Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
ЕЭС. Отношения России с ЕЭС
Расширение ЕС и Калининградская область

Калининградская область имеет территорию 15.1 тыс. кв. км и население 950 тыс. человек. По плотности населения это одна из самых густонаселенных областей России (более 60 чел./км2). От основной территории страны Калининградская область отделена Литвой и Белоруссией. Эти две страны являются важнейшими транзитными странами. Важным является также транзит через Польшу и Латвию.

Калининградская область одна из самых урбанизированных в России: 77% населения живёт в городах. В областном центре живет 45% населения. В Калининграде сосредоточено 70-80% всего экономического ресурса области, которую, таким образом, можно назвать областью одного города.

Так как жизнь в больших городах, особенно в портовых, отличается более высоким уровнем, в Калининграде с самого начала 90-ых годов были сильны реформистские настроения. Калининградская область не входила в "красный пояс" сторонников коммунистов, не добивались (в отличие от Псковской области) большого успеха и жириновцы.

Население КО на 87% славянское, из них русские составляют 79%. Сепаратистские тенденции в области стабильно слабы (4-6%), только бурное начало 90-ых годов было иным: тогда 20% опрошенных высказались за независимую республику. Для абсолютного большинства населения КО действительно неотъемлемая часть России. При этом важно постоянное и сильное желание калининградцев получить для области больше экономических прав (45-50%). Когда в январе 2000 г. впервые был задан вопрос о возможном особом статусе области, закреплённом в Конституции РФ, положительно на него среагировало более всего респондентов - 36%. К сожалению, пока нет данных о возможном изменении мнения калининградцев на этот счёт в ходе государственных реформ Путина.

Калининградская область относится к сравнительно благополучным регионам России. До 1999 г. население области росло за счет приезжающего контингента, сейчас прирост остановился. Важным показателем является то, что стоимость жилья в Калининграде очень высока - почти сравнима со стоимостью жилья в Санкт-Петербурге. Кризис августа-сентября 1998 г. вызвал в Калининграде, как и во всей России, серьезный стресс. Губернатор Л. Горбенко даже объявил тогда в области чрезвычайную ситуацию. Но тот кризис довольно быстро миновал, и мы имеем сейчас ситуацию, дающую надежду. Начался экономический подъём, в первую очередь в промышленности.

Почти на всей территории КО действует закон об особой экономической зоне (с 1996 г.). Он сильно помогает области, хотя инвестиционного бума не произвёл.

В Калининграде очень высока степень приватизации - более 70%. Много малых предприятий: 13 на одну тысячу жителей, это в два раза выше, чем по России. Очень много совместных предприятий: зарегистрировано около 1500. Функционируют 15-20%, остальные ждут лучшего часа. На СП работают всего 2.2% работающего населения Калининградской области, тем не менее, они производят более 23% всей продукции области. Не следует преувеличивать значение этого показателя, так как дело может быть не столько в очень хорошей работе СП, сколько в очень плохом состоянии дел на традиционных отечественных предприятиях, в том числе военного профиля. Тем не менее указанный факт является хорошим сигналом о том, в каком направлении нужно идти.

84% калининградцев высказываются за реформы, только 11% хотели бы вернуться к тому, как жили при советской власти.

Какие тревоги переживают и какие реальные трудности испытывают калининградцы? Приведём данные опросов, на начало 2000 г. Сильнее всего (назовём три первых фактора) людей волнует рост цен, рост преступности и война в Чечне. Менее всего - межнациональные отношения (они не волнуют почти никого), увеличение числа беженцев и оторванность от основной России.

Похоже, что калининградцам нравится некоторая изолированность области - подальше от воюющего юга России. Из реально пережитых проблем первыми тремя были: состояние здоровья, холод в квартире и запоздание с получением заработанных или пенсионных денег. Редкими проблемами оказались возможность заразиться СПИДом, требования дать взятку или уйти в отпуск, угроза личной безопасности (42% боятся роста преступности и только 7% пришлось это пережить). И, наконец, о ЕС и НАТО. 22% калининградцев готовы видеть Россию членом НАТО, 60% настроены против организации и против её расширения. Есть данные, касающиеся вступления в ЕС Литвы и Польши. 40% считают, что после этого связи с соседними странами ухудшатся, и только 26% надеются, что не ухудшатся. Очень характерно, что 34% не имеют ответа на этот вопрос.

Уже почти 10 лет Калининградская область живет в условиях эксклава. После шокового распада СССР первая половина этого срока оказалась очень трудной и для калининградцев, и для соседей, и даже для более дальних стран. Некоторые переживали эйфорию, некоторые растерянность, и многие вели себя неадекватно. Я приехал работать в Калининград в мае 1995 г. под шум международной сенсации. Американский конгрессмен Кристофер Кокс внес в палату представителей проект резолюции по Калининграду, в которой, среди прочего, предлагалось передать управление Калининградской областью от РФ некоему международному органу. Областная Дума 27 апреля резко осудила парламентария. Не молчали и газеты.

Годом раньше было целых два громких скандала. В феврале Европарламент принял резолюцию из 15 пунктов по Калининграду. Резолюция с позиций сегодняшнего дня не содержала агрессивных положений, но была осуждена в России за одностороннюю подготовку. В ноябре того же года Балтийская ассамблея также приняла резолюцию "О демилитаризации Калининградской области и дальнейшем ее развитии". Кроме демилитаризации в ней также предлагалось вернуться к прежним названиям населенных пунктов на территории области. Резолюция была осуждена тремя высокими инстанциями: обеими палатами Федерального собрания РФ и МИД РФ.

Искусственный вопрос демилитаризации доминировал на каждой тематической встрече по Калининградской области и блокировал обсуждение любых других вопросов. "Горячей" была и тема "регерманизации". Со стороны некоторых литовских кругов ставились вопросы об исторической и территориальной принадлежности части КО. Проезд через Литву был затруднён и даже небезопасен.

Прошло около пяти лет, и очень многое поменялось в лучшую сторону. Что положительного имеем мы сегодня? Каков наш региональный acqis communautaire, наш региональный базис достижений? Можно сказать, что он значителен, и что он может рассматриваться как основа модели трансграничного регионального сотрудничества в современных европейских условиях. Кроме того, как представляется, и на межгосударственном уровне везде существует понимание того, что Калининградская область является неотъемлемой частью Российской Федерации, что статускво должен сохраниться.

У Калининградской области налажены связи и с Польшей, и с Литвой, и с другими партнерами. Особенно хорошие отношения сложились с Литвой. С ней мы имеем сегодня "Нидскую инициативу" по выдвижению совместных проектов. Невероятно, но факт: за четыре последние года в Представительстве МИД РФ в Калининграде не было ни одной жалобы российских граждан на действия литовских властей на границе, хотя интенсивность движения является очень высокой - около 4 миллионов пересечений в 1999 г. Не было жалоб и с литовской стороны. Достаточно сказать, что с литовцами у нас с 1995 г. существует и развивается безвизовый режим взаимных поездок, при том, что между Россией и Литвой в целом установлен визовый режим. Это очень важно и для транзита в Россию. Литва, будучи небольшой страной, стала одним из главных инвесторов в Калининградской области.

Согласно "теории треугольника", три партнёра могут создать хорошие условия регионального экономического развития. Три стороны - Калининградская область РФ и различные партнёры из Литвы и Польши - создали неплохой треугольник добрососедства.

Обвинять Россию в сверхмилитаризации области и раньше не было серьёзных оснований, так как договор о фланговых ограничениях не нарушался. Теперь же, когда по совпадающим данным в КО находится всего 25 тысяч военнослужащих, это вообще не тема для серьезного разговора.

В Калининграде работают дипломатические и консульские представительства шести стран (Белоруссии, Дании, Исландии, Литвы, Польши и Швеции), было заключено четыре межправительственных соглашения с Литвой (1991, 1999), Польшей (1992) и Белоруссией (1999) о сотрудничестве на калининградском направлении и создано, соответственно, три Совета регионального сотрудничества. С Латвией отношения гораздо менее развиты, в Калининграде даже нет консульских представителей этой страны. У области множество региональных партнеров в Литве, Польше, Белоруссии, ФРГ, Дании, Швеции, Нидерландах. Установлены партнерские связи с германской землей Шлезвиг-Гольштейн.

Расширяется сотрудничество на основе подписанных губернатором Л. Горбенко и главой правительства Шлезвиг-Гольштейна X. Симонис в 1999 г. Меморандума о сотрудничестве, а также Меморандума о парламентском сотрудничестве, который в 2000 г. подписали председатель Областной думы В. Устюгов и президент Х.-В. Аренс.

Очень широкие партнерские связи имеет город Калининград. Поэтому в 1999 г. он получил почётный флаг Совета Европы, который развевается сейчас над зданием мэрии. Муниципальные образования области участвуют в двух еврорегионах - "Балтика" и "Сауле".

За последние несколько лет стало очевидным, что Калининградская область РФ и её непосредственное окружение не только привыкли друг к другу, но и поняли, что они "обречены" на тесные отношения и добрососедство. Сейчас в Калининградском государственном университете уже изучается большинство языков стран Балтийского региона. Северный Совет министров открывает в Калининграде свое информационное бюро, и тогда может настать день, когда будут изучаться все языки этого региона.

Социологические опросы показывают, что для калининградцев растёт авторитет соседних стран. Так, на вопрос "С какими странами прежде всего нужно развивать экономические отношения?" в 1996 и в 2000 гг. были получены соответствующие ответы: Польша (56% и 49%), Германия (40% и 49%), Литва (40% и 49%), Белоруссия (36% и 40%). То, что Польша утратила часть своей привлекательности, связано с целым рядом факторов, в том числе, очевидно, и со вступлением Польши в НАТО в 1999 г., но кардинального изменения в отношении к этой стране всё-таки не произошло.

Кажется совершенно нереальной, фантастической ситуация, что всё положительное должно исчезнуть, когда Литва и Польша вступят в ЕС. Неужели от того, что правила ЕС другие, все наши договоры согласия придётся денонсировать? Разве мы ошибались, выстраивая хорошие отношения с соседями? И Совет Европы ошибался, когда наградил город Калининград своим почётным флагом за развитие сотрудничества?

Представляется, что некоторые изменения невозможны в правовом смысле. Рассмотрим ситуацию со взаимными безвизовыми поездками из Калининграда и в Калининград. Речь идет о том, что Литва и Польша должны будут присоединиться к Шенгенскому договору и отменить в одностороннем порядке безвизовые поездки с Калининградом.

Право на свободу передвижения относится сегодня к одному из базовых прав и свобод человека. Оно тем более важно и психологически, и во всех других жизненных аспектах для жителей островных государств и анклавных территорий, какой и является Калининградская область РФ. В Калининграде привыкли к этой свободе и широко пользуются ею. В 1999 г. было 8.6 миллиона пересечений границы области на литовском и польском направлениях. Велики объёмы приграничной торговли, что важно для существования многих людей, живущих по обе стороны границы. Одним словом, люди пользуются свободой передвижения широко, и это во многом определяет их образ жизни. Как можно отнять или уменьшить эту важную для людей свободу? Любое политическое решение, направленное на изъятие свобод человека, является антидемократическим и юридически ничтожным.

Отнять или ограничить свободу людей может только суд. То есть можно было бы представить себе ситуацию, что Европейский суд принимает решение об ограничении свободы передвижения калининградцев и их соседей, переводя их отношения на визовые. Однако для принятия такого судебного решения необходимо иметь обвинение против этих людей. А в чём можно обвинить мирных жителей Калининградской области и соседних стран? Такого обвинения в массовом варианте выдвинуть невозможно, а это значит, что и в судебном порядке запретить калининградцам свободно ездить к соседям и пересекать транзитом их территории для поездок "из России в Россию" нельзя.

Юридически несостоятельные решения, наносящие моральный и материальный ущерб, люди имеют право не выполнять. Будучи вынужденными выполнять эти решения, они получают, однако, право их опротестовать, например, через комиссию Совета Европы и, может быть, другие инстанции. В конце концов, дело может закончиться тем, что Европейскому союзу придётся выплачивать компенсацию за нанесённый ущерб. Серая линия или "бархатный занавес" виден не только на карте. Сегодня - это государственная граница на Северо-Западе Европы, и она, эта граница, становится всё более труднопроходимой. Бархатный занавес всё более превращается в забор с узкой калиткой. Если в Юго-Восточной Балтике удаётся пока сохранять нормальные безвизовые отношения, то Латвия и Эстония хотят прекратить полностью безвизовые посещения жителями приграничных деревень даже могил родственников по другую сторону границы. Это было возможно несколько раз в год по большим церковным праздникам, но Брюссель, Рига и Таллинн увидели в этом угрозу национальной и европейской безопасности.

Еще один тревожный фактор можно назвать угрозой неопределенности. С того момента, когда Литва и Польша стали ассоциированными членами ЕС, переговоры с представителями этих стран стали нередко носить странный характер. Собеседники часто нам отвечают: "Мы не можем решить этот вопрос, его нужно решать в Брюсселе". А разговаривая на ту же тему с людьми из Комиссии (КЕС), мы слышим: "Нет, такие вопросы по-прежнему должны решаться на двусторонней основе между соседями". В такой ситуации ориентироваться непросто.

Третий трудный момент - это получение информации от КЕС и от наших соседей об их переговорах с ЕС. Речь идёт о той информации, которая касается Калининградской области. В марте 2000 г. мы встречались в Брюсселе с некоторыми чиновниками Комиссии и были удивлены отказом в предоставлении нам информации о переговорах о вступлении в ЕС Польши. Кстати, Литва информирует нас о своих переговорах с ЕС официально. Хотелось бы получать важную для нас информацию и от поляков, и от Комиссии. Во время бесед в Брюсселе мы сообщили целый список калининградских озабоченностей в связи со вступлением Литвы и Польши в ЕС. Эти проблемы почти очевидны и связаны с вопросами транзита грузов и электроэнергии через территорию Литвы, рыболовства в Куршском заливе, удержания уровня жизни в Калининградской области так, чтобы разрыв с соседями не стимулировал нелегальные процессы. Что положительное несёт Калининграду и России присоединение Литвы и Польши к ЕС?

Сегодня довольно высоки польские ввозные пошлины. У ЕС, как известно, ввозные пошлины очень низки - средняя пошлина составляет 1%. Поэтому после вступления Польши в ЕС торговля с нею может оживиться, хотя ожидать, что польский рынок полностью откроется для российских товаров, было бы наивно. Появятся новые ограничения (квоты, стандарты и т.п.), и результатом может стать даже уменьшение объёмов торговли. Больше ограничений может появиться и в торговле с Литвой.

Положительным моментом может стать дополнительная стабилизация отношений с Польшей. Сейчас, к сожалению, имеют место довольно частые и неприятные неожиданности. (Так, например, в конце мая 2000 г. польская сторона сделала так, что теперь у нас нет прямого пассажирского железнодорожного сообщения Калининград-Берлин. Исчезла единственная возможность ехать поездом в Европу.) Надеемся, что легче будет вести и региональное сотрудничество с этой страной.

Отрадно, что в последнее время появляется всё больше документов, формирующих основу для широкого сотрудничества ЕС с Калининградской областью. Правда, в "Коллективной стратегии" ЕС в отношении России, принятой в Кельне в июне 1999 г. и затем переданной российской стороне, о Калининградской области говорилось мало. В некоторых рабочих документах ЕС, например, по "Северному измерению", в 1999 г. давалась крайне негативная характеристика области и возможностей сотрудничества с ней. Ситуация резко поменялась, когда в октябре 1999 г. тогдашний глава российского Правительства В. Путин передал российский вариант Стратегии на среднесрочную перспективу (до 2010 г.).

В российском тексте имеется большой пункт (8.3), специально посвященный проблемам Калининградской области и необходимости заключения специального соглашения по ней. Кроме того, он содержит ставшее крылатым выражение о превращении Калининградской области в "пилотный" регион сотрудничества РФ-ЕС в XXI в. После появления российской Стратегии в новых проектах по "Северному измерению" Калининградская область стала присутствовать широко и в конструктивном аспекте.

В совместном заявлении после саммита Россия-ЕС 29 мая 2000 г. сказано о согласованной готовности обсуждать "особые проблемы Калининградской области", возникающие вследствие расширения ЕС. К сожалению, визовые вопросы уже не только тормозят, но и блокируют наше сотрудничество со странами и органами ЕС. Из-за визовых проблем так и не смогло развернуть свою работу представительство города Калининграда в Брюсселе. Ко мне обращается очень много людей за помощью, я не всем могу помочь, и моя жизнь постепенно превращается в постоянную борьбу за визы.

Что могла бы представлять собой Калининградская область как пилотный регион сотрудничества?

Очевидно, что это должно и может определиться только в ходе специальных переговоров или консультаций РФ-ЕС, которые могут состояться вместе или после обсуждения "особых проблем", о которых сказано в Совместном заявлении РФ-ЕС 25 мая 2000 г.

Предлагаемые соображения по разработке и осуществлению пилотного проекта во многом предполагают сохранение и развитие Особой экономической зоны в Калининградской области РФ, которая существует с 1996 г.

1. Калининградская область могла бы получить недискриминационный доступ к ЕС -программам регионального развития и приграничного сотрудничества, в том числе и к тем, которые до сих пор остаются для неё закрытыми (РНАRЕ и др.). Это могло бы происходить, например, путём осуществления совместных проектов, подобных выдвигаемым вместе с Литвой в рамках "нидской" инициативы. Имеются также совместные проекты с землей Шлезвиг-Гольштейн (ФРГ), с Данией. Совместно с немецкой стороной в Калининграде создается технопарк.

В конце концов, у КЕС могла бы появиться специальная программа и фонд финансирования совместных проектов приграничного сотрудничества с Калининградской областью РФ.

2. Программа ТАСИС, предусмотренная для России и стран СНГ, которая ранее скомпрометировала себя своей умозрительностью и отсутствием практических результатов, могла бы стать программой технико-экономических обоснований под реальные иностранные или смешанные инвестиции.

3. Калининградская область отличается от других регионов России большим количеством малых и средних предприятий. Развитое малое предпринимательство стало результатом действия Закона об Особой экономической зоне в Калининградской области. Очевидно, что интенсивно могла бы развиваться международная кооперация малого предпринимательства, чтобы малые и средние фирмы получали больше заказов из-за границы, например, через бизнес-инкубатор, который сейчас создается. Инвестирование в малое и среднее предпринимательство могло бы сопровождаться международным страхованием рисков.

4. От итальянской компании "Макросистемы" поступило и прорабатывается предложение о создании на территории КО "Европейской территории высшего качества". Немного странно то, что оно поступило из Италии, а не от балтийских соседей. Именно на Балтике вопросам экологии и качества жизни уделяется первостепенное внимание. Тем не менее, эта пришедшая из Италии идея позволяет развернуть широкую программу, согласно которой в промышленности области осваивались бы стандарты ISO 9000, был бы открыт центр сертификации товаров под стандарты ЕС, совместный центр подготовки или стажировки российских управленческих кадров, различные центры по экологии, профилактике и восстановлению здоровья людей с оказанием услуг для россиян и иностранцев, интенсивно развивался бы туризм.

Сегодня идея о превращении территории Калининградской области в территорию высшего качества жизни кажется несколько фантастической, тем не менее, и такую цель можно поставить как пилотную. Для этого существует много предпосылок. В КО нет больших источников радиации и радиационных загрязнений, много заповедников и памятников природы. Куршская коса, например, будет внесена в список ЮНЕСКО. Уже сегодня центр Калининграда и сервис в нем выглядят вполне по-европейски, а проводимая у нас сборка автомобилей ВМW достигла баварского качества. Продовольствие местного производства очень высокого качества и совершенно безопасно: о продуктах с изменённой генетической структурой мы знаем только из СМИ.

Некоторые моменты проекта "Калининградская область - пилотный регион сотрудничества" могут определиться в ходе реализации Плана действий по "Северному измерению" ЕС, где области уделяется значительное внимание.

В декларации ООН об основных семи принципах международного права, принятой 24 октября 1970 г., говорится о том, что народы Объединённых Наций "преисполнены решимости жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи". Термин "добрососедство" очень широко используется в текстах международных договоров. Так, начиная с 1990 г. СССР и затем Россией было заключено более 100 договоров и соглашений со многими странами, в которых упоминается "добрососедство".

Интересно, что добрососедство упоминается даже в тех документах, когда другая договаривающаяся сторона географически соседом России не является: Колумбия (8 апреля 1994 г.), Канада (19 июня 1992 г.), Румыния (5 мая 1992 г.), Дания (4 ноября 1993 г.). 9 ноября 1990 г. был подписан Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между СССР и ФРГ, имеется еще несколько соглашений РФ-ФРГ, где также говорится о добрососедстве.

Термин этот применяется все чаще и в соглашениях регионального уровня. Однако в российских энциклопедиях и справочниках определения "добрососедства" нет. Другими словами, это понятие не является закрепленной международной правовой нормой, оно остается пока только благородной целью. Однако тем, кто хочет осуществлять добрососедские отношения, очень помогла бы однозначная, чёткая категория современного добрососедства, применимая на практике.

Эта категория могла бы быть более содержательной, более богатой аспектами, чем партнерство и сотрудничество только высоких договаривающихся сторон, то есть центральных властей государств.

Очевидно, что в осуществлении устойчивого добрососедства должны участвовать региональные и местные власти. Однако имеется много вопросов. Должны ли центральные, региональные и местные власти строить свое законодательство и практику так, чтобы было больше правовой совместимости и совместимости компетенции трансграничных партнеров?

В каких отношениях должны находиться добрососедство и субсидиарность? Является ли цель добрососедства сигналом к максимально широкой совместной деятельности? Является ли вообще "добрососедство" повсеместным императивом? Почему в базовых документах (Декларация МИДов и Положение) Совета Государств Балтийского моря стремление к добрососедству, в отличие от Декларации ООН, не упоминается? Может быть, поэтому нерешённой задачей пока остается совмещение и согласование деятельности СГБМ и Совета балтийского субрегионального сотрудничества?

Несовместимость правовых полей и компетенции партнеров встречается нередко. Так, в январе 1998 г., когда возникли трудности на погранпереходах с Польшей, мы старались разрешить ситуацию с помощью действующего до сих пор двустороннего межправительственного Соглашения о взаимных поездках граждан от 1979 г., а польские пограничники объясняли, что они обязаны поступать в соответствии с новым внутренним Законом об иностранцах.

Другой пример: в результате административной реформы в польских воеводствах основным координатором внешних связей стали органы представительной власти - сеймики, у нас же основным актёром является администрация области. Снова явное несовпадение. Велики различия и в парциальном участии сторон в еврорегионе "Балтика". Получилось так, что от одних стран участвуют только городские муниципалитеты, от других - большие административно-территориальные образования.

Балтийский регион состоит из 162 субрегионов. Для развития тесного добрососедского сотрудничества, которое так необходимо и Калининградской области, чтобы стать пилотным регионом сотрудничества Россия-ЕС, политикам и дипломатам стоило бы вместе подумать и сформулировать Принципы добрососедства в Балтийском регионе, а позднее, может быть, удалось бы даже заключить Конвенцию о балтийском добрососедстве.

А. Кузнецов
2001



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки