В апреле 1998 г. прошла Международная научно-практическая
конференция «Россия, Китай, Индия: оптимальные формы и главные направления
геополитического, экономического, научно-технического, оборонного и культурного
сотрудничества в XXI веке»1.
Основные выводы участников Конференции состоят в следующем.
1. Главной особенностью современного мирового развития является глобализация
экономической жизни, рост экономической взаимозависимости государств, формирование
планетарного хозяйственного пространства, в том числе рынка товаров и услуг,
возникновение общей системы связи и информации.
2. Углубление международного разделения труда сопровождается переносом
значительной части материального производства из развитых в развивающиеся
страны. Усиливается неравномерность развития отдельных государств и регионов
мира.
3. Процесс экономической глобализации усиливает влияние транснациональных
корпораций и сокращает реальные возможности национальных государств самостоятельно
решать проблемы экономического, социального и культурного развития.
4. Особенностью глобализации является опережающий рост финансовой сферы
(кредитно-банковской системы). Происходит отрыв монетарного рынка от реальной
экономики. Это ведет к финансовым кризисам, пока на региональном уровне
(Мексика — 1995 г., Юго-Восточная Азия — 1987 г.). В свою очередь, это
негативно влияет на общую экономическую ситуацию в мире, на реальную экономику
соответствующих стран.
5. Разрушение системы двух-полюсного мира поставило перед всеми странами
задачу создания новой структуры международных отношений. Однако новая конфигурация
сил на мировой арене пока не привела к формированию новых инструментов
международной политики. Более того, «победители» в «холодной войне» стремятся
закрепить свое преимущество, используя прежде всего методы силового давления.
6. Единственная сохранившаяся сверхдержава — США — стремится к установлению
однополюсного миропорядка, сохранению и упрочению своего лидерства в мире.
С этой целью США используют свою финансово-экономическую мощь (22% мирового
ВПП), военную мощь (около одной трети всех мировых расходов на оборону),
информационное давление.
7. Политика США встречает сопротивление (открытое или глухое) ряда стран
Востока и Запада. В основе такого поведения развитых стран — борьба за
рынки сбыта и сырья. Объективно нарастают тенденции к созданию многополюсного
мира, что отвечает интересам России.
8. Помимо США в мире сложились или складываются несколько главных центров
силы (влияния) — Европа, Япония, Китай, Индия и Россия. Европа и Япония
пока еще идут в фарватере политики США. Поэтому их возможности влиять на
формирование многополюсного мира достаточно ограничены. Попытки отдельных
стран Европы (например, Германии и Франции) заявить о своих особых позициях,
в том числе по отношению к России, уже просматриваются. Но их истинная
роль в создании будущего мирового порядка не вполне ясна.
9. Таким образом, остаются три главных центра силы (влияния), которые
с разной степенью эффективности могут наиболее активно способствовать созданию
многополюсного мира — Китай, Индия и Россия. Они объективно заинтересованы
в развитии мира по этому пути, что уже получило отражение в некоторых их
совместных внешнеполитических документах (Россия — Китай).
10. Китай с каждым годом наращивает свое экономическое и политическое
влияние. Ежегодные темпы роста китайской экономики в 1980—1997 гг. составили
в среднем около 10%. Китай вышел на первое место в мире по производству
стали, угля, цемента, зерна, мяса. Объем внешней торговли Китая в 1997
г. достиг 325 млрд. долл., с положительным сальдо более 40 млрд. долл.
По прогнозу Всемирного банка к 2020 г. Китай выйдет на первое место по
объему ВВП.
11. Вместе с тем экономика КНР является затратной и весьма расточительной.
Энергозатраты на единицу произведенной продукции в несколько раз превышают
общемировые и в 10 с лишним раз выше, чем в Японии и других развитых странах.
Китай по-прежнему отстает от развитых стран мира по качеству жизни населения,
общему уровню образования, научному потенциалу. В стране велика и продолжает
расти безработица.
В Китае продолжается рост населения, ухудшается экономическая обстановка,
происходит заметное разрушение среды обитания человека. По некоторым подсчетам
к 2030 г. население Китая может достичь 1,6 млрд. чел.
12. Демографические различия между Россией и Китаем могут представить
потенциальную опасность для России. Поэтому Россия должна более активно
формировать свою политику по отношению к Китаю, так как время работает
на Китай и против России.
13. Индия — хорошо известный России и предсказуемый партнер в политике
и экономике. Десятилетия нашего сотрудничества не омрачались конфликтами
или столкновениями. У России и Индии нет пограничных, территориальных и
иных трудноразрешимых проблем. Россия заинтересована в том, чтобы Индия
оставалась единой и неделимой страной. Индии также нужна единая и сильная
Россия.
14. С населением почти в миллиард человек Индия представляет собой один
из перспективных крупнейших мировых рынков. Занимая сейчас пятое место
в мире по объему ВВП, Индия при нынешних темпах экономического роста (около
6% ежегодно) через 15—20 лет переместится на четвертое место после Китая,
США и Японии.
15. Существуют достаточно благоприятные условия для развития российско-индийского
торгово-экономического, научно-технического и оборонного сотрудничества,
которое далеко еще не отвечает возможностям обеих стран. Требуется новая,
более динамичная политика России в отношении Индии, более активное и результативное
сотрудничество в экономической сфере и на международной арене, в том числе
в ООН.
16. При всех различиях и существующих между Китаем и Индией проблемах
(прежде всего неурегулированный китайско-индийский территориальный спор)
они придерживаются независимого внешнеполитического курса и не поддаются
давлению извне. Они выступают в поддержку многополюсного мира, исходя из
соображений защиты национальных интересов и безопасности.
17. Россия заинтересована в том, чтобы поддержать усилия Китая, Индии,
а также других стран, направленные на формирование многополюсного мирового
порядка. Речь должна идти о длительном и разностороннем стратегическом
партнерстве на двусторонней и многосторонней основе.
18. Государственные интересы России как великой державы распространяются
на весь мир. Россия заинтересована в сохранении всеобщего мира, устранении
угрозы ядерной войны, ликвидации очагов военных конфликтов.
Защита национальных и жизненных интересов России, в том числе в странах
СНГ и Балтии, ее единства и территориальной целостности, диктует необходимость
последовательного проведения политики мира со всеми, вражды — ни с кем,
развития дружественных отношений со странами на Западе и Востоке.
В этом контексте Россия должна придать новый мощный импульс содружеству
с Китаем и Индией. России следует радикально усилить свою восточную политику,
которая должна соответствовать огромным возможностям и геостратегическому
положению азиатских государств, в первую очередь Китая и Индии. С учетом
того что развитые страны активно наращивают усилия на этом направлении,
России нелегко найти свое достойное место в жесткой конкурентной борьбе
за влияние в Азиатском регионе. Но если не сделать этого сегодня, то завтра
будет еще труднее.
19. В организации и развитии сотрудничества России, Китая и Индии следует
широко использовать положительный опыт двусторонних связей в 50—80-е годы.
Особого внимания заслуживает опыт совместного осуществления народнохозяйственных
проектов (строительства промышленных предприятий, освоения месторождений
полезных ископаемых, создания объектов технической инфраструктуры — шоссейных
и железных дорог, трубопроводов, мелиоративных систем, энергетических объектов,
средств связи).
20. Целесообразно уже сейчас использовать совпадение (или близость)
государственных интересов России, Индии и Китая по проблемам афганского
урегулирования для его скорейшего достижения.
1 Конференцию провел Научный совет РАН
по проблемам востоковедения в Институте востоковедения РАН. В Конференции
приняли участие ученые, эксперты из научных и практических организаций
России и некоторых стран СНГ, в том числе из Института востоковедения РАН,
ИМЭМО РАН, Института Дальнего Востока РАН, МГИМО, МИД РФ, ГАЗПРОМа, Российского
института стратегических исследований, Посольства Узбекистана в РФ, Внешнеполитической
ассоциации. На Конференции заслушано 27 докладов и сообщений.
15.02.1999
|