Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
Саудовская Аравия: страна экономических чудес

Деньги еще не все

Уникальность и значение опыта современного развития Саудовской Аравии состоят, на наш взгляд, в том, что в отличие от подавляющего большинства стран Азии, Латинской Америки и тем более Африки королевство имеет солидный экономический базис и достаточные источники финансирования своего дальнейшего роста.
В 1996 г. нефтяные доходы КСА составили около 57 млрд. долл., на 18,7% превысив уровень 1995 г.
Однако пример Саудовской Аравии наглядно показывает, что материальные возможности и производственные мощности, а также разветвленная инфраструктура решают не все. Без плотного и органичного подключения человеческого фактора функционирование механизма развития не может быть полноценным и результативным.

Многие серьезные экономисты и политологи, а их в королевстве подготовлено немало, признают, что саудовское общество не поспевает за темпами экономического роста своей страны.

Задача социальной модернизации осознается и правящими кругами: в своем январском интервью 1997 г. король Фахд отметил, что она будет решаться, но постепенно, с учетом местных условий и исламской специфики страны. Отнюдь не случайно, выступая на открытии очередной сессии Консультативного совета КСА (назначаемого самим королем квазипарламента), развитие людских ресурсов и их рациональное использование он поставил на первое место среди приоритетов, обеспечивающих непрерывность экономического роста государства.

Местные социологи относят начало размывания родо-племенных черт саудовского общества лишь к 60—70-м годам ХХ столетия, когда в бурно кипящем тигле промышленного, а с ним и общеобразовательного и культурного развития, плавились этнорелигиозные различия и особенности, исчезали прежние многовековые представления о «достойных и недостойных для сыновей пустыни видах деятельности». Положение человека в быстро капитализировавшемся обществе становится все более отчужденным и определяется не его принадлежностью к тому или иному семейному клану, а личными способностями и усердием. На смену прежним морально-этическим и нравственным ценностям приходят новые, связанные в основном с погоней за наживой и обогащением. И эта закономерная трансформация является, на наш взгляд, одной из самых опасных мин, заложенных самим временем под патриархальные устои саудовского общества. Болезненный и противоречивый для традиционалистского общества процесс «смены вех и ориентиров» продолжается в королевстве и по сей день.

Несмотря на неостановимый процесс обновления, серьезное тормозящее воздействие на закономерное втягивание королевства в орбиту общемирового развития оказывают сохраняющие силу консервативные нормы и воззрения, унаследованные широкими слоями коренного населения от родоплеменных, бедуинских времен. Пересев с верблюда на современный автомобиль, овладев компьютером и телефоном сотовой связи, рядовой саудовец в силу инерционности человеческого сознания и мышления во многом сохранил свой прежний, доставшийся от отцов и дедов- кочевников менталитет и взгляды на окружающий мир и дорожит ими. К ним в первую очередь следует отнести вырабатывавшиеся веками тяжелой и полной опасностей жизни в пустыне зажатость и недоверие к чужакам и иноверцам, непоколебимую веру в превосходство своих религиозных убеждений, трудное, часто предубежденное восприятие всего нового и непривычного, завышенную самооценку и самомнение.

Бурное развитие средств трансконтинентальных коммуникаций и компьютерных сетей позволили всякому зажиточному жителю королевства, будь то в городе или в шатре кочевника, взглянуть на окружающий мир несколько по-иному, через окно спутникового телевидения. Отсюда своеобразное и по большей части противоречивое сочетание в среде местной интеллигенции и учащейся молодежи комплексов национальной гордости и превосходства с комплексом развивающейся нации, вынужденной догонять ушедший вперед в сфере технологий Запад. Такая «сшибка» двух разнонаправленных комплексов: прививаемых с детства силой государства сформировавшихся еще в раннем средневековье исламских духовных ценностей и идущего извне по нарастающей меркантилизма и корыстолюбия приводит к психологическому дискомфорту, брожению умов, укоренению в просвещенных слоях общества двойной морали — для себя и для окружающих, разъедающей личность, подтачивающей ее поведенческую устойчивость.

Существенное разрыхляющее и расслабляющее влияние на психологический облик широких слоев коренного населения оказала «манна небесная», упавшая на саудовцев в виде дождя нефтяных доходов. Государственные субсидии и льготные займы подданным короля к началу 1998 г. достигли 77,3 млрд. долл., а кредиты на сооружение жилья — 29 млрд. долл. За минувшие двадцать лет с помощью государства было построено 800 тыс. единиц жилья. К концу ХХ в. 60% жителей крупных городов обитали в отдельных домах и виллах.
Единовременные пособия молодоженам на обустройство в 1998 г. составляли 5 тыс. долл. на семью.
За 1970—1998 гг. число государственных и частных больниц возросло с 74 до 285, а поликлиник и медпунктов с 591 до 3300. За этот же период количество врачей ежегодно увеличивалось в среднем на 15%, превысив к 1999 г. 30,3 тыс. чел.

О материальном достатке коренных саудовцев можно судить по следующим данным: к концу 90-х годов 95% их семей имели телевизоры (многие со спутниковыми антеннами), 60—70% — стерео- и видеосистемы, в частном пользовании находилось полмиллиона компьютеров.

Щедрые государственные дотации выработали у многих, особенно у молодежи, не знавшей трудные «донефтяные» времена, пассивный подход к жизни, пренебрежительное отношение к систематическому труду. Социологи с горечью и озабоченностью отмечают, что в обмен на свою нефть саудовцы получили от Запада бездуховное потребительское общество, корыстолюбивые идеалы которого далеко не совпадают, а по ряду позиций и прямо противоречат традиционным морально-этическим постулатам ислама, на которых до сих пор зиждется идеология государства.

Отсюда настороженное отношение властей к внешней информационной экспансии. Королевство последним из стран Персидского залива подошло к подключению к «Интернету» (запланировано на начало 1999 г.). Предусмотрены существенные ограничения доступа к этой глобальной системе, которые, по заявлению соответствующих органов, должны воспрепятствовать проникновению в страну информации, идущей вразрез с ценностями ислама.

Ученье — свет

Одна из важных особенностей современного развития королевства состоит в том, что его руководство, исходя из объективных потребностей дальнейшего роста страны, не может не уделять приоритетного внимания развитию народного просвещения и образования (ежегодно на их нужды выделяется четверть расходной части бюджета — самый высокий показатель в мире), которые по определению несут в себе угрозу устоям консерватизма и обскурантизма.

Успехи Саудовской Аравии в образовательной сфере впечатляющи и неоспоримы. Если в конце 60-х годов в королевстве работало 3,3 тыс. школ, в основном начальной ступени, в которых обучалось около 540 тыс. учеников, то к концу 90-х годов их число приблизилось к 5 млн., а количество учебных заведений перевалило за 22 тыс. К началу 1998/99 учебного года число преподавателей всех уровней превысило 300 тыс. чел. На укрепление материальной базы системы просвещения и образования с 1982 по 1997 г. было израсходовано 6,7 млрд. долл. За минувшие 30 лет госсубсидии на организацию внеклассного досуга молодежи (культурные центры, спортивные клубы, летние лагеря и проч.) составили около 1 млрд. долл.

Если сравнить число учащихся с официальной оценкой численности населения страны (ок. 14 млн. чел.), то выходит, что учится каждый третий саудовец. Для страны, 50% населения которой — молодежь в возрасте до 15 лет, такая образовательная инфраструктура и ее наполняемость могут считаться предметом национальной гордости.

В результате предпринятых усилий уровень неграмотности снизился с 80% населения в 1953 г. и 67% — в 1974 г. до 13% среди мужчин и 34% среди женщин в 1997 г.

Большой скачок был сделан и в сфере профтехобразования: количество учащихся ПТУ и техникумов с 1970 по 1998 г. возросло в 33 раза, превысив 28 тыс. чел.

Ежегодно высшее образование в Саудовской Аравии получают 22 тыс. чел. В королевстве работает 8 университетов с 69 факультетами, на которых учится 190 тыс. студентов обоих полов (раздельно) и преподается 390 учебных дисциплин.
За 25 лет (1970—1995 гг.) число саудовцев-выпускников зарубежных вузов возросло в 15 раз, достигнув 11,6 тыс. чел.

До 2000 г. министерство образования планирует затратить 1,3 млрд. долл. на сооружение и оборудование около 700 новых школ. К началу нового века будет израсходовано более полумиллиарда долларов на развитие университетского образования. В частном секторе в этот же период на строительство школ будет выделено 400 млн. долл. Рост образовательной инфраструктуры позволит охватить дополнительно 1,2 млн. учащихся всех ступеней.

Пути и препоны саудизации

Наряду со своими очевидными позитивными последствиями, повышение уровня народного образования в условиях КСА приводит к появлению специфических социальных проблем.

Дело в том, что в Саудовской Аравии, как и в других нефтедобывающих странах зоны Персидского залива, на рынке труда существуют исторически сложившиеся структурные перекосы. Осуществление с помощью «нефтедолларов» планов ускоренного экономического развития потребовало в свое время расширенного ввоза иностранной рабочей силы (главным образом с Индийского субконтинента и из Юго-Восточной Азии), а также квалифицированных специалистов из стран Запада. В результате к началу 1998 г. в стране с 14-миллионным коренным населением находилось 6 млн. 300 тыс. иностранцев (66% всех занятых), многие из которых жили на нелегальном или полулегальном положении ради получения куска хлеба для себя и своих семей. В том же году в Эр-Рияде насчитывалось 69% коренных саудовцев от всех столичных жителей и 39% от работающих.

Если учесть один из самых высоких в мире уровень рождаемости в КСА (3,5%, со средним количеством детей в семье — 5 чел.), удваивающий каждые 17 лет население королевства и ежегодно дающий весомый (125 тыс. чел.) прирост ищущих работу, а также преимущественно молодежный состав нации (70% — моложе 20 лет) и набирающие силу процессы миграции и урбанизации (в 1997 г. 77,3% саудовцев жили в городах, тогда как в 1950 г. — лишь 15%), то становится понятной нарастающая острота проблемы трудоустройства, с которой сталкивается все большее число исконных жителей Саудовской Аравии.

В 1996 г. число работающих среди коренных саудовцев составило 2,5 млн. чел. из 7,2 млн. общего чи-сла занятых. По расчетам генерального секретаря Совета по рабочей силе КСА Х.аль-Хаземи, к 2000 г. трудоустраивать придется уже 7 млн. саудовцев.

По оценочным данным, уже сейчас число безработных, многие из которых имеют достаточно высокую профессиональную подготовку и общеобразовательный уровень, а следовательно, и повышенные социальные запросы и ожидания, достигает около 20 тыс. чел. и имеет неуклонную тенденцию к росту. Время от времени на страницах саудовской печати появляются сердитые и разочарованные письма выпускников, месяцами и годами томящихся в поисках работы по спе- циальности. Одно из них, опубликованное в газете «Указ» 22 июля 1998 г. и подписанное группой молодых специалистов, окончивших факультет верообращения исламского университета в г. Медине, свидетельствует о том, что с проблемой трудоустройства сталкиваются не только специалисты гражданского профиля, но и обладатели престижных религиозных дипломов.

Указывая на остроту проблемы, видный саудовский журналист Х.аль-Маина считает, что «властям следует предпринять самые решительные шаги, чтобы арабские молодые люди не считали затраченными впустую годы, ушедшие на получение образования, чтобы им были предоставлены адекватные возможности для получения работы».

Откликаясь на нарастающую тревогу в обществе, король Фахд в интервью ливанскому журналу «Аль-Хавадис» в начале апреля 1998 г. заявил, что «нашей главной целью является изыскание рабочих мест для наших подданных. Мы считаем это национальным долгом. Соответственно было принято решение ограничить набор иностранных рабочих теми сферами, в которых еще существует потребность в них. Этот процесс протекает успешно, особенно, если учесть, что королевство завершило создание инфраструктуры, которая обусловливала необходимость импорта рабочих в целях экономии времени».

Для решения обостряющейся проблемы занятости коренного населения правительством была разработана программа саудизации, т.е. замены иностранцев национальными кадрами рабочих и служащих. По действующему шестому пятилетнему плану (1995—2000 гг.) ежегодные темпы саудизации определены на уровне 4%, в этот же период на 1,5% в год должен сокращаться контингент иностранной рабочей силы. В государственном и частном секторах запланировано создать рабочие места для 650 тыс. саудовских подданных.

В рамках программы частному сектору, в котором занято более 90% работающих, под угрозой карательных санкций предписано с 1997 г. ежегодно увеличивать на 5% квоту саудовцев. Кроме того, частные предприятия, с числом занятых в 25 чел. и более, обязаны принимать по установленным государством нормам местную учащуюся молодежь в период летних каникул на практику и стажировку. Из 15,2 тыс. студентов, рекомендованных на работу летом 1998 г., 75% было направлено в частный сектор.

Реализация этих установок сталкивается, однако, с немалыми трудностями. К концу 90-х годов доля саудовцев составляла всего 7% занятых в частном секторе и то, главным образом, в банковской сфере. В 1998 г. частники согласились трудоустроить всего около 550 саудовцев — выпускников учебных заведений различных ступеней. До 2005 г. каких-либо существенных сдвигов в этой области в королевстве не ожидается.
Главная причина пробуксовки саудизации кроется, на наш взгляд, в почти десятикратной дешевизне иностранной рабочей силы, фактическом бесправии рабочих-азиатов и африканцев, открывающем перед их нанимателями безбрежный простор для их нещадной эксплуатации. Наиболее часто встречающиеся злоупотребления — многомесячные задержки зарплаты, нарушения условий трудовых договоров по части оплаты отпуска и возвращения на родину, домогательства хозяев в отношении женской прислуги. Правительство Филиппин в 1996 г. специальным решением было вынуждено запретить выезд служанок на работу в страны Ближнего Востока и в Саудовскую Аравию, в частности.

Как отмечает саудовский журналист М.Яхья, «большинство прибывающих на работу в КСА подготовлены плохо. Агентства по найму нередко обманывают как нанимателя, так и нанимаемых. Лишь немногие из возвращающихся на родину рабочих и служащих подробно рассказывают о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться. Они более заинтересованы в том, чтобы продемонстрировать новую камеру или видеомагнитофон, которые им удалось приобрести на заработанные деньги».

Время от времени в саудовских СМИ проскальзывают материалы о росте психических и психосоматических заболеваний в среде рабочих-иммигрантов «под влиянием ежедневных стрессов, трудной климатической и социальной адаптации, в большинстве случаев языкового барьера, беспросветной нужды и тягостных раздумий о нищенском положении оставшихся дома семей и родственников». В результате, по данным саудовской прессы, до 40% рабочих, к примеру, из Шри Ланки не выдерживают напряжения и возвращаются домой.

Однако работа в Саудовской Аравии, какой бы черной и грязной она ни была, нередко является единственным источником средств для убогого существования не только самих иммигрантов, но и нередко членов их семей. В связи с этим они соглашаются на любые кабальные условия контрактов о найме, состав- ленных, как правило, на малопонятном, а то и вовсе не понятном для них арабском языке. Зачастую трудоустройство осуществляется по устной договоренности, без какого-либо документального оформления обязательств работодателей и прав нанимаемых.

Бесправное положение иностранных рабочих, в массе своей неквалифицированных, нередко приводит к тому, что по малейшей прихоти нанимателей они оказываются выброшенными на улицу. В результате проводившихся в короловстве в 1997 г. облав на нищих и попрошаек было задержано 24 тыс. чел., из них 78% иностранцев, большую часть которых составляли женщины и несовершеннолетние подростки. 99% задержанных были неграмотны.

Для того чтобы получить саудовскую «рабочую визу» и вид на жительство, азиатские и африканские «гастарбайтеры» вынуждены обращаться у себя на родине в многочисленные бюро на найму, делающие бизнес на их бедственном положении. По данным саудовской печати, получение визы обходится в зависимости от страны-экспортера рабочей силы от 3 до 9 тыс. долл. Чтобы собрать требуемую сумму, выезжающему на работу в КСА нередко приходится распродавать свое скудное имущество, влезать в долги и около двух лет работать для их погашения.

Несмотря на такие тягостные условия соблазн отправиться на заработки в Саудовскую Аравию остается притягательным. Работая по большей части за гроши, иммигранты ежегодно переводят из КСА в свои страны в общей сложности около 16 млрд. долл.

Время от времени властями королевства проводятся полицейские кампании по выдворению рабочих-нелегалов, которые не без оснований считаются не только конкурентами саудовцев, но и источником безработицы, преступности и болезней. В 1997 г., по разным оценкам, таким путем было отправлено на родину от 500 тыс. до 1 млн. чел. На укрывавших их саудовцев были наложены крупные штрафы (до 17 тыс. долл. с каждого), а злостные нарушители паспортного режима подвергнуты тюремному заключению (до 6 месяцев).

В апреле 1998 г. после сезона паломничества, дающего обычно обильный приток «невозвращенцев», было произведено еще большее ужесточение и удорожание паспортно-визового режима, увеличены штрафные санкции (до 30 тыс. долл.) и сроки тюремного заключения (до 1 года) для его нарушителей как саудовского происхождения, так и иностранцев. Подданным за солидное вознаграждение было предложено доносить на укрывателей нелегалов, участились полицейские рейды и зачистки.

В июне 1998 г. решением совета министров КСА в госсекторе был установлен предельный 10-летний срок найма иностранной рабочей силы (за исключением высококвалифицированных специалистов). Превышение этого срока допускается лишь по специальному представлению соответствующего министра и бюро гражданской службы. За три месяца до подписания контракта с иностранцем объявление об имеющейся вакансии должно быть напечатано в местной прессе для извещения возможных саудовских претендентов на нее.

В связи с многочисленными случаями злоупотреблений и трудовых споров, было установлено, что перед окончательным отъездом иностранца его наниматель обязан предоставить в органы паспортного контроля документ, составленный на двух языках (арабском и понятном для иностранца) и подписанный двумя сторонами, о полном урегулировании всех финансовых отношений между ними.

Несмотря на такие повышенные строгости, ввоз рабочей силы по официальным скрытым каналам, приносящий госбюджету в виде налогов и частным конторам в виде поборов немалые прибыли, не прекратился. Более того, одновременно с саудизацией и кампаниями по выдворению нелегалов было принято решение, разрешающее импорт рабочей силы из Китая. Только в апреле—мае 1998 г. саудов-ское посольство в ЙАР выдало 36 тыс. въездных виз йеменцам, направлявшимся на работу в КСА.

Наибольший спрос сохраняется на служанок, шоферов и пастухов. Как сообщил руководитель одной из контор по найму, С.Отейби, более половины семей в КСА используют иностранную прислугу, преимущественно из Индонезии и Филиппин. Их ввоз получил такое распространение, что власти были вынуждены установить норму, согласно которой каждая семья не может иметь более одной служанки-иностранки. Несмотря на это ограничение, саудов-ские эксперты ожидают роста спроса на иностранных домработниц в связи с усиливающимся желанием саудовок включиться в общетвенную жизнь, устроиться на работу и меньше заниматься домашним очагом. В результате только в июле 1998 г. одним из местных агенств по рекрутированию иностранной рабочей силы было получено разрешение на ввоз 10 тыс. служанок из Индонезии, которые, исходя из бедственного положения своих родст- венников, согласились работать от зари до зари за 100 долл. в месяц.

Затрудняют саудизацию и особенности менталитета широких слоев населения королевства, предопределяющие пренебрежительное отношение ко многим видам трудовой деятельности, к регулярному и регламентированному труду в целом. Саудовская печать неоднократно отмечала завышенные запросы выпускников учебных заведений из числа коренного населения, их стремление занять канцелярские или административные должности, уклониться от работы на производстве или в поле. По данным министерства труда и социальных вопросов КСА, в 1997 г. саудовскими гражданами было подано почти 30 тыс. заявок о приеме на работу (на 66% больше, чем в 1996 г., а среди выпускников средних и высших учебных заведений — на 153%), в то же время прошений на ввоз иностранной рабочей силы поступило в 16 раз больше, почти на полмиллиона человек.

В 70-е годы в рамках курса на создание среднего класса как базы социальной устойчивости в стране проводилась линия на расширенную подготовку полностью за государственный счет и с гарантированным трудоустройством национальных кадров специалистов из средних слоев населения.

На практике большинство абитуриентов выбрали гуманитарную или административную специализацию и после получения образования устроились в учреждения госсектора или органы правопорядка, предпочтя стабильный и надежный уровень доходов более высоким, но не гарантированным на будущее заработками в частном секторе.

Эта тенденция сохранилась и в 90-е годы: к примеру, в 1998 г. в Эр-Рияде 87% коренных саудовцев работали на государство и лишь 13% — на частника. Как указывалось на совещании руководителей управлений народного образования в апреле 1998 г., многие молодые саудовцы неохотно поступают в училища и вузы технического профиля, предпочитая получать административно-управленческие специальности.

Однако уровнем своих знаний и профессиональной подготовки, трудовой дисциплиной и ответственностью за порученное дело, самим умением работать в коллективе саудовские молодые кадры не всегда могут конкурировать с иностранными специалистами. К тому же и число высвобождаемых в ходе саудизации должностей в административно-управленческом звене далеко не соответствует количеству претендентов на них.

В связи с этим немалый упор делается на популяризацию «непрестижных» профессий. Саудов-ские СМИ подробно и одобрительно рассказывали, к примеру, о появлении в стране первого офици- анта и шофера такси из числа коренных жителей королевства.

Несмотря на встречающиеся трудности, власти стремятся продвинуть вперед процесс саудизации. В начале 1996 г. министр внутренних дел КСА принц Наиф объявил о готовящемся пересмотре трудового законодательства, с тем чтобы предоставить каждому желающему саудовцу рабочее место.

Все большее внимание уделяется и осовремениванию национальной образовательной системы, вводятся ограничения как административные, так и в сфере государственного финансирования поездок на учебу за рубеж. В 1998 г. было принято решение в течение трех лет полностью саудизировать педагогический состав путем повышения зарплаты и предоставления льгот учителям.

Одним из трудно преодолимых препятствий на пути совершенствования системы образования является наличие в программах всех ступеней значительного числа (до 30% учебного времени) предметов религиозного содержания. Японские специалисты, проводившие в 1997 г. по просьбе саудов-ской стороны обследование системы образования КСА, пришли к выводу о том, что без существенного сокращения исламской составляющей ее модернизация вряд ли возможна.

Еще одним тормозом в этой сфере является сохранившаяся со времен религиозных школ-медресе схоластическая метода зазубривания преподаваемого материала без его сознательного осмысления, анализа и последующего глубокого усвоения. «Наша система образования, — с горечью отмечает Х.аль-Маина, — делает из людей попугаев: они произносят правильные слова, не осознавая ни их подлинного смысла, ни правил их употребления».

В результате этого атавизма у учащихся остается сравнительно узкий культурный кругозор, недостаточная способность к самостоятельному критическому мышлению и адекватному восприятию новых явлений. Активно идущая компьютеризация школы не решает проблемы, а лишь порождает поколение, которое, по меткому выражению Г.Киссинджера, «не может читать, писать и думать широкими категориями, с помощью которых можно классифицировать массы фактов и держать их в голове. Оно способно лишь печатать на компьютере».

Окончание в первой половине 80-х годов повышательной тенденции в развитии динамики цен на нефть привело к относительному снижению поступлений в госбюджет КСА из этого жизнеобеспечивающего сектора национальной экономики. Финансовое положение королевства еще более осложнилось в результате кувейтского кризиса 1990—1991 гг.: оплачивать военные действия антисаддамовской коалиции по изгнанию Ирака, получившие кодовое название «Буря в пустыне», в основном (на 70%) пришлось саудовской казне. В результате неблагоприятной конъюнктуры мировых нефтяных рынков и непредвиденных расходов к концу 1996 г. валютные резервы КСА составляли около 10,5 млрд. долл., дав небольшой прирост с 9,3 млрд. весной 1995 г.

Весьма высокий уровень доходов на душу населения (до войны в Заливе — около 12,6 тыс. долл. в год), составляющий материальную основу внутриполитической стабильности, к 1996 г., по данным МВФ, снизился вдвое, что не могло не создать дополнительных экономических и социальных проблем. Сбережения, к примеру, столичных жителей сократились по отношению к доходам с 27% в 1986—1987 гг. до 13% в 1996—1997 гг.. В конце 90-х годов в результате падения цен на нефть в саудовской экономике нарастают стагнационные явления, государство вынуждено урезать или замораживать бюджетное финансирование ряда хозяйственных объектов, происходят задержки с выплатой дотаций и субсидий.

Для развязки обостряющихся экономических проблем еще в начале 90-х годов были намечены новые ориентиры. Главнейшие из них — реструктуризация экономики, дальнейшее ослабление зависимости от поступлений из нефтяного сектора, дающих до настоящего времени около 80% его доходной части.

Раскрывая современную экономическую стратегию саудовского руководства, министр торговли КСА И.Д.Факиг заявил в одном из своих выступлений осенью 1997 г., что «политика Саудовской Аравии за минувшие тридцать лет исходила из того, что нефть является истощимым источником, ее необходимо использовать в качестве стимулятора экономического роста, но недопустимо, чтобы она неизменно оставалась его двигателем». На практике такой подход, по мнению министра, означает «диверсификацию экономической базы и источников национального дохода».

Для ее достижения на ближайшую пятилетку (2000—2005 гг. — королевство живет по пятилетним планам развития) будет выделено около 133 млрд. долл. в виде капвложений в сферу производства и инфраструктуру. Основной упор при этом делается на развязывание инициативы частного сектора, привлечение местных и зарубежных инвесторов.

В силу исторических особенностей развития страны значительную и во многом определяющую роль в экономическом взлете королевства в минувшие годы (с 1969 по 1996 г. его ВВП увеличился в 4 раза) сыграл государственный сектор, который из-за архаичности и слабости традиционных хозяйственных структур был один способен обеспечить рациональное использование нараставших финансовых поступлений от вывоза нефти.

Создав предпосылки для построения современной экономики, государство к середине 90-х годов перешло к привлечению частного сектора к участию в хозяйственном развитии страны. Его доля в ВВП в 1996 г. составила 35% и к 2000 г. должна возрасти до 45%. По разным оценкам, в частных руках в КСА находится около 100 млрд. долл. ликвидных средств. По подсчетам главного экономиста Саудо-американского банка Л.Тэкера, 420 млрд. долл. в виде портфельных инвестиций размещены саудовскими частными предпринимателями за пределами королевства. Эта огромная сумма приносит им 6% годовых, или около 25 млрд. долл. Если бы лишь половина из этих прибылей была вложена в саудовскую экономику, ВВП королевства вырос бы на 10%.

Следует отметить, что привлекая частника к хозяйственному строительству, саудовское руководство не упраздняет, а лишь модифицирует роль государства. По мнению И.Д.Факига, «свободный экономический режим и созидательные инициативы частного сектора являются той опорной базой, на которой можно добиваться глобального роста экономики и гарантировать его непрерывность... Вмешательство же государства, за которым остается направляющая и наблюдающая роль, в экономические дела должно быть временным, нацеленным на оказание содействия частному сектору.

О масштабности и сложности задач в этой области можно судить по данным исследования, проведенного торгово-промышленной палатой деловой столицы королевства — г. Джидды: на 82% торговых предприятий города (а в сфере распределения и оперирует в основном саудовский частник) к концу 90-х годов работало по 10 и менее служащих, 99% заведений принадлежало семейному капиталу, действовав-шему замкнуто и не помышлявшему о корпоративных началах. Как показывает то же исследование, молодое поколение торгового капитала, получив современное коммерческое образование и начиная активную предпринимательскую деятельность, следует фамильным традициям, предпочитая вести ее самостоятельно, без кооперации с соотечественниками, используя лишь собственные финансовые средства и нанимая менеджеров и прочих служащих из числа иностранцев.

В современных экономических условиях королевства дробление капитала по мелким компаниям и предприятиям имеет, по мнению руководителя одной из консалтинговых фирм И.Саджини, одно важное преимущество: оно позволяет создавать дополнительные рабочие места, ослабляя тем самым остроту проблемы занятости. Тем не менее государство предпринимает шаги (как поощрительного, так и репрессивного характера) по упорядочению форм собственности и перерегистрации существующих семейных фирм, отдавая предпочтение их преобразованию в акционерные общества.

Другая составляющая саудовского НЭПа — привлечение и поощрение иностранных инвестиций. Как отметил И.Д.Факиг, «королевство в своих связях с мировым сообществом учитывает процессы глобализации, проводя политику «открытости» для инвестирования, передачи технологии, использования накопленного зарубежного опыта и благоприятных возможностей для торговых обменов.

О результатах такой политики свидетельствуют следующие данные: к началу 1998 г. объем иностранных прямых инвестиций (по ним КСА занимает среди развивающихся стран седьмое место) в более чем 1140 совместных предприятий превысил 30 млрд. долл., 88% из которых были вложены в нефтехимическое производство.

При упоминании о Саудовской Аравии у неискушенного в хитросплетениях мировой политики и экономики читателя нередко возникает подернутый пряным флером сказок «Тысячи и одной ночи» образ фантастически богатого государства, не обремененного в отличие от большинства развивающихся стран грузом проблем, бременем долгов и чередой кризисов. Не без стараний мировых СМИ, как правило, не очень утруждающих себя кропотливым и глубоким анализом фактов, событий и их причинно-следственных связей, за коренными жителями королевства закрепился весьма далекий от действительности образ эксцентричных прожигателей жизни, порой не знающих как употребить свои несметные «нефтедоллары». В последнее время обладающие нефтяными запасами страны СНГ, прежде всего среднеазиатского ареала, все чаще видят в Саудовской Аравии ориентир и эталон для своего самостоятельного развития и превращения в «нефтяной рай». Однако при более внимательном и взвешенном рассмотрении картина становится более прозаической, а главное — реальной.

Общеизвестно, что, благодаря бурному росту нефтяных доходов в 60—70-х гг. и их рациональному использованию, королевство смогло сделать, без преувеличения, гигантский скачок в своем развитии, перейдя от отсталого, полуфеодального состояния в разряд динамично развивающихся стран. В условиях возникшей на время вновь в середине 90-х годов повышательной тенденции в динамике цен на нефть лишь за два года (1994—1996 гг.) темпы роста ВВП Саудовской Аравии возросли с 1,7 до 8,6%. В 1997 г. он составил около 136 млрд. долл.

Занимая площадь, равную территории Западной Европы, имея 25% мировых разведанных запасов нефти, Саудовская Аравия обладает на сегодня самой развитой среди арабских стран экономикой, дает 1/4 их совокупного ВНП, 1/3 межарабского экспорта, 3/4 нефтехимической продукции и осуществляет более половины внутрирегиональных перевозок.

В 1995 г. Саудовская Аравия завершила выплату внешних долгов. Ожидается, что к 2000 г. страна полностью избавится от бюджетного дефицита, составлявшего в 1997 г. около 4,5 млрд. долл.

Если в 1970 г. (первый год первой пятилетки) в стране работало 199 предприятий, то к 1998 г. их число перевалило за 2,5 тыс. (из них мелких и средних всего 9%). В индустриальном секторе в 1998 г. было занято более 240 тыс. рабочих и служащих. Капиталовложения в промышленность за годы пятилеток увеличились с 743 млн. до 50,8 млрд. долл. (из них половина приходилась на смешанные, саудо-иностранные инвестиции).

Значительный упор делается на развитие импортзамещающих отраслей, ослабляющих нефтедобывающую специализацию королевства. К концу 1996 г. доля промышленности в ВВП (без нефтяных отраслей) достигла 13%. Стоимость годовой промышленной продукции оценивалась в 25 млрд. долл., четвертая часть которой экспортировалась. Общий объем промышленного экспорта КСА за период с 1984 по 1998 г. возрос более чем в 20 раз, превысив 6 млрд. долл. (2/3 из них пришлись на продукты нефтехимии). К началу 1998 г. саудовская продукция вывозилась в 90 стран мира.

Благодаря обильным инвестициям, госсубсидиям, кредитам (за 1964—1995 гг. они превысили 7 млрд. долл.) и бесплатной раздаче земли крестьянам, площадь сельхозугодий, несмотря на трудные условия климатической зоны пустынь, за период с 1975 по 1998 г. увеличилась со 150 тыс. до более, чем 1,6 млн. га. К 90-м годам королевство добилось самообеспеченности основными продуктами питания, часть из которых экспортируется. Производство такого стратегического товара, как пшеница, с 1970 по 1997 гг. возросло с 23 тыс. до 4,7 млн. т, перекрыв внутренние потребности. В 1996 г. сельское хозяйство давало более 11% ВВП (без нефти).

При наращивании сельскохозяйственного производства были допущены перегибы в использовании для орошения грунтовых вод. По решению правительства, расходование подземных водных ресурсов было резко ограничено и сократилось с 7 млн. в 1992 г. до 1,8 млн. куб. м в 1996 г. В рамках политики сохранения водных запасов был взят курс на ограничение производства требующих интенсивного полива сельхозпродуктов потребностями внутреннего потребления. В результате производство пшеницы снизилось с рекордного урожая в 4,7 млн. в 1992 г. до 1,5 млн. т в 1998 г., ячменя — с 2 млн. в 1994 г. до 484 тыс. т в 1996 г.

Королевство является крупнейшим в мире про-изводителем (30%) опресненной воды. Мощность 25 опреснительных станций за период 1970—1997 г. возросла почти в 10 раз, достигнув производительности 1,5 млрд. куб. м в сутки. Для сбора воды из природных источников сооружено 200 плотин стоимостью 1 млрд. долл. С привлечением американских и других зарубежных специалистов ведутся исследования по использованию для ирригации и полива морской воды.

Ускоренное экономическое развитие государства было бы невозможным без создания современной транспортной и коммуникационной, а также энергетической инфраструктуры.

Ко времени окончательного территориального оформления королевства к началу 30-х годов в обширной по площади стране практически не существовало автомобильных дорог, которые заменяли караванные верблюжьи тропы. Путешествие по ним с запада на восток, от побережья Красного моря до Персидского залива (ок. 1320 км) занимало около месяца.

В 1933 г. в королевстве начала действовать американская монополия АРАМКО, которая для нужд нефтеразведки и доставки тяжелого промышленного оборудования к началу 70-х годов проложила 1250 км дорог с твердым покрытием и 600 км — с грунтовым. Эти дороги и положили начало современной транспортной сети Саудовской Аравии. Протяженность сети асфальтированных и бетонных автодорог и скоростных автомагистралей превысила 42 тыс. км. В стране действует 25 аэродромов, созданы современные системы телефонной (св. 2 млн. линий) и спутниковой связи. По данным Программ развития ООН, производство электроэнергии в КСА с 1990 по 1995 г. возросло в 5,2 раза.

В 30-х годах американцы подарили королю Ибн Сауду первый самолет Дуглас и послали на год обслуживающий его экипаж для того, чтобы «Его Величество смог с высоты обозреть свои необъятные владения». Король на самолете никогда не летал, но тот первый Дуглас положил начало компании «Саудия», которая с течением времени превратилась в одного из крупнейших в регионе и в мире авиаперевозчика.
Формирование экономической и транспортной инфраструктуры послужило стимулом для урбанизации королевства. За последние сорок лет его столица — город Эр-Рияд — превратилась из захудалого селения с 35 тыс. населения и одной начальной школой в суперсовременный мегаполис, в котором проживает, по различным оценкам, свыше 3 млн. чел.

За последние 25 лет площадь города достигла 1,6 тыс. кв. км, а протяженность его асфальтированных и бетонированных проспектов, улиц и путепроводов перевалила за 6,5 тыс. км. На их сооружение было израсходовано почти 2 млрд. долл.

За годы «нефтяного бума» серьезные сдвиги произошли и в базовых звеньях социальной структуры саудовского общества, выразившиеся прежде всего в формировании прослойки крупных современно образованных и располагающих большими средствами технократов-предпринимателей. К концу 90-х годов из 185 тыс. миллиардеров и миллионеров зоны Персидского залива 78 тыс. были саудовцами. По данным аме-риканского журнала «Форбс», 5 саудовских миллиардеров из 7 арабских вошли в 1998 г. в список крупнейших предпринимателей мира, а один из них — принц Валид бен Таляль — в их первую десятку.

А.Осипов,
доктор исторических наук, профессор
15.06.1999


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки