Поиски своего места в мире
Радикальные перемены на мировой арене, уход
в прошлое двухполюсной системы международной политики и экономики поставили
руководство КСА перед необходимостью поиска подобающего места для королевства
в складывающихся новых глобальных структурах.
Процессы сближения и интернационализации, бурно развивающиеся в современных
международных отношениях, во все большей мере втягивают Саудовскую Аравию,
игравшую в недалеком прошлом в основном региональную роль, в орбиту большой
мировой политики, побуждают ее руководителей определять свое отношение
к таким до недавнего времени далеким для них проблемам, как глобализация
мировой политики и экономики, сохранение в новых условиях всеобщего мира
и безопасности, запрет и ликвидация оружия массового поражения и защита
окружающей среды, борьба с международным терроризмом и нелегальным оборотом
наркотиков, и многие, многие другие.
Оценивая эти проблемы, вырабатывая свои подходы к ним, руководители
страны учитывают как точки зрения мировых политических и общественных кругов,
так и исламские постулаты внутренней жизни королевства, его стремление
играть лидирующую роль в арабском и мусульманском мире в целом, стремясь
не нарушать неосторожными заявлениями или действиями равновесие и стабильность
в государстве, не повредить авторитету монархии, глава которой носит официальный
титул «хранителя двух исламских святынь»1.
Исходной базой в этих оценках и подходах служит видение современного
миропорядка, основных тенденций его дальнейшей эволюции. В Саудовской Аравии
признают целесообразность перестройки международных отношений на основе
концепции многополярного мира, но опасаются, что этот мир будет миром подчинения
слабых сильному на основе неравномерного распределения политической власти
и экономического могущества. По мнению многих саудовских политологов, в
современных условиях происходит девальвация таких краеугольных международно-правовых
понятий, как национальный суверенитет и территориальная целостность государств,
права народов на самоопределение. Они полагают, что мир уже живет в сетке
многополярных координат, но властвует в нем одна сверхдержава — США.
Показательно в этой связи высказывание министра по делам ислама КСА
А.Турки на конференции «Ислам в ХХI веке», проведенной в июле 1998 г. в
Каире, где он заявил, что «процесс глобализации направлен на то, чтобы
дать возможность демократиям западного образца доминировать в мире»2.
По взглядам саудовских аналитиков, формирующих государственную доктрину,
мир движется в сторону создания замкнутых группировок и блоков. В противовес
этому закономерному и неизбежному процессу мусульманским странам и народам,
несмотря на все различия и расхождения между ними, предлагается сплотиться
для обеспечения равноправия и учета своих интересов в отношениях с западными
блоками.
Наряду с таким во многом традиционалист-ским подходом, проистекающим
из логики «осажденной крепости», все большее число адептов обретает умеренно-модернистская
точка зрения, достаточно четко выраженная в выступлении наследного принца
Абдаллы на саммите Организации исламская конференция в декабре 1997 г.
в Тегеране. По его мнению, «в эпоху бурного развития средств связи быть
изоляционистом становится непозволительной роскошью». Мусульманам не пристало
винить «внешние силы» в своей неспособности идти в ногу с прогрессом, причины
отсталости и бедности они должны искать в себе самих.
Диссонирующие традиционализму мотивы прозвучали затем и в обращении
короля и наследного принца по случаю завершения сезона паломничества в
апреле 1998 г. «Каждый мусульманин, — говорилось в нем, — должен во всех
своих заботах — духовных и мирских — следовать путем справедливости и умеренности,
держаться подальше от ереси, экстремизма и религиозного фанатизма».
С такими трезвыми и реалистическими подходами корреспондируют призывы
многих саудовских специалистов-международников отказаться от «выпячивания
опасностей и рисков, которыми грозят арабам процессы глобализации и информатизации»,
больше внимания уделять «использованию преимуществ и выгод от этих объективных
тенденций в мировом развитии».
Крепнущие в саудовском мироощущении взвешенные модернистские тенденции
наталкиваются на глухое неприятие и сопротивление традиционалистских клерикальных
кругов, с мнением которых правящий теократический режим не считаться не
может. Основными аргументами многочисленных сторонников консервативно-мусульманской
модели развития служат утверждения о том, что лишь ислам способен обеспечить
социальный мир и стабильность, низкий уровень преступности, незыблемость
морально-нравственных устоев общества. Важную консолидирующую роль в саудовском
социуме продолжают играть высокая набожность населения, исторически-религиозные
корни государства, зародившегося в XVIII в. в результате унии феодально-племенной
знати родового клана Аль Саудов с проповедником фундаменталистско-ригористского
учения в исламе А.Ваххабом.
Исторически ваххабизм как пуританское течение в исламе сыграл роль объединительной
идеологии в процессе сближения аравийских племен под эгидой родового клана
Аль Саудов. В период государственного становления королевства он приобрел
дополнительную важную функцию — религиозно-политического обоснования саудовской
экспансии на Аравийском полуострове и в зоне Персидского залива. По завершении
территориального формирования королевства к 30-м годам ХХ в. на ваххабизм
возлагается задача обеспечения легитимности теократического режима, незыблемости
устоев монархической власти.
Со временем политические устремления ваххабитов и государственной власти
все в большей степени расходятся. Проповедуемый ими родо-племенной «демократизм»,
настойчивые призывы к опрощению и социальному равенству, отказу от обогащения
и роскоши, строгому контролю со стороны религиозных авторитетов за соответствием
действий властей кораническим предписаниям, притягательные для широких
слоев населения, вызывают все большее раздражение в королевской семье.
В связи с закономерно нараставшими трениями с клерикалами режимом предпринимаются
меры по постепенному, но неуклонному ограничению влияния религиозников
на государственные дела, встраиванию сервильных исламских структур в предназначенную
для них, хотя и привилегированную, но четко очерченную нишу в общей системе
власти. Обвинения в адрес правящих кругов со стороны твердолобых приверженцев
ваххабизма в отходе от коранических канонов и норм неизменно жестко отводятся,
а непокорные элементы изолируются, а в случае сопротивления — безжалостно
подавляются.
В современной Саудовской Аравии о ваххабизме как государственной религии
предпочитают не упоминать, трактуя его в основном в патриархальном ключе
под историческим углом зрения. Прокладывая курс королевства на внешнеполитической
арене в русле доктрины панисламизма, руководители КСА и их идеологи на
практике стремятся выйти за ставшие узкими средневековые рамки ваххабитского
мировоззрения, вызывающего неприязнь в остальном мусульманском мире и подпитывающего
в последние годы в основном лишь экстремистские круги религиозной оппозиции.
Показательная в этой связи реакция в Саудовской Аравии на меры президента
А.Масхадова по запрещению подрывной деятельности приверженцев воинствующего
ваххабизма на территории Чечни. В садовской печати был опубликован ряд
статей, в которых проводилась мысль о том, что истинный ваххабизм не имеет
ничего общего с насилием и вооруженной борьбой с инакомыслием.
Вместе с тем полностью отойти от своих историко-религиозных корней,
традиционной унии светской и религиозной ветвей власти правящий дом Саудов
без ощутимого ущерба для своей будущности не может. Его главная задача
сегодня в отношениях с религиозным истеблишментом состоит, на наш взгляд,
в том, чтобы найти некий модус вивенди, способ сосуществования и взаимопонимания,
добиться от религиозников если не поддержки, то хотя бы непротивления мерам
по модернизации, по постепенному и бесконфликтному вживанию королевства
с его архаичными внутренними порядками в современный динамично обновляющийся
мир.
На страницах местной печати все чаще появляются рассуждения проправительственных
богословов о необходимости соединения религии с современной жизнью. Один
из них, д-р М. Атави обрушивается, к примеру, на тех теологов, которые
«предаются риторике и бесплодным дебатам вокруг различных теоретических
воззрений, потому что такие разговоры не связаны с практической деятельностью...
Они (теологи) самоизолируются от реальностей и участия в жизни общества
и строительстве государства. Они философствуют, так как это занятие также
не связано с какой-либо конкретной работой».
Внутриполитическая жизнь в королевстве в ее нынешнем общепринятом понимании
отсутствует. Права и свободы граждан трактуются в их шариатском понимании,
партийная, профсоюзная или любая другая общественная деятельность, кроме
курируемой властями спортивной, молодежной и религиозно-благотворительной,
не допускается. В этих условиях угроза оппозиционных настроений может исходить
лишь из религиозной среды.
В стремлении оградить от потрясений стабильность и социальное согласие
в стране правящий режим не прочь направить недовольство и духовную неудовлетворенность
фундаменталистов за ее пределы, широко используя лозунги исламской солидарности
и оказания содействия зарубежным мусульманам, подвергающимся гонениям и
преследованиям в своих странах. Отсюда заангажированность Саудовской Аравии
на стороне исламистов в конфликтах в Афганистане, Чечне, Боснии, Косово
и др.
Строго придерживаясь на официальном уровне принципа невмешательства
во внутренние дела иностранных, в том числе и мусульманских государств,
Эр-Рияд не стремится, да и не может в силу своих панисламских постулатов
и давления клерикалов изнутри, вводить какие-либо ограничения для такого
вмешательства по общественно-конфессиональной линии.
Есть основания полагать, что курс саудовского руководства на притупление
внутриполитического радикализма религиозных кругов и их подчинение политике
режима найдет свое продолжение и в будущем. При этом саудовские власти
и впредь будут стремиться поддерживать жизненно важное для них равновесие
между сохраняемым в угоду религиозникам, в том числе и ваххабитского толка,
многочисленными социальными атавизмами и все явственнее пробивающими себе
дорогу закономерными модернистскими тенденциями в жизни государства.
Действуя в этом направлении, власти закрывают глаза на то, что мусульманские
теологи и проповедники, претендующие на роль единоличных выразителей и
толкователей общественного мнения, настойчиво призывают правоверных отгородиться
от внешнего культурного воздействия, перестать смотреть западные телепрограммы
и проводить отпуск в Европе или США. Всякая критика внутренних порядков
в королевстве со стороны зарубежных СМИ и правозащитных организаций однозначно
преподносится ими как неоправданные нападки на ислам и на королевство,
охраняющее главные мусульманские святыни.
Антизападная составляющая в саудовской внутриполитической жизни время
от времени дает вспышки терактов, как это было в 1995 и 1996 гг., когда
в результате организованных оппозиционерами взрывов погибли американские
военнослужащие, дислоцированные в королевстве, и члены их семей.
Под воздействием клерикалов официальные власти практикуют к Западу двойственный
подход. С одной стороны, они не препятствуют могущест-венному религиозному
истэблишменту, обеспечивающему правящему дому освященную исторической традицией
легитимность и лояльность подданных, поддерживать антизападные настроения.
С другой, объективные потребности хозяйственного развития и внешнеэкономических
связей в условиях набирающего обороты процесса глобализации мировой экономики
(в 1999 г. ожидается вступление КСА в ВТО), поддержания стратегического
партнерства с США, прошедшего проверку боем в период кувейтского кризиса
1990— 1991 гг., налаженные взаимовыгодные контакты с внешним миром побуждают
саудовское руководство неизменно заявлять о дружбе и сотрудничестве с Западом,
предпринимать конкретные шаги по реализации этих заявлений на практике.
Таким образом, главное своеобразие современного политического развития
королевства состоит, на наш взгляд, в том, что его правящие круги жизненно
важным для себя считают повседневное решение весьма непростой задачи —
сохранения тонкого и хрупкого баланса между исторически религиозными, харизматическими
основами теократической власти (Саудовская Аравия — одна из двух сохранившихся
на планете теократий) и настоятельными потребностями текущего момента в
развитии страны с учетом складывающихся в мире новых реалий и парадигм.
Анализ официальной саудовской политической риторики последних лет позволяет
выделить в идеологии государственного развития КСА следующие коренные составляющие:
1. Первоочередной целью государства является поддержание (на практике
— прежде всего за счет нефтяных доходов) прочного социального мира, обеспечение
стойкой гармонии в социально-политическом двучлене «управляющий — управляемый».
2. Путь страны в будущее прокладывается, исходя из дарованных свыше
шариатских норм и коранических предписаний, которые, в отличие от выдуманных
людьми идеологий, гарантируют от ошибок и заблуждений.
3. Сочетание священных постулатов ислама с реалиями и потребностями
сегодняшнего дня. Использование достижений мировой науки и техники для
обновления всех сторон общественной жизни при сохранении ее исламской доминанты,
исходя из того, что в грядущем мире — мире экономических блоков и конкуренции
в сфере высоких технологий и ноу-хау — отставшим странам не будет места.
4. Плановость (на основе пятилеток) и постепенность — основные черты
государственного развития на современном этапе, которое должно проходить
без социально-экономических рывков и потрясений.
Активные и целенаправленные попытки саудовской правящей элиты впрячь
в повозку развития «коня и трепетную лань» предопределяются также недостаточно
четкой, на наш взгляд, законодательной проработанностью механизма престолонаследия.
Введенные королевским указом (лишь в марте 1992 г.) «Основы государственной
власти» — квазиконституция королевства лаконично определяет, что «правление
государством осуществляют сыновья короля — основателя страны Абдель Азиза
Абдеррахмана аль-Фейсала Аль Сауда, а также сыновья его сыновей».
С переходом власти от одного сына короля- основателя, умершего в 1953
г., к другому до сих пор дело обстояло благополучно, хотя и не всегда гладко.
Однако время берет свое, и они в силу возраста и состояния здоровья волей-неволей
уже в обозримом будущем будут вынуждены отойти от политики.
Вопрос с заступлением к государственному кормилу внуков, которых насчитывается
не одна тысяча, будет решаться, вероятно, гораздо сложнее: внутри разветвленной
династии им придется доказывать свои права и преимущества перед другими
претендентами на трон и державу.
Деликатность вопроса о предстоящем престолонаследии в значительной мере
осознается в королевской семье. Нынешние руководители готовят себе смену,
постепенно продвигая на государственные посты своих отпрысков.
Пока же в СМИ КСА изо дня в день муссируются знакомые нам из времен
тоталитаризма темы «единения власти и народа», патерналистких связей короля
со своими «сыновьями-подданными», активно рекламируется регулярный «прием
граждан», подающих челобитные членам правящей фамилии, «спонтанные проявления
восторга» жителей королевства по поводу очередного выздоровления короля,
благополучного возвращения из зарубежных поездок старших принцев и царедворцев.
1 Аsharq al-Awsat, London. 8.12.97.
2 Saudi Gyazette, Jeddah, 06.07.98.
А.Осипов, доктор исторических наук, профессор 15.02.1999
|