Появление работ о внешней политике государств Азии сегодня редкость, тем более о такой "забытой" стране, как Мьянма (Бирма). В то же время в российской дипломатии восточный вектор приобретает всю большую значимость, ибо Россия - это не только Европа, даже не столько Европа, сколько Азия: многое из происходящего там зеркально отражает наше действительность. Рецензируемая книга позволяет читателю повнимательнее взглянуть на процессы, протекающие в странах Азии в новых исторических условиях.
Возникает вопрос: почему именно Мьянма вызвала интерес ученого и дипломата, который опубликовал ряд исследований по Индии и другим азиатским странам? Дело в том, что Мьянма при всей ее уникальности во многом схожа с Россией и другими государствами постсоветского пространства. Она находится на стыке Южной и Юго-Восточной Азии, представляя собой в геополитическом плане контактную зону между двумя цивилизациями, даже тремя, учитывая близость к Китаю. В этом районе как бы сфокусировались силовые поля, действующие на огромном континентальном пространстве, с перекрещивающимися культурно-цивилизационными ареалами, схожими с евразийским геополитическим материком. Не случайно в подзаголовке автор подчеркивает акцентировку на культурно-исторические и геополитические аспекты страны, тесно взаимосвязанные и определяющие внешнеполитическую стратегию Мьянмы независимо от политических режимов. Более того, анализ этих аспектов открывает путь к пониманию тех тектонических сдвигов, которые происходят сегодня в других странах Азии.
Геополитические императивы и культурно-цивилизационные константы детерминируют для любых политических режимов выработку внешнеполитической стратегии - этот тезис Н. Листопадова заслуживает серьезного внимания, особенно зацикленных на социально-экономических вопросах политиков и ученых в России и других странах СНГ. Наряду с постановкой проблемы особого геополитического положения Мьянмы
автор исследует роль религиозного фактора, воздействие буддизма тхеравады и имперского характера государства на формирование его внешнеполитического курса. В России сегодня также обращаются к духовным ценностям, к "национальной идее" как к важным составляющим, структурирующим государственность.
"Буддизм тхеравады, - пишет автор, - ... оказывал и во многом продолжает оказывать определяющее влияние на все стороны жизни общества и государства, включая внешнюю политику". Далее он пишет о "мессианских устремлениях" бирманцев, рассматривавших свою страну как "центр буддийского мира". Помимо мессианства, важное воздействие на ментальность бирманцев оказала буддийская концепция "срединного пути", которая породила и ориентировала Бирму на политику нейтралитета и Движение неприсоединения.
Без понимания этих глубоких социопсихологических основ, своеобразного генетического кода, записанного в исторической памяти народа, нельзя, исходя лишь из упрощенных экономических схем, понять и объяснить внешнюю политику и дипломатию любой страны, тем более восточной. Н. Листопадов ориентирует российского дипломата, читателя на необходимость изучения исторического прошлого страны пребывания, ее культуры, традиций, религии, менталитета, образа жизни - всей среды обитания человека и функционирования общества, его внутренней структуры, материальной и духовной составляющих, чтобы действовать адекватно.
После постановки и анализа этих важных общетеоретических проблем автор переходит к рассмотрению внешней политики существовавших в Бирме режимов: парламентской демократии У Ну (1948-1962 гг.), "Бирманского пути к социализму" военных во главе с генералом Не Вином (1962-1988 гг.) и сегодняшнего посткризисного.
Наблюдаемая исследователем эволюция политических режимов в стране свидетельствует о многом, точнее, о некоторых закономерностях, свойственных всем государствам, особенно азиатским, с неустоявшимися демократическими институтами, несформировавшимся общественным сознанием, с народом, мечущимся от демократии к тоталитаризму и обратно в надежде на чудо от власти.
Бирма в рассматриваемый автором период проделала циклический путь от парламентской демократии премьера У Ну, через пики политики нейтрализма и неприсоединения, когда ее международный авторитет был высок (к посредничеству У Ну прибегали даже США и Китай при обмене пленными), до установления власти военных, режима генерала Не Вина, приведших бирманцев к "отрицанию западных либеральных ценностей и перекрытию каналов декадентского иностранного влияния", самоизоляции, к выходу Бирмы из Движения неприсоединения и глубокому структурному кризису. Наконец, новый
современный этап характеризуется возвратом к ценностям парламентской демократии, внедрением рыночных отношений, вокруг чего идет острая борьба.
Исторический опыт Мьянмы показателен для новых независимых государств постсоветской пространства России, переживающих СХОЖИЕ процессы политического развития, структурирования государственности, формирования и эволюции внешнеполитических курсов. Вывод Н. Листопадова о том, что положение Мьянмы будет оставаться неустойчивым до тех пор, пока не удастся достигнуть хотя бы минимального национального согласия, вполне применим к сегодняшним постсоветским реалиям. Во многом именно в этом полезность и своевременность его книги.
Н.А. ЛИСТОПАДОВ
Мировая экономика и международные отношения 2001г.
|