. 1985 г. 1995 г.
1  Государственная промышленность 74,6 53,7 41,1 31,6 64,9 34,0
2  Коллективная промышленность 24,0 23,8 49,5 39,8 32,1 36,6
3  Частная промышленность         3,3 2,6
4  Индивидуальная промышленность 0,5 1,9 8,9 17,5 1,8 10,5
5  Акционерные промышленные  предприятия   5,0   1,7   3,5
6  Другие виды промышленности 0,5 14,6 1,5 6,1 1,2 12,8
 В том числе по всей промышленности:            
    Сельские предприятия
12,0 20,3 32,9 49,7 17,7 42,5
    Третья отрасль промышленности
0,2 16,2 6,1 0,3 13,1

Составлено на основе данных газеты Цзинцзи жибао от 19 февраля 1997 г.

Далее, в КНР вместо обвальной либерализа ции создание субъектов рынка осуществлялось не путем разрушения существующей государственной структуры, а главным образом путем заполнения пустующих брешей. С первых своих шагов реформа работала на уменьшение дефицитности экономики страны.

Исследования, проведенные ИДВ, позволяют сделать вывод: важнейшим условием успеха китайских реформ является то, что государство на всех этапах сохраняло контроль за рыночными процессами в стране. И ныне в арсенале государства остаются методы и прямого, и косвенного регулирования, и чисто административно го воздействия. Под его влиянием находятся практически все элементы создаваемой рыночной инфраструктуры.

Между Россией и Китаем имеется не только много общего, но и существуют серьезные различия в условиях проведения реформы:

  • Российская экономика базируется на крупном современном производстве с высокой степенью разделения труда и обобществления производства, тогда как для КНР было и остается характерным сосуществование современных и архаичных технологий.
  • В России создан единый народнохозяйст -венный комплекс, в КНР же еще только идет процесс его становления.
  • Чрезвычайно велики контрасты по таким показателям, как производительность труда, душевое производство национального дохода и целого ряда важнейших видов промышленной продукции. В 1995 г., то есть на первой стадии реформ, в КНР в расчете на душу населения производилось меньше, чем в СССР, электроэнергии — в 14,2 раза, нефти — в 18, природного газа в 180, стали — в 12,3 раза. Китайская экономика функционировала в условиях крайней дефицитности и жесткого распределения материальных ресурсов.
  • Реформа в КНР осуществляется в условиях большого избыточного населения. В городах излишки рабочей силы составляют примерно треть их величины, в деревне — 30—50%. В России, например, в ряде отраслей и районов ощущается острая нехватка рабочей силы, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке.
  • Существенные различия имеются в природно-географических условиях, размерах природных ресурсов, земельного обрабатываемого фонда двух стран.
  • Имеются резкие различия в социально- классовой структуре населения двух стран. В КНР в деревне проживает 70% населения, в России в сельском хозяйстве занято 11% рабочей силы.
  • Далеко неравнозначны научно-техничес кие потенциалы России и Китая, а также культурно-образовательные уровни их населения.
Нельзя также не учитывать, что достижения сельскохозяйственного производства в Китае даются ценой колоссальных трудозатрат. Если в 1952 г. в сельском хозяйстве КНР было занято 173 млн. чел., то в 1993 г. — 348 млн., то есть в два раза больше. В настоящее время в Китае на 1 га пашни приходится 3,7 рабочей силы, а в России на одну рабочую силу приходится 12,5 га пашни, то есть в 46 раз больше.

Весьма любопытно, что в негативных аспектах реформы в России и Китае имеют немало общего. Это проявляется в следующем: возникновение сильного имущественного расслоения среди населения; появление слоя богатых и рост обнищания в глубинных районах; углубление социально -экономического разрыва между городом и деревней; крайняя неравномерность развития реформы и рыночных отношений в приморских (промышленно-развитых районах) и внутренних районах, где сосредоточены аграрный и добывающий секторы экономики; господство неэквивалентного обмена между обрабатывающими и добывающими отраслями; коммерциализация политической, общественной, культурной и научной жизни стран; рост экономической преступности и коррупции. И в России, и в Китае (в тенденции) власть и приближенность к власти — это величайшие капитал и источник обогащения. Однако в Китае существует жесткая, хотя и недостаточно эффективная система сдержек стремлений партийно-государственной номенклатуры и бюрократии использовать нахождение во власти для личного обогащения. Там строго запрещено совмещение партийно-госу дарственной и коммерческой деятельности.

Важно также подчеркнуть, что слой богатых собственников в Китае, обладая значительной экономической и личной свободой, тем не менее в целом отчужден от политической власти и средств массовой информации. Именно этим объясняется то, что успех экономической реформы в Китае не сопровождается соответствую щими политическими реформами и ростом демократии.

Заканчивая рассмотрение вопроса о китайских реформах, следует подчеркнуть, что они еще весьма далеки от своего завершения, еще предстоит решить множество сложных проблем, преодолеть немало трудносте й.

II

ИНОГДА задается вопрос: не закончится ли нынешний экономический взлет Китая неминуемым падением и не уподобится ли КНР бывшему СССР?

Думается, что сама вышеизложенная характеристика китайских реформ, а также подтверждение их несомненной плодотворности на протяжении уже 17 лет, делают маловероятным такой поворот событий в обозримом будущем.

Перспективность китайской модели реформ обеспечивается тем, что эта модель отвечает современным прогрессивным тенденциям развития мировой экономики, тенденциям, существо которых состоит в отказе от ориентации на ценности потребительского общества. Укоренение рыночных отношений в национальную почву Китая предусматривает увязку этих отношений с принципами конфуцианской этики, когда достижение личного успеха и личной выгоды сочетается с интересами процветания своего Отечества и укрепления престижа своей нации, поиск гармоничного сосуществования традиций и модернизации, личной и общественной выгоды.

Китайское руководство не подгоняет историю и исходит из того, что в течение длительно го предстоящего периода Китай будет оставаться развивающейся относительно бедной страной. Среди населения КНР, достигшего в настоящее время 1,2 млрд. чел., 800 млн. составляют крестьяне. По официальным данным, 65 млн. сельских жителей и 20 млн. горожан находятся за чертой бедности, число полностью неграмотных — 200 млн. чел.

В современных условиях первостепенное значение имеет программирование научно-техни ческого развития. В Китае это рассматривается в качестве задачи номер один. В 1992 г. расходы на НИОКР (в млн. долл.) в КНР были почти в три раза больше, чем в России.

Многие авторитетные экономисты полагают, что в результате перестройки институцио нальных основ современной экономики решающую роль в определении характера дальнейше го развития стали играть транснациональные корпорации. Локальные национальные экономики постепенно стали терять потенцию саморазвития. Это гарантирует сохранение доминирующего положения в мире развитых стран и как бы навечно закрепляет разрыв между развитостью и неразвитостью.

В связи с обрисованной ситуацией некоторые специалисты утверждают, что Китай не сможет преодолеть отставание от развитых стран. На наш взгляд, такой вывод представля ется спорным, т.к. он не учитывает того, что Китай в глобальном экономическом процессе занимает особое место, играет самостоятельную роль и в основном следует не догоняющей, а опережающей модели развития. Фактически Пекин контролирует одну из самых мощных трансконтинентальных национальных корпораций, пусть еще и не приобретшую своего законченного вида. Ее составляют кооперация банков КНР, Гонконга, Тайваня, Сингапура, располагающие только свободными валютными средствами в размере, превышающем 370 млрд. ам. долл.. К ним следует добавить поддержку рассеянной по всей планете китайской диаспоры, обладающей мощными экономическими позициями в десятках стран. Есть данные, что они контролируют капиталы объемом свыше 500 млрд. ам. долл. В высших структурах КПК и правительства КНР уже давно создан вполне конкретный, эффективно действующий механизм, координирующий и направляющий все усилия в этой области.

Примером эффективности функционирования китайской трансконтинентальной корпорации является то, что несмотря на всплески напряженности между Пекином и Тайбэем, инвестиции Тайваня в экономику КНР превысили 20 млрд. долл. А в целом же на зарубежных китайцев приходится 70% иностранных кредитов и инвестиций в КНР.

Особую роль в поддержании внутренней стабильности и роста влияния КНР в мире играют присущие этой стране мощные цивилизацион ные факторы.

Китай — это высшая степень самоидентично сти. Китайская цивилизация обладает огромным потенциалом самообновления и саморазви тия, способностью выхода из самых суровых испытаний. Это ограждает Китай от разрушительного воздействия извне. Воспринимая чужой опыт, Китай непременно "китаизирует его", то есть трансформирует этот опыт применительно к своим национальным особенностям.

Таким образом, имеются достаточные объективные основания полагать, что в обозримом будущем продолжится в целом успешное поступательное развитие Китая, что ему удастся избежать серьезных потрясений, подобных тем, какие постигли Советский Союз, и что во второй половине XXI в. он превратится в одну из ведущих, а возможно, и доминирующую державу мира.

Разумеется, все это не означает, что Китаю уготован гладкий и легкий путь в будущее. Сложных и трудных проблем у него на этом пути более, чем достаточно.

III

Наконец, еще один волнующий российскую и зарубежную общественность вопрос: будет ли набирающий мощь Китай представлять опасность для России и угрозу безопасности в АТР.

Руководство Китая на самом высоком уровне неоднократно давало понять, что, в отличие от прошлого СССР, "не в интересах Китая ослаблять стратегическую роль России на Дальнем Востоке перед лицом усиливающейся тенденции в США и Японии противопоставить Китаю свою военную мощь".

Территориальный спор с Китаем в основном закрыт. Новая граница установлена более чем на 99% ее протяженности.

Действительно, с чисто экономической и военно-политической точек зрения уже в нынешних условиях экономического подъема у Китая расширяются возможности полномасштабного участия в гонке вооружений. Однако до сих пор он проявлял и проявляет сдержанность в разработке и производстве как ядерного, так и обычного оружия, несмотря на то, что в основном китайский арсенал состоит из устаревших, часто выслуживших свой срок систем оружия советских образцов 50—60-х годов. Складывает ся впечатление, что КНР расчетливо использует свои силы и ресурсы, полагая, что доктрина оборонной достаточности обеспечивает защиту национальных интересов страны. Объявленные расходы на оборону возросли до 8,9 млрд. ам. долл., а в 1997 г. составят около 10,5 млрд. ам. долл.

Мы полагаем, что потенциальные опасности, которые могли бы исходить от Китая, поддаются нейтрализации и преодолению политическими средствами. Пример тому — "Совместное заявление о взаимном ненацеливании стратегических ядерных ракет и неприменении первыми друг против друга ядерного оружия".

Россия и Китай являются пионерами переговоров о сокращении обычных вооруженных сил в районе общей границы. Результатом их явилось подписание в апреле 1996 г. Шанхайского соглашения, к которому присоединились соседние страны — Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Стратегически важно то, что вдоль бывшей советско-китайской границы, одной из самых протяженных сухопутных границ в мире, создан пояс доверия.

По крупному счету, Россия заинтересована в успешном развитии Китая, так как чем успешнее пойдет это развитие, тем меньше у Китая будет поводов для неприязни к РФ и тем шире станут возможности для плодотворного долговременного взаимовыгодного российско-китай ского сотрудничества.

Пекин твердо придерживается линии на взаимовыгодность и стабильность сотрудничества с Россией. Ныне руководство КНР в подходе к нашей стране исходит из следующего: "Россию следует анализировать в долговременном плане. Ее сегодняшняя деградация носит относительный характер, а характер абсолютный имеет ее научно-технический потенциал, мощная индустриальная база, богатые природные ресурсы, мощные военно-вооруженные силы, превосходные географические условия, а также высокое качество населения. Через несколько лет вслед за расцветом ее экономики и повышением совокупной мощи России ее статус великой державы и глобальное влияние резко проявят себя. Нам следует полностью отдавать себе отчет и адекватно оценивать положение и последствия возрождения величия России как великой державы на основе ее национального духа".

IV

Некоторые выводы и предложения

1. По мнению экспертов ИДВ, в отношении Китая РФ целесообразно придерживаться долговременной стратегии развития добрососед ского сотрудничества, конструктивного и даже стратегического партнерства с этой страной в интересах мира и соразвития.

2. Мы полагаем, что разнонаправленность реформ в России и Китае при разумном и взвешенном подходе обеих сторон не будет представлять помех для развития межгосудар ственных отношений сотрудничества. Более того, создаются условия для своеобразного соревнования и взаимных вызовов, стимулирующих поиск наиболее эффективных путей развития.

3. Реформы в Китае и России создают пусть ограниченный, но достаточно объемный и мощный потенциал сотрудничества двух стран. Опыт отношений Китая с развитыми странами, прежде всего с Японией, США, странами — членами АСЕАН и ЕС, Тайванем, убедительно свидетельствует о том, что социально-экономические различия систем не являются препятствием для широкомасштаб ного и взаимовыгодного сотрудничества. К тому же прошлая драматическая история советско-китайской конфронтации свидетель ствует, что идеологическая и социально-по литическая близость стран с переходной экономикой и идеократическими политическими системами весьма часто становится источником острых противоречий и даже конфронтации.

4. Нынешний уровень взаимоотношений и сотрудничества России и Китая в основном соответствует по своим качественным характеристикам скорее "конструктивному партнерству", о котором было объявлено в совместных российско-китайских документах 1992—1993 гг.

Что касается перспектив стратегического сотрудничества России и Китая в будущем, то можно утверждать, что для него есть реальные основания и в международной, и в военно-полити ческой, и особенно в экономической сферах. Эффективность его для России во многом будет зависеть от того, как скоро Россия сможет преодолеть нынешний кризис и спад производства.

Итак, развивающийся, стабильный Китай и проводимые в нем реформы могут быть для России стимулом в поисках наиболее эффективно го пути подъема страны и укрепления ее безопасности и международного престижа. Он может стать и угрозой России, если она сама первой станет на путь противодействия его развитию и конфронтации с ним.

М.ТИТАРЕНКО,
профессор, директор Института
Дальнего Востока РАН
15.01.1998


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки