Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
Саудовская Аравия: проблемы модернизации

Поиски своего места в мире

Радикальные перемены на мировой арене, уход в прошлое двухполюсной системы международной политики и экономики поставили руководство КСА перед необходимостью поиска подобающего места для королевства в складывающихся новых глобальных структурах.

Процессы сближения и интернационализации, бурно развивающиеся в современных международных отношениях, во все большей мере втягивают Саудовскую Аравию, игравшую в недалеком прошлом в основном региональную роль, в орбиту большой мировой политики, побуждают ее руководителей определять свое отношение к таким до недавнего времени далеким для них проблемам, как глобализация мировой политики и экономики, сохранение в новых условиях всеобщего мира и безопасности, запрет и ликвидация оружия массового поражения и защита окружающей среды, борьба с международным терроризмом и нелегальным оборотом наркотиков, и многие, многие другие.

Оценивая эти проблемы, вырабатывая свои подходы к ним, руководители страны учитывают как точки зрения мировых политических и общественных кругов, так и исламские постулаты внутренней жизни королевства, его стремление играть лидирующую роль в арабском и мусульманском мире в целом, стремясь не нарушать неосторожными заявлениями или действиями равновесие и стабильность в государстве, не повредить авторитету монархии, глава которой носит официальный титул «хранителя двух исламских святынь»1.

Исходной базой в этих оценках и подходах служит видение современного миропорядка, основных тенденций его дальнейшей эволюции. В Саудовской Аравии признают целесообразность перестройки международных отношений на основе концепции многополярного мира, но опасаются, что этот мир будет миром подчинения слабых сильному на основе неравномерного распределения политической власти и экономического могущества. По мнению многих саудовских политологов, в современных условиях происходит девальвация таких краеугольных международно-правовых понятий, как национальный суверенитет и территориальная целостность государств, права народов на самоопределение. Они полагают, что мир уже живет в сетке многополярных координат, но властвует в нем одна сверхдержава — США.

Показательно в этой связи высказывание министра по делам ислама КСА А.Турки на конференции «Ислам в ХХI веке», проведенной в июле 1998 г. в Каире, где он заявил, что «процесс глобализации направлен на то, чтобы дать возможность демократиям западного образца доминировать в мире»2.

По взглядам саудовских аналитиков, формирующих государственную доктрину, мир движется в сторону создания замкнутых группировок и блоков. В противовес этому закономерному и неизбежному процессу мусульманским странам и народам, несмотря на все различия и расхождения между ними, предлагается сплотиться для обеспечения равноправия и учета своих интересов в отношениях с западными блоками.

Наряду с таким во многом традиционалист-ским подходом, проистекающим из логики «осажденной крепости», все большее число адептов обретает умеренно-модернистская точка зрения, достаточно четко выраженная в выступлении наследного принца Абдаллы на саммите Организации исламская конференция в декабре 1997 г. в Тегеране. По его мнению, «в эпоху бурного развития средств связи быть изоляционистом становится непозволительной роскошью». Мусульманам не пристало винить «внешние силы» в своей неспособности идти в ногу с прогрессом, причины отсталости и бедности они должны искать в себе самих.

Диссонирующие традиционализму мотивы прозвучали затем и в обращении короля и наследного принца по случаю завершения сезона паломничества в апреле 1998 г. «Каждый мусульманин, — говорилось в нем, — должен во всех своих заботах — духовных и мирских — следовать путем справедливости и умеренности, держаться подальше от ереси, экстремизма и религиозного фанатизма».

С такими трезвыми и реалистическими подходами корреспондируют призывы многих саудовских специалистов-международников отказаться от «выпячивания опасностей и рисков, которыми грозят арабам процессы глобализации и информатизации», больше внимания уделять «использованию преимуществ и выгод от этих объективных тенденций в мировом развитии».

Крепнущие в саудовском мироощущении взвешенные модернистские тенденции наталкиваются на глухое неприятие и сопротивление традиционалистских клерикальных кругов, с мнением которых правящий теократический режим не считаться не может. Основными аргументами многочисленных сторонников консервативно-мусульманской модели развития служат утверждения о том, что лишь ислам способен обеспечить социальный мир и стабильность, низкий уровень преступности, незыблемость морально-нравственных устоев общества. Важную консолидирующую роль в саудовском социуме продолжают играть высокая набожность населения, исторически-религиозные корни государства, зародившегося в XVIII в. в результате унии феодально-племенной знати родового клана Аль Саудов с проповедником фундаменталистско-ригористского учения в исламе А.Ваххабом.

Исторически ваххабизм как пуританское течение в исламе сыграл роль объединительной идеологии в процессе сближения аравийских племен под эгидой родового клана Аль Саудов. В период государственного становления королевства он приобрел дополнительную важную функцию — религиозно-политического обоснования саудовской экспансии на Аравийском полуострове и в зоне Персидского залива. По завершении территориального формирования королевства к 30-м годам ХХ в. на ваххабизм возлагается задача обеспечения легитимности теократического режима, незыблемости устоев монархической власти.

Со временем политические устремления ваххабитов и государственной власти все в большей степени расходятся. Проповедуемый ими родо-племенной «демократизм», настойчивые призывы к опрощению и социальному равенству, отказу от обогащения и роскоши, строгому контролю со стороны религиозных авторитетов за соответствием действий властей кораническим предписаниям, притягательные для широких слоев населения, вызывают все большее раздражение в королевской семье.

В связи с закономерно нараставшими трениями с клерикалами режимом предпринимаются меры по постепенному, но неуклонному ограничению влияния религиозников на государственные дела, встраиванию сервильных исламских структур в предназначенную для них, хотя и привилегированную, но четко очерченную нишу в общей системе власти. Обвинения в адрес правящих кругов со стороны твердолобых приверженцев ваххабизма в отходе от коранических канонов и норм неизменно жестко отводятся, а непокорные элементы изолируются, а в случае сопротивления — безжалостно подавляются.
В современной Саудовской Аравии о ваххабизме как государственной религии предпочитают не упоминать, трактуя его в основном в патриархальном ключе под историческим углом зрения. Прокладывая курс королевства на внешнеполитической арене в русле доктрины панисламизма, руководители КСА и их идеологи на практике стремятся выйти за ставшие узкими средневековые рамки ваххабитского мировоззрения, вызывающего неприязнь в остальном мусульманском мире и подпитывающего в последние годы в основном лишь экстремистские круги религиозной оппозиции.

Показательная в этой связи реакция в Саудовской Аравии на меры президента А.Масхадова по запрещению подрывной деятельности приверженцев воинствующего ваххабизма на территории Чечни. В садовской печати был опубликован ряд статей, в которых проводилась мысль о том, что истинный ваххабизм не имеет ничего общего с насилием и вооруженной борьбой с инакомыслием.

Вместе с тем полностью отойти от своих историко-религиозных корней, традиционной унии светской и религиозной ветвей власти правящий дом Саудов без ощутимого ущерба для своей будущности не может. Его главная задача сегодня в отношениях с религиозным истеблишментом состоит, на наш взгляд, в том, чтобы найти некий модус вивенди, способ сосуществования и взаимопонимания, добиться от религиозников если не поддержки, то хотя бы непротивления мерам по модернизации, по постепенному и бесконфликтному вживанию королевства с его архаичными внутренними порядками в современный динамично обновляющийся мир.

На страницах местной печати все чаще появляются рассуждения проправительственных богословов о необходимости соединения религии с современной жизнью. Один из них, д-р М. Атави обрушивается, к примеру, на тех теологов, которые «предаются риторике и бесплодным дебатам вокруг различных теоретических воззрений, потому что такие разговоры не связаны с практической деятельностью... Они (теологи) самоизолируются от реальностей и участия в жизни общества и строительстве государства. Они философствуют, так как это занятие также не связано с какой-либо конкретной работой».

Внутриполитическая жизнь в королевстве в ее нынешнем общепринятом понимании отсутствует. Права и свободы граждан трактуются в их шариатском понимании, партийная, профсоюзная или любая другая общественная деятельность, кроме курируемой властями спортивной, молодежной и религиозно-благотворительной, не допускается. В этих условиях угроза оппозиционных настроений может исходить лишь из религиозной среды.

В стремлении оградить от потрясений стабильность и социальное согласие в стране правящий режим не прочь направить недовольство и духовную неудовлетворенность фундаменталистов за ее пределы, широко используя лозунги исламской солидарности и оказания содействия зарубежным мусульманам, подвергающимся гонениям и преследованиям в своих странах. Отсюда заангажированность Саудовской Аравии на стороне исламистов в конфликтах в Афганистане, Чечне, Боснии, Косово и др.

Строго придерживаясь на официальном уровне принципа невмешательства во внутренние дела иностранных, в том числе и мусульманских государств, Эр-Рияд не стремится, да и не может в силу своих панисламских постулатов и давления клерикалов изнутри, вводить какие-либо ограничения для такого вмешательства по общественно-конфессиональной линии.

Есть основания полагать, что курс саудовского руководства на притупление внутриполитического радикализма религиозных кругов и их подчинение политике режима найдет свое продолжение и в будущем. При этом саудовские власти и впредь будут стремиться поддерживать жизненно важное для них равновесие между сохраняемым в угоду религиозникам, в том числе и ваххабитского толка, многочисленными социальными атавизмами и все явственнее пробивающими себе дорогу закономерными модернистскими тенденциями в жизни государства.

Действуя в этом направлении, власти закрывают глаза на то, что мусульманские теологи и проповедники, претендующие на роль единоличных выразителей и толкователей общественного мнения, настойчиво призывают правоверных отгородиться от внешнего культурного воздействия, перестать смотреть западные телепрограммы и проводить отпуск в Европе или США. Всякая критика внутренних порядков в королевстве со стороны зарубежных СМИ и правозащитных организаций однозначно преподносится ими как неоправданные нападки на ислам и на королевство, охраняющее главные мусульманские святыни.

Антизападная составляющая в саудовской внутриполитической жизни время от времени дает вспышки терактов, как это было в 1995 и 1996 гг., когда в результате организованных оппозиционерами взрывов погибли американские военнослужащие, дислоцированные в королевстве, и члены их семей.

Под воздействием клерикалов официальные власти практикуют к Западу двойственный подход. С одной стороны, они не препятствуют могущест-венному религиозному истэблишменту, обеспечивающему правящему дому освященную исторической традицией легитимность и лояльность подданных, поддерживать антизападные настроения. С другой, объективные потребности хозяйственного развития и внешнеэкономических связей в условиях набирающего обороты процесса глобализации мировой экономики (в 1999 г. ожидается вступление КСА в ВТО), поддержания стратегического партнерства с США, прошедшего проверку боем в период кувейтского кризиса 1990— 1991 гг., налаженные взаимовыгодные контакты с внешним миром побуждают саудовское руководство неизменно заявлять о дружбе и сотрудничестве с Западом, предпринимать конкретные шаги по реализации этих заявлений на практике.

Таким образом, главное своеобразие современного политического развития королевства состоит, на наш взгляд, в том, что его правящие круги жизненно важным для себя считают повседневное решение весьма непростой задачи — сохранения тонкого и хрупкого баланса между исторически религиозными, харизматическими основами теократической власти (Саудовская Аравия — одна из двух сохранившихся на планете теократий) и настоятельными потребностями текущего момента в развитии страны с учетом складывающихся в мире новых реалий и парадигм.

Анализ официальной саудовской политической риторики последних лет позволяет выделить в идеологии государственного развития КСА следующие коренные составляющие:

1. Первоочередной целью государства является поддержание (на практике — прежде всего за счет нефтяных доходов) прочного социального мира, обеспечение стойкой гармонии в социально-политическом двучлене «управляющий — управляемый».

2. Путь страны в будущее прокладывается, исходя из дарованных свыше шариатских норм и коранических предписаний, которые, в отличие от выдуманных людьми идеологий, гарантируют от ошибок и заблуждений.

3. Сочетание священных постулатов ислама с реалиями и потребностями сегодняшнего дня. Использование достижений мировой науки и техники для обновления всех сторон общественной жизни при сохранении ее исламской доминанты, исходя из того, что в грядущем мире — мире экономических блоков и конкуренции в сфере высоких технологий и ноу-хау — отставшим странам не будет места.

4. Плановость (на основе пятилеток) и постепенность — основные черты государственного развития на современном этапе, которое должно проходить без социально-экономических рывков и потрясений.

Активные и целенаправленные попытки саудовской правящей элиты впрячь в повозку развития «коня и трепетную лань» предопределяются также недостаточно четкой, на наш взгляд, законодательной проработанностью механизма престолонаследия. Введенные королевским указом (лишь в марте 1992 г.) «Основы государственной власти» — квазиконституция королевства лаконично определяет, что «правление государством осуществляют сыновья короля — основателя страны Абдель Азиза Абдеррахмана аль-Фейсала Аль Сауда, а также сыновья его сыновей».

С переходом власти от одного сына короля- основателя, умершего в 1953 г., к другому до сих пор дело обстояло благополучно, хотя и не всегда гладко. Однако время берет свое, и они в силу возраста и состояния здоровья волей-неволей уже в обозримом будущем будут вынуждены отойти от политики.

Вопрос с заступлением к государственному кормилу внуков, которых насчитывается не одна тысяча, будет решаться, вероятно, гораздо сложнее: внутри разветвленной династии им придется доказывать свои права и преимущества перед другими претендентами на трон и державу.

Деликатность вопроса о предстоящем престолонаследии в значительной мере осознается в королевской семье. Нынешние руководители готовят себе смену, постепенно продвигая на государственные посты своих отпрысков.

Пока же в СМИ КСА изо дня в день муссируются знакомые нам из времен тоталитаризма темы «единения власти и народа», патерналистких связей короля со своими «сыновьями-подданными», активно рекламируется регулярный «прием граждан», подающих челобитные членам правящей фамилии, «спонтанные проявления восторга» жителей королевства по поводу очередного выздоровления короля, благополучного возвращения из зарубежных поездок старших принцев и царедворцев.

1 Аsharq al-Awsat, London. 8.12.97.
2 Saudi Gyazette, Jeddah, 06.07.98.

А.Осипов,
доктор исторических наук, профессор
15.02.1999


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки