История взаимоотношений между Индией и Пакиcтаном известна всему миру.
С тех пор как Индия получила независимость, а в августе 1947 г. появился
независимый Пакистан, обе страны были вовлечены в спор из-за Кашмира. Первая
война между ними по этому поводу началась в октябре 1947 г. и закончилась
в августе 1948 г. Она оставила штат Джамму и Кашмир поделенным между ними.
Совет Безопасности ООН, способствовавший прекращению огня, принял резолюцию
№ 47 от 21 апреля 1948 г., которая призвала к свободному и справедливому
плебисциту под эгидой ООН с тем, чтобы дать возможность народу Кашмира
выразить свое право на самоопределение. И Индия, и Пакистан приняли эту
резолюцию, была создана группа военных наблюдателей ООН по Индии и Пакистану
(UNMOGIP) для контроля за прекращением огня и оказания помощи в претворении
в жизнь резолюции ООН.
Однако Индия под тем или иным предлогом не желала выполнять резолюцию,
а спустя несколько лет даже отказалась обсуждать этот вопрос с Пакистаном.
После пограничной войны с Китаем в 1962 г. Индия, подталкиваемая США и
Великобританией, наконец согласилась провести всесторонние переговоры с
Пакистаном на уровне премьер-министров. В 1963 г. было проведено шесть
раундов переговоров между министром иностранных дел Индии Свараном Сингхом
и министром иностранных дел Пакистана Зульфикаром али Бхутто, однако они
закончились безрезультатно. По спорной территории Кашмира не было достигнуто
никакого соглашения. Провал этих переговоров, а также возникшая в результате
этого тупиковая ситуация и не надлежащее исполнение обязательств в конце
концов привели ко второй войне между двумя странами в 1965 г.
Мировое сообщество еще раз вмешалось с целью прекратить войну. Добрые
услуги, оказанные премьером Косыгиным и другими советскими лидерами, завершились
подписанием соглашения в Ташкенте 10 января 1966 г.
Однако Ташкентское соглашение также не привело к достижению положительных
сдвигов в кашмирском вопросе и через четыре года в ноябре-декабре 1971
г. между Пакистаном и Индией вспыхнула третья война. После окончания военных
действий премьер-министр Пакистана Зульфикар али Бхутто и премьер-министр
Индии Индира Ганди 2 июля 1972 г. подписали Симлское соглашение, в котором
взяли на себя обязательство разрешить все спорные вопросы, включая Кашмирский,
путем двусторонних переговоров. В течение 1972 и в 1990 г. Пакистан неоднократно
обращался к Индии с предложением провести прямые переговоры по Кашмиру
и по многим другим вопросам с тем, чтобы нормализовать отношения между
двумя странами и устранить угрозу другой войны. В то же время Пакистан
принял и ряд мер как в двустороннем порядке, так в рамках Ассоциации Межрегионального
сотрудничества стран Южной Азии (SAARC), направленных на ослабление напряженности
и улучшение отношений с Индией. Однако это также оказалось неэффективным
для того, чтобы вовлечь Индию в обсуждение с Пакистаном проблемы Кашмира.
Выступления коренного населения в оккупированной Индией части Кашмира
в 1990 г., которые не ослабли до настоящего времени, вынудили Индию сесть
за стол переговоров. С середины 1990 г. до января 1994 г. состоялось несколько
раундов переговоров на уровне первых заместителей министров иностранных
дел и других высоких должностных лиц. И снова, несмотря на небольшие успехи
по некоторым другим вопросам, Кашмирский вопрос оказался гордиевым узлом,
приведшим к срыву переговоров.
После своего избрания на пост премьер-министра в феврале 1997 г. Мохаммад
Наваз Шариф предложил своему индийскому коллеге господину Гуджралу начать
без всяких условий переговоры по всем вопросам. Понимание, достигнутое
между двумя премьер-министрами, привело к новому раунду переговоров на
уровне заместителей министров иностранных дел. Однако после третьего раунда,
проведенного 23 июня 1997 г. в Исламабаде, переговоры по Кашмиру снова
зашли в тупик, и переговорный процесс оказался приостановленным на 15 месяцев.
Возобновлены они были в результате договоренности между премьер-министрами
Индии и Пакистана в Нью-Йорке 23 сентября 1998 г. Первый раунд имел место
15—18 октября 1998 г. в Исламабаде, следующий будет проведен в Дели в начале
февраля 1999 г.
Пакистан искренне надеется, что эти переговоры приведут к результату,
а не к тупиковой ситуации. Однако исходя из собственного пятидесятилетнего
опыта ведения двустороннего диалога с Индией по Кашмирскому вопросу, Пакистан
не может испытывать оптимизм в том, что Индия согласится на справедливое
и равноправное решение этого спора на основе резолюций ООН. Тем не менее
ядерные испытания, проведенные Индией 11 и 13 мая и в ответ — Пакистаном
28 и 30 мая, добавили дополнительную срочность необходимости разрешить
кашмирский вопрос мирным путем. Глубокая озабоченность и интерес, проявленный
мировым сообществом к этой проблеме в свете ядерных испытаний, проведенных
двумя странами, является естественным и совершенно понятным.
Пакистан разделяет эту озабоченность и в интересах международного мира
и безопасности выражает желание провести серьезные переговоры с Индией
для достижения скорейшего разрешения кашмирской проблемы. Он также полон
желания принять соответствующие меры укрепления доверия, особенно в части
обычных и ядерных вооружений, с целью уменьшения напряженности и устранения
угрозы войны и ядерного конфликта в Южной Азии. Пакистан даже выступил
с предложением о договоре о ненападении.
Однако, имея в виду сложность кашмирской проблемы, ее историю и отсутствие
взаимного доверия между двумя странами, трудно быть оптимистичным в том
смысле, что очередной раунд двусторонних переговоров приведет к успеху.
В этой связи необходимо, чтобы мировое сообщество, озабоченное наличием
ядерного оружия в Южной Азии, находящейся и так в атмосфере сильной напряженности
из-за Кашмира, сконцентрировало свое внимание на этих переговорах и предприняло
все усилия для предотвращения их срыва в интересах международного мира
и безопасности.
Пакистан хотел бы воспользоваться добрыми услугами и посредничеством
Генерального Секретаря ООН или другой стороны для дружественного и мирного
урегулирования вопроса, по которому ведутся переговоры. Он уже обратился
к Совету Безопасности ООН и лидерам мировых держав, включая Президента
Ельцина, сыграть свою роль. Непреклонный отказ Индии согласиться с привлечением
третьей стороны неоправдан.
Нет ничего необычного в том, что в спорном вопросе, когда стороны не
могут прийти к соглашению на двусторонней основе, они обращаются к нейтральной
третьей стороне за помощью в разрешении проблемы. Большая часть старых
споров, также как и новых спорных вопросов и проблем, таких как арабо-израильский
конфликт, Камбоджа, Босния, Косово, Северная Ирландия и т.д. решаются через
ООН или путем привлечения третьей стороны.
Единственный успешный договор между Индией и Пакистаном, Договор по
бассейну р. Инд 1960 г. о разделе бассейна и вод этой реки, был заключен
при активном участии Мирового Банка. Поэтому непонятно, почему Индия отказывается
принимать добрые услуги других в связи с проблемой Кашмира, проблемой,
представляющей угрозу миру в связи с появлением у противостоящих государств
ядерного оружия.
Мансур Алам,
Посол Пакистана
в России
15.12.1998
|