Корни гнева
Среди лозунгов, которыми размахивали пакистанцы на демонстрациях на прошлой неделе, был и один по-английски, который гласил: «Американцы, задумайтесь! Почему весь мир ненавидит вас?» В сущности, американцы не нуждаются в этом призыве, чтобы задать себе вопрос – почему? Причины сложны и глубоко укоренены в истории.
Главнейший источник этой фирменной ненависти к Америке - американская внешняя политика (читай: вмешательство) на Ближнем Востоке. Будучи на пике проблем, возникших исторически в результате присутствия США в регионе, Америка испытывает на себе еще и бремя вековой мусульманской горькой памяти о крестовых походах и других военных кампаниях и о десятилетиях колониализма. Но для такой смертельной ненависти, какая продемонстрирована девятнадцатью камикадзе и их соучастниками и апологетами, необходим еще один элемент. Этот элемент – идея, что США - не только враг арабов или даже мусульман вообще, но также и враг Бога. Эта идея была высказана аятоллой Хомейни, назвавшим США «Большим Сатаной», подхвачена исламскими экстремистами повсюду в арабском мире и теперь приобрела еще больший вес в устах самой, вероятно, мощной фигуры среди всех этих боевиков – Усамы бен Ладена.
Враждебность к США на Ближнем Востоке может быть представлена в виде концентрических сфер. В раскаленном добела ядре - идеологи насилия, подобные бен Ладену, и их помощники. Затем идут арабские радикалы, включая и исламских фундаменталистов, и светских националистов, которые отчаянны и обозлены достаточно для того, чтобы плясать на улицах, услышав новости 11 сентября. Но отвращение питает также и большое число умеренных арабов, которым доставило удовольствие наблюдать крушение символа американского высокомерия – это бизнесмены и отцы семейств, которые улыбались и посылали поздравления друг другу, когда рушились Башни-близнецы.
Эта средняя сфера является важным источником питания ядовитого ядра. Именно в ней лежит причина того, что США сталкиваются с огромными трудностями, убеждая своих союзников в арабском мире присоединиться к войне против террора. И все это вызывает вопрос: решатся ли Соединенные Штаты на войну против своих врагов на Ближнем Востоке, зная, что этим самым наживут себе множество новых?
Конечно, самая серьезная причина недовольства арабов – мощная поддержка Израиля: политическая (особенно в ООН), экономическая (840 миллионов долларов помощи ежегодно) и в военная (еще 3 миллиарда плюс доступ к современнейшему американскому оружию). Для большинства арабов Израиль как еврейское государство является неприятным, чужеродным явлением. Даже для тех, кто готов согласиться с его существованием, Израиль – угнетатель арабов; даже несмотря на процесс разрядки, начатый в Осло, он все еще занимает большинство палестинских территорий. Особенно нестерпим для мусульман израильский контроль над исламскими святынями Иерусалима – третьего по значению священного города ислама.
Каждый раз, когда Израиль проводит рейды в своих арабских окрестностях, это добавляет новый слой обид. Вторжение в Ливан в 1982 году и оккупация южной части страны в течение 18 лет еще усугубила антагонизм. И американская роль в этих нападениях очевидна: именно американские ракеты и F-16 Израиль использует в своей постоянной борьбе против палестинцев. Когда приходит время для мирного посредничества в регионе, многих арабов раздражает сильное предубеждение Америки в пользу Израиля.
Для исламских же фанатиков, включая бен Ладена, мирный процесс, разумеется, – анафема, а Израиль следует уничтожить, а не заключать с ним сделки.
Саудовец бен Ладен часто произносит угрозы в адрес Израиля, но действительный casus belli для него - американское присутствие в его стране, восходящее к Войне в Заливе 1991 года, вызванной вторжением Саддама Хуссейна в Кувейт. Для бен Ладена – как и для множества гораздо менее радикальных мусульман - присутствие армии неверных на родине пророка Мухаммеда - кощунство. Сегодня в Саудовской Аравии размещены семь тысяч американских солдат. То, что они находятся там по приглашению саудовского правительства – для бен Ладена не аргумент: он рассматривает саудовский правящий дом как марионеток США.
Постоянный упрек, который бросают Америке ее критики в регионе – то, что США из эгоистических соображений поддерживают непопулярных местных лидеров. Чтобы защитить свой доступ к нефти, США поддерживают репрессивных принцев в государствах Персидского залива. Чтобы сдержать исламский экстремизм, Вашингтон поддерживает правительство президента Алжира, Абдельазиза Боутефлики, несмотря на его безжалостные методы в гражданской войне против исламистов. Авторитарный режим Хосни Мубарака в Египте также пользуется патронажем США (2,7 миллиардов в год): Америка рассматривает Мубарака как оплот умеренности и стабильности в регионе.
Египетские одноклассники одного из террористов 11 сентября - Мухаммеда Атты - рассказывали New York Times, что он неоднократно говорил, что хочет “взорвать Мубарака – диктатора, окруженного жирными котами". «Мы хотим понять: вы, американцы, - за права человека и свободу? Или это привилегия одних людей, но не других?" – спрашивает Эссам эль-Эрьян, один из лидеров египетского “Исламского братства".
Критики Америки жалуются, что США равнодушны не только к правам арабов, но и к их страданиям. Палестинцы – пример № 1, жители Ирака – пример № 2. Большинство арабов не переваривает Саддама из-за его зверства и высокомерия. Они не понимают, почему США – через 10 лет после того, как иракцы были вынуждены уйти из Кувейта, – настаивают на всемирных санкциях, разрушительных прежде всего для иракского народа. Согласно ООН, приблизительно пять тысяч иракских детей умирают каждый месяц от недоедания и болезней в результате санкций.
«Мы допустили бы этот метод – бойкот голодом – в отношении чехов, например? - спрашивает Кевин Рейнхарт, профессор религии в Дартмуте. - Нет. Мы предприняли некоторые специфические действия, которые воспринимаются как свидетельство безразличия или враждебности к мусульманам».
Исламские радикалы ведут учет того, что они считают нашей обычной жестокостью. В их список причинивших боль исламу попадает иногда весь христианский мир. Учтены американские санкции против мусульманских стран: Сирии, Ливии, Ирана и Судана, - эти страны рассматриваются Государственным департаментом как спонсоры терроризма. Учтены ракетные удары в 1998 по лагерю бен Ладена в Афганистане и по фармацевтической фабрике в Судане (Вашингтон первоначально утверждал, что завод производил химическое оружие, но потом потихоньку снял это обвинение).
Они думают, что Запад слишком долго – с 1992го до натовских бомбардировок в 1995м – терпел истребление боснийских мусульман сербами-христианами и более поздние убийства сербами этнических албанцев-мусульман в Косово. Еще одна обида – факт, что США немного сделали, чтобы остановить дикую войну России против сепаратистских мусульман в Чечне, потому что Америка рассматривает этот конфликт как внутреннее дело Москвы. Для американцев все это доказательство, что там, вокруг – грязный мир. Для многих мусульман – это свидетельства заговора против их единоверцев.
Основа всех этих переживаний – осознание факта, что арабский мир не играет той геополитической роли, которую он в действительности призван играть. Рану бередит и историческая память о временах величия, о том, как ислам, выйдя из Аравии в 7 столетии, завоевал Левант, северную Африку и значительную часть Европы – вплоть до окончательного отпора у ворот Вены 10 столетий спустя. Вопрос, который многие арабы задают США и Западу вообще, говорит Жан Лека, профессор парижского Института политологии: «Почему вы так презираете нас – ведь у нас уже была цивилизация, когда все вы еще жили в пещерах?»
Жестокость попыток христианского мира отвоевать у мусульман Святую землю во время Крестовых походов 11-13 столетий не забыта на Ближнем Востоке (первоначальное использование президентом Бушем выражения «крестовый поход» для определения антитеррористической операции – крайне неудачный выбор). Но еще более болезненно для простых людей чувство, что в течение столетий было утеряно собственное достоинство.
Согласно вере ислама, Мухаммед – последний пророк; он строил свою систему на основаниях, открытых Моисеем и Иисусом, чтобы предложить миру превосходящую, совершенную религию. Но мир, созданный этой верой, был разделен и разрушен: после поражения Османской империи в Первой мировой войне колониальные метрополии Франция и Англия нарезали Ближний Восток на произвольно прочерченные подмандатные территории и государства, управляемые ручными лидерами из местных.
«Многие арабы и мусульмане ощущают за собой 10 столетий великих культурных достижений, которые закончились с приходом европейского колониализма, - говорит Джон Эспозито, директор Центра мусульмано-христианского диалога Джорджтаунского университета. - Теперь они ощущают себя беспомощными. Запад, чувствуют они, смотрит на них как на анахронизм и интересуется только их нефтью. Их чувство собственного достоинства уязвлено».
Колониализм и прогресс западной цивилизации породили современную версию исламского фундаментализма: если ислам совершенен, и тем не менее его царство в упадке – не в том ли причина, что его последователи уклонились от основ веры? Это мнение приобрело множество сторонников после 1979 года, когда народное восстание свергло поддерживаемого США коррумпированного прозападного иранского шаха и открыло путь аятолле Хомейни, провозгласившему исламскую революцию в Иране и за его пределами. Хомейни призвал мусульман к насилию, чтобы «отвоевать землю неверных».
Экспортный проект Хомейни имел ограниченный успех из-за того, что иранцы-шииты принадлежат к ветви ислама, презираемой суннитским большинством. Но, однако, иранская революция побудила мусульман во всем арабском мире к действию. Египетский публицист Абд аль-Салям Фарадж написал их манифест - памфлет под названием «Невыполненный долг», в котором утверждал, что священная война необходима не только для того, чтобы защитить мусульман, но и для защиты самого достоинства ислама. Фарадж, подобно другим мусульманским радикалам, подобрал те места из Корана и хадисов – собраний речений, приписываемых Мухаммеду, - которые подтверждали его аргументы.
Бен Ладен явился, чтобы выполнить «невыполненный долг». Он много говорит о достоинстве. О террористах, которые убили 24 американских солдата и двух индийцев в терактах 1995-6 годов в Саудовской Аравии, он когда-то сказал: «Они подняли высоко голову национальной гордости и смыли большую часть позора, который покрыл нас». Бен Ладен видит себя современным Саладином – мусульманским военачальником, который когда-то отбил Иерусалим у крестоносцев. «Я провижу Саладина, выходящего из облаков, - говорит бен Ладен на видеозаписи, адресованной его сторонникам в начале года. – Наша история будет написана заново».
Это – мощный месседж для многих арабов, которые в противном случае видят свое будущее лишенным гордости. «Решение - Ислам»: вот лозунг исламского движения, и многим это кажется лучше, чем арабский национализм, который принес арабскому миру или бедность, или коррумпированные правительства, или и то, и другое. Даже если США преуспеют в борьбе с бен Ладеном и его сетью, этот месседж будет по-прежнему звучать, особенно учитывая все новые волны негодования, которые поднимает практически любая военная акция Соединенных Штатов.
Именно триумфалистские религиозные убеждения бен Ладена делают его и его последователей такими опасными. «Это не насилие на службе какой-либо практической программы, - говорит Стивен Саймон, бывший член Совета Национальной безопасности, пишущий книгу о религиозном терроризме. - Это – убийство неверных во славу Аллаха. Для человека нерелигиозного – это безумие. И может ли это кончиться само по себе? Факты говорят за себя: у них есть только одна цель – убить возможно большее число людей, чтобы подорвать таким образом власть сатаны. И никакой ответственности: есть только один моральный критерий, и этот критерий – Бог».
Восторженные и убежденные, что они выполняют волю Божью, бен Ладен и его последователи лишены какого-либо морального самоограничения. Они ограничены только своими возможностями – и США теперь решили, что не имеют иного выбора, кроме как уничтожить их.
|