Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
Африка в тисках национальных проблем

Недавние события в Руанде и Бурунди показали, что акцент, требующий наиболее пристального внимания, переместился сегодня в сторону урегулирования конфликтов на этнической почве", - заявил президент Кении Даниэль арап Мои в Аруше в августе 1994 г. на заседании Специальной сессии Организации африканского единства (ОАЕ), посвященной вопросу о роспуске Комитета освобождения ОАЕ.

А ведь еще не так давно лидеры африканских государств либо категорически отрицали наличие этнических проблем в своих странах, либо сводили их лишь к трибализму - межплеменной вражде.

В большинстве африканских государств этнические проблемы либо замалчивались, либо игнорировались. Это настолько деликатные вопросы, что правительства ряда стран предпочитали даже не называть их, лишь изредка употребляя термин "регионализм" для характеристики этнических проблем. Переписи населения последних десятилетий либо вообще не учитывали этническую принадлежность, либо соответствующие тома (например, в Танзании) предназначались только для служебного пользования и недоступны исследователям. Невозможно найти данные по этническому составу государственных и партийных руководящих органов, по расходам на развитие регионов, населенных теми или иными этническими группами.

Как показывают полевые исследования и наблюдения автора в 20 государствах Африки, этнический фактор не только продолжает играть значительную роль в различных сферах жизни африканских государств, но в 80-х годах его роль усилилась и обострение межэтнических противоречий в ряде стран выливается в гражданскую войну.

Возрастание роли этничности связано с рядом факторов: нерешенность экономических проблем и усиливающаяся социальная напряженность, политическая нестабильность и затянувшиеся региональные конфликты, усугубляющие сложности и в межэтнических отношениях, повышение значимости традиционных этнокультурных ценностей в условиях научно-технического прогресса и как следствие этого рост национального самосознания и стремление сохранить свою культуру и языки и т.д. Немаловажное "стимулирующее" значение имеют и события в странах Восточной Европы, и острота межнациональных отношений в ряде регионов бывшего Советского Союза.

Этнический фактор не только продолжает играть значительную роль в различных сферах жизни африканских государств, но обострение межэтнических противоречий в ряде стран выливается в гражданскую войну.

Для переоценки и пересмотра существующих концепций этничности имеют значение события в Южной Африке, крушение системы апартеида и политика, направленная на создание многорасового общества.

Этничность проявляется в разных сферах жизни: в деятельности партий, в функционировании органов управления, в армии, в социально-экономической и культурной сферах и т.д.

В большинстве африканских стран мало что изменилось после введения многопартийной системы: партии и организации, по существу, выражают интересы определенных этнических групп, хотя лидеры партий могут это решительно отрицать. В Эфиопии, например, в 1993 г. насчитывалось около 80 таких организаций, партий, движений; в Замбии Объединенная демократическая партия считается партией лувале; в Анголе УНИТА опирается на овимбунду; в Камеруне Национальный союз за демократию и прогресс пользуется поддержкой мусульманских народов Севера, и прежде всего фульбе; этническую базу Союза народов Камеруна составляют бамилеке и англоговорящее население Западной провинции. В Гвинее Партия единства и прогресса опирается на сусу, ряд партий объединяет в своих рядах фульбе и т.д. В Бурунди партия единства и национального прогресса (УПРОНА) выражает интересы тутси. Фронт за демократию в Бурунди (ФДБ) пользуется поддержкой хуту.

В армии этнический фактор проявляется по-разному. Одной из особенностей африканских армий является ее этнический состав: она комплектовалась не из всех народов, живших в данной стране. Как правило, офицерский состав в бывших британских владениях (Нигерия, Гана) набирался из более развитых южных районов, рядовыми же были представители более отсталых этнических групп.

Так, в Нигерии солдаты рекрутировались из глухих районов Северной Нигерии, в то время как административные и технические посты в армии занимали игбо. В Конго большинство солдат составляют северяне - менее развитые в культурном отношении. Все это приводило к отрыву офицерства от массы солдат, а этническая разобщенность в критические моменты подрывала сплоченность армии.

Армия не была свободной от трибалистских настроений: в качестве примера можно привести Уганду, где наблюдались межэтнические конфликты между ачоли, ланго и другими народами. Вооруженные силы Бурунди, состоящие почти сплошь из тутси, всегда считались традиционной опорой правящего меньшинства. Экстремисты - тутси не раз выступали инициаторами межэтнических столкновений.

Что касается социально-экономической сферы, то и здесь этничность имеет разные формы: преимущественное внимание развитию районов, из которых происходят представители верхних эшелонов власти (кикуйю при режиме Джомо Кениаты в Кении, бауле в Кот-д'Ивуар, бемба в Замбии и т.д.), борьбы за ресурсы (и власть) между представителями различных этнических групп, например, между кикуйю и луо в Кении, между южанами игбо и йоруба северянами хауса (а также между игбо и йоруба) в Нигерии, арабами и кабилами в Алжире и т.д.

В сфере культуры усиление интереса к собственным культурным ценностям и языкам в ряде стран обостряет межэтнические отношения и внутриполитическую ситуацию в целом. В качестве примера может служить Алжир, где бербероязычное население вновь и вновь выступает в защиту своего языка и культурного наследия (доказательство этому - события октября 1994 г.). Причем движение, ограничивавшееся в прошлом культурными требованиями, политизировалось и привело к созданию партий. Объединение за культуру и демократию и Фронт социалистических сил, понимая опасность исламского фундаментализма, выдвигает требования, касающиеся не только кабильского языка и культуры, но проведения широких демократических преобразований общества.

Национальный вопрос существует" всюду и его нерешенность неизбежно приводит к осложнению отношений между народами, к политической нестабильности. В каждой конкретной" стране на первый план в области национальных отношений выдвигаются свои проблемы, обусловленные спецификой исторического, политического и социально-экономического развития, в том числе и наследием колониального прошлого.

Наиболее остро этнические проблемы стоят в Руанде. Бурунди, Судане, Чаде, Нигерии, Заире, Анголе, Эфиопии, Южной Африке.

Руанда

События 1994 г. в Руанде потрясли весь мир. Сложные отношения между основными этническими группами хуту и тутси вылились в зверские случаи насилия, унесшие тысячи жизней.

Население Руанды, насчитывающее по последней переписи 1992 г. 8 млн. чел., делится на три группы, различающиеся между собой как по этническим признакам, так и по социальному и политическому статусу: тутси, хуту и тва. И хотя тутси насчитывал ют 15-20% населения, они в течение нескольких столетий занимали господствующее положение и контролировали всю политическую и экономическую жизнь страны.

Хуту - один из народов банту - составляют более 80% населения. В отличие от скотоводов - тутси, хуту - земледельцы. Крестьяне-хуту по традиции пасут стада, принадлежащие тутси и находятся в феодальной зависимости. Тва - пигмеи по происхождению - насчитывают, вероятно, немногим более 1 % населения страны. Некогда тва занимались исключительно охотой. Однако исчезновение дичи заставило их искать работу по найму, многие стали работать в хозяйствах тутси. Хуту и тутси всегда смотрели на тва как на существа низшего порядка.

В 1960 г. хуту под руководством партии ПАРМЕХУТУ (Республиканско-демокра-тическое движение) захватили власть и с тех пор удерживают ее. Тутси были практически отстранены от руководящих постов.

Случаи открытых межплеменных конфликтов имели место в Руанде неоднократно. Особенно острые формы эти отношения принимали в 1963 и в последующие годы.

Этнический стереотип, выработавшийся в Руанде и Бурунди, тесное переплетение социально-этнических противоречий сказываются на межэтнических отношениях.

Хотя все эти группы населения экономически тесно взаимосвязаны и говорят на одном языке (кирунди в Бурунди и киньяруанда в Руанде), однако во всех других областях жизни до независимости существовала строгая сегрегация. Причем зажиточные тутси, будучи по традиционному статусу значительно выше хуту, стараются и ныне сохранить эту сегрегацию, а хуту, естественно, выступают против. Их протест, социальный в своей основе, принимает зачастую форму межэтнической борьбы, так как направляется он против господствующей группы тутси. Родовая знать тутси, защищая свое особое положение в обществе, старалась еще больше подчинить своей власти хуту. Как уже отмечалось, нередко социальные конфликты между хуту и тутси принимали характер открытой вражды и сопровождались массовыми убийствами.

Руандийский патриотический фронт (РПФ), созданный беженцами-тутси вел борьбу против правительственных войск с осени 1990 г. После трех лет гражданской войны, принявшей ярко выраженный межэтнический характер, в августе 1993 г. РПФ согласился принять участие в работе многопартийного правительства. Ранее в структурах государственной власти преобладающее положение занимали хуту.

Трагические события в Руанде в 1994г. начались после гибели в авиакатастрофе 6 апреля 1994 г. президента Жювенадя Хабиариманы, хуту по этнической принадлежности. Власти страны обвинили в этом представителен тутси.

Начались массовые случаи убийств тутси, поджога их домов и т.д. По словам французского священника Габриэля Мэндероиа, прожившего в Руанде 35 лет, одного из его прихожан заставили силой убить свою жену только потому, что она была тутсн. Он знал женщину-хуту, которая была замужем за тутси, и убила своих детей, так как в их жилах текла смешанная кровь.

Был сорван с таким трудом шедший процесс переговоров между правительством я РПФ. В ответ на репрессии против тутси РПФ развернул наступление на войска правительства и в результате пришел к власти.

По некоторым данным, из 8 млн. населения в Руанде осталось около 3 млн., остальные либо погибли, либо бежали в соседние страны. Число жертв в этом конфликте оценивается от 1 до 1,5 млн. человек.

Бывшее правительство Руанды, которое находится в изгнании в Заире, предложило следующие условия национального перемирия: раздел власти между прежним руководством Руанды, в котором преобладали хуту. и нынешним, выражающим интересы тутси, формирование новой национальной армии с участием как тутси, так и хуту.

Хуту, бежавшие в апреле от погромов, остаются в лагерях беженцев и боятся возвращаться а Руанду. Большинство из тех, кто вернулся (100-150 тыс. человек) , - это тутси, покинувшие страну во время предыдущих столкновений в 70-80-х годах.

По некоторым данным, из 8 млн. населения в Руанде осталось около 3 млн., остальные либо пегибли, либо бежали в соседние страны. Число жертв в этом конфликте оценивается от 1 до 1,5 млн., человек.

Обстановка в Руанде продолжает оставаться крайне напряженной.
Комиссия экспертов, занимавшаяся по поручению Совета Безопасности ООН расследованием этнической резни в Руанде, потребовала создания международного трибунала для привлечения к судебной ответственности лиц, виновных в преступлении.

Ангола

Этничность серьезно осложняет ситуацию а Анголе. Гражданская война, в которой этнический фактор занимает серьезное место, продолжается с 1975 г., сразу после провозглашения независимости. По некоторым данным, в этой войне погибли более полумиллиона ангольцев. В Анголе существует IS языковых групп, на которых говорят НО различных народов. Наиболее многочисленны (около 40% населения) овимбунуду, 23% - амбунду, 13% - конго и т.д. Каждый из этих народов состоит из множества подразделении: 16-у овимбунду, 21 - у амбунду, f 8 - у конго и др. Все эти племенные группы сохраняют не только самоназвания и диалекты, но, что особенно важно, - этническое самосознание. Это оказывает влияние на политические, этнические, культурные процессы.

Народы Анголы значительно отличаются друг от друга по уровню социально-экономического и культурного развития. Наиболее развиты овимбунду, а также Конго, которые еще в XIV-XV вв. были создателями раннефеодального государственного образования Конго. Государства существовали также у амбунду (Ндонго), лунда (Лунда), хата (Касанжи) и др. Самые отсталые этнические группы - бушмены, готтентоты (в южных и юго-западных районах страны), пигмеи тва (на северо-востоке). Они во многом сохраняют еще черты первобытнообщинного строя.

Стремясь создать себе социальную опору, португальские колониальные власти придавали большое значение формированию африканской элиты, воспитанной на португальской культуре и преданной колониальному режиму.

Наибольшее влияние португальской культуры испытали на себе конго (еще в начале XVI в. дети знати направлялись на учебу в Португалию). Колониальные власти использовали овимбунду (как и конго) в качестве чиновников администрации. Из среды овимбунду вышла основная масса служителей церкви. В результате смешения с европейцами образовалась особая группа - мулаты.

Большие отличия существуют и в этнической психологии народов Анголы. По мнению исследователей, наибольшей открытостью, восприимчивостью к внешнему влиянию, в том числе идей, отличаются конго, амбунду, овимбунду. В то же время для них характерен этноцентризм. Амбунду и коиго динамичны, властолюбивы, с большим честолюбием, стремятся занять престижные должности. Другие народи, например гереро, более закрыты, редко смешиваются с другими народами.

Ни о какой единой ангольской нации (как этносоциальной категории) не может быть и речи на современном этапе ее развития.

Этнический фактор в Анголе играл большую роль, чем социальные связи и классовое самосознание. Он определил такие особенности национально-освободительного движения, как этническая разобщенность, регионалистские и сепаратистские тенденции. Подавляющее большинство возникавших антиколониальных организаций носило узкоэтнический характер: с 1955 по 1970 г. я Анголе существовало около 90 таких организаций.

Сложные отношения овимбунду с некоторыми этническими группами (лучази, луимбе и др.) восходят к временам работорговли, когда овимбунду уводили в рабство население из внутренних районов страны. В эпоху работорговли чокве совершали набеги на своих соседей и были поставщиками рабов для овимбунду и других прибрежных племен. До 1961 г. овимбунду почти не проявляли враждебности к своим северным соседям амбунду и KOWO, Положение изменилось, когда в результате спровоцированной ко-лониалистской агентурой межплеменной розни произошли столкновения между овимбунду, работавшими на плантациях кофе в Северной Анголе, и экстремистами конго.

Недовольство конго постоянно подогревают некоторые политические деятели Заира, стремящиеся возродить былое могущество и воссоздать государство Конго. Эта идея, выдвинутая Ж. Касавубу, имеет своих сторонников и среди ангольских конго. В то же время религиозный фактор (конго в Анголе - протестанты, в Заире - католики) влияет на отношения конго.

Недовольство населения вызывает и политика правительства Анголы, направленная на развитие районов, населенных амбунду. Имеют место высокомерное отношение мулатов, амбунду и конго к менее развитым народам. Сложности существуют также в южных районах страны.

В течение ряда лет режим Претории стремился создать в этих районах буферную территорию с целью лишить поддержки бойцов СВАПО, используя этнический фактор и разжигая недовольство существующим режимом среди овамбо и некоторых других народов. Существовал даже план создания на юге Анголы марионеточного государства, наподобие существующих бантустанов. На пост главы этого государства режим Боты намеревался посадить Ж.Савимби.

Этнополитнческую ситуацию в стране осложняет также национальная политика ангольского правительства, которое считает, что в стране существует единая ангольская нация. Между тем анализ этнических процессов в Анголе свидетельствует о том, что ни о какой единой ангольской нации (как этносоциальной категории) не может быть и речи на современном этапе ее развития.

В Анголе происходят консолидационные процессы среди овимбунду, амбунду. чокве. Существование племенных групп, на которые делится каждый из перечисленных этносов, сохранение членами этих групп устойчивого этнического самосознания свидетельствует о том, что консолидацнонные процессы еще далеки от завершения. Исключение составляют лишь овимбунду, у которых наблюдается большая степень консолидации и развивается самосознание принадлежности к этнической общности овимбунду.

Что же касается интеграционных процессов, т.е. сближения разных этносов на основе взаимодействия различных этнических компонентов, отличающихся друг от друга по языку, уровню социально-экономического развития и ведущих к формированию более крупных этносоциальных и этнополитических общностей, такие процессы (а тем более в границах всего государства) в современной Анголе только начинаются. Наиболее активно они идут в городах, районах горнодобывающей промышленности, плантационного хозяйства, где работают представители разных этнических групп.

Ликвидации трудностей в межэтнических отношениях, решению других проблем, связанных с этничностью, мешают существующие проявления национализма и шовинизма. прежде всего среди руководящих деятелей из числа амбунду я мулатов.

Долгие годы овимбунду жаловались на дискриминацию. Сохраняется неприязненное и презрительное отношение к ним со стороны городских жителей - мулатов, а также амбунду и конго, считающих их необразованными, плохо знающими португальский язык.

Все эти годы борьбы против УНИТА МПЛА стремился доказать, что УНИТА - марионеточная организация, созданная в интересах определенных политических кругов, в частности США, ЮАР и др., что УНИТА якобы никогда не имела поддержки ни одной из групп населения внутри страны.

Подобная концепция, положенная в основу стратегической линии МПЛА. наряду с другими факторами, вероятно, одна из причин столь затяжной гражданской войны. Сила Савимби и УНИТА заключается не только в получаемой иностранной помощи, но, может быть, это главное - в широкой поддержке крестьянства овимбунду, интересы и надежды которых она выражает, и опора на сохраняющиеся этносоциальные структуры.

До 1992 г. в ангольском руководстве не было ни одного овимбунду. Большинство руководящих постов в партийном и государственном аппарате принадлежит амбунду и мулатам, на втором месте - конго.

Многих трудностей в этнополитической ситуации в Анголе можно было бы избежать при условии проведения правильной национальной политики: уважение ко всем народам, борьба против этнической дискриминации, уважение к традиционным культурам, использование финансовых средств не только для разбития районов, населенных амбунду, и т.д.

Рост национального самосознания в последние годы и все более усиливающийся интерес народов к традиционной культуре повышают значимость языковых и культурных проблем. Между тем, по имеющимся неофициальным данным, большинство представителей правящей верхушки МПЛА говорит исключительно на португальском языке. Молодежь {особенно в городе) почти не знает родных африканских языков. В противоположность руководящим деятелям МПЛА лидер УНИТА Ж. Савимби всячески демонстрирует свое знание местных традиций. Он говорит на 12 языках ораны и обращается к населению на его родном языке.

Ликвидации трудностей в межэтнических отношениях, решению других проблем, связанных с этничностью, мешают существующие проявления национализма и шовинизма, прежде всего среди руководящих деятелей из числа амбунду и мулатов.

События в Анголе показывают, какую огромную роль играет этичность как в политической жизни, так и в интеграционных процессах. Национализм овимбунду, взращенный в том числе и неправильной национальной политикой МПЛА и ангольского правительства, существующей дискриминацией, сохранением этнических стереотипов и укрепленный за годы войны против существующего режима, оказывает значительное негативное воздействие не только на этнополитическую ситуацию, то также на стабилизацию внутриполитической обстановки в стране и выход ее из затяжного кризиса.

Эфиопия

В Эфиопии приход к власти в мае 1991 г. в результате свержения режима Менгисту Хайле Мариама выходцев из северной провинции - тыграй привел к обострению этнополитической ситуации. Тыграй заняли ведущие посты в созданном переходном правительстве составляют основу правящей партии Эфиопского народного революционного демократического фронта (ИПРДФ). Это вызывает недовольство представителей политических и этнических движений, боровшихся против Менгисту Хайле Мариамз. Они требуют более широкого представительства в правительстве. Обострились отношения между тыграй и амхара, тыграй и оромо и т.д.

Амхара недовольны утратой былого господства. В беседах представители интеллигенции амхара открыто выражают недовольство существующей ситуацией и не хотят мириться с утратой былого доминирующего положения. Аристократия амхара с презрением относится к малограмотным и необразованным тыграй. Наблюдается тенденция к все большей политической консолидации амхара. Интересы амхара выражают Эфиопское народное демократическое движение (ЭПДТ).

Все более активизируются сторонники восстановления монархии (в основном амхара). В июне 1991 г. в Вашингтоне по инициативе части эфиопской диаспоры в США было создано монархическое движение Мо-Амбесса, что означает "Победоносный лев Иудеи" (титул императора Хайле Селассие). Основная задача движения передать власть в Эфиопии 75-летнему сыну Хайле Селассие (в 1990 г. наследный принц Асфа Воссен провозгласил себя императором Эфиопии и принял имя Амхи Селассие Первый). По мнению приверженцев Мо-Амбесса, император должен быть символом "государства и единства народа" по английскому или японскому образцу. Они считают, что новое административно-территориальное устройство не учитывает реальной ситуации и не только не решает многих старых проблем, но и создает новые. Со второй половины ноября 1991 г. Мо-Амбесса ведет легальную работу в стране, имеет представительства в нескольких городах и насчитывает, по данным лидеров движения, около 10 тыс. человек.

Эти монархические тенденции заметно проявились на XIII Международной конференции по эфиопским исследованиям, состоявшейся в сентябре 1994 г. в Ист Лан-синге (США): несколько заседаний было специально посвящены восхвалению нсторической роли императора Хайле Селассие.

Оромо, составляющие по переписи 1984 г. 23 млн. чел., т.е. более 50% населения, выражают недовольство политикой правящей партии и засилием тыграй, пришедших на смену амхара. Оромо очень мучительно переживают последствия многолетней политики амхаризации и стремятся к автономии вплоть до создания собственного государства Оромия.

Многочисленные этнические меньшинства выступают против амхара и оромо. Рост национального самосознания этнических меньшинств выражается в стремлении к автономии. Одним из показателей этого возросшего самосознания является создание партий и организаций на этнической основе и возникновение многочисленных национальных движений. На местах активизация этнических меньшинств приводит к осложнено? отношений с представителями оромо, амхара и с новой властью в лице тыграй. Хотя амхара и оромо более образованны и по праву занимают руководящие должности, намечается все большая тенденция к замене представителей этнических меньшинств и назначению "своих".

В соответствии с новой системой "этнического федерализма" Эфиопия pазделенa на 14 регионов по этническому принципу. Однако проведенные административные границы вызывают недовольство некоторых народов. Например, оромо входят в разные административные регионы.

Рост национального самосознания этнических меньшинств выражается в стремлении к автономии.

Высшим органом власти в стране является Совет представителей в составе 87 человек от национальных движений и партий. В соответствии с существующим положением этнические группы представлены строго фиксированным числом представителей. Некоторые народы оказались вовсе не представленными. Подобная этническая арифметика, как показывают беседы с представителями интеллигенции, в частности в Аддис-Абебском университете, вызывает негативную реакцию.

Принципы хартии переходного правительства - как основы национальной политики - к сожалению, пока остаются лишь на бумаге, и, судя по ситуации, в ряде провинций, где проводились исследования (например, в Иллубаборе, Гома-Гофа), не претворяются в жизнь. Назначение же на места в качестве представителей центральной власти тыграй приводит к недовольству местного населения.

Р.ИСМАГИЛОВА.
доктор исторических наук, профессор
15.10.1995



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    Все стулья.ру
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    Все стулья.ру