I
РАЗИТЕЛЬНЫЙ КОНТРАСТ между ходом и результатами реформ в России и Китае
побуждает нас к серьезным размышлениям о "секретах" успеха преобразований
в Китае на фоне угрожающего упадка экономики нашей страны. Вышеназванное
обстоятельство не может не влиять на атмосферу и развитие двусторонних
отношений между КНР и РФ. Этот вопрос и является предметом рассмотрения
в настоящей статье.
Вряд ли есть необходимость что-либо добавить к тому, что уже сейчас
по объему ВВП Россия впервые в истории пропустила вперед такие страны,
как Китай и Индию. Уже в 1993 г. по размерам ВВП (в текущих ценах) Китай
занимал 11-е место среди всех стран мира, а Россия — 23.
Если исходить из подготовленного Министерством экономики РФ прогноза
социально -экономического развития России на период до 2005 г., то по наиболее
вероятному варианту в 2005 г. Россия будет производить электроэнер гии
столько же, сколько Китай производил ее в 1996 г., угля — в 4 с лишним
раза меньше, чем Китай, цемента — в 9,6 раза меньше, зерна — в 5,5 раз
меньше. Учитывая, что после 1996 г. темпы развития Китая будут не менее
8—10% в год, разрыв между уровнями экономики РФ и КНР в 2005 г. станет
еще более разительным.
Зато уже сегодня Россия значительно обогнала Китай по размеру своего
внешнего долга. В 1996 г. он достиг 130 млрд. долл., что на 15 млрд. долл.
превышает внешний долг КНР.
Однако необходимо отметить, что заемные средства в Китае вкладываются
в развитие экономики. Об эффективности использования внешних займов говорит
такой показатель, как соотношение заявленных и реализованных инвестиций,
с одной стороны (соответственно 469 млрд. долл. и 177 млрд. долл.), реальным
объемом внешнего долга страны (115 млрд. долл. на конец 1996 г.), количеством
созданных на зарубежные инвестиции и кредиты совместных предприятий (более
283 тыс.) и объемов запасов СКВ в Центральном Банке Китая (в 1996 г. они
составили более 100 млрд. долл.) — с другой.
Привлечение иностранного предпринимательского капитала в
КНР в 1990-е годы
ПОКАЗАТЕЛИ
|
1993 г.
|
1994 г.
|
1995 г.
|
1996 г.
|
Всего за 1979-1996 гг.
|
Количество созданных совместных предприятий, ед.* |
83437
|
47549
|
37011
|
24529
|
283793
|
Объем привлеченного иностранного капитала по соглашениям, млрд. долл. |
111,97
|
83,09
|
91,92
|
73,21
|
469,33
|
Объем фактически использованных инвестиций |
27,77
|
33,95
|
37,81
|
42,35
|
177,2
|
* Включая совместные и кооперационные предприятия с участием иностранного
капитала; предприятия, полностью основанные на иностранном капитале; предприятия
по совместной разработке и освоению нефтяных ресурсов и пр.
Источники:
- Статистический ежегодник Китая — 1995. Пекин, 1995.
С. 554.
- Краткий статистический справочник Китая — 1996. Пекин, 1996. С.
110.
- Гоцзи шанбао, 21.01.1997.
На этом фоне в последнее время не только в научных, но и в широких общественных
слоях все чаще возникают дискуссии. В центре находятся вопросы, касающиеся
перспектив Китая и России и отношений между ними.
Первое. Почему в Китае экономические реформы привели к крупному
подъему страны, росту благосостояния населения, упрочили обороноспособность,
укрепили ее внутриполитичес кую стабильность и международные позиции?
Второе. Не является ли это "китайское чудо" временным явлением,
не закончится ли оно в ближайшее время, вслед за кончиной его вдохновителя
— Дэн Сяопина? Не постигнет ли Китай в связи с этим та же участь, что и
Советский Союз?
Третье. Если успешное развитие Китая продолжится и впредь и КНР
превратится в сильнейшую в экономическом и военном отношении державу, то
не будет ли это чревато в XXI в. серьезными разнообразными угрозами для
России и других его соседей?
Институт Дальнего Востока рассматривает названные проблемы как действительно
имеющие первостепенное значение для настоящего и будущего нашей страны
и систематически занимается их всесторонним анализом. Ниже кратко излагаются
некоторые соображения и выводы по этим проблемам.
Назовем важнейшие моменты, обеспечившие успех китайских реформ.
Главным условием успеха явилась сама цель предпринятых в Китае реформ,
которая была понятна, близка всем слоям населения страны, взывала к глубинным
патриотическим и национальным чувствам китайцев — поднять страну, поднять
народ, возродить величие Китая.
Сформулированная в общем виде цель превращения Китая в могучую и процветающую
державу, которая стала подлинной общенациональной мобилизующей идеей, впоследствии
была конкретизирована в программе "Четырех модернизаций" — промышленности,
сельского хозяйства, национальной обороны, науки, техники и образования.
Осуществление программы разбивалось на три этапа, которые охватывают период
до середины XXI в.
Важнейшим фактором, обеспечивающим успех экономических реформ в Китае,
является их последовательная социальная ориентирован ность. Разумеется,
не в равной мере, но благотворность реформы ощущает лично на себе каждый
китаец, что и делает его активным сторонником реформ.
Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность
и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям.
Еще одним залогом успешности китайских экономических реформ служит то,
что руководство КНР, широко перенимая иностранный опыт, не допускает
того, чтобы его применение шло вразрез с национальными особенностями Китая,
ослабляло национальную самоидентич ность, подрывало стабильность в стране.
Китайская экономическая реформа специфически решает задачу перехода
от администра тивно-командной системы к рыночной. Эта специфика состоит
в осуществлении концепции регулируемого государством и обществом рынка.
Сам же регулируемый рынок создается в условиях многоукладной и многослойной
экономики при сохранении доминирующего положения общественной (государственной)
собственности.
Изменения структуры собственности, основных фондов и занятости в промышленности Китая в %
№ |
Тип собственности |
Стоимость основных фондов
|
Занятость
|
Стоимость продукции промышленности
|
1985 г.
|
1995 г.
|
1985 г.
|
1995 г.
|
1985 г.
|
1995 г.
|
1
|
Государственная промышленность |
74,6
|
53,7
|
41,1
|
31,6
|
64,9
|
34,0
|
2
|
Коллективная промышленность |
24,0
|
23,8
|
49,5
|
39,8
|
32,1
|
36,6
|
3
|
Частная промышленность |
|
|
|
|
3,3
|
2,6
|
4
|
Индивидуальная промышленность |
0,5
|
1,9
|
8,9
|
17,5
|
1,8
|
10,5
|
5
|
Акционерные промышленные предприятия |
|
5,0
|
|
1,7
|
|
3,5
|
6
|
Другие виды промышленности |
0,5
|
14,6
|
1,5
|
6,1
|
1,2
|
12,8
|
В том числе по всей промышленности: |
|
|
|
|
|
|
|
12,0
|
20,3
|
32,9
|
49,7
|
17,7
|
42,5
|
Третья отрасль промышленности
|
|
0,2
|
16,2
|
6,1
|
0,3
|
13,1
|
Составлено на основе данных газеты Цзинцзи жибао от 19 февраля
1997 г.
Далее, в КНР вместо обвальной либерализа ции создание субъектов рынка осуществлялось
не путем разрушения существующей государственной структуры, а главным образом
путем заполнения пустующих брешей. С первых своих шагов реформа работала
на уменьшение дефицитности экономики страны.
Исследования, проведенные ИДВ, позволяют сделать вывод: важнейшим условием
успеха китайских реформ является то, что государство на всех этапах
сохраняло контроль за рыночными процессами в стране. И ныне в арсенале
государства остаются методы и прямого, и косвенного регулирования, и чисто
административно го воздействия. Под его влиянием находятся практически
все элементы создаваемой рыночной инфраструктуры.
Между Россией и Китаем имеется не только много общего, но и существуют
серьезные различия в условиях проведения реформы:
-
Российская экономика базируется на крупном современном производстве с высокой
степенью разделения труда и обобществления производства, тогда как для
КНР было и остается характерным сосуществование современных и архаичных
технологий.
-
В России создан единый народнохозяйст -венный комплекс, в КНР же еще только
идет процесс его становления.
-
Чрезвычайно велики контрасты по таким показателям, как производительность
труда, душевое производство национального дохода и целого ряда важнейших
видов промышленной продукции. В 1995 г., то есть на первой стадии реформ,
в КНР в расчете на душу населения производилось меньше, чем в СССР, электроэнергии
— в 14,2 раза, нефти — в 18, природного газа в 180, стали — в 12,3 раза.
Китайская экономика функционировала в условиях крайней дефицитности и жесткого
распределения материальных ресурсов.
-
Реформа в КНР осуществляется в условиях большого избыточного населения.
В городах излишки рабочей силы составляют примерно треть их величины, в
деревне — 30—50%. В России, например, в ряде отраслей и районов ощущается
острая нехватка рабочей силы, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке.
-
Существенные различия имеются в природно-географических условиях, размерах
природных ресурсов, земельного обрабатываемого фонда двух стран.
-
Имеются резкие различия в социально- классовой структуре населения двух
стран. В КНР в деревне проживает 70% населения, в России в сельском хозяйстве
занято 11% рабочей силы.
-
Далеко неравнозначны научно-техничес кие потенциалы России и Китая, а также
культурно-образовательные уровни их населения.
Нельзя также не учитывать, что достижения сельскохозяйственного производства
в Китае даются ценой колоссальных трудозатрат. Если в 1952 г. в сельском
хозяйстве КНР было занято 173 млн. чел., то в 1993 г. — 348 млн., то есть
в два раза больше. В настоящее время в Китае на 1 га пашни приходится 3,7
рабочей силы, а в России на одну рабочую силу приходится 12,5 га пашни,
то есть в 46 раз больше.
Весьма любопытно, что в негативных аспектах реформы в России и Китае
имеют немало общего. Это проявляется в следующем: возникновение сильного
имущественного расслоения среди населения; появление слоя богатых и рост
обнищания в глубинных районах; углубление социально -экономического разрыва
между городом и деревней; крайняя неравномерность развития реформы и рыночных
отношений в приморских (промышленно-развитых районах) и внутренних районах,
где сосредоточены аграрный и добывающий секторы экономики; господство неэквивалентного
обмена между обрабатывающими и добывающими отраслями; коммерциализация
политической, общественной, культурной и научной жизни стран; рост экономической
преступности и коррупции. И в России, и в Китае (в тенденции) власть и
приближенность к власти — это величайшие капитал и источник обогащения.
Однако в Китае существует жесткая, хотя и недостаточно эффективная система
сдержек стремлений партийно-государственной номенклатуры и бюрократии использовать
нахождение во власти для личного обогащения. Там строго запрещено совмещение
партийно-госу дарственной и коммерческой деятельности.
Важно также подчеркнуть, что слой богатых собственников в Китае, обладая
значительной экономической и личной свободой, тем не менее в целом отчужден
от политической власти и средств массовой информации. Именно этим объясняется
то, что успех экономической реформы в Китае не сопровождается соответствую
щими политическими реформами и ростом демократии.
Заканчивая рассмотрение вопроса о китайских реформах, следует подчеркнуть,
что они еще весьма далеки от своего завершения, еще предстоит решить множество
сложных проблем, преодолеть немало трудносте й.
II
ИНОГДА задается вопрос: не закончится ли нынешний экономический взлет
Китая неминуемым падением и не уподобится ли КНР бывшему СССР?
Думается, что сама вышеизложенная характеристика китайских реформ, а
также подтверждение их несомненной плодотворности на протяжении уже 17
лет, делают маловероятным такой поворот событий в обозримом будущем.
Перспективность китайской модели реформ обеспечивается тем, что эта
модель отвечает современным прогрессивным тенденциям развития мировой экономики,
тенденциям, существо которых состоит в отказе от ориентации на ценности
потребительского общества. Укоренение рыночных отношений в национальную
почву Китая предусматривает увязку этих отношений с принципами конфуцианской
этики, когда достижение личного успеха и личной выгоды сочетается с
интересами процветания своего Отечества и укрепления престижа своей нации,
поиск гармоничного сосуществования традиций и модернизации, личной и общественной
выгоды.
Китайское руководство не подгоняет историю и исходит из того, что в
течение длительно го предстоящего периода Китай будет оставаться развивающейся
относительно бедной страной. Среди населения КНР, достигшего в настоящее
время 1,2 млрд. чел., 800 млн. составляют крестьяне. По официальным данным,
65 млн. сельских жителей и 20 млн. горожан находятся за чертой бедности,
число полностью неграмотных — 200 млн. чел.
В современных условиях первостепенное значение имеет программирование
научно-техни ческого развития. В Китае это рассматривается в качестве задачи
номер один. В 1992 г. расходы на НИОКР (в млн. долл.) в КНР были почти
в три раза больше, чем в России.
Многие авторитетные экономисты полагают, что в результате перестройки
институцио нальных основ современной экономики решающую роль в определении
характера дальнейше го развития стали играть транснациональные корпорации.
Локальные национальные экономики постепенно стали терять потенцию саморазвития.
Это гарантирует сохранение доминирующего положения в мире развитых стран
и как бы навечно закрепляет разрыв между развитостью и неразвитостью.
В связи с обрисованной ситуацией некоторые специалисты утверждают, что
Китай не сможет преодолеть отставание от развитых стран. На наш взгляд,
такой вывод представля ется спорным, т.к. он не учитывает того, что Китай
в глобальном экономическом процессе занимает особое место, играет самостоятельную
роль и в основном следует не догоняющей, а опережающей модели развития.
Фактически Пекин контролирует одну из самых мощных трансконтинентальных
национальных корпораций, пусть еще и не приобретшую своего законченного
вида. Ее составляют кооперация банков КНР, Гонконга, Тайваня, Сингапура,
располагающие только свободными валютными средствами в размере, превышающем
370 млрд. ам. долл.. К ним следует добавить поддержку рассеянной по всей
планете китайской диаспоры, обладающей мощными экономическими позициями
в десятках стран. Есть данные, что они контролируют капиталы объемом свыше
500 млрд. ам. долл. В высших структурах КПК и правительства КНР уже давно
создан вполне конкретный, эффективно действующий механизм, координирующий
и направляющий все усилия в этой области.
Примером эффективности функционирования китайской трансконтинентальной
корпорации является то, что несмотря на всплески напряженности между Пекином
и Тайбэем, инвестиции Тайваня в экономику КНР превысили 20 млрд. долл.
А в целом же на зарубежных китайцев приходится 70% иностранных кредитов
и инвестиций в КНР.
Особую роль в поддержании внутренней стабильности и роста влияния КНР
в мире играют присущие этой стране мощные цивилизацион ные факторы.
Китай — это высшая степень самоидентично сти. Китайская цивилизация
обладает огромным потенциалом самообновления и саморазви тия, способностью
выхода из самых суровых испытаний. Это ограждает Китай от разрушительного
воздействия извне. Воспринимая чужой опыт, Китай непременно "китаизирует
его", то есть трансформирует этот опыт применительно к своим национальным
особенностям.
Таким образом, имеются достаточные объективные основания полагать,
что в обозримом будущем продолжится в целом успешное поступательное развитие
Китая, что ему удастся избежать серьезных потрясений, подобных тем, какие
постигли Советский Союз, и что во второй половине XXI в. он превратится
в одну из ведущих, а возможно, и доминирующую державу мира.
Разумеется, все это не означает, что Китаю уготован гладкий и легкий
путь в будущее. Сложных и трудных проблем у него на этом пути более, чем
достаточно.
III
Наконец, еще один волнующий российскую и зарубежную общественность вопрос:
будет ли набирающий мощь Китай представлять опасность для России и угрозу
безопасности в АТР.
Руководство Китая на самом высоком уровне неоднократно давало понять,
что, в отличие от прошлого СССР, "не в интересах Китая ослаблять стратегическую
роль России на Дальнем Востоке перед лицом усиливающейся тенденции в США
и Японии противопоставить Китаю свою военную мощь".
Территориальный спор с Китаем в основном закрыт. Новая граница установлена
более чем на 99% ее протяженности.
Действительно, с чисто экономической и военно-политической точек зрения
уже в нынешних условиях экономического подъема у Китая расширяются возможности
полномасштабного участия в гонке вооружений. Однако до сих пор он проявлял
и проявляет сдержанность в разработке и производстве как ядерного, так
и обычного оружия, несмотря на то, что в основном китайский арсенал состоит
из устаревших, часто выслуживших свой срок систем оружия советских образцов
50—60-х годов. Складывает ся впечатление, что КНР расчетливо использует
свои силы и ресурсы, полагая, что доктрина оборонной достаточности обеспечивает
защиту национальных интересов страны. Объявленные расходы на оборону возросли
до 8,9 млрд. ам. долл., а в 1997 г. составят около 10,5 млрд. ам. долл.
Мы полагаем, что потенциальные опасности, которые могли бы исходить
от Китая, поддаются нейтрализации и преодолению политическими средствами.
Пример тому — "Совместное заявление о взаимном ненацеливании стратегических
ядерных ракет и неприменении первыми друг против друга ядерного оружия".
Россия и Китай являются пионерами переговоров о сокращении обычных вооруженных
сил в районе общей границы. Результатом их явилось подписание в апреле
1996 г. Шанхайского соглашения, к которому присоединились соседние страны
— Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Стратегически важно то, что вдоль
бывшей советско-китайской границы, одной из самых протяженных сухопутных
границ в мире, создан пояс доверия.
По крупному счету, Россия заинтересована в успешном развитии Китая,
так как чем успешнее пойдет это развитие, тем меньше у Китая будет поводов
для неприязни к РФ и тем шире станут возможности для плодотворного долговременного
взаимовыгодного российско-китай ского сотрудничества.
Пекин твердо придерживается линии на взаимовыгодность и стабильность
сотрудничества с Россией. Ныне руководство КНР в подходе к нашей стране
исходит из следующего: "Россию следует анализировать в долговременном
плане. Ее сегодняшняя деградация носит относительный характер, а характер
абсолютный имеет ее научно-технический потенциал, мощная индустриальная
база, богатые природные ресурсы, мощные военно-вооруженные силы, превосходные
географические условия, а также высокое качество населения. Через несколько
лет вслед за расцветом ее экономики и повышением совокупной мощи России
ее статус великой державы и глобальное влияние резко проявят себя. Нам
следует полностью отдавать себе отчет и адекватно оценивать положение и
последствия возрождения величия России как великой державы на основе ее
национального духа".
IV
Некоторые выводы и предложения
1. По мнению экспертов ИДВ, в отношении Китая РФ целесообразно
придерживаться долговременной стратегии развития добрососед ского сотрудничества,
конструктивного и даже стратегического партнерства с этой страной в интересах
мира и соразвития.
2. Мы полагаем, что разнонаправленность реформ в России и Китае
при разумном и взвешенном подходе обеих сторон не будет представлять помех
для развития межгосудар ственных отношений сотрудничества. Более того,
создаются условия для своеобразного соревнования и взаимных вызовов, стимулирующих
поиск наиболее эффективных путей развития.
3. Реформы в Китае и России создают пусть ограниченный, но достаточно
объемный и мощный потенциал сотрудничества двух стран. Опыт отношений Китая
с развитыми странами, прежде всего с Японией, США, странами — членами АСЕАН
и ЕС, Тайванем, убедительно свидетельствует о том, что социально-экономические
различия систем не являются препятствием для широкомасштаб ного и взаимовыгодного
сотрудничества. К тому же прошлая драматическая история советско-китайской
конфронтации свидетель ствует, что идеологическая и социально-по литическая
близость стран с переходной экономикой и идеократическими политическими
системами весьма часто становится источником острых противоречий и даже
конфронтации.
4. Нынешний уровень взаимоотношений и сотрудничества России и
Китая в основном соответствует по своим качественным характеристикам скорее
"конструктивному партнерству", о котором было объявлено в совместных российско-китайских
документах 1992—1993 гг.
Что касается перспектив стратегического сотрудничества России и Китая
в будущем, то можно утверждать, что для него есть реальные основания
и в международной, и в военно-полити ческой, и особенно в экономической
сферах. Эффективность его для России во многом будет зависеть от того,
как скоро Россия сможет преодолеть нынешний кризис и спад производства.
Итак, развивающийся, стабильный Китай и проводимые в нем реформы могут
быть для России стимулом в поисках наиболее эффективно го пути подъема
страны и укрепления ее безопасности и международного престижа. Он может
стать и угрозой России, если она сама первой станет на путь противодействия
его развитию и конфронтации с ним.
М.ТИТАРЕНКО,
профессор, директор Института
Дальнего Востока РАН
15.01.1998
|